Музыкальные инструменты адыгов доклад

Обновлено: 04.07.2024

Традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка представляют собой богатейший пласт духовной культуры адыгского народа. Музыка отражает ценностные ориентации народа, тесно связано с его религией и светским бытом, поэтому она имеет важнейшее значение для постижения культуры адыгов.


шычепшын — традиционный струнный cмычковый музыкальный инструмент адыгов. Он использовался для аккомпанемента сольному и хоровому пению, часто в ансамбле с камылем и пхачичем. Сейчас трудно точно установить время появления шичапшина, но археологические материалы свидетельствует о наличии смычковых инструментов на Кавказе в I тысячелетии до н.э.


Замудин Гучев играет на шичепшине

Из группы духовых инструментов адыгов къамыль был самым распространённым и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Мастера, которые изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.


Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхачич , без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхачич держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхачич нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нём принято играть мужчинам.Мастера, которые в прошлом изготовляли пхачич, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.


Со 2-й пол. XIX в. широко распространилась гармоника. Традиционный музыкальный фольклор сохранился,во многом благодаря странствующим музыкантам джэгуакlо гъыбзау, особенно популярным у адыгейцев.


Гармонь, шичепшин, пхъэцыч

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

Традиционные музыкальные инструменты адыгов

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

Наука органология дает нам возможность классифицировать народные инструменты и их конструкции (способ его изготовления, строй, характер звучания, акустическую шкалу, и т. д.). Например, система Хорнбостеля Закса, давшая мощный толчок к более углубленному изучению способов извлечения звука и конструкции инструмента, систематизирует народные инструменты следующим образом:

Идиофоны – пхатарко, пхачыч, пхамбгу, шапсугские кастаньеты (башхэр и другие разновидности пхачыча), упапшина, пшина.

Мембранофоны: Шонтрып, доол, дайра.

Хордофоны: Шапсугская цитра, шичапшина, шапсугская лира, апапшина, пшина дыкуако (или пшинатарко).

Аерофоны – мажепшина, камыль, сырын, фендпшина (бжэныфэ), шапсугский горный рожок, накыра и бжамий.

Органолог Г. Дрегер, предлагает прежде чем делать классификацию, рассматривать наряду с морфологическими музыкально-исполнительские параметры инструментов. Другие исследователи, среди которых Н. Витсен, Дж. Белл, Н.Ф. Дубровина, А.Н. Дьячкова-Тарасова, Л.Я. Люлье, Н.Н. Потоцкий, Ф.Ф. Торнау, Табу де Мариньи делали в основном этнографические зарисовки бытования отдельных музыкальных инструментов.


Новый этап в изучении адыгской инструментальной культуры на Кавказе наступает в 80-90-е годы ХХ века, когда к ее проблематике обращались историки, этномузыковеды, искусствоведы, такие деятели, как К.А. Верткова, С.Я. Левин, Ш.С. Шу, А. Тлехуч, Б.С. Кагазежев, Ф.Ф. Хараева, З. Кардангушев, А.Н. Соколова, З. Гучев.

Исследования Ш. Шу на тему народных музыкальных инструментов акцентируют внимание на таких, как:

Къамыл (камыль) – вид открытой продольной флейты.

Сырын – вид свистковой продольной флейты.

Накъырэ (накыре) – духовой инструмент с одинарной или двойной тростью типа зурны.

Пшынэ (пшине) – язычковый инструмент типа гармоники.

Бжьэмий (бжамий) — мундштучный духовой инструмент из рога.

1апэпшынэ (апепшина) – щипковый струнный инструмент типа балалайки.

шык1эпщынэ (шичапшина) – смычковый струнный инструмент.

Пщынэкъэб (пшинекеб) – смычковый струнный инструмент

Ш1от1ырп1 (шотырп) – ударный мембранный инструмент типа виолончели.

Пхъэк1ыч (пхачич) – ударный самозвучащий инструмент[2].


Различные аспекты традиционной музыкальной инструментальной культуры адыгов нашли свое отражение в статьях Соколовой А.Н.

Она рассматривает инструментальную культуру двумя параметрами:

во-первых, вопросы классификации адыгского инструментария, а во-вторых, в плане функционирования инструментальной культуры. Исследователь разделяет инструменты на четыре группы: идиофоны – пхачич (палки), мембранофоны – шотырып, хордофоны – шичапшина, апепшина, пшинакаб, пшинатарко (мандолина, балалайка), аэрофоны – камыль, бжамий, сырын, накыра, пшина (аккордеон, баян). Она отмечает, что часть этих инструментов — апепшина, бжамий, сырын, накыра, пшинакаб — вышли из употребления. А исконно адыгскими считает камыль, шичапшину, пхачич.

Искусствовед Хараева Ф.Ф. описывает систематизацию традиционных музыкальных инструментов адыгов, которые используются сегодня на Кавказе и за рубежом. Здесь надо учесть, что Хараева Ф.Ф. исследует инструментарий, собственно, у шапсугов и соотносит их с обще адыгскими реалиями:

Шапсугская цитра – нет другого названия

Бжамий (бжьэмий)
Шапсугский горный рожок

Кабкурасырын (къэбкъурэ сырын)

Шуятле (Шъуалъэ) адыгский флиятле (фиялъэ) кабардинский.

Пшина (пшынэ) – шапсуги и адыги (черкесы) в Турции называют этот инструмент пшинапхедж.

Пхачич (пхъэц1ыч) кабардинский (пхъэк1ыч) адыгский.

Шантрыл – Фатрыл (Лъант1рып1)

Даол – даул – дали

Соколова А.Н. делит инструментальную музыку адыгов на четыре жанровые группы по форме и условиям использования:

ритуальные и магические наигрыши

прелюдии отыгрыши и аккомпоненты к песням

музыка для слушания.

Любой музыкальный инструмент рассматривается как система, включающая эволюцию формирования конструкции, строя, способов игры, форм функционирования.

Формы функционирования инструментов бывают различные. Например, адыгский духовой инструмент бжамий (бжьэмий) в прошлом выполнял функцию сигнального рожка. Музыкальный инструмент можно считать народным для одного или нескольких этнических групп в тот или иной исторический период, если используется в обрядах или выполняет определенную функцию в жизни народа.

У адыгов бытовали три вида духовых музыкальных инструментов. Къамыл (Камыль) — один из наиболее древних, пользовавшийся до недавнего прошлого большой популярностью в народе.

Долгое время единственным материалом для его изготовления служил камыш, позднее стали использовать дерево. В наше время камыль изготовляется из металла. Камыль — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.

Долгое время единственным материалом для его изготовления служил камыш, позднее стали использовать дерево. В наше время камыль изготовляется из металла. Камыль — это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубка, из которой звуки извлекаются путем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола.

Бжьэмий (Бжамий) — несохранившийся древнейший мундштучный духовой инструмент из рога (бжьэ — рог), использовавшийся как пастуший, охотничий или сигнальный рожок.

Сырынэ (Сырына) — старинный свистковый духовой инструмент, образцов которого не сохранилось, а потому определение музыкальных и технических особенностей сырын затруднительна.

Пшинадыгуако (Арфа) – многострунный щипковый инструмент, один из древнейших в мире. Интересен тот факт, что на египетских фресках ХV века до н.э. изображена арфа, напоминающая лук охотника. Его натянутая тетива, при выстреле издавала мелодичный звук. В древности арфа была одним из самых любимых инструментов на Востоке, в Турции и Риме. Особенным искусством игры на арфе славились народные певцы Ирландии – барды, они пели под ее аккомпанемент свои саги. Изображение ее вошло даже в национальный герб Ирландии. Около 1810 года старинная арфа была усовершенствована французским мастером С. Эрарош. Сегодня она представляет собой большую деревянную раму треугольной формы, внутри которой натянуты 44 струны (иногда 46) разной длины и настройки. Для удобства игры на арфе одни струны выкрашены в красный цвет, другие в синий.

Пшинадыгуако, имеющий от 12 до 16 струн, применялся для музицирования или для сопровождения голоса во время исполнения старинных нартских песен. Мы можем утверждать, что пшинатарко бытовал издавна, вплоть до первой половины XIX века.

Бжьамий так же, как и пшинадыгуако использовался в обряде чапша у постели больного человека, тембр инструмента нежный, серебристый, звук несильный и постепенно замирающий. Инструмент восстановлен, но не распространен.

Из рассказа З. Ципинова – (адыг из Турции), мы узнали об исчезнувшем инструменте сырыне. Он поделился с нами воспоминаниями о том, как рос в черкесском поселении Бабыгуей, как их воспитывали старшие, к чему приучали и как бабыгуейцы развлекались на досуге. Нам показалось интересным, что обычные сельские жители делами своими руками разнообразные музыкальные инструменты.

З. Ципинов точно не смог сказать, как они называли эти инструменты, но запомнил, что один изготавливался из обычного камыша. Он был похож на обыкновенную флейту, но на него надевали выт1ву (своеобразный колпачок из дерева (в основном из ивы). Примечательно то, что, когда на камыш надевали колпак с множеством дырочек, т.е. выт1ву, раздавались совершенно разнообразные веселые мелодии. Разнообразие зависело от толщины и длины колпачка.

Следуя описанию З. Ципинова мы попытались сами смастерить этот музыкальный инструмент, в котором главное – колпачок, сделанный из ивы. Но это было возможно только весной, так как в это время года ветви становятся влажными и мягкими, а когда поблизости нет ивы, колпачок (выт1ву) можно изготовить из каштана.

Пшынэ (пшина) — диатоническая гармонь, с объемным звуком; аккорд достигает двух-трех с половиной октав. Левая клавиатура имеет четыре клапана, изменяющих свое звучание в зависимости от направления меха. Пшына используется сегодня в основном как солирующий инструмент.

В 1975 году в Тбилиси мастером Б. Г. Аствацотуровым было реконструировано несколько апапшин: прима, секунда, альт, бас, контрабас с ладами. На них был применен балалаечный строй для сохранения мягкого характерного тембра, подобного тому, что достигался при использовании струн из волос конского хвоста. На апапшинах прима, секунда и альт были использованы капроновые струны необходимого диаметра, а на других апапшинах соответствующие металлические балалаечные струны.

Пхъац1ыч (Пхачич) — один из самых древнейших инструментов адыгов и пользуется в народе большой популярностью. Он предназначен для фиксирования четкого ритма и темпа музыки.

Традиционный адыгский пхачич обычно состоит от трех до десяти деревянных пластинок. Известен и глубоко почитаем среди адыгской диаспоры и адыгов, живущих на Кавказе. Соколова А.Н. отмечает в своей работе, что пхачич является характерным инструментом современности, используемый исполнителями этнической музыки и в наши дни. Автор подразделяет с точки зрения этнической принадлежности современный музыкальный инструментарий адыгов таким образом:

исконно адыгские инструменты — камыль, шичапшина и пхачич;

заимствованные из иноэтнической среды, но принятые в народе –пшина;

инструменты, заимствованные из иносреды, имеющие локальное распространение, но также приспособленные для исполнения традиционной музыки: апапшина, пшинакаб, пшинатарко. Пшину и пхачич, например, по праву можно считать общенациональными, широко используемыми музыкальными инструментами.

Мастерство изготовления традиционных музыкальных адыгских инструментов — своеобразное и богатое искусство, которое нельзя забывать. Нам необходимо изучать эргологию каждого инструмента для совершенствования существующих и воссоздания забытых инструментов на уровне современных требований. Надо организовывать курсы для обучения детей на таких инструментах, создавать оркестры и ансамбли, только тогда возможно восстановить этот пробел в культурном наследии адыгов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

hello_html_3c92c9d7.jpg

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовые инструменты .

сырын -вид продольной флейты;

накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа -струнные музыкальные инструменты:

I апэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэт I аркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щык I эпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

пхъэк I ыч-трещетки.

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, I апэпщин, пщинэт I аркъо и шъот I ырп I , не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные интрументы.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха , есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщинэ)

Пщынэ-современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

hello_html_3bf45bad.jpg

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок!(Шык I эпщын)

hello_html_m78e1f2d6.jpg

Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэк I ыч)

Пхъэк I ыч-инструмент типа трещетки, пользующийся в народе большой популярностью. Источником звука служит сам материал, из которого изготовлен инструмент. Пхъэк I ыч предназначен для четкого отстукивания ритма и поддерживания ровного, постоянного темпа музыки.

hello_html_m1ab202.jpg

Ростом мал и пузат, а заговорит —

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

hello_html_maab1d8f.jpg

hello_html_m63bf3cde.jpg

Расскжу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)

hello_html_3c92c9d7.jpg

И наиболее подробно я бы хотела остановиться на къамыле-это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звукиизвлекаютсяпутем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола. Къамыль в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыль менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева-бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одном из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ашамезу. Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт, долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка.

Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ашамеза был чудесным. Подует в него с белой стороны-оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной сотроны-весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ашамез перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил лю дям веселье и радость.


До наших дней дошла лишь часть информации о музыкальных аспектах истории культуры Адыгеи. Не вызывает сомнения, что это заслуженно важнейшая роль адыгейских музыкантов в общественной жизни горского этноса.

Адыгейская музыкальная культура с исторической и современной точки зрения представляет собой систему, сочетающую давно сложившиеся и новые формы бытования. Наиболее известны образцы адыгейской музыки XIX — XXI веков, представленных в виде самодеятельных форм, музыкального фольклора, а также эстрадного и академического искусства.

Система музыкальной культуры адыгов имеет сегодня выраженную живую, динамичную форму и включает в себя множество элементов. Структурно эта система сложилась около двух веков назад и повторяет строение развитых типов других национальных культур Северного Кавказа. К концу XX века произошло разделение общего движения адыгейской музыки на традиционную, эстрадную и академическую формы, и каждой из них сейчас соответствует своя аудитория и свои известные музыканты.

Основная фигура адыгейского музыкального творчества — это средневековые джегуако (артисты, выступавшие на общественных и семейных торжествах). Как у себя, так и за пределами региона, стали известны имена многих исполнителей и композиторов Адыгеи: Ким Тлецерук, Магомет Хагаудж, Каплан Туко, Аслан Нехай и другие.

Особо стоит отметить исторический период становления советской власти, когда появилась художественная самодеятельность, и как особая форма развития музыкальной культуры, она стала основой абсолютно нового для адыгов музыкального направления, тесно связанного с эстрадным и академическим музыкальным профессионализмом. Традиционная музыкальная культура адыгов осталась самой масштабной и популярной областью культуры и в наши дни. Более того, в конце XX века в Адыгее произошло возрождение института джегуако, но в новых актуальных формах и в росте числа молодых гармонистов и народных инструментальных ансамблей, играющих на праздниках и других культурных событиях.

Музыкальный инструмент шичепшине известен на Северном Кавказе у адыгов ещё с древних времён. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче – конский хвост и пшин – музыкальный инструмент. Фото с сайта papahastories.ru

Новый век отмечен попытками возрождения культуры традиционного пения и освоения таких национальных музыкальных инструментов, как камыл и шичепшине.

Развитие музыкального фольклора — это основа становления национального искусства вообще. Поэтому никогда не останавливается в республике работа по записи произведений в этнографических экспедициях, которые затем записываются профессиональными музыкантами и исполнителями, а в последующем используются и самодеятельными артистами. И вокальная и танцевальная культура Адыгеи сегодня являются единым целым, включающим музыкальный фольклор, самодеятельность, эстрадные жанры и академическое творчество. Культурное пространство, в котором формируются новые типы музыкальной культуры Адыгеи, состоит из клубов, Домов Культуры, концертных площадок, а также учреждения профессионального образования.

Музыкальная культура Адыгеи сегодня

Система музыкальной культуры Адыгеи сохранила национальный колорит и способность восприниматься аудиторией других культур, она неуклонно укрепляет с годами свои позиции в жизни этноса. Всё это дало возможность Адыгее стать вровень с другими субъектами Российской Федерации и уверенно чувствовать себя в общих процессах, происходящих в стране, и даже шире — в европейской музыкальной культуре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовые инструменты.

сырын -вид продольной флейты;

накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа -струнные музыкальные инструменты:

Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные интрументы.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха , есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщинэ)

Пщынэ-современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.

Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок!(ШыкIэпщын)

Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэкIыч)

ПхъэкIыч-инструмент типа трещетки, пользующийся в народе большой популярностью. Источником звука служит сам материал, из которого изготовлен инструмент. ПхъэкIыч предназначен для четкого отстукивания ритма и поддерживания ровного, постоянного темпа музыки.

Ростом мал и пузат, а заговорит —

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.

Расскжу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)

И наиболее подробно я бы хотела остановиться на къамыле-это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звукиизвлекаютсяпутем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола. Къамыль в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыль менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева-бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одном из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ашамезу. Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт, долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка.

Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ашамеза был чудесным. Подует в него с белой стороны-оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной сотроны-весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ашамез перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил лю дям веселье и радость.


Инструментарий народной музыки – это один из наиболее сложных объектов изучения в музыкальной фольклористике. Описание инструментов в мире содержится в самых древних письменных памятниках. Еще в эпоху средневековья и раннего возрождения делались попытки систематизировать инструменты согласно особенностям исполняемой на них музыки. Традиционные музыкальные инструменты адыгов представляют собой богатейший пласт духовной культуры народа.

За свою многовековую историю именно инструментальная культура составляет огромный массив в традиции этноса. Об этом свидетельствует значительный пласт инструментальных текстов в обрядах и чрезвычайная развитость в этой традиции танцевальной музыки. Народами выработаны характерные интонационные особенности, ритмические организации музыкального языка, дифференциация инструментальных тембров.

У адыгов бытовало и ныне имеется множество музыкальных инструментов древнейших и современных, простейших, и более сложных по конструкции. Среди них представлены все группы принятой ныне классификации музыкальных инструментов.

Первая группа это духовые инструменты.

сырын -вид продольной флейты;

накъырэ -духовой инструмент с одинарной или двойной тростью;

пщынэ бжъэмый- мундштучный духовой инструмент из рога.

Вторая группа -струнные музыкальные инструменты:

Iапэпщин-щипковый инструмент типа балалайки;

пщинэтIаркъо-щипковый инструмент типа духовой арфы;

щыкIэпщын-смычковый инструмент типа скрипки;

пщынэкъэб-смычковый инструмент типа виолончели.

Третья группа- мембранные инструменты:

Четвертая группа- самозвучащие ударные инструменты:

Часть перечисленных инструментов, таких как сырын, бжъэмый, Iапэпщин, пщинэтIаркъо и шъотIырпI, не сохранились до наших дней. Отрывочные сведения о них встречаются лишь в историко-этнографической литературе и фольклоре. Такие инструменты, как накъырэ и гармоника заимствованы у других народов, но они приняты и признаны адыгами и превращены в национальные. В дальнейшем они получили адыгейские названия.

Сейчас я бы хотела подробнее представить вам некоторые музыкальные интрументы.

Заливается трехрядка, и народ идет в присядку

А трехрядка неплоха , есть и кнопки и меха,

То толстеет, то худеет, на весь двор голосит.(пщинэ)

Пщынэ-современный, наиболее популярный и распространенный в народе клавишный пневматический язычковый инструмент, из которого звуки извлекаются за счет вибрации язычка под напором воздушной струи, создаваемой при растяжении или сжатии мехов. Пщынэ в основном используется для исполнения танцевальной музыки.


Назовите без ошибки, инструмент похож на скрипку,

Есть и струны и смычок, в адыгейской музыке не новичок!(ШыкIэпщын)


Очень древний и простой, инструмент внутри пустой,

Пластиночки упруго бьют, ритм ансамблю задают.(пхъэкIыч)

ПхъэкIыч-инструмент типа трещетки, пользующийся в народе большой популярностью. Источником звука служит сам материал, из которого изготовлен инструмент. ПхъэкIыч предназначен для четкого отстукивания ритма и поддерживания ровного, постоянного темпа музыки.


Ростом мал и пузат, а заговорит —

Сто крикливых ребят, сразу заглушит.



Расскжу тебе дружок, в древние века,

Дунул тихий ветерок в трубку камыша,

И Адыг услышал вдруг, нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент, музыкальный инструмент. (къамыль)


И наиболее подробно я бы хотела остановиться на къамыле-это один из наиболее древних и популярных в народе музыкальных инструментов. Это открытая с обеих сторон тонкая цилиндрическая трубочка, из которой звукиизвлекаютсяпутем рассечения направленной струи воздуха об острый край стенки ствола. Къамыль в основном предназначается для исполнения танцевальной музыки. Обычно три-четыре музыканта выступали совместно или чередуясь, обслуживали большие народные торжества. Исторические формы и материал из которого изготавливали къамыль менялись. Долгое время единственным материалом для изготовления инструмента являлся камыш. Позднее инструмент стали изготавливать из более твердых пород дерева-бузины, терновника, имеющих мягкую сердцевину. Для придания инструменту нарядного вида его иногда оклеивали кожей или бархатом, а концы в целях гигиены оправляли рогом или серебром.

В одном из сказаний нартского эпоса изобретение къамыля приписывается легендарному музыканту нарту Ашамезу. Слава о подвигах Ашамеза гремела повсюду. Жизнь свою, как и подобает нарту, он проводил в седле. Как-то изрядно устав Ашамез решил отдохнуть. Дремучий лес встал у него на пути, маня прохладой и покоем. Ашамез стреножил коня, прилег под старым развесистым деревом и крепко уснул богатырским сном. Вдруг подул сильный ветер, пошел дождь, с треском обломилась и упала ветка, прикрыв его листьями. Но среди этого шума дождя и ветра, Ашамез услышал другие, нежные и певучие, необычные для слуха звуки. Нарт, долго лежал, прислушиваясь к этим звукам, пока не понял, что это поет сломанная ветка.

Он стал не только прислушиваться, но и присматриваться к ветке. И что же он увидел! Древесные черви выели сердцевину ветки, а в коре проели множество дырочек. Когда ветер залетал в них, звучала музыка. Ашамез отрезал часть полой ветки и подул во внутрь. По лесу разлилась удивительной красоты мелодия. Вот так впервые появился в стране Нартов къамыл.

Сказывают, что къамыл Ашамеза был чудесным. Подует в него с белой стороны-оживают горы и долины, цветут сады и поля, подует с черной сотроны-весь мир остывает. Дуют ветры. Бушуют моря и реки! Но он дул только с белой стороны къамыля, которая омывалась радостью и счастьем. С тех пор, очарованный музыкой, Ашамез перестал ходить в походы. Он стал известным къамылистом, дарил лю дям веселье и радость.

Читайте также: