Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства доклад

Обновлено: 03.07.2024


В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, развитие предпринимательства, Российская Федерация, поддержка малого и среднего предпринимательства.

По данным Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей низкая эффективность государственной политики по развитию МСП стала причиной того, что за последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с прежнего уровня в 20–21 %. В 2019 году ситуацию принципиально изменить не удалось [2, с. 36].

Большинство проблем малого, среднего предпринимательства состоит в постоянно изменяющейся правовой базе, которой становится всё сложнее соответствовать, пробелах законодательства в целом. Однако правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого и среднего предпринимательства в России.

Первая проблема заключается в том, что Закон № 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Анализ ч. 2 ст. 14 и других положений Закона № 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона. Наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на финансовую поддержку названных органов. В литературе указывается, что программы государственной поддержки малого бизнеса в России охватывают всего лишь около 2 % предпринимателей, это крайне мало.

Вторая проблема состоит в том, что на субъектов МСП возлагается большая нагрузка по предоставлению в органы статистического учета большого количество форм статистических данных. Размер штрафов, предусмотренных ст. 13.19. КоАП РФ [4] за непредставление или несвоевременное предоставление респондентами официального статистического учета первичных статистических данных (для юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей), не соответствует общественной опасности деяния. При этом каждый год практически во все формы отчетности вносится значительное количество корректировок. Чаще всего эти изменения носят формальный характер — изменение форматов, правил заполнения отчетных документов. Например, с 2018 года изменилась форма налоговой декларации по налогу на имущество организации, изменилась форма налоговой декларации по транспортному налогу. Подобные не всегда существенные изменения, как правило, не приводят к облегчению документооборота, максимально чувствительны для субъектов МСП.

Таким образом, большинство нормативных-правовых актов сейчас решают только вопросы достижения целевых показателей в секторе малого и среднего бизнеса, не решая вопроса его стабильного развития на многие годы. Важнейшим направлением развития должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий, доступность и понятность процедуры приобретения статуса предпринимателя. Решение данных проблем должно стать одной из основных и приоритетных задач государства.

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, предпринимательство, Российская Федерация, субъект малого, развитие малого, Россия, малый бизнес, муниципальная поддержка, налоговая декларация, поддержка малого.

Читайте также: