Ценностные ориентации молодежи на брак и родительство доклад

Обновлено: 17.05.2024

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения семейных ценностей, а также приводятся результаты прикладного социологического исследования с анализом семейных ценностей современной молодежи. На основе результатов исследования были разработаны рекомендации по формированию семейных ценностей современной молодежи.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, брак, факторы формирования семейных ценностей.

В современном обществе становится все больше проблем, связанных с молодежью. Одними из самых перспективных направлений для изучения в социологии являются исследования проблем института семьи и семейных ценностей, в которых, с изменением общества, происходят значимые перемены. В социологии молодежью принято считать поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий. Возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [2, с. 27].

Ценностями считают цели жизни человека, то к чему он стремится на протяжении всей жизни. Однако, определение ценностей имеет немного другой характер. Ценности − свойство и явления предметов реальной действительности, определяющее их значимость с точки зрения удовлетворения определенных потребностей личности, социальных групп общества [1, с. 218]. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности.

Помимо жизненных ценностей существуют ценности семейной жизни, такие как уважение, честность, умение прощать, щедрость, общение, ответственность, любовь, традиции и ритуалы, поддержка, забота, взаимопонимание и т. д. Эти ценности определяют уклад жизни семьи и являются основным средством воспитания нравственности.

С изменением общества трансформируется и характер социализация личности, Для анализа специфики современной молодежи целесообразным является рассмотрение факторов, которые влияют на формирование личности. Существует большое количество факторов, которые оказывают первостепенное влияние на формирование ценностей у современной молодежи. Однако, самыми важными факторами принято считать такие факторы как семья, друзья и круг общения, различные средства массовой коммуникации.

С целью анализа семейных ценностей современной молодежи весной 2015 года было проведено прикладное социологическое исследование методом анкетирования. В ходе исследования были опрошены учащиеся общеобразовательных школ г. Твери, студентов ВУЗа ТвГТУ с 1 по 5 курс. В опросе приняло участие 100 человек.

В анкете молодым людям предлагалось ответить на вопросы о том, какое место занимают семейные ценности в иерархии их жизненных ценностей, каковы основные причины и условия вступления в брак, каков оптимальный возраст для вступления в брак, какой тип семьи предпочтительнее, как должны распределяться обязанности в семье и т.д.

Опрос показал, что семья по-прежнему является важной ценностью, как в обществе, так и у современных молодых людей. Второе место, по значимости занимает любовь. Следует отметить, что для юношей второе место по степени значимости занимает. Девушки ответили иначе: третье место занимает образование, деньги – четвертое, пятое место – работа, шестое место – недвижимость, седьмое место – красота, восьмое – религия, девятое место – традиции. На 10-ом месте для всех ответивших – мода.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Можно сделать вывод о том, что мнение о ценностях у молодежи совпадают. Видно, что в структуре жизненных ценностей молодых людей преобладают такие ценности как семья, любовь и образование, вторую ступеньку в иерархии занимают деньги, работа. Недвижимость и красота на третьей ступени в иерархии ценностей, а такие ценности как религия традиции и мода не являются важными для большинства респондентов.

Так же, в ходе исследования выяснился оптимальный возраст для вступления в брак, по мнению респондентов – это 25 лет. Такого мнения придерживаются 33% ответивших. Кроме того, следует отметить, что в этом вопросе мнения юношей (30%) и девушек (43%) совпадают.

Такой мотив, как любовь остается основным мотивом для вступления в брак, его выбрали 92% опрошенных. Второе место занимает, желание создать семью. 82% девушек и 62% молодых людей ответили, что причиной является желания родить ребенка в семье.

Большая часть респондентов (88%) считают, что необходимым условием вступления в брак является желание обоих партнеров, 71% считают, веской причиной для создания семьи является любовь. 47% респондентов полагают, что наличие собственного жилья служит поводом для создания семьи, 48% считают, что это стабильная работа и постоянный доход. Однако, девушки (30%) одним из самых важных поводов для вступления в узаконенные отношения считают – любовь, а молодые люди первое место отдают желанию обоих партнеров (30%), а на второе место – работу и стабильный заработок (25%).

Анализ результатов проведенного прикладного социологического исследования позволил выделить 4 группы факторов, влияющих на формирование семейных ценностей: семья, школа, ВУЗ, организация, где работают молодые люди. Для более успешного формирования семейных ценностей был разработан ряд практических рекомендаций.

Для того что бы приобщать молодых людей к семейным ценностям через семью, необходимо:

— организовывать семейные обеды или ужины, где каждый член семьи;
— создать благоприятную атмосферу в семье для ребенка;
— создать альбом или семейных архив.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.

Школа – социальный институт, от воздействия которого зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Педагогам можно рекомендовать:

Рекомендации по формированию семейных ценностей через организации, в которых работают молодые люди:

— проведение фотовыставок молодых семей на предприятии;
— проведение конференций на тему репродуктивного здоровья, с приглашенными врачами, психологами;
— организация семейного досуга, выделение путевок, билетов.

Семья будущего – это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах – сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.

Список использованных источников

1. Зубок, Ю.А. Социология молодежи. [Текст] / Ю.А. Зубок. − Энциклопедический словарь. – М.: ACADEMIA, 2008. – 680 с.
2. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: С.- Петербургского университета, 1996. – 361 с.

Нужна помощь в написании статьи?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Пишем статьи РИНЦ, ВАК, Scopus. Помогаем в публикации. Правки вносим бесплатно.


СЕМЬЯ И БРАК В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей семьи и брака и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых. Особенно перспективной в формировании ценности семьи является студенческая молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, приобретение жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой. Cемья и семейные ценности находятся в центре внимания отечественной и зарубежной наук: философской, социологической, педагогической, социально-психологической. В современной науке ценности, духовные потребности, производство и функционирование общественного сознания рассматриваются в виде составных компонентов духовной жизни общества.

Выход современного российского общества из состояния социальной аномии напрямую связан с утверждением общечеловеческих духовно-нравственных ценностей и традиций, повышением уровня культурного развития населения и, прежде всего, молодежи и студенчества.

Проблема ценностей была поставлена многими зарубежными и отечественными учеными: М. Вебером, Э. Дюркгеймом, У. Томасом, Т. Парсонсом, В. Виндельбандом, Г. Риккертом, Ф. Тенбруком, Р. Пери, К. Марксом, П. Сорокиным, Р.С. Немов, Б. Г. Ананьев. Так, Э. Дюркгейм видел в ценностях идеалы, функция которых заключается в преобразовании реальности, к которой они относятся. М.Вебер усматривал в ценностях мотивы социального действия. В рамках структурного функционализма Т. Парсонс считал ценности одним из важнейших компонентов любой социальной системы. По Парсонсу, ценности – это реальные представления о желаемом типе социальной системы, которые обеспечивают функционирование, сохранение и воспроизводство культурных образцов системы. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности.

Р.С Немов. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [5].

Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в комплексном изучении личности и закономерностей ее развития [1].

Так, одной из важнейших ценностей в настоящее время является семья и брак, которые всегда играли большую роль в жизни общества. Семья рассматривается как пространство совместной жизнедеятельности, внутри которого удовлетворяются специфические потребности людей, связанных кровными и родственными связями. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Психологическая суть брака - подтверждение отношений в паре, их включение и согласование с другими отношениями, которые уже поддерживают будущие супруги [4].

Актуальность данной темы связана с огромным значением института семьи в обществе. В современных условиях вопросы семейных отношений приобретают особую значимость. У молодых семей существует множество проблем: материально-бытовые, жилищные, психологические, медицинские, проблемы трудоустройства.Изучение семейно-брачных установок необходимо для выявления особенностей функционирования семьи в условиях современности [6].

В психологии традиционны исследования, посвященные изучению супружеских и внутрисемейных отношений. С точки зрения известного семейного психолога Г. Навайтиса, определение психологической сущности семьи должно соотноситься с целями исследования семьи и целями взаимодействия психолога с семьей. Авторы В.П. Левкович и О.Э. Зуськова, изучая негативный характер супружеских отношений, выделили пять групп, наиболее значимых для совместной жизни супругов и влияющих на удовлетворенность браком, потребностей:

1. Потребность супругов в исполнении определенных ролей в семье.

2. Потребность супругов в общении друг с другом и с друзьями.

3. Познавательные потребности супругов.

4. Материальные потребности.

Исследование 10 человек (девушки) показало, что наиболее важными терминальными ценностями для респондентов являются: развлечения, счастливая семейная жизнь, интересная работа; наименее значимыми являются: свобода, развитие, уверенность в себе. Наиболее важными инструментальными ценностями для респондентов являются: аккуратность, высокие запросы, чуткость; наименее значимыми являются: самоконтроль, рационализм, ответственность. Исследование 10 человек (парни) показало, что наиболее важными терминальными ценностями для респондентов являются: активная деятельная жизнь, уверенность в себе, счастливая семейная жизнь; наименее значимыми являются: развлечения, здоровье, любовь. Наиболее важными инструментальными ценностями для респондентов являются: аккуратность, эффективность в делах, широта взглядов; наименее значимыми являются: образованность, ответственность, исполнительность.

У девушек 0% наличие профессии, наличие собственного жилья, достижение определенного возраста, наличие сексуального опыта. 10% достигнутая финансовая самостоятельность. Доминирующая часть опрошенных составляет 90% наличие четких представлений о семейной жизни.

У парней 0% наличие профессии, достижение определенного возраста, наличие сексуального опыта. 20% достигнутая финансовая самостоятельность, наличие собственного жилья. Доминирующая часть опрошенных составляет 60% наличие четких представлений о семейной жизни.

Опрос 10 человек (девушки) показал, что 90% выбирают официальную форму брака; 10% - гражданский брак и вообще не планируют вступать в брак 0%. Анализируя ответы парней, стоит отметить, что 50% выбирают официальную форму брака; 30% - гражданский брак и вообще не планируют вступать в брак 20%.

Исследование 10 человек (девушки) показало, что 48% мешает неодобрение родителей, 50%отсутствие жилья, 46% недостаток денежных средств и 38% неготовность молодых людей к заключению официального брака. Исследование 10 человек (парни) показало, что 54% мешает неодобрение родителей, 50%отсутствие жилья, 48% недостаток денежных средств и 62% неготовность молодых людей к заключению официального брака.

Экспериментальное исследование проводилось на базе молодежь г. Ставрополя. В нашем эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте 18 - 30 лет (10 девушек и 10 парней).

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что современная молодежь видит идеальную семью, правда, скорее всего только в планах - сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей. Взгляды молодого поколения на семью приводят к нежелательным для общества последствиям в социально демографическом, экономическом и этико - психологическом плане, поэтому особую актуальность приобрела необходимость возрождения института семьи, подготовки молодого поколения к браку.

Список использованной литературы

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2007.

2. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2008.

3. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2010.

4. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование). - СПб.: Наука, 2006.

5. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 2009.

6. Сергеев Р.В., Ашурова Е., Хрупин С.И. Семейные ценности в сознании студенческой молодежи: социологический анализ. - 2011.

В настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения.

ВложениеРазмер
statyamicrosoft_word_-_kopiya.docx 17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Современная молодежь, ее взгляд на семью и семейные ценности.

Автор : Зайцева Ольга Юрьевна –Российская Федерация,г. Ликино-Дулево, Ликино-Дулевский политехнический колледж – филиал ГГТУ, преподаватель.

Author : Zaitseva Olga –Russian Federation,g. Likino-Dulevo Likino-Dulevo Polytechnic College – branch of University, lecturer.

Аннотация : в настоящей работе будет обсуждаться проблема демографии современного общества. Будут представлены ключевые аспекты проблемы создания современной семьи и деторождения. В заключении будет выявлено, что нужно предпринимать государству, чтобы вышеперечисленные проблемы были решены в ближайшем будущем.

Ключевые слова : молодежь, семья, брак, семейные ценности.

Key words : youth, family, marriage, family values.

В настоящее время глобальной проблемой в семейных отношениях является отказ девушек становится матерями, а молодых людей- отцами. Такое нежелание они списывают на отсутствие собственного жилья, маленький материальный достаток, боязнь брать ответственность за новую жизнь и банальное желание построить карьеру, а кто-то и вовсе уверяет, что не любит детей и хочет жить в свое удовольствие.

Кризис института семьи и брака в современном мире конечно же негативно сказывается на демографической ситуации в нашей стране. Такие взгляды могут рано или поздно привести к резкому спаду рождаемости и повышению смертности населения. Нашему государству необходимо продолжать поддерживать молодые семьи, разрабатывать новые социальные проекты, улучшать жизненный уровень многодетных семей, развивать медицину. Все это должно привести к повышению демографии в стране и изменить взгляд современной молодежи на семью.

1. Актуальные проблемы семей в России / Под ред. Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2006. – 223 с.

2. Гурко Т.А. Брак и родительство в России / Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2008. – 325 с.

4. Емалетдинов, Б.М. Проблемы безбрачия и распада семей / Б.М. Емалетдинов // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 21–49.

List of references:

1. Actual problems of families in Russia / Under the editorship of T. A. Gurko. – Moscow: Institute of sociology, RAS, 2006. – 223 p.

2. Gurko T. A. Marriage and parenthood in Russia / T. A. Gurko. – Moscow: Institute of sociology, RAS, 2008. – 325 p.

4. Emaletdinova, B. M., Problems of celibacy, and family breakdown / B. M. Emaletdinova // liberal arts in Russia. – 2013. – Vol. 2, № 1. – P. 21-49.


Устойчивость брака и семейных отношений будет зависеть от готовности молодых людей к семейной жизни, где приверженность к браку как к системе социальных и индивидуальных взглядов определяет эмоциональное положительное отношение к семейной жизни. Подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватного понимания семьи и брака в условиях существующей серьезной ситуации в области демографии является серьезной национальной проблемой, что и объясняет актуальность данного исследования.

Объектом рассмотрения в данной работе является подготовка молодых людей к семейной жизни, предметом - социально-педагогические особенности отношения к браку и добрачные отношения современной молодежи.

Целью исследования является теоретический анализ социально-педагогических проблем подготовки молодежи к семейной жизни.

определить возрастные особенности подготовки к семейной жизни;

определить основные пути решения социальных и образовательных проблем подготовки молодежи к семейной жизни;

проанализировать роль взаимоотношений в семье;

С точки зрения формирования личности, важным моментом психологической готовности молодых людей вступать в брак является его готовность задуматься над смыслом своих действий, то есть первым шагом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.

Существует целая система противоречий, возникшая между понятиями брака в процессе первичной социализации личности и требованиями, с которыми она сталкивается в своей будущей личной жизни. [10, с.35]

Семья оказывает наиболее сильное воздействие на поведение и выбор подростков. Большинство подростков хотели бы получить совет и поддержку от своих родителей. Однако за редким исключением родители не готовы обсуждать вопросы со своими детьми, которые растут и не уверены, какая информация должна быть предоставлена ​​детям.

В результате ряда причин, в сегодняшних подростках формируется деформированный, искаженный образ семьи.

Н. И. Шевандрин выделяет следующие факторы, которые способствуют образованию неадекватных установок в брачно-семейных отношениях молодого поколения: аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);неполный состав семьи; недостаточный уровень знаний и навыков родителей о воспитании своих детей; отрицательные отношения между родителями; конфликтные отношения в семье; вмешательство родственников в дела семьи и воспитание детей. [11, с.156]

З. Матейчик подчеркивает, что, несмотря на то, что отсутствие отца или матери семьи (с точки зрения социальной подготовки ребенка) является серьезным недостатком, иногда лучше не иметь родителя, чем иметь искаженный, отрицательный, отталкивающий пример. [4, с.49]

В. А. Сысенко формулирует основные принципы в подготовке к семейной жизни таким образом: моральный (осознание ценности брака, детей и т.д.); психологический (сумма психологических знаний, необходимых для вступления в брак); обучения (навыки и способности к воспитанию детей); санитарии и гигиены (гигиена брака и жизни); экономические и хозяйственно-бытовые. [9, с.227]

Следовательно, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой множество обширных взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, культурой и со средствами массовой информации, в результате которых реализуются осознания особенностей семейных отношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, навыков и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

Сухомлинский В.А. глубоко убежден, что семья должна быть начальной школой воспитания нравственных чувств у детей, а это значит - участвовать в формировании нравственных принципов и концепций, и развивать нравственные чувства, вырабатывать нравственные убеждения, формировать навыки и привычки поведения. Значительным вкладом в добрачное образование является созданная В.А. Сухомлинским теория воспитания духовно-нравственной готовности к любви и семейной жизни.

Общесоциальный, раскрывающий государственную политику в области брачно-семейных отношений и демографии, о важности семьи, идеологических ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.

Этический, который включает в себя следующее воспитание таких нравственных качеств, как: взаимное общение с представителями другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшему и младшему, необходимость воспитания детей, ответственность, преданность, честность, умеренность, доброту, соблюдение и осознание нравственных основ брака, отношения в семье, любви как нравственной основы брака; чувство долга перед своей женой (мужем), семьёй, детьми, культуры интимных чувств, правильных установок идеального мужа и жены, отца и матери.

Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с наиболее важными положениями Закона о семье, обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

Большинство экспертов в области образования и семейного воспитания, считают одним из основных условий устойчивого существования брака и семьи моральный дух людей, в том числе, прежде всего, в определенной степени осведомленности о моральных стандартах. Неоспоримость этой ситуации очевидна. Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в значительной степени определяет его деятельность и поведение в семье.

Зрелость у молодёжи наступает не в один момент и зависит от многих факторов.

Первый фактор представляет собой необходимость психологической готовности и способности исполнять роль мужа и жены, а потом отца и матери. Каждая социальная роль включает в себя определенные ожидания, которые относятся к ее исполнителю. Так что подготовка к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий (т. е. прав и обязанностей) и желание их выполнять. Фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение обязанностей.

Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре взаимодействия супругов требует добрачной образовательной подготовки для молодых людей. Молодые люди должны обладать определенными знаниями и навыками, необходимыми для семейной жизни. Таким образом, следует отметить, что многие молодые люди психологически и технологически готовы к реализации социальных функций супругов.

В добрачном воспитании молодого поколения, В. А. Сухомлинский считал необходимым воспитывать любовь и глубокое уважение к матери, разработке концепций и понятий идеального семьянина, о возрасте вступления в брак, бережном отношении к любви и к культуре поведения влюблённых, знакомству молодежи с основами воспитания, подготовку к осуществлению роли отца и матери, мужа и жены. Наиболее эффективным методом в данном случае служит пример родителей и других членов семьи.

После анализа изложенного теоретического материала можно сделать вывод, что в ходе подготовки молодежи к семейной жизни появляется зависимость от ряда факторов, одним из которых и является родительская семья, которая заложила основу для формирования их личной семейной ориентации.

Итак, в заключение можно сказать, что трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентирован на неудачи, антиобщественное поведение родителей, которые приходят в противоречие с тем, что он видит в других семьях. Усваиваемая в семье информация может отличаться от тех ценностей и норм, которые приняты в обществе и даже противоречить им. В семье, как правило, формируется своя социально – ценностная ориентация, которая и передаётся детям.

Сегодня наиболее активный период социализации молодого поколения происходит в сложных условиях экономической и политической нестабильности, сопровождающийся разрушением традиционных ценностей. И именно поэтому, в контексте социальных изменений семья призвана стать эффективным инструментом для создания новых ценностей и норм поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): семейная жизнь, ребенок, семья, отношение, брак, молодое поколение, подготовка молодежи, родитель, семейное воспитание, современная молодежь.

Читайте также: