Доклад про художников братьев васнецовых

Обновлено: 18.05.2024

Этот прекрасный человек, сумевший передать нам всю сказочность Древней Руси, родился Вятской губернии, в религиозной семье. Отец у него был простым священнослужителем. Родные места художника были известны величественными природными красотами и искусством народных умельцев. Именно в этой среде Васнецов, будучи юношей, познакомился с русскими народными сказками, песнями и былинами, которые ему пригодились впоследствии для передачи образов на холсте. Помимо того, Виктора в силу своих мировоззрений отец отдает учиться в Вятскую духовную семинарию. Однако, он не заканчивает учебу и едет в Петербург, где поступает в Академию художеств и получает художественное образование. Именно там он заводит знакомство с Репиным и Крамским.

В 1893 году Васнецов становится членом Академии художеств в Петербурге. Помимо этого гениальный художник выполнил проектные работы фасада здания Третьяковской галереи Исторического музея. Побывав в Москве, нельзя не посетить великолепный терем, похожий на сказку, являвшийся музеем В.М.Васнецова. Он был построен по его же проекту в 1894 году. В этом доме прошли его лучшие годы творчества. В настоящее время в этом здании всегда много туристов, где большинство из них дети.

Виктор получил типичное православное образование в местной семинарии. Затем поступил в художественную академию в Петербурге. Он много бывал за границей, но всё его творчество корнями уходит в русское народное творчество. Васнецов стремился преодолеть строгие рамки академического искусства. Ему были интересны не великие исторические личности, не масштабные побоища, а то, что близко каждому русскому человеку с ранних лет.

Васнецов всегда оставался глубоко верующим православным человеком. Совместно с другим русским художником – В.Д. Поленовым – он построил церковь в с. Абрамцево. Васнецов создал эскиз прекрасного образца русского стиля. По его рисункам было построено ещё немало прекрасных зданий, а также он выступал художником по костюмам и декорациям в театре мецената И.С. Мамонтова.

Васнецов много участвовал в выставках передвижников, стремясь показать, что искусство вне строгих рамок ещё прекраснее. Его картины оказали влияние на деятелей модернизма, поскольку в них воплощён русский национальный характер, русская история и фольклорные мотивы. Модернисты часто обращались к устному народному творчеству и создавали произведения по его мотивам. Так, представители Абрамцевского кружка вдохновлялись творчеством именно Виктора Михайловича Васнецова.

Васнецов Виктор Михайлович

Популярные сегодня темы

Николай Вавилов – известный русский, советский биолог и генетик, внёсший огромный вклад в развитие селекции и теории происхождения растительного мира.

Владимир Вернадский – русский общественный деятель, естествоиспытатель, проводивший множество исследований в области минералогии, геологии и биохимии.

Пименов Юрий Иванович – советский, а затем и российский художник, писатель и создатель театральных декораций рисовавший в стиле импрессионизм – одного из направлений, характерным для которого

Финикийцы были выдающимися мореплавателями, успешно путешествовавшими по Средиземному и Красному морям, а также внутренним водным путям и среднеатлантическому побережью.

Этот головоногий моллюск очень привлекателен своей необычной внешностью. Он словно из другой планеты. Снято множество фильмов, где это существо изображают в виде морского чудовища.

Княгиня Ольга - одна из самых известных правительниц Древнерусского государства, бывшая регентшей при своём сыне Святославе Игоревиче, первая среди правителей Руси принявшая христианство и ст

Статья о художниках братьях Маковских оказалась интересной многим читателям канала. Поэтому тему о живописцах продолжим, но поговорим в этот раз о Васнецовых — Викторе и Аполлинарии.

Что объединяет братьев, кроме фамилии и рода деятельности, и по каким признакам можно сразу понять, кому принадлежит та или иная работа? Об этом читайте в статье. А в следующий раз я опубликую тест по Васнецовым. И вы проверите, насколько усвоили материал.

Обещаю, всё будет просто и лаконично, с примерами картин для наглядности.

Художники Васнецовы

В отличие от клана художников Маковских, разобраться с творчеством Васнецовых проще. Маковских — целый творческий "экипаж": отец, три сына и дочь. А Васнецовых всего два брата:

  1. Старший брат — Виктор Михайлович (1848—1926).
  2. Младший брат — Аполлинарий Михайлович (1856—1933).

Оба художника самобытные и известные, но Виктор Михайлович знаменит куда более брата. При упоминании фамилии "Васнецов" мы в первую очередь представим "Богатырей", "Витязя на распутье" или "Алёнушку", а не "Двор удельного князя". Но об этом можно лишь сожалеть. Картины Аполлинария Михайловича прекрасны. Они как увлекательные книги, которыми хочется долго и с удовольствием наслаждаться.

Что объединяет братьев?

  • Родились в Вятском крае.
  • Писали в жанре исторической живописи.
  • Создавали эскизы декораций к операм , но в большей степени, конечно, Аполлинарий.
  • Писали пейзажи, но как пейзажист прославился Аполлинарий.
  • Участвовали в выставках передвижников, принимали активное участие в жизни Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

После смерти обоих родителей младший брат переехал к старшему и долгие годы находился под его крылом.

Виктор был женат, имел пятерых детей. Его младший брат много путешествовал, был женат, имел одного сына.

Виктор Михайлович Васнецов

Виктор Васнецов — знаковая фигура в русской живописи. Художник, притягивающий внимание даже младенцев. Когда мы впервые привели в Третьяковскую галерею нашу полуторагодовалую дочь, именно картины Виктора Васнецова привели её в полный восторг.

Виктор Васнецов был живописцем и архитектором. Писал в историческом жанре и фольклорном (по сказкам и былинам). Привнеся в исторический жанр романтические черты, он создал неорусский стиль. О достижениях Виктора Васнецова можно рассказывать бесконечно. Одни его архитектурные работы чего стоят. Но так мы выйдем за рамки обозначенной темы. Поэтому кратко:

Виктор Михайлович Васнецов — великий русский живописец, чье имя и картины известны каждому. Художественную ценность произведений Васнецова для русской культуры невозможно переоценить. Он был одним из первых, кто оживил на своих полотнах волшебный мир сказок, былин и русского фольклора. Виктор Васнецов внес свой вклад в самые разнообразные области искусства — театральную декорацию и костюмы, архитектуру, прикладное искусство. Он создал иллюстрации к произведениям Пушкина и Лермонтова, свыше десяти лет своей творческой жизни посвятил работе над росписями Владимирского собора в Киеве.

1024px-Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_003.jpg

Виктор Михайлович Васнецов . Автопортрет , 1873 г.

Чтобы понять и глубже погрузиться в сказочный мир Васнецова, мы решили рассказать вам о его жизненном пути и самых известных картинах.

Детские годы в деревне Рябово

Академия художеств в Петербурге

Столичный город встретил Виктора Васнецова многообразием творческой жизни. Васнецов успешно был зачислен в Академию с первой попытки, но из-за робкого нрава не решился посмотреть результаты, а узнал об этом лишь через год, когда пришел поступать повторно. В Академии Васнецов знакомится с законодателями мод в живописи — художниками-реалистами. Он подхватил на кисть остросоциальные темы и стал писать картины на сюжеты жизни маленького человека из низов.

Vasnetsov_Moving_House.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, С квартиры на квартиру, 1876

Стиль и сюжет этого полотна характерны для раннего творчества Васнецова. На картине раскрывается тема униженных и оскорбленных. Перед нами два пожилых человека, идущих по замерзшей реке Неве. В руках у них два мешка, в которых уместились все их пожитки. Весь облик и поза героев взывает к жалости и состраданию зрителей.

Сказочный мир Васнецова

1880-е годы стали важным этапом в творчестве художника: он отошел от бытового жанра и писал картины только на фольклорно-эпические темы. Именно они станут главными направлениями и основными сюжетами его будущих картин.

Витязь Vasnetsov.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Витязь на распутье, 1870-1882 гг.

vasnecov-posle-poboyscha.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, После побоища Игоря Святославича с половцами, 1880 г.

Три царевны подземного царства.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Три царевны подземного царства, 1881 г.

Аленушка

Виктор Михайлович Васнецов, Аленушка, 1881 г.

Wiktor_Michajlowitsch_Wassnezow_004.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Иван-Царевич на Сером Волке, 1889 г.

Мы видим сказочный дремучий лес, расшитые бисером и заморскими жемчугами костюмы главных героев. Золотой кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием девушки. Серый Волк не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит и помогает. Да и сами глаза волка особенные — человеческие. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

Подробнее читайте об этой картине в нашем отдельном материале.

Viktor_Vasnetsov_-_Богатыри_-_Google_Art_Project.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Богатыри, 1881 - 1898

Богатыри стоят на границе леса, в небе клубятся тяжелые облака. Не дремлет ворог земли русской, ой, не дремлет! Но три монументальные фигуры всем своим видом показывают зрителю: родная сторона под защитой.

В конце 1890-х годов всё более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема: им были выполнены работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но тема русского эпоса не покидала мастера до самой смерти.

Спящая_царевна.jpg

Виктор Михайлович Васнецов, Спящая царевна, 1926 г.

Уверенность, непоколебимость и твердость в выборе своего пути и страстная любовь к родине — таков был Виктор Михайлович Васнецов. Мастеру удалось показать людям красоту русского народного эпоса, а на его полотнах словно оживают всем известные герои.

В картинах Васнецова, как и в русском народном творчестве, воплощены правда о народе, любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие и высокие его качества. Если хотите — сказочный мир — это мир героев и их подвигов, дающий русскому человеку право на великое будущее. Творчество Васнецова на примере сюжетов из сказок и былин рассказывает о добре и правде, о силе и мужестве. Когда мы смотрим на полотна великого мастера, эти слова перестают быть абстракциями, но ложатся на сердце, как когда-то — сказки и песни.



Виктор Михайлович Васнецов – один из самых знаменитых русских художников, его брат Аполлинарий также известен, но скорее тем, кто интересуется исторической живописью и театром. Другие же братья Васнецовы, в частности, Аркадий, находятся в тени славы великого живописца-сказочника. А ведь Виктор Васнецов как явление в мировом искусстве не смог бы состояться, если бы не атмосфера творчества, добросовестного служения искусству, знакомая каждому из братьев с раннего детства и приведшая нескольких из них к прекрасному увлечению – созданию резной деревянной мебели.

Начало творческой жизни

Глава семьи, Михаил Васильевич Васнецов, был священником в Вятской губернии, и с детских лет увлекался рисованием. В доме его матери, бабушки Виктора Васнецова Ольги Александровны, как вспоминал позже художник, все стены были заняты картинами, автором которых была она сама. Род Васнецовых вообще был всегда близок творчеству – его представители участвовали в росписи храмов, проектировании церковных оград и оформлении иконостасов.

Виктор - второй сын Михаила Васильевича Васнецова

Любовь к искусству проявилась в той или иной степени у всех братьев – Николая, Виктора, Петра, Аполлинария, Аркадия и Александра. Начальное образование всем шестерым дал сам Михаил Васильевич.
Став старше, Виктор Васнецов стал брать уроки рисования неподалеку от дома, а затем и вовсе уехал в Санкт-Петербург, чтобы получить образование в Академии художеств. Там он познакомился со многими именитыми мастерами, в том числе Крамским, Репиным, Нестеровым, вошел в знаменитый мамонтовский кружок – творческое сообщество, возникшее вокруг мецената Саввы Мамонтова и его усадьбы в Абрамцево.


Аполлинарий Михайлович, младший брат Виктора, брал в детстве уроки у польского художника Михала Эльвиро Андриолли, работавшего в сфере романтизма, но академическое образование так и не получил, несмотря на учебу в Санкт-Петербурге у таких живописцев, как И. Репин и В. Поленов. В историю отечественного искусства Аполлинарий Васнецов вошел благодаря изображениям старой Москвы – не просто высокохудожественным, но и созданным с безупречной исторической точностью.

А. Васнецов. Оборона Москвы от хана Тохтамыша

Представители абрамцевского кружка

Абрамцево и его влияние на творчество Васнецовых

В конце XIX века интерес к народной культуре заметно возрос, и состоявшаяся в 1882 году Всероссийская художественно-промышленная выставка вдохновила многих художников обратиться к тематике прикладного искусства. Другой известный меценат, Сергей Тимофеевич Морозов, из династии купцов Морозовых, приобрел в собственность выставленные на выставке экспонаты и через несколько лет открыл Музей кустарных изделий, в котором помимо прочего экспонировались предметы, созданные мебельных дел мастерами.

Буфет из собрания Музея кустарных изделий, сейчас - Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Создан по эскизу Аполлинария Васнецова

Буфет из собрания Музея кустарных изделий, сейчас - Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства. Создан по эскизу Аполлинария Васнецова

Члены абрамцевского кружка, и в первую очередь сестра Василия Поленова Елена, Виктор и Аполлинарий Васнецовы, Елизавета Григорьевна Мамонтова, приняли самое живое участие в поиске образцов народного творчества и создании собственных эскизов для кресел, полок, буфетов, комодов и других деревянных предметов мебели, которая не только попадала на обозрение посетителей музея, но и служила в первую очередь удобству и украшению интерьера в домах самих художников.

Фрагмент интерьера дома Виктора Васнецова

За десять лет функционирования в Абрамцево столярной мастерской в ней было создано более ста изделий, в том числе и за авторством братьев Васнецовых. Здесь же Аполлинарий создавал проекты для интерьера своей квартиры.

Дубовый буфет по эскизу А. Васнецова

Музей-квартира А. Васнецова

Эти предметы мебели и сейчас украшают квартиру художника – в ней разместился музей, где собраны его работы и предметы интерьера, которые Аполлинарий не только создавал сам, но и отыскивал на знаменитом Сухаревском рынке, расположенном неподалеку. Одним из таких приобретений стал сундук-подголовник – ларец, который брали в дорогу и клали под голову на ночь.

Работы мастеров абрамцевской мастерской, а также мастерской Кустарного музея в Сергиевом Посаде, где для изделий часто использовались эскизы художников – воплощение неорусского стиля в декоративно-прикладном искусстве, и самым, возможно, законченным его выражением стало обустройство дома Виктора Васнецова, оформленного в виде сказочного русского теремка.

Дом-музей В. Васнецова

Дом-музей Виктора Васнецова

К интерьеру своего дома художник относился с особым вниманием – достаточно упомянуть огромную наполненную светом мастерскую на втором этаже, куда вела винтовая деревянная лестница, а на стене висели доспехи – чтобы изображать на полотнах богатырей. Вся обстановка в доме Васнецова была придумана или создана им самим. Стулья и кресла по эскизам Виктора изготавливал его младший брат Аркадий, великолепный резчик по дереву, по профессии – народный учитель.

В доме В. Васнецова


Буфет в доме В.Васнецова. Создан братом художника, Аркадием

Печь в доме В.Васнецова

Атмосфера дома Васнецова, который сложно назвать музеем – настолько сохранилась в нем живая, жилая обстановка, пронизана одновременно и духом старины, и индивидуальностью художников, творивших для дома или посещавших его.

Гостиная дома-музея В.Васнецова

То же с квартирой Аполлинария – мебель в стиле старинной Москвы не выглядит нарочито или старомодно, а увлекает в мир сказок и искусства, в области которого братья Васнецовы были не просто талантливыми художниками, но и великими тружениками.

Памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым на Вятке

Предметы мебели - бесценные свидетели эпох и исторических событий - и каждый из них может поведать удивительную историю своего возникновения, будь то простая лавка или роскошный французский секретер.

Читайте также: