Психология преступного поведения доклад

Обновлено: 18.05.2024

Цель курсовой работы:
Изучение преступного поведения, его стадий, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Знать все особенности преступного поведения, что дает ему возможность четко представить себе, как и какими способами можно предупреждать преступления; мотивы преступного поведения, осознанные и бессознательный, процесс возникновения, развития, коррекции мотивов, появление новых; роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений; в целом причины преступного поведения.
Уметь выявлять подлинные мотивы преступного поведения и на этой основе создавать типологии личности преступников; оценивать роль внешних обстоятельств в реализации преступного поведения; ориентироваться в различных теориях преступного поведения и его причин.

Содержание

Введение………………………………………………………………. …3
Глава 1. Общий взгляд на преступное поведение………………………….…4
Понятие преступного поведения и его основные признаки …………. 4-6
Причины преступного поведения………………………………………..6-8
Глава 2. Мотивация преступного поведения………………………………….9
Понятие и структура процесса мотивации…………………………. …9-11
Бессознательная психическая деятельность…….……………………..11-19
Формирование мотива преступления…………………………………..19-29
Глава 3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления………………………………………………………………………………. 30
3.1 Понятие конкретной жизненной ситуации и её основные характеристики………………………………………………………………………………30-31
3.2 Виды конкретных жизненных ситуаций………………………………..31-36
3.3 Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения………………………………………………………………………….….36-42
Заключение…………………………
Список использованной литературы……………………………………..…43-44

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая 2012.doc

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Студентка 4курса Назаренко П.Е.

группы 41 –Ю работа защищена__________

Клименко Ю.В. Оценка____________________

Глава 1. Общий взгляд на преступное поведение………………………….…4

    1. Понятие преступного поведения и его основные признаки …………. 4-6
    2. Причины преступного поведения………………………………………..6-8

    Глава 2. Мотивация преступного поведения………………………………….9

      1. Понятие и структура процесса мотивации…………………………. …9-11
      2. Бессознательная психическая деятельность…….……………………..11-19
      3. Формирование мотива преступления…………………………………..19- 29

      Глава 3. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления……………………………………………… ………………………………. 30

      3.1 Понятие конкретной жизненной ситуации и её основные характеристики………………………………………… ……………………………………30-31

      3.2 Виды конкретных жизненных ситуаций………………………………..31-36

      3.3 Роль конкретной жизненной ситуации в механизме преступного поведения……………………………………………………… ………………….….36-42

      Список использованной литературы……………………………………..…43- 44

      Актуальность данной темы заключается: в том, что в конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида.

      Цель курсовой работы:

      Изучение преступного поведения, его стадий, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.

      В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

      1. Знать все особенности преступного поведения, что дает ему возможность четко представить себе, как и какими способами можно предупреждать преступления; мотивы преступного поведения, осознанные и бессознательный, процесс возникновения, развития, коррекции мотивов, появление новых; роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступлений; в целом причины преступного поведения.
      2. Уметь выявлять подлинные мотивы преступного поведения и на этой основе создавать типологии личности преступников; оценивать роль внешних обстоятельств в реализации преступного поведения; ориентироваться в различных теориях преступного поведения и его причин.
      3. Владеть навыками анализа преступного поведения, анализа и оценки его внутренних и внешних детерминаций, особенно бессознательных мотивов, роли потерпевшего, относящейся к стимулам поведения, особенно в рамках мотивов и мотивации такого поведения.

      - списка использованной литературы,

      1. Общий взгляд на преступное поведение

      1.1. Понятие преступного поведения и его основные признаки

      Проблемы преступного поведения в их научном и практическом аспектах весьма значимы для понимания преступности и ее причин, а значит, и для борьбы с ней.

      В рамках этого вопроса надо обратить внимание на следующие важные моменты.

      Во-первых, преступное поведение есть не что иное, как разновидность человеческого поведения вообще, и в силу этого обстоятельства подчиняется общим закономерностям поведения. Вообще поведение - это двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности. Оно представляет собой высший уровень взаимодействия целостного организма с окружающей средой. В преступном поведении можно обнаружить те же явления и процессы, которые характерны для поведения личности в целом. Следовательно, преступное поведение и его внутренние движущие механизмы можно понять лишь в случае максимального использования всего, что известно о поведении в науке психологии.

      Отличается ли преступное поведение от непреступного? Думается, что в правовом отношении отличается всегда, поскольку закон поставил на нем клеймо уголовно-правового запрета. Что же касается психологического содержания такого поведения, оно отличается от обычного не во всех случаях, но в большинстве - чаще своей эмоциональной насыщенностью, напряженностью, поскольку реализующий его человек знает, что оно осуждается государством и обществом, что он может понести за это уголовное наказание, иногда очень суровое, что он нарушил нормы нравственности.

      Преступное умышленное поведение, если рассматривать и его генезис (происхождение), содержит следующие звенья мотивацию, подготовку (в том числе во многих случаях планирование) и совершение собственно преступного деяния. При этом личность всегда взаимодействует с внешней средой - конкретной жизненной ситуацией.

      Совершение преступления оказывает воздействие на личность и ее мотивации, оно может изменить поведение и весь образ жизни, втягивая, например, человека в систематические нарушения уголовного закона или изменяя среду его общения, если он осуждается на наказание в виде лишения свободы. Преступное деяние может вообще полностью изменить жизнь виновного, даже если он не пойман, а скрывается от правосудия.

      Необходимо заметить, что не все преступления заранее готовятся, этого нельзя сказать, например, о преступлениях, которые совершаются в состоянии аффекта, при задержании преступников и в некоторых иных случаях. При совершении неосторожных преступлений мотивация, конечно, имеет место, но охватывает только те действия, общественно опасные последствия, которых виновный самонадеянно рассчитывал предотвратить либо по своей небрежности, не предвидел возможности наступления таких последствий. При совершении у неосторожных преступлений личность активно взаимодействует с конкретной жизненной ситуацией.

      Недостаточно констатировать, что личность является носителем причин преступного поведения, необходимо знать, в чем они заключаются. При этом следует различать причины преступности и субъективные факторы, порождающие индивидуальное уголовно- наказуемое поведение. Разница между ними имеет не только теоретическое, но и практическое значение, делая предупредительную работу более конкретной и целенаправленной.

      1.2. Причины преступного поведения

      Причины преступности в целом, преломляясь через психологию субъекта, становятся факторами преступного поведения. Последние же, объединяясь, типологизируясь, всегда находят место среди причин преступности.

      В криминологии отразились следующие исходные положения относительно причин индивидуального преступного поведения: оно реализуется в силу имеющихся у людей антиобщественных представлений и установок, соответствующих им ценностных ориентации, превалирующих в их психологии нравственных пробелов. А все эти дефекты образуются в результате неблагоприятного нравственного формирования личности, отсутствия должного воспитания. Но все-таки приведенные соображения требуют существенных дополнений и уточнений, без которых невозможно понять, почему, же люди преступают уголовно-правовые запреты.

      Иными словами, практически без ответа остаются чрезвычайно важные вопросы: почему человек даже с полным набором антиобщественных взглядов и представлений, и серьезных нравственных дефектов никогда не совершает преступлений? Почему, в силу, каких субъективных факторов из всех возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации избирается запрещенный уголовным законом? Не имея ответа на эти вопросы, очень трудно, а подчас и невозможно предупреждать конкретные преступления, проводить профилактическую работу, исправлять преступников.

      Чтобы понять причины преступного поведения, необходимо иметь в виду, что оно, как и любое другое, не может быть случайным, независимым от личности и определяться только внешними обстоятельствами. Если бы это было так, преступление мог бы совершить любой человек, одномоментно подвергшийся неблагоприятному, негативному воздействию. Однако известно, что в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут себя по-разному. Внешняя среда, ситуация способны создать благоприятные условия для совершения преступлений, даже спровоцировать на это, но не выступить в качестве их причин. Если же человек попадает в жесткую психологическую зависимость от конкретной ситуации, то значит, таковы особенности его личности.

      Сказанное о внешней жизненной ситуации во многом верно и применительно к внутренним психотравмирующим переживаниям личности. Как бы сильны и болезненны они ни были, они не приведут к преступлению, если в индивиде действуют и иные силы, другие мотивации, которые уравновешивают, сдерживают первые.

      Поэтому возникает сложная научная задача всестороннего, системного анализа личности преступника, ее формирования - выяснения того, почему, как, под влиянием каких внешних социальных условий возникают в субъекте те черты, которые впоследствии приводят его к преступному поведению. Антиобщественные взгляды, стремления, наклонности и другие отрицательные черты индивида являются, несомненно, следствием усвоения им аналогичных взглядов и ориентации окружающей его социальной среды. Они передаются ему в ходе постоянного и непосредственного общения с другими людьми при осуществлении многочисленных связей и ролей, в которых он выступает в повседневной жизненной практике. Поэтому проблема личности преступника - во многом проблема ее формирования, а проблема преступного поведения - проблема происхождения такого поведения, его обусловленности общественными связями, в которые вступает личность и окружающий мир.

      Если мы не будем знать, что представляет собой преступное поведение, какими причинами оно определяется, каков его смысл, какие субъективные цели преследует человек, совершая преступление, мы, конечно же, не сможем построить эффективную систему борьбы с преступностью, поскольку она включает в себя не только борьбу с преступностью в целом, но и не менее сложный уровень - индивидуальное предупреждение преступления. Здесь, на этом уровне, совершенно необходимо знание причин преступного поведения, также как и знание личности преступника.

      2. Мотивация преступного поведения

      2.1. Понятие и структура процесса мотивации

      Мотивация человеческого поведения относится к числу центральных проблем психологии. Понятия мотивации и мотивов разрабатываются психологией. Как бы важны ни были вопросы мотивации и мотивов для других наук, в частности юридических, им приходится прибегать к понятиям и определениям, которые имеются в психологии, потому что это область психологического познания.

      Читайте также: