Национальное образование в школе доклад

Обновлено: 07.07.2024

Нацпроект с двойной задачей

Первая задача — обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования. В частности — вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Вторая — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Внимательный педагог уже на этом этапе может забеспокоиться: какая из задач является основной? Внешняя или внутренняя? Куда направлен нацпроект? На внешние достижения детей и всей страны или в глубину их личности? Сделать и то и другое в рамках одного урока, одного учебного процесса попросту невозможно. Ориентация на внешний, точно подсчитанный успех чаще всего исключает проникновение в недра морали, гражданской ответственности и других тонких материй.

Возможно, две задачи ужились бы вместе, если бы располагались в другой очередности. В странах, с которыми мы жаждем соревноваться — Сингапур, Китай, Финляндия, США, — в свое время первостепенной целью ставили именно воспитание, поддержание в детях культуры и морали, присущих государству. Высокие места в рейтинге возникали сами собой из естественного желания юных граждан прославить страну. Доказать родным свою жизненную позицию. Возможен ли обратный путь: от высоких рейтингов к гражданской ответственности? Время покажет.

Насколько амбициозны эти задачи? Первая (выйти в десятку стран с лучшим образованием) оценивается экспертами как вполне достижимая. Да, последние результаты PISA нас не очень порадовали, но есть и другие исследования, с другими формами, критериями и другими особенностями. Например, по данным Всемирного банка, в 2018 году Россия занимала 9-е место в мире по качеству общих образовательных достижений: почему не этот показатель, а именно PISA выбран за высший ориентир?

Что касается второй задачи — воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности, — то оценить ее достижимость очень сложно. Сомнение вызывают и те показатели, по которым собираются оценивать успешность достижения этой задачи, — рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, и повышение доли детей, охваченных программами дополнительного образования. Планируется, что число последних к 2024 году вырастет до 70%.

Здесь основные статьи расходов — строительство и ремонт школ, обновление материально-технической базы общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа. Кроме того, именно в рамках этого проекта предпринимаются шаги по выходу в десятку стран с наиболее высоким уровнем образования.

Поясним, что на данный момент в 63,6% образовательных организациях страны уже есть высокоскоростной Интернет. Задача — к 2024 году довести показатель до 100%. Сложно сказать, насколько к этому моменту изменятся стандарты скорости и будет ли актуальна данная задача. Зато известно, что сегодня в ряде школ Интернет настолько медленный, что его мощностей не хватает на то, чтобы получить учебники на устройства. Эту ситуацию, безусловно, в 2019 году необходимо исправлять.

В конечном счете образование к 2024 году обещает стать более инклюзивным, гибким, ориентированным на международные стандарты во всем — от читательской грамотности и до освоения практических профессиональных навыков.

К чему готовиться 1 сентября 2019 года?

Здесь педагогов ждет большой сюрприз: кроме привычных критериев оценки и самооценки, включающих в себя ФГОС, ВПР, ЕГЭ и ОГЭ, профстандарт педагога, степень удовлетворенности учащихся и их родителей, у нас появляется ряд новых, актуальных критериев. Вот какие мероприятия планируется проводить для проверки выполнения плана:

однократное участие каждого региона в проведении исследования по модели PISA на представительной выборке данного региона;

подключение всех общеобразовательных организаций к личным кабинетам ФИС ОКО (федеральная информационная система оценки качества образования);

интеграция результатов разных процедур оценки качества в единую аналитическую базу;

проведение социологических опросов в субъектах РФ об оценке удовлетворенности качеством образования и об оценке востребованности результатов образования.

Ожидаемые преимущества

Привыкание большей части школьников к формату международных исследований качества образования;

Возможность получить большие массивы данных для сравнения.

Возможные риски

Выгорание учащихся. Чем больше тестов и проверок, тем ниже ценность каждого из результатов для конкретного ученика

Дополнительная нагрузка на педагогов. К международным исследованиям тоже нужно готовить. Если не натаскивать, то по крайней мере показывать в классе, разбирать самые сложные моменты. При такой насыщенности учебной программы, как сейчас, готовить к международным исследованиям можно только в ущерб каким-то другим формам работы

 Открывая организации будущего

Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, рассказывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принципах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компании развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Цифровые портфолио учеников

Уже в 2019 году всем учащимся России должна быть обеспечена возможность формировать свои индивидуальные портфолио в электронном виде, на цифровой образовательной платформе.

Что задумано? У каждого ученика — свое цифровое портфолио. В определенный момент любой российский вуз, колледж или другая школа смогут получить доступ к ученическим портфолио. На его основании составить представление об учащемся и пригласить его к себе на обучение.

Ожидаемые преимущества

Комфорт для учителей: не нужно собирать пухлые папки грамот и свидетельств, не нужно искать место для их хранения. Все компактно, удобно и открывается (потенциально) с любого электронного носителя;

Более гибкая система отбора в вузы: не нужно дополнительных собеседований, конкурсов. У приемной комиссии в распоряжении окажутся гораздо более полные и разнообразные сведения об учащемся.

Возможные риски

    Информационная безопасность. Сейчас каждый ученик, даже самый достойный, волей-неволей включен в схватку за место в желанном вузе. Можем ли мы быть уверены, что сведения об ученике не будут украдены, стерты, фальсифицированы? Кто и как будет обеспечивать эту безопасность?

Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме

Непрерывное повышение квалификации

Также в планах нацпроекта привлечение работодателей к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников. В том числе в формате стажировок. Иными словами, наши учителя должны постоянно развиваться в профессиональном плане. Мало кого устраивало то, как это формально, принужденно и громоздко делалось ранее. Ему на смену придет новый формат повышения квалификации.

Ожидаемые преимущества

    Комфорт для педагога: повышать квалификацию дома, сидя в уютном кресле, в удобное время. Это значительно удобнее, чем ездить после работы на очные курсы;

Постоянное обучение как образ жизни. Для педагога крайне важно оставаться компетентным и адекватным учащимся, идти в ногу со временем и не испытывать от этого никакого дискомфорта;

Возможные риски

    Дополнительная нагрузка на педагога. Все учителя находятся в разных условиях, но большинство из них загружены работой так, что на саморазвитие просто не хватает моральных и физических сил. Если непрерывное повышение квалификации станет обязательной частью их повседневного плана, выгорание неизбежно. Мы рискуем потерять ценные кадры

Индивидуальные образовательные траектории для учителей. Чтобы непрерывно развиваться в профессии, нужно иметь сколько-нибудь четкий план. Кто поможет учителям создать себе личный образовательный маршрут? Готовы ли к этому наши методисты?

Принудительное обучение. Пожалуй, это самый страшный риск: если образовательный неуспех, замедленный темп обучения или другая сложность будут грозить педагогу сокращением зарплаты или препятствиями в карьере — такое обучение будет уже не на пользу

Идеальный аргумент. 1500 способов победить в споре с помощью универсальных фраз-энкодов

Как научиться достойно отвечать манипуляторам или агрессивным собеседникам, чтобы решать исход беседы в свою пользу? Для начала обескуражить их, сбить с толку. Как? С помощью универсальных фраз-энкодов. С их же помощью можно легко перейти в наступление и договориться на тех условиях, которые выгодны именно вам. Прочитав эту книгу, вы научитесь предупреждать конфликт и управляться с теми, кто всегда прав.

Новая цифровая среда

К 2024 году в каждом регионе должна быть внедрена своя целевая модель цифровой образовательной среды. Не менее 70% организаций должны будут предоставлять свои учебные программы в сетевой форме: так реализуется инклюзивность образования. Цифровая среда — это информационное пространство, в котором педагоги будут повышать квалификацию, обмениваться опытом. Учащиеся смогут предоставлять результаты проектов, наращивать портфолио и дистанционно осваивать учебные программы.

Ожидаемые преимущества

  • Все информационные процессы в одном месте. Пожалуй, это может быть действительно очень удобно: все, что нужно участнику образовательного процесса, можно найти, перейдя по одной-единственной ссылке.

Возможные риски

Весь стандартный набор рисков, связанный с информационным полем: безопасность, мощности, контроль, колоссальная зависимость от системы. Кроме того, возникает вопрос: как быть школам, организациям, профессиональным сообществам, которые уже сами для себя приняли решение жить в цифровой среде и создали ее своими руками? Должны ли эти микросреды быть интегрированы в единую? Или они исчезнут, или какая-то доля учителей и учащихся через несколько лет окажется в двух информационных средах — в своей, естественно возникшей и полюбившейся, и в официальной, которая является всеобщей и обязательной для всех?

Характеристика педагога-наставника

Расцвет технологии

Что задумано? Приоритетное направление развития образования — технологии. Стране нужны люди с инженерным мышлением, а для этого необходимо по-новому устроить сам процесс технологического обучения.

Кванториумы и IT-cube — сеть современных технопарков и компьютерных центров, призванных способствовать техническому и цифровому образованию учеников, реализации научно-технического потенциала российской молодежи. Планируется, что к 2024 году Кванториумы и IT-cube откроются в каждом регионе России, а лучше — в каждом крупном городе.

Ожидаемые преимущества

Положительных моментов много. В самом общем виде они таковы:

    Помощь педагогам-предметникам. Все, что нельзя показать в классе, все, что вы не успели показать и объяснить на уроке, можно будет наверстать в красивом и технологичном Кванториуме;

Повышение мотивации учащихся к изучению науки и техники. Это красиво, это современно, доступно и очень вдохновляет.

Возможные риски

О них говорить не хочется. Просто давайте будем внимательно следить за региональными новостями, чтобы не пропустить открытие своего Кванториума и быстро успеть наладить с ним совместную работу.

8% учащихся должны обладать высоким уровнем IT-навыков

Новые критерии грамотности

Ожидаемые преимущества

Возможные риски

    Организация и контроль. Не вполне понятно, как эта инициатива отразится на работе учителей информатики: потребуется ли обновить программу, отвести время для проверки уровня компьютерной грамотности учащихся? И самое интересное: что будет, если учащиеся провалят тест?

Недостаточная репрезентативность и формальность инициативы. Очевидно, что, если протестировать всех российских учащихся, мы и сейчас получим результат выше заявленного. Важнее, чтобы определенного уровня компьютерной грамотности достигли учащиеся, у которых только в этом году в школах появится высокоскоростной Интернет, обновится материально-техническая база, а также те, для кого информатика изначально не была профильным предметом. Иными словами, необходим тщательно продуманный дизайн исследования, чтобы результаты были действительно значимыми.

Вместо послесловия

Что касается самого нацпроекта, то нет никакого смысла подвергать его критике: для реальных участников учебного процесса это такая же данность, как и любая стихия. Она обещает нам много пользы. Особенно в вопросах обновления материально-технической базы, строительства и информационно-коммуникационных технологий. Еще больше стоит ждать новых сложностей. Но самый неудачный сценарий развития событий в данном случае наступит тогда, когда окажется, что за заявленными манифестами ничего не стоит. И нашумевший нацпроект, с его ошеломляющим бюджетом и амбициями, не изменит нашу повседневную работу. Ведь даже те, кому нечего терять, могут потерять доверие.


Национальное образование

Национальное образование – это непрерывный процесс воспитания и обучения, который опирается на традиционную национальную систему воспитания, национальный язык, культуру, нравственные ценности; имеющий целью формирование национального самосознания как необходимого условия развития целостной личности, воспитанной в духе национальной терпимости и уважения к другим народам, и реализующийся через систему образовательных учреждений на всех образовательных уровнях: семейное воспитание, дошкольное, общее школьное, профессиональное и дополнительное образование.

Задачи национального образования (по отношению к личности)
задачи развития национального самосознания;
воспитание уважения к родному языку и культуре;
приобщение к мировой культуре через призму культуры своего народа;
воспитание терпимости к другим народам;
социальная адаптация личности не только в пределах своего этноса, но и в мировом сообществе.

По отношению к нации задачами национального образования являются
сохранение этнической самобытности;
передача национального языка, культуры, традиций, исторического опыта этноса от одного поколения к другому;
приобщение нации к ценностям мирового сообщества.

В школе созданы условия для получения этнокультурного образования, изучения культуры народов, проживающих на территории Республики.

В 2017-2017 учебном году 145 обучающихся с 1 по 11 класс будут изучать кабардинский язык (по заявлению родителей)

Учебные планы ООО и СОО предусматривают изучение дисциплин региональной и этнокультурной направленности: "География КБР", "История КБР", "Культура народов КБР".

С 2015 года в рамках Соглашения о сотрудничестве между Эльбрусским районом и г.о. Прохладный коллектив школы принимает активное участие в совместных мероприятиях.




1 сентября - День государственности Кабардино-Балкарской Республики







Фестиваль иностранных языков "По странам и континентам"

Оценить 1194 0

Доклад

учитель начальных классов

Иванова Инна Сергеевна

29 августа 2019 г

Современная школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

Современная школа – это:

-современный человек - учитель, ученик, родитель.

Задача данного проекта - «внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области "Технология".

Основные мероприятия в рамках проекта:

-обновление методик, стандарта и технологий обучения;

-создание условий для освоения обучающимися отдельных предметов и образовательных модулей, основанных на принципах выбора ребенка, также применения механизмов сетевой формы реализации;

-создание новых мест в общеобразовательных организациях;

-создание сети новостроек – региональных центров образования;

-осуществление подготовки педагогических кадров по обновленным программам повышения квалификации.

Произойдет обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам.

Создание материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в школах.

Создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа.

Внедрение целевой модели функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях.

Внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятие решений по вопросам управления общеобразовательными организациями.

Проведение оценки качества общего образования на основе практики международных исследований подготовки обучающихся.

Внедрение обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Внедрение обновленных примерных основных общеобразовательных программ.

Создание школы с привлечением частных инвестиций на условиях возвратного финансирования.

Проект планирует к 2024 году, что

230 тыс. детей получат новые места в городских и сельских школах

16 тыс. школ улучшат материально-техническую базу.

25 школ введут в эксплуатацию с привлечением инвестиций.

В 800 коррекционных школах будет создана современная образовательная среда.

А также в большинстве школ будет сформирована система функционирования школьных психологических служб.

Роль нового этапа развития школы заключается в создании условий для получения школьниками доступного и качественного образования, на духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное развитие учащихся, на развитие творческих, физических способностей.

Современная школа – это большой коллектив людей: обучающихся, учителей, родителей, объединенных важным государственным делом – образованием детей, подготовкой их к жизни в обществе, к выбору профессии, к трудовой деятельности.

В статье исследуется потенциал российской образовательной системы по сохранению языков и культур. Проводится анализ возможностей образовательной системы в период с 1990 по 2007 г. и в период реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Выявлены положительные и отрицательные факторы, влияющие на состояние образования на родном языке на разных этапах развития российской образовательной системы. Анализ показывает, что дальнейшее развитие национального образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов возможно на базе поликультурной [полилингвальной] модели образования. Приводится перечень необходимых для реализации данной модели мер, включающий внесение изменений и дополнений в действующие законы, Федеральные государственные образовательные стандарты, создание общефедеральных структур, обеспечивающих бесплатное доступное образование на родном языке.


1. Воробьёв Ю.Л. Периферийный рынок образовательных услуг: взгляд из провинции // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3.

2. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Народное образование. — 1998. — № 7.

9. Зубарева С.Л. Развитие образования народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе (1990-е гг. - начало XXI века). – Сургут : Изд-во СГПИ, 2003. — С. 32-34.

10. Пичкуренко Л.Ю. Развитие педагогической мысли в России и Германии в девятнадцатом-двадцатом веках в аспекте проблемы национального образования : дис. . канд. пед. наук. — Саратов, 2001. — 145 с.

11. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 30-35.

13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д : Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

14. Лотфуллин М.В. Поликультурное образование как условие сохранения родных языков в рамках ФГОС // Казанский федералист. — 2012. — № 1-2. – С. 210-214.

«1. Она должна считаться с личностью и формировать её сообразно с её природными особенностями.

2. Делать это в соответствии со своеобразием той нации, к которой принадлежит личность.

Таким образом, образование по сути своей является национальным.

Целью данной работы является исследование потенциала российского образования в сохранении языков и культур. Применяется метод анализа педагогических идей и нормативно-правовых документов в области образования.

Системообразующей характеристикой современного российского образования является культуросообразность [4]. Для ученика школы с русским языком обучения средой культурного самоопределения является русская национальная культура - от истоков до современности. В связи с этим ценностные и целевые установки российского гуманистического образования связываются с воспитанием гражданина России, центрированного на национальные ценности.

Культуросообразное образование реализуется в условиях безотсевного всеобщего среднего образования. Так почему же в России применяется очевидно ущербная с точки зрения качества знаний учащихся модель образования? Одна из основных причин выбора ущербной модели излагается в докладе министра народного просвещения Российской империи Д.А. Толстого по обрусению инородцев. В этом документе принята стратегия обрусения для татар-мугаметан. Для Российской империи реализация данной стратегии представляла огромную задачу. На этнических территориях татар в Казанской губернии, Астрахани, Оренбурге, Симбирске, Уфе и других городах работали тысячи мектебе и медресе. Для обрусения такой массы народа наиболее подходящей системой образования является всеобщее единое культуросообразное образование, которое приобрело статус государственного в советский период. Причем только образование на языках народов России называется национальным, как будто образование на русском языке является не национальным.

Спустя 100 лет эта задача обрусения инородцев была почти решена. Народы России не только овладели русским языком, но и в основном потеряли родной язык. Как защитная реакция, на волне демократизации Советский Союз распался. Общегосударственная система национального образования была расформирована: в Российской Федерации была ликвидирована общероссийская система управления национальным образованием и обеспечения учебно-методическими пособиями на языках народов. Полномочия по организации образования на родном языке были переданы регионам. В унитарном образовательном пространстве были введены вариативные учебники, расширились полномочия учреждений образования и региональных органов управления образованием. Были введены федеральный и региональный компоненты образования. В результате в республиках в составе РФ началось восстановление государственной системы национального образования, возникшей в результате национально-освободительной Октябрьской революции и разрушенной в послевоенные годы. Каждая республика самостоятельно решала вопросы строительства системы национального образования (от нормативно-правовой базы до научных исследований). В других регионах национальное образование оставалось на уровне 80-х годов прошлого столетия. Цели также ставились разные: в республиках - возрождение образования на родном языке, в регионах - адаптация иноязычных детей в русской школе [5]. Решение проблемы образования на родном языке в регионах зачастую осуществляется за счет национально-культурных автономий, приравнивая их иностранцам, хотя согласно Конституции и законодательству РФ образование на родном языке осуществляется государством в рамках бесплатного образования [6]. В регионах конституционное право граждан на получение бесплатного образования на родном языке нарушается, сами граждане не умеют отстаивать свои права, чиновники и работники образования в регионах Конституцию и законодательство РФ игнорируют и живут по понятиям Российской империи.

В целом рост национального самосознания народов в российском обществе с монокультурной средой русскоязычного образования породили опасные явления национальной нетерпимости, осложнили адаптацию личности в инокультурной среде. В этих исторических условиях необходима разработка новой методологии воспитания, в которой проблема межкультурного взаимодействия детей, их готовность принять ценность чужой культуры, не утратив при этом ценностей культуры национальной, рассматривается как неотъемлемая часть личностно ориентированного образования.

Анализ педагогических концепций на современном этапе, проведенный в работах [9], [10] позволяет утверждать, что в современном педагогическом процессе определились три основных направления, три подхода к проблеме национальной школы: возрожденческий [11], поликультурный [12], методологический [13]. Их следует рассматривать как три уровня создания национальной школы двадцать первого века. В настоящее время в России наиболее распространен возрожденческий тип национальной школы. Поликультурное образование до конца восьмидесятых годов XX века было в основном востребовано на Западе, но в связи с серьезными сдвигами в жизни России стало востребовано и у нас [14]. Методологический тип национальной школы можно назвать формирующимся.

Формальная отмена национально-регионального компонента образования не должна привести к обеднению содержания образования. Педагоги должны приложить объединенные усилия, чтобы федеральные стандарты образования обеспечивали развитие и сохранение языков и культур всех граждан РФ. Разрабатываемые в рамках федеральных образовательных стандартов образовательные программы должны отображать достигнутый уровень преподавания родного языка и литературы и обеспечивать преподавание родного языка и литературы во всей России всем учащимся.

Принципиальное значение принимает наличие в ФГОС Базовых учебных планов (БУП) для образовательных организаций республик в составе Российской Федерации, БУПов для школ с родным языком обучения и для школ с преподаванием родного языка. Актуальным остается вопрос включения в федеральный перечень учебников по родному языку и литературы, учебников по истории родного народа.

Таким образом, для создания условий по сохранению языков народов в РФ необходимо предпринять следующие организационные меры.

  • компетенций органов управления образованием субъектов РФ, позволяющих им разрабатывать примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности, обеспечивающие образование и воспитание на родном языке и преподавание родных языков;
  • обеспечения конституционного права граждан на получение среднего [полного] общего образования на родном языке.

2. Создание общероссийской системы разработки, рецензирования и издания учебно-методических пособий на языках народов РФ.

3. Внесение в ФГОС родного языка в качестве ключевых компетенций компетенции и государственную итоговою аттестацию выпускников 9, 11 классов по родному языку и литературе.

4. Организация федерального мониторинга изучения родного языка и обучение на родном языке детей народов России.

5. Подготовка педагогических кадров на поликультурной полилингвальной основе для обеспечения доступного бесплатного образования на родном языке.

В современных условиях для сохранения народов, и в целом России, содержание образования должно стать поликультурным, а система образования построена на принципах природосообразного образования.

Рецензенты:

Гайсин И.Т., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики географического и экологического образования, Институт экологии и географии Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань;

Нигматов З.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры методологи и обучения и воспитания, Институт психологии образования Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Казань.

Читайте также: