Порядок назначения государственной социальной помощи доклад

Обновлено: 08.07.2024

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 11 мая 2021 года N 346/15

1. Утвердить прилагаемые:

2. Признать утратившими силу:

4. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Московской области Забралову О.С.

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Московской области
от 11 мая 2021 года N 346/15

Порядок назначения государственной социальной помощи

1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру и условия назначения и выплаты отдельным категориям граждан государственной социальной помощи, установленной Законом Московской области N 189/2013-ОЗ "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" (далее соответственно - государственная социальная помощь, Закон N 189/2013-ОЗ).

2. Государственная социальная помощь назначается решением руководителя территориального структурного подразделения Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) категориям граждан, имеющих место жительства или место пребывания в Московской области, указанным в части 1 статьи 2 Закона N 189/2013-ОЗ (далее - заявители).

3. Государственная социальная помощь назначается по представленному в территориальное подразделение Министерства по месту жительства или месту пребывания заявителя заявлению от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина (далее соответственно - заявление, представитель).

Форма заявления, подаваемого на бумажном носителе, утверждается Министерством социального развития Московской области (далее - Министерство).

4. Для назначения государственной социальной помощи одновременно с заявлением заявителем представляются следующие документы (сведения):

а) паспорт заявителя или иной документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) документ, удостоверяющий личность совершеннолетнего члена семьи заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета заявителя и членов его семьи (при наличии);

г) свидетельство о браке - для состоящих в браке, свидетельство о рождении ребенка (детей) - для семей с несовершеннолетними детьми;

д) документ, подтверждающий место жительства или место пребывания заявителя в Московской области (если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя);

е) документы (справки) о доходах заявителя и всех членов семьи заявителя за три календарных месяца, предшествующие месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи;

з) копия сберегательной книжки или выписка о банковских или иных реквизитах (номер лицевого счета, открытого в кредитной организации) - в случае, если заявителем выбран способ получения государственной социальной помощи через кредитную организацию;

и) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных заявителя и персональных данных членов семьи заявителя, указанных в заявлении.

5. Документы, указанные в подпунктах "г" (за исключением свидетельств, выданных органами иностранного государства), "д", "е" (в отношении документа, подтверждающего размер пенсии и иных выплат, - для лиц, являющихся получателями пенсии и иных выплат в Пенсионном фонде Российской Федерации), "ж" (если указанный документ (сведения) находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Московской области (далее - МФЦ) по месту жительства или месту пребывания заявителя) пункта 4 настоящего Порядка, запрашиваются территориальным подразделением Министерства в рамках межведомственного информационного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области сроки в случае, если указанные документы не были представлены заявителем самостоятельно.

6. При обращении за получением государственной социальной помощи представителем заявителя дополнительно предъявляется документ, подтверждающий его полномочия, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласие на обработку персональных данных представителя заявителя.

7. Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика свидетельствуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о нотариате.

8. По усмотрению заявителя заявление может быть подано в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - Портал), а также в иных формах по выбору заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

9. Днем обращения за назначением государственной социальной помощи считается день подачи (регистрации) заявления с документами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, в территориальном подразделении Министерства.

Заявление и документы, указанные в пункте 4 настоящего Порядка, поданные заявителем (представителем заявителя) в электронной форме посредством Портала, регистрируются в территориальном подразделении Министерства:

в день обращения, если поступили до 16.00 рабочего дня;

на следующий рабочий день, если поступили после 16.00 рабочего дня либо в нерабочий день.

10. Заявление может быть подано повторно не ранее месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок назначения государственной социальной помощи, указанный в решении о назначении государственной социальной помощи, принятом по ранее поданному заявлению.

11. Уведомление о принятом решении о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении в письменной или электронной форме должно быть передано (направлено) заявителю способом, указанном в заявлении (личное получение в территориальном подразделении Министерства или в МФЦ, через Портал, почтовым отправлением), не позднее чем через 10 дней с даты регистрации заявления с необходимыми документами в территориальном подразделении Министерства.

При подаче заявления в электронной форме через Портал заявитель (представитель заявителя) уведомляется о ходе рассмотрения указанного заявления путем изменения статуса в личном кабинете на Портале.

12. Заявитель (представитель заявителя), подавший заявление посредством Портала, в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления в личном кабинете на Портале представляет в территориальное подразделение Министерства или в МФЦ оригиналы документов, подлежащих обязательному представлению в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, для снятия копий и сверки с электронными образами документов, поданных посредством Портала.

Изготовление копий документов и их заверение обеспечиваются сотрудником территориального подразделения Министерства или сотрудником МФЦ.

13. В случае установления территориальным подразделением Министерства факта недостоверности представленных заявителем сведений, в том числе о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина), проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) с составлением акта обследования материально-бытовых условий (далее соответственно - комиссионное обследование, акт обследования).

Комиссионное обследование проводится по решению руководителя территориального подразделения Министерства (уполномоченного им должностного лица) комиссией, образованной территориальным подразделением Министерства.

В случае принятия руководителем территориального подразделения Министерства (уполномоченным им должностным лицом) решения о проведении комиссионного обследования территориальное подразделение Министерства в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, предоставляет заявителю предварительный ответ с уведомлением о проведении комиссионного обследования.

В случае проведения комиссионного обследования решение о предоставлении государственной социальной помощи или об отказе в ее предоставлении принимается руководителем территориального подразделения Министерства (уполномоченным им должностным лицом) не позднее чем через 30 дней после регистрации заявления.

14. Основаниями для отказа в приеме (регистрации) заявления и документов являются:

представление неполного комплекта документов, подлежащих обязательному представлению в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

представление документов, содержащих исправления, подчистки, помарки, не заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

представление документов, содержащих повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

представление документов, срок действия которых истек на момент обращения за предоставлением государственной социальной помощи;

представление документов, текст которых не поддается прочтению;

представление заявления, подаваемого на бумажном носителе, не соответствующего форме, утвержденной Министерством;

некорректное заполнение обязательных полей в заявлении на Портале;

представление некачественных или недостоверных электронных копий (электронных образов) документов, не позволяющих в полном объеме прочитать текст документа и (или) распознать реквизиты документа, - в случае подачи заявления через Портал;

представление заявления и документов с противоречивыми сведениями;

представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации;

подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя.

15. Решение об отказе в приеме (регистрации) заявления и документов принимается руководителем территориального подразделения Министерства (уполномоченным им должностным лицом) не позднее первого рабочего дня, следующего за днем подачи заявления.

16. Основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи являются:

отсутствие у заявителя права на получение государственной социальной помощи;

представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности;

представление заявителем документов (сведений), содержащих информацию, противоречащую сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти;

несоответствие оригиналов документов, представленных заявителем для сверки в территориальное подразделение Министерства или МФЦ, электронным образам документов, поданных посредством Портала;

непредставление оригиналов документов, подлежащих обязательному представлению в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка, для сверки.

17. Отказ в приеме документов или в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в Министерство и (или) в суд.

18. Государственная социальная помощь назначается на срок, указанный в решении о назначении государственной социальной помощи.

19. Выплата государственной социальной помощи осуществляется единовременно или с периодичностью и в сроки, указанные в решении о назначении государственной социальной помощи.

20. Заявитель обязан известить территориальное подразделение Министерства (лично или посредством почтовой связи) об изменениях, явившихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение 14 дней со дня наступления указанных изменений.


В соответствии с законом право на получение государственной социальной помощи имеют следующие категории граждан:

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, оказываемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной зашиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Отказ в назначении государственной социальной помощи

В случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.

Заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

Государственная социальная помощь оказывается в целях:

  • поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • адресного использования бюджетных средств;
  • усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
  • создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
  • снижения уровня социального неравенства;
  • повышения доходов населения.

Получатели государственной социальной помощи

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Размеры и формы государственной социальной помощи (в том числе на основании социального контракта) в Ненецком автономном округе

1. Размеры государственной социальной помощи в виде денежных выплат:

1) неработающим женщинам в случае беременности и родов - 5 392 рубля 40 копеек;

2) лицам, возвращающимся из мест лишения свободы к месту проживания, по оплате проезда от города Нарьян-Мара до сельского населенного пункта Ненецкого автономного округа (места проживания) - в размере фактически понесенных расходов, но не более 3 774 рубля 68 копеек;

3) семье или одиноко проживающему гражданину, попавшим в трудную жизненную ситуацию в связи:

со смертью близких родственников (родителей, супругов, детей), - в размере фактически понесенных расходов, но не более 4 313 рублей 92 копейки на погребение родственников и (или) не более 16 177 рублей 20 копеек на проезд к месту погребения родственников;

с пожаром или со стихийным бедствием, - в размере фактически понесенных расходов, но не более 37 746 рублей 80 копеек;

с другими чрезвычайными обстоятельствами, - в размере фактически понесенных расходов, но не более 3 235 рублей 44 копейки.

2. Виды и размеры натуральной помощи:

1) продуктовый набор на сумму, не превышающую 1 000 рублей;

2) топливо, одежда, обувь, медикаменты и иные виды натуральной помощи на сумму, не превышающую 2 000 рублей;

3) оборудование для приема цифрового эфирного общероссийского телевидения, стоимостью не более 2 000 рублей.

3. Размер государственной социальной помощи на основании социального контракта - не более 100 000 рублей.

Актуальность данной темы в том, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия с 1993 г. является страной с социально ориентированной экономикой. Социальная политика – это один из неотъемлемых элементов внутренней политики государства. Рыночная экономика в условиях модернизации экономики в целом не гарантирует высокий уровень жизни для всех членов общества. Рынок – это социально индифферентный инструмент рассредоточения экономических ресурсов, базирующийся на законах спроса и предложения.

Цели и ориентиры социальной политики на современном этапе. Эффективная социальная политика для России должна основываться на главной цели российской экономики, которая заключается в инновационном прорыве и модернизации экономики. Развитие инноваций невозможно без роста человеческого капитала до уровня человеческого потенциала. Под человеческим потенциалом понимается ситуация максимально возможного использования человеческого ресурса.

Государство с точки зрения такой социальной политики должно выполнять в первую очередь следующие основные функции: 1) создание условий для наращивания человеческого капитала (это главная функция); 2) развитие самозанятости и малого предпринимательства как инструментов роста благосостояния граждан; 3) помощь малообеспеченным и слабозащищенным слоям населения (создание им условий на уровне средних социальных стандартов), так как для остального населения государство создает условия для их самореализации за счет равного доступа к образованию и развития самозанятости; 4) участие в системе социально-трудовых отношений.

Степень разработанности темы. Данную тему исследовали следующие авторы: Абакумов О.Б., Барышникова Н. В., Дорская А.А., Ивашкина Ю. Ю., Кобзева С.И., Майфат А. В., Пашенцев Д.А., Пашкова Г. Г., Поклонова Е.В. и др.

Таким образом, цель данной работы – рассмотреть государственную социальную помощь.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретическую основу оказания помощи малоимущим гражданам;

2. Изучить виды, размер и периоды социальной помощи;

3. Охарактеризовать порядок получения и отказа от государственной социальной помощи.

Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие при оказании государственной социальной помощи.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление социальной помощи, а также учебные и аналитические материалы в области оказания материальной помощи.

Работа состоит из введения, 3 глав заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретическая основа оказания помощи малоимущим гражданам

1.1. Понятие государственной социальной помощи малоимущим

Развитие россий­ского права социального обеспечения можно условно разделить на следующие этапы.

Первый этап — формирование основ со­временной системы социального обеспечения (1990-2000 гг.). Советский Союз юридически прекратил свое существование в конце 1991 г., однако для целей настоящего ис­следования в качестве временной границы мы берем 1990 г., поскольку именно в этом году был принят ряд законодательных актов, поло­живших начало развитию нового — постсоци­алистического — права социального обеспече­ния в России.

Второй этап — многочисленные преобра­зования системы социального обеспечения (2001-2016 гг.). Поскольку данные преобразо­вания носили противоречивый и бессистем­ный характер, выявить какой-то один вектор в их осуществлении достаточно сложно. В на­учной литературе высказывается мнение о том, что главной целью реформ на данном этапе выступало сокращение государственных рас­ходов на социальное обеспечение [29, с. 29]. Однако имеются определенные достижения в области демографии, здравоохранения и др.

В качестве рубежа, разделяющего первый и второй этап в развитии постсоветского права социального обеспечения, нами выбран 2001 г., поскольку именно в этом году был начат ряд существенных реформ в области социально­го обеспечения, на несколько лет изменивших вектор развития социального законодатель­ства.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [6] было установлено, что размер минимального и максимального пособия по безработице ежегодно определяется Прави­тельством РФ.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 422-ФЗ [3] было предусмотрено обязательное страхование средств негосударственных пен­сионных фондов (НПФ) — что, конечно, име­ло большое значение для защиты пенсионных накоплений граждан. Все НПФ должны были пройти процедуру акционирования и приве­сти документы в соответствие с установлен­ными законом требованиями. На проведение санации пенсионных фондов изначально от­водился один год (2014 г.), в течение которого взносы работодателя на накопительную часть пенсии, подлежащие перечислению в НПФ, зачислялись на страховую часть (и попада­ли в распоряжение пенсионного фонда России (ПФР)). В условиях кризиса и недостатка денежных средств данная мера, носившая изначально временный харак­тер, была продлена на 2015, а затем и на 2016 г. Это означает, что в течение последних трех лет даже добросовестные НПФ не получали посту­плений от страховых взносов. Таким образом, необходимо отметить следующее.

В 1990-2000 гг. были заложены основы си­стемы социального страхования Российской Федерации. Сформированы подсистемы со­циальной защиты отдельных категорий на­селения, таких как инвалиды; семьи с детьми; граждане, пострадавшие в результате радиаци­онных или техногенных катастроф; безработ­ные; ветераны и др.

В то же время в целом ряде областей соци­альной сферы требуется принятие срочных, неотложных мер. Речь идет о системе под­держки безработных граждан, учащейся мо­лодежи, граждан, имеющих детей. Приходит­ся напоминать очевидную истину о том, что дети и молодежь — это будущее государства, особенно в современных условиях постинду­стриального общества, когда именно человек становится ключевым фактором экономиче­ского прогресса. В такой ситуации сохранение мизерных детских пособий и низких стипен­дий способно привести к деградации челове­ческого капитала страны. Представляется, что в кризисных условиях необходимо делать вло­жения не столько в поддержание банковской системы, сколько в социальную сферу, здра­воохранение, образование, культуру — то есть принимать меры по сбережению и развитию человеческого капитала.

1.2. Цели государственной социальной помощи малоимущим

Новая и исторически преемственная Россия, констатирует С. В. Чиркин, — это демократическое, федеративное, правовое и социальное государство, главные черты которого — верховенство права, прирожденные и неотчуждаемые права и свободы человека, закрепленные в ее Основном законе. Либерально-демократическая Конституция позволяет стране находиться на столбовом пути всемирной истории, а не на ее задворках [22, с. 89].

20-летняя история развития российской Конституции показала: главные ее ценности и институты остались неизменными, что позволяет уверенно прогнозировать их сохранение на необозримую перспективу.

Среди основных направлений социальной политики ч. 2 этой статьи называет обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства [21].

Предусмотренная Конституцией РФ обязанность государства гарантировать материальную обеспеченность граждан при наступлении социальных рисков обусловливает выработку законодателем оптимальных механизмов регулирования отношений в данной сфере, основанных на балансе социальных потребностей населения и экономических возможностей государства на конкретном этапе его развития.

В юридической литературе говорится, что Россию считать социальным государством пока нельзя. Не все модели, заложенные в Основном законе, полностью воплощены. Например, модель социального государства реализована лишь на четверть. Нам есть еще куда расти [34].

Приоритетным направлением современной социальной политики является социальная поддержка населения. Оно обозначает деятельность по реализации стратегий социальной политики в конкретных формах по направлениям работы с различными социальными группами населения.

Социальная поддержка включает не только меры материального характера, но и физического, социально-бытового, образовательного, правового, психологического и др. По мнению В.Б. Зотова, социальная поддержка – это временные или постоянные меры адресной поддержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации [18, с. 244].

Шимановская К.А. под социальной помощью населения понимает совокупность социально-экономических мероприятий, реализуемые государством и обществом, которые обеспечивают предоставление оптимальных условий жизни личности и социальной группы [31, с. 47]. Поддержка включает в себя некоторые виды социальных услуг, которые направлены на удовлетворение потребностей пожилых людей, инвалидов, маломобильных групп населения и многодетных семей. В Российской Федерации три вида социальной помощи. Одним из наиболее важных видов является пенсия. Далее следует социальная помощь, предоставляемая в денежной форме, в натуральной форме, а также в безналичной форме (например, субсидия). К третьему виду следует отнести социальные услуги, разделяются на следующие виды, которые представлены в таблице 1.

Читайте также: