Система миграционного учета в российской федерации доклад

Обновлено: 02.07.2024

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 июня 2006 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; (В редакции Федерального закона от 20.03.2011 № 42-ФЗ)

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 163-ФЗ)

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства; (В редакции федеральных законов от 27.06.2018 № 163-ФЗ, от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

8) высококвалифицированный специалист - иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"); (Пункт введен - Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

9) члены семьи высококвалифицированного специалиста - иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 11 статьи 132 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; (Пункт введен - Федеральный закон от 23.12.2010 № 385-ФЗ)

10) фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания; (Пункт введен - Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ)

11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность. (Пункт введен - Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.10.2018 № 366-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Правовая основа миграционного учета вРоссийской Федерации

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета

1. Миграционный учет осуществляется в целях:

1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий Российской Федерации;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

3) сочетание интересов личности, общества и государства;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

6) унификация правил миграционного учета.

4. Миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

3. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.

4. Иностранные граждане, отбывающие уголовное или административное наказание, подлежат учету по месту пребывания в учреждении, исполняющем соответствующее наказание, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

5. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 08.06.2020 № 182-ФЗ)

Статья 8. Осуществление миграционного учета

1. Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Основанием для постановки на миграционный учет является:

1) факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию;

2) факт регистрации рождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или иного лица, не приобретающих на момент рождения гражданства Российской Федерации;

3) факт утраты гражданства Российской Федерации лицом, находящимся в Российской Федерации.

3. Основанием для снятия с миграционного учета является:

1) факт выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

2) факт смерти иностранного гражданина в Российской Федерации;

3) вступление в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

4) факт приобретения гражданства Российской Федерации иностранным гражданином, находящимся в Российской Федерации;

5) факт убытия иностранного гражданина из места пребывания, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 4 настоящей части. (Пункт введен - Федеральный закон от 29.07.2018 № 257-ФЗ)

4. Пограничные органы федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о фактах въезда в Российскую Федерацию либо выезда из Российской Федерации иностранного гражданина. (В редакции Федерального закона от 22.12.2014 № 446-ФЗ)

5. Органы записи актов гражданского состояния в течение одних суток сообщают в органы миграционного учета сведения о регистрации фактов, предусмотренных пунктом 2 части 2 и пунктом 2 части 3 настоящей статьи, о государственной регистрации перемены иностранным гражданином имени, включающего в себя фамилию, собственно имя, отчество (последнее - при наличии), либо изменения сведений о дате или месте рождения иностранного гражданина.

Статья 9. Перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

4) дата и место рождения;

6) гражданство (подданство);

7) цель въезда в Российскую Федерацию;

9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;

10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;

11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;

12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);

13) сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); (В редакции Федерального закона от 06.12.2011 № 400-ФЗ)

Оформление на миграционный учет необходимо будет производить в территориальном органе МВД РФ по фактическому месту проживания.

Обращаем Ваше внимание, что регистрация, оформленная до 08 июля 2018 года по адресу Москва, Миусская площадь д.6 корп.6 действительна до выезда из РФ.

Какие документы нужны для постановки на первичный миграционный учет?

При въезде на территорию Российской Федерации каждому иностранному гражданину или лицу без гражданства необходимо заполнить миграционную карту и иметь ее при себе в течение всего срока пребывания в РФ. По прибытии в г. Москву необходимо сразу после прибытия сдать документы для постановки на первичный миграционный учет.

Для подготовки и последующей сдачи документов в миграционную службу для постановки на первичный миграционный учет (на срок до 90 дней) необходимо предоставить следующие документы:

  • копию всех страниц паспорта;
  • копия миграционной карты.

Пожалуйста, обратите внимание, что список требуемых документов может различаться в зависимости от территориального органа подачи. В случае, если вы проживаете в общежитии, уточните данную информацию у паспортиста. Если вы проживаете в арендуемой квартире, необходимо лично уточнить эту информацию в территориальном органе подачи.

В случае необходимости предоставления ходатайства, смотрите информацию в следующем пункте ниже.

* граждане Украины и Беларуси могут находиться на территории России без регистрации не более 90 дней, Казахстана и Армении - не более 30 дней, граждане Таджикистана - не более 15 дней.

Первичная постановка на миграционный учет до 90 дней осуществляется в течение 3-4-х дней.

Если прибывший иностранный специалист проживает в гостинице, то постановка на миграционный учет осуществляется автоматически на весь срок его проживания в гостинице.

Граждане с безвизовым режимом пребывания

Граждане с визовым режимом пребывания

В течение какого времени необходимо встать на миграционный учет?

Иностранный гражданин, обучающийся, либо осуществляющий трудовую деятельность в нашем университете обязан (!) уведомлять о каждом своем прибытии в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) (вставать на миграционный учет) в течение 2-х рабочих дней с даты въезда в РФ.

Граждане с безвизовым режимом пребывания

Первичная постановка на миграционный учет по месту временного пребывания

  1. паспорт;
  2. копия паспорта;
  3. миграционная карта с отметкой о пересечении границы;
  4. копия миграционной карты;
  5. копия страницы паспорта со штампом о пересечении границы;
  6. 2 фото, размером 3х4.

Иностранный гражданин, пребывающий на территории России, имеющий два и более гражданств, одно из которых Российское, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации. Данная категория граждан регистрируется по месту временного пребывания как граждане РФ на время заключенного договора найма жилого помещения, но не более, чем на 5 лет.

Все документы (включая и приказы по Университету), должны соответствовать его гражданской принадлежности.

Продление срока пребывания по месту временного пребывания

Иностранный гражданин, продолжающий обучение в Университете, обязан явиться в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС Университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) за 1 месяц до окончания срока действия миграционного учета и предоставить для продления срока временного пребывания следующие документы:

  1. паспорт и его копия;
  2. миграционная карта и ее копия
  3. оригинал и копия отрывной части бланка уведомления со штампом ФМС о постановке на миграционный учет;
  4. копия приказа о зачислении в Университет или выписка из приказа;
  5. копия договора, контракта для коммерческой формы обучения или копия направления из Федерального агентства по образованию (ФАО) либо направление Департамента международного сотрудничества для бюджетников.

Иностранный гражданин с безвизовым режимом пребывания, своевременно не продливший срок пребывания на территории РФ, считается незаконно пребывающим на территории РФ, несет персональную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные граждане, въезжающие в РФ с целью обучения, обязаны прибыть по учебной визе (обыкновенная учебная -ОУ), полученной на основании приглашения РГГУ.

Граждане с визовым режимом пребывания

Документы, которые нужно иметь при себе, когда вы находитесь на территории Российской Федерации

Вы можете находиться и свободно перемещаться по территории Российской Федерации, обязательно имея при себе следующие документы:

  1. национальный паспорт с действующей визой;
  2. миграционную карту с отметкой о пересечении границы;
  3. отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина/лица без гражданства в РФ с отметкой территориального органа ФМС о постановке на миграционный учёт по месту вашего временного пребывания (проживания).

Вы должны предъявлять их сотрудникам правоохранительных органов (полиции) при проверке документов.

УФМС Москвы принимает документы на оформление виз в строгом соответствии с новым регламентом

Документы для продления срока действия визы должны быть предоставлены в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС Университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) в территориальное подразделение УФМС по г.Москве для рассмотрения не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действующей визы.

Согласно пункту 29 административного регламента по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия, восстановлению и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, документы для продления срока действия визы должны быть предоставлены для рассмотрения не позднее, чем за 30 календарных дней до окончания действующей визы.

При наличии уважительной причины (болезнь, утрата документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, срок действия визы при въезде в Российскую Федерацию менее срока, предусмотренного для ее продления), подтвержденной документально, документы для продления срока действия визы должны быть предоставлены не позднее даты окончания срока ее действия.

Эти правила действуют также в УФМС по Московской области.

Первичная постановка на миграционный учет по месту временного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на обучение в РГГУ в визовом порядке

Иностранный гражданин/лицо без гражданства, прибывшие в РФ в визовом порядке, обязаны в течение 2-х рабочих дней (со дня прибытия в место пребывания - в РГГУ) предоставить в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС Университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) следующий пакет документов для постановки на миграционный учет на срок действия однократной визы:

  1. национальный паспорт и его копию со сроком его действия;
  2. однократную визу и ее копию;
  3. миграционную карту и ее копию (с отметкой о пересечении границы);
  4. 2 фотографии (Зх4см) на матовой бумаге.

Срок временного пребывания иностранного гражданина/лица без гражданства в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Иностранный гражданин/лицо без гражданства обязаны выехать из РФ по истечении срока действия визы или иного срока временного пребывания, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков им выдана новая виза на право пребывания в РФ.

Иностранные граждане/лица без гражданства, въезжающие в РФ с целью обучения, обязаны прибыть по учебной визе (обыкновенная учебная - ОУ), полученной на основании приглашения РГГУ, либо Министерства образования и науки РФ.

В случае перевода, для продолжения обучения иностранного гражданина/лица без гражданства из другой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, необходимо предоставить пакет документов для постановки на миграционный учет на срок действия имеющейся действующей визы (однократной или многократной):

  1. национальный паспорт и его копию;
  2. однократную визу и ее копию;
  3. миграционную карту и ее копию (с отметкой о пересечении границы);
  4. 2 фотографии (Зх4см) на матовой бумаге;
  5. отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина и его копию со штампом ФМС о постановке на миграционный учет по месту предыдущего пребывания.

Иностранные граждане, имеющие разрешение на временное проживание в РФ в другом регионе, обязаны встать на миграционный учет по месту временного пребывания.

Виза на право пребывания в РФ данной категории иностранных граждан оформляется по месту получения РВП.

Данная категория граждан не подлежит постановке на миграционный учет . Визовая поддержка не осуществляется.

Иностранный гражданин, прибывающий на территорию России и имеющий два и более гражданств, одно из которых Российское, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации. Данная категория граждан регистрируется по месту временного пребывания как граждане РФ на время заключенного договора найма жилого помещения в общежитии, но не более, чем на 5 лет.

Все документы (включая и приказы по Университету), должны соответствовать гражданской принадлежности.

Продление срока временного пребывания на территории РФ иностранным гражданам/лицам без гражданства в целях обучения. Оформление новой многократной визы

Продление срока временного пребывания иностранного гражданина/лица без гражданства на территории РФ осуществляется путем выдачи новой многократной учебной визы на срок до 1 года.

Документы для оформления новой многократной визы (ОУ) должны быть предоставлены в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС Университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) за 45 рабочих дней до истечения срока действия имеющейся визы:

  1. паспорт: наличие не менее двух чистых страниц, предназначенных для виз;
  2. две копии паспорта со сроком его действия;
  3. оригинал и ДВЕ копии однократной или многократной визы;
  4. оригинал и копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания со штампом ФМС о постановке на миграционный учет;
  5. выписка из приказа, либо копия приказа, подтверждающая факт обучения в Университете на момент сдачи документов;
  6. копия договора или контракта для коммерческой формы обучения, либо направления МОН для бюджетной формы обучения;
  7. квитанция об уплате госпошлины за многократную визу;
  8. две фотографии (3х4 см) на матовой бумаге (либо цветные, либо черно-белые), с четким изображением лица анфас без очков с затемненными стеклами и без головного убора (за исключением иностранных граждан, для которых постоянное ношение головного убора является обязательным атрибутом их национальной или религиозной принадлежности, при условии, что иностранный гражданин изображен в таком головном уборе;
  9. оригинал и 2 копии миграционной карты.

Важно! Мы не сможем принять у вас документы, если не будет предоставлен хотя бы один из перечисленных, или хотя бы один из них будет оформлен неправильно.

Иностранный гражданин/лицо без гражданства из страны с визовым режимом пребывания, своевременно не сдавшие документы в Университет для оформления новой визы на право пребывания на территории РФ, обязаны покинуть территорию России в пределах срока действия имеющейся у них визы и вернуться на обучение по новому приглашению.

Срок временного пребывания может быть продлен или сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которым ему был разрешен въезд в РФ.

Завершение или прекращение обучения является основанием для сокращения срока временного пребывания данного иностранного гражданина в РФ

Решение о продлении или сокращении срока пребывания принимается только подразделением Федеральной миграционной службы РФ.

Миграционный учет по месту временного пребывания в г. Москве иностранных граждан/лиц без гражданства из стран с визовым режимом пребывания после получения новой многократной визы

Иностранный гражданин/лицо без гражданства, продолжающие обучение в Университете, оформившие новую многократную визу , обязаны явиться в отдел визового и регистрационного обеспечения УМС Университета (Миусская площадь дом 6, корпус 6, 304 кабинет) для постановки на миграционный учет и предоставить следующие документы:

  1. паспорт и копия паспорта со сроком его действия;
  2. оригинал и копия миграционной карты;
  3. оригинал и копия новой многократной визы.

Выезд из Российской Федерации и следующий за ним въезд

Если вы прибыли по однократной визе и выехали из Российской Федерации по имеющейся у Вас однократной визе, то снова прибыть в Россию вы сможете только по новой однократной визе, полученной на основании нового приглашения.

Если вы своевременно не продлили срок своего пребывания, не оформили новую многократную визу и выехали из Российской Федерации, то снова прибыть в Россию вы сможете только по новой однократной визе, полученной на основании нового приглашения.

Если вы своевременно не сдали документы, необходимые для продления срока пребывания в РФ и оформления новой многократной визы, вы обязаны покинуть территорию России по уже имеющейся у вас визе.

Вернуться на обучение вы сможете только по новой однократной визе, полученной на основании нового приглашения.

Если вы уже оформили многократную визу, то, каждый раз, когда вы будете возвращаться в Россию (например, после каникул), вам необходимо будет сразу же, в течение двух рабочих дней, явиться в отдел визового и регистрационного обеспечения Университета и сдать все документы, необходимые для постановки на миграционный учёт на срок действия уже имеющейся у Вас визы.

Документы, которые необходимо предоставить в Паспортный отдел Университета:

О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

(с изменениями на 24 февраля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ (Российская газета, N 293, 27.12.2010) (вступил в силу с 15 февраля 2011 года);

В документе также учтено:

Принят
Государственной Думой
30 июня 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2006 года

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации (далее - перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства (пункт в редакции, введенной в действие с 25 марта 2011 года Федеральным законом от 20 марта 2011 года N 42-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

2) органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы миграционного учета) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и его территориальные органы;

4) место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (далее - регистрация по месту жительства) - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства;

6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания;

7) сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 июля 2018 года Федеральным законом от 27 июня 2018 года N 163-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 182-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) члены семьи высококвалифицированного специалиста - иностранные граждане или лица без гражданства, определенные как члены семьи высококвалифицированного специалиста в соответствии с пунктом 1_1 статьи 13_2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (пункт дополнительно включен с 15 февраля 2011 года Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 385-ФЗ);

10) фиктивная регистрация по месту жительства - регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ)

11) фиктивная постановка на учет по месту пребывания - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

(Пункт дополнительно включен с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 октября 2018 года Федеральным законом от 11 октября 2018 года N 366-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Статья 3. Правовая основа миграционного учета в Российской Федерации

Правовую основу миграционного учета в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением миграционного учета иностранных граждан, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Цели, основные принципы и содержание миграционного учета

1. Миграционный учет осуществляется в целях:

1) создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей;

2) выработки и реализации государственной политики в сфере миграции;

3) формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции;

4) планирования развития территорий Российской Федерации;

5) управления в кризисных ситуациях;

6) защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям;

7) систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан;

8) решения других социально-экономических и общественно-политических задач.

2. Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.

3. Миграционный учет основывается на следующих основных принципах:

1) свобода передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации;

2) защита государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права;

3) сочетание интересов личности, общества и государства;

4) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и защита иных национальных интересов Российской Федерации;

5) доступность совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета;

6) унификация правил миграционного учета.

4. Миграционный учет включает в себя:

1) регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) обработку, анализ, хранение, защиту и использование информации о количественных и качественных социально-экономических и иных характеристиках миграционных процессов;

3) ведение государственной информационной системы миграционного учета, содержащей сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Гарантии соблюдения прав человека и обеспечения интересов государства при осуществлении миграционного учета

1. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

2. В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:

1) в пограничной зоне;

2) в закрытых административно-территориальных образованиях;

3) в закрытых военных городках;

4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;

5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;

6) в зонах экологического бедствия;

7) на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в связи с опасностью распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

8) в зоне проведения контртеррористической операции;

9) в период мобилизации и в военное время;

10) в иных случаях, установленных федеральными законами.

3. Действия или бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц или иных организаций, должностных лиц или физических лиц, нарушающие право иностранных граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Статья 6. Права иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

Иностранные граждане при осуществлении миграционного учета имеют право:

1) на ознакомление со своими персональными данными, содержащимися в государственной информационной системе миграционного учета;

2) на защиту своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета;

3) на исправление своих персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, в случае обнаружения в них ошибок;

4) на внесение изменений и дополнений в свои персональные данные, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

5) на получение в установленном порядке справок персонального характера в органах миграционного учета;

6) на осуществление иных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 7. Обязанности иностранных граждан при осуществлении миграционного учета

1. При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Можно ли сделать временную прописку иностранному гражданину если у меня пока нет права на собственность, я только вступаю в наследство и есть доли в квартире?

Иностр гражданин имеет в собственности недвижимость в России, но у него самого нет вида на жительство в РФ. Может ли он поставить на учет по месту пребывания других иностранных граждан по адресу своей недвижимости?

Федеральный закон от 08.06.2020 N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" дает им такое право. Цитирую:
"В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства";
"3.2. В случае, если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания. В этом случае для постановки на учет по месту пребывания такой иностранный гражданин к уведомлению о своем прибытии в место пребывания дополнительно прилагает нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
Поэтому, указанное Вами действие будет законным.

Можно ли сделать регистрацию если приехали 28.12.2021 ,а выходные попали на праздники ,все организации тоже были на выходных,будет ли какой нибудь штраф.

Гражданин Турции прибыл 28 декабря 2021, а 6 января 2022 улетает обратно нужно ли делать регистрацию в России

Здраствуйте. Нужно ли Беларусу при устройстве на работу , становится на эмиграционный учёт? Если у него есть временная регистрация на 90 дней.

Здравствуйте!подскажите пожалуйста ,чтобы продлить временную регистрацию за какой срок до ее окончания нужно обратиться в центр миграции?она у меня заканчивается 14.01.2022
основание продления мое -это подача ВНЖ

Здравствуйте. Иностранный гражданин приезжает в РФ по визе 30 декабря 2021 года в 23.55. Когда необходимо крайний срок подать документы на его учет по месту пребывания?

Согласно ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ в течение 7 рабочих дней, следовательно, до 17.01.22 включительно.

А если например прибыл в РФ 26 декабря, а улетишь в праздники, к примеру 5 января, получается, что не пройдет 7 рабочих дней.
Но при этом в той же ст.20, п.6, подпункт 5 говорится, что не подлежат учету иностранцы прибывшие на срок не более 7 дней (именно просто календарных дней, а не рабочих дней).
Если вообще не регистрироваться, то не будет ли проблем при выезде, т.к. вроде как 5 рабочих дней до НГ было, но можно до 7 рабочих дней регистрироваться, при этом могут не регистрироваться те кто пробудет в РФ не более 7 календарных дней? Запутанно как-то ((

Здравствуйте . Я гражданка Казахстана . У меня в миграционной карте указано место прибывания , я могу встать на миграционный учёт в другом городе.?

Я гражданин Украины у меня заканчивается временая регистрация.Скажите пожалуйста какие причины можно указать в заевление на продление регистрации.

Нет не нужна, граждане Абхазии могут находится на территории России без визы в течение 90 дней (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Абхазия о взаимных безвизовых поездках граждан РФ и Республики Абхазия" (заключено в г. Сухуме 02.10.2009))

Если гражданин Казахстана, имеющий вид на жительство РФ и регистрацию по месту жительства в одном регионе России, выезжает в другой регион России в гости, то нужно ли ему в этом регионе оформлять регистрацию по месту пребывания? Или, имеющаяся рестрация по месту жительства действительна, как постоянная прописка в любом регионе России.

Доброго времени суток!

Для того, чтобы приехать из Казахстана в Россию, нужно основание. У меня это родственник. Но у него нет собственного жилья, и мне нужно будет вставать на учёт по арендодателю.

Вопрос: кого мне написать в миграционной карте в графе "Сведения о приглашающей стороне". Ведь сама постановка на учёт будет происходить через другое лицо.

Я из Узбекистан приехал в Россию с 1 ноября 2021 году ето время было карантин до 8 ноября как можно было сделать регистрацию, мне задержали ментов и привезли отделения

Здравствуйте, у меня истекает срок миграционной карты, я гражданин Абхазии, можно продлить миграционную карту не пересекая границу?

Да, Вам достаточно обратится орган МВД РФ (п. п. 1, 3, 8 ст. 5, ст. 5.1 Закона№ 115-ФЗ; п. 16 Порядка, утв. Приказом МВД России от 18.12.2017 № 933).

У моего ребенка закончился регистрация временная ,мне отказали продлит была основание трудовой договор и РВП куда мне обратиться

Здравствуйте у меня вид на жительство есть мне сказали что когда тебе 20 будет тебя надо поменять вид на жительство Я вчера сходил Фмс сказали через телефон регистры я не могу этого сделать Помогите пожалуйста что надо делать что вы очередь возьмут

Добрый день.
Гражданин Казахстана прибыл на территорию РФ, получил готовый вид на жительство и штамп регистрации по месту жительства (прописку) в течение 7 дней. Нужно ли осуществлять постановку на миграционный учет по месту пребывания (30 дней еще не истекли)?

Читайте также: