Доклад на тему современные педагогические технологии в работе с дошкольниками

Обновлено: 01.07.2024

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная – одним словом изученная и опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень. Любая технология имеет свою структуру.

Структуру образовательной технологии составляет:

  • концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
  • содержательная часть– это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
  • процессуальная часть– совокупность форм и методов деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению образовательным процессом (усвоением материала), диагностика.

Таким образом, если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.

Реализация образовательных технологий осуществляется на основе следующих принципов:

  • гуманизация – приоритетность личностного, индивидуального развития ребенка в организации образовательного процесса учреждения дошкольного образования;
  • целостности образа мира, реализуемого через создание интеграции содержания образования, способности воссоздать и удерживать целостность картины мира, устанавливать различные связи между объектами и явлениями, увидеть с различных сторон один и тот же предмет;
  • учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка на основе использования основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;
  • учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка – соблюдение в организации образовательного процесса интересов и направленности ребенка на конкретные виды деятельности, поддержание его активности, самостоятельности, инициативности;
  • комфортности на основе субъект-субъектного взаимодействия в образовательном процессе – свободы высказываний и поведения в разных формах организации; в ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;
  • педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами; основной критерий реализации данного принципа – удовлетворенность ребенка самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности;
  • профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего образовательного процесса.

В настоящее время взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) учреждения дошкольного образования осуществляется на основе современных образовательных технологий. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования, выполнение учебной программы дошкольного образования.

К числу основных современных образовательных технологий можно отнести:

  • физкультурно-оздоровительные;
  • проектной деятельности;
  • исследовательской деятельности;
  • информационно-коммуникационные;
  • личностно-ориентированные;
  • игровую;
  • ТРИЗ;
  • коррекционные и др.

Современные технологии дошкольного образования:

А теперь об образовательных технологиях, используемых педагогами в работе с детьми, поподробнее.

  1. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на решение следующих задач:

- физическое развитие детей: формирование физических качеств, двигательной активности детей;

- укрепление здоровья детей и увеличение резервов здоровья;

- формирование физической культуры дошкольников: овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

К используемым в практике учреждения дошкольного образования физкультурно-оздоровительным технологиям относятся технологии:

В работе с детьми физкультурно-оздоровительные технологии используются при проведении:

  • закаливания;
  • дыхательной гимнастики;
  • гимнастики для глаз;
  • пальчиковой гимнастики;
  • точечного массажа и самомассажа;
  • упражнений по профилактике плоскостопия и формирования правильной осанки;
  • физкультминуток;
  • релаксаций;
  • динамических пауз;
  • физкультурных занятий;
  • занятий на тренажёрах;
  • подвижных игр и элементов спортивных игр и др.

К рекомендованным коррекционным технологиям относятся технологии:

  • Баль Н.Н. по логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи;
  • Кисляковой Ю.Н. по развитию и коррекции речевых нарушений;
  • Щербы Н.В. по формированию произносительной стороны речи.

Существуют разные виды коррекционных технологий в работе с дошкольниками:

  • арттерапия
  • сказкотерапия
  • психогимнастика
  • музыкотерапия
  • артикуляционная гимнастика
  • су-джок терапия
  • технологии воздействия цветом
  • технологии коррекции поведения
  • тренинги
  • песочная терапия и др.

Реализуются данные виды технологий специалистами учреждения дошкольного образования (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), отдельные технологии используются только при условии прохождения специальной курсовой подготовки.

Основное направление – развитие и обогащение социально-личностного опыта через вовлечение в сферу межличностного взаимодействия.

Данные технологии реализуются в процессе:

  • работы в группах, парах;
  • бесед, дискуссий;
  • активного взаимодействия: экспериментирования, сравнения, наблюдения, исследования и т.д.

В отечественном дошкольном образовании данная группа технологий относительно новая и нетрадиционная. Но первые попытки в этом направлении уже предпринимаются.

Рекомендованной технологией проектирования в образовательном процессе с дошкольниками является технология

  • А.А. Петрикевич о современных подходах к решению проблем использования метода проектов в образовании и развития познавательной активности у дошкольников.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

  1. Технология исследовательской деятельности.

Основное направление – формирование у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Известны исследовательские технологии:

  • Никашиной Г.А. – игровая модель познавательного развития ребёнка;
  • Савенкова И.А. – методика исследовательского обучения (Российская Федерация).

Технология или методика Савенкова И.А. направлена на развитие исследовательской активности дошкольников, формирование исследовательских способностей и исследовательского поведения.

Технологии исследовательской деятельности реализуются с помощью:

Это технологии использования специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Цель информационных технологий:

- расширение возможностей учреждения дошкольного образования наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умения самостоятельно приобретать новые знания;

- заложение потенциал обогащенного развития личности ребенка.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование ИКТ в образовательном процессе предполагает:

- использование глобальной сети Интернет – это позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным;

- использование развивающих компьютерных программ – это позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение; (но на сегодня, к сожалению, существует недостаточное количество хороших компьютерных программ, которые предназначены для детей данного возраста);

- использование мультимедийных презентаций – это позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации – формирование у малышей системы мыслеобразования. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование во время образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

При подборе и использовании ИКТ важно соблюдать ряд требований к компьютерным программам. Развивающие программы должны:

  • носить исследовательский характер;
  • быть лёгкими для самостоятельных занятий детей;
  • иметь высокий технический уровень;
  • развивающими детские навыки и представления;
  • носить возрастное соответствие;
  • быть занимательными.

По своему назначению компьютерные программы классифицируются на:

  • развивающие воображение, мышление, память;
  • говорящие словари иностранных языков;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучающие чтению, математике;
  • мультимедийные презентации.
  1. Личностно-ориентированные технологии.

Задачи личностно-ориентированных технологий:

- гуманистическая направленность содержания деятельности учреждения дошкольного образования.

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребенка, реализация ее природных потенциалов,

- индивидуальный подход к воспитанникам.

- приоритет личностных отношений.

Формы организации:

- игры, спортивные досуги, специально-организованная деятельность,

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность,

- гимнастика, массаж, тренинг, сюжетно-ролевые игры, этюды.

Образовательные технологии белорусских авторов причисляются к разряду личностно-ориентированных технологий.

Задачи:

- преодоление трудностей в других видах жизнедеятельности;

- формирование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия;

- социализация ребёнка – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развитие навыков полноценного межличностного общения, позволяющего ребенку понять самого себя.

Игровая технология строится как целостный образовательный процесс, объединённый общим содержанием, сюжетом, персонажем и содержит чётко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда и разные группы и типы игр. Технологии белорусских авторов относятся к разряду игровых.

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Технология ТРИЗ – педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности.

Одна из самых важных задач образования на современном этапе – воспитание личности нового типа – творчески активной, свободно мыслящей, мобильной, т.е. способной адаптироваться в условиях быстро меняющихся обстоятельств жизни. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить.

Основные задачи:

  • развитие управляемого творческого воображения;
  • формирование навыков творческого стиля мышления;
  • систематичности;
  • диалектичности (способности к движению, к саморазвитию);
  • не шаблонности;
  • смелости решения;
  • творческой интуиции;
  • развития речи.

В технологии имеют место как индивидуальные, так и коллективные приёмы. К коллективным относятся:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

Особенностью технологии является – системное рассмотрение темы с разных точек зрения в проблемном диалоге, систематизация имеющихся знаний. Большое внимание уделяется использованию схем, таблиц, условных обозначений, игровых технологий, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ – всё это делает занятия увлекательными и разнообразными.

Элементы ТРИЗ технологии осуществляется в образовательном процессе в составе игровых, исследовательских технологий и технологий проектирования. Самостоятельное использование в работе с детьми технологии ТРИЗ требует курсовой подготовки.

Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.

Технологический подход, т. е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольников в период дошкольного детства, а также при дальнейшем обучении в школе. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии.

С 2014 года началось введение ФГОС ДО, а с 2016 года – реализация ФГОС ДО.

Какие принципы провозглашает Стандарт?

- Принцип индивидуализации, когда сам ребенок становится субъектом образования;

- Принцип возрастной адекватности;

- Принцип поддержки инициативы и самостоятельности;

- Принцип развивающего обучения;

- Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Соответственно, необходимы технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором ребенок включается в процессы саморазвития, саморегуляции, проявляя свою познавательную активность. Почему важно владеть технологиями дошкольного образования?

Педагогическая технология позволяет активизировать творческую деятельность детей, проявлять субъектную позицию ребенку, позволяют формировать качества, обозначенные в целевых ориентирах ФГОС ДО, предпосылки учебной деятельности, так необходимые на последующих этапах обучения.

В связи с тем, что один из принципов Стандарта - учет индивидуальных и возрастных особенностей, современное дошкольное образование требует новых подходов проектирования и конструирования образовательной деятельности, совершенно иных подходов к образовательному процессу.

И, самое важное, требуются педагогические кадры, способные разрабатывать авторские программы, проекты и внедрять технологии дошкольного образования, адаптировать под свои условия. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приѐмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого - педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Здоровьесберегающие технологии

Один из критериев любой технологии - системность. Поэтому очень важно, реализуя здоровьесберегающие технологии, системно выстраивать работу, имея научное обоснование.

Виды здоровьесберегающих технологий:

- медико - профилактические технологии;

- технологии социального благополучия ребенка;

- технологии валеологического обучения родителей.

Технологии математического образования

Одно из актуальных направлений образования - развитие математического образования. В Российской Федерации разработана Концепция математического образования, цель которой повысить уровень математического образования.

Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании:

- обеспечить развивающую предметно - пространственную среду;

- обеспечить информационную среду;

- обеспечить образовательные ситуации;

- обеспечить формирование первичных математических представлений, используемых в жизни.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

Мнемотехника – это искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Важнейшие принципы мнемотехники

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь свое воображение.

Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

- образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;

- нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал легкоусвояемым.

Конструирование - современная педагогическая технология

LEGO- технология

Лего-технология - современная технология, которая построена на интегративных принципах.

Лего-конструрование - это практическая творческая деятельность. Это деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С помощью Лего-технологии решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы.

Робототехника

Робототехника - это новая современная технология. И, в отличие, от Лего-технологии, пока слабо внедряется в образовательный процесс ДОУ.

Реализация данной технологии требует, во-первых, материально- техническую базу, то есть, материалы по робототехнике и программированию, во - вторых, требуются подготовленные педагогические кадры.

Технология уникальная, она обладает хорошими дидактическими возможностями:

- способствует развитию мелкой моторики;

- развивает умение взаимодействовать в команде;

- развивает конструкторские навыки и элементарные инженерные представления; формирует навыки презентации проекта.

Технологии проектирования в детском саду

В основе технологии проектирования лежит совместная деятельность, как взрослых и детей, так и детей между собой, которые согласовали цели и способы деятельности. Что может послужить началом проекта? Конечно же спонтанность.

Запланированный проект предполагает постановку проблемы, задачи, недосказанность информации и т.д. Выделяют следующие виды проектов:

Творческие проекты не имеют четкой структуры проекта.

Исследовательские проекты, напротив, имеют четкую структуру. Постановка целей, задач, определение значимости и актуальности, а так же способов достижения результата.

Информационные проекты - это вид проекта, который требует работы с заданной информацией (поиск, анализ информации, обобщение и презентация).

Существует три уровня проектной деятельности.

Первый уровень - исполнительский, для детей 3- 5 лет.

Второй уровень - развивающий, для детей 5-6 лет.

Третий уровень - творческий, для детей 6-7 лет.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Информационно - коммуникационные технологии - ИКТ - это способы и средства переработки информации и коммуникации. Возможности применения ИКТ определяются программным обеспечением, которое установлено на устройстве - компьютере. Глобальная сеть Интернет позволяет работать с разными источниками информации (электронные библиотеки, различные базы данных, хранилища файлов).

Какие дидактические задачи решаются с помощью ИКТ?

- наглядность, доступность, практичность;

- активизация процесса обучения;

- возможность самоопределения и целеполагания;

- гибкость процесса обучения, мобильность;

- возможность создавать собственные мультимедийные ресурсы.

Дистанционная технология обучения построена на использовании современных средств информационно - коммуникационных технологий.

Для достижения образовательного результата применяют следующие информационные технологии:

Технология активных методов обучения и модерации

Активные методы обучения (АМО) - это система методов, приемов и средств, обеспечивающих Активность в разных видах деятельности, позволяющие осваивать учебный материал.

Те, кто применяют активные методы обучения, должны точно понять, что обучающийся становится не объектом обучения – запоминающего и выполняющего инструкции, а активным субъектом, самостоятельно определяющим свои цели, задачи и результаты обучения. Активные методы обучения позволяют формировать у обучающихся качества, необходимые для успешной самореализации в быстро меняющемся мире.

Методы могут применяться, как на отдельных этапах мероприятия, так и на всех этапах.

Активные методы обучения применяют для повышения мотивации обучающихся, познавательной активности, для формирования умения работать в команде, коммуникативных навыков.

Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

- знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;

- имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;

- формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.

Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие.

Таким образом, в настоящее времякаждому педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо еще и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально различающимися технологиями: продуктивной (предметно-ориентированной), щадящей (личностно-ориентированной), технологией сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, в этом случае следует говорить об авторской технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Современная образовательная деятельность – это, в первую очередь, мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;

- педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Список рекомендуемой литературы:

Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 112 с.

Елена Колесникова: Готовые альбомы портфолио дошкольников по возрастам. Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2015.

Хаккарайнен П. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития// Псих.наука и обр.– 2015.- №3

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 2014 года началось введение ФГОС ДО, а с 2016 года – реализация ФГОС ДО.

Какие принципы провозглашает Стандарт?

Принцип индивидуализации, когда сам ребенок становится субъектом образования;

Принцип возрастной адекватности;

Принцип поддержки инициативы и самостоятельности;

Принцип развивающего обучения;

Принцип совместной деятельности детей и взрослых.

Соответственно, необходимы технологии, основанные на деятельностном подходе, при котором ребенок включается в процессы саморазвития, саморегуляции, проявляя свою познавательную активность. Почему важно владеть технологиями дошкольного образования?

Педагогическая технология позволяет активизировать творческую деятельность детей, проявлять субъектную позицию ребенку, позволяют формировать качества, обозначенные в целевых ориентирах ФГОС ДО, предпосылки учебной деятельности, так необходимые на последующих этапах обучения.

В связи с тем, что один из принципов Стандарта - учет индивидуальных и возрастных особенностей, современное дошкольное образование требует новых подходов проектирования и конструирования образовательной деятельности, совершенно иных подходов к образовательному процессу.

И, самое важное, требуются педагогические кадры, способные разрабатывать авторские программы, проекты и внедрять технологии дошкольного образования, адаптировать под свои условия. Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приѐмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого - педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

Педагоги ошибочно считают, что в любой реализуемой технологии уже заложена здоровьесберегающая технология. Это не так. Порой, на первый план, выдвигая такие категории, как воспитание, обучение, личностное развитие, здоровьесбережение уходит на второй план. Хотя принцип "не навреди" заложен в каждой технологии.

Один из критериев любой технологии - системность. Поэтому очень важно, реализуя здоровьесберегающие технологии, системно выстраивать работу, имея научное обоснование.

Виды здоровьесберегающих технологий:

медико - профилактические технологии;

технологии социального благополучия ребенка;  технологии валеологического обучения родителей.

Технологии математического образования

Одно из актуальных направлений образования - развитие математического образования. В Российской Федерации разработана Концепция математического образования, цель которой повысить уровень математического образования.

Основные направления реализации Концепции в дошкольном образовании:

обеспечить развивающую предметно - пространственную среду;

обеспечить информационную среду;

обеспечить образовательные ситуации;

обеспечить формирование первичных математических представлений, используемых в жизни.

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. Используют мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек детей можно знакомить с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие ―сезон как время года‖, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям. Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам можно отметить положительную динамику: заметно повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшаются распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность.

Важнейшие принципы мнемотехники.

В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т.е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своѐ воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию. Основные приѐмы:

Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией

Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал ―легкоусвояемым‖.

Конструирование - современная педагогическая технология

LEGO- технология

Лего - технология - современная технология, которая построена на интегративных принципах.

Лего - конструрование - это практическая творческая деятельность. Это деятельность, которая интегрирует в себе ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. С помощью Лего - технологии решаются задачи развития речи, социализации, развития умственных способностей, пространственных представлений, формирования самостоятельности и инициативы.

Робототехника

Робототехника - это новая современная технология. И, в отличии, от Лего - технологии, пока слабо внедряется в образовательный процесс ДОУ.

Реализация данной технологии требует, во - первых, материально - техническую базу, то есть, материалы по робототехнике и программированию, во - вторых, требуются подготовленные педагогические кадры.

Технология уникальная, она обладает хорошими дидактическими возможностями:

способствует развитию мелкой моторики;

развивает умение взаимодействовать в команде;

развивает конструкторские навыки и элементарные инженерные представления; формирует навыки презентации проекта.

Технологии проектирования в детском саду

В основе технологии проектирования лежит совместная деятельность, как взрослых и детей, так и детей между собой, которые согласовали цели и способы деятельности.

Что может послужить началом проекта?

Спонтанность - интерес ребенка, интерес группы детей, "точка удивления" в развивающей предметно - пространственной среде.

Запланированный проект предполагает постановку проблемы, задачи, недосказанность информации и т.д. Выделяют следующие виды проектов:

исследовательские;  информационные;  игровые.

Творческие проекты не имеют четкой структуры проекта.

Исследовательские проекты, напротив, имеют четкую структуру. Постановка целей, задач, определение значимости и актуальности, а так же способов достижения результата.

Информационные проекты - это вид проекта, который требует работы с заданной информацией (поиск, анализ информации, обобщение и презентация).

Существует три уровня проектной деятельности.

Первый уровень - исполнительский, для детей 3- 5 лет.

Второй уровень - развивающий, для детей 5-6 лет.

Третий уровень - творческий, для детей 6-7 лет.

Информационно - коммуникационные технологии - ИКТ информационно - коммуникационные технологии - ИКТ - это способы и средства переработки информации и коммуникации.

Возможности применения ИКТ определяются программным обеспечением, которое установлено на устройстве - компьютере.

Глобальная сеть Интернет позволяет работать с разными источниками информации - электронные библиотеки, различные базы данных, хранилища файлов.

Какие дидактические задачи решаются с помощью ИКТ?

Наглядность, доступность, практичность;

Активизация процесса обучения;

Возможность самоопределения и целеполагания;

Гибкость процесса обучения, мобильность;

Возможность создавать собственные мультимедийные ресурсы.

Дистанционная технология обучения построена на использовании современных средств информационно - коммуникационных технологий.

Для достижения образовательного результата применяют следующие информационные технологии:

Электронные ресурсы;  Тестовые программы;

Технология активных методов обучения и модерации активные методы обучения – АМО - это система методов, приемов и средств, обеспечивающих Активность в разных видах деятельности, позволяющие осваивать учебный материал.

Те, кто применяют активные методы обучения, должны точно понять, что обучающийся становится не объектом обучения – запоминающего и выполняющего инструкции, а активным субъектом, самостоятельно определяющим свои цели, задачи и результаты обучения. Активные методы обучения позволяют у обучающихся формировать качества, необходимые для успешной самореализации в быстро меняющемся мире.

Методы могут применяться, как на отдельных этапах мероприятия, так и на всех этапах.

Активные методы обучения применяют для повышения мотивации обучающихся, познавательной активности, для формирования умения работать в команде, коммуникативных навыков.

Кейс технология как один методов АМО

Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;

имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;

формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.

Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Вывод:

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещѐ и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об ―авторской‖ технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:

- педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности; - педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.

Список рекомендуемой литературы:

Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. 1.Атемаскина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.

Елена Колесникова: Готовые альбомы портфолио дошкольников по возрастам Портфолио в ДОУ: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина - М.: 2012.

Хаккарайнен П. Обучение, основанное на игре, как надежный фундамент развития// Псих.наука и обр.– 2010.- №3

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Аннотация: в данной статье рассмотрены виды современных технологий, их описание, способы реализации в практике работы дошкольного образовательного учреждения, а также определен планируемый результат использования данных технологий.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Для этого в нашем детском саду мы применяем отличающиеся от других дошкольных учреждений интересные модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ключевые слова: технология, инновация, современность, приоритет, мотивация, преемственность, познавательный интерес, взаимодействие, развитие, компонент, модернизация, прием, модель.

Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни. Одной из главных задач согласно ФГОС ДО является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, обладающей креативным мышлением, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, обладающей умением обучаться в течение всей жизни.
Работая над внедрением новых технологий, мы опирались на комплексную совместную работу педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята смогли развить свои познавательные способности и творческое мышление, повысили свою самооценку, научились самостоятельно искать информацию и использовать полученные знания на практике. В рамках реализации данных технологий в ДОУ каждый ребенок стремился к активной деятельности, а взрослые убедились в том, что от детей можно ждать положительного творческого результата.
С момента внедрения технологий, раскрытых в данной статье, педагоги ДОУ, опираясь на данные мониторинга образовательной деятельности, определили повышение показателей по всем образовательным областям. Таким образом, можно предположить, что данные технологии качественно влияют на результаты образовательной деятельности в целом.
Педагоги реализовали главную задачу – активизировали и развили творческую активность ребенка, самостоятельность в выборе способов действий в различных ситуациях.
Ведь педагоги в содружестве с родителями стараются выпустить в жизнь ребенка любознательного и активного, разносторонне развитого и творчески свободного. Только такой индивидуум может стать в жизни успешным.
Подводя итог можно с уверенностью сказать, что современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Ответственные за размещение информации:
Виктория Разводовская и Алена Чернолихова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: