Доклад профилактика безнадзорности и правонарушений в школе

Обновлено: 18.05.2024

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних.

Важнейшим аспектом профилактики детской беспризорности и правонарушений, - являются организация работы в школе, с семьей и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В Уставе общеобразовательной школы указывается, что главные задачи школы состоят не только в том, чтобы дать учащимся образование, но и в том, чтобы осуществлять нравственное воспитание, формировать у молодого поколения общечеловеческое мировоззрение. Тем самым Устав закрепляет необходимость участия школы в работе по предупреждению антисоциальных поступков и правонарушений среди учащихся. Полное и эффективное использование школами своих воспитательно-профилактических возможностей может внести весомый вклад в предупреждение преступности несовершеннолетних в целом.

Учебная профилактическая программа будет эффективна, если она строится на основе определённых правил. А именно: диалогическое общение, то есть взаимодействие педагога и ученика как равных партнеров без излишней авторитарности со стороны учителя; демократический стиль обучения, основанный на искренности и доверительности.

Возникает вопрос, кто должен проводить такую работу с подростками? Специалистами проводилось исследования, в котором приняло участие 140 подростков и 140 взрослых в возрасте 23 – 64 года. Выбирая ведущего профилактической программы, все опрошенные на первое место поставили сотрудника специализированного центра, на второе место – школьного психолога прошедшего специальную подготовку. Специалисты пришли к выводу: для подготовки ведущего профилактических программ обязательно нужно специальное обучение, вести эту работу должен специалист [8, с. 105-106]. Успех во многом определяется готовностью всего педагогического коллектива. В первую очередь психолога и социального педагога, к работе с трудными подростками.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

Устранение причин отклонений в поведении школьника:

―изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

―изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактиктической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел [2, с.49].

Основное условие успешной работы по предупреждению правонарушений учащихся – это создание здорового коллектива, обеспечение строгого режима и образцового порядка, организация эффективной борьбы с пропусками и нарушениями учебной дисциплины. Высокий уровень дисциплины в школе способствует формированию у обучающихся стереотипа дисциплинированного поведения, что положительно сказывается на поступках подростков и во внеурочное время.

Как показывают исследования, атмосфера школьной жизни, нормы и правила, отношения с учителями существенным образом влияют на поведение учащихся. Логика профилактики подсказывает необходимость создания в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, расширяют безопасное для ребенка пространство, в котором ему хорошо и интересно.

Школьное самоуправление способствует расширению числа строгого не регламентируемых пространств, где создателем норм и правил является ребенок. Важно, чтобы равноправие учителей и учеников осуществлялось не только при подготовке, к каким – то мероприятиям.

Для эффективного функционирования государственной системы профилактики правонарушений предполагается создание развернутой и стабильной нормативно – правовой базы на всех уровнях профилактики (федеральном, региональном и местном). Одним из направлений государственной функции является совершенствование и повышение социальной эффективности законодательства, которое находится в ведении субъектов Российской Федерации. Эта задача может быть успешно решена посредством обеспечения системного и комплексного подхода к пониманию сущности и содержания современных требований к правовым нормам, принимаемым в установленном порядке региональными органами государственной власти [5].

На сегодняшний день, несмотря на усилия государственных и муниципальных органов управления образованием, профилактика безнадзорности и правонарушений в образовательной среде является одним из уязвимых мест, серьезное беспокойство вызывает низкая эффективность мер по преодолению детской преступности, наркомании и других антиобщественных явлений.

-оказывать социально – психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;

-выявлять несовершеннолетних, находящихся социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимать меры по их воспитанию и получению ими основного общего образования;

-выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;

-обеспечивать организацию в образовательных учреждениях спортивных общедоступных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

-осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних [1].

В организации профилактической деятельности важную роль играют советы по профилактике правонарушений учащихся. Опыт советов в некоторых школах показывает, что эффективна форма объединения усилий педагогического коллектива, органов полиции, родительской общественности по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных школ. Руководители школы обеспечивают широкое информирование учащихся и их родителей о принятых советом по профилактике мер воздействия к нарушителям. Советы в школах в основном принимают следующие меры воздействия к правонарушителям: 1) предупреждение и строгое предупреждение; 2) ходатайство о наложении на учащегося дисциплинарного взыскания руководством школы; 3) решение о направлении письма на работу родителей (если они работают); 4) ходатайство о постановке на учет в ОВД подростка и родителей из неблагополучных семей. Одна из важнейших задач совета по профилактике – оказание мер воздействия на учащихся за злостные нарушения дисциплины, прогулы, аморальные проступки, правонарушения, а также на родителей за антипедагогическое поведение и невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Список литературы

Андрияхина Н. В. Миронова Г. И. Система профилактики правонарушений и преступлений школьников // Практика административной работы в школе. 2005. № 7.

Иванова В. Школьная служба примирения – эффективная форма профилактики отклоняющегося поведения подростков // Воспитательная работа в школе. 2006. № 4.

Зиядова Д.З. Преступность учащихся общеобразовательных учреждений и проблемы её предупреждения. - М., 2005.

Новоселов В. И. Проблема правового статуса граждан в законодательстве субъектов Российской Федерации // Законотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: Материалы конф. / Под ред. В. И. Новосёлова. - Саратов, 1998.

Орсаг Ю. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в условиях детского дома //Социальная педагогика. 2008. № 1. С 63.

Ушакова Е. Антинаркотическая профилактика в школе // Директор в школе. №9. 2007. С. 105 – 106.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. Статистика нам ведает о том, что 145 тысяч преступлений совершается подростками. 16200 несовершеннолетних отбывают наказания в колониях.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т. к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

Я предлагаю вам окунуться в суть проблемы и рассмотреть факторы и причины возникновения правонарушений среди школьников и выяснить, что же толкает подростков на совершение правонарушений? Это:

• Бедственное положение в семье, нужда

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении деформации личности растущего человека, которая приводит к правонарушениям и преступлениям.

В педагогической литературе выделяют следующие стадии откланяющегося поведения:

- неодобряемое поведение – поведение, эпизодически наблюдаемое у большинства детей и подростков, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;

- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);

- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность, воровство и т. д.), принявшие характер систематических или привычных;

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в пове­дении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с ко­торыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально не­благополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его на­строения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родите­лей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным об­разом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все опре­деляется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания до­бра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошиб­кой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несо­стоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противо­правные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоин­ство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Я сегодня познакомлю вас с причинами, по которым ребёнка можно поставить на учёт. Это:

• • нарушение Устава школы: систематическое невыполнение домашнего задания, отказ от работы на уроке, постоянное отсутствие тетради, учебника, систематическое отсутствие во время проведения контроль­ных работ, смех, выкрики, разговоры на уроках;

• • пропуски учебных занятий (прогулы);

• • постоянные драки, грубость, сквернословие;

• • драки, приводящие к телесным повреждениям;

• • употребление спиртных напитков;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения с дальнейшей доставкой

• его в органы милиции;

• совершение преступления или соучастия в нем;

• • систематическая порча государственного и личного имущества;

• • издевательства над маленькими или более слабыми учащимися, над

• учащимися другой национальности (нарушение Международной конвенции

• ООН по правам ребенка, Конституции РФ);

• • единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза здоровью другого человека;

• • совершение несовершеннолетним правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

В нашей школе работает совет профилактики, на который мы приглашаем детей и их родителей в зависимости от обстоятельств. А именно:

• • невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего;

• • уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, неработа на уроках).

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые виды правонарушений, совершаемых подростками.

- арестом на срок до 2-х лет;
- до 5 лет.

• С применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия:

- тюремное заключение на срок от 4-х до 7 лет.

• Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими спиртных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих.

• Ответственность уголовная наступает с 16 лет.

• Кража – это тайное хищение чужого имущества. Несовершеннолетние, совершившие её, могут быть наказаны

• исправительными работами (до 1 года),

• арестом (до 4 месяцев),

• лишением свободы (до 3 лет).

Подводя итог выше изложенному, можно сказать:

КАКОВО ТВОЁ ДЕЯНИЕ, ТАКОВО И ВОЗДАЯНИЕ!

Уважаемы родители, напомню вам, что:

Уголовная ответственность

самый строгий вид юридической ответственности.

Уголовная ответственность наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления – с 14 лет,такие как:

• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

• угон транспортного средства;

• умышленное уничтожение или повреждение имущества;

• хулиганство при отягчающих обстоятельствах;

• хищение оружия, наркотиков;

• УК РФ устанавливает следующие виды наказаний, назначаемых для несовершеннолетних:

• Лишение прав заниматься определённой деятельностью;

• Лишение свободы на определённый срок.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий, поэтому нам нужно объединить усилия и совместно помогать детям не оступиться.

Существует психологический приём, который называется:

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что происходит с Вашим ребенком

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ре­бенком.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему.

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они ни к чему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кизилюртовского района РД

Выполнила: учитель МКОУ

В числе наиболее актуальных проблем современного общества является безнадзорность детей и правонарушения среди несовершеннолетних. В ней отражаются все плюсы и минусы общественного и государственного развития. Безработица, распространение алкоголизма и наркомании усложнили работу школы в данном направлении. Можно сказать, что школа – это последний щит по защите наших детей от тлетворного влияния улицы.

Основные причины происхождения детской безнадзорности:

низкий доход членов семьи

безработица члена (членов) семьи

Семейное социальное неблагополучие:

пренебрежение родителей обязанностями по осуществлению контроля, воспитания, обучения и содержания детей

длительное отсутствие (изоляция) одного или обоих родителей (развод, болезнь, командировка)

Склонность к асоциальному образу жизни, бродяжничеству, психические отклонения, отставание в развитии, агрессия, необучаемость.

Основная часть.

-заместитель директора по ВР

- социальный педагог

-педагоги дополнительного образования

-классные руководители

и реализацию плана работы на год:

Профилактика асоциального поведения среди учащихся школы

С целью профилактики асоциальных явлений среди подростков проводится работа по снижению роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.

В профилактической деятельности специалисты социально-психологической службы школы по сопровождению учащихся и семей, находящихся в СОПе и ТЖС, в коррекционной деятельности используют методические рекомендации с Интернет- ресурсов.

Согласно направлениям, отмеченным в плане работы соцпедагога, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приёмов работы по следующим видам деятельности:

Урочная и внеурочная деятельность,

Работа с родителями,

Сотрудничество со структурами системы профилактики,

Деятельность ученического самоуправления школы,

Участие в творческих делах школы,

Аналитическая и диагностическая деятельность.

Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям:

1. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.

2.Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди школьников.

3. Профилактика суицидальных попыток.

4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактическая деятельность образовательного учреждения осуществляется силами социально-психологической службой совместно с педагогами и с привлечением родительской общественности.

Усиление совместной работы со службами системы профилактики, а так же всеми общественными организациями, заинтересованными в решении проблемы воспитания подрастающего поколения.

В летний период ежегодно направляются в оздоровительные лагеря , где школьники получают сбалансированное питание, активно участвуют в различных мероприятиях

и акциях, развивают свой творческий потенциал. Всё это способствует формированию у подростков положительных стремлений, активной жизненной позиции, здорового образа жизни, умений правильно распределять своё время.

В образовательном учреждении осуществляется строгий контроль за посещением обучающимися учебных занятий. Ежедневно дежурный учитель отмечает отсутствующих, классные руководители выясняют причину отсутствия и следят за предоставлением оправдательных документов (справок, заявлений родителей). Таким образом, обучающиеся школы пропускают учебные занятия только по уважительным причинам.

Кризисные явления в обществе в условиях существующей нестабильности увеличивают число детей и подростков, попадающих в трудные жизненные ситуации. Среди причин можно отметить ухудшение условий жизни семьи, низкий материальный уровень, падение нравственных устоев. С целью осуществления контроля над условиями жизни ребёнка в семье один раз в четверть соцпедагоги обследуют семьи обучающихся класса, составляют акты обследования, которые подписываются родителями. В результате проводимой работы выявлено, что не все обучающиеся проживают в благополучных семьях.

С целью предупреждения правонарушений, бродяжничества, беспризорности, девиантного поведения обучающихся, правового просвещения участников образовательного учреждения в школе проводятся следующие мероприятия:

встречи с работниками правоохранительных ор ганов ;

В этом учебном году н а внутришкольном учёте состоят 17 человек . С этими детьми и их родителями проводится постоянная коррекционная работа: индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, посещение на дому, приглашение на заседание Совета профилактики.

Ежегодно родители обучающихся получают уведомления о том, что они несут административную ответственность за нахождение их детей без сопровождения взрослых посл е 22 часов. Педагогический коллектив школы продолжает целенаправленную профилактическую работу как с обучающимися, так и с их родителями.

Просветительская и профилактическая работа с родителями учащихся

Заседание Совета Профилактики правонарушений, девиантного поведения, асоциальных явлений.

Состоялось 9 заседаний Совета Профилактики, на которых было рассмотрено 9 дел. В ходе проведения заседаний Совета Профилактики несовершеннолетним и их законным представителям были оказаны различные виды помощи.

Решение Совета профилактики в течение учебного года на профилактический учет было поставлено 8 учащихся +1 семья, сняты 4 учащихся.

Подготовлено 4 представления в КДН о снятии с проф.учета в связи с положительной динамикой.

Родительский всеобуч.

Были проведены родительские собрания:

Патронаж семей учащихся (посещения)

- осуществлялся по плану (обследование семей опекаемых уч-ся с целью контроля)

- по необходимости (пропуски занятий без уважительной причины, нарушение Устава школы, неудовлетворительная успеваемость, совершение правонарушения, приглашение в школу на беседу).

Патронаж семей учащихся осуществлялся совместно с классными руководителями, психологами школы и другими специалистами системы профилактики.

сентябрь – 5 посещений

октябрь – 3 посещения

ноябрь – 5 посещений

декабрь – 3 посещения

январь – 2 посещений

февраль – 2 посещений

март – 2 посещений

апрель - 3 посещений

май - 5 посещений

Для оказания социально- педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимы следующие мероприятия:

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении. Семья, находящаяся в социально-опасном положении , – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение.

4. Обеспечение организации общедоступных спортивных секций и привлечение к участию в них несовершеннолетних.

5. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся во внеурочную работу, в волонтерское движение, занятия спортом- одно из важнейших направлений, способствующее формированию законопослушного поведения.

6. Проведение индивидуальной воспитательной работы. Одним из важнейших направлений школы профилактической деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы.
Процедура постановки на внутришкольный контроль начинается при наличии заявления родителей об оказании им помощи, либо заявления педагогов и информации государственных органов (КДН, определения или приговор суда, информации из ПДН и т.п.).
Поводом для постановки ученика на в\ш учет могут служить конкретные отклонения от социальных норм в поведении ученика, например, систематические прогулы занятий, склонность к бродяжничеству, вымогательству, агрессивные действия, направленные против личности, токсикомания, алкоголизм, наркомания, хищения и т.д.
Руководители и педагогические работники имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей.

Что же можно сказать в заключение? Помните: какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. И наши дети - это большое счастье. В наших руках сделать их счастливыми, ведь каждый ребенок рождается для счастья.

1. Ваш проблемный подросток: Учебное пособие. – СПб., 1998.

2. Верцинская Н. О трудных детях// Воспитание школьников. 1990. № 1.

3. Монахова А. Х. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.

4. Плинер Я. Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. – М., 2000.

5. Рождественская Н. А. Как понять подростка. – М., 1995.

Профилактическая деятельность образовательного учреждения регламентируется:

Для достижения положительных результатов в профилактической деятельности в течение 2014-2015 учебного года в школе с учащимися и их родителями проводилась комплексная профилактическая работа. Данная деятельность осуществлялась через работу социально-психологической службы школы, в состав которой входят:

-заместитель директора по ВР

-педагоги дополнительного образования

и реализацию программ и проектов:

1.Активизация работы по профилактике асоциальных явлений среди подростков.

2. Создание системы первичной профилактики асоциальных явлений.

3. Обогащение учащихся знаниями для формирования здоровых жизненных установок и навыков нравственного поведения, развития личностно - гражданской зрелости.

4. Снижение роста правонарушений, профилактика употребления ПАВ, беспризорности и безнадзорности.

За последние 4 года в школе появилась необходимость введения дополнительных профилактических программ.

Цель: формирование и внедрение социальных норм толерантности, формирование у детей навыков противостояния ксенофобии и экстремизму.

Цель: формирование и развитие правовых знаний, правовой культуры и ЗОЖ у школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности у несовершеннолетних и их родителей; развитие правового самосознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности жизнедеятельности.

-обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди учащихся школы.

-обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма, а так же формирования установок толерантного сознания среди учащихся школы.

-формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.

Создание условий для развития здоровьесберегающей и творческой среды школы, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья школьников.

5. Программы и проекты педагогов дополнительного образования:

Согласно направлениям, прописанным в программах и проектах, профилактическая и коррекционная работа осуществляется с применением разнообразных форм, методов и приёмов работы по следующим видам деятельности:

  • Урочная и внеурочная деятельность,
  • Работа с родителями,
  • Сотрудничество со структурами системы профилактики,
  • Деятельность ученического самоуправления школы,
  • Формирование ЗОЖ,
  • Участие в творческих делах школы,
  • Аналитическая и диагностическая деятельность.
  • Управленческая деятельность,

Основные мероприятия в рамках профилактической работы проводятся по следующим направлениям:

1.Профилактика социально-значимых заболеваний (СПИД, ВИЧ-инфекция, вензаболевания и т.д.)

2. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, употребления ПАВ.

3.Профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности среди школьников.

4. Профилактика терроризма и экстремизма.

5. Профилактика суицидальных попыток.

6. Профилактика ранней беременности.

7. Профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием н\летних и детского дорожно-транспортного травматизма.

Социально – психологическая служба обеспечивает медико - социально – психолого – педагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса. Деятельность специалистов направлена на сохранение и укрепление психо-физического здоровья обучающихся, защиту их прав и интересов, обеспечение успешной социализации, государственную политику по профилактике правонарушений несовершеннолетними, поддержку детей, находящихся в СОПе или ТЖС.

Работа по профилактике преступлений и правонарушений среди учащихся предполагает целый комплекс социально – профилактических мер, направленных на оздоровление условий жизни детей, на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности несовершеннолетних, а также формирование правовой культуры и повышение правовой грамотности учащихся, способствующих правовому воспитанию.

Работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по предупреждению беспризорности и безнадзорности проводится в соответствии с законами и положениями, регламентирующими данную деятельность:

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций Нефтеюганского района при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации ;

Целью работы по данному направлению является развитие и укрепление системы комплексного решения проблем профилактики безнадзорности, правонарушений и бродяжничества, системы, основанной на индивидуальном подходе к ребенку, формирование законопослушного поведения, социальной адаптации и реабилитации, защиты их прав и свобод.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад " Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе" расчитан на учеников старших классов, а также родителей учащихся. Среди учащихся проводится во внеурочное время, а среди родителей на родительских собраниях. Основной целью является профилактика правонарушений среди учащихся.

Подготовила: Социальный педагог Клевно Е.Н.

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.

В системе профилактической деятельности школы выделяют два направления:

меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы,

меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне.

Нравственная деформация формирующейся личности и отклонения в поведении зачастую являются следствием нарушений взаимосвязей с микросредой. Назову наиболее существенные дефекты межличностных отношений, с которыми ребенок сталкивается в семье, в школе, на улице.

Неблагоприятные условия семейного воспитания

Асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый действенный образец это его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей - потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Гиперопека. В условиях опекающей регламентации, в семьях, где все определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека - заботливости, желания добра и блага во спасение, - она все равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.

Недостатки в учебно-воспитательной работе школы.

Недостатки работы школы, отрицательно сказывающиеся на поведении учеников, условно можно разделить на несколько групп.

Низкий профессиональный уровень учителя. Бывает, что педагоги слабо владеют учебным предметом и методикой его преподавания. Их уроки неинтересны, на них отсутствует дифференцированный подход к ученикам. Дети перегружены обилием изучаемого материала на уроках и домашними заданиями. Это формирует отрицательное отношение к учебе, рождает скуку и, как следствие, - нарушения дисциплины, порча школьного имущества, издевательское отношение к самому учителю.

Недостатки организационного характера в работе с детьми группы риска. К недостаткам организационного характера относятся: запоздалое выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, поверхностное изучения педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, отсутствие продуманного плана работы. Отрицательно влияют и такие факторы, как недостаточная помощь и контроль администрации школы, разобщенность школьного педагогического коллектива, отсутствие анализ; допускаемых в работе ошибок, недостаточное использование возможностей ученического самоуправления, шаблонность форм и методов внеклассной и внешкольной работы, непривлекательность мероприятий, проводимых в школе, пассивность работе с неблагополучными семьями.

Отрицательное влияние стихийно-группового общения.

Дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте.

Все перечисленные выше факторы можно отнести к категории социальных! Кроме этого следует учесть, что причина отклоняющегося поведения может определяться и биологическими факторами: у подростков (от 11-13 до 15-17 лет) период полового созревания появляется сильное стремление к самостоятельности и проявляется негативизм и упрямство. У подростка возникает желание к беспощадному отрицанию всего, до сих пор принимаемого им.

Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, культурно-образовательных центров для всего района, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга, детских объединений - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.

Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.

Перед нашей школой стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса.

В нашем образовательном учреждении разработана и осуществляется работа по профилактике правонарушений, целью которой является обучение школьников культуре правовых отношений в процессе обучения и воспитания.

Развитие гражданской и правовой культуры является важной составляющей процесса формирования гражданского общества в современном Казахстане, что предполагает сознательное и инициативное участие граждан в жизни страны, общества. Следовательно, в школе необходимо формирование социальных норм и правил поведения, поскольку без этого невозможно эффективное решение задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим, наш педагогический коллектив поставил перед собой и успешно решает следующие задачи:

создать уклад норм школьной жизни;

помочь школьникам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;

помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;

помочь школьникам научиться разрешать споры правовыми способами;

воспитать навыки правовой культуры.

На основании Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года N 591 О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности в нашей школе была выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Классные руководители проводят анализ профилактической работы с несовершеннолетними. На заседаниях Совета профилактики подводятся итоги работы, приглашаются родители учащихся.

Социальный педагог регулярно проводит беседы на правовую тематику, принимает участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей учащихся, изучает особенности, склонности, интересы учащихся. В школе ведётся наблюдение за детьми, склонными к правонарушениям, обсуждаются проступки учащихся на педсоветах, административных совещаниях.

В школе проводятся занятия, беседы, лекции для родителей в рамках родительского всеобуча.

Кроме этого в школе функционирует Совет профилактики правонарушений.

Конечно же, на каком-то конкретном временном периоде работа по профилактике правонарушений не дает ясно видимых положительных результатов, но эта работа необходима, и дорогу, как говорится, осилит идущий.

Читайте также: