Доклад конфликты в воинских коллективах
Обновлено: 02.07.2024
Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Так, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество совместной деятельности, а недоброжелательные – разрушают коллектив, препятствуют его сплочению, затрудняют совместную деятельность его членов и порождают конфликты. К конфликтам могут приводить различия во взглядах, позициях, мнениях, целях, замыслах, мотивах и пр. Причины конфликтов между военнослужащими могут быть самые разные: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые и индивидуально-психологические различия, микро- и макроэкономические преобразования в стране и мире и т.д. В последние годы в условиях реформирования Вооруженных сил РФ число кон-фликтов между военнослужащими значительно возросло.
Проблемам конфликта посвящено множество работ отечественных (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, В.В. Дружинин, А.А. Ершов, А.Л. Журавлев, В.Н. Кудрявцев, А.И. Шипилова и др.) и зарубежных психологов (А. Адлер, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дойч, К. Левин, Р. Лэнг, Н. Миллер, Дж. Морено, К. Томас, В. Франкл, З. Фрейд, К. Хорни и др.).
Но, несмотря на большое число теоретических и практических иссле-дований по вопросам конфликтов, их предупреждения и разрешения, про-блема конфликтного поведения военнослужащих практически не изучена и представляет собой одну из наиболее важных теоретических и практических задач современной военной психологии и конфликтологии. Это связано со сложностью и неоднозначностью взаимоотношений между военнослужащими и социальных процессов, происходящих в воинских коллективах.
Актуальность исследования психологической проблемы конфликтного поведения военнослужащих определяется тем, что, несмотря на накопленные человечеством знания и умения в сфере конфликтологии, конфликтов не становится меньше как в обществе в целом, так и в воинских коллективах в частности.
Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, .
. Билет№3 вопрос 1. . Педагогическая характеристика подростка, девиантное поведение, конфликтные ситуации. Особенности учебной и трудовой деятельности Подростковый возраст характеризуется как . различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с .
Между тем, в условиях реформирования Вооруженных сил РФ требуется всесторонний учет психологических закономерностей в работе командиров и органов воспитательных структур по профилактике конфликтов в воинских коллективах. В сложной и напряженной обстановке функционирования Вооруженных сил возникает потребность в углуб-ленном исследовании этого многомерного явления общественной жизни, выработке научно обоснованных путей предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов в воинских коллективах. Однако эти задачи затруднены недостаточной изученностью социально-психологического обеспечения профилактики конфликтного поведения во-еннослужащих.
Цель исследования – изучить социально-психологические особенности конфликтного поведения военнослужащих.
Объект исследования – конфликтное поведение военнослужащих.
Предмет исследования – социально-психологические особенности конфликтного поведения военнослужащих.
1. Проанализировать понятия конфликта в психологии, причины и функции конфликтов.
2. Изучить основные виды конфликтов среди военнослужащих и их психологические характеристики.
3. Рассмотреть проблему управления внутриличностными и межлич-ностными конфликтами.
4. Изучить стратегии разрешения конфликтов в воинском коллективе.
Метод исследования – теоретический анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Глава 1 Понятие конфликта и конфликтного поведения
1.1 Понятие, причины и функции конфликта
Проблема конфликтов является одной из основных проблем современности. В наиболее общем виде конфликт – это противостояние основных мотивов, ценностей, целей, идей, способов поведения и т.п. Среди различных видов конфликтов наиболее распространенными являются внутригрупповые и межличностные конфликты. Причиной возникновения внутригрупповых конфликтов в коллективе является личностное реагирования на объективные и субъективные противоречия, существующие в организации. При этом больший процент конфликтов, по данным социологов, связан с субъективными противоречиями, в том числе, с нарушениями межличностных отношений в коллективе, вызванных психологической несовместимостью сотрудников из-за следования конфликтным социальным ролям.
1 Методы исследований в конфликтологии
. их использования в практике урегулирования конфликтов[2]. 1 Методы исследований в конфликтологии 1.1 Методы психологии в исследовании конфликтов Исследуя конфликты, необходимо рассматривать их как сложно . также и более сложные конфликтные ситуации, моделирующие столкновения. Однако подобные исследования конфликтов связаны с трудностями организационного характера, некоторые из них неприемлемые6 с .
Наиболее распространенными в воинских коллективах являются межличностные конфликты. Психологическими причинами межличностных конфликтов в воинских коллективах являются противоречащие уставным требованиям традиции и обычаи, выражающиеся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев; низкая культура общения, грубость, нетерпимость к чужому мнению; стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой; отрицательная установка на подчиненного, на начальника; напряженные, сложные взаимоотношения между во-еннослужащими; предвзятое отношение некоторых начальников к своим подчиненным; завышенная самооценка военнослужащего; стремление не-честным путем добиться лидерства в коллективе; негативизм в поведении отдельных военнослужащих и пр. Механизм возникновения и процесс протекания межличностных конфликтов в воинском подразделении имеют свои особенности. Знание этих особенностей, равно как и умение классифицировать конфликты, выделить и нейтрализовать их причины, необходимо для улучшения продуктивности работы воинского коллектива в целом и отдельных военнослужащих.
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология [текст] : учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М. : Эксмо, 2009. – 512 с.
2. Бабосов, Е. М. Конфликтология [текст] : учебное пособие / Е.М. Бабосов. – Минск : Тетрасистемс, 2000. – 456 с.
3. Воинская дисциплина и пути ее укрепления [текст] / под общ. ред. генерал-лейтенанта В.Ф. Кулакова. – М. : Изд-во ГШ ВС РФ, 1996. – 248 с.
4. Вересов, Н. Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе [текст] / Н.Н. Вересов. – М. : Флинта, 1998. – 398 с.
5. Ворожейкин, И. Е. Конфликтология [текст] / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 224 с.
6. Гительмахер, Р.Б. Конфликт : социально-психологический аспект [текст] / Р.Б. Гительмахер. – Иваново : Изд-во ИГУ, 2000. – 150 с.
7. Гришина, Н. В. Психология межличностного конфликта [текст] : дис… д-ра психол. наук / Н.В. Гришина. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 1995. – 368 с.
8. Громова, О. Н. Конфликтология [текст] : курс лекций / О.Н. Громова. – М. : Экмос, 2000. – 246 с.
9. Дмитриев, А. В. Конфликтология [текст] / А.В. Дмитриев. – М. : Гардарики, 2000. – 320 с.
10. Дружинин, В. В. Введение в теорию конфликта [текст] / В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, М.Д. Конторов. – М. : МПСИ, 2009. – 390 с.
11. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии [текст] : учебное пособие / С.М. Емельянов. – 3-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 384 с.
12. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций [текст] / Д.П. Зер-кин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 455 с.
13. Каменская, В. Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта [текст] / В.Г. Каменская. – СПб. : Детство-пресс, 1999. – 412 с.
14. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах [текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск : Изд-во БГУ. 2009. – 284 с.
15. Конфликтология [текст] : учебное пособие / сост. Е.В. Буртовая. – М. : Речь, 2002. – 456 с.
Межличностный конфликт как социально-психологический феномен
. выполняют требований руководителя, что ведет к типичному вертикальному конфликту; • несоответствие поступков человека принятым в данном коллективе нормам и жизненным ценностям. Например, попадая в новый . во многих случаях способствует снятию напряженности, натянутости, обиды. Опираясь на данные исследований Э. Кречмера, У. Шелдона, Н. Озерецкого, Н. Н. Обозов разработал концепцию трехкомпонентной .
16. Коузер, Л. Основы конфликтологии [текст] / Л. Коузер; пер. с англ. – СПб.: Светлячок. 1999.
17. Крапивин, М. П. Социально-психологические аспекты предупрежде-ния межличностных конфликтов в военных коллективах [текст]: дис. … канд. психол. наук / М.П. Крапивин. – М., 1987. – 120 с.
18. Козырев, Г. И. Введение в конфликтологию [текст] : учебное пособие для студентов вузов / Г. И. Козырев. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
19. Леонов, Е. Л. Основы конфликтологии [текст] : учебное пособие / Е.Л. Леонов. – Ижевск, 2000. – 340 с.
20. Лефевр, В. А. Конфликтующие структуры [текст] 3-е изд. / В.А. Ле-февр. – М. : ИП РАН, 2000.
21. Мерлин, В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности [текст] / В.С. Мерлин. – Пермь : Изд-во ППГУ, 2000.
22. Мягков, Ю. Л. Межличностные инновационные конфликты во взаимо-отношениях офицеров и психологические условия их конструктивного разрешения [текст] / Ю.Л. Мягков : Дис… канд. психол. наук. – М., 1994
23. Психология конфликта [текст] / Сост. и общ. редакция Н.В. Гришиной. – СПб. : Питер, 2001. – 396 с.
25. Синеок, В. В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения [текст] : Дис… канд. психол. наук / В.В. Синеок. – М. : Изд-во МКЦ, 1997. – 142 с.
26. Феденко, Н. Ф. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах [текст] / Н.Ф. Феденко, В.Л. Галицкий. – М. : ВПА, 1991. – 196 с.
27. Шипилов, А. И. Психология разрешения конфликтов между военнослужащими [текст] : учеб. пособие / А.И. Шипилов. – М. : Аспект-Пресс, 2009. – 410 с.
28. Шейнов, В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение [текст] / В.П. Шейнов. – Минск : Амалфея, 1997. – 388 с.
29. Щипков, В. А. Введение в военную конфликтологию [текст] / В.А. Щипков. – М.: Изд-во Академии ПВ РФ, 1996. – 240 с.
30. Юрлов, Ю. Н. Внутриличностные конфликты курсантов высшего военного училища и их разрешение [текст] : Автореф. дисс. канд. психол. наук / Ю. Н. Юрлов. – М., 1996. – 20 с.
Примеры похожих учебных работ
Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков
. агрессивность и конфликтная ситуация Предмет: психологические особенности проявления агрессивности в конфликтной ситуации. Гипотеза: существует ли взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации. Методы исследования: Анализ .
Глава 1. Анализ влияния самооценки личности на ее поведение в конфликтных ситуациях .
. исследования……………………………..……36 Глава 3. Эмпирическое исследование влияния самооценки на поведение личности в конфликте………38 Результаты исследования особенностей поведения в конфликтных . на очевидную близость психологические понятия самооценки и .
Гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации
. стратегии поведения в конфликте; - определить понятие гендера; - описать гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. Объект исследования – конфликтные ситуации Предмет исследования – гендерные особенности поведения в конфликтной ситуации. .
Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной предмет морально-психологического .
. военнослужащего и воинский коллектив со стороны идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих .
Управление поведением в конфликтных ситуациях
. конфликтов; - анализ поведения и действий руководителя в конфликтных ситуациях. В данной работе объектом исследования является поведение в конфликтных . этого все возможное. Конфликты могут разыгрываться внутри одной личности (психологические), а также .
Методы и стили управления поведением в конфликтных ситуациях
. любом, даже самом сплоченном коллективе возникают конфликты. Решение проблем организационного поведения требует понимания причин и динамики развития конфликта. Стили и методы поведения в конфликтных ситуациях достаточно разнообразны, как разнообразны .
Читайте также: