Доклад психология личности кратко

Обновлено: 18.05.2024

Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, другими. Кроме того, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

Содержание

Различные определения понятия личность

    – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).
  • Личность – "живой человек из плоти и крови" [1] , вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр "взрывных" изменений бытия [2] ; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).
  • Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).
  • Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).
  • Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).
  • Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).
  • Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
  • Личность есть формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).
  • Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

Теории личности

Основные направления в психологии личности

  • Глубинная психология личности
    • Психоанализ З. Фрейда
    • Индивидуальная психология А. Адлера
    • Гуманистический психоанализ Э. Фромма
    • Психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни
    • Аналитическая теория личности К. Г. Юнга
    • Эго-психоанализ Э. Эриксона
    • Транзактный анализ Э. Берна
    • Гуманистическая психология
      • Гуманистическая теория личности А. Маслоу
      • Человеко-центрированный подход К. Роджерса
      • Экзистенциальная психология
        • Dasein-анализ Л. Бинсвангера и М. Босса
        • Американская школа экзистенциальной психологии — И. Ялом, Р. Мэй, Дж. Бьюдженталь.
        • Логотерапия В. Франкла
        • Экзистенциальный анализ А. Лэнгле
        • Когнитивное и социально-когнитивное направления в психологии личности
          • Теория личностных конструктов Дж. Келли
          • Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры
          • Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер
          • Бихевиориальная психология
            • Теория оперантного научения Б. Скиннера
            • Диспозициональное направление в теории личности
              • Диспозициональная теория личности Г. Олпорта
              • Структурная теория черт личности Р. Кэттелла
              • Психопатология личности
                • Теория психопатологии душевной жизни К. Ясперса
                • Теория личностных акцентуаций К. Леонгарда
                • Патопсихология личности Б. В. Зейгарник
                • Клиническая психология личности П.С. Гуревич

                Глубинная психология личности

                З. Фрейд предложил структурную и топографическую модели личности. Структурная модель состоит из компонентов

                Основные методы ортодоксального психоанализа — это метод кушетки, метод свободных ассоциаций, метод толкования сновидений, анализ сопротивления, переноса и контрпереноса.

                Классический психоанализ привнес в психологию личности идеи бессознательной детерминации индивидуальной жизни и оказал существенное влияние на культуру самопознания и психогигиены. Кроме того, нельзя не оценить предложенный З. Фрейдом более широкий взгляд на природу сексуальности, как на первичную витальную силу, мощную энергию жизни и творчества, — в оппозицию к обособлению функции воспроизводства рода.

                Взгляды К. Юнга на природу бессознательного существенно отличались от понимания бессознательного З. Фрейдом. Согласно К. Юнгу бессознательное можно разделить на личное бессознательное и коллективное. В личном бессознательном находятся содержания, схожие с содержания предсознания в теории З. Фрейда. Коллективному бессознательному принадлежат конкретные паттерны восприятий, реагирований, отношений, моделей поведения, которые были закреплены в органических основах психики своими бесчисленными повторениями в опыте человечества. [5]

                Эти паттерны К. Г. Юнг назвал архетипами и описал основные из них: самость, персона, тень, анима и анимус, мать, отец, ребенок, герой, трикстер. Архетипические содержания бессознательного констеллируют в значимых ситуациях индивидуальной жизни, и их влияния, как правило, неосознаваемы для личности.

                Архетипы имеют свои эквиваленты в культуре, выраженные в конкретных сюжетах, образах и символах культуры. Так, например, архетип матери представлен в образах Марии, Геи, Афродиты, Медеи, Мачехи; архетипическими сюжетами материнства могут выступать рождение ребенка, самопожертвование, спасение, опекание ребенка, или же изгнание, разрушение жизни ребенка.

                Идея об использовании сюжетов и символов культуры как моделей для понимания и интерпретации содержаний индивидуальной жизни легла в основу юнгианского метода, получила свое развитие в современной аналитической психологии и стала одним из оснований культурной парадигмы в психологии личности.

                Психология личности — раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности в ее взаимосвязях с миром, жизнью, социумом, изучаются динамические аспекты душевной жизни, индивидуальные различия.

                Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека – существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы; 3) сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение – это поведение по собственному свободному выбору; 4) личность – это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.

                Индивидуальность – это высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности – это жизненный путь человека.

                Биологическое (генетически обусловленные стороны личности):

                -Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память, речь).

                -Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

                Социальное (социально обусловленные):

                -Социально обусловленные особенности (направленность (потребности, интересы) и моральные качества).

                -Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

                Психические свойства личности - изменяются в результате биологического развития человека в течение всей жизни, иногда в результате заболевания. Но больше всего — под влиянием социальных условий, и прежде всего воспитания и самовоспитания.

                В структуру личности человека входят три образующие, три подсистемы: 1) индивидуальность личности, 2) ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях, 3) личность должна быть характеризуема в единстве всех трех сторон ее существования, как субъект межиндивидных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

                Источником активности личности служат ее потребности. В них человек выступает как пассивное и активное существо. С одной стороны, он всегда зависит от условий своего существования — тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, человек предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет голод и жажду, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам и т. д. Иначе говоря, человеком руководит не слепое приспособление к окружающему, он избегает того, что повредит его здоровью, разумно рискует, строит планы и достигает целей. В основе всего, что совершает личность, лежат потребности как испытываемая нужда в предметах материальной и духовной культуры.

                Психолог Маслоу классифицировал виды потребностей, расположив их в восходящем порядке от биологических (Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон) и до духовных (Вторичных– это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация). Эти виды потребностей взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Более поздняя классификация была основана на первой версии, были выделены следующие виды потребностей в психологии: Органические - кислород, вода, пища. Материальные - жилье, одежда, транспорт. Социальные- с жизненной позицией, авторитетом и потребностью в общении. Творческие - удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Нравственное и психическое развитие - Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности.

                Мотив - внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация — динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление и поддержку.

                Направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек.

                Под самосознанием в психологии понимается процесс осознания личностью самой себя во всем многообразии индивидуальных ее особенностей, осознание своей сущности и места в системе многочисленных общественных связей.
                Я-концепция - целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т. д.

                Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Чем ниже будет самооценка человека, тем ниже будет его уровень притязаний, и наоборот.

                Психология и структура личности человека

                Зачем нужна психология личности?

                Поэтому с давних времен учёные стремились изучать психологию личности человека и её влияние на общество. Можно сказать, что те выводы, те открытия, к которым пришли ученые сегодня — это пример роста, взросления человеческой личности в течение веков.

                Познавая себя, человек познает окружающий мир и общество. Существует множество способов найти себя:

                Личность в психологии

                Пожалуй, в этом случае нет универсального определения личности в психологии. Само по себе существование личности — сложный и многогранный феномен. Поэтому каждое определение заслуживает того, чтобы быть дополненным — это объясняет обилие научных подходов к понятию того, что такое личность. Более того, в разные времена и этапы развития психологии ученые выдвигали разные доминирующие теории.

                Определение личности

                На данный момент существует несколько универсальных, наиболее распространенных понятий:

                • Личность — отличие одного человека от другого по внутренним качествам, которые и заключают в себе индивидуальность. Обширное понимание, включающее в себя особенности психологического устройства индивида, структуру его личности. То есть, каждый рассматривается как индивидуальность.
                • Личность — сочетание личностных и социальных ролей. Подобное усредненное понимание личности подразумевает необходимость нахождения в обществе. То есть, только социум способен спровоцировать личностный рост. Автор этого определения — Джордж Герберт Мид, американский психолог. Определение также близко Адлеру, который считал, что начало личности — в социальном чувстве.
                • Личность — культурный субъект, способный управлять своей жизнью, нести за неё ответственность. Наиболее узкое понимание, свойственное психологам-экзистенциалистам — Юнгу, Леонтьеву. То есть, речь идет об источнике личностной энергии. Исходя из этого, личностью индивид становится не с рождения, а в процессе взросления.

                Важно! Признаки личности — это способность познания, умение переживать, а также сопереживать, способность влиять на окружающий мир и контактировать с ним.

                Психологическая структура личности

                Свойства личности в психологии стоит рассматривать в отдельных направлениях:

                Психические свойства

                Здесь стоит рассмотреть:

                Темперамент

                Темперамент — это набор свойств, которые отражают динамику психических процессов человека. Особенности темперамента заключаются к склонности к определенным вариантам поведения в разных условиях. Именно от него зависит, насколько сильно и быстро человек реагирует на разные события. Можно сказать, что темперамент находится в самой тесной связи с характером, формируя поведение человека.

                Принятое деление темпераментов принадлежит Гиппократу. Древнегреческий философ, живший в 5 веке до н. э., выделил следующие типы темперамента:

                1. Меланхолический.Данный тип характерен для людей ранимых, со сложной внутренней жизнью. Меланхолики быстро устают, так как обладают небольшим энергетическим запасом, и нуждаются в частом отдыхе и уединении, поскольку придают большое значение всем событиям, которые с ними происходят.
                2. Холерический.Этот тип отличается вспыльчивостью и несдержанностью, а также стабильными устойчивыми интересами. Холерики быстро возбуждаются, но так же быстро успокаиваются, если ситуация исправилась в их пользу.
                3. Флегматический.Характерен для хладнокровных личностей, терпеливых, склонных к пассивности. Флегматики не отличаются вспыльчивостью, но им гораздо труднее прийти в равновесие после конфликта. Личностям данного типа свойственно медленное приспосабливание к новым условиям, но при этом они отличаются высокой работоспособностью.
                4. Сангвинический.Сангвиники — наиболее легкий тип, поскольку без проблем сходятся с остальными в силу оптимистичного настроя и склонности к юмору. Такая личность всегда обладает массой энергии и неутомимо реализовывает свои планы, легко подстраиваясь под новые условия.

                В настоящее время существует множество способов, позволяющих определить свой темперамент. Знание особенностей своего темперамента позволяет достичь комфорта в жизни.

                Характер

                Характер — единство индивидуальных черт, характеризующих поведение индивида. Характер выражает отношение к жизни.

                Группы черт характера:

                1. Первооснова личности. Например, искренность, скрытность, смелость и неуверенность.
                2. Отношение по направлению к окружающим: почтение, неуважение, злость, забота и пренебрежение.
                3. Черты, определяющие отношение к самому себе, — заносчивость, кротость, самолюбие, самокритичность и т. д.
                4. Восприятие трудовой деятельности. Например, трудовая активность или лень, чувство ответственности или его отсутствие, пассивность.

                Направленность

                Направленность — это сложившаяся система мотивов, которая характеризуется уровнем зрелости и определяет поведение индивида.

                Особенностями данного свойства являются социальная значимость отношений личности (уровень их общественной ценности), целеустремлённость (разнообразие потребностей), цельность (степень устойчивости).

                Направленность определяет поведение личности.

                Способности

                Способности — это задатки, которые могут быть развиты в каком-то конкретном направлении. Как правило, измеряются понятиями одарённости, таланта и гениальности.

                Одарённость — наличие задатков, которые присутствуют у человека с рождения.

                Талант — потенциал, раскрывающийся благодаря одарённости и труду над способностями.

                Гениальность — высшая ступень развития таланта, означающая полное овладение способностью.

                Способности делятся на:

                1. Элементарные — например, способность различать цвета, слышать звуки.
                2. Сложные — связаны с деятельностью в той или иной сфере. Например, математические (умение решать сложные задачи), художественные, музыкальные и так далее. Способности социально обусловлены. Это означает, что человек не рождается с наличием данных способностей, но с наличием задатков, которые может развить.

                Также способности делятся по следующим признакам:

                1. Общие — двигательные или умственные. Эти способности разные у каждого человека.
                2. Специальные — для реализации необходимы задатки (спортивные, актерские и т. д.). Эти способности помогают реализоваться человеку в той или иной сфере деятельности.

                Психические процессы

                Это устойчивые образования, формирующиеся под влиянием внешних условий жизнедеятельности.

                1. Познавательные. Это процесс чувственного (с помощью восприятия ощущений) и абстрактно-логического (с помощью мышления, воображения) отражения действительности.
                2. Эмоциональные. Эмоции — это индивидуальные переживания приятного или неприятного характера.
                1. Одним из ключевых понятий, характеризующих свойство, является настроение, отражающее состояние человека в определённый период.
                2. Ещё одно понятие — чувства, которые заключают в себе спектр эмоций и направлены на какой-либо объект.
                3. Аффекты — бурные, но недолгие эмоции, активно проявляются внешне в жестах и мимике человека.
                4. Страсть — яркие эмоции, управлять которыми чаще всего невозможно.
                5. Простые эмоции — вызванные удовлетворением простейших потребностей. Например, удовольствие от вкусной пищи. — сочетание эмоций с особым физическим состоянием организма.

                Эмоции являются важной частью личности, и различаются у разных по темпераменту и характеру людей. Они способны оказывать сильное влияние на жизнь человека, который зачастую принимает решение под воздействием определенных чувств. Отличительная особенность эмоций — их непостоянство и частая смена.

                Воля – умение личности управлять своей психикой и действиями.

                Особенность данного свойства в том, что для его проявления требуется приложить усилие и преодолеть какие-либо препятствия, поскольку сила воли связана с принятием разумных решений.

                Под этим подразумевается умение ограничить себя для достижения определенной цели, в результате чего человек получает не эмоциональное, но моральное удовлетворение (в конечном итоге) от проявления свойства.

                Сила воли помогает управлять своими слабостями и избавляться от них. Но для обладания данным свойством сначала требуется выработать его путём тренировок: постановки целей и их достижения.

                Понятие воли неразрывно связано с понятием мотивации.

                Мотивация — совокупность физиологических либо психологических позывов, которые определяют поведение индивида.

                Это свойство побудительного характера, отвечающее за активность и направленность поведения. Сильное значение здесь имеют социальные установки, поскольку в первую очередь воспринимаются социумом.

                На мотивацию влияют следующие факторы:

                • потребность — состояние, в котором человек нуждается в том, что может обеспечить существование и развитие;
                • стимул — фактор (внешний или внутренний), программирующий на достижение цели;
                • намерение — решение, которое принимается осознанно, с желанием достичь намеченной цели;
                • побуждение — неосознанное стремление, побуждающее человека к срочным действиям.

                Психические образования

                Это психические явления, с помощью которых происходит формирование жизненного и профессионального опыта.

                В содержание психических образований входят:

                Существуют перцептивные (ощущения), интеллектуальные (анализ ощущений) и двигательные навыки.

                • Умения. Отработанные и эффективные способы выполнения действий, основанные на приобретенных навыках и знаниях. Для формирования умений необязательно выполнение упражнений и тренировок.
                • Привычки. Устоявшийся способ поведения, заученное действие, приобретающее характер потребности.

                Рассмотрев психическую сторону структуры, перейдём к изучению её социальной стороны.

                Социальная структура личности

                Это социальные свойства при общении и жизнедеятельности.

                Направления, характеризующие данную структуру:

                Важно! Социальной структуре свойственно непрерывное изменение, которое происходит вследствие изменения социального окружения и получения новой информации. В свою очередь, новые знания оказывают влияние на убеждения, воздействуя на характер поведения личности.

                Следовательно, социальное развитие личности невозможно в условиях социального вакуума. Боязнь контакта с обществом называется социофобией:

                Личность в основных психологических теориях

                С середины двадцатого века появляются основные исследовательские направления. Для более четкого понимания представлены в виде таблицы.

                После краткого обзора распространённых психических теорий можно рассмотрим версии советских психологов.

                Структура личности по Рубинштейну

                По теории является необходимым наличие 3-х составляющих личности:

                Таким образом, психология личности формируется благодаря взаимоотношениям с окружающим миром и социумом.

                Важно! Рубинштейн выделяет жизненный, личностный и психический уровень организации человека. Жизненный появляется в процессе накопления опыта, личностный уровень состоит из индивидуальных особенностей, а психический — из активности психических процессов.

                По Рубинштейну, соотношение всех уровней создает психически здорового, социально адаптированного человека.

                Структура личности по Платонову

                Советский специалист в области психологии принимает личность за динамическую систему. Эта система в течение времени видоизменяется, в неё входят новые элементы, но сохраняются прежние функции.

                По теории Платонова структура личности иерархична, и обладает четырьмя подструктурными уровнями, которые выстраиваются в форме пирамиды:

                1. Подструктура биопсихической обусловленности — является основанием для пирамиды. Это биохимические особенности, генетика и физиология. То есть, те свойства организма, которые поддерживают человеческую жизнедеятельность. Сюда можно отнести половой, возрастной признак, патологии.
                2. Подструктура индивидуальных особенностей. Связана с познавательным процессом, то есть зависят от таких факторов, как восприятие, память, внимание, ощущение и мышление. Развитие форм отображения даёт человеку возможность повышать активность, наблюдательность, улучшать ориентацию в социальном пространстве.
                3. Подструктура опыта — социальные особенности человека. То есть, это его психические образования (знания, навыки), которые он приобретает благодаря опыту общения с окружающими людьми.
                4. Подструктура направленности — определяется формированием моральных черт, мировоззрением человека, убеждениями и идеалами. Благодаря стремлению и желанию, возникает мотивация. Следовательно, четвертая подструктура необходима человеку для того, чтобы определять его действия, работу, увлечения.

                Структура личности по А. Н. Леонтьеву

                Советский психолог-педагог считал, что личность не ограничивается рамками отношений с миром.

                А. Н. Леонтьев четко разделял понятия индивида и личности. Если первое означает совокупность биохимических процессов и состоит из систем органов и функций, то второе — не зависит от индивида, поскольку возникает в процессе жизнедеятельности, приобретения опыта, пребывании в социуме.

                Здесь также существует иерархическая структура, которую представить в виде перевёрнутой пирамиды:

                1. Фундамент структуры — деятельность человека, определяющая его жизнь. Это отношения, поступки субъекта, которые, однако, не всегда способствуют развитию. Они носят и внешний характер, не оказывая существенного влияния на строение структуры.
                2. Второй уровень, характеризующий личность — это установление иерархии мотивов.
                3. Верхушка перевёрнутой пирамиды, одновременно являющаяся его основанием, поскольку на этом уровне происходит установление жизненной цели. Завершением структуры будет моновершинный либо поливершинный тип строения. Это зависит от того, сколько существует мотивов, и какие являются наиболее важными. От поставленной цели зависит вся жизнеспособность структуры.

                Следовательно, главное качество данной структуры — это выстроенная иерархия мотивационных действий, поскольку именно от мотива зависит деятельность.

                Также по Леонтьеву выделяются ещё 3 параметра:

                • то, насколько широко человек взаимодействует с окружающим миром;
                • то, насколько эти отношения иерархизированы;
                • и то, какой в результате выглядит совместная структура этих отношений.

                Важно! По А. Н. Леонтьеву личностная структура не зависит от структуры индивида.

                В противовес теориям лучших советских умов и для обогащения представления о всемирном развитии психологии рассмотрим американскую идею устройства личности.

                Теория личности Уильяма Джемса

                Уильям Джемс является представителем такого философского течения, как прагматизм. Также является основателем экспериментального подхода в психологии — фукционализма.

                Американский философ и психолог одним из первых создал теорию личности, которая имеет 2 стороны:

                1. Эмпирическое Я. Это то, что можно познать и определить.
                • физическая личность. Сюда входит материальное состояние, телесная самоорганизация, материальные блага;
                • социальная личность. Здесь имеется в виду признание человека как личности социумом;
                • духовная личность. Подразумевается единство духовных свойств и состояний.

                Здесь большую роль играет чувство активности, побуждающее к желанию, мышлению, эмоциям.

                1. Чистое Я. Это то, что познаёт внешний и внутренний мир.

                Также психолог выделяет самооценку, как важный структурный феномен. Она подвержена внешним влияниям, соответствует определенному уровню самоуважения, именно благодаря ей те или иные притязания человека могут быть более успешными, или менее успешными.

                Важно! В теории Джемса впервые появляется понятие духовности. Взгляд, согласно которому духовная сущность заключается в саморазвитии, оказал в дальнейшем сильное влияние на экзистенциальное направление психологии.

                Необходимо отметить сложность и феноменальность устройства человеческой личности. Человек — яркий пример эволюции, высшее достижение, как биологическое и социальное существо, способное к самопознанию и воздействию на окружающий мир. До сих пор остаются вопросы в изучении и исследовании личности в психологии.

                На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Лекция Психология личности

                Лекция Психология личности
                Лекции и практикум по психологии - Общая психология

                1 Общее понятие о личности
                2 Темперамент – биологический фундамент личности
                3 Характер и акцентуация
                4 Способности и их классификация

                1 Общее понятие о личности

                психология 3

                Рисунок 5 – Структура личности (К. Платонов)
                Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
                Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
                Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения. Имеет социальный характер.
                Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
                Различий людей между собой много. Они возникают на каждой из подструктур. Имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять и себя, и других нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
                В психологии существует два главных направления исследований личности:
                1. В основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт (Кэттелл);
                2. В основе второго – определение типов личности.
                При типологическом подходе исходят из положения, что тип
                личности является целостным образованием. Не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного или усредненного представителя группы лиц, относимых к данному типу.
                Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента – наиболее древний и наиболее известный пример.

                2 Темперамент – биологический фундамент личности


                3 Характер и акцентуация


                4 Способности и их классификация

                Источник: Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 214 с.

                Читайте также: