Территориальная прокуратура рф доклад

Обновлено: 06.05.2024

Прокуратура представляет собой единую централизованную систему органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Определение понятия “прокуратура”

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Признаки прокуратуры

В мировой практике прокурорский орган имеет ряд общих признаков:

  • легитимность, т.е. устройство прокуратуры, ее организация и компетенция определяются в соответствии с конституцией и действующим законодательством;
  • наличие государственно-властной компетенции, которая закреплена федеральным законодательством и реализуется посредством системы полномочий ее должностных лиц;
  • территориальный масштаб деятельности. Иными словами, деятельность прокуратуры распространена на всей территории страны независимо от конституционно-правовых особенностей статуса субъектов Федерации;
  • централизованная система органов, которая включает в себя Генеральную прокуратуру, территориальные и специализированные органы, также научные, научно-исследовательские, консультативные, образовательные, издательские и иные учреждения;
  • строгая определенность видов и форм деятельности прокуратуры действующим законодательством;
  • институциональная и функциональная независимость, обеспеченная отдельным предметом ведения, особым порядком назначения на должность и освобождения от должности прокурорских работников, принудительным порядком реализации прокурорских полномочий.

Наряду с вышеобозначенными признаками отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, а именно:

  • надзорный орган. Статья 1 “Закона о прокуратуре” называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих на территории России законов;
  • правоохранительный орган. Прокуратура является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами;
  • орган надзора центральной власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти.

Основное значение прокуратуры в Российской Федерации состоит в обеспечении единого законодательного пространства федеративного государства путем использования надзорных и правоохранительных методов, а также возможности участия в качестве представителя государства в возникающих правовых спорах.

Структура прокуратуры РФ

Система прокуратуры РФ представлена тремя звеньями.

Высшее звено прокуратуры представлено Генеральной прокуратурой, которую возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации.

Прокуратуры субъектов Федерации составляют среднее звено российской прокуратуры. Их возглавляют прокуроры, назначаемые Генеральным прокурором с согласия государственной власти субъектов РФ.

Третье звено включает прокуратуры районов, городов и приравненных к ним иных территориальных прокуратур. Прокуроры данного звена назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники – прокурорами субъектов РФ.

Функции прокуратуры

К основным функциям прокуратуры относятся следующие.

Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Федерации. В рамках данной функции выделяют ряд направлений:

  • уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами;
  • опротестование прокурорами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постановлений судов;
  • участие прокуроров в правотворческой деятельности;
  • международное сотрудничество Генеральных прокуратуры и нижестоящих прокуратур в соответствующими органами иностранных государств и международными организациями;
  • участие прокуроров в заседаниях законодательных и исполнительных органов государственной власти государства и его субъектов, органов местного самоуправления;
  • рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры жалоб, заявлений и иных обращений;
  • проведение прокурорами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Конституционный суд по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан;
  • обращение Генерального прокурора РФ в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным и делам иной направленности;
  • разработка Генеральной прокуратурой РФ систем и методик учета статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе и прокурорском надзоре.

Прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных объектов.

Вывод

Прокуратура — это единая централизованная система органов, которые осуществляют от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Систему прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов; другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. В систему прокуратуры РФ входят научные и образовательные учреждения, которые объединены в Академию Генеральной прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ сроком на 5 лет.

Статья 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ,

1. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ,

2. Органы прокуратуры: осуществляют полномочия независимо от федеральных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами; действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же законодательства РФ о гос-ной и иной специально охраняемой законом тайне; информирует федеральные органы гос-веной власти, ораны гос.власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос.власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Территориальные прокуратуры.

Террит.органы прокуратуры организуются в соответствии с административно-территориальным устройством РФ. В субъектах РФ действуют прокуратуры соответствующих республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, и городов федерального значения. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов РФ, определенными их конституциями (уставами). Прокуроры субъектов РФ имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры субъектов РФруководят деят-тью прокуратур городов, районов и иных административно-территориальных единиц, входящих в состав соответ.субъекта РФ. Они издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками. Они могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах штатной численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ.

Прокуроры городов с районным делениемруководят деят-тью районных и приравненных к ним прокуратур, вносят вышестоящим прокуратурам предложения об изменении штатной численности своих аппаратов и подчиненных прокуратур, о кадровых изменениях по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Все территориальные прокуратуры различных уровней осуществляют свои полномочия в соответ. с их компетенцией, установленной Законом о прокуратуре, а также нормами уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального, уголовно-исполнительного, административного и иного федерального законодательства.

Специализированные прокуратуры.Функционируют следующие специал.прокуратуры, организованные по специальному принципу: военные, транспортные, на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), которые осуществляют возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответ.сферах правовых отношений и на территориях.

Специализированные природоохранные прокуратурыи прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы состоят в составе прокуратур субъектов РФ. При этом общие принципы организации и деят-ти прокуратуры распространяются на них в полной мере.

Военные, транспортные и природоохранные прокуратурыосуществляют функции прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не связанных с территориальным делением страны. В этих сферах организуются и действуют хозяйственные и государственно-правовые структуры, формирование и функционирование которых непосредственно не связаны с федеративным устройством и административно-территориальным делением страны.

Военную прокуратурувозглавляет Главная военная прокуратура, которая явл.структурным подразделением Генеральной прокуратуры РФ. Органы военной прокуратуры включают: Главную военную прокуратуру; военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического значения, Федеральной пограничной службы РФ; Московскую городскую военную прокуратуру и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ; военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и др.военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Органы военнойпрокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ – Главный военный прокурор, который как и иные заместители, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. Главный военный прокурор руководит деят-тью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Их компетенция распространяется на органы военного управления, воинских частей, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Минобороны России, федеральные органы гос.охраны, Службу внешней разведки, Федеральную службу железнодорожных войск РФ, Главное командование внутренних войск МВД России, на органы и подразделения ФСБ России, а также воинские формирования других Министерств и ведомств.

Прокуратура ЗАТО.Явл. Специализированной прокуратурой, осуществляющей в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов, иные возложенные на прокуратуру функции. Прокурор ЗАТО, осуществляет надзор за исполнением законов указанными органами, подчиняется прокурору соответствующего субъекта РФ, на территории которого дислоцирован.

Названные прокуратурыосуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации названных объектов, ведающими ими территориальными органами соответ. министерств и иных гос.структур. Они же расследуют все преступления, совершенные на особо важных и особо режимных объектах, а также преступления, совершенные военными строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

Специализированные природоохранные прокуратурысоздаются в регионах для оптимизации выполнения возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии. Действуют природоохранные прокуратуры на правах областных. В субъектах РФ созданы природоохранные прокуратуры на правах межрайонных.

Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказанийсозданы в целях усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ. На них возложен надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов этой системы.

Генеральный прокурор РФ руководит всей системой прокуратуры страны. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.

генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений. В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ действуют: Главные управления, подразделяемые на управления и отделы, и управления с входящими в них отделами. В их числе: Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства; Главное управление по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно – розыскной деятельностью; Главное управление международно-правового сотрудничества; Главное организационно-инспекторского управления; Главное управление обеспечения деят-ти органов и учреждений прокуратуры, а также Главное управление в Южном Федеральном округе. В других федеральных округах действуют управления с дислокацией на территории соответствующего округа.

В составе Генеральной прокуратуры РФ также действуют: управление криминалистики; управление по расследованию особо важных дел, управление по надзору за расследованием особо важных дел; управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами; управление по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе. Кроме того, имеются управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; управление по надзору за исполнением уголовных наказаний, правовое управление; управление взаимодействия со СМИ и общественностью, управление кадров.

На главное управление и управления в федеральных округах возложены:

- обеспечение соблюдения на территории федерального округа положений Конституции и др. федеральных законов в сфере гос. строительства и федерализма;

- надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти в федеральном округе;

- координация деят-ти по борьбе с преступностью федеральных органов исполнительной власти в федеральном округе, осуществляющих ОВД, дознание и предварительное следствие;

- руководство и контроль за деят-тью прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства федерализма.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деят-тью органов прокуратуры, и выработки необходимых рекомендаций.

Аппарат Генеральной прокуратуры РФ явл. Интегрированным руководителем прокурорской системы. Его подразделения осуществляют оперативное руководство и контроль в пределах своей компетенции за деят-тью прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур, а также иных нижестоящих органов прокуратуры.

Полномочия прокуроров различных уровней на предварительном следствии и в различных судопроизводствах регламентируются УПК, ГПК, АПК, КоАП и Законом о прокуратуре. 5 июня 2007 года создан Следственный комитет. Он состоит из Главного следственного управления Следственного комитета, следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненных к ним специализированных следственных управлений Следственного комитета, в том числе военных следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ, а также следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам и городам.

Следственный комитет при прокуратуре возглавляет Первый заместитель Генерального прокурора РФ – Председатель Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Первый заместитель и заместители Председателя Следственного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Следственном комитете создаются главные управления, управления, отделы и отделения. Работники Следственного комитета при прокуратуре РФ являются прокурорскими работниками.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

Введение

Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления и общественных объединений и не принадлежит ни к одной из основных ветвей власти.

Отделения прокурорского надзора и другие виды деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  1. исполнение законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и т.д.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военными органами, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и главами юридических лиц, а также соблюдение ими законов издаваемых ими правовых актов (общий надзор)
  2. за уважение прав и свобод человека и гражданина одними и теми же институтами и должностными лицами
  3. Соблюдение законодательства органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, расследования и предварительное следствие;
  4. для исполнения законов судебными исполнителями;
  5. Соблюдение законов администрациями органов и учреждений, применяющих наказания, налагаемые судом, и меры принуждения, а также администрациями мест содержания под стражей для заключенных и лиц, содержащихся под стражей.

Прочая правоохранительная деятельность:

  1. Координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  2. международное сотрудничество;
  3. Специальные издания.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении судами дел, протестуют против судебных решений, противоречащих закону, участвуют в законотворческой деятельности, присутствуют на заседаниях государственных органов и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и другие обращения.

Cистема уголовного правосудия

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов и учреждений с подчинением прокуроров более низкого уровня прокурорам более высокого уровня и Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Система Прокуратуры Российской Федерации состоит из одной системы:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации,
  • Следственный комитет при прокуратуре РФ;
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации (а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры);
  • Городские и окружные прокуратуры (и другие территориальные прокуратуры);
  • другие специализированные (военные, транспортные, экологические) прокуроры (государственные обвинители), и
  • научных и образовательных учреждений прокуратуры;
  • печатные редакторы.

Создание, реорганизация и упразднение правоохранительных органов и учреждений, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Верховный военный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят основные управления (в том числе управления федеральных округов), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура как структурное подразделение. Государственные обвинители возглавляют Прокуратуру Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации с согласия субъектов Российской Федерации (как правило, их законодательных (представительных) органов). Другие прокуроры (председатели территориальных и специализированных прокуратур) и директора (ректоры) научных и образовательных учреждений при прокуратуре назначаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Заключение

Прокурор при осуществлении своих функций имеет право свободно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, требовать представления необходимых документов и материалов, призывать должностных лиц и граждан делать заявления. Прокурор (или его заместитель) протестует против правового акта, нарушающего закон (нарушающего права и свободы человека и гражданина), или представляет должностное лицо с требованием устранить нарушение прав, обращается в суд с требованием признать этот правовой акт недействительным, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении, выносит предупреждение о недопустимости нарушения прав, рассматривает и контролирует обращения граждан.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Система и структура органов прокуратуры РФ сформирована по централизованному принципу. Это значит, что все органы на территории государства являются целостной системой с единым подчинением Генпрокурору РФ.

Согласно действующему законодательству, назначение и освобождение Генерального прокурора по представлению президента России осуществляет Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

Генпрокурор имеет в подчинении первого заместителя и заместителей, над которыми осуществляет непосредственное руководство. Система и структура органов прокуратуры формируется из Генеральной прокуратуры, территориальных, специализированных прокуратур, Академии Генпрокуратуры.

Структура Генпрокуратуры

Генеральная прокуратура осуществляет руководство всей системой органов прокуратуры. В ее структуру входят следующие главные управления, управления и отделы (в составе главных управлений и управлений):

  • Главное управление по надзору за следствием;
  • Управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью;
  • Главное управление по обеспечению участия в рассмотрении уголовных дел судами;
  • Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе;
  • Управление по надзору за исполнением федерального законодательства;
  • Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
  • Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму;
  • Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
  • Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;
  • Управление по надзору за исполнением права межрайонных прокуратур;
  • Главное управление международного сотрудничества, некоторые иные подразделения.

Кроме того, к центральному аппарату относятся управления Генпрокуратуры РФ в федеральных округах.

В нижестоящих органах прокуратуры Российской Федерации также формируются структурные подразделения или назначаются отдельные работники, которые реализуют основные задания прокуратуры на местном уровне. При этом функция международного сотрудничества остается в исключительной компетенции центрального аппарата.

Территориальные органы прокуратуры

Второе звено территориальных органов образуют районные, межрайонные и городские прокуратуры. Районные прокуратуры функционируют в городах с районным разделением, а также в сельских и пригородных районах.

Название данных органов формируется следующим образом: в случае, если субъект разделен с учетом национальной специфики, обязательно указывается такое название, а также дополнительно то, что прокуратура является районной.

В определенных случаях создаются межрайонные прокуратуры на правах районных. Первый из них — малочисленные районы с отсутствием крупных предприятий. Это создает возможность объединить органы прокуратуры и распространить их полномочия на несколько таких административных единиц. Второй случай — межрайонные прокуратуры в больших городах, Примерами могут выступать, Петербург и Москва. Обязательное условие — компактное расположение районов, вследствие чего выделение отдельных зданий и создание другой инфраструктуры признается нецелесообразным.

Городские прокуратуры на правах районных образуются в населенных пунктах при следующих условиях:

  • город имеет среднее число жителей;
  • отсутствует территориальное разделение на районы;
  • город отделен от района, на территории которого расположен.

Такие прокуратуры также функционируют в городах областного (республиканского) подчинения.

Специализированные прокуратуры

Работа специализированных прокуратур направлена на осуществление надзора за теми видами деятельности, которые не входят в полномочия территориальных органов. Также такие прокуратуры функционируют на определенных территориях. К числу специализированных органов прокуратуры относятся:

Военные прокуратуры

Формируются данные органы в соответствии с системой вооруженных сил Федерации. Высшим органом является Главная военная прокуратура. Это подразделение Генеральной прокуратуры. При этом Главный военный прокурор занимает должность заместителя Генерального прокурора.

В составе Главной военной прокуратуры организована работа управлений и отделов в их составе, а также канцелярии и приемной. В органе создается коллегия в которую входят: Главный военный прокурор, его заместители и другие работники согласно назначению.

Следующим звеном являются прокуратуры Западного, Восточного, Юго-Восточного и Центрального военных округов. К ним приравниваются: военные прокуратуры Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура.

Наиболее многочисленными являются военные прокуратуры военных гарнизонов. Они организуют работу при военных частях или других военных формированиях.

Законом определено, что полномочия таких прокуратур распространяются не только на Вооруженные силы, но и на все органы в которых предусмотрена военная служба. Должностные лица выступают государственными обвинителями в военных судах, контролируют исполнение законов, а также выполняют другие функции, определенные законодательством. Органы военной прокуратуры, по распоряжению Генпрокурора, могут выполнять полномочия прокуратуры за пределами России, в местах нахождения войск, а также в местностях, где по исключительным обстоятельствам не действуют другие прокуратуры.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах

Они создаются для осуществления надзора за выполнением требований законов на режимных объектах, а также для выполнения функций государственного обвинения в уголовном процессе, если преступление было совершено на территории такого объекта.

Действуют такие прокуратуры на оборонно-промышленных предприятиях, атомных электростанциях, закрытых административно-территориальных единицах в случае соблюдения режима секретности. Могут выполнять полномочия районных прокуратур и прокуратур высшего уровня.

Прокуратуры по надзору за соблюдением закона в исправительных учреждениях

Создаются в исправительных колониях и других учреждениях, которые занимаются исполнением уголовных наказаний. Имеют права межрайонных прокуратур и подчинены непосредственно прокуратурам субъектов Федерации. Их основными функциями выступает наблюдение за выполнением законов в исправительных учреждениях и государственное обвинение по преступлениям, совершенным на таких территориях.

Транспортные прокуратуры

Выполняют работу на всех предприятиях, которые организуют перевозки. Имеют несколько уровней: высший приравнен по правам к прокуратурам субъектов РФ, и низший уровень — на правах межрайонных органов. Выполняют полномочия государственного обвинения по всем уголовным преступлениям, которые были совершены в любых видах транспорта.

Природоохранные прокуратуры

Действуют в заповедниках, а также местностях, которые имеют особое значение и требуют усиленной защиты природных ресурсов. Подчиняются непосредственно прокуратурам субъектов РФ. Особый статус имеет Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, которая осуществляет надзор за природоохранным законодательством на территории бассейна реки Волги. Она является прокуратурой высшего звена и подчинена непосредственно Генпрокуратуре России.

Должностные лица данных органов также выполняют роль государственных обвинителей по экологическим преступлениям.

Академия Генеральной прокуратуры

Подчинена напрямую высшему органу управления. В ее структуру входят: Юридический институт, Научно-исследовательский институт, Институт повышения квалификации руководящих кадров, а также Санкт-Петербургский и Иркутский юридические институты.

Читайте также: