Постструктурализм в философии доклад

Обновлено: 01.06.2024

В постструктурализм Это движение в области философской и критической литературы ХХ века, зародившееся во Франции в конце 1960-х годов. Он основан на лингвистических теориях швейцарского юриста Фердинанда де Соссюра, концепциях французского антрополога Клода Леви-Стросса (связанных со структурализмом) и концепциях деконструкции философа Жака Деррида.

Более того, это движение характеризовалось широкой критикой структурализма. Однако многие авторы, связанные с этим движением, отрицали существование постструктуралистской концепции. Многие из них вдохновлены теорией экзистенциальной феноменологии.

Происхождение

Постструктурализм возник во Франции в конце 1960-х годов и характеризовался резкой критикой структурализма. В этот период французское общество находилось в непростом состоянии: в 1968 году правительство было на грани свержения после совместного движения рабочих и студентов.

Более того, французские коммунисты все больше поддерживали репрессивную политику Советского Союза. Это привело к росту гражданского недовольства политической властью и даже самой системой правления.

Основной причиной этого недовольства был новый поиск политической философии, которой люди могли бы придерживаться. Ортодоксальный марксизм, в значительной степени практиковавшийся в Советском Союзе, перестал восприниматься благосклонно, однако марксизм западного мира стал считаться высшим.

Оригинальные авторы

Один из основных авторов этого движения, Майкл Фуко, утверждал, что эти очень разные точки зрения являются следствием ограниченного знания. Фактически, он считал их следствием критики философии и культуры западного мира.

Помимо Фуко, еще одним из основных основоположников постструктурализма является Жак Деррида. В 1966 году Деррида провел конференцию, на которой заверил, что мир находится в состоянии интеллектуального упадка. Идеи Даррида об интеллектуальных изменениях считаются одним из первых признаков постструктурализма в мире.

Эссе Деррида было одним из первых текстов, в которых предлагался ряд изменений в политике структурализма. Вдобавок Деррида стремился создать теории о терминах, включенных в структуралистскую философию, но которые больше не рассматривались как надлежащие инструменты философии.

Эссе Деррида было подчеркнуто работой Фуко в начале 1970-х годов, когда постструктурализм уже начал набирать силу. Считается, что Фуко придал стратегический смысл теориям движения, представив их через структуру исторических изменений.

Из этих идей возникло множество других авторов, которые продолжили постструктуралистское движение посредством текстов, верных новому философскому направлению.

характеристики

Личное восприятие

Для постструктурализма значение, которое автор хотел придать своему тексту, вторично; главным всегда будет интерпретация, которую каждый человек дает тексту со своей собственной точки зрения.

Идеи постструктурализма не согласуются с теми, кто утверждает, что текст имеет только одно значение, а не одну главную идею. По мнению этих философов, каждый читатель придает тексту свое собственное значение, начиная с той интерпретации, которую он имеет по отношению к информации, которую он читает.

Это восприятие не ограничивается только литературным контекстом. В постструктурализме восприятие играет решающую роль в развитии жизни каждого человека. Если человек воспринимает знак, он особым образом его усваивает и интерпретирует.

Знаки, символы и сигналы не имеют единого значения, а имеют несколько значений, которые дает каждый, кто их интерпретирует.

Смысл - это не что иное, как понимание, которое человек строит относительно стимула. По этой причине стимул не может иметь только одно значение, поскольку у каждого человека оно разное.

Многогранность

Критик-постструктуралист должен иметь способность анализировать текст с разных точек зрения, чтобы можно было создавать различные интерпретации его. Неважно, если интерпретации не согласуются друг с другом; Важно то, что текст (знак, символ) можно анализировать по-разному.

Важно проанализировать, как интерпретация текста может меняться в зависимости от ряда различных переменных.

Переменные часто являются факторами, влияющими на личность читателя. Они могут включать ваше восприятие своего существа или многие другие факторы, влияющие на вашу личность.

Децентрализация авторов

Когда постструктуралист собирается анализировать текст, необходимо полностью игнорировать личность автора. Это означает, что автор переходит на второй уровень, но такое действие влияет не на личность автора, а на личность текста.

То есть, когда личность автора не учитывается при анализе текста, текст частично или почти полностью меняет свое значение. Это потому, что сам автор больше не влияет на то, что читается, а читатель становится тем, кто становится центром интерпретации.

Когда автор отходит на второй план, читатель должен использовать другие источники как основу для интерпретации текста. Например, культурные нормы общества или другие литературные произведения могут быть действенными инструментами для интерпретации текста постструктуралистским способом.

Однако, поскольку эти внешние источники не авторитарны, а скорее произвольны, результаты интерпретации часто не согласуются. Это означает, что они могут давать разные интерпретации, даже если одна и та же основа анализа используется неоднократно.

Деконструктивная теория

Согласно структуралистской теории, текст строится из этих концепций, которые иерархически расположены внутри всей его структуры. Эти типы бинарных систем могут относиться к таким понятиям, как мужчина и женщина, или просто к таким идеям, как рациональное и эмоциональное.

Для постструктурализма между этими концепциями нет иерархии. То есть нет равенства по качествам каждого понятия. Напротив, постструктурализм анализирует отношения, которые эти бинарные концепции должны понимать, чтобы понять их корреляцию.

Интерпретируя его, можно понять, какие текстовые инструменты использует каждый человек, чтобы придать каждому тексту или каждому символу индивидуальность.

Структурализм и постструктурализм

Короче говоря, постструктурализм можно понять как набор философских критических замечаний в отношении теории структуралистов. Структурализм был очень модным движением во Франции, особенно в 1950-х и 1960-х годах.

Структурализм проанализировал структуры, которые определенные культурные ценности, такие как тексты, должны быть интерпретированы, с помощью лингвистики, антропологии и психологии. По сути, структурализм исходит из того, что весь текст заключен в структуру, которой следует единообразно.

По этой причине многие структуралисты включили свои работы в другие существующие работы. Понятия постструктурализма критикуют структурное понятие его предыдущего аналога, рассматривая тексты как инструменты, используемые читателями для их свободного толкования.

Фактически, концепции постструктурализма полностью выведены из критики концепции структур. Структурализм рассматривает изучение структур как культурное состояние, поэтому он подвержен ряду неверных толкований, которые могут дать отрицательные результаты.

Следовательно, постструктурализм изучает системы знаний, которые окружают объект, вместе с самим объектом, чтобы иметь полное представление о его интерпретирующей способности.

Представители и их идеи

Жак деррида

Деррида был французским философом, родившимся в 1930 году, чей вклад считается одним из основных факторов, положивших начало постструктуралистскому движению.

Среди его наиболее выдающихся действий как профессионала он анализировал и критиковал природу языка, письма и интерпретации значений в области западной философии.

Его вклады были очень противоречивыми для того времени, но в то же время они оказали большое влияние на значительную часть интеллектуального сообщества планеты на протяжении всего 20 века.

Жан Бодрийяр

Французский теоретик Жан Бодрийяр, родившийся в 1929 году, был одним из самых влиятельных интеллектуальных фигур Нового времени. Его работа объединила ряд областей, среди которых выделяются философия, социальная теория и репрезентативная метафизика различных явлений его времени.

Он был чрезвычайно плодовитым автором, так как за всю свою жизнь он опубликовал более 30 известных книг, посвященных социальным и философским вопросам, имеющим большое значение для того времени.

Мишель Фуко

Фуко был французским философом, родившимся в 1926 году, а также одной из самых неоднозначных интеллектуальных фигур в мире после Второй мировой войны.

Фуко не стремился ответить на традиционные вопросы философии, например, кто такие люди и почему они существуют. Вместо этого он интерпретировал эти вопросы, чтобы критически изучить их и понять, какие ответы вдохновляли людей.

Ответы, полученные на основе понимания этих вопросов, были его основной критикой в ​​философской сфере. Он был одним из величайших представителей постструктурализма в мире, хотя и вел его против устоявшихся идей того времени. Это вызвало критику со стороны интеллигенции во всем мире и, в частности, на западе планеты.

Джудит Батлер

Джудит Батлер - американский философ, чей вклад в философию считается одним из самых влиятельных в 20 веке и в настоящее время.

Батлер определил постструктурализм так же, как и другие известные авторы, такие как Деррида и Фуко. Он говорил о сложности бинарных систем понятий и объяснил неоднозначность, которая существует в области лингвистики, когда дело доходит до интерпретации текстов.

Ее идеи не только произвели революцию в феминизме в глобальном масштабе, но и укрепили постструктуралистское мышление, уже сложившееся в конце 20 века.

Роланд Барт

Барт был французским эссеистом, родившимся в 1915 году, чья работа в области письма послужила подкреплением к предыдущим работам других интеллектуалов для установления структурализма.

Кроме того, его творчество способствовало появлению других интеллектуальных движений, которые породили постструктурализм.

Гост

ГОСТ

Постструктурализм – это течение в западной гуманитарной мысли 1960-1990-ых годов, особенно ярко проявившееся в филологических исследованиях; движение критиков структурализма.

Понятие постструктурализма

Представители движения постструктурализма считают необоснованными претензии структуралистов на объективность гуманитарного знания. Они отмечают, что только знание структур не может дать полного понимания исторических фактов и событий, необходимо также знание того, что расположено за пределами любой структуры – контекста, индивидуальных особенностей автора. Наиболее ярким представителем этого течения является французский социолог, философ Мишель Фуко. Также к постструктуралистам относятся Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Э. Сиксу, С. Кофман, Л. Иригарай, Ж.-Л. Нанси, Дж. Батлер, П. Бурдьё и др.

Любые структуры в постструктурализме рассматриваются не в качестве абсолютных данностей, а как что-то незавершенное, принципиально открытое, не имеющее абсолютного центра и абсолютной системы координат. В частности, это связано с отказом рассматривать бинарные оппозиции как основу отношений между элементами системы.

Бинаризм – это концепция структурализма, согласно которой все отношения между любыми феноменами сводятся к бинарным структурам – моделям, основу которой составляет наличие либо отсутствие какого-либо различия (признака).

Готовые работы на аналогичную тему

В постструктурализме основательность знака уничтожается, существует лишь уровень значений, которые взаимодействуют хаотично. Мир представляется неким калейдоскопом значений, в который субъекту предстоит внести порядок.

В буквальном смысле термин постструктурализм должен обозначать то, что следует за структурализмом. Действительно, постструктурализм вытекает из структурализма, наследует его идеи, но одновременно является его преодолением. В структурализме структура рассматривается как некое самодостаточное целое, которому не нужен автор, а автор при этом выступает в качестве агента структуры.

Постструктурализм выступает против понятия структуры в качестве воплощения логоцентризма и выступает против автора как монологизма. Однако это не значит, что существует какая-либо хронологически фиксируемая граница между эпохой структурализма и постструктурализма. В гуманитарных науках структуралистский подход существует и в настоящее время и имеет большое количество сторонников. Поэтому определение границ постструктурализма через противопоставление структурализму не представляется возможным.

  • Философия постструктурализма – это закономерное продолжение западноевропейской критики трансцендентального субъекта, которое получило начало в психоанализе З. Фрейда, неогегельянстве А. Кожева, французском экзистенциализме, феноменологии М. Хайдеггера
  • В философии постструктурализма окружающая реальность рассматривается как исторически формирующееся дискурсивное поле
  • Философия постструктурализма опирается на генеалогический концепт истории
  • Постструктуралисты отказываются от методологии исследования как дискурсивного продукта, сложившегося исторически и декларируют своими трудами мифопоэтический характер философствования
  • Постструктурализм – это не школа, а движение. Отличие школы от движения, по словам Делёза, заключается в том, что в движении нет писаных законов и учеников, следующих им, нет обязанностей.

Постструктурализм в литературоведении

постструктурализм Это философское движение и критическая литература двадцатого века, которая началась во Франции в конце шестидесятых годов. Он основан на лингвистических теориях швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра, концепциях французского антрополога Клода Леви-Стросса (связанных со структурализмом) и концепциях деконструкции философа Жака Деррида.


Кроме того, это движение характеризовалось широкой критикой структурализма. Тем не менее, многие авторы, связанные с этим движением, отрицали существование постструктуралистской концепции. Многие из них вдохновлены теорией экзистенциальной феноменологии.

источник

Движение постструктурализма возникло во Франции в конце 1960-х годов и характеризовалось его резкой критикой структурализма. В этот период французское общество находилось в деликатном состоянии: правительство должно было быть свергнуто в 1968 году после совместного движения рабочих и студентов..

Кроме того, французские коммунисты оказывали все большую поддержку репрессивной политике Советского Союза. Это привело к росту недовольства гражданских лиц против политической власти и даже против той же системы правления.

Основной причиной этого недовольства стал новый поиск политических философий, к которым могли присоединиться люди. Православный марксизм, который в значительной степени практиковался в Советском Союзе, больше не был замечен добрыми глазами, однако марксизм западного мира стал считаться превосходящим.

Авторы оригинала

Один из главных авторов этого движения, Майкл Фуко, сказал, что эти очень разные точки зрения были результатом ограниченных знаний. Фактически он считал их следствием критики философии и культуры западного мира..

Помимо Фуко, еще одним из основных основоположников постструктурализма является Жак Деррида. В 1966 году Деррида выступил с лекцией, в которой он заверил, что мир находится в состоянии интеллектуального разрыва. Идеи интеллектуальных изменений Дарриды считаются одним из первых признаков постструктурализма в мире..

Эссе Деррида было одним из первых текстов, предложивших серию изменений в политике структурализма. Кроме того, Деррида стремился генерировать теории о терминах, включенных в структурную философию, но они больше не рассматривались как инструменты философии..

Эссе Дерриды было подчеркнуто работой Фуко в начале 1970-х, когда постструктурализм уже начал набирать силу. Считается, что Фуко дал стратегический смысл теориям движения, представив их через структуру исторических изменений.

Из этих идей вышли многие другие авторы, продолжившие постструктуралистское движение через тексты, верные новому философскому направлению..

черты

Понятие "я"

Личное восприятие

Для постструктурализма значение, которое автор хотел придать своему тексту, является вторичным; основным всегда будет толкование, которое каждый человек дает тексту, с их собственной точки зрения.

Постструктуралистские идеи не согласуются с теми, которые говорят, что текст имеет только одно значение или единственную основную идею. Для этих философов каждый читатель придает тексту свое значение, начиная с интерпретации, которую он имеет относительно информации, которую он читает..

Это восприятие не ограничивается литературным контекстом. В постструктурализме восприятие играет решающую роль в развитии жизни каждого человека. Если человек воспринимает знак, этот человек усваивает его и интерпретирует его определенным образом.

Знаки, символы и знаки не имеют уникального значения, но имеют несколько значений, которые дает каждый человек, который их интерпретирует..

Смысл - это не что иное, как понимание, которое индивид строит о стимуле. Из-за этого у стимула невозможно иметь единственное значение, так как это отличается для каждого человека.

Многогранная емкость

Критик постструктуралист должен иметь возможность анализировать текст с разных точек зрения, чтобы можно было по-разному интерпретировать его. Это не важно, если интерпретации не согласуются друг с другом; важно то, что можно анализировать текст (знак или символ) по-разному.

Важно проанализировать, как интерпретации текста могут меняться в зависимости от ряда различных переменных..

Переменные обычно являются факторами, которые влияют на личность читателя. Они могут включать ваше восприятие вашего существа или многие другие факторы, которые влияют на вашу личность.

Децентрализация автора

Когда постструктуралист отправляется на анализ текста, необходимо полностью игнорировать личность автора. Это означает, что автор переходит на второй уровень, но такие действия не влияют на личность автора, а скорее на текст..

То есть, когда личность автора оставляется в стороне при анализе текста, текст меняет свое значение частично или почти полностью. Это потому, что сам автор больше не влияет на то, что читается, но читатель - тот, кто становится центром фокуса интерпретации..

Когда автор переходит на задний план, читатель должен использовать другие источники в качестве основы для интерпретации текста. Например, культурные нормы общества или другие литературные произведения могут быть действенными инструментами для интерпретации текста постструктуралистским способом..

Однако, поскольку эти внешние источники не являются авторитарными, а скорее произвольными, результаты интерпретации, как правило, не согласуются. Это означает, что они могут давать разные интерпретации, даже если одна и та же база анализа используется повторно..

Деконструктивная теория

Согласно теории структурализма, текст строится на основе этих концепций, которые расположены иерархически внутри всей его структуры. Этот тип бинарных систем может относиться к таким понятиям, как мужчина и женщина, или просто к таким понятиям, как рациональное и эмоциональное.

Для постструктурализма не существует иерархии между этими понятиями. То есть нет равенства, основанного на качествах каждой концепции. Напротив, постструктурализм анализирует отношения, которые эти бинарные концепции должны понимать их корреляцию.

При его интерпретации можно понять, какие текстовые инструменты каждый человек использует, чтобы придать свою индивидуальность каждому тексту или символу.

Структурализм и постструктурализм

Постструктурализм можно понимать, в нескольких словах, как набор философской критики структуралистской теории. Структурализм был очень модным движением во Франции, особенно в 1950-х и 1960-х годах..

Структурализм анализировал структуры, которые имеют определенные культурные ценности, такие как тексты, для интерпретации с помощью лингвистики, антропологии и психологии. По сути, структурализм начинается с представления о том, что весь текст заключен в структуру, которой придерживаются единообразно.

Из-за этого многие структуралисты включили свои работы в другие существующие работы. Понятия постструктурализма критикуют структурное понятие своего предыдущего аналога, рассматривая тексты как инструменты, используемые читателями для свободного толкования каждым из них..

На самом деле, концепции постструктурализма полностью вытекают из критики концепции структур. Структурализм рассматривает изучение структур как культурное условие, поэтому он подвержен ряду неправильных толкований, которые могут привести к отрицательным результатам..

Поэтому постструктурализм изучает системы знаний, которые окружают объект, вместе с самим объектом, чтобы иметь полное представление о его способности к интерпретации..

Представители и их идеи

Жак Деррида

Деррида был французским философом, родившимся в 1930 году, чей вклад считается одним из главных факторов начала постструктуралистского движения..

Среди своих наиболее выдающихся действий в качестве профессионала он анализировал и критиковал природу языка, письменности и интерпретаций смысла в области западной философии..

Его вклад был очень спорным для того времени, но в то же время они сильно повлияли на большую часть интеллектуального сообщества планеты на протяжении всего 20-го века..

Жан Бодрийяр

Французский теоретик Жан Бодрийяр, родившийся в 1929 году, был одним из самых влиятельных интеллектуальных деятелей современной эпохи. Его работа объединила ряд областей, включая философию, социальную теорию и метафизику, представляющую различные явления своего времени.

Он был чрезвычайно плодовитым автором, потому что за всю свою жизнь он опубликовал более 30 известных книг, посвященных социальным и философским проблемам, которые были актуальны на то время..

Мишель Фуко

Фуко был французским философом, родившимся в 1926 году, в дополнение к тому, что он был одной из самых противоречивых интеллектуальных фигур, которые мир имел в эпоху после Второй мировой войны..

Фуко не стремился ответить на традиционные вопросы философии, например, кто такие люди и почему они существуют. Вместо этого он интерпретировал эти вопросы, чтобы критически изучить их и понять, какие ответы вдохновляли людей.

Ответы, полученные на основе понимания этих вопросов, были его главной критикой в ​​философской области. Он был одним из величайших представителей постструктурализма в мире, хотя он противоречил устоявшимся представлениям того времени. Это вызвало критику со стороны интеллигенции во всем мире, и особенно на западе планеты..

Джудит Батлер

Джудит Батлер - американский философ, чей вклад в философию считается одним из самых влиятельных в 20 веке и в настоящее время..

Батлер определял постструктурализм аналогично другим известным авторам, таким как Деррида и Фуко. Он рассказал о сложности двоичных систем понятий и объяснил неоднозначность, которая существует в области лингвистики в отношении интерпретации текстов..

Ее идеи не только революционизировали феминизм во всем мире, но и усилили постструктуралистскую мысль, которая была сформирована в конце 20-го века..

Ролан Барт

Барт был французским эссеистом, родившимся в 1915 году, чьи работы в области письменности послужили подкреплением к предыдущим работам других интеллектуалов по установлению структурализма..

Кроме того, его работа способствовала появлению других интеллектуальных движений, которые породили постструктурализм.

Постструктурализм (неоструктурализм 1 ) зародился на базе струк­турализма в середине 1970-х гг. — в период его максимального рас­цвета. В это время ряд французских структуралистов перешел на по­зицию постструктурализма (Барт, Лакан, Фуко и др.), идеи постструкту­рализма подхватили и развили такие французские авторы, как Жиль Делез (1925—1995), Жак Деррида (род. 1930), Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924), Юлия Кристева 2 (род. 1941) и др. И начиная с 1980-х гг. по­стструктурализм практически полностью вытеснил структурализм.

Постструктурализм можно оценить, с одной стороны, как результат последовательного развития структурализма, а с другой стороны, как его преодоление или отрицание.

Как и структурализм, постструктурализм является междисципли­нарным и международным явлением, особое распространение он полу­чил во Франции и США.

2 Ю. Кристева — французский философ болгарского происхождения (проживает во Франции с 1965 г.), начало ее известности во Франции связано с осуществленными ею переводами и комментариями к работам М.М. Бахтина.


Уже некоторые структуралисты (Фуко, Барт, Леви-Стросс и др.) от­мечали, что упорядоченной структуре в любой сфере исследования противостоит область беспорядочного, хаотичного. Но при этом в

Схема 190. Структурализм и постструктурализм: объект исследования


Проблема интертекстуальности. Особо широкое применение и развитие постструктурализм получил в современном литературоведе­нии при рассмотрении проблем интертекстуальности — взаимодей­ствии различных текстов в сознании субъекта.

Тогда как в постструктурализме речь идет прежде всего о понима­нии текста отдельным субъектом, а значит, о тех субъективных ассоци­ациях, которые у него возникают при чтении текста. Так, какой-то

Схема 191. Интерпретация текста субъектом в постструктурализме


При таком подходе единый цельный текст автора разрушается, рас­падается на множество отдельных фрагментов, связь между которыми значит гораздо меньше, чем субъективные ассоциации читателя. Такое разрушение, или деконструкцию,авторского текста возвел в принцип и в метод анализа французский исследователь Деррида. Эта деконст-

21.3. Постмодернизм (Postmodernism)

Использование этого термина служило всегда для указания на принципиально новые явления культуры, появившиеся в современную этим авторам эпоху и отсутствующие в предшествующих. Так, напри­мер, этот термин употреблялся в V в. христианскими теологами для противопоставления новой христианской эпохи прежней языческой, а в Новое время философами-просветителями для противопоставления новаций эпохи Просвещения прежним феодальным порядкам.

В настоящее время постмодернизм является междисциплинарным и международным явлением, но особое распространение он получил во Франции и США.

1 В целом такого же рода тенденцию можно обнаружить в любом философском уче­нии в стадии его самоосознания (саморефлексии).

2 Многие работы французских авторов трудно строго разделить по периодам пост­структурализма и постмодернизма, поэтому целый ряд работ приводятся и в том, и в

Постмодернизм можно рассматривать и как попытку философского осмысления человеческой культуры конца второго тысячелетия (эпо­хи постмодерна) и одновременно как выражение самоощущения чело­века этой эпохи.

1 Доводя этот прием до конца, мы вполне можем создать компьютерную программу, формирующую текст путем случайного подбора фрагментов различных текстов (напри­мер, пронумеровав такие фрагменты и воспользовавшись датчиком случайных чисел). Но только кому нужны такие тексты?

2 Это сравнение принадлежит самому Делезу.

Таблица 120. Три типа философов (по Делезу)

Учение об истине. Несколько иное отношение к действительности, философии и науке прослеживается в учении Рорти. Он говорит о том, что любое знание выражено в языке, и истина — характеристика, отно­сящаяся исключительно к высказываниям, текстам, а не миру. Языко­вые тексты никоим образом не связаны с реальным миром. Действи­тельность не говорит, говорят только люди, причем на языке, созданном ими же. И истина — это свойство текстов, которое проявляется при сравнении одних текстов с другими 1 . Истина не открывается, а созда­ется в процессе говорения и написания 2 .

Отсюда следует вывод, что человечество в целом и ученые в частно­сти должны отказаться от притязаний на всеведение и признать отно­сительность любых обретенных истин 3 , ранее открытых в философии, науке, искусстве и т.д.

Любая истина может и должна быть подвергнута сомнению и де­конструкции.

Постмодернизм отрицает и естественнонаучную картину мира, по­строенную на выявлении причинно-следственных связей; она объяв­ляется догмой, вымыслом, служащим орудием власти. Возможно по­строение бесконечного количества таких картин, причем ни одна из них не может считаться истинной, так как всегда зависит от человеческих желаний, потребностей, используемого языка и т.п. Сам процесс по­строения картины мира, так же как и любая другая интеллектуальная деятельность, объявляется игрой и, в частности, языковой игрой.

1 Возможно, что при этом на Рорти, который начинал как сторонник аналитической философии, повлияло одно из неопозитивистских определений истины, а именно — как доказуемости (суждение считается истинным, если оно по правилам логики выводится из других истинных суждений).

3 В европейской философии идея относительности всякой истины впервые прозву­чала еще у Конта.

4 Подробнее о деконструкции см. с. 572.

2 Этот тезис опирается на соответствующее высказывание Фрейда.

Судьба учения. Постмодернизм, вызывавший огромный интерес в 1980—1990-егг., к настоящему времени, по-видимому, себя в основном исчерпал. В частности, стало очевидным, что разрушение и деконструк­ция хороши только тогда, когда расчищают место для строительства нового, а не когда ведутся ради самих себя. Утонченные интеллекту­альные игры, которые вели постмодернисты в своих книгах и статьях, оказались доступны в сущности небольшому кругу таких же интел­лектуалов, и потому не могли оказать серьезного влияния на более широкие круги интеллегенции.

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972. Т. 4.

Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1. СПб., 1909. Т. 2. М., 2002.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Жильсон Э. Разум и откровение в Средние века / / Богословие в культу­ре средневековья. Киев, 1992.

Камю А. Бунтующий человек. М., 1970.

Кассирер Э. Избранное, Опыт о человеке. М., 1998.

Кун Т.С. Структура научных революций. М., 1975.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.

Маркс К. К критике политической экономии.

Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М., 1990.

Сартр Ж.-П. Избранные произведения. М., 1992.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. Тошнота. Избранные произведения. М., 1994.

Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.

Хайдеггер М. Бытие и время. Статьи и выступления. М., 1993.

Шопенгауэр А. Сочинения. В 2 т. М., 1992.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. 1955—1981. T. 20.

Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.,1994—1997. Т. 4.

Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001.

Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М., 1993. Мельвиль Ю.К. Чарльс Пирс и прагматизм. М., 1968. Франк Ф. Философия науки. М., 1961.

Читайте также: