Игровая среда в детском саду доклад

Обновлено: 06.06.2024

в игровую предметно развивающую среду входит: игровое поле, материалы, необходимие для игровой деятельности.

Содержимое публикации

В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Центры активности организовываются на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим образовательным областям.

1. Образовательная область: Художественно — эстетическое развитие.

2. Образовательная область: Речевое развитие.

3. Образовательная область: Познавательное развитие.

Уголки должны быть организованы и представлены учётом индивидуальных особенностей детей,их чувственного опыта,информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка.

4. Образовательная область: Социально-личностное развитие.

5. Образовательная область: Физическое развитие.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Содержание.
1. Введение.
2. Психолого-педагогические обоснования необходимости создания предметно-развивающей среды в ДОУ.
3. Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды в ДОУ.
4. Организация предметно - игровой среды и её влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.
5. Вывод.
6. Список используемой литературы.

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребёнка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить. Большое разнообразие игр детей в дошкольном учреждении должно быть обеспечено созданием предметно-игровой среды. Однако предметно-игровая среда групп ДОУ практически не меняется с течением времени: появились новые игрушки, игры, но обстановка, подход к организации среды остается тем же.
На современном этапе в педагогическом процессе, игре уделяется недостаточно внимания, так как задача интеллектуального развития является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребёнка в ДОУ в значительной степени зависит от способности педагогов целесообразно ее организовать.
Особое требование предъявляется предметно-игровой среде (что она отображает), поскольку среда является основным средством развития личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта. От этого во многом зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, его чувства, переживания. Содействовать развитию дошкольника может предметно-игровая среда, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребёнка к положительным действиям. А также может отображать орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующее агрессию, разрушительное поведение, травмирующую психику дошкольника. Даже может формировать у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывая гуманное начало формирующейся личности. Данная проблема разрабатывалась рядом известных психологов и педагогов (Е.В. Зворыкина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.Т. Стрелкова и др.). Все вышесказанное доказывает актуальность темы данной работы.
Цель: Изучить теоретические основы построения предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие предметно-игровой среды.
2. Определить условия построения предметно-игровой среды.

4. Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, предметно-игровая среда при соблюдении следующих психолого-педагогических условий стимулирует детей к развитию высокого уровня игровых умений в игровой деятельности:
• целенаправленной организацией предметно-игровой среды в соответствии с принципами: активности; стабильности — динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциональности; закрытости — открытости учета половых и возрастных различий; современности и наукоемкости; вариативности и обогащенности, функционального комфорта; надежности и безопасности;
• обеспечении безопасной предметно-игровой среды для жизни и здоровья ребёнка;
• реализации личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка;
• обеспечении своевременной трансформации предметно-игровой среды с учетом изменения жизненного и игрового опыта детей, а также нового содержания и усложняющегося уровня игровых умений;
• организации непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой среды: интеллектуальной, театрально-игровой, творческо-сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной игры, игр с двигательной активностью, что позволяет детям одновременно организовывать разные виды игр в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу;
• создании условий для индивидуальных, подгрупповых и коллективных игр детей, чтобы каждый из них, в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния, мог найти себе удобное и комфортное место;
• обеспечении качества и оптимального количества игр, игрушек, игрового оборудования;
• представлении детям возможности самостоятельно менять игровую среду в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами посредством многофункциональных, легко трансформируемых элементов, модулей, спортивных комплексов, ширм и др.;
• обеспечении доступности ко всему содержанию предметно-игровой среды: расположение игрушек, атрибутов на уровне не выше вытянутой руки ребёнка;
• ведущей роли педагога, который создает предметно-игровую среду, организует ее направляющее воздействие, поддерживает познавательную активность детей, направленную на освоение и преобразование предметно-игровой среды.
Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:
• учитывать закономерности развития игровой деятельности,
• соответствовать педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов;
• носить развивающий характер,
• соответствовать потребностям и уровню развития когнитивной сферы ребёнка, т.е. быть неисчерпаемой, информативной, удовлетворять потребностям в новизне и преобразовании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.

1. Педагогическая ценность игрушек и игрового материала.

2. Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста.

3. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.

4. Особенности организации предметно – игровой среды в разных возрастных группах.

В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают мораль­ные нормы, способы практической и умственной деятель­ности, выработанные многовековой историей человечества.

Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков­ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда­ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

Игро­вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В. Да­выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна­комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите­ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов­ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено­сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви­жение, становится формой собственного творчества ре­бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Педагогическая ценность игрушек и игрового материала

Детская игрушка — очень древнее и сложное по своему содержанию явление человеческой культуры.

Классификация игрушек:

в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи);

предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа);

маркеры пространства (обозначающие игровое пространство);

соответствии с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, мышления;

Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек).

"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).

"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, шапочка врача, каска пожарника и т.п.

"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок).

Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его не только со стороны сюжетообразующих функций, но и со стороны меры условности игрушки (игрового материала). Игрушка каждого сюжетообразующего типа может обладать разной мерой условности.

Три параметра меры условности игрушки:

Внешний облик игрушки.

В одних случаях это копия реального предмета, сохраняющая все его черты в их реальных соотношениях, вплоть до деталей (например, игрушечный автомобиль — модель, в крайнем выражении — действующая модель). Этот тип игрушки можно называть реалистической или игрушкой-копией.

В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, подчеркивающим, характеризующим смысл, назначение этого предмета (или категории предметов) для человека - прототипическая игрушка.

Обобщение типичных черт целой категории реальных предметов в игрушке - условная игрушка.

Размер игрушки.

Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к размерам реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, мелкие фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.).

Готовность игрушки.

Готовая или сборная сюжетная игрушка (сборная модель самолета), игрушки по этому параметру трансформеры, которые представляют собой изначально готовую сюжетную игрушку, но через ряд последовательных преобразований (трансформаций) она, не теряя своей целостности, может быть преобразована в совершенно иной по смыслу предмет.

Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.

Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. Игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.

Таким образом, игрушка и игровой материал являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Это атрибуты, обозначающие игровую роль, предметы оперирования, маркеры пространства, со своими параметрами обозначающими меру условности.

Особенности организации предметно - игровой среды для детей дошкольного возраста

Предметно - игровая (развивающая) среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При создании предметно - игровой среды в условиях дошкольного учреждения необходимо руководствоваться следующими принципами:

полифункциональность среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной;

трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, вынести на первый план ту или иную функцию;

гендерная специфика - обеспечивать среду материалом для девочек и мальчиков.

принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

принцип комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметно – игровой среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования.

принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

принцип вариативности, определяющийся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

принцип целостности образовательного процесса соответствие основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному;- познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Для реализации гендерного воспитания детей при создании предметно- игровой среды необходимо учитывать интересы мальчиков и девочек, подбирать необходимые атрибуты для полоролевых игр.

Предметно - игровая среда выстраивается с учётом требования концепции по построению развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду.

При организации предметно - игровой среды необходимо учитывать следующие факторы:

Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые:

- провоцируют ребенка на агрессивные действия;

- вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям, животным, и сюжетным игрушкам);

- провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

- вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ 19301.2-94.

Психологические факторы, определяющие соответствие параметров предметной развивающей среды возможностям и особенностям восприятия, памяти, мышления, психомоторики ребенка.

Психофизиологические факторы, обуславливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

- Зрительные ощущения. Учитывать освещение и цвет объектов как факторы эмоционально-эстетического воздействия, психофизиологического комфорта и информационного источника. При выборе и расположении источников света должны учитываться следующие параметры: уровень освещенности, отсутствие бликов на рабочих поверхностях, цвет света.

- Слуховые ощущения. Учитывать совокупность звучания звукопроизводящих игрушек.

- Тактильные ощущения. Материалы, используемые для изготовления объектов предметной развивающей среды не должны вызывать отрицательные ощущения при контакте с кожей ребенка

Физиологические факторы призваны обеспечить соответствие объектов предметной развивающей среды силовым, скоростным и биомеханическим возможностям ребенка.

При построении, проектировании предметно - игровой среды в дошкольном учреждении должны учитываться принципы и факторы личностно - ориентированной модели построения развивающей среды.

3. Игровые и развивающие центры в рамках группового пространства.

В групповом пространстве рекомендуется разместить следующие центры:

- центр песка и воды;

В физкультурно-оздоровительном центре может быть использовано нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненные фасолью, мешочки с песком, массажные мячики, дорожки с изображение следов для развития координации движений. Все материалы должны соответствовать экологическим и гигиеническим требованиям.

Необходимо уделить большое внимание воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. В старших группах должно быть отведено место центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальное культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю родного города и края. В центре можно разместить карту страны, области, портрет президента России, символику Государства, глобус, кукол в национальных костюмах, тематические альбомы, фотоальбомы, литературу со стихами о родине, портреты знаменитых людей и т.д.

Необходимо создать условия для развития самостоятельной художественной деятельности. В доступном для детей пространстве собрать карандаши, бумагу, восковые мелки, трафареты и шаблоны и др.

В предметно-пространственную среду группы можно включить центры экспериментирования для проведения элементарных опытов с песком, водой и другими природными и неприродными веществами.

В центре развивающих игр тщательно подобрать разнообразные развивающие игры, направленные на развитие воображения, памяти, мышления, внимания.

Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому дидактический стол в группах раннего возраста является частью центра развивающих игр. В центре сенсомоторного развития дети могут поиграть с пирамидками, разноцветными счётами, вкладышами, шнуровками. Можно оформить дополнительно настенное панно для развития тактильных и зрительных ощущений.

В центре безопасности размещают материал по ПДД и пожарной безопасности. Сюда входят дидактические игры, пособия, иллюстрации, макеты района с перекрёстками и знаками, дорожные знаки, светофор, атрибуты для обыгрывания и т.д.

Преимущества подобной развивающей среды в возможности приобщить всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребёнок может выбрать занятия по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Положительный эмоциональный настрой дошкольников при этом обеспечен.

Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую,воспитательную,стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

4. Особенности организации предметно – игровой среды в разных возрастных группах.

В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию — в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссерской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).

Ясельные дети (2-3 года) и младшие дошкольники (3-4 года) для развертывания сюжетной игры нуждаются во всей совокупности сюжетообразующих игрушек, задающей "полную" воображаемую ситуацию, причем наиболее значимы для этого возраста игрушки - предметы оперирования. Детям 4-5 лет для развертывания игры уже достаточно стимулирующего и поддерживающего влияния игрушек любых двух функциональных типов (например, игрушка-персонаж и маркер пространства, или предмет оперирования и ролевой атрибут и т.п.), в любых парных сочетаниях. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) каждый из типов игрушек в отдельности как бы "намекает" на целостную воображаемую ситуацию и может выполнять функцию запуска и поддержки игры.

Для детей до двух лет рекомендуется готовая крупногабаритная мебель для игры с куклами, разнообразные предметы быта, соответствующие росту ребенка и размеру его руки. Игрушки могут быть изготовлены из древесины (мебель), ткани (костюмы), пластмассы (посуда, корзины, ведра и т. п.).

Крупногабаритная мебель-игрушка используется поэлементно(например, куб вместо табурета) или в комплекте, а также с дополнительными игровыми атрибутами.

Для детей от двух до четырех лет рекомендуется прототипические игрушки, крупные и средних размеров, готовые к употреблению. Игровая мебель в готовом и сборно-разборном виде, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, изготовленная из фанеры, древесных материалов, пластмассы.

Разнообразная по тематике посуда (чайная, столовая, кухонная), соразмерная руке ребенка и сомасштабная столу или шкафчику, выполненная из пластмассы, металла, древесины, папье-маше, керамики.

Игрушечные коляски, санки, качели должны соответствовать среднему размеру куклы и росту ребенка.

Элементы костюмов для игр изготавливаются из простых тканей, нетканых материалов, искусственных волокон.

Для детей от четырех до шести лет рекомендуется сборно-разборная и готовая мебель различного назначения, мелкого и среднего размера. Она может быть представлена отдельными предметами и в наборах. Крупногабаритная мебель-игрушка изготавливается из фанеры и пластмассы; мебель для кукол — из древесины, пластмассы, древесных материалов. Коляски должны быть соразмерны росту ребенка и рассчитаны на кукол размером 35—50 см.

Посуда для игр различна по назначению. Она может быть штучной и в наборах, из разных материалов (в том числе из фарфора и фаянса), изящная по форме, с художественной росписью, чаще мелкая, сомасштабная кукольной мебели.

Рекомендуются наборы игрушечных овощей и фруктов, силуэтов деревьев, кустарников, клумб с цветами, в основном мелкого размера, объемные и плоскостные, сделанные из пластмассы, древесины, папье-маше.

Также нужны наборы заготовок и полуфабрикатов из бумаги, картона, тканей, пленочных материалов, папье-маше, тонкой фанеры, пластмассы разных расцветок для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим полифункциональный материал (любые предметы, не имеющие специфического назначения, но могущие выступать как заместители). Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п. Чем старше дети, тем больше они нуждаются в полифункциональном материале, обслуживающем их разнообразные игровые замыслы.[

Для организации предметно - игровой среды игровой материал для разных возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления игрового материала для нового типа игры и усложнения игрового материала для уже освоенного типа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

При проектировании предметно-игровой среды в группе, прежде всего, ориентируемся на цели развития и воспитания детей, исходя из сущности требований современной педагогики, активной роли ребенка и взрослого в этом процессе.

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяют следующие принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества; Принцип открытости Гибкого зонирования; Стабильности- динамичности развивающей среды; Полифункциональности Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка Принцип учета половых и возрастных различий детей

Для построения развивающей среды в ДОУ выделяют следующие принципы:

  • Принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • Принцип открытости
  • Гибкого зонирования;
  • Стабильности-

динамичности развивающей среды;

  • Полифункциональности
  • Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка
  • Принцип учета половых и возрастных различий детей

Принцип активности, самостоятельности, творчества

  • позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком

Здесь могут быть (По В. А. Петровскому):

В оборудовании групповой комнаты должны отражаться не только интересы и склонности детей, но и творчество воспитателя, так как дети легко будут участвовать в той деятельности, которую предлагает взрослый, в которой он – мастер.

При организации пространства в группе важно подключать к этому самих детей. Каждое из предположений детей необходимо выслушать и обсудить в первую очередь, с точки зрения того, насколько целесообразны предполагаемые изменения, удобны с точки зрения каждого члена группы, безопасны ли они для всех. Если предложения ребёнка принимаются, то дальше ведутся совместные поиски возможностей и способов его реализации. Можно привлекать родителей, детей других групп, школьников и так далее;

Кроме того, принцип активности, самостоятельности и творчества требует такого расположения предметов в пространстве, при котором дети могут самостоятельно пользоваться ими, доставать и убирать на место, при этом должны соблюдаться требования безопасности жизни и здоровья детей.


Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Здесь могут быть центры:

Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

Здесь могут быть центры:

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками) способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Предметно игровая среда в средней группе: Для детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться. Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна построиться таким образом, чтобы предоставить каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда должна быть организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствовать возрастным особенностям детей 4-5 лет.

Предметно игровая среда в средней группе:

Для детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна построиться таким образом, чтобы предоставить каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Предметно-развивающая среда должна быть организована в соответствии с требованиями программы, с учетом ведущего вида детской деятельности- игры, соответствовать возрастным особенностям детей 4-5 лет.

средняя группа Организация развивающей среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Организация развивающей среды в средней группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Игровая зона должна находится в удобной стороне группы. Это позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания и дружеских взаимоотношений между детьми.

Игровая зона должна находится в удобной стороне группы. Это позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания и дружеских взаимоотношений между детьми.

Весь игровой материал должен быть эстетически привлекателен детям.

Весь игровой материал должен быть эстетически привлекателен детям.


Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

Кроме того, организация предметно-игровой среды должна отвечать следующим требованиям:

Предметно-игровая среда в группах детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом.

Читайте также: