Доклад с презентацией на тему воспитание в современной школе
Обновлено: 30.06.2024
Перечень основных тенденций развития воспитания в современной школе.
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_tendentsii.pptx | 187.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные тенденции воспитания в школе Подготовила: Козлова О.Н. у читель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Льгов 2014г.
Тенденция 1. Направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка. Ребёнок должен осознать себя субьектом , к нему должны относиться как к субьекту . Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности , если: • будет побуждать его к свободному выражению своего Я; • поможет наладить диалог с другим Я; • научит предвидеть последствия своих действий; • создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять; • научит рефлексии, оценке результата своей деятельности; • поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата
Тенденция 2. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья ребёнка через занятия физической культурой и спортом В чём состоит деятельности педагога - трансляция знаний о ЗОЖ - создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся - формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом - использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования личности - социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.
Тенденция 3 . Повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном обществе. Задача : педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Культурное самоопределение— составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте. В границах прстранства различных культур ( искусство,телевидение,газеты,молодежные журналы,интернет ) и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению.
Тенденция 5. Повышение роли системности воспитательного взаимодействия В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы , отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ. В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций: - системного построения процесса воспитания -концепции формирования образа жизни, достойного Человека -концепции воспитания ребёнка как человека культуры - концепции воспитания на основе потребностей человека - концепции самовоспитания школьника - концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития
Тенденция 6. Активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию. Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду. В образовательном пространстве выделяются педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды. К педагогически организованным средам мы относим: - учебно-развивающую среду школы, - внеклассную досугово-развивающую среду. Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения : внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений
Тенденция 7: Активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью. Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для церкви . разработка образовательных программ по формированию духовно -нравственной культуры; возрождение народных ремесел , выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и т.д .); -вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности; - подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий формирование потребности в здоровом образе жизни(потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и др.); -развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
Тенденция 9: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя. Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией Каждому педагогу важно изменить угол зрения и свою позицию, увидеть в ученике растущего, как побег, саморазвивающегося строителя, стать садовником, и разыгрывать сценарии педагогических событий в соответствии с личностными особенностями учеников, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции , развить педагогический такт, деликатность. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.
Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. Каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм. Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Воспитание в школе будущего.. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
ПРАВИЛА ПЕДСОВЕТА БУДЬ АКТИВНЫМ ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ УМЕЙ СЛУШАТЬ НЕ ПЕРЕБИВАЙ ГОВОРИ КРАТКО И ПО ТЕМЕ УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА НЕ ЗАСЫПАЙ!
Утопия? Но если в мире она отсутствует, на такую карту не стоит и смотреть, потому что не увидим той земли, куда все время стремится человечество.
Каждый родитель с первых месяцев жизни своего ребенка задумывается о том, как будет расти этот новый житель мира, как сделать так, чтобы у него в жизни было все самое лучшее. Основной помощник мам и пап в деле обучения и воспитания - школа. Каждый родитель с первых месяцев жизни своего ребенка задумывается о том, как будет расти этот новый житель мира, как сделать так, чтобы у него в жизни было все самое лучшее. Основной помощник мам и пап в деле обучения и воспитания - школа.
Какой она должна быть в XXI веке? В президентской инициативе "Наша новая школа" это четко прописано. Главная задача новой школы - индивидуальный подход, внимание к талантливым детям, активное использование новых информационных технологий.
На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач, стоящих перед нашим государством На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач, стоящих перед нашим государством
Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей
Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у обучающихся компетентности может педагог, который этими компетентностями обладает. Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у обучающихся компетентности может педагог, который этими компетентностями обладает.
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других. Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.
НУЖНО ОБЛАДАТЬ: Внутренней нравственной свободой Независимостью мышления Свободой выбора образа мыслей и поведения Осознанием своей полноты ответственности за результаты поступков
НУЖНО УМЕТЬ: Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника. Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого. Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ: .. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.
№ слайда 1
Воспитательная работа в современной школе От коллективизма к взаимодействию
№ слайда 2
Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни.Субъектность – это внутренняя творческая активность.Законы воспитания 21 века говорят о гуманном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Критерий гуманистичности определяют 2 показателя- добровольность и самодеятельность- которые, по сути, должны определять гуманность, т.е. человечность содержания образования.
№ слайда 3
№ слайда 4
№ слайда 5
Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающегося сознания.Новое место педагога – внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи. И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности, однако для этого воспитание должно стать исследовательским полем.Для гуманной педагогики субъект всегда первичен.Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е. в нём должны быть представлены нравственные ценности. Их совместный с учителем поиск, обнаружение, осмысление и делает воспитание субъектным, развивающим активность личности на уровне её смыслотворчества.Т.е. умение думать и действовать по схеме как главную ценность традиционного воспитания, вытесняет сознательная потребность человека сперва осмысливать (придавать смысл), а только затем принимать решения и действовать.
№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8
№ слайда 9
№ слайда 10
Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к воспитанию формирующим (традиционным) Основная воспитательная идея для Аристотеля(384-322 гг. до Р. Х.) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении.Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем.И развивающим (гуманистическим).Сократа (469-399г. до Р.Х.)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики.
№ слайда 11
№ слайда 12
№ слайда 13
№ слайда 14
Гуманистическое воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко регулирует процесс передачи социального опыта, он направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиции национальной культуры воспитания.
Тенденция – это направление развития любого явления, мысли, идеи.
Тенденции воспитания
Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.
Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитанника.
Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.
Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.
Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.
Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.
Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.
Субъективность развивается в результате духовных усилий самого ребенка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.
Содержимое разработки
Современные тенденции воспитания
это направление развития любого явления, мысли, идеи.
Тенденции воспитания
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.
Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.
Педагог поможет ребенку в его восхождении к субъективности, если:
Тенденции воспитания
1) Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.
2) Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитан-ника.
3) Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.
5) Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
6) Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.
7) Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.
8) Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.
9) Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.
Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья, в первую очередь занятия физической культурой и спортом.
Современное отношение к физической культуре и спорту - это:
Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья, в первую очередь занятия физической культурой и спортом.
Алгоритм деятельности педагога:
Тенденции воспитания
1) Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.
- Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитан-ника.
- Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.
5) Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
6) Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.
7) Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.
8) Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.
9) Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.
Тенденция 3: повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения детей в поликультурном обществе.
Тенденции воспитания
Тенденции воспитания
Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
- В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций:
- системного построения процесса воспитания (В. Караковского);
- системно - ролевой теории формирования личности
- воспитание как компонент социализации (М. Рожкова);
- формирование образа жизни, достойной человека (Н. Щурковой);
- воспитание ребенка как человека культуры (О. Бондаревськой);
- воспитания на основе потребностей человека (В. Сазонова);
- самовоспитания школьника (Г. Селёвки);
- педагогической поддержки ребенка в процессе его развития
Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.
Тенденции воспитания
Тенденция 6: активизация деятельности учебных заведений в направлении целенаправленного формирования воспитательного пространства, взаимодействия со средой, сетевое взаимодействие.
Тенденции воспитания
Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.
- Формы взаимодействия школы и церкви:
- разработка образовательных программ формирования духовно этической культуры;
- совершенствование профессионального обучения и повышение квалификации педагогов;
- подготовка педагогов, которые имеют высокий уровень знаний и компетен-ций, инициативу, ответственность, ориентированных на работу по духовно - нравственному воспитанию населения, детей, молодежи;
- разработка сквозной системы обучения родному языку (семья – дошкольное учреждение - школа - дом культуры – библиотека - церковь - местные средства массовой информации);
- возрождение народных ремесел, выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и пр.);
- привлечение школьников, родителей, педагогов к художественной самодея-тельности, народному творчеству, культурному досугу и другим формам эстетической деятельности);
- подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных ме-роприятий, обогащение содержания и методов культурно – воспитательной работы.
Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.
- Формы взаимодействия школы и церкви:
- подготовка культурных и предприимчивых хозяев - привлечение школьников в систему современных экономических, производственных отношений, развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
- формирование потребности в здоровом образе жизни - положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, предоставление индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми, предоставление помощи тем, кто нуждается в ней, в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и т.д.);
- работа с семьёй - расширение культурных и духовных потребностей семьи: семейное творчество, организация выставок, распространение семейных форм организации досуга, отдых детей с родителями;
- общая социальная деятельность - создание постоянно действующей системы служб социальной помощи различным категориям населения и прежде всего детям, предоставление помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, заготовка овощей, фруктов и т.д.;
- участие в благоустройстве и озеленении населенного пункта.
Тенденции воспитания
Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса.
Тенденции воспитания
Тенденция 9: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя .
- Современным учебным заведениям нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать его - это сформировать потребность в личном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приемы эмоциональной саморегуляции, педагогический такт, деликат-ность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребенка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать ее, брать на себя ответственность.
- Каждый воспитанник требует индивидуальной педагогической поддержки, здесь нужен особый педагогический талант, твор-ческая работа, соблюдение особой этики поддержки, суть которой - единство этических и педагогических норм.
-75%
Читайте также: