Доклад педагога психолога в доу
Обновлено: 05.07.2024
Осуществление деятельности психолога в пределах своей профессиональной компетентности, в работе с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Направления работы психолога в дошкольном образовательном учреждении.
Рубрика | Психология |
Вид | отчет по практике |
Язык | русский |
Дата добавления | 19.01.2015 |
Размер файла | 23,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Особенности работы психолога в рамках дошкольного учреждения
Плеснин Валерий Анатольевич
Содержание
1. Особенности работы психолога в дошкольном учреждении
2. Направления работы психолога в ДОУ
Список использованных источников
психолог дошкольный дети образовательный
Введение
Работе психолога в дошкольном образовательном учреждении отводится первостепенная роль, так как ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения.
Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Целью психологического сопровождения ребенка является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Психологическая служба дошкольного образовательного учреждения призвана содействовать:
- созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка;
- повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени;
- повышению психологической компетентности педагогов;
- развитию дошкольного образовательного учреждения в целом.
Психологическая деятельность в детском учреждении сложна, специфична и предъявляет большие требования к специалисту, работающими с детьми.
Цель работы - знакомство и выявление особенностей работы психолога в рамках дошкольного учреждения, а также приобретение практических умений и навыков в работе с детьми дошкольного возраста.
Основными задачами практики явились:
1. Знакомство с основными аспектами деятельности психолога в дошкольном учреждении;
2. Работа с педагогическим коллективом;
3. Проведение психодиагностики детей старшей группы
4. Анализ полученных результатов и разработка рекомендаций.
Основная часть
1. Особенности работы психолога в дошкольном учрежденииОсновными задачами психолога в дошкольном образовательном учреждении являются:
1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье.
3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников.
Можно выделить следующие основные функции психолога:
- Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей.
- Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
- Подготовка детей к новой социальной ситуации развития.
- Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
- Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности.
- Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ.
- Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста.
- Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми.
- Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания.
В своей работе психолог должен понимать, то ребенок - специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться определенными принципами.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях детской психологии.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно, через определенные промежутки времени.
Принцип детерменизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
Принцип развития психики - все психические особенности ребенка находятся в становлении, и основным условиям их развития является та или иная деятельность.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
В своей работе педагог-психолог руководствуется должностной инструкцией (приложение А).
2. Направления работы психолога в ДОУОсновными направлениями работы психолога в дошкольном учреждении являются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
* Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
* Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
* Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
* Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
* По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
* Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
* Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
* Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.
* Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
* Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме.
Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов.
* Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
* Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
* Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
* При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи Челябинской области.
* Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
* Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
* Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
* Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.
* Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Заключение
Психолог в детском саду -- это прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность.
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Успешность работы психолога в большой степени зависит от места, которое он сумеет занять в коллективе, от его взаимоотношений с заведующей и остальным персоналом детского сада. Он ни в коем случае не должен стремиться подменять руководство, его задача -- выступать в качестве компетентного и доброжелательного консультанта, чьи рекомендации выполняются благодаря его личному авторитету и признанной всеми квалификации. Для того чтобы приобрести такой авторитет, необходимо систематически вести психологическое просвещение коллектива, самой своей деятельностью убеждать коллег в значимости психологических знаний для успешного выполнения ими своих обязанностей.
Список использованных источников
1. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ, 2001. 290 с.
2. Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Высшая школа, 1986. 184 с.
3. Прохорова Г.А. Рабочие материалы педагога-психолога ДОУ на учебный год, 2005. 174 с.
4. Урунтаева Г.А.Практикум по детской психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1995. 291 с.
5. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. 304 с.
6. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. 340 с.
7. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать их проблемы. М., 1991.
8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
9. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 2004.
10. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. М.; СПб., 2006.
11. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 2008.
Подобные документы
Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.
отчет по практике [142,2 K], добавлен 23.07.2015
Современное состояние и концепция психологической службы. Требования к личности психолога в системе образования. Модели работы психолога и его профессиональной деятельности. Содержание, формы и средства работы психолога в учреждениях образования.
контрольная работа [29,6 K], добавлен 26.03.2010
Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.
отчет по практике [106,9 K], добавлен 27.02.2007
Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.
курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015
Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. "Кризисы разочарования" и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.
реферат [23,7 K], добавлен 28.06.2012
Понятие профессиональной компетентности. Сущность и особенности информационного общества. Проблемы профессионализации психолога в условиях стремительного развития технологий. Психологическое консультирование - как вид практической деятельности психолога.
реферат [21,1 K], добавлен 03.09.2011
Перечень нормативных документов по организации деятельности педагога-психолога учреждения образования Республики Беларусь. Характеристика интернатов и учреждений закрытого типа. Направления профессиональной деятельности психолога, рекомендации по работе.
Здоровый образ жизни - единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной само регуляции. Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Дошкольный возраст характеризуется стремительным развитием физических и психических функций, которые становятся фундаментом всей последующей жизни. Повышенная интеллектуальная, эмоциональная и физическая нагрузка отрицательно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Психологическое здоровье - важное составляющее для нормального функционирования и развития ребенка. Поддержание и сохранение психологического здоровья является одной из важнейших задач таких социальных институтов, как семья и образовательное учреждение.
В детском возрасте, основным показателем сформированности психологического здоровья является течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение, уровень развития навыков коммуникации, высокая мотивация. Современные дети очень часто не могут переработать большой объём сенсорной информации, что вызывает у них ухудшение психологического здоровья из-за эмоционального перенапряжения. Ребенок ощущает беспомощность в трудных жизненных ситуациях, и именно социальное окружение ребёнка и прежде всего родители способны создать приемлемые условия для его полноценного развития.
Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом. Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И главной целью дошкольного образовательного учреждения является сохранение здоровья детей и предупреждение эмоционального неблагополучия. Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.
Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды, учитывающей возраст и пол ребёнка.
В детском саду традиционно уделяется внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости).
Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.
Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и формируется эмоциональная эмпатия, то есть способность сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что необходимо учитывать не только свое мнение, но и мнение другого.
Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также с типом родительского воспитания и характером воспитания в дошкольном образовательном учреждении; от него зависит характер взаимоотношений между родителями и детьми, детьми и воспитателями, а также между детьми и значимыми взрослыми.
Неправильное воспитание детей в семье влияет на личностные и эмоциональные характеристики ребёнка (самооценку, поведение, активность, настроение и т. д). В педагогике принято выделять четыре типа воспитания детей : диктат, гиперопека, невмешательство и сотрудничество. Каждый из них имеет свои результаты, свои последствия, когда речь идет о формировании личности ребенка. Наиболее гармонично ребёнок развивается в семье, где учитывается эмоциональное состояние ребёнка, оказывается родительская поддержка.
Рассмотренные выше типы воспитания в семье перекликаются с типами воспитания, используемыми в дошкольном образовательном учреждении: авторитарный, либеральный и демократический.
Сотрудники нашего детского сада внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке.
Развивающая среда, современное дидактическое и игровое оборудование дают массу положительных эмоций, душевное равновесие.
В нормальной, обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и, казалось бы, поводов для беспокойства быть не должно. Однако среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается высокий процент неврозов, появление которых обусловлено социальными факторами:
дисгармония семейных отношений и семейного воспитания;
нарушения в сфере детско-родительских отношений;
неполные семьи;
ускорение темпа современной жизни;
недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления.
Следствием этого является невротизация родителей, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения межличностных конфликтов и о возможной психологической помощи. Затрудняют общение взрослых с ребенком и многие достижения цивилизации: дополнительные телевизоры в семье, компьютеры, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей. Экономическая обстановка приводит к тому, что требования к профессиональной деятельности, претендующее не только на рабочее место, но на свободное время родителей, сводит к минимуму общение с ребенком. Современная жизнь приводит к тому, что мы все более отдаляемся от условий, благоприятных для полноценного психического развития ребенка, углубляя изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого. Эти обстоятельства идут во вред отношениям доверия и эмоциональной безопасности между членами семьи, мешают родителям заботиться о своих детях и воспитывать их в атмосфере радости, тесного общения, совместного досуга. Научные данные доказывают, что для поддержания психологического здоровья детей необходима уравновешенность положительных и отрицательных эмоций, что обеспечивает поддержку душевного равновесия.
Поэтому учитывая основную цель МБДОУ- обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личности, перед нами, встает задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в ДОУ. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:
выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
создание благоприятного психологического климата в ДОУ и семье;
применение педагогами здоровьесберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.
Таким образом психологическое здоровье ребёнка зависит от социальных факторов, прежде всего характера детско-родительских отношений и развивающей среды, созданной в детском саду.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ:
Все направления деятельности педагога психолога:
психопрофилактическая работа
психодиагностическая работа
коррекционно-развивающая работа
консультативная работа и психопросвещение
организационно-методическая работа
экспертная работа
Реализация этих направлений производится через различные виды деятельности и со всеми участниками образовательного процесса (дети, родитель, педагоги).
Психодиагностика
Основное правило: диагностики не должно быть слишком много, она должна иметь цель и результат. Т.е. проведенное обследование должно быть количественно и качественно проанализировано и по результатам должна вестись коррекционно-развивающая работа.
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач.
Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ППк) ДОУ, согласно положению о ППк.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной
социально-эмоционального развития детей.
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.
При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. профилактике и интеграции этих детей в социум.
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
3. Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы).
Проведение занятий с детьми других возрастных групп.
При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды.
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.
Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.
Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
Примерный перечень тем для психологического просвещения
1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
2. Закономерности развития детского коллектива.
3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
4. Стили педагогического общения.
5. Психологические основы работы с семьей.
1. Адаптация ребенка к ДОУ.
2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
6. Психологическая готовность к обучению.
7. Половое воспитание и развитие.
Организационно-методическая работа.
Составление годового плана, годового отчета, циклограммы, ведение журналов и другой отчетной документации.
Составление анкет, диагностических комплексов, подбор и изготовление материалов для диагностики, обработка полученных результатов диагностик, обобщение, написание справок и отчетов.
Подготовка к занятиям с детьми, подбор содержания, материалов, составление коррекционно-развивающих программ.
Подготовка к индивидуальным и групповым консультациям, семинарам, собраниям с родителями и педагогами.
Заполнение карт психологического развития детей, индивидуальных маршрутов развития, документов на группу Риска.
Посещение МО психологов для повышения психолого-педагогической квалификации, семинаров, курсов повышения квалификации.
Подготовка информационных листовок для родительских уголков.
Практическая работа по развитию учебно-методической базы кабинета.
Экспертная работа
Экспертиза предметно-развивающей среды групп к новому учебному году
Изучение качества педагогического общения
Изучение и предупреждение эмоциональных и интеллектуальных перегрузок у старших дошкольников
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Работа педагога-психолога по социальному и коммуникативному развитию дошкольников по ФГОС
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
Социально-коммуникативное развитие – э то комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникатвного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Таким образом, целью деятельности педагога-психолога ДОУ является – стимулирование социально-коммуникативного развития дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачами педагога-психолога по социально – коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДОО являются следующие:
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
развитие самосознания детей;
создание условий для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
развитие коммуникативной компетентности;
формирование адекватной самооценки и положительного отношения к окружающим людям.
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: исследовательскую, предметную, изобразительную, игровую и т.д.. Игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности (А.Н. Леонтьев). В играх ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта. Остальные виды деятельности также вносит свой вклад в процесс социализации личности в соответствии со своей спецификой и потому используются нами во взаимосвязи друг с другом.
Можно выделить конкретные задачи по социально-коммуникативному развитию дошкольников для каждого возраста , решаемые на основном этапе психолого-педагогической деятельности.
В младшем дошкольном возрасте ставятся следующие задачи: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте задачи - развивать у дошкольников умение понимать настроения и чувства окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
При проведении групповой развивающей работы с воспитанниками, основными формами непосредственной образовательной деятельности являются: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические), этюды, тренинговое упражнение, беседа, наблюдение, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтение художественных произведений с последующим анализом.
Во время проведения индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми (коррекция социально-эмоциональных нарушений по запросу) используется игротерапия, арт-терапия, тренинговые упражнения, психорегулирующие тренировки с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Решение задач по социально-коммуникативному развитию дошкольников осуществляется всеми участниками образовательного процесса (педагоги, родители, администрация ДОУ). Работе педагога-психолога по просвещению и обучению участников образовательного процесса по данной проблематике включает в себя следующие формы взаимодействия: консультации, семинары, тренинги, ПМПк, наглядная агитация и т. д.
Таким образом, созданная модель стимулирования социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО является эффективной и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.
Список литературы.
Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития. Магнитогорск, 2004.
Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет. СПб, 2004.
Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. М., 2000.
Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль, 2001.
Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб., 2001.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб., 2003.
Читайте также: