Доклад на тему таксономия б блума и современные технологии в образовании

Обновлено: 18.05.2024

Обучение в современном понимании есть процесс конструирования знания , то есть обучение происходит не через запоминание, а через интерпретацию информации , т.е. через использование компетентностно-ориентированных заданий . Таким образом, согласно конструктивистской теории обучения, учащиеся лучше всего обучаются посредством встраивания нового знания в когнитивные карты (уже освоенные знания, умения, хранящиеся в долгосрочной памяти ученика).

Таблица 1. Сравнительная таблица традиционного и конструктивистского подходов

Учебная программа построена по принципу от части к целому, с акцентом на базовые знания и умения

Учебная программа представлена по принципу от общего к частному с акцентом на обобщенные понятия и умения

Основное требование к процессу обучения - строгое выполнение учебной программы

Гибкость процесса обучения с возможностью варьирования учебной программы

Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности

Учащийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от учителя

Учащийся - полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире

Учитель, как правило, преподносит новый учебный материал в дидактической манере как истину в последней инстанции

Учитель выступает прежде всего как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения

Результаты тестов и контрольных работ - единственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся

Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении

Контроль и оценка учебных достижений осуществляются в отрыве от процесса обучения

Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем, как реально протекал процесс обучения

Учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально - дома

Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий работают в малых группах, командах или парах

Говоря о традиционных результатах образования (знания, предметные умения), под образовательным результатом , подлежащим планированию и достижению, мы понимаем некое знание, освоенное учащимся на конкретном уровне , который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых учащимся с этим знанием. Образовательный результат , понимаемый таким образом, представляет собой единство знания и общеучебного умения .

Учитель сосредотачивает свои усилия на конкретном содержании темы, используя то обстоятельство, что необходимое для более глубокого его освоения учащимися общеучебное умение к этому моменту сформировано.

Таксономия Блума соответствует всем требованиям (иерархичность и операциональность), которые предъявляются к выстраиванию уровней для планирования традиционных результатов образования.

Таксономия - классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных последовательно, по нарастающей сложности.

В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости: каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его. Данная таксономия целей обучения, как и составленная на ее основе матрица, охватывает только когнитивную сферу.

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

В чем суть?

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Среди всех сфер большее внимание было уделено когнитивной области. Именно в ней Блум выделил шесть уровней учебных целей, расположенных в иерархическом порядке. Каждый уровень направлен на формирование определенных навыков мышления.

Как ставить цели по Блуму?

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки. С помощью таксономии учитель выстраивает обучение, а ученик не только получает новые знания, но и учится их анализировать, и применять в жизни.

Система целей строится от простого к сложному. Знание и понимание относятся к самому низкому уровню мышления и развития, анализ и применение — к среднему, синтез и оценка — высокий уровень мышления. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

1. Знание

Первый уровень начинается с запоминания и воспроизведения полученной информации. Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете.

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному.

2. Понимание

На втором этапе происходит понимание и осознание. Главный показатель освоения этого этапа — это умение изложить материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

3. Применение

Цель третьего этапа — научиться использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов.

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

4. Анализ

На четвертом уровне цель ученика — понимать структуру материала и уметь разделить его на связанные части. Ученик видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

5. Синтез

Достигнув пятого уровня, ученик умеет обобщать и комбинировать свои знания. Он использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы.

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать.

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

6. Оценка

На самом высоком уровне ученик оценивает утверждения с помощью критериев, которые может сформулировать сам или с помощью учителя. Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

О том, как ещё можно научить школьников целеполаганию, рассказывает нейропсихолог Ксения Вотякова в другой нашей статье.

Таксономия целей Блума помогает правильно определить задачи обучения. Многим кажется, что это — получение знаний. Но на самом деле школы и другие учебные заведения должны научить анализировать полученную информацию, сопоставлять ее и делать выводы. Как это сделать?

Таксономия Блума — что это такое

Бенджамин Блум

Если сказать кратко, таксономия Блума — это классификация педагогических целей. Ее создатель, как видно из названия, — профессор педагогики Чикагского Университета Бенджамин Блум. В 50-е годы прошлого столетия он пытался систематизировать цели и задачи обучения. Результатом этой работы и стала теория, которая по прошествии десятков лет вызывает массу споров. Но при этом активно используется при создании образовательных программ.

Согласно таксономии Блума, обучение — это не просто запоминание каких-либо фактов. Оно должно включать в себя их анализ и оценку.

Можно сказать, что таксономия Блума — это педагогическая методика по запоминанию и усвоению знаний.

Таксономия мыслительных умений Блума (глаголы действия)

пирамида Блума

  • знание;
  • понимание;
  • применение;
  • анализ;
  • синтез;
  • оценка.

На каждом уровне учащийся побуждается к действию. Для этого используются специальные глаголы таксономии Блума. Обучение выглядит так:


Каждый новый уровень пирамиды, согласно таксономии Блума, базируется на предыдущем. Основа — получение знаний, запоминание. А главная цель — независимая оценка.

Три области обучения

Таксономия учебных целей по Блуму включает три области образовательной деятельности. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Когнитивная

Когнитивная область обучения

Это знания и развитие интеллекта. Сюда включаются запоминание каких-либо фактов, распознавание информации, построение связей и т.д.
Блум разделил когнитивный процесс на шесть частей. Они описаны выше в таблице по таксономии Блума. Приведем примеры и инструменты, используемые в каждой из них:

УровеньПримерыИнструменты
ЗнаниеЦитирование правил техники безопасности, котировки цен наизустьВыделение важных моментов в тексте, повторение после чтения, использование флэш-карточек
ПониманиеЗаписать принципы по-своему, своими словами. Объяснить материал другому человеку так, чтобы он понялАналогии, метафоры, заметки, поиск в интернете
ПрименениеВысчитать, сколько сотрудник должен быть в отпуске, не используя компьютер и специальные программы. Оценить надежность, воспользовавшись законами статистикиПрактические занятия, обучение в группе
АнализВыявить сделанные в рассуждениях логические ошибки
СинтезСоставить инструкциюПример заданий по таксономии Блума — составление э ссе, создание новой модели
ОценкаВыбрать из нескольких кандидатов самого лучшего. Принять лучшее для этой ситуации решение

Аффективная

Эта область обучения тесно связана с чувствами, эмоциями, настроением. Также имеет несколько уровней:

ПроцессОписаниеПримерКлючевые слова
ВосприятиеГотовность слушать, внимание (избирательное), осведомленность в каких-то вопросахУважительно выслушать другого человекаПризнание, внимательность, понимание
РеагированиеУчащиеся активно участвуют в процессе, готовы отвечатьУчастие в обсуждении, работа с презентациямиОтветить, помочь, исполнить, рассказать
Усвоение ценностейЧеловек придает ценность явлению или объектуПроявление чувствительности к различиям в культуре, вера в процесс демократииЦенить, оберегать, инициировать, делиться, уважать
Организация ценностейУчащийся превращает ценности в приоритеты, противопоставляет их друг другу, разрешает конфликтыУченик понимает, что между свободой и ответственностью нужно сохранять балансСвязать, сравнить
Интернализация ценностейУ учащегося есть ценности, определяющие его поведение. Он действует последовательно, предсказуемоВ самостоятельной работе человек уверен в себе. Он решает проблемы, используя объективный подход. Принимает людей такими, какие они естьДействовать, выполнять, задавать вопросы, проверять, решать

Заключение

Споры об актуальности таксономии Блума как методики оценки успешности обучения, наверное, будут продолжаться еще долгие годы. Одни будут критиковать иерархию в пирамиде. Другим не понравится разделение на области обучения. Но можно сказать одно: теория стала большим шагом вперед в процессе выделения педагогических целей. Благодаря ей учителя правильно построят обучение, а ученики не только получат знания, но и научатся оценивать их и применять в жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования

- Логическое формулирование выводов

- Предложение мнений с аргументами

- Формулирование суждений на основе критериев

Таксономия (от др.-греч. τάξις — строй, порядок и и νόμος — закон) учение о принципах и практике классификации и систематизации

Точка зрения, утверждающая, что человеческий мозг организует свое знание о мире в системы

Таксономия Блума

Мышление высокого уровня

Мышление высокого уровня

Использование

Примеры заданий Уровни развития познавательных способностей представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание

Примеры заданий

Уровни развития познавательных способностей

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

применить, проиллюстрировать, решить

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Использование

Пирамида – 3 нижних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Знание Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание Схватывание (понимание) смысла информационных материалов Использование описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить A useful structure in which to categorize questions

Пирамида – 3 нижних уровня

Учебные навыки и примеры заданий

Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

Схватывание (понимание) смысла информационных материалов

Использование

описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

Применение в сходной ситуации

применить, проиллюстрировать, решить

A useful structure in which to categorize questions

Пирамида – 3 верхних уровня Уровень Учебные навыки и примеры заданий Анализ Определение элементов и структуры Синтез проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Соединение элементов по-новому Оценка создать, придумать дизайн, разработать, составить план Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Пирамида – 3 верхних уровня

Учебные навыки и примеры заданий

Определение элементов и структуры

проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

Соединение элементов по-новому

создать, придумать дизайн, разработать, составить план

Сравнительная оценка значимости на основе критериев

представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Суть предложенной Б. Блумом теории заключается в том, чтобы сгруппировать все образовательные цели в 3 категории : - закрепить и проанализировать определённое количество знаний; - побудить эмоционально откликаться на полученные знания; - применить полученные знания на практике.

Предложенная им теория, или " таксономия ", разделяет образовательные цели на три блока :

То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он,

используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения

этой проблемы.

 Способы формулировки вопросов Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока , чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос. Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком. 1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. 2. Ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова , которое выпало на грани. 3. Если ответ дается неполный , то одноклассники могут его помочь. Вопросы формулируют сами учащиеся . Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Способы формулировки вопросов

Учитель, используя эти слова, составляет список вопросов и заданий в рамках темы урока , чтобы проверить знания учеников. Вопросы и задания удобнее всего составлять, отталкиваясь именно от написанных на гранях кубика слов, с них лучше всего и начинать вопрос.

Вопросы формулирует сам учитель . Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком.

1. Учитель формулирует тему урока и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии.

2. Ученик отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова , которое выпало на грани.

3. Если ответ дается неполный , то одноклассники могут его помочь.

Вопросы формулируют сами учащиеся . Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

Этот приём основан на работе с текстом . Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

Главным в работе с текстом является осмысление информации . Практика показывает, что у современных школьников с этим, нередко, возникают большие проблемы.

Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач

образования.

Варианты использования 1. При формулировке темы урока (тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать). Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. 2. Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы. Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям . Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят

Варианты использования

1. При формулировке темы урока (тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать).

Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует

задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

2. Во время рефлексии. Подбираются вопросы, которые помогут запомнить основные положения данной темы.

Вопросы составляют ученики по образцу и инструкциям .

Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят

Лучше применять приём на обобщающих занятиях (есть представление о сути темы) Что касается использования на раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе. Этот упрощённый способ помогает не только обобщить знания, но и развить чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

Лучше применять приём на обобщающих занятиях (есть представление о сути темы)

Что касается использования на раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу можно сделать групповой , то есть ответы на вопросы ученикам нужно будет формулировать вместе.

Этот упрощённый способ помогает не только обобщить знания, но и развить чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

 Какие могут быть вопросы на гранях Вопросы на знания : кто, что, назови, где, когда, перечисли Вопросы на понимание : опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни. Вопросы на применение : примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй. Вопросы на анализ : почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните. Вопросы на синтез : составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте Вопросы на оценку : оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

Какие могут быть вопросы на гранях

Вопросы на знания : кто, что, назови, где, когда, перечисли

Вопросы на понимание : опиши, расскажи своими словами, подчеркни, объясни, обсуди, сравни.

Вопросы на применение : примени, используй, продемонстрируй, объясни, выбери, интерпретируй.

Вопросы на анализ : почему, проанализируйте, разложите, сделайте диаграмму, упростите, проведите опрос, сравните.

Вопросы на синтез : составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, формулируйте, сделайте, спланируйте

Вопросы на оценку : оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное

 На этапе проверки домашнего задания - Предложи своё название рассказа - Назови основные черты характера главного героя - Придумай другой выход из сложившейся ситуации - Почему автор написал это произведение - Объясни почему герой запомнил этот случай на всю жизнь - Поделись своими мыслями, чувствами от прочитанного рассказа

На этапе проверки домашнего задания

- Предложи своё название рассказа

- Назови основные черты характера главного героя

- Придумай другой выход из сложившейся ситуации - Почему автор написал это произведение - Объясни почему герой запомнил этот случай на всю жизнь - Поделись своими мыслями, чувствами от

Техника Блума помогает решить следующие задачи

Задание предполагает репродукцию полученных знаний ( простые вопросы). Отвечая на вопросы, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Интерпретационные (объясняющие) вопросы позволяют подробно описать процессы или явления.

Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает« в том случае, если в ответе присутствует элемент самостоятельности.

- Почему ты относишь Печорина к "лишним людям"?

Уточняющие вопросы . Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях , применяет законы, теории, правила в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Ты действительно думаешь, что…

- То есть ты говоришь, что…

- Если я правильно понял, то …

- Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …

- Ты уверен, что во всех случаях после буквы "Ц" пишется буква "И"?

( Творческие вопросы)

Вопросы подразумевают выработку стратегии мышления .

Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза :

  • Что изменилось бы .
  • Что будет, если .
  • Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после.

Вопрос следует начать со слов а придумай….

Придумай рифмы к этому слову.

Придумай , как могли бы развиваться события дальше?

Вопросы этого блока предназначены для активизации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений , акцентировать внимание на их оценке, направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов,

- Поделись, почему ты выбрал такую тему для доклада?

- Поделись, почему из всех стихотворений Есенина ты выбрал именно это?

- Как вы относитесь к поступку главного героя?

Последние три вопроса (предложи, придумай, поделись) направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Они выделяет скрытые (неявные) предположения, проводят различия между фактами и следствиями, анализируют, оценивают значимость данных, используют знания из разных областей , обращают внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал. Таким образом, ученик сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания . Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии .

Последние три вопроса (предложи, придумай, поделись)

направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика.

Они выделяет скрытые (неявные) предположения, проводят различия между фактами и следствиями, анализируют, оценивают значимость данных, используют знания из разных областей , обращают внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Вполне очевидно, что банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал.

Таким образом, ученик сам ищет пути решения проблемы во время ответа исходя из собственного опыта и познания . Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в таксономии .

Заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке, можно в устной или письменной форме

почему так называется рассказ?

мотивы поступка Акулы Додсона

для Акулы Додсона альтернативный способ решения проблем

способ заработка для главного героя

Эмоциями, возникшими после прочтениярассказа

В старшем звене ученики могут не только

отвечать, но и сами формулировать вопросы

Например: заполнение таблицы с соответствующими вопросами с последующим их обсуждением на уроке, можно в устной или письменной форме. Затем они обмениваются составленными таблицами и анализируют ответы одноклассников.

критики назвали произведение психологическим романом?

мотивы поступка Раскольникова

для героя альтернативный способ решения проблем

способ заработка для всех членов семьи Сони Мармеладовой

эмоциями в связи с концовкой романа

мотивы поступка Онегина на именинах

для героя альтернативный способ решения проблем

способ иной финал романа

эмоциями в связи с концовкой романа

Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и может использоваться на всех этапах уроках в качестве рефлексии.

Предлагаемый прием даёт возможность работать с детьми, имеющими разный уровень речевого развития и готовности к чтению. Составление самостоятельных вопросов – это очень полезная работа, так как, формируя вопросы, учащиеся лучше понимают и запоминают материал. Благодаря вопросам ученики научатся лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Формирование самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся – это доминанта инновационной педагогической деятельности. Работа с текстом – хорошая подготовка к ГИА

Предлагаемый прием даёт возможность работать с детьми, имеющими разный уровень речевого развития и готовности к чтению.

Составление самостоятельных вопросов – это очень полезная работа, так как, формируя вопросы, учащиеся лучше понимают и запоминают материал.

Благодаря вопросам ученики научатся лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения.

Формирование самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся – это доминанта инновационной педагогической деятельности.

Работа с текстом – хорошая подготовка к ГИА

Список литературы

Читайте также: