Доклад на тему деконструктивизм

Обновлено: 02.07.2024

Деконструктивизм -- направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том, или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой постмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к деконструктивизму, часто отказываются от подобного определения своих работ, что, впрочем, соответствует самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.

Деконструктивисты превращают архитектуру в способ исследования современного мира, в интуитивное искусство, похожее на поэзию, которая не призвана удовлетворять каким-либо потребностям или репрезентировать какую-то функцию. Часто архитекторы - деконструктивисты не делают различий между реальными объектами и планами и чертежами - все равноценно, что также является пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.

Деконструктивизм, как и постмодернизм, тесно связан с постструктурализмом. Согласно мысли И. Ильина, постструктурализм в целом можно определить как общеметодологическую основу, на базе которой деконструктивисты и постмодернисты выстраивали свои концепции, отличающиеся в основном сменой исследовательских приоритетов, иными идейно-эстетическими ориентациями и более практическим характером анализа.

Говоря об истоках деконструктивизма в архитектуре необходимо подчеркнуть важность для его концепций русского конструктивизма 20-х годов, однако, у него есть ряд отличий, характеризующий его как явление эпохи постмодернизма. Так, например, в отличие от жизнестроительного настроя конструктивистов и модернистов, деконструктивисты очень часто программно отрицают пожелания заказчика (проект музея, в котором невозможно повесить картины П. Эйзенмана -- принципиальная позиция). Такое пренебрежение удобством заказчика есть не что иное, как оспаривание, переворачивание, трансформация и размывание концепции европейской архитектуры, идущей со времен Витрувия. Удобство, равно как и функция, более не является главным составляющим архитектуры, ее отличием.

деконструктивизм архитектура постмодернизм

2. Архитектура деконструктивизма

Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит.

Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы "написаны" заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать "да", а не "нет".

Среди основных представителей этого направления стоит упомянуть П. Эйзенмана, Б. Чуми, Д. Либескинда, Х. Фуджии. Очень показательный образец деконструктивистского эксперимента в архитектуре - Институт солнца - был построен фирмой Бениш и партнеры в Штутгартском университете.

В соответствии с совместным Германско-Саудовским научным проектом в университете предполагалось построить специальное здание для проведения различных исследований по использованию солнечной энергии, проходящих как в помещении, так и на открытом воздухе.

В результате на окраине огромного кампуса было построено небольшое здание с весьма важной ролью. Эта особая роль предопределила архитектурный проект этого сооружения, в котором отразились происходящие в нем инновационные исследования.

Два других фактора повлияли на выбор строительных методов и материалов для этого здания - необходимость построить его очень быстро и скромный бюджет.

Внешние формы и внутренние помещения этого странного сооружения из стекла и стали в полной мере могут дать представление о том, что такое деконструктивизм в архитектуре: обилие острых углов, нарушенные связи смещенных горизонталей и вертикалей, перекошенные окна, беспорядочный ритм проемов, стоящие под углом опоры, которые ничего не несут, выступающие отовсюду то ли части конструкций, то ли инженерные коммуникации, ощущение полного беспорядка в привычном смысле этого слова.

По-видимому, архитекторам всё же удалось создать здание, подходящее для заданной функции, сказав тем самым "да". Так как эксперименты деконструктивистов не прошли еще испытания временем, трудно говорить о значении или бесполезности их усилий с точки зрения дальнейшего развития архитектуры. Но скорее всего, пути развития лежат в более позитивных эстетических архитектурных программах.

3. Деконструктивизм в интерьере

Мировоззренческой платформой деконструктивизма служат положения современного французского философа Жака Дерриды, критикующего метафоричность всех форм современного европейского сознания, заключающегося, по его мнению, в принципе "бытие как присутствие", абсолютизирующем настоящее время. Выход из этой метафизичности Ж. Деррида видит в отыскании её исторических истоков путём аналитического расчленения /"деконструкции"/ самых различных текстов гуманитарной культуры для выявления в них опорных понятий и слоев метафор, запечатлевающих следы последующих эпох.

Хотя основные положения мировоззрения Дерриды опираются на его работу с языком и письмом /науку о письме он называет "граммотологией"/, он применяет положения своей теории и к архитектуре деконструктивизма.

В этом отношении интересна его оценка победившего на международном конкурсе проекта генерального плана парка Ла Виллет в Париже арх. Бернара Муми. В проекте Б. Чуми парк насыщен россыпью легких преимущественно одно-двухэтажных павильонов - "фоли" - ярко окрашенных металлических сооружений, композиции которых основаны на комбинациях образов и приемов русского авангарда. Деррида пишет, что "фоли вносят в общую композицию ощущение сдвига или смещения, вовлекая в этот процесс всё, что до этого момента, казалось, давало смысл архитектуре. "Фоли деконструируют прежде всего семантику архитектуры. Они дестабилизируют смысл, смысл смысла. Не приведёт ли это назад к пустыне "антиархитектуры", к нулевой отметке архитектурного языка, при которой он теряет сам себя, свою эстетическую ауру, свою основу, свои иерархические принципы. Бесспорно нет. Фоли . утверждают, поддерживают, обновляют и "переписывают" архитектуру. Возможно, они возрождают энергию, которая была заморожена, замурована, похоронена в общей могиле ностальгии.

Интересно, что при декларативно излагаемой принципиальной разнице творческих программ, композиционные приёмы мастеров декона и постмодернизма в проектировании зачастую оказываются общими. Это положение легко подтвердить, сопоставив решение выше описанного дома Эйзенмана с композицией близко расположенного /на углу Кохштрассе и Вильгельмштрассе/ 7- этажного дома, возведённого по проекту одного из ведущих мастеров постмодерна - Альдо Росси. Так же как и первый, этот дом занимает ответственное градостроительное положение, замыкая своим угловым объёмом перспективы пересекающихся улиц и поддерживая репрезентативность примыкающей застройки. Композиционно дом расчленён на ряд грубо материальных коричных блоков "нематериальными" 5-этажными витражными вставками. На фасадах кирпичных блоков применена перебивка масштабов проёмов, активно использованы цветовые контрасты /красный кирпич, жёлтые пояса, окрашенные в интенсивный зелёный цвет стальные надоконные перемычки/. В компоновке фасада - характерная для декона "сбивка масштаба" - ряды обычных светопроёмов перебиваются крупными двухэтажными светопроёмами, объединяющими по четыре окна увеличенных размеров.

Основным композиционным "ударом" служит глубокая и высокая /в 4 этажа/ угловая подрезка с опиранием верхних этажей на одиночный столб гипертрофированного сечения. Активная композиционная роль столба подчёркнута и его цветом - белый цвет контрастирует с краснокирпичным фасадом.

4. Жак Деррида - основатель деконструктивизма

Деррида, Жак (15 июля 1930 -- 9 октября 2004) -- французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.

Деррида -- один из наиболее авторитетных философов постмодерна. Пользовался огромной популярностью в США.

Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст - это случайный набор цитат-архиследов.

Считал себя продолжателем и критиком идей Хайдеггера и Фрейда. Испытал влияние Луи Марена. Ввёл в философский и даже газетный язык ряд важных понятий, таких как деконструкция, письмо, дифферанс, след. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью и т.п.

Публично и печатно выступал в защиту нелегальных иммигрантов. Способствовал распространению во Франции практик мультикультурализма.

Выступал в поддержку восточноевропейских диссидентов. В 1981 году во время пребывания в Праге был арестован. Освобождён после личного вмешательства президента Миттерана.

В 1995 году входил в предвыборный штаб Лионеля Жоспена, кандидата-социалиста на президентских выборах.

5. Танцующий дом

Танцующий дом - одно из известных сооружений деконструктивизма

Дом расположен в районе Прага 2, на углу Рессловой улицы и набережной. Авторы проекта -- хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы. Строительство дома курировал лично Вацлав Гавел.

Здание представляет собой офисный центр, в котором располагаются несколько международных компаний. На крыше находится французский ресторан, с удивительным видом на Прагу.

Танцующий дом был построен на месте разрушенного в ходе бомбардировки Праги американской авиацией здания, построенного в стиле неоклассицизма в конце 19 века. Идея строительства нового здания на месте руин, портящих лицо города, вплоть до 1960-х принадлежит Вацлаву Гавелу, бывшему президенту Чехии, который на протяжении многих лет проживал по соседству.

Деконструктивизм — странный , но очень креативный стиль архитектуры XX века. Впервые появился в конце 1980-х годов , главным образом в Лос-Анджелесе ( штат Калифорния), а также в Европе. Деконструкция поощряет радикальную свободу формы и открытое проявление сложности в здании , а не строгое внимание к функциональным проблемам и элементам традиционного дизайна ( таким как прямые углы или сетки).

Деконструктивизм

Общие определения

Некоторые интеллектуалы считают , что деконструктивистская философия противостоит постмодернистскому искусству , хотя не совсем ясно , какие практические последствия это имеет. В конце концов , архитектор-деконструктивист должен подчиняться законам науки , нравится ему это или нет.

Фрэнк Оуэн Гери. Художественный музей Вейсмана

Самым известным представителем деконструктивизма считается Фрэнк Оуэн Гери, один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодерна и лауреат Притцкеровской премии. В число его выдающихся единомышленников входят Заха Хадид, Даниэль Либескинд , Рем Колхас , Бернар Чуми и Питер Айзенман.

История

Центр искусств Векснера, Огайо. Архитектор — Питер Эйзенман. Источник: radio.wosu.org

Со времени возникновения деконструктивизма некоторые архитекторы , которые были связаны с ним , переключились на другие стили. Однако термин остался , и его философия мятежного дизайна проникла как в современную американскую архитектуру , так и в европейские проекты.

Заха Хадид. Портовый дом

Характеристики деконструктивизма

Образцы деконструктивистской архитектуры

Вот краткие описания десяти наиболее значительных деконструктивистских зданий.

Музей дизайна Витра , Вайль-на-Рейне , Германия
Разработал Фрэнк Гери
Завершён в 1989 году

Фрэнк Оуэн Гери. Музей дизайна Vitra в Вайле-на-Рейне

Музей представляет собой абстрактную конструкцию из кубических и волнообразных форм. Там хранится одна из самых больших коллекций мебели в мире , представляющая большинство периодов и стилей с XIX века до нынешней эпохи. Музей дизайна Витра — первое здание Фрэнка Гери , построенное в Европе. Американец сотрудничал с Гюнтером Пфайфером. Строение — один из нескольких архитектурных изысков в кампусе мебельной компании Vitra.

Киноцентр UFA-Palast , Дрезден , Германия
Разработала Coop Himmelb ( l)au
Завершён в 1997−98 годах

Киноцентр UFA-Palast, Дрезден. Разработчик — Coop Himmelb (l)au. Источник: arch2o.com

Публичная библиотека Сиэтла , Вашингтон
Разработали OMA / Рем Колхас
Завершена в 2004 году

Еврейский музей , Берлин , Германия
Разработал Даниэль Либескинд
Завершён в 2001 году

Этот пример искусства Шоа представляет собой уникальную зигзагообразную структуру , заключённую в тонкое цинковое покрытие , в котором прорезаны окна , снаружи напоминающие раны и шрамы. Через музей проходит огромная искусственная трещина , символизирующая утрату тысяч берлинцев во время Холокоста.

Еврейский музей, Берлин. Источник: Studio Libeskind

Штаб-квартира CCTV , Пекин , Китай
Разработала OMA
Завершена в 2008 году

Штаб-квартира CCTV, Пекин. Источник: Wikimedia Commons

Парк ла-Виллет , Париж , Франция
Разработал Бернар Чуми
Завершён в 1984−87 годах

Оригинальный символ деконструктивистского дизайна , Парк ла-Виллет в Париже , характеризуется странной сетью ярко-красных структур , предназначенных не для отдыха , а для интерактивности и исследований. Вместе с тематическими садами , детскими игровыми площадками и другими объектами , посвящёнными науке и музыке , в нём насчитывается около 25 зданий , пешеходных дорожек , мостов и ландшафтных садов , которые были созданы в течение 15-ти лет.

Парк ла-Виллет, Париж. Источник: Википедия

Центр искусств Векснера , Огайо
Разработал Питер Эйзенман
Завершён в 1989 году

Центр современного искусства в Цинциннати , Огайо
Разработала Заха Хадид
Завершён в 2003 году

Центр Лоис и Ричарда Розенталей в Цинциннати — одна из лучших галерей современного искусства , представляющая гипермодернистскую живопись , скульптуру , архитектуру , фотографию , перформансы и новые медиа. Был спроектирован одним из пионеров деконструктивизма Захой Хадид — женщиной-архитектором , родившейся в Ираке и получившей британскую Притцкеровскую премию.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Деконструктивизм в архитектуре. Презентация на заданную тему содержит 19 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Деконструктивизм Деконструктивизм — направление в архитектуре 80-х годов ХХ века. Истоки стиля лежат в идеях французского философа Ж. Деррида и в советском конструктивизме 20-х. Деррида считал, что архитектура начинает вступать в конфликт с самой собой и в результате упраздняется. Архитекторы решают попробовать, что же случится, если отказаться от общепринятых законов архитектуры. В результате столь дерзкого вызова искусству появляется принципиально новый стиль в истории архитектуры — конструктивизм.

На смену традиционным идеалам — гармонии, ясности, единству — приходят новые принципы. Теперь архитектура становится дисгармоничной, фрагментарной и непредсказуемой. Деконструктивизм борется против сухой рациональности модернизма. Архитектура словно разбирается на части.

Характерные черты стиля — изломанные линии, насильственное вторжение в жизнь города и внешняя усложненность. Деконструктивизм отдает предпочтение острым углам, перекошенным окнам, искривленным опорам, имеющим исключительно декора­тивную функцию. Горизонтали и вертикали заметно смещены, формы непрямолинейны. Конструкции несимметричны, сооружения создают эффект беспорядка. Стиль был удобен и тем, что позволял существенно сэкономить на строительстве.

Стиль подвергался и подвергается критике. Некоторые склонны считать деконструктивизм лишь упражнением, игрой форм. Другие указывают на нелогичность стиля, его отстраненность и элитарность. Однако деконструктивизм как архитектурный стиль состоялся, хотя о влиянии на дальнейшее развитие архитектуры говорить еще рано: приговор направлению вынесет время.

Основным принципом архитекторов стала функциональность. Они стремились разрушить сложившиеся архитектурные, эти­ческие и эстетические традиции. Художники позволяют себе рискованные, смелые экспе­рименты. Так, например,Хундертвассер вводит в архитектуру жилых домов рас­тительность.

Автором великолепного и запоминающегося с первого взгляда испанского филиала музея современного искусства Соломона Гуггенхаймама является канадский архитектор Фрэнк Гери. Здание музея, построенное из стекла, титана и песчаника, признано одним из самых зрелищных в мире строений в стиле деконструктивизма. Главной целью Гери было придание музею, расположенному на набережной, облика футуристического корабля.

15 лет назад в американском Сиэтле было открыто одно из самых удивительных сооружений мира. Знаменитый музей музыки необычен не только своими невероятными внешними формами, вдохновением которым послужила гитара легендарного Джими Хендрикса. Сама идеология этого храма музыки уникальна - огромное здание содержит практически всю коллекцию американской рок и поп-музыки.

Семья создателя мультипликационной империи Уолта Диснея уже давно хотела построить в его честь достойное самых высоких оценок здание и пожертвовала на его строительство 50 миллионов $. В результате с открытием очередного шедевра от Фрэнка Гери в 2003 году главный город Калифорнии обрел свой новый символ. Стоит отметить, что помимо своей внешней выразительности, этот концертный зал обладает акустическими свойствами, которые во многом превосходят самые известные площадки в мире.

Королевский музей Онтарио является действующим еще с 1857 года, однако спустя 150 лет его внешний вид был кардинально изменен архитектором Даниэлем Либескиндом, превратившим старое здание музея в невероятное сооружение в виде кристалла. По его словам, именно настоящие минеральные кристаллы, которые были выставлены в одном из залов музея, и стали прообразами его новой постройки. Интересно отметить, что первый эскиз реконструкции музея был сделан на обычной салфетке в одном из ресторанов Нью-Йорка.

Музей искусств в Денвере, США История денверского музея искусств началась еще в далеком 1893 году - тогда музей был известен как Клуб Художников Денвера. Современный корпус музея был открыт для посетителей в 2006 году. Дизайн здания, напоминающего огромную скалу, был разработан студией Либескинда дабы подчеркнуть особенности местной природы.

Деконструктивистские здания ломают архитектурные догмы, они похожи на инопланетные объекты, внезапно выросшие посреди привычного городского ландшафта, на архитектурную галлюцинацию, поражающую воображение ломаными формами.

Как зародилось самое мятежное направление в архитектуре, разрушившее все принципы эстетики? Рассказываем.

Разрыв шаблона

Деконструктивизм пришёл в архитектуру в конце 20 века, чтобы отринуть накопленный опыт и агрессивно провозгласить новые формы.

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Источником вдохновения для деконструктивистов стал советский конструктивизм 20-х годов, который уже делал уверенные шаги по пути разрушения архитектурных традиций. Достаточно вспомнить про Башню Татлина — грандиозный монумент для III Интернационала, который должен был представлять собой две наклонные металлические спирали, состоящие из вращающихся вокруг своей оси зданий различных геометрических форм. В этой амбициозной задумке уже явно прослеживаются деконструктивистские настроения. К сожалению, Башня Татлина так и осталась нереализованным проектом.

Многие радикальные идеи советских конструктивистов остались на стадии макета, поскольку вышестоящее руководство в определенный момент охладело к авангардизму. Эстафету геометрической революции подхватили деконструктивисты уже в конце 80-х годов.

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Танцующий дом в Праге, архитекторы: Фрэнк Гери и Владо Милунич

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Концертный Зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, архитектор: Фрэнк Гери

В Европе, Азии и США архитектура деконструктивизма переживает стремительный подъем в начале 21 века. Музеи, театры, торговые комплексы, бизнес-центры, художественные галереи и другие значимые городские объекты в крупных городах принимают смелые деконструктивистские формы, сюрреалистично контрастирующие с классической архитектурой.

Эстетика непрактичности

Деконструктивизм стремится к зрительной усложненности, неожиданности, нецелесообразности. Его не волнуют функциональность и логика, он деструктивен и агрессивно вторгается в городскую среду.

Здания могут вообще не походить на земные объекты или выглядеть так, будто привычные архитектурные формы были сломаны, смяты чей-то гигантской рукой. Они криволинейны, углов либо абсурдно много, либо бы непривычно мало, масштабы сбиты, элементы непропорциональны друг другу.

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Здание Музея Гуггенхейма в Бильбао, архитектор: Фрэнк Гери

У строений может быть смещён центр тяжести и искажена перспектива. Окна могут появляться там, где никто не ожидает их увидеть, или отсутствовать вовсе, опоры могут стоять под углом и ничего не нести, а элементы инженерных коммуникаций — выходить на передний план. Драматичные памятники деконструктивизма живут своей жизнью отдельно от окружающего ландшафта, предлагая переосмыслить весь опыт человечества.

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Оперный театр в Гуанчжоу, архитектор: Заха Хадид

Каждое деконструктивистское здание уникально, поэтому деконструктивизм нельзя назвать стилем в привычном смысле этого слова. Деконструктивизм растворяет рамки традиционной архитектуры, не предлагая новых взамен.

Это не архитектурное направление, это — архитектурное отрицание.

Геометрическая революция: история деконструктивизма

Фуникулер Хунгербургбан (Нордпарк) в Инсбруке, архитектор: Заха Хадид

Внутри деконструктивизма

Невероятные снаружи деконструктивистские здания столь же непривычны внутри. Изломы, неожиданные наклоны поверхностей, оптические иллюзии, ощущение неустойчивости, искаженности — впечатление такое, будто попал на борт инопланетного космического корабля или в параллельную Вселенную, где действуют другие физические законы.

Деконструктивистские интерьеры — это не массовое явление, а штучные проекты известных дизайнеров.

Цвета и фактуры в таком пространстве обычно нейтральные: они здесь не главные герои, акцент смещён на архитектурные особенности помещения. Эргономика не имеет значения. Главное задача — полностью переосмыслить классическую геометрию. В таких помещениях может отсутствовать даже привычный переход от стен к потолку, а пол — превратиться в сложносочиненную конструкцию с подиумами, стеклянными вставками и светодиодными лентами.

Мебель может быть как экстравагантная, копирующая плавную или ломаную геометрию помещения, так и нейтральная — простых геометрических форм. Но такому интерьеру обязательно нужны дизайнерские арт-объекты, вроде футуристичных стульев Захи Хадид, напоминающих инопланетные растения или недоделанных роботов.

Деконструктивистские эксперименты чаще встречаются в коммерческих пространствах, устроить геометрическую революцию в жилой среде типовой квартиры крайне сложно. Кроме того, деконструктивизм никогда не пытался быть удобным или практичным, так что жить в таком интерьере — сомнительное удовольствие.

Потенциал деконструктивизма не исчерпан, возможно нам ещё предстоит увидеть высшую степень его архитектурного и интерьерного развития.

Читайте также: