Проверяемые безударные гласные в корне слова доклад

Обновлено: 28.04.2024

Цель: Показать ученикам разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции. Тренировать их в подборе проверочных слов.

Оборудование:

Ход занятия:

I. Оргмомент.

На доске написано:

СЛ ДЫ К ВЁР СТ НА

- ребята, а кто знает как правильно писать эти слова? (Следуют ответы детей). А давайте попробуем подобрать проверочное слово так, чтобы наши загадочные буквы стояли под ударением: слЕд, кОврик, стЕнка.

Затем делается вывод: в безударном положении гласные звучат нечётко. Чтобы при письме такого слова правильно выбрать гласную букву, нужно подобрать родственное слово, в котором на сомнительный гласный падает ударение, т.е. проясняет его:

след — следы, коврик — ковёр, стенка - стена и т.д.

Вывод: «Если гласная вызвала сомнение

В безударной позиции обычно сходно звучат гласные: а и о , е и и , е и я , и и я .

II. Работа у доски

Отобрать из данных ниже слов лишь те, которые являются
проверочными к выделенным словам в начале строки:

садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник;

лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы;

лиса — лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька;

снежок — снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник;

синеет — синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Образец:садовыйпосадка, садик.

Логопед объясняет, почему не все родственные слова являются проверочными.

III. Работа в тетрадях.

Перепишите слова, правильно вставьте безударную гласную, в скобках напишите проверочное слово.

С…ДЫ, СН…ЖОК, ПОС…НЕЛ, М…РЯК, С…ЛАЧ, Х…ТРЕЦ, Д…БРОТА, М…РЩИНА, Т…ШИНА.

IV. Физкультминутка.

Тренировка в подборе проверочных слов — игры с пере­кидыванием мяча (ученики указывают ударную гласную).

один - много вчера - сегодня

стена - стены платил - платит

сосна — сосны просил — просит

плечо, ядро, коза, вода. сказал, вязал, чертил, тащил.

много один сегодня вчера

дела — дело везёт — вёз

ряды - ряд цветёт - цвёл

грибы . пасёт - пас

поля, снега метёт, плетёт.

V. Работа в тетрадях .

Вставить безударную гласную в корне, подобрав проверочное
слово.

Образец:бой — боец.

. - м.ряк . - х.трец . - д.брота

. — с.лач . — б.лье . — м.рщина

. — н.члег . — тр.пье . — с.лонка

. — ст.рик . — т.шина …— в.ренье

VI. Игра.

На больших карточках написано:

ГР…ДА; Ц…НА; СК…ЛА; В…СНА; К…ЗА; СТР…ЛА; СТ…НА; С…СНА; М…СТА; З…МЛЯ; СТ…ЛЯР; С…ВА.

Даются буквы. Дети должны подобрать проверочные слова, выяснить правильную букву и поставить ее на месте пропусков.

Проверить надо все слова

Чтоб развеять все сомнения

Поставить звук под ударение!

(гряды, цены, скалы, вёсны, козы, стрелы, стены, сосны, место, земли, стол, совы)

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской формы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его слогов.

Понаблюдаем:

Выделение глас­но­го зву­ка в сло­ге силой голо­са, повы­ше­ни­ем его тона и дол­го­той зву­ча­ния — это уда­ре­ние в слове.

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лексемы:

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей слова:

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся безударным.

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные кор­ня — это глас­ные зву­ки, кото­рые не выде­ля­ют­ся голо­сом и тре­бу­ют про­вер­ки для пра­виль­но­го написания.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • за кр е п и́ть — кре́пкий;
  • по с о л и́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные слова
1. Один - много
р е ка - р е́ ки
1. Большой - маленький
тр о па - тр о́ пка
2. Много - один
к о лосья - к о́ лос
2. Маленький - большой
пл о щад­ка - пл о́ щадь
3. По вопросу:
О чём?
в л е су - о л е́ се
Что делал?
Что делает?
к а тил - к а́ тит
3. Назови ласково
зв е зда - зв ё здоч­ка
4. Какой? - Что?
з е лёный - з е́ лень
5. Что делал? - Что?
пл а тил - пл а́ та

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя способами:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные слова

  • по д а р и́ть — дар , по да́р ок;
  • по глощ а́ть — гло́т ка;
  • з е лён ый — зе́лень ;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му слова

  • п и с а́ть — пи́шет;
  • б о льш о́й — бо́льше;
  • стр а н а́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

В без­удар­ном поло­же­нии в корне сло­ва пишет­ся та же бук­ва, кото­рая высту­па­ет под уда­ре­ни­ем, если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му сло­ва или подо­брать одно­ко­рен­ное слово.

Примеры:

  • с и де́ть — си́дя;
  • посв я ти́ть — свя́тость;
  • посв е ти́ть — свет;
  • скр и пе́ть — скрип;
  • в е се́нний — вёсны;
  • пол о ска́ть рот — поло́щет;
  • пол а ска́ть ребен­ка — ла́ска;
  • ст о р о жи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • ум о ля́ть — мо́лит;
  • ум а ли́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́з и мь — зи́мний;
  • о́з е мь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые ударением.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­удар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные слова.

Понаблюдаем:

  • в оо бр а ж е́ние — дам волю в оо бр а же́нию, маль­чик с раз­ви­тым в оо бр а же́нием, пого­во­рим о в оо бр а же́нии;
  • в оо бр а ж е́ние — в оо бр а з и́ть, в оо бр а ж а́ть, в оо бр а ж а́емый, в оо бр а ж а́ла.

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких лек­сем име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в словарях.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му словарю.

Примеры

  • або­ри­ген, аромат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бордюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, виртуоз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастроли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дисциплина;
  • ини­ци­а­ти­ва, инициалы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобура;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, негодовать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оранжевый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, привилегия;
  • ста­кан, ста­ди­он, столяр;
  • табу­рет, тротуар;
  • фон­тан
  • элик­сир, этикетка.

Доклад. Правописание безударных гласных в корне.
консультация по русскому языку (3 класс) по теме


Доклад на методическом объединении

ВложениеРазмер
doklad_na_metod._bezud._glasnye.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы учителя начальных классов по предупреждению ошибок у младших школьников по правописанию безударной гласной в корне слова

На протяжении многих лет работы мне приходилось анализировать усвоение учащимися правописание безударных гласных в корне слова. Практика показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими это явление, считаю, являются следующие:

1.Неумение найти объект применения правила:

— Ребёнок не может выделить гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

2.Неумение практически пользоваться правилом:

— Ребёнок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нём оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения.

— Ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ, ПОЛЗТИ со словом УПАЛ;

— Ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, не могут подобрать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и другие.

— Ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам;

3. Недостаточно развиты грамматические умения и речевые навыки:

— Умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);

— Умение целенаправленно производить морфологический анализ, то есть вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма.

— Умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слов те, которые могут быть проверочными.

Виды упражнений, направленных на выработку навыков правописания безударных гласных в корне слова.

Упражнения в практическом применении правила правописания предполагают:

— Умение находить слова, написание которых регулируется данным правилом;

— Умение оперировать самим правилом, то есть находить проверочные слова (однокоренные или форму слова);

— Применять это правило в самостоятельных или творческих работах.

1 этап. Упражнения, направленные на нахождение объекта действия правила.

— Гласная находится в безударном положении.

— Безударная гласная находится в корне слова.

Развитию орфографической зоркости будут способствовать упражнения:

— направленные на нахождение ударной и безударной гласной в различных частях слова;

— на сопоставление произношения и написания ударной и безударной гласной;

— выделение слов, в которых написание безударных гласных регулируется изучаемым правилом (среди однокоренных слов, среди слов на ранее изучаемые правила, в предложениях, в связных текстах).

2 этап. Упражнения в практическом применении правила правописания.

В инструктивной части правила указывается на два способа проверки слов: изменение слова или подбор однокоренного. Следовательно, система орфографических упражнений должна помочь учащимся усвоить сущность того языкового явления, которое лежит в основе применения правила:

В безударном положении пишется та же гласная, что и под ударением;

Проверочным может быть однокоренное слово или форма слова, в котором гласная корня находится под ударением.

Таким образом, нужны упражнения, которые вооружат учеников знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделить это слово из имеющихся в его распоряжении ряда однокоренных слов или форм слова. Это такие упражнения:

— Сопоставление слов с ударными и безударными гласными в корне;

— Выбор проверочного слова из двух однокоренных;

— Выбор проверочного из нескольких однокоренных слов или форм;

— Подбор проверочных слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие предмета, а также форм этих слов.

— Различение проверочного однокоренного и проверочного, представляющего изменение формы этого же слова;

— Подбор нескольких проверочных слов.

3 этап. Упражнения в развитии речи в связи с изучением правописания безударных гласных в корне.

Важнейшими слагаемыми всей работы над навыком правописания является активизация и обогащение словаря ребёнка. Эта работа охватывает собой различные виды упражнений, связанных с уяснением и уточнением значения слова с выработкой умений в области словообразования и словоизменения. Упражнения, связанные с развитием речи учащихся не должны быть отдельным этапом в работе над данным правилом, они должны пронизывать всю систему упражнений в период изучения данной темы. Вот их основные виды:

— Упражнения в словообразовании, направленные на пополнение словарного запаса ребёнка рядом однокоренных слов. На умение оперировать значением слова при подборе однокоренных слов.

— Упражнения, связанные с работой над значением слова (многозначность, прямое и переносное значение, слова, близкие и противоположные по значению). Эти упражнения воспитывают у учащихся привычку вникать в значение слова, отграничивать однокоренные слова от слов, близких по значению (синонимов). Формируют навык употребления слов в соответствии с их значением, воспитывают навыки точной и выразительной речи.

— Упражнения в составлении словосочетаний и предложений.

— Упражнения, связанные с выполнением в процессе списывания или диктовки различных заданий, направленных на композиционную и стилистическую обработку текста.

Безударные гласные в корне слова

Безударные глас­ные в корне сло­ва — это неуда­ря­е­мые глас­ные, напи­са­ние кото­рых про­ве­ря­ет­ся под­бо­ром род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской формы.

Чтобы понять, что такое без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва, нач­нем с того, что сло­ва рус­ско­го язы­ка про­из­но­сят­ся с выде­ле­ни­ем голо­сом глас­но­го зву­ка одно­го из его слогов.

Понаблюдаем:

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние явля­ет­ся одной из фоне­ти­че­ских при­мет слов. Иногда толь­ко уда­ре­ние раз­ли­ча­ет лексемы:

Что такое безударные гласные корня?

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние может нахо­дить­ся на глас­ных зву­ках раз­ных частей слова:

Когда в сло­ве голо­сом выде­ля­ет­ся глас­ный звук любой дру­гой мор­фе­мы, кро­ме кор­не­вой, тогда глас­ный кор­ня ока­зы­ва­ет­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции, из-за чего слы­шит­ся неяс­но. Такой глас­ный кор­ня назы­ва­ет­ся безударным.

Русская орфо­гра­фия осно­вы­ва­ет­ся на мор­фо­ло­ги­че­ском прин­ци­пе пись­ма. Суть его состо­ит в том, что неза­ви­си­мо от зву­ча­ния в сло­ве сохра­ня­ет­ся еди­ное напи­са­ние мор­фем, кро­ме слу­ча­ев чере­до­ва­ния глас­ных и соглас­ных. Если исхо­дить из это­го прин­ци­па, то без­удар­ные глас­ные кор­ня пишут­ся все­гда оди­на­ко­во, то есть так же, когда они нахо­дят­ся под уда­ре­ни­ем и, соот­вет­ствен­но, слы­шат­ся чет­ко и ясно.

А как узнать, какую бук­ву в корне сло­ва сле­ду­ет напи­сать в без­удар­ном положении?

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Чтобы пра­виль­но напи­сать без­удар­ные глас­ные в корне, сле­ду­ет подыс­кать про­ве­роч­ное сло­во, в кото­ром сомни­тель­ный глас­ный ока­жет­ся в силь­ной фоне­ти­че­ской пози­ции — под ударением.

Понаблюдаем:

  • за кр е п и́ть — кре́пкий;
  • по с о л и́ть — посо́л, соль.

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Безударные глас­ные кор­ня мож­но про­ве­рить дву­мя способами:

1. подо­брать одно­ко­рен­ные слова

  • по д а р и́ть — дар , по да́р ок;
  • по глощ а́ть — гло́т ка;
  • з е лён ый — зе́лень ;

2. изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му слова

  • п и с а́ть — пи́шет;
  • б о льш о́й — бо́льше;
  • стр а н а́ — стра́ны.

Правило написания безударных гласных

Примеры:

  • с и де́ть — си́дя;
  • посв я ти́ть — свя́тость;
  • посв е ти́ть — свет;
  • скр и пе́ть — скрип;
  • в е се́нний — вёсны;
  • пол о ска́ть рот — поло́щет;
  • пол а ска́ть ребен­ка — ла́ска;
  • ст о р о жи́ть — сто́рож, сторо́жка;
  • ум о ля́ть — мо́лит;
  • ум а ли́ть зна­че­ние, роль — ма́лый;
  • о́з и мь — зи́мний;
  • о́з е мь — о зе́млю.

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют без­удар­ные глас­ные в корне слов, про­ве­ря­е­мые и не про­ве­ря­е­мые ударением.

Безударные гласные в корне слова, не проверяемые ударением

В неко­то­рых сло­вах без­удар­ные глас­ные в корне невоз­мож­но про­ве­рить уда­ре­ни­ем, даже если изме­нить грам­ма­ти­че­скую фор­му или подо­брать к ним одно­ко­рен­ные слова.

Понаблюдаем:

  • в оо бр а ж е́ние — дам волю в оо бр а же́нию, маль­чик с раз­ви­тым в оо бр а же́нием, пого­во­рим о в оо бр а же́нии;
  • в оо бр а ж е́ние — в оо бр а з и́ть, в оо бр а ж а́ть, в оо бр а ж а́емый, в оо бр а ж а́ла.

Это так назы­ва­е­мые бес­про­ве­роч­ные напи­са­ния. Среди таких лек­сем име­ют­ся искон­но рус­ские сло­ва, но в боль­шин­стве сво­ем эти сло­ва при­шли из дру­гих язы­ков. Их орфо­гра­фия зафик­си­ро­ва­на в словарях.

Правописание наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных слов сле­ду­ет про­сто запом­нить или в слу­чае затруд­не­ния обра­тить­ся к орфо­гра­фи­че­ско­му словарю.

Примеры

  • або­ри­ген, аромат;
  • баг­ро­вый, бор­до­вый, бордюр;
  • ватруш­ка, вине­грет, вести­бюль, виртуоз;
  • гори­зонт, гар­мо­ния, гастроли;
  • деле­га­ция, диа­па­зон, дисциплина;
  • ини­ци­а­ти­ва, инициалы;
  • ковар­ный, ката­стро­фа, кок­тейль, ком­по­нент, кон­фор­ка, кобура;
  • ладонь, лазур­ный;
  • мат­рос, моло­ко, медаль;
  • нава­жде­ние, негодовать;
  • оба­я­ние, обо­ня­ние, оранжевый
  • палит­ра, пали­сад­ник, пано­ра­ма, поли­кли­ни­ка, пара­метр, привилегия;
  • ста­кан, ста­ди­он, столяр;
  • табу­рет, тротуар;
  • фон­тан
  • элик­сир, этикетка.

Видеоурок

Правописание безударных гласных одна из самых трудных тем в системе обучения грамотному письму.

Сосны- сосна- Инна у сосны

Первоклассники запоминают эти ряды слов. У них постепенно вырабатывается потребность подбирать родственные слова.

Котенок- кот- котик

У девочки коса- косы

Подбор родственных слов сопровождается проговариванием.

Во втором классе обращаю внимание на:

Выделение учениками в словах не только безударного звука, но и слога;

На осознание факта несовпадения звука и буквы;

Умение обнаруживать в тексте орфограммы, то есть безударные слоги, безударные гласные;

Быстроту реакций у детей – изменение слова:

В результате многократных повторов таких сочетаний проверяемых и проверочных слов в памяти детей формируются ассоциации, школьник даже в слабой позиции фонемы слышит ее по аналогии с сильной позицией. Они устанавливают, что проверять нужно гласные буквы а, о, е, я, и в безударных слогах, а гласные у, ы, ю проверять ударением не нужно.

Проверка безударных гласных в 3 классе переходит на морфемную, морфологическую основу: безударные гласные в корне слова проверяются путем подбора родственных, однокоренных слов, в приставках и суффиксах – на основе других приемов, безударные окончания проверяются через форму падежа.

В корне слова – ветерок- ветер

В приставке- подружка, записка

В суффиксе- сад – садовник

В окончании – идет по дороге

Новым в 3 классе становится разграничение морфем: безударные гласные в корне, приставке, суффиксе, окончании. Основной темой 3 класса является корень, а также приставка. Безударные гласные в суффиксах усваиваются запоминанием.

Правописание безударных падежных окончаний существительных- эта тема изучается в 4 классе.

Обращаю внимание детей: нужно следить за тем, чтобы проверялись существительные той группы склонения и в том же падеже.

Самой трудной орфографической темой в начальной школе является правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Составляю таблицу спряжений глаголов и алгоритмы проверки.

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения, поэтому и школьникам, и взрослым людям нередко приходится прибегать к изучению и повторению различных правил, помогающих писать грамотные тексты.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое безударные гласные и какими они бывают. Разобравшись с этим, поговорим о правописании безударных гласных в корне слова, чтобы научить вас излагать самые разнообразные тексты без орфографических ошибок.

Безударные гласные в корне слова — определение понятия

Безударные гласные в корне – это гласные, на которые не падает ударение при произношении. В слове они могут находиться в суффиксе, приставке, окончании или корне.

Поскольку на такие гласные не падает ударение, то возникает недопонимание, какую именно гласную писать в слове, поскольку может слышаться одна гласная, а писать требуется другую.

Вода — слышится как в[а]да. Что писать — о или а ?

Проверяют такие гласные, используя слова с таким же корнем и изменяя их грамматическую форму. Задача заключается в том, чтобы подобрать такое слово, в котором на искомую гласную падало бы ударение.

Существительное в единственном числе ставят в множественное (и наоборот) или подбирают к нему подходящее имя прилагательное ( вода – во́дный, зелёный – зе́лень ). Некоторые безударные гласные нельзя проверить, о них будет рассказано далее.

Важно запомнить, проверка обязательна. Если буква вызывает сомнение, непонятно какую гласную стоит писать, обязательно ставьте её под ударение.

Разновидности безударных гласных и их правописание

Безударные буквы встречаются во всех словообразовательных морфемах, о чём уже говорилось выше. Они бывают:

  1. Проверяемыми . Для проверки используют ударение.
  2. Непроверяемыми . Такие гласные нельзя проверить. Их запоминают, учат наизусть.
  3. Чередующимися . Как и в предыдущем пункте, необходимо выучить правила для таких гласных.

С проверяемыми легко иметь дело. Зная способы проверки, никогда не ошибёшься. А вот с непроверяемыми и чередующимися придется несколько сложнее.

Проверяемые безударные гласные

Проверяемые буквы можно написать правильно, сделав их ударными. С этой целью подбирают родственное слово, в котором буква будет выделена голосом или изменяют грамматическую форму части речи.

Проверяемые буквы без ударения есть в корнях, состоящих из нескольких гласных и согласных, при произношении которых бо́льшая часть гласных звуков занимает слабую фонетическую позицию, а один из них особым образом выделяется при помощи голоса. Пример:

При проверке нужных букв пользуются орфографическим правилом, также озвученным ранее – если написание безударной гласной вызывает сомнение, то к слову, в котором она фигурирует, подбирается проверочная часть речи в другой грамматической форме, родственное слово, в котором эта же проверяемая является ударной.

Непроверяемые безударные гласные

К сожалению, не все буквы можно проверить, подобрав к ним то же слово, но в другой морфологической форме или просто поставив часть речи под ударение. В словах, в которых гласная является непроверяемой, подбор однокоренных слов или частей речи в иной морфологической форме не срабатывает. Ударения в этом случае статичны и не перемещаются:

Слова с непроверяемыми гласными придётся запоминать, а если это слишком сложно, то, при случае, обращаться за помощью к орфографическому словарю. Чтобы вы в общих чертах понимали существующее разнообразие слов с непроверяемыми гласными, ниже мы приведём лишь малую их часть:

  • абориген; делегация; инженер; молоко;
  • нотариус; обаяние; тротуар; шофёр.

Как видите, самые обычные слова с безударными гласными.

Если к слову с безударной буквой не получается подобрать проверяющее слово, всегда пользуйтесь орфографическим словарём.

Чередующиеся безударные гласные

Если букву невозможно проверить, пишут ту, что воспринимается на слух или пользуются словарем. Также, можно заглянуть в специальную таблицу чередующихся гласных. Найти её можно в учебнике русского языка.

Правила написания безударных гласных

При написании слов следует помнить о таких правилах, как:

  • Не все гласные проверяются изменением морфологической формы или постановкой под ударение;
  • Есть безударные непроверяемые и чередующиеся гласные;
  • Безударные непроверяемые невозможно проверить в силу того, что в содержащих их словах ударение статично и падает всегда на одну и ту же букву. Непроверяемые гласные, а точнее содержащие их слова, нужно искать в словарях или запоминать, как они пишутся, с какой буквой;
  • Чередующиеся гласные и корни слов, в которых они встречаются также можно запомнить , а можно выучить условия чередования .

Итак, главное правило, касающееся проверяемых безударных гласных, состоит в том, что их можно проверить, непроверяемые, соответственно, проверить нельзя, чередующиеся проверяют, используя правила чередования.

Пример разных видов безударных гласных:

Вот и все простые правила, которые помогут лучше понять, какая именно буква стоит в корнях слов и не допускать грубых ошибок при написании разных частей речи.


Чтобы не сомневаться, как правильно написать гласную в слове, нужно запомнить несколько правил. В этой статье разберемся, какие гласные называют безударными и рассмотрим все три вида: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Поехали!

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произнесении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

Читайте также: