Франк семен людвигович доклад

Обновлено: 06.07.2024

Семен Людвигович Франк и фундаментальное исследование мировоззренческих проблем в сложившейся русской философии. Природа человеческой души и знаний человека. Истинная жизнь и ее сущность. Поиски смысла жизни и осмысленность человеческого существования.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 15.12.2013
Размер файла 20,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2. Семен Людвигович Франк

3. Истинная жизнь и ее сущность

4. Поиски смысла жизни

1. Вступление

Мыслю - значит существую. Следовательно, смысл существования человека в мыслительной деятельности? Но вот совершенно иной подход к смыслу человеческого бытия. Я имею ввиду монолог Сашки из одноименной поэмы М. Лермонтова:

«…Судьба вчера свела случайно нас,

Случайно завтра разведет навечно -

Не все ль равно, что год, что день, что час,

И так, откуда в человеке выкристаллизовывается смысл жизни?

Наверное, представление о смысле жизни сугубо индивидуально - каждый человек самостоятелен в своих желаниях и действиях и вправе сам определять смысл своего существования. Это, конечно, так. Но самостоятельность действий любого человека реально ограничена его социальной сущностью: местом, которое он занимает в обществе, характером этого общества и существующих в нем общественных отношений, жизненным уровнем, наконец воспитанием и состоянием его здоровья. Отсюда правомерно говорить о каких то среднестатистических отношениях к жизни сограждан из различных слоев общества. Если полагать воспитание и условия жизни неким базовым уровнем, от которого вольно или невольно отталкивается человек в определении своих жизненных идеалов, то дальнейший его выбор должен определяться как минимум в результате: получения им информации освещающей весь комплекс проблем и деятельности окружающего его общества, тех общественных интересов и приоритетов, которые этим обществом поддерживаются; осмысления получаемой им информации, как фактора, отражающего состояние общества, его интересы и перспектив развития; осмысления своего места и своих возможностей участия в этой деятельности с учетом личных интересов, интересов своей семьи и. может быть, той общественной ячейки, к которой он принадлежит; наличия определенных степеней свободы с тем, чтобы решение могло быть не только принято, но и осуществлено; наличия ориентиров о сути происходящих событий, позволяющих сравнивать их с аналогичными ситуациями, имевшими место в прошлом или происходящих где-то в настоящем, достаточно основательных для прогнозирования последствий принятия тех или иных решений. Любое живое существо принимает решение, в первую очередь благоприятное для него самого или спасения от опасности его беззащитного потомства. Попробуйте приблизиться к медвежонку когда близко находятся медведица или к играющим возле норы волчатам, если неподалеку оказываются их родители. Посмотрите, как оберегают гнездо гнездящиеся на аласных лугах птахи - жаворонок полевой, овсянка дубравник или белошапошная, степной конек, да и другие тоже. Имитируя подраненное крыло или лапку, они, не отлетая далеко, отводят опасность от гнезда, рискуя жизнью во имя спасения, своего потомства. Только человек способен принять решение, направленное против него самого, в защиту общественного интереса и блага.

Однако познание истины само по себе неоднозначно, многоаспектно, оно меняется по мере движения человека по пути времени. Родившись, ребенок познает форму и цвет окружающих его предметов, природу меняющихся во времени звуков и запахов. Став старше он познает мир через сказки, занятия в школе, собственные наблюдения за всем, что его окружает. Накопленные на этом этапе знания ориентируют его дальнейшие поиски смысла жизни. Этот поиск может быть обращен в: познание законов природы, позволяющих человеку оптимизировать свою жизнь в системе природных взаимосвязей. Таковы традиции народов арктической и субарктической культур, скотоводов Малой Азии, аборигенов Полинезии и Австралии. Познание законов природы приобретает особое значение в наше время, исключительно интенсивного использования ее ресурсов. В конечном итоге только оно, в сочетаниями с экономикой сможет определить возможности и ограничения дальнейшего развития цивилизованного мира; религию, познание Бога и Божественного откровения, в распространение Божественной Истины и предначертаний, зафиксированных в учениях пророков, в формирование через религию духовности и нравственности; науку, технику, технологии и информацию, играющие все большую роль в жизни общества и каждого человека. Однако, возрастающая их роль порой расходится с духовностью людей, занимающимися этими областями человеческой деятельности. Тогда наука служит не во благо, а во зло, технологии оказываются ориентированными не на сбережение природных, и человеческих ресурсов, а на уничтожение тех и других. Именно на это направлены самые совершенные технологии ВПК. Огромное значение в мире приобретает информация, постепенно охватывающая единым полем все пространство Земли. Ее направленность, качество и содержание постепенно подчиняют себе все стороны жизни людей, включая духовно-нравственное состояние общества, науку, технику, экономику. Общественное образование, учительство, во все времена считавшееся необходимейшим и почетнейшим занятием. Однако на современном этапе мало привить знания и научить их применять на практике. Огромное значение в образовании должно принадлежать духовно-нравственому и экологическому воспитанию личности. Необходимо в процессе обучения оказать помощь в выборе профессии, могущей обеспечить не только материальное благополучие, но и удовлетворение от результатов и общественной полезности труда. Совершенствование своего личного уменья в ремесле, искусстве, профессии и производстве материальных ценностей; бизнес, как деятельность, позволяющую поддерживать экономику и культуру государства, обеспечивать работой и заработками сограждан и личное благополучие. Таков далеко не полный перечень направлений деятельности, в которой каждый может найти себя и если это произошло, успех этой деятельности во многом оказывается обеспеченным. Любовь и повторение себя в ряду грядущих поколений - фундаментальное предназначение человека, как биологического вида, как члена социума служить опорой своему ближнему. Она включает в себя богатейший комплекс деятельности по организации и функционированию семьи, рождению и воспитанию детей, их обучению, формированию интеллекта и духовности, овладению элементами культуры и искусства, необходимыми в жизни полезными навыками, может быть профессией.

Духовное самосовершенствование, подразумевает непрерывную работу над собой, которая может стать успешной лишь в случае осознания того, что этот процесс необходим и реален, что он действительно приведет к каким то осязаемым результатам. Это особенно важно потому, что такие реальности, как душа, разум, сознание невозможно непосредственно наблюдать и измерить, однако следствия их развития могут быть осознаны по косвенным признакам - поступкам и действиям человека в различных жизненных ситуациях. Духовное самосовершенствование может быть реализовано через погружение в источники духовной культуры. Они безграничны во временном и содержательном плане, включая: Священные писания, оставленные нам Пророками, основателями мировых религий, памятники истории, музыкальной культуры, литературы, национального и классического изобразительного и прикладного искусства и многое другое, что позволяет каждому человеку приобщиться к культурному и духовному наследию своего народа и всех человеческих цивилизаций. Однако, овладение знаниями в области духовного и культурного наследия правомерно рассматривать лишь как средство, как инструмент духовного самосовершенствования, способствующего искоренению в себе черт, несовместимых с чертами истинно духовной и нравственной личности и наоборот, формированию качеств, отвечающих понятию духовности. Самореализация в контексте духовности понимается, как творческое состояние, требующее наличия концепции и сознательных действий, направленных на ее воплощение в жизнь. Ее предпосылкой является познание и раскрытие внутренней духовной действительности, являющейся признаком человеческой ступени развития живой материи. Самореализация человека теснейшим образом связана с его индивидуальностью, формирующейся и развивающейся на основе его индивидуальных наклонностей под воздействием внешних условий и тех жизненных критериев, которые формируются, как следствие образования и воспитания. Очевидно, что по мере продвижения человека по тропе времени происходит смещение смысла и содержания самореализации человека Для ребенка самое важное овладеть координацией движений, начать познавать для себя этот мир, постоянно делая открытия и достигая постепенно элементарной самостоятельности в своих действиях и начального чувства ответственности за них. Для подростка - принимать самостоятельные решения на основа сложившихся представлений о самом себе и своих возможностях. Это время активного восприятия новых знаний о себе и окружающем его мире, формирования отношений с другими людьми, испытание своих способностей и возможностей. Взрослый человек, у которого достаточно укрепились материальные и духовные стимулы жизни способен к полной самореализации в избранном направлении деятельности. Оно может быть различным и многогранным, однако не должно противоречить духовным и нравственным основаниям и, следовательно, общественным интересам. Наконец, в пожилом возрасте появляется возможность реализовать себя, передавая молодому поколению духовный и жизненный опыт синтезированный на основе всего накопленного жизненного материала и прогнозировать дальнейшее развитие событий в собственной жизни и в окружающем мире.

2. Семен Людвигович Франк

Годы жизни: родился в 1877 году в Москве, умер в 1950 году в Лондоне.

3. Истинная жизнь и ее сущность

4. Поиски смысла жизни

Поиски смысла жизни- укрепление в себе веры, которая представляет собой напряженное внутреннее действие по преобразованию нашей жизни. В глубине человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся основным делом человека. То есть внутри человека совершается творческое и плодотворное дело, являющееся его основным делом. Оно состоит в действенном утверждении себя в первоисточнике жизни, в молитвенном подвиге, в обращении человеческой души к богу, в аскетическом подвиге борьбы с мутью и слепотой наших чувственных страстей, нашей гордыни и эгоизма.

5. Вывод

франк мировоззренческая проблема

Сами поиски смысла жизни уже дают осмысленность нашему существованию. Смысл жизни нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть живым, так как он- смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.

Автономная неккомерческаяорганицация высшего профессионального образования центросоюза Российской Федерации Российский Университет Кооперации Поволжский Кооперативный Институт (филиал) Реферат на тему: « О смысле жизни человека «

Семен Людвигович Франк (1877—1950) родился в Москве в обрусевшей еврейской семье, его дед был раввином, отец — врачом. Вскоре семья Франка переселилась в Нижний Новгород, где он закончил гимназию. Еще будучи гимназистом Франк увлекся марксизмом и принял активное участие в деятельности марксистских кружков. В 1894 году, окончив гимназию, он поступил на юридический факультет Московского университета, но в 1896 году оставил его, не сдав экзаменов. В 1899 году С.Л. Франк был арестован за революционную деятельность и выслан из Москвы. В том же году он уехал в Германию, где продолжил обучение в Гейдельберге и Мюнхене. В эти годы Франк отошел от марксизма и стал одним из последовательных критиков этого учения, что нашло отражение в книге "Теория ценности Маркса и ее значение" (1900 г.).

В 1901 году С.Л. Франк получил право на сдачу и сдал экзамены за курс университета, вернулся в Россию и начал литературно-философскую деятельность. Он принял участие в знаменитом сборнике "Проблемы идеализма" (1902 г.), "Вехи" (1909 г.), редактировал еженедельники "Полярная звезда" и "Свобода культуры" (1905—1906 гг.), с 1907 году руководил философским отделом в журнале "Русская мысль". С 1905 года Франк — активный участник деятельности конституционно-демократической партии (кадеты).

В 1911 году С.Л. Франк сдал магистерские экзамены и занял должность приват-доцента Петербургского университета. Весной 1913 — летом 1914 гг. он находился в научной командировке в Германии. По возвращении, в 1915 году вышла в свет первая большая философская работа Франка — "Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания", которая послужила основой для его магистерской диссертации. Вскоре, в 1917 году, в свет вышла еще одна книга — "Душа человека. Введение в метафизику душевной жизни". Этими книгами С.Л. Франк прославился как интересный и своеобразный философ.

В годы революции, в 1917—1921 гг. С.Л. Франк был деканом и профессором историко-философского факультета Саратовского университета. Вернувшись в Москву, он начал преподавать в Московском университете, принял участие в создании и деятельности Философского института и Академии духовной культуры. В 1922 году вместе с другими русскими философами, публицистами, писателями С.Л. Франк был выслан из Советской России на печально знаменитом "философском пароходе".

В эмиграции он поселился в Берлине, был одним из основателей Русского научного института, читал лекции в Религиозно-философской академии, в Берлинском университете. В эти годы увидели свет его книги "Духовные основы общества", "Крушение кумиров", "Смысл жизни".

В 1937 году, опасаясь преследований со стороны нацистов в отношении евреев, Франк переселился во Францию, а с 1945 году — в Англию. В эти годы он написал и опубликовал работы "Непостижимое", "С нами Бог. Три размышления", "Свет во тьме", "Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия", в которых окончательно сформулировал принципы своей философской системы. Умер С.Л. Франк 10 декабря 1950 года и похоронен близ Лондона.

Вся философская система С.Л. Франка базируется на философии всеединства, основателем которой считается В.С. Соловьев. Кроме того, идейными истоками философии Франка стали учения Платона и Николая Кузанского.

По признанию крупнейшего исследователя русской философской мысли прот. В.В. Зеньковского, в произведениях С.Л. Франка мы имеем "очень стройную, продуманную систему… Логика, гносеология, метафизика, антропология, этика — разработаны им… очень глубоко". И не случайно В.В. Зеньковский писал, что "по силе философского зрения Франка без колебания можно назвать самым выдающимся русским философом вообще". А главная заслуга С.Л. Франка состоит в том, что он внес в русскую религиозно-философскую традицию серьезный рациональный элемент, соединив независимую рациональную мысль с традиционной религиозной верой. И потому С.Л. Франку удалось рационально выразить сверхрациональную сущность реальности, подвести под метафизику всеединства надежный логико-гносеологический фундамент.

По убеждению С.Л. Франка, всеединство составляет основу и сущность мирового бытия: "На свете нет ничего и не мыслимо ничего, что могло бы быть само по себе, без всякой связи с чем-либо иным. Бытие есть всеединство, в котором все частное есть и мыслимо именно и только через свою связь с чем-либо другим". Даже Бог — это основная, но часть всеединства: "Бог, как абсолютное первооснование или первоначало, есть всеединство, вне которого вообще ничто не мыслимо". При этом Бог и мир — это тоже всеединство: "Если мир по сравнению с Богом есть нечто "совсем иное", то сама эта инаковость и проистекает из Бога и обоснована в Боге… Мир не есть нечто тождественное или однородное Богу, но он не может быть и чем-то совершенно иным и чужеродным Богу". А основной категорией, объединяющей Бога с миром во всеединстве является Богочеловечество: "Наряду с Богочеловечеством, как нераздельно слиянным единством — и через его посредство — нам одновременно открывается и богомерность, теокосмизм мира".

В итоге, С.Л. Франк приходит к выводу, что всеединство "пронизывает все сущее, присутствует, как таковое, в мельчайшем отрезке реальности… Все конкретно сущее укоренено в бытии, как всеединстве, и пропитано его соками… Творческое безусловное бытие есть темное материнское лоно, в котором впервые зарождается и из которого берет начало все то, что мы зовем предметным миром".

Итак, всеединство предопределяет и "исконное единство" бытия, а, в свою очередь, бытие — это сверхрациональное всеединство.

Рассматривая структуру бытия, С.Л. Франк выделяет три вида, или три формы бытия. Первая форма — "действительность" (или — "эмпирическая действительность". Под "действительностью" Франк понимал то, что "подлинно есть", совокупность материальных и духовных явлений мира. Еще одна форма — "идеальное бытие", включающее "идеальные сущности", иные, нежели "конкретно существующие, локализованные в пространстве и времени "вещи" — именно есть в смысле сверхпространственного и сверхвременного единства". Таким образом, "идеальное бытие" — это "эйдосы" Платона, "форма" действительных вещей, существующих в "эмпирической действительности". И, наконец, третья форма бытия — "реальность". "Реальность" — это, своего рода, высшая форма бытия, включающая в себя и "действительность" и "идеальное бытие": "Всякой действительности, всему, что мы включаем в состав мирового бытия, мы вынуждены противопоставить более широкое понятие реальности, в состав которой входит, кроме действительности, еще сверхвременное, "идеальное" бытие". Следовательно, по мнению С.Л. Франка сознание (которое он и считает "реальностью") не противостоит бытию, а включено в бытие.

Будучи сверхрациональным, бытие не поддается познанию с помощью только простой логики или простого эмпирического опыта. Поэтому Франк разделяет разные типы знания. "Предметное" (чувственное, эмпирическое) знание служит способом познания "эмпирической действительности". "Абстрактное знание" ("интеллектуальное созерцание") позволяет познать логические связи между элементами действительности, и, таким образом, проникнуть в мир "идеального бытия". Абстрактное знание приводит в единство и в систему данные опыта, однако это единство рационально и статично и, как таковое, есть лишь "бледный намек" на истинное Всеединство.

Поэтому, кроме "предметного" и "абстрактного", человек обладает, как писал С.Л. Франк, "особым, и притом первичным, типом знания, который может быть назван живым знанием, или знанием-жизнью". Именно "живое знание", в котором человек сверхрационально сливается с предметом, сопереживает бытие, возможно постижение истинного всеединства мира: "В этой духовной установке познаваемое не предстоит нам извне, как отличное от нас самих, а как-то слито с самой нашей жизнью. И наша мысль рождается и действует как-то из глубины самой открывающейся реальности, совершается в самой ее стихии. То, что мы испытываем как нашу жизнь, как бы само собой открывает себя нам, — открывается нашей мысли, неотделимо присутствующей в этой жизни", — писал С.Л. Франк. Таким образом, "живое знание" не вмещается в рамки обычной логики, а является "мета-логикой", которое способно выразить "металогическое единство" мира, или всеединство. С точки зрения Франка, "живое знание", как "мета-логика", по своей сути близко "интуитивизму", разработанному в философии Н.О. Лосского. Недаром Франк принимает интуитивизм Лосского как единственную теорию познания, которая дает выход из тупика замкнутости сознания в самом себе. Ведь именно теория интуитивизма признавала, что субъект и объект знания находятся в объемлющем их единстве, а сознание не противостоит бытию, но включено в бытие.

Впрочем, познание всеединства мира тоже имеет свои границы. В книге "Непостижимое" С.Л. Франк формулирует очень важную для своей философии идею о наличие во Всеединстве "Непостижимого". Франк проводит мысль о различии между "Непостижимым для нас" и "Непостижимым в его самобытии". Посредством тончайшего анализа он показывает, что на дне всех пластов бытия — внешнего мира, мира самосознания и вневременного мира идей — лежит неизбывный иррациональный остаток окружающей нас и в нас сущей тайны бытия. Это "непостижимое" пронизывает собой всю реальность, везде свидетельствует о себе и просвечивает через все предметы в качестве "явной тайны". Но для Франка существование "Непостижимого" во всеединстве не есть повод для отрицания возможности познания: "Непостижимое не есть "ночь", в которой "все кошки серы" и перед лицом которой теряло бы всякий смысл ясное и отчетливое восприятие "дневного" зримого облика мира. Непостижимое есть, напротив, тот неприступный Свет, из которого, с одной стороны, вытекает сама "дневная", обыденная зримость мира и перед лицом которого эта обычная "светлость" мира оказывается сама лишь чем-то темным, непроницаемым, иррациональным". Поэтому Франк утверждает, что "Непостижимое постигается через постижение его непостижимости".

По существу, "Непостижимое" С.Л. Франка — это Абсолютное Божество апофатического (отрицательного) богословия. В трактовке Франка, Абсолютное Непостижимое есть больше, чем бытие. Оно есть "потенциальность" и "свобода", оно есть то, что порождает бытие (Франк употребляет в качестве существительного слово "мочь" для выражения сущей потенции бытия).

В то же время, философская концепция Франка не была лишена противоречий. Например, В.В. Зеньковский отмечал, что С.Л. Франку не удалась даже постановка проблема теодицеи (оправдания Бога), в частности, в вопросе о сущности зла. Во франковской концепции всеединства проведено слишком тесное сближение мира с Богом, отчего у него фактически отсутствует идея творения. Следовательно, философская система Франка, несмотря на ее религиозно-философскую сущность, находится в некотором противоречии с традиционным христианским вероучением. Впрочем, этот факт осознавал и сам С.Л. Франк, ведь задача внесения рационального знания в христианское вероучение, с точки зрения православия, достаточно нетрадиционна. По этому поводу С.Л. Франк писал, что он не занимался именно богословскими проблемами, а следовал классической традиции, в которой философия была одновременно и независимой, и религиозной, и плодотворной.


О философе Франке известно в большей степени как о последователе русского мыслителя Владимира Соловьева. Вклад этого религиозного человека в отечественную философию сложно переоценить. Литературные деятели, жившие и творившие в одну эпоху с Семеном Людвиговичем, говорили, что даже в молодости он был не по годам мудр и рассудителен.

Роль в отечественной философии

О Франке говорили как о человека неторопливом и немного медлительном в словах, требующем основательного подхода в суждениях и мнениях, спокойном и совершенно невозмутимом с удивительными лучистыми глазами, из которых лился свет и доброта. Глаза философа Семена Людвиговича вспоминают все, кто знал его при жизни.

Биография: детство

Семен Людвигович Франк (1877-1950) появился на свет в еврейской семье. Отец философа был врачом, окончившим в 1872 году Московский университет (1872). Всю свою молодость Людвиг Семенович провел в Польше, но во время Польского восстания 1863 года принял решение переселиться в Москву, где и познакомился со своей будущей супругой – матерью философа Франка Розалией Моисеевной Россиянской.

Когда мальчик родился, отец участвовал в русско-турецкой войне, а через пять лет умер. Спустя почти девять лет после смерти мужа Розалия Моисеевна вышла замуж во второй раз. Отца С. Л. Франку заменил отчим В. И. Зак, работавший аптекарем. Незадолго до бракосочетания Зак вернулся из сибирской ссылки.

Образование Франк получал на дому. К вопросу домашнего обучения со всей серьезностью подошел его дед по материнской линии Моисей Миронович Россиянский. Этот человек в 60-х годах позапрошлого века возглавлял еврейскую общину в Москве. От него Франк перенял интерес к философским проблемам религии. Россиянский обучал внука древнееврейскому языку, вместе они читали Библию, историю еврейского народа.

Вторым человеком, который оказал заметное влияние на мировоззрение Семена Франка, был его отчим В. И. Зак. Мужчина провел все свои молодые годы в революционно-народнической среде. Под руководством Зака Франк узнал о работах демократов того времени Н. К. Михайловского, Д. И. Писарева, П. Л. Лаврова и стремился разобраться в противоречивых политических течениях и взглядах, которые отражались на общественной жизни.

франк семен людвигович

Учеба в университете

В 1892 году семья уехала из Москвы в Нижний Новгород, где будущий философ С. Л. Франк получил образование в гимназии. Во время учебы он примкнул к марксистскому движению и сблизился с группой революционеров.

В 1894 году мыслитель поступил на правовой факультет Московского университета. Франк часто пропускал лекции, увлекшись посещением политэкономических кружков. Семнадцатилетний юноша был одержим вопросами социализма и пропагандистских взглядов. В агитации рабочих к революции принимал личное участие.

Так продолжалось на протяжении некоторого времени, пока Семен Людвигович не сделал вывод о научной несостоятельности марксизма. В 19 лет Франк отказался от революционной деятельности, но для восполнения пробела в знаниях ему требовалось время. В 1898 году, получив свидетельство о завершении восьми семестров университета, принял решение о переносе экзаменов на следующий год.

франк семен людвигович философия

Личная жизнь, семья, дети

Декан саратовского вуза

франк российский философ

Покидая Родину…

На момент высылки ему было 45 лет. На первый взгляд кажется, что продолжение его творчества невозможно. Однако, как пишет сын Семена Людвиговича Франка, Василий Семенович Франк, свои лучшие работы отец создал в вынужденной эмиграции. На написание новых трактатов его толкала боль, которую он переживал на чужбине, и полное духовное одиночество.

. Что делать мне и другим - чтобы спасти мир и тем впервые оправдать свою жизнь? До катастрофы 1917 года ответ был один - улучшить социальные и политические условия жизни народа. Теперь - свержение большевиков, восстановление прошлых форм жизни народа. Наряду с этим типом ответа есть на Руси другой, ему родственный - толстовство, проповедующее "нравственное совершенствование", воспитательную работу над самим собой.

Вместе с семьей философ прибыл в Германию. Поселилась чета Франков в Берлине. Свободное владение немецким языком давало массу преимуществ, но все же зарабатывать на жизнь на чужбине было нелегко. Первое время философ работал в Религиозно-философской академии, которая впоследствии, став одним из центров русских мигрантов, была переведена из Берлина в Париж. Помимо этого, Франк читал лекции в Русском научном институте, где приезжие из России проходили обучение по университетской программе.

Затворническая жизнь еврея

С приходом к власти Гитлера многие евреи остались без работы. В бедственном положении находилась и семья российского философа Франка. Кроме того, незадолго до начала Второй мировой войны его неоднократно вызывали на беседы в гестапо. Предвидя опасность, он спешно уехал из нацистской Германии во Францию, а спустя некоторое время к нему приехала жена с детьми.

В целом автор открыто демонстрирует свое скептическое отношение ко всем изменениям, происходящим в России того периода. План спасения, намеченный большевиками, он называет утопическим, ошибочным и совершенно непригодным. Неудачи общественного переворота наводят его на мысль о необходимости спасать свою жизнь.

франк семен людвигович сын василий семенович франк

Философ Франк в этом произведении пытается аргументировать свое мнение о бессмысленности жизни как таковой. Минимальным условием для достижения смысла в жизни является наличие свободы. Только будучи свободным, человек имеет возможность жить так, как он желает, действовать осмысленно, стремиться к конкретной цели. Но каждый член современного общества окутан долгом, необходимостью, традициями, обычаями, ответственностью.

В своей философии Семен Людвигович Франк воспринимает историю как попытку представления гуманистических идеалов. Технический прогресс – это иллюзия успеха, которым вдохновились целые поколения. Он не привел к счастливой жизни людей, а обернулся изобретением убийственного оружия и страшными войнами. По мнению автора, человечество не эволюционирует. Напротив, оно уходит назад в своем развитии и в данный момент стоит еще дальше от цели, чем тысячелетия назад. Таким образом, жизнь каждого человека лишь иллюзорно кажется счастливой на фоне существования и развития всего человечества.

Далее Семен Людвигович пишет о том, что смысл жизни как совершенный предмет невозможно найти раз и навсегда. Он не дается человеку извне, а находится внутри него самого, заложен в самой жизни. Но даже если бы возможно было отыскать готовый и понятный смысл жизни, человек не принял бы его как дар свыше или остался бы неудовлетворенным им. Смысл жизни должен быть выработан усилиями каждого из нас, что является своего рода оправданием своего собственного существования.

Философствуя на данную тему, Франк затрагивает вопрос религии. По определению мыслителя, человек – это существо, которое принадлежит божественному и земному мирам, а его сердце находится на пересечении этих двух миров. Каждый человек должен стремиться к Богу, но постоянно и неизбежно грешит в силу своей духовной слабости и ограниченности. В этом контексте смысл жизни – это поиск пути для преодоления своей личной греховности.

Позиция философа Франка в этом вопросе однозначна: человек устроен таким образом, что априори не может быть безгрешным, но ему под силу прожить менее греховную жизнь. Самый короткий путь по преодолению греховности выбирают отшельники и монахи, которые отрекаются от внешнего мира и посвящают себя Богу. Однако это не единственный доступный путь.

франк с л духовные основы

Русский философ С. Л. Франк поддерживает идеи Фридриха Ницше, который допускал участие в делах греховного мира, но в такой степени, чтобы действия были направлены на преодоление или хотя бы уменьшение не только личной, но и мировой греховности.

В качестве примера Франк приводит ситуацию с войной, ведь это, бесспорно, дело греховное. Верующий человек, отреченный от внешнего мира и воздерживающийся от участия в войне, делает все правильно: он не пользуется плодами войны и ничего не принимает от государства, ведущего войну. Если же рассматривать людей обычных, то менее греховной будет позиция того, кто, принимая участие в войне, разделяет ответственность за содеянное вместе с государством. В свою очередь человек, который не принимает прямого участия в сражениях, но при этом пользуется плодами войны, является более грешным.

Добро создается только добром. Философия Семена Людвиговича Франка говорит о том, что настоящее благо незаметно, оно всегда тихо таится в душах людей, скрыто от шума и суеты. Таким образом, смысл жизни человек должен искать в том, чтобы ограничивать зло в мире и проявлять добро.

Во время войны

Кстати, с 1938 года русский философ жил во Франции. Сюда из Германии мигрировала и его жена. Дети Франка пребывали в Англии. Сначала Франки поселились на юге Франции в курортном городке Лавьер, но вскоре переехали в столицу, обосновавшись в районе, где проживали преимущественно русские мигранты. Когда Вторая мировая война была в самом разгаре, семье мыслителя пришлось снова перебраться в южную часть Франции, в маленькую деревню Сен-Пьер-д'Аллевар, неподалеку от Гренобля. Но даже там, казалось бы, в тихом и отдаленном месте, часто случались облавы гестапо на евреев. Тогда Франку и его жене приходилось укрываться в лесу по несколько дней.

франк с л смысл жизни

Последние годы жизни

Стоит отметить, что Семен Людвигович никогда не отличался крепким здоровьем. К тому же в середине 30-х годов перенес сердечный приступ. Тяготы войны и преследования евреев не могли не отразиться на его здоровье. А в августе 1950 году врачи обнаружили у него злокачественную опухоль легкого. Спустя четыре месяца, 10 декабря 1950 года, Франк скончался.

Во время болезни, сопровождающейся невыносимыми физическими муками, философ испытывал глубокие религиозные переживания. Семен Людвигович воспринимал свои страдания как чувство единения с Богом. Франк делился мыслями со сводным братом Львом Заком. В частности, говорил о том, что сопоставив свои мучения и страдания Христа, он легче переносил боль.

Идеология, которой следовал философ

Франка считают последователем русского философа Владимира Соловьева. Основной идеей философии Семена Людвиговича также является идея всеединства. Но в отличие от Соловьева, Франк рассматривает ее внешний окружающий мир и внутренний опыт личности. В его творчестве просматривается критика материалистических идей и философское обоснование альтернативных взглядов на мир, общественный уклад. Российский философ считал это создание такого обоснования делом всей своей жизни.

Семен Людвигович сумел доказать, что не только индивидуумы, но и целые нации имеют душу. Причем этот довод использовался для дальнейшей интерпретации большевистского движения. Философ считал, что его причиной стал духовный распад самосознания россиян, потеря национального единства. О том, как Семен Людвигович Франк разумеет нигилизм, можно понять по его высказываниям:

. Русский интеллигент не знает никаких абсолютных ценностей, никаких критериев, никакой ориентировки в жизни, кроме морального разграничения людей, поступков, состояний на хорошие и дурные, добрые и злые. Морализм русской интеллигенции есть лишь выражение и отражение ее нигилизма. Под нигилизмом я разумею отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей.

Франк критиковал либерализм того времени. Данное понятие было вложено в трактовку большевистской революции, которая возникла, как считал мыслитель, по причине духовной ограниченности консервативных и либеральных оппозиционеров. И консерваторы, и либералы должны были объединиться в борьбе с большевиками, но вместо этого все они отказались от религиозных истоков. И даже наличие технических знаний и опыта не позволило противостоять социал-демократам российской народной партии.

семен людвигович франк биография

Пассивность русской религиозной культуры также негативным образом отражалась на состоянии государственно-политического строя, по мнению Франка. В своих работах он сетовал на упадок гуманистических традиций в Европе и России, что привело к разложению национального настроения и патриотизма.

Революционный опыт и эмиграция вынуждали Франка искать ответы на волнующие его вопросы в религии. Все чаще и чаще он обращался к Библии. Этим можно объяснить, почему творчество зрелого периода приобрело исповедальные черты. Франк доказывал, что Иисус непостижим, если не поддерживать связь с религией. Философ был уверен, что сострадание – это прямая возможность приблизиться к Богу.

Характеризуя собственную философию, Франк пишет о своих религиозно-общественных воззрениях, определенных ими как проявления христианского реализма. Философ признавал божественную основу и положительную религиозную ценность всего, что существует и сочетается с эмпирическим опытом.

Завершение

Подводя итоги, попробуем определить основные направления философской мысли Франка. Работы философа основаны на стремлении постигнуть неизведанное, соединить личное и общественное, религиозное и государственное. Основная теоретическая проблема, которую мыслитель пытается решить в своих трудах, заключается в познании самого себя, смысла жизни и греховности, минимизировав которую человек имеет возможность стать счастливым.

Он говорил о том, что в мире нужно вовремя ориентироваться на происходящие изменения в общественном укладе, даже если эти изменения носят парадоксальный характер. В этом смысле обоснование объективности предмета познания является важным результатом теории Франка.

Студент: Преображенский К.Г.

Семен Людвигович Франк (1877-1950)

Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?

Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления, относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и живет им".

Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.

Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека", углублены и дополнены в книге "Непостижимое".

Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается путем различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть "либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.

В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на "встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с Богом". Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к "положительному откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.

Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре "Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания". Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение", "творец", но понятий этих нет.

Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности на интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое бытие?

Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.

Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции. Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого становления, относится к области магического; для постижения его требуется не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь, достижимое в те моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и живет им".

Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и душевного.

Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека", углублены и дополнены в книге "Непостижимое".

Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание достигается путем различения, средством которого служит отрицание. Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать, что оно есть "либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть "и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.

В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает, что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте, на "встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с Богом". Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он доказывает связь нашего доверия к "положительному откровению" с нашими непосредственными религиозными переживаниями.

Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре "Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку, первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что общение индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания". Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.

Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение", "творец", но понятий этих нет.

Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил понятие личности на интуитивную личность и личность, основанную на рациональных знаниях.

Читайте также: