Доклад с презентацией на тему воспитание в современной школе

Обновлено: 30.06.2024

Перечень основных тенденций развития воспитания в современной школе.

ВложениеРазмер
sovremennye_tendentsii.pptx 187.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Современные тенденции воспитания в школе Подготовила: Козлова О.Н. у читель начальных классов МБОУ СОШ №4 г.Льгов 2014г.

Тенденция 1. Направленность воспитания на развитие субъектности ребёнка. Ребёнок должен осознать себя субьектом , к нему должны относиться как к субьекту . Субъектность развивается в результате духовных усилий самого ребёнка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке Педагог поможет ребёнку в его восхождении к субъектности , если: • будет побуждать его к свободному выражению своего Я; • поможет наладить диалог с другим Я; • научит предвидеть последствия своих действий; • создаст условия для свободного выбора и научит выбор осуществлять; • научит рефлексии, оценке результата своей деятельности; • поможет выработать умение планирования своей деятельности на основе достигнутого результата

Тенденция 2. Формирование ЗОЖ и культуры здоровья ребёнка через занятия физической культурой и спортом В чём состоит деятельности педагога - трансляция знаний о ЗОЖ - создание условий для доступа к занятиям физкультурой и спортом разных категорий учащихся - формирование потребности детей в регулярных занятиях физкультурой и спортом - использование этих занятий для физического развития и нравственного формирования личности - социально-значимые проекты пропаганды ЗОЖ и развития физкультуры и спорта.

Тенденция 3 . Повышение роли воспитания как средства культурного самоопределения детей в поликультурном обществе. Задача : педагогическая поддержка культурного самоопределения подростков. Культурное самоопределение— составная часть социализации. Точка обращения личности к культурному самоопределению лежит в подростковом возрасте. В границах прстранства различных культур ( искусство,телевидение,газеты,молодежные журналы,интернет ) и мнений подростки могут обрести способность к культурному самоопределению.

Тенденция 5. Повышение роли системности воспитательного взаимодействия В условиях вариативного подхода к образованию система воспитательной работы во многих школах вырастает в воспитательную систему школы , отражая её специфику и уникальность. Именно воспитательная система определяет лицо школы, её миссию, не даёт превратиться в безликое ОУ. В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций: - системного построения процесса воспитания -концепции формирования образа жизни, достойного Человека -концепции воспитания ребёнка как человека культуры - концепции воспитания на основе потребностей человека - концепции самовоспитания школьника - концепции педагогической поддержки ребёнка в процессе его развития

Тенденция 6. Активизация деятельности школ по целенаправленному формированию воспитательного пространства, взаимодействию со средой, сетевому взаимодействию. Задача: максимально эффективно использовать воспитательный потенциал образовательного пространства школы, целенаправленно моделировать воспитывающую среду. В образовательном пространстве выделяются педагогически организованные и педагогически неорганизованные среды. К педагогически организованным средам мы относим: - учебно-развивающую среду школы, - внеклассную досугово-развивающую среду. Педагогически неорганизованные среды, среды свободной жизнедеятельности, неформального общения : внешкольная образовательная среда, массово-коммуникационная среда, среда семейная, среда возрастного общения, среда просветительских учреждений

Тенденция 7: Активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью. Начинают появляться формы, приемлемые как для школы, так и для церкви . разработка образовательных программ по формированию духовно -нравственной культуры; возрождение народных ремесел , выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и т.д .); -вовлечение школьников, родителей, педагогов в художественную самодеятельность, народное творчество, культурный досуг и другие формы эстетической деятельности; - подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных мероприятий формирование потребности в здоровом образе жизни(потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом; оказание индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми; оказание помощи нуждающимся в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и др.); -развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;

Тенденция 9: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя. Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией Каждому педагогу важно изменить угол зрения и свою позицию, увидеть в ученике растущего, как побег, саморазвивающегося строителя, стать садовником, и разыгрывать сценарии педагогических событий в соответствии с личностными особенностями учеников, для развития конкретных свойств конкретного ученика в нужное именно для него время и в уместных именно для него обстоятельствах. Современной школе нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции , развить педагогический такт, деликатность. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать её, брать на себя ответственность.

Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, в нём нет и не может быть ничего заранее предугаданного, а действуют интуитивные, вероятностные процессы. Каждый ребёнок требует иной педагогической поддержки, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм. Перечень тенденций развития воспитания в современной школе можно пополнять. Среди них найдутся позитивные и отрицательные. Подобное осмысление поможет педагогу определить актуальность и своевременность своей деятельности, прогнозировать и совершенствовать её.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Воспитание в школе будущего.. Презентация на заданную тему содержит 21 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ПРАВИЛА ПЕДСОВЕТА БУДЬ АКТИВНЫМ ПРЕДЛАГАЙ ИДЕИ УМЕЙ СЛУШАТЬ НЕ ПЕРЕБИВАЙ ГОВОРИ КРАТКО И ПО ТЕМЕ УВАЖАЙ СОБЕСЕДНИКА НЕ ЗАСЫПАЙ!

Утопия? Но если в мире она отсутствует, на такую карту не стоит и смотреть, потому что не увидим той земли, куда все время стремится человечество.

Каждый родитель с первых месяцев жизни своего ребенка задумывается о том, как будет расти этот новый житель мира, как сделать так, чтобы у него в жизни было все самое лучшее. Основной помощник мам и пап в деле обучения и воспитания - школа. Каждый родитель с первых месяцев жизни своего ребенка задумывается о том, как будет расти этот новый житель мира, как сделать так, чтобы у него в жизни было все самое лучшее. Основной помощник мам и пап в деле обучения и воспитания - школа.

Какой она должна быть в XXI веке? В президентской инициативе "Наша новая школа" это четко прописано. Главная задача новой школы - индивидуальный подход, внимание к талантливым детям, активное использование новых информационных технологий.

На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач, стоящих перед нашим государством На современном этапе развития общества школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России. Она должна решать вопрос подготовки кадровых ресурсов для реализации новых задач, стоящих перед нашим государством

Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом. Галилео Галилей

Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у обучающихся компетентности может педагог, который этими компетентностями обладает. Реализовывать это должны педагоги, поэтому и требования к ним сейчас выдвигаются очень высокие. Сформировать у обучающихся компетентности может педагог, который этими компетентностями обладает.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность – антипод хамству, невежеству, жлобству. Воспитатель должен быть твердым, но добрым. Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других. Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.

НУЖНО ОБЛАДАТЬ: Внутренней нравственной свободой Независимостью мышления Свободой выбора образа мыслей и поведения Осознанием своей полноты ответственности за результаты поступков

НУЖНО УМЕТЬ: Планировать свою профессиональную деятельность, интересную и вдохновляющую внеклассную жизнь, образ личности каждого воспитанника. Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого. Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ: .. доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

Воспитательная работа в современной школе От коллективизма к взаимодействию

№ слайда 1

Воспитательная работа в современной школе От коллективизма к взаимодействию

Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизн

№ слайда 2

Цель образования в современной школе: готовить учеников как субъектов своей жизни.Субъектность – это внутренняя творческая активность.Законы воспитания 21 века говорят о гуманном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Критерий гуманистичности определяют 2 показателя- добровольность и самодеятельность- которые, по сути, должны определять гуманность, т.е. человечность содержания образования.

Все мы помним систему государственного образования в СССР, традиционные ценности

№ слайда 3

Прошло время, но традиционная педагогика царствует и поныне. 60 % старшеклассник

№ слайда 4

Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающег

№ слайда 5

Первым принципом гуманистического воспитания становится субъектность развивающегося сознания.Новое место педагога – внутри системы воспитательных отношений, а не снаружи. И учитель, и ученик определяются активными субъектами воспитательной деятельности, однако для этого воспитание должно стать исследовательским полем.Для гуманной педагогики субъект всегда первичен.Для этого воспитание должно иметь содержание, т.е. в нём должны быть представлены нравственные ценности. Их совместный с учителем поиск, обнаружение, осмысление и делает воспитание субъектным, развивающим активность личности на уровне её смыслотворчества.Т.е. умение думать и действовать по схеме как главную ценность традиционного воспитания, вытесняет сознательная потребность человека сперва осмысливать (придавать смысл), а только затем принимать решения и действовать.

Следующая помеха на пути становления ценностных ориентиров учителя- затруднения.

№ слайда 6

Гуманистическая педагогика однозначно выступает против любых видов опёки. Исполь

№ слайда 7

Организация взаимодействия предполагает создание ситуаций, в которых взаимодейст

№ слайда 8

Актив класса должен постоянно меняться. При чередовании традиционных поручений –

№ слайда 9

Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подход

№ слайда 10

Происходит это из-за непонимания учителями различий между двумя основными подходами к воспитанию формирующим (традиционным) Основная воспитательная идея для Аристотеля(384-322 гг. до Р. Х.) сводилась к необходимости насильственного исправления живущих в заблуждении.Ученик – ведом, поучаем, наставляем и управляем.И развивающим (гуманистическим).Сократа (469-399г. до Р.Х.)- именно он рассматривал вопросы – о решениях личности, диктуемых совестью, о личных ценностях, об обусловленной человеческим происхождением нравственности, о природе творчества. Эти вопросы составили философскую основу гуманистической педагогики.

Основной проблемой современной педагогики является понимание учителем смысла отк

№ слайда 11

приоритет воспитания, ориентированного на личность ученика (личностно ориентиров

№ слайда 12

- самоутверждение, самореализация и самоопределение личности является следствием

№ слайда 13

Гуманистическое воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко

№ слайда 14

Гуманистическое воспитание – это обучение принципам жизни. Учитель мягко и тонко регулирует процесс передачи социального опыта, он направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности, развивая то, что наиболее восприимчиво к развитию с позиции национальной культуры воспитания.


Тенденция – это направление развития любого явления, мысли, идеи.

Тенденции воспитания

Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.

Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитанника.

Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.

Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.

Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.

Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.

Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.

Презентация Современные тенденции воспитания

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.

Субъективность развивается в результате духовных усилий самого ребенка в условиях социальной жизни и при педагогической поддержке.

Содержимое разработки

Современные тенденции воспитания Подготовила: Славинская Л.Н.

Современные тенденции воспитания

Тенденция – это направление развития любого явления, мысли, идеи.

это направление развития любого явления, мысли, идеи.

Тенденции воспитания

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.

Тенденция 1: направленность воспитания на развитие субъективности ребенка.

Педагог поможет ребенку в его восхождении к субъективности, если:

Тенденции воспитания

1) Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.

2) Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитан-ника.

3) Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.

5) Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

6) Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.

7) Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.

8) Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.

9) Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.

 Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья, в первую очередь занятия физической культурой и спортом. Современное отношение к физической культуре и спорту - это: развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности; организация общественно - полезной деятельности; организация рационального досуга школьников; профилактика заболеваний; адаптация к условиям современной жизни.

Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья, в первую очередь занятия физической культурой и спортом.

Современное отношение к физической культуре и спорту - это:

Тенденция 2: формирование здорового образа жизни и культуры здоровья, в первую очередь занятия физической культурой и спортом.

Алгоритм деятельности педагога:

Тенденции воспитания

1) Направленность воспитания на развитие субъективности воспитанника.

  • Формирование здорового способа жизни и культуры здоровья воспитан-ника.
  • Повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения подростка в поликультурном обществе.

5) Повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

6) Активизация деятельности учебных заведений для целенаправленного формирования воспитательного процесса к взаимодействию со средой.

7) Активный поиск форм совместной работы в образовании между государством и церковью.

8) Активизация использования информационных технологий как воспита-тельного ресурса.

9) Изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя.

Тенденция 3: повышение роли воспитания как способа культурного самоопределения детей в поликультурном обществе.

Тенденции воспитания

Тенденции воспитания

Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

  • В основу воспитательной системы современной школы закладываются идеи гуманистических воспитательных концепций:
  • системного построения процесса воспитания (В. Караковского);
  • системно - ролевой теории формирования личности
  • воспитание как компонент социализации (М. Рожкова);
  • формирование образа жизни, достойной человека (Н. Щурковой);
  • воспитание ребенка как человека культуры (О. Бондаревськой);
  • воспитания на основе потребностей человека (В. Сазонова);
  • самовоспитания школьника (Г. Селёвки);
  • педагогической поддержки ребенка в процессе его развития

 Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия. Выбор концептуальных идей определяется тем или иным подходом к воспитанию: системный подход дополняется личностно ориентированным, действенным, компетентностным. Важно проанализировать приемлемость того или иного подхода, той или иной воспитательной концепции для конкретного учреждения в конкретном образовательном пространстве. Разумеется, не все педагогические коллективы будут реализовывать ту или иную педагогическую концепцию в чистом виде. Педагогическая мудрость и творчество находят оптимальное сочетание элементов различных подходов и концепций, которые в ходе педагогической практики адаптируются друг к другу, создавая ту уникальную педагогическую систему, которая определяет образ учебного заведения, обеспечивает осуществление его миссии.

Тенденция 5: повышение роли системности воспитательного взаимодействия.

Тенденции воспитания

Тенденция 6: активизация деятельности учебных заведений в направлении целенаправленного формирования воспитательного пространства, взаимодействия со средой, сетевое взаимодействие.

Тенденции воспитания

Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.

  • Формы взаимодействия школы и церкви:
  • разработка образовательных программ формирования духовно этической культуры;
  • совершенствование профессионального обучения и повышение квалификации педагогов;
  • подготовка педагогов, которые имеют высокий уровень знаний и компетен-ций, инициативу, ответственность, ориентированных на работу по духовно - нравственному воспитанию населения, детей, молодежи;
  • разработка сквозной системы обучения родному языку (семья – дошкольное учреждение - школа - дом культуры – библиотека - церковь - местные средства массовой информации);
  • возрождение народных ремесел, выращивание народных умельцев, обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивание, плетение и пр.);
  • привлечение школьников, родителей, педагогов к художественной самодея-тельности, народному творчеству, культурному досугу и другим формам эстетической деятельности);
  • подготовка и проведение массовых образовательных и воспитательных ме-роприятий, обогащение содержания и методов культурно – воспитательной работы.

Тенденция 7: активный поиск форм сотрудничества в образовании между государством и церковью.

  • Формы взаимодействия школы и церкви:
  • подготовка культурных и предприимчивых хозяев - привлечение школьников в систему современных экономических, производственных отношений, развитие у детей и молодежи важнейших трудовых, технических умений и навыков, необходимых современному человеку;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни - положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, предоставление индивидуальной помощи наиболее одаренным детям, спортсменам, работа с ослабленными детьми, предоставление помощи тем, кто нуждается в ней, в преодолении вредных привычек (курение, пьянство и т.д.);
  • работа с семьёй - расширение культурных и духовных потребностей семьи: семейное творчество, организация выставок, распространение семейных форм организации досуга, отдых детей с родителями;
  • общая социальная деятельность - создание постоянно действующей системы служб социальной помощи различным категориям населения и прежде всего детям, предоставление помощи престарелым, ветеранам войны и труда, организация концертных выступлений, заготовка овощей, фруктов и т.д.;
  • участие в благоустройстве и озеленении населенного пункта.

Тенденции воспитания

Тенденция 8: активизация использования информационных технологий как воспитательного ресурса.

Тенденции воспитания

Тенденция 9: изменение профессионального мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя .

  • Современным учебным заведениям нужен педагог с позицией воспитателя. Сформировать его - это сформировать потребность в личном саморазвитии, веру в возможности каждого ученика, установку на диалог, на открытое общение, освоить приемы эмоциональной саморегуляции, педагогический такт, деликат-ность. Необходимо ориентироваться в первую очередь на развитие ребенка, научиться создавать ему условия для самоопределения, самореализации, освоить технологии групповой и индивидуальной работы в ситуациях выбора. Важно уметь анализировать результаты своей работы, вовремя перестраивать ее, брать на себя ответственность.
  • Каждый воспитанник требует индивидуальной педагогической поддержки, здесь нужен особый педагогический талант, твор-ческая работа, соблюдение особой этики поддержки, суть которой - единство этических и педагогических норм.


-75%

Читайте также: