Воспитательная деятельность куратора студенческой группы доклад

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность и значимость воспитательной работы в среднем профессиональном образовании в условиях интеграции в общемировое образовательное пространство не только не уменьшается, а значительно увеличивается.

Неслучайно роль преподавателя, преподавателя-куратора студенческой группы в процессе обучения и воспитания молодежи в настоящее время важна и значительна, как никогда. Выступая в роли наставника молодежи, куратор призван помогать студентам адаптироваться в вузе, знакомить ребят с традициями университета в учебной, научной, спортивной и общественной деятельности.

Значение слова Куратор по Ефремовой:

Куратор - 1. Лицо, которому поручено наблюдение за кем-л., чем-л.2. устар. Попечитель.

Куратор в Энциклопедическом словаре:

Куратор - (от лат. curator - попечитель) -..1) лицо, которому поручено наблюдение за ходом какой-либо работы.

2) В некоторых учебных заведениях - преподаватель, воспитатель, наблюдающий за обучением школьников (студентов).

Значение слова Куратор по словарю Ушакова:

КУРАТОР, куратора, м. (латин. curator - попечитель). 1. Опекун, попечитель (устар.). 2. Студент в клинике, наблюдающий за больным (мед.).

Значение слова Куратор по словарю Даля:

Куратор м. опекун, попечитель; член конкурса над несостоятельным должником. Кураторовь, ему прнадлеж щ. Кураторский, к куратору относящ. Кураторство ср. должность, звание это; опекунство, попечительство.

Кураторство сегодня – это не только выполнение социальной роли педагога и наставника, но и социализация студентов, помощь в адаптации к студенческой аудитории, друг к другу. От того, насколько куратор сам по себе личность, насколько серьезно он относится к своей дополнительной нагрузке, зависит очень многое. Работа куратора сегодня должна быть направлена на решение приоритетной задачи воспитания в СПО – создание оптимальных условий для саморазвития личности студента.

Основными направлениями работы куратора являются:

- изучение и анализ данных о студентах, определение уровня их вос- питания, способностей и личных особенностей;

- постановка учебно-воспитательной цели и задач по ее реализации;

- совместное коллективное обсуждение программы жизни студенческого коллектива, составление планов культурно-массовой и воспитательной работы в группе;

- выявление трудностей адаптационного периода, помощь в решении учебных, организационных, социально-бытовых и иных вопросов;

- формирование актива студенческой группы и помощь активу в организационной работе;

- сплочение учебной группы, создание в ней атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, взаимопомощи и сотрудничества, творческого отношения к учебе;

- вовлечение студентов во внеучебную деятельность группы, учебного заведения;

- установление контактов с родителями и привлечение их по возможности к воспитательной деятельности в группе

Очень важно обеспечить включенность каждого студента в деятельность, что достигается с помощью создания соответствующей обстановки. Во-первых, целесообразно изменить традиционно сложившуюся организацию пространства учебного взаимодействия, организовать так общение, чтобы каждый имел возможность высказаться, принять участие в групповой работе. Во-вторых, куратору необходимо демонстрировать и проявлять крайнее внимание к высказыванию каждого студента, стимулировать самостоятельность и независимость суждений, принимать любое иное мнение, не давая односторонних оценок. Особенность кураторской деятельности заключается в том, что куратор одновременно является и субъектом деятельности, и ее объектом. Это позволяет ему ставить перед собой личные цели саморазвития и достигать их в процессе деятельности. Эти цели связаны с формированием педагогических и управленческих способностей.

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации. Главное правило куратора “не навреди”.

6. И.А.Зимняя «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

В статье рассматривается проблема воспитания студентов первого курса вуза, а именно показана роль куратора группы в данном процессе. Определены специфика организации и содержания воспитательного процесса в вузе. Рассмотрены основные направления работы куратора студенческой группы с первокурсниками.

Фундаментальные научные исследования как фактор обеспечения конкурентоспособности общества и государства

Современное состояние нашего общества и процессы, которые происходят в политической, экономической, духовной жизни нашей страны заставляют по-новому взглянуть на проблемы воспитания в целом и на формирование гармонически развитой личности в частности.

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.

В условиях Болонского процесса внеучебная работа приобретает особую роль. Еще Э. Кант говорил о том, что два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать [6].

Рассмотрим вопрос о постановке воспитательной работы в России в условиях глобализации, расширения мирового рынка, распространения стандартов массовой культуры с помощью новых информационных технологий.

Концепция модернизации российского образования предполагает, что структура целей изучения учебных дисциплин должна быть построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающихся, включать освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практического применение приобретенных знаний и умений.

Воспитание в университете - это процесс, который представляет собой неразрывное единство объективных условий и субъективных факторов воспитательного воздействия и взаимодействия участников этого процесса. Этот процесс осуществляется на разных уровнях: бытовом, поведенческом; профессионально и личностно формирующим.

Итак, глобальной целью высшей школы на современном этапе является формирование гражданина и патриота страны, стремящегося к общественному созиданию. Воспитание опирается на принцип системного воздействия различных существующих в вузе институтов, подразделений и единиц, таких как кафедра, преподаватель, куратор, студенческий совет и т.д.

Реализация воспитательных целей и задач осуществляется посредством следующих направлений деятельности:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • профессиональное воспитание;
  • культурно-эстетическое воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
  • физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
  • профилактика саморазрушающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде;
  • развитие органов студенческого самоуправления;
  • психолого-консультационная работа;
  • социальная поддержка студентов;
  • организация воспитательной деятельности студенческом общежитии университета.

Особенным направлением в воспитательной деятельности вуза является воспитательная работа с первокурсниками.

Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Поэтому, уже в первые месяцы учебы в вузе, необходима активная работа кураторов [1].

Куратор академической студенческой группы - ближайший и непосредственный воспитатель и наставник студентов. Он организует и направляет воспитательный процесс в студенческой группе, объединяет воспитательные усилия преподавателей, студенческих общественных организаций, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в закрепленной за ним группе. Основным в деятельности куратора является создание сильного, дружного, работоспособного коллектива студенческой группы, так как только в таком коллективе могут в полном объеме раскрыться и реализовываться потенциальные возможности личности студента [3].

Основными направлениями деятельности куратора является:

– организация деятельности коллектива группы;

– организация учебной работы коллектива и отдельных студентов;

– организация внеучебной жизни группы;

– изучение личности и коррекции в воспитании;

– социальная защита студентов;

– работа с родителями.

В обязанности куратора также входит:

– способствовать развитию у студентов навыков общения, помогать студенту решить проблемы, возникающие в общении со сверстниками, педагогами, родителями;

– осуществлять помощь студентам в учебной деятельности, выявлять причины низкой успеваемости, создавать обстановку, благоприятствующую учебе, осуществлять контроль за посещаемостью занятий;

– содействовать получению дополнительного образования студентами через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в вузе;

– создавать благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого студента группы, формировать межличностные отношения, корректировать и регулировать их, по мере необходимости привлекать психолога;

– организовывать творческие дела в группе;

– вести активную пропаганду здорового образа жизни, организовывать охрану здоровья, вовлекать студентов в физкультурную, спортивную работу;

– осуществлять изучение личности каждого студента в группе, его склонностей, интересов;

– выявлять и вести учет студентов социально-незащищенных категорий из неблагополучных семей;

– формировать портфолио студентов.

Студенческая группа (на первом этапе существования) – еще не коллектив, чтобы им стать, группе потребуется от 6 месяцев до 1 года. Уже на начальном этапе работы необходимо создать в группе атмосферу сплоченности и доверия, раскрыть творческий потенциал участников, сформировать толерантное отношение ко всем членам группы, задать ориентиры, утолить информационный голод и снять имеющееся напряжение. Необходимо пробудить в участниках группы любопытство, поэтому нельзя надолго откладывать начало практической работы.

Таким образом на куратора студенческой группы возложена большая ответственность, когда в группе создан комфортный микроклимат, ее участники обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Куратор является не только организатором различных мероприятий в вузе, но и личным примером для студентов, оказывая влияние на их личностное, профессиональное становление, а также жизненное самоопределение.


В статье отражён опыт 25-летней воспитательной работы со студентами техникума в качестве куратора.

Проблема социального воспитания детей и молодёжи являлась актуальной во все времена и для любого общества. Уже в древних памятниках русской литературы — “Поучения” Владимира Мономаха и “Домострое”- уделялось большое внимание различным аспектам воспитания детей. В нынешних условиях функционирования российского общества данный вопрос является во многом судьбоносным и во многом труднодостижимым. В отличие от советского образования в постсоветской России функция воспитания была принижена. Какой масштаб энтузиазма, профессионализма, преданности своему делу в “лихие” 90-е XX века продемонстрировали педагоги вопреки острейшим трудностям в современной России, продолжая уделять в образовательном процессе ключевое значение воспитанию подрастающего поколения. С начала XXI века образовательные учреждения стали ориентироваться на формирование компетенций. И только в последнее время наметилось “оживление” вокруг проблемы нравственного воспитания. В послании Президента Федеральному собранию в 2013 году В. В. Путин отметил о необходимости укреплять духовно-нравственную основу общества.

Конечно, первый важнейший шаг делает семья. Далее основная нагрузка ложится на образовательную институциональную среду. Усложнение социальных процессов, новые глобальные угрозы и вызовы требуют более активных, решительных, адекватных современной ситуации мер в отношении социального воспитания молодёжи. Это процесс крайне трудный, методически и идеологически тонкий, требующий новых эффективных подходов и технологий. Наша страна обладает богатейшим опытом по социальному воспитанию детей и молодёжи, его следует не разрушать, а всячески сохранять, использовать и развивать.

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (неблагоприятная наследственность и плохая внешняя среда) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Необходимость целенаправленного организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование системы взглядов, убеждений и личностных свойств, соответствующих требованиям общества на определённом конкретно-историческом этапе, способностей личности нужных и полезных обществу и социализации личности.

Цель воспитания — это будущее, на достижение которого направлены главные усилия. Целью воспитания выражают историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовать определённые общественные функции и социальные роли. Цели подвижны, изменчивы.

В Российском современном образовании в качестве приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности. Выделяют параметры, на которые нужно обращать внимание в процессе воспитания:

- умение преодолевать трудности;

Выбор принципов воспитания обусловлен мировоззрением педагога. Залогом успешности процесса воспитания является системный и комплексный подход.

Моя система воспитания нарабатывалась годами. Она объединила элементы ряда авторских школ (Макаренко, Сухомлинского, Ушинского, Иванова) с новыми концепциями воспитания прагматической и гуманистической.

Большую помощь мне в становлении концепции оказали тренинги, которые я проводила на этапе знакомства с группой. Я пришла к выводу, что нельзя не учитывать особенности менталитета в процессе воспитания. Если студент не почувствует от куратора свою нужность и важность, то он становится уязвим и не защищен, что нередко приводит к девиации.

Цель системы: способствовать развитию личности студента, профессионально компетентного специалиста

Задачи системы воспитания соответствуют этапам формирования коллектива:

1. социально-психологическая адаптация личности, естественная включённость в социальную среду;

2. консолидация, сплачивание;

3. усиление общей деятельности с учётом личных интересов для формирования конкурентно способного специалиста и развитой личности (три”C” саморазвитие, самоутверждение, самосовершенствование).

Куратор техникума обязан помнить — его воспитанник будущий руководитель среднего звена. Поэтому главная идея моей концепции — приобретение опыта достижения личного и коллективного успеха. Наглядным примером служит создание портфолио каждым студентом группы, которое является зеркалом его достижений, подчеркивает его индивидуальность

Роль куратора не должна быть завышена. Я согласна с мнением К. Роджерса, что воспитатель создаёт необходимые условия для развития личности. Выделяются личностные установки, реализующиеся в процессе межличностного взаимодействия с обучающимися:

- “истинность” и “открытость”;

- “принятие” и “доверие”;

Стиль педагогического общения — индивидуальный с приоритетом демократического. Но необходимо владеть всеми стилями педагогического общения, гибко меняя их в зависимости от ситуации.

Главное правило куратора “не навреди”.

Приступая к осуществлению своей системы, я осознаю, что коллектив — это не самоцель, а инструмент для формирования личности.

В предложенной ниже таблице рассматриваются профессиограммы профессионально-педагогической направленности воспитательной системы. (Приложение. Таблица № 1).

Особенно важна роль куратора на начальном этапе формирования межличностных отношений в учебной группе. Первый этап самый продолжительный, кропотливый, трудоемкий по ритму, формам и средствам. Педагогическое общение должно быть направлено на создание наилучших условий для развития мотивации обучающихся и создания благоприятного эмоционального климата в коллективе.

Коллектив — это высокоорганизованная социальная группа, которая обладает повышенной эффективностью совместной деятельности. В хорошо организованных коллективах проявляется взаимопомощь и взаимоответственность, доброжелательность и бескорыстие, здоровая критика и самокритика, соревнование. В коллективе формируются самоуправление — это школа приобретения социального опыта.

Стремясь эффективно организовать учебный и воспитательный процесс, куратор должен наладить тесное взаимодействие с семьёй студента, стремясь вовлечь родителей в процесс обучения и воспитания. Необходимо использовать следующие формы работы с родителями: индивидуальное собеседование, минисобрание и расширенные родительские собрания, совместное проведение досуга.

Жизнь любого куратора всегда объективно очень напряжённая. У этого напряжения два полюса: один — творческое, созидательное напряжение, приносящие радость и удовлетворение от удачных совместных дел, от теплоты общения.

Но есть и другой полюс — напряжение бессилия перед непредсказуемостью поведения современной молодёжи. У семьи и у учебного заведения одни беды, одни проблемы, которые призвана решать система воспитания. Итоги и уроки которой оценит жизнь.

Педагогика не знает перерывов на обед или ремонт. Часть души куратор оставляет на работе. Успехи одного ребёнка в масштабах страны — песчинка в пустыне, а в пределах отдельно взятой семьи- VICTORIA!

Влияние куратора на личность в процессе формирования коллектива учебной группы техникума


Куратор группы в университете или колледже — кто это такой

Он является посредником между вузовской жизнью и учащимися, занимается академическим руководством группы, а также внеучебной студенческой деятельностью, связанной с университетом или техникумом. Для студента куратор является уважаемым человеком, к которому можно обратиться за советом, помощью. Назначает его заведующий кафедрой из числа ответственных преподавателей.

Должность это нелегкая, и далеко не у каждого есть к ней призвание. Если куратор не справляется со своими обязанностями, относится к ним халатно, группа может написать заявление на имя декана с просьбой назначить другого преподавателя на эту должность, указав объективные причины. Желательно самим найти такого преподавателя и заранее заручиться его согласием.

Среди обязанностей куратора:

  1. Ознакомиться с личными делами подопечных, найти к каждому индивидуальный подход.
  2. Помочь адаптироваться к студенческой жизни, ввести в курс особенностей учебного процесса.
  3. Прививать учащимся здоровый образ жизни, включая отказ от алкоголя, табака и прочих наркотических средств.
  4. При необходимости общаться с родителями учащихся. Быть в курсе их семейного положения, состояния здоровья и жилищно-бытовых условий.
  5. Знать об интересах студентов, их склонностях, индивидуальных особенностях.
  6. Заботиться о психологическом климате в группе.
  7. Помогать проживающим в общежитии с безболезненной адаптацией к новым социальным условиям, посещать общежитие по установленному графику.
  8. Оказывать необходимую помощь студентам не только в рамках учебной деятельности, но и по другим направлениям вузовской жизни.
  9. Помогать с организацией учебной, производственной и преддипломной практики.
  10. Периодически (дважды в месяц) устраивать собрания группы по насущным вопросам, связанным с учебным процессом, организационными моментами, дисциплиной, участием студентов в культурно-массовых, спортивных мероприятиях и др.
  11. Обсуждать с подопечными их текущую успеваемость и итоги промежуточной аттестации.
  12. Контролировать успеваемость и посещаемость студентов курируемой группы, отслеживать их учебную деятельность в течение семестра с целью внесения корректив и оказания необходимой помощи.
  13. Взаимодействовать с преподавателями и администрацией вуза и по вопросам учебной работы подопечных. Сообщать им о достижениях студентов и об их нуждах.
  14. Участвовать в мероприятиях курируемой группы и всего факультета.
  15. Организовывать в рамках группы с целью ее сплочения культурные и познавательные мероприятия (поездки, экскурсии, культпоходы в театр, кино, на выставки, турпоходы).
  16. Вместе со студенческой группой составлять планы по воспитательной, культурно-просветительской и учебно-методической работе.
  17. Вести кураторский журнал. Составлять семестровые отчеты о проделанной работе.
  18. Выстраивать взаимоотношения с подопечными студентами, с выбранными ими органами самоуправления на основе уважения, равноправия, сотрудничества.

Куратор

Функции куратора студенческой группы

Выпускники колледжей и университетов должны быть компетентными не только профессионально, но и социально: обладать развитым чувством ответственности перед обществом, стремиться созидать на благо человечества.

Сегодняшнее студенчество, в отличие от поколения их родителей, обладает гораздо большей независимостью и свободой. Оно более образованно в плане современных технологий (в первую очередь, информационных). Но за счет снижения интереса к чтению высокохудожественной литературы и в целом к историко-культурному наследию, уровень культуры (а иногда и общеобразовательной подготовки) молодого поколения во многом стал ниже.

Поступив в вуз или техникум, некоторые первокурсники считают для себя допустимым пропускать лекции или практические занятия, не осознавая все последствия подобных поступков.

Задача куратора в этой ситуации — объяснить студентам, что их первоочередной обязанностью является учебная деятельность. Рассказывая первокурсникам об их будущей специальности, о предметах, которые предстоит изучать, он должен их заинтересовать, мотивировать на учебу.

Основные функции куратора:

Добросовестно выполняя свои функции, куратор решает следующие задачи по формированию личности учащихся:

  • выработка у студентов навыков саморазвития и самообразования;
  • развитие активной гражданской позиции;
  • сплочение коллектива учащихся с целью создания условий для всестороннего развития каждого студента в группе.

Студенты

Особенности работы куратора в академических группах

Психосоциальное развитие личности молодых людей, поступивших сразу после школы, еще окончательно не завершено. Психологический возраст студента может не совпадать с физиологическим, отдельные его качества еще находятся в стадии формирования — не все учащиеся способны полностью брать ответственность на себя за свою жизнь, некоторые все еще склонны попадать под влияние других людей.

Поэтому многие из них нуждаются в грамотном управлении со стороны педагогов. На протяжении всего периода обучения поддержка со стороны наставника носит различный характер. На первом курсе важно помочь учащимся адаптироваться к новым условиям учебы и жизни. На старших курсах — помочь в научном самоопределении. Для каждого последующего курса особенности работы куратора будут видоизменяться.

Особенности работы куратора с первокурсниками

В первую очередь куратор знакомит студентов:

  • с историей и традициями учебного заведения;
  • с системой вузовского обучения, чем она отличается от школьной;
  • с учебной и внеучебной деятельностью факультета, с общим направлением деятельности вуза (колледжа);
  • с работой органов студенческого самоуправления;
  • с правилами пользования библиотекой;
  • с методами организации самостоятельной работы, правильным распределением труда и отдыха;
  • с правилами культурного поведения, принятыми в вузе.

Наставник с целью быстрейшей адаптации и воспитания первокурсников способствует:

  1. Привлечению студентов к участию в общественной деятельности (группы, курса, факультета, учебного заведения).
  2. Проведению профориентационной работы на протяжении всего первого года обучения.
  3. Организации тренингов личностного роста.
  4. Формированию сплоченной студенческой группы.
  5. Созданию благоприятных условий для жизнедеятельности группы.
  6. Развитию деловых качеств у студентов и их учебной активности.
  7. Формированию и укреплению высоконравственного, патриотического мировоззрения учащихся (организует тематические беседы, лекции).

Особое внимание куратор должен уделить работе со студентами, проживающими в общежитии. Эта категория учащихся впервые сталкивается с отсутствием родительской поддержки, с бытовыми, психологическими и социальными трудностями. Его цель в этой ситуации — оказать помощь в адаптации к университетской жизни, помочь наладить отношения с соседями по общежитию, с сокурсниками, решить жилищные и бытовые проблемы.

Из-за недостаточного понимания вузовской системы обучения или страха перед предстоящей сессией у первокурсников может возникать эмоциональная нестабильность, состояние повышенной тревожности. Таким учащимся надо оказывать дополнительную психологическую поддержку.

Куратор студента

Особенности работы куратора со старшими группами

Начиная со второго курса, после удачного прохождения адаптации, наставник уделяет внимание следующим вопросам:

  • активное включение группы в университетскую жизнь, развитие самоуправления, взаимодействия с другими группами и курсами;
  • стимулирование самостоятельных форм учебной деятельности студентов, их углубление и расширение;
  • привлечение студентов к научным исследованиям (участие в студенческих конференциях).

На третьем-четвертом курсах сюда добавляется:

  • участие в общественно-полезной деятельности вуза;
  • выявление сложившихся профессиональных интересов учащихся;
  • специализация НИР в зависимости от профессиональных наклонностей;
  • рекомендации для отдельной категории студентов, проявивших склонность к НИР, по переводу их на индивидуальные планы;
  • подготовка к летней производственной практике;
  • помощь в устройстве на практику.

На выпускном четвертом (пятом) курсе перед куратором стоят задачи:

  • помощь с выбором темы дипломной работы, с ее практической и научной направленностью;
  • поощрение творческой, самостоятельной составляющей в отношении учебной, научной, профессиональной деятельности;
  • посильное участие в трудоустройстве выпускников.

Каким должен быть хороший куратор

  1. Наставник воспринимает студентов как равных и на этой основе строит с ними взаимоотношения.
  2. Он прислушивается к мнению подопечных, учитывает его при принятии решений.
  3. Все возникшие недоразумения куратор старается уладить со студентами лично, относясь к ним как к взрослым. И только в случае крайней необходимости обращается за помощью к родителям учащихся.
  4. Он всеми силами старается встать на защиту своих студентов в деканате при решении различных учебных вопросов.
  5. Не уклоняется от неформального общения с подопечными во внеучебной обстановке, что помогает наладить с ними доверительные отношения.

Группа

Направления работы куратора

Разнообразие направлений кураторской работы логично вытекает из его функций:

Роль куратора особенно значима на первом курсе, но потребность в наставнике может возникать и на старших курсах. Зачастую именно он за счет своего авторитета помогает успешно решить вопрос по поводу возникших академических проблем.

Читайте также: