Духовные ценности древнерусские подвижники и святые доклад 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Быть героем на поле битвы и при этом вести благочестивую жизнь. Совершать воинские подвиги и регулярно молиться. Охранять границы Руси и строить храмы. Могут ли подобные качества сочетаться в одном человеке? Как оказалось, могут, и не раз, – вместе с Синодальным отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами предлагаем вспомнить о 7 русских святых, которые показали себя и в бою, и в служении Богу.

1. Владимир Святославович

Именно с великого князя Владимира начались наша вера и наша культура. Принятие Владимиром христианства и распространение православной веры в народе изменили самого князя и во многом определили историческую судьбу России — из племенных союзов родилось единое и сильное государство. Владимир много молился, строил храмы, основывал княжеские училища по всей Руси. А на воинской стезе — значительно расширил границы государства, а также разбил волжских булгар и хазар, докучавших постоянными набегами. За благочестивую жизнь и заботу о безопасности своих подданных был причислен к лику святых.

Илия Муромец долгие годы служил в дружине киевского князя, охраняя границы Руси. Не единожды прославился воинскими подвигами и отличился невиданной силой. Его воинские свершения послужили основной для цикла русских былин. В старости Илия принял постриг в Киево-Печерском монастыре и последние годы провел уже в духовных подвигах. Скончался в 80-х годах XII века, а в 1643 году был официально канонизирован. Является покровителем русского воинства.

О воинских заслугах Дмитрия Донского мы знаем еще со страниц школьных учебников истории — именно ему мы обязаны освобождением от татаро-монгольского ига, которое тяготело над нашей страной почти 250 лет. Великому князю удалось собрать коалицию русских княжеств, отразить вражеские войска и не допустить разорения Руси. До Куликовской битвы Дмитрий приезжал за советом к преподобному Сергию Радонежскому, который поддержал его и напутственным словом, и молитвою. Так русские войска впервые одержали крупную победу над татарами.

Среди подвигов Александра Невского — знаменитое Невское побоище, когда его дружина разбила шведов в устье реки Ижоры, решающее сражение против Ливонского ордена, также известное как Ледовое побоище, и многие другие свершения. Кроме ратных подвигов Невский совершал и подвиги духовные. Он активно способствовал распространению православия на Север, участвовал в восстановлении русских городов. В княжеском Житии написано: “церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их”. Перед смертью принял монашество под именем Алексей.

Федор Федорович Ушаков, великий русский флотоводец, известен тем, что за время командования флотом не потерял ни одного корабля и ни один моряк под его началом не попал в плен. Именно адмирал Ушаков принес славу молодому черноморскому флоту: участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II, а затем полностью уничтожил турок при Калиакрии, прибегнув к созданной им новой маневренной тактике. Также Ушаков продемонстрировал образцовый порядок взаимодействия армии и флота при овладении морской крепостью Корфу. Федор Ушаков регулярно посещал службы, в быту был скромен, а деньги жертвовал на обустройство быта людей, нижних по чину, а также семьям погибших матросов. Во время войны 1812 года пожертвовал свое состояние для раненых русских солдат.

В годы правления Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла своего расцвета и закрепилась в статусе одного из сильнейших государств в Европе. Внешняя политика монарха была направлена на укрепление международного авторитета Руси: были совершены удачные военные походы против финских народов, Литовского княжества и Польши, была одержана окончательная победа над печенегами, а последнее столкновение с Византией закончилось подписанием мирного договора. Ярослав построил множество храмов и церквей, поручал монахам переводить греческие книги, появились зодчество и живопись, а также церковные напевы. Прозвище “Мудрый” Ярослав получил за укрепление русского государства и свои богоугодные деяния.

7. Владимир Мономах

Князь всегда стремился жить в миру, но необходимость раз за разом возвращала его на ратное поле. Правление Мономаха ознаменовалось борьбой с половцами, он также неоднократно помогал и другим русским властителям в борьбе с кочевниками. Мономах был крещен с именем в честь святителя Василия Великого. По сохранившимся посланиям митрополита Никифора I, это был человек образованный и до аскетизма скромный в быту. Самому Мономаху принадлежит знаменитое “Поучение”, в котором он передает свое назидание детям.

В древней Руси было много святых. Люди, которые получили святость, отличались своими делами и творениями для народа Руси.

Рассмотрим 10 известных святых Руси.

1. Князь Владимир.

Князь получил свой чин благодаря крещению Руси. Это считаю самым важным из того, что он сделал для народа. Крещением он укрепил отношения со странами Европы.

Благодаря крестителю Русь выбрала православную веру.

2. Князь Александр Невский

В истории нет ни одного поражения чудотворца. Он смог облегчить жизнь русского народа от нападений орды.

Также он объединил земли и дал им новую жизнь и процветание.

3. Митрополит Алексий

Если не удаваться в подробности, то можно сказать, что благодаря Митрополиту Алексию Москва приобрела статус столицы. Он развивал город и обогащал его.

4. Живописец Андрей Рублёв

Живописцу принадлежат сотворение единой стилистики в иконах, которые высоко ценятся в мировом искусстве и в наши дни. Его считают основоположником отображения божества с помощью живописи.

5. Князь Ярослав Мудрый

Во время правления князя на Руси появился собственный митрополит.

Также он смог основать школы, которые были при церквях.

Князь Ярослав Мудрый свел до кучи первые законы на Руси.

6. Адмирал Фёдор Ушаков

Из 43 сражений ни разу не проиграл. Благодаря адмиралу на Руси появились первые школы по обучению искусству войны на воде.

Ушаков был глубоко праведным человеком, что дало ему титул Праведного.

Не смотря на то, что он был военным в Риме, он принял христианство и все свои деньги вложил на развитие и построение церкви на Руси.

При молитвах к нему обращаются для спасения от воровства.

8. Николай Угодник

Глубоко верующий человек, который делал добро людям и помогал спасти не правильно осужденных.

Также в истории можно встретить сведенья о том, что он дарил подарки в канун рождества.

9. Ксения Петербуржская

Она известна своим благоприятным влиянием на продажи в лавках, в которые она заходила. Ксения Петербуржская очень любила своего мужа, и после его ухода в лучший мир она одевала его одежду и людям говорила, что умерла она, а не её муж.

10. Феофан Вышенский

Также имел имя Феофан Затворник. Хоть он был затворником, но много помогал людям, а также написал множество текстов, которые и в наше время интересно почитать.

Святы на Руси очень много и каждый внес свою лепту в развитие и дальнейшее процветание государства. Также есть святые, которых упоминают в летописях, но о них нет конкретной информации.

Святые на Руси

Популярные сегодня темы

Спортивная гимнастика — разновидность спорта, объединяющая в себе комплекс выполнения заданий по прыжкам, гимнастическим снарядам и вольных упражнений.

Бурый медведь это лесной обитатель, и самый известный хищник. В основном у наций его упоминают в сказках и поверьях. Он нередкий персонаж русских сказок.

Юрий Алексеевич Гагарин родился в марте 1934 года, в Смоленской области в небольшой деревушке под названием Клушино. Семья у Юры была не богатой, родители были обычными работягами.

Нидерланды находятся на берегу Северного моря. Иногда эту страну еще называют Голландией, но это неофициально. Так как основная часть территории королевства располагается ниже уровня моря, то

Уссурийский заповедник располагается на территории юго-восточной части Российской Федерации, где простилается горный гребень Сихотэ-Алинь, именно с южной стороны располагается место, где собр

Первый паровоз был создан в 19 веке. В этой истории имеется большое количество интересных нюансов. Мало кто знает, что первый паровоз выглядел как деревянная телега. Колеса этой телеги крутил

Конспект факультативного занятия по ОПК .На уроке используются различные форму организации познавательной деятельности учащихся:групповая форма работы, использование презентациии и видеороликов о жизни Преподобных Сергия Радонежского, Саввы Сторожевского и Серафима Саровского, выполнение интересных заданий различного уровня сложности.

ВложениеРазмер
dukhovnye_tsennosti_zhizni_svyatykh.doc 70.5 КБ

Предварительный просмотр:

- расширить знания о великих русских святых Сергии Радонежском, Савве Сторожевском, Серафиме Саровском .

- раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, милосердие, смирение, послушание;

- показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: в прошлом и настоящем

- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества

- организовать групповую работу

- пополнить словарь духовной лексики учащихся;

- научить ориентироваться в духовных категориях;

- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

– Дорогие ребята, я снова рада видеть вас на внеклассном занятии. Давайте проведём небольшую интеллектуальную зарядку. Решите кроссворд

  1. Как называется праздник в честь рождения Господа, Иисуса Христа? (Рождество.)
  2. Как назывался большой корабль, который построил Ной для того, чтобы спасти свою семью и животных от всемирного потопа? (Ковчег.)
  3. Название Священной книги христиан ? (Библия.)
  4. Название горы, к которой пристал Ноев ковчег после потопа. (Арарат.)
  5. Чувство раскаяния человека за совершённое неправильное действие (Стыд)
  6. Имя первой женщины? (Ева.)

Какое ключевое слово получилось? 7 . (Святые.)

3. Учитель. Кто такие святые?

Святой - человек, который посвятил свою жизнь церкви и религии, а после смерти признан образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.

( из словаря С. И. Ожегова)
– А каких вы знаете святых?
– Где вы о них узнали?

Мощи - нетленные останки святых людей, способные творить чудеса.

Святитель – Святой патриарх, митрополит, архиепископ, епископ

Благоверный - Святые цари, царицы, князья и княгини

Преподобный - Святые монахи или монахини

Мученики - пострадавшие за православную веру

Праведники - Священники, дьяконы и миряне, прославившиеся своей святой жизнью

– А я предлагаю вам сегодня поговорить о великих образах России:

– преподобном Сергии Радонежском игумене Земли русской

– преподобном Савве Сторожевском – ученике Сергия Радонежского
– преподобном Серафиме Саровском

Это наиболее почитаемые и любимые Святые православных христиан

4. Знакомство с жизненным и духовным подвигом святых

Учитель: Каждый человек идет своим путем. Давайте проследим путь трех великих святых Земли Русской, как они послужили Богу и Отечеству.

Мы разделились с вами на группы, каждая из которых должна подготовить нам рассказ об одном из Святых

Какие уроки можно извлечь из жизни этих Святых?

Работа с документами.

Почему так популярен Серафим Саровский , русский Святой , даже среди неправославных?

Почему же преподобный Серафим столь привлекателен для самого широкого круга людей как на Западе, так и на христианском Востоке, среди православных и неправославных?

Во-первых, своей близостью к природному миру. Многие из нас живут в городской индустриальной среде и сознают экологический кризис. А святой Серафим говорит нам о красоте Божией, которая наполняет природный мир, о близости между животными и человеком. Преподобный Серафим показывает нам мир, преображенный во Христе.

Всем интересно как выглядел С. Саровский. Вот какое описание сохранилось в истории:

"Он был высок. имел полное , покрытое приятною белизною лицо, прямой и острый нос и светло - голубые глаза., весьма выразительные и проницательные , густые брови и светло - русые волосы на голове. Лицо его окаймляла густая, окладистая борода. он имел мужественное сложение , обладал большой физической силой, увлекательным даром слова и удивительной памятью. на протяжении всей своей жизни он носил одну и туже одежду: белый балахон, кожаные рукавицы, бахилы, лапти, за плечами у него была сумка, в которой была библия. В баню он никогда не ходил. Иногда он добровольно переносил морозы(он мог не топить в печь в своей келье). летом он возделывал огород около своей кельи. он всегда делился тем, что вырастил на огороде. 3 года он провел в лесу в полном одиночестве. 1000 дней и ночей он молился на камне(в келье и около), много людей приходило к нему и всем он мог помочь , кому делом , а кому словом добрым, а некоторых смог спасти от болезней. Он помогал каждому.

История сохранила несколько удивительных историй , вот одна из них: Однажды к С. Саровскому приехал боевой генерал. Его грудь вся была увешана орденами. он смело зашел в келью. Каково же было удивление окружающих, когда он вышел весь в слезах, а за ним старец вынес в руках его ордена и медали." они свались потому , что ты нечестным путем их получил "

1833 году 1 января С. Саровский умер. Он прожил 74 года Спустя 70 лет после его смерти его причислили к лику святых. И сегодня люди приходят к святым местам Серафима Саровского, где могут получить ответ на все свои вопросы

Ответы детей на проблемный вопрос

Ученик читает стихотворение

Ночь: как небесные жители

Звёздочки смотрят с небес;

Тихо вокруг: от Обители

Тянется Саровский лес.

Келья стоит одинокая,

В ней Серафим обитал.

Знала пустыня широкая

Подвиг, что он совершал.

Близ по дороге под соснами

Камень великий лежал.

Старец ночами бессонными

Там на коленях стоял.

Лето и зиму холодную

Он, не смыкая очей,

Выстоял волей свободною

Тысячу дней и ночей.

Всё безутешно Всевышнему

В сердце молитву слагал:

Часто так старец взывал.

Он творил чудеса исцеления…

Счёта им нету конца…

Предал свой дух в небеса…

Славится Русь бесконечная

Угодником новым своим…

Заступник и радость нам вечная,

Батюшка наш Серафим!

Каждая команда получает карточку с русской народной пословицей. Надо привести пример из жизни Преподобного, иллюстрирующий эту пословицу.

1. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. (Преподобный Сергий

почитал своих родителей. Когда он хотел уйти в монастырь, родители

попросили его остаться и позаботиться о них, и Преподобный Сергий их

2. Жить – Богу служить. (Преподобный Сергий всю свою жизнь посвятил

Богу. Он жил по Божиим заповедям, любил Бога. С детства он любил

молиться, читать божественные книги; в юности он ушел в лес, чтобы никто

не мешал ему молиться., Серафим молился на камне 3 года

3. Послушание паче поста и молитвы. (Отрок Варфоломей послушался

старца, когда тот велел ему читать книгу. Варфоломею было стыдно, ведь он

не умел читать, но он послушался старца и легко прочитал. Потом он

послушался своих родителей, когда они попросили его не становиться

монахом до их смерти.)

4. Умный смиряется, глупый надувается. (Преподобный Сергий жил очень

скромно. Однажды к нему пришел крестьянин, а в это время святой работал

на огороде. Когда крестьянину на него указали, то он не поверил монахам и

огорчился, что не увидел Преподобного Сергия. Но тут в монастырь приехал

князь, и крестьянин увидел, что князь берет благословение у того старца,

которого он назвал нищим. Крестьянин раскаялся в своем поступке, и

Преподобный его утешил. Серафим жил в лесу очень скромно.

5. С молитвою в устах, с работою в руках. (Так жил Преподобный Сергий с

детства. Много молился, но и работы не избегал, хотя был боярский сын.)

Что общего у названных Преподобных старцев? Чем они похожи?

  • Основатели монастырей (Троице – Сергиева лавра, Дивеевский монастырь, Саввы-Сторожевский монастырь)
  • Трудолюбивы
  • Особое отношение с животным миром
  • Защитники Родины (патриоты)
  • Милосердны к людям
  • Добры

Задание. Напишите записочку Преподобным с самой важной для вас просьбой

(Преподобный наш Отче Сергий!

Молись за Россию! Помоги нам спасти Россию от бед!)

В: Все мы знаем, как трудно избавиться от дурных привычек, которые нами владеют но бывает и наоборот: добрая привычка владеет человеком и хранит от всяких искушений и делания неправды.

В пустыне в одном монастыре жили два старца, и они так преуспели в незлобии, что совсем перестали ссорится. И пришла одному из них мысль…

1-ый: Вот, брат, сколько лет мы живем с тобой вместе в одной келии и ни разу не поссорились. А слышал я, что все люди между собой ссорятся.

2-ой: Да, говорят, все ссорятся, но потом – мирятся, и очень, говорят, это хорошее дело – мириться.

1-ый: Вот я и думаю: давай попробуем поссориться, а потом помиримся.

2-ой: (задумчиво) Не знаю, что и сказать. Не умеем мы ссориться.

1-ый: Надо испытать себя. Если и дальше будем жить без ссор, можно впасть и в гордость.

2-ой: Да. Страшное дело – гордость. И ничего еще, если добрый человек возгордится, он исправится, его Господь помилует, а если такой грешник как я… Так…

1-ый: Давай поссоримся, чтобы не возгордиться.

2-ой: Да, если нужно, давай поссоримся. А, как же мы будем ссориться?

(1-ый монах тихо и осторожно берет кастрюлю, начинает ее разглядывать)

1-ый: Сколько же она нам служит.

2-ой: Ну, говори – она твоя!

1-ый: (тихо и нерешительно) Она моя.

2-ой: (неловко тянет) Нет, эта кастрюля моя.

1-ый: (радостно) Так возьми ее себе!

2-ой: Что ты, брат, она не моя

Лучше оставь ее себе.

1-ый: Пусть она стоит себе на месте, пока нам не пригодится.

(Монахи ставят кастрюлю на место и кланяются друг другу)

1-ый: Прости меня, брат.

2-ой: И ты меня прости, брат.

В: Так и не смогли они поссориться, да и не нужно это было. Добрая привычка победила ошибочное мнение

Учитель. Эта сценка помогает нам понять как можно в жизни жить согласно примеру Великих Святых

Без Бога нация—толпа,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней -жестока.

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

Задание. Новогоднюю ёлочку украшают шарами, а человеческую душу?

Благоверный Великий Князь Ярослав Мудрый (987 - †1054) был местночтимым Святым Киева, Новгорода и Ростова, почитался на Руси столетиями. Во многих старинных русских месяцесловах Великий Князь присутствует как Святой. Отрадно, что было принято соборное постановление, прославившее древнего подвижника во вселенском достоинстве.


Преподобный Нестор Летописец называл Великого Князя Ярослава Премудрым, сравнивая его с библейским царём Соломоном, а также превозносил за создание на месте битвы против печенегов Храма Святой Софии - Премудрости Божией. Грандиозная заслуга Великого Князя Ярослава в том, что он воцерковил Русь. Чин храмовой службы в Киевском Софийском соборе устанавливался как образец для богослужения во всех храмах Руси. Для того в Киев специально командировалось провинциальное духовенство, чтобы они проходили школу регулярного богослужения. По велению Великого Князя кафедральные соборы создавались во многих городах Руси. Они в свою очередь становились богослужебными школами для местных монастырей и приходских храмов. Тут не стоит видеть только административную инициативу Государя. Природа подобных нововведений в высокодуховном, по-христиански любовном отношении Князя Ярослава к своему народу и Отечеству. Люди такое отношение чутко чувствовали и понимали. Поэтому и почитание Князя Ярослава Мудрого как регулярное панихидное поминание продолжалось вплоть до монгольского нашествия. Гробница Благоверного Князя никогда не была в забвении. Во время или после таких панихид совершались чудесные исцеления, справедливые решения каких-то сложных дел, избавления от несчастий. Люди притекали снова и снова, заказывая панихиды уже в благодарность за чудесную помощь. Почитание началось в Киеве, Ростове, Новгороде, потом перешло во Владимир, и далее - в Москву.

Несомненно, знаменательным событием стало общецерковное прославление воинов-схимников Преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (†1380) - духовных сподвижников Преподобного Сергия Радонежского и Благоверного Великого Князя Дмитрия Донского. Их гробница в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове почиталась веками, начиная с погребения их тел после Куликовской битвы, и в Москве с незапамятных времен они стали местночтимыми Святыми. После всесоюзного празднования 600-летия Куликовской битвы в 1980 г. их в качестве местночтимых стали официально почитать в Брянской и Курской епархиях. На самом же деле Пересвета и Ослябю духовно чтили по всей России, особенно с конца 80-х - начала 90-х гг. Недавно я прочитал интересный материал капитана второго ранга запаса, кандидата богословия, Епископа Североморского и Умбского Митрофана (Баданина), где рассказывается:


В свете данного современного предания совершенно иначе видится решение прозорливого Преподобного Сергия Радонежского послать на Куликовскую битву именно схимников, имевших в прошлом и военный опыт, и опыт молитвенный духовной брани, опыт исихазма.

Всероссийское почитание Святителя Геннадия Новгородского (1410 - †1505), подвижника второй половины XV века, было известно по крайней мере с середины XVII столетия. Начиналось же оно столетием ранее - в эпоху Царя Иоанна Васильевича Грозного и Святителя Макария Московского - в Москве и Великом Новгороде. Но тогда не было особого соборного решения о его прославлении, а в XVIII веке, когда усилиями Святейшего Синода пополнялись святцы братских Православных Церквей, он по каким-то причинам оказался в забвении.


Святитель Геннадий (Гонзов) - интереснейшая личность, просвещеннейший человек своего времени. С начала 1470-х годов он был архимандритом кремлёвского Чудового монастыря. Чудов монастырь в те времена был высшей школой Российского Великого Княжества, в нем были мастерские по переписке и изготовлению книг, трудились переводчики, тут же учились как духовные, так и светские лица, которые готовились для государственной службы, в первую очередь для посольских нужд. В 1484 году над архимандритом Геннадием совершили епископскую хиротонию и назначили Архиепископом Новгородским и Псковским. Он и в Новгороде создал мощнейший интеллектуально-духовный центр.

Именно для успешной борьбы с религиозным заблуждением, для наглядного доказательства неразрывной духовной связи между Новым и Ветхим Заветами, для успешного обличения лжи талмудизма Святитель Геннадий со своими помощниками составил полный церковно-славянский канон Ветхого Завета. До того разрозненно существовали церковно-славянские переводы библейских текстов в виде паремий для богослужебных чтений в храме, а также Псалтырь, Книга Иова и некоторые пророческие книги. Полного свода, как Септуагинта на греческом языке, у православных славян не было. Духовный подвиг Святителя Геннадия Новгородского по составлению полной Славянской Библии до сих пор почитается не только на Руси, но и среди всех православных славян, а также инославными славянофилами Запада. Причем для перевода Библии на церковнославянский язык он использовал не только Септуагинту - греческий вариант Священного Писания, но и те Библейские книги, которые к тому времени сохранились только на латинском языке. В своей борьбе с ересью жидовствующих Святитель Геннадий опёрся на один из духовных центров - на Успенский Волоколамский монастырь, ныне известный как Иосифо-Волоцкий монастырь, где также существовала богатая библиотека и во главе которого стоял игумен Иосиф. Под влиянием обличений Святителя Геннадия и Преподобного Иосифа Волоцкого Великий Князь Иоанн Васильевич Старший, который первым носил прозвище Грозного, предал юного Великого Князя Димитрия Иоанновича и его мать опале, а в преемники выдвинул своего православного сына Князя Василия Иоанновича, при котором ересь жидовствующих была окончательно соборно осуждена.

Хорошо известно, что в 1970-е - 1990-е годы клерикальные либералы неоднократно ставили вопрос о деканонизации Святителя Геннадия. Почему, хотелось бы знать? Теперь, после решения Архиерейского Собора о всеправославном признании святости Новгородского Святителя Геннадия, подобные демарши в Церкви станут совершенно недопустимы.


Владыка Серафим одним из первых почувствовал гибельность расцветающих сатанинских идеологий, понял, что нам, церковным людям, нельзя отстраняться от идеологической формы духовной брани. Он собрал и сформулировал ключевые идеи Русского государства, Русского Царства, которые обязательно пригодятся Руси грядущей. И перечитывая в веке нынешнем его труд, можно смело сказать, что воззрения Святителя не были наивными. Во многом именно его книга сформировала среди нашего русского православного люда гражданских, политически подкованных личностей, подданных грядущего Русского Царства, готовых воспринять совершенно новые государственные отношения, пока ещё нам неведомые. Не сомневаюсь, что в конце концов святость Владыки Серафима (Соболева) признают и поймут православные всего мiра!

В определенном смысле названные подвижники X-XI, XIV, XV и XX столетий каждый по-своему своими подвигами, деяниями, собственной жертвенной жизнью и смертью были выразителями разных сторон Русской Идеи. Так, Великий Князь Ярослав Мудрый в своем церковно-державном строительстве, в широком распространении письменной грамотности на Руси, в создании храмов Премудрости Божией - Софийских соборов в Киеве, Новгороде, Смоленске и, возможно, в Полоцке, созидал основы Русской Цивилизации, Русской Идеологии. Иноки-воины Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя не только встали на защиту Отечества, но вступили в борьбу за его духовный цивилизационный код. Святитель Геннадий Новгородский стал ревнителем утверждения на Руси подлинно библейского мiровоззрения. А Владыка Серафим (Соболев) свел воедино тысячелетние усилия по соборному обретению Русской Идеи в своем фундаментальном богословском труде. Современные русские храмоздатели, просветители, воспитатели, воины, идеологи, политики в лице этих подвижников в наши трудные и судьбоносные времена обрели себе Небесных Покровителей и помощников.

Читайте также: