Теория диффузии инноваций т хегерстранда доклад

Обновлено: 25.04.2024

Что такое диффузия инноваций — это теория, согласно которой люди в обществе по–разному реагируют на изменения. Эту теорию можно использовать, чтобы предсказать реакцию на внедрение инноваций.

Что такое диффузия инноваций

Это теория, согласно которой люди в обществе по–разному реагируют на изменения. Эту теорию можно использовать, чтобы предсказать реакцию на внедрение инноваций.

Зачем нужна диффузия инноваций

Зная про эту модель вы можете более эффективно управлять изменениями. Например, в бизнесе диффузия инноваций используется, чтобы определить целевую аудиторию на разных этапах развития бизнеса.

Как использовать диффузию инноваций

Это зависит от ваших целей. Если вы предприниматель и у вас новый продукт, о котором еще никто не знает — вам нужно будет сначала найти ранних последователей и завоевать их доверие. И только потом вы сможете привлекать в клиентов более консервативную аудиторию.

Диффузия инноваций

В этом тексте разберем суть этой теории, типологию людей, и как все это применять в бизнесе на практике.

В чем суть теории диффузии инноваций

Основная идея этой теории (или модели, или концепции — как хотите) заключается в том, что в человеческом обществе можно выделить разные группы людей, в зависимости от того, как они реагируют на новые идеи.

Теория диффузии инноваций была создана с целью понимания того, что влияет на скорость развития инноваций — будь то новая идея, технология или продукт.

Идеи диффузии инноваций можно использовать, чтобы понять, как можно внедрить инновацию быстрее и легче.

Согласно теории диффузии инноваций, скорость развития инновации зависит от особенностей людей. Если инновация является правильной, воспринимается правильными людьми в правильное время — то скорость распространения оказывается выше.

Причем в разные моменты времени влияние разных групп людей различается. Кто–то подхватывает инновацию в самом начале, кто–то присоединяется позже, а кто–то подключается только тогда, когда инновация становится нормой (это мы обсудим ниже).

Конечно, из теории могут быть выведены и другие значимые идеи. Вообще, она изначально разрабатывалась как социологическая теория. Но нас интересует в первую очередь значимость этой теории для бизнеса и стартапов, поэтому мы будем разбирать именно те аспекты теории, которые связаны со скоростью развития инноваций.

Материалы тренингов LeadStartup

Элементы теории диффузии инноваций

В этой теории можно выделить несколько важных элементов. Разберем ниже эти элементы.

ИнновацияЕсли вы покажете велосипед тому, кто его не видел — для него это тоже будет инновация.

Конечно же, первым элементом является инновация. Что же это такое?

Идею, практическая деятельность или объект, которые воспринимаются как нечто новое отдельным лицом или другой единицей внедрения

Любые идеи, технологии или продукты распространяются по каким–то каналам. Они не внедряются в головы людей сами собой.

Люди как–то общаются, коммуницируют. И в результате — инновация и мысли о ней передаются другим людям.

В бизнесе самый очевидный пример этого распространения — это маркетинг. Можно заплатить денег, и ваша идея начнёт свое распространение по головам людей.

ВремяЭто понятно — нас интересует именно то, как быстро распространяется инновация и от чего это зависит.
Группы людейОт того, какие люди воспринимают инновацию и работают с ней, зависит то, насколько быстро она будет развиваться. Это ключевой элемент, его подробно мы разберем ниже.

Итак, ключевые элементы теории диффузии инноваций — это сами инновации, каналы их распространения, время и — люди.

Причем люди — ключевой элемент распространения, диффузии. Именно от людей зависит, будет ли инновация развиваться и жить, или же она окажется ненужной и умрет.

Типы людей (пользователей) в теории диффузии инноваций

Вот мы и подобрались к самому интересному — к тому, какие бывают люди (группы людей), как по–разному они реагируют на инновации.

  • Инноваторы
  • Ранние последователи (или первопроходцы)
  • Раннее большинство
  • Позднее большинство
  • Отстающие

Разберем ниже каждую группу детально и выделим её ключевые элементы.

Инноваторы (Innovators)Инноваторы — это те люди, которые стоят в авангарде любых начинаний. Им нравится все новое.

Новые вещи могут быть даже в чем–то хуже имеющихся привычных аналогов, но это не проблема, а преимущество для инноваторов. Им может даже нравится то, что продукт несовершенен.

Вот какие особенности имеют инноваторы в теории Эверетта Роджерса:

  • Жажда нового и уникального. Этим ребятам хочется пробовать новое и разнообразное. Очень хорошо, если это что–то уникальное — так они могут выделиться на фоне остальных.
  • Гибкие, открытые опыту. Быстро начинают пользоваться новым продуктом, и так же быстро его бросают, если появляется что–то еще более новое.
  • Экспериментаторы. Готовы проверить любую инновацию на практике. Даже если это скорее всего не самая лучшая технология или продукт.
  • Высокий социальный статус и доход. Эти люди имеют много денег и такой статус, который никуда не денется, чем бы эти пользователи не пользовались. Именно поэтому они психологически могут себе позволить любые, даже самые экстравагантные инновации.

По статистике оказывается, что таких людей примерно 2,5% в обществе.

В бизнесе нужно быть осторожнее, если вы хотите ориентироваться на таких клиентов и пользователей. Обратите внимание на открытость опыту — это значит, что хотя вы и быстро сможете завоевать их внимание, так же вероятно, что ваш продукт им быстро наскучит.

Также именно первопроходцы могут дать обратную связь вашему продукту на этапе прототипа.

Таких людей по статистике 12,5%. Они готовы пользоваться инновацией, если она решает их важные проблемы, и если она обладает достаточным количеством свойств и качеств (хотя бы на уровне MVP — минимально значимых качеств продукта).

Это та группа людей, которую необходимо захватить, если вы хотите, чтобы инновация имела успех. Будь то новый бизнес, новый продукт, новая идея или новая технология.

Вот некоторые важные характеристики таких людей по теории диффузии инноваций:

  • Не хотят рисковать. Отдают предпочтение проверенным и показавшим свою надежность и полезность вещам.
  • Готовы слушать советы и рекомендации тех, кто уже пользовался продуктом.
  • Осваивают инновацию довольно медленно и осторожно. Они экспериментируют — но не быстро и дерзко, как инноваторы, а аккуратно и последовательно.

Чтобы инновация обрела успех, ей нужно захватить внимание раннего большинства. Чтобы это сделать, нужно, чтобы первопроходцы хорошо оценили инновацию и начали процесс диффузии (распространения).

Если все сделать правильно, то инновация захватит внимание раннего большинства, и это будет большим успехом.

Конечно, после любого успеха может начаться спад…

Позднее большинство (Late Majority)Таких людей, как и группы раннего большинства, примерно 35%.

Они имеют очень низкую толерантность к риску. Им нужны вещи, проверенные годами. И могут пройти годы, прежде чем они начнут пользоваться продуктом — тогда, когда ваша инновация укрепится достаточно плотно, чтобы стать нормой.

Это немного грустно — это довольно большое количество людей, которые вряд ли примут вашу инновацию на ранних этапах, когда поддержка особенно нужна. Они сядут в последний поезд — тогда, когда все остальные уже покажут, что инновация работает и ей можно пользоваться.

Но согласно теории диффузии инноваций, и у этой категории людей есть важная функция. Они поддерживают имеющуюся инновацию тогда, когда она уже начинает устаревать.

Это значит, что даже если ваша инновация начнет терять актуальность на поздних этапах ее жизни — например, с возникновением новых технологий, или конкурентов — то позднее большинство — именно те люди, которые останутся с вами.

А пока они вас поддерживают, вы можете заниматься разработкой новых инноваций.

Особенности этого класса:

  • Социальный статус и доход ниже среднего.
  • Потребность в стабильности и комфорте.
  • Следование старым привычкам.
  • Медлительность в принятии решений.
Отстающие, опаздывающие (Laggards)Эти люди отказываются применять инновацию до последнего. У них крайне высокая потребность следовать привычкам, высокий страх перед новым или просто нежелание что–либо менять.

Собственно, они могут принять инновацию только при условии, что это необходимо.

Грубо говоря, такие люди не примут инновацию, пока жизнь их не заставит это сделать.

Диффузия инноваций и практика. Как всем этим пользоваться?

Использовать теорию диффузии инноваций можно по–разному, в зависимости от ваших задач.

Мы в LeadStartup фокусируемся прежде всего на работу с бизнесом и инновациями в бизнесе, поэтому рассмотрим именно этот аспект практики.

Разберем ниже, как можно использовать теорию диффузии инноваций в вот этих сферах:

  • Создание продукта и формирование стратегии
  • Маркетинг
  • Клиентский сервис
Создание продукта и формирование стратегииТеория говорит о том, что на разных этапах жизни нового продукта вашей аудиторией будут разные люди.

Прежде чем создавать продукт, подумайте, на кого он нацелен? Кто будет пользоваться им?

Если он нацелен на инноваторов, вполне вероятно, что вам придется создавать новые продукты очень часто, чтобы заинтересовать эту аудиторию.

И наоборот, если вы фокусируетесь на позднее большинство, то вероятно, вам будет трудно вводить нововведения в ваш бизнес без значимых колебаний спроса на ваши продукты.

Маркетинг в соответствии с принципами диффузии инновацийТеория может помочь вам решить вопросы, связанные с маркетинговыми взаимодействиями с вашими клиентами. А именно — понять, каким должно быть ваше ценностное предложение, упаковка вашего продукта, > Маркетинг и позиционирование должны быть разными в зависимости от того, на каком этапе развития находится ваш продукт.

Если вы только начинаете развитие продукта, вам нужны инноваторы. Именно они поддержат ваш продукт тогда, когда он есть еще только у вас в голове или на листочке бумаги.

Ранние последователи, или первопроходцы, могут помочь вам с обратной связью при использовании инновационного продукта. То есть, вы сможете докрутить его так, чтобы он стал круче, и раннее большинство его подхватило и начало им пользоваться.

Ранние последователи, помогут и с самим процессом диффузии инновации — распространением вашей инновации в обществе. Главное — удовлетворить их потребности, что не так уж сложно, так как они жаждут того решения, которое вы им предлагаете, у них горящие глаза и они активно вовлекаются в ваш продукт, потому что у них есть яркие потребности и боли.

Вы можете делать маркетинг лучше, ориентируясь на теорию диффузии инноваций, в частности — на предлагаемую Эвереттом Роджерсом типологию людей.

Клиенсткий сервисКлиентский сервис, в том числе подразумевающий продажи, может кардинально измениться, если в голове держать эту теорию.

У разных клиентов разные потребности. Если вы понимаете, что речь идет о пользовании инноваций, типология Эверетта Роджерса не должна быть проигнорирована.

Клиент, который относится к раннему последователю, значительно отличается от раннего большинства. Представитель раннего большинства очень сильно отличается от представителя позднего большинства.

Ранние последователи хотят от вас внимания, новых функций, возможности давать обратную связь и тесно взаимодействовать с вашим бизнесом. Представители раннего большинства хотят определенности от продукта, отзывов, примеров использования, инструкций, хорошего дизайна. Представители позднего большинства хотят надежности, проверенности временем, большого количества вовлеченных участников.

Соответственно, будет ошибкой игнорировать потребности тех клиентов, на которых у вас сейчас идет фокусировка. И наоборот, если вы будете их учитывать, субъективно клиенты будут оценивать ваш сервис как отличный и качественный — потому что ваше исполнение реализуется в соответствии с их ожиданиями и желаниями.

Заключение и рекомендацииИтак, мы рассмотрели теорию диффузии инноваций.

Мы затронули саму суть теории. Она заключается в том, что инновации распространяются по–разному в зависимости от условий и того, на каком этапе находится развитие инновации.

Если использовать знания на практике, это ускоряет развитие инновации, будь это новый продукт, новая идея или технология.

Мы рассмотрели и типологию этой модели, в которой выделяется пять типов людей, в зависимости от их реакции на инновацию. Они имеют разные потребности, и вам нужно учитывать их, чтобы помочь вашему новшеству развиваться

Если вы, как и мы в LeadStartup, интересуетесь в первую очередь применением этой концепции в бизнесе, начните с того, чтобы определить для себя, на каком этапе находится ваш продукт или проект, и сформулируйте стратегию развития, опираясь на элементы теории.

Проанализируйте также, какая у вас аудитория. От этого может зависеть эффективность как вашего маркетинга, так и сервиса и стратегии продаж.

Клиентцентрированный бизнес — это успешный бизнес, и теория диффузии инноваций позволит вашему бизнесу стать более клиентцентрированным за счет более точного попадания в потребности и ожидания ваших клиентов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

кинуть.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Студентка 1 курса

Факультет экономики и управления

Теория диффузии инноваций Т. Хагерстранда

Машиностроение — главная отрасль мировой промышленности, на него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции. Среди отраслей промышленности машиностроение — наиболее трудоемкое производство. Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.
Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горношахтного оборудования, котлостроение и др.).
В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран - США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония - 15%, ФРГ - около 10% , Франция, Великобритания, Италия, Канада. В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
В группу лидеров мирового машиностроения входят также Россия (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — Швейцария, Швеция, Испания, Нидерланды и др. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, на технически несложных, невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - Южная Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур, Индия, Турция, Бразилия, Аргентина, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
Машиностроение подразделяется на общее, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и др. отрасли, транспортное машиностроение и электротехнику, включая электронику. Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (выделяются Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.
Мировые лидеры в области электротехники и электроники - США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.
Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет и включает в настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны - Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Китай, Турция, Индия, Малайзия, Польша.
В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.
Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила Японию и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.
Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы — США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.
В территориальной структуре мирового машиностроения выделяют четыре главных региона — Северную Америку, зарубежную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и СНГ.
На Северную Америку (США, Канада, Мексика, Пуэрто-Рико) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В международном разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др.
На страны Европы (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион представлен машиностроением всех видов, но особо выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ — крупнейший экспортер в регионе и мире продукции общего машиностроения.
Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона -относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона — Япония — вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.
Особый регион мирового машиностроения образуют страны СНГ. Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Особенно большое развитие получили здесь отрасли военно-промышленного комплекса, авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.
За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

"Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические, биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана".

Ресурсы Мирового океана — природные элементы, вещества и виды энергии, которые добываются или могут быть добыты непосредственно из вод, прибрежной суши, дна или недр океанов.

Мировой океан — огромная кладовая природных ресурсов. Биологические ресурсы — рыба, моллюски, ракообразные, китообразные, водоросли. Около 90% добываемых промысловых объектов — рыба. На шельфовую зону приходится более 90% общемирового улова рыбы и нерыбных объектов. Наибольшая часть мирового улова добывается в водах умеренных и высоких широт Северного полушария. Из океанов самый большой улов дает Тихий океан. Из морей Мирового океана самыми продуктивными являются Норвежское, Берингово, Охотское, Японское.

Минеральные ресурсы Мирового океана — это твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. В прибрежно-морских россыпях содержатся цирконий, золото, платина, алмазы. Недра шель-фовой зоны богаты нефтью и газом. Основные районы нефтедобычи — Персидский, Мексиканский, Гвинейский заливы, берега Венесуэлы, Северное море. Шельфовые нефтегазоносные районы есть в Беринговом, Охотском морях. Из подводных недр добывают железную руду (у берегов острова Кюсю, в Гудзоновом заливе), каменный уголь (Япония, Великобритания), серу (США). Главное богатство глубоководного ложа океана — железомарганцевые конкреции.

Морская вода также является ресурсом Мирового океана. Она содержит около 75 химических элементов. Из вод морей извлекают около 1/3 добываемой в мире поваренной соли, 60% магния, 90% брома и калия. Воды морей в ряде стран используются для промышленного опреснения. Крупнейшие производители пресной воды — Кувейт, США, Япония.

Энергетические ресурсы — принципиально доступная механическая и тепловая энергия Мирового океана, из которой используется главным образом приливная энергия. Приливные электростанции имеются во Франции в устье реки Ране, в России — Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове. Разрабатываются и частично реализуются проекты использования энергии волн и течений.

При интенсивном использовании ресурсов Мирового океана происходит его загрязнение в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых. Особую угрозу представляет нефтяное загрязнение и захоронение в глубоководных частях океана токсичных веществ и радиоактивных отходов. Проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации использования его ресурсов и предотвращению дальнейшего загрязнения.

Свободные экономические зоны Китая.

Китай – это огромная по территории страна, занимающая первое место в

мире по числу жителей (1,2 млрд. чел), обладающая самыми значительными в

мире минеральными ресурсами, КНР в 80 –90 гг. добилась больших успехов в

развитии экономики, выйдя на второе место в мире (после США) по общей

стоимости ВВП. Вскоре после смерти Мао Цзедуна в КНР был провозглашен курс

Составной частью экономических реформ Китая стала «политика

китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с

зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.

Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке

Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в

современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже

действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем

около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полностью

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип

декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е

гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех

инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а

также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%,

внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%.

3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до

1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение

5. Включение обширных национальных регионов.

6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.

7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям

Основные цели создания СЭЗ:

. привлечение иностранного капитала, передовой техники и

технологии, овладение опытом управления, подготовка

. увеличение экспортной валютной выручки;

. стимулирование реформы, предварительная "обкатка" ее

. эффективное использование природных ресурсов;

. стимулирование развития экономики страны в целом, передача

передовой зарубежной технологии и опыта управления во

внутренние районы страны;

. создание "буферов" в связи с возвращением Гонконга (1997

г.) и Макао (1999 г.);

. мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

. обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где

находятся спецзоны всех типов [6]

На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как

объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное

географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга,

Макао и Тайваня; на Хайнане - наличие благоприятных природных ресурсов для

развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные:

курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для

иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны

для развития зон.

Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:

1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных

инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения,

прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных

корпораций, способных на создание крупномасштабных, технически

современных предприятий пока направляются главным образом в

другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении со

средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.

2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая

квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.

3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на

темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание

СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних

4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.

5. Дефицит сырья и энергии.

6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.

7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации

занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создаваемым

СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде

оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по

завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП;

более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.

Основные группы отраслей мира

1. Старые – возникли во времена промышленных переворотов

2. Новые – определили развитие НТП в первой половине XX в.

3. Новейшие – возникли в эпоху НТР, отрасли высокой технологии

Сдвиги в размещении промышленности мира
ПРИЧИНА: уменьшение доли старых и увеличение доли новейших отраслей.

Важна ориентация теории на исследование человека в его повседневной, обыденной деятельности. При изучении пространственно-временной деятельности людей принято исходить из следующей системы ограничений:

- ограниченная продолжительность жизни каждого человека;

- ограниченные возможности человека участвовать одновременно более чем в одном виде деятельности;

- факт наличия продолжительности каждого вида деятельности;

- факт расходования времени на передвижение между точками в пространстве;

- ограниченная вместимость пространства;

- ограниченные размеры земного пространства;

- факт наличия у любой ситуации корней в прошлом.

Они раскрываются в строгой системе понятий. Используются следующие понятия.

Структура окружения (среды) - система альтернативных видов деятельности и ресурсов для их обеспечения (возможности работы, социальных контактов, обслуживания и т.д.). Структура окружения относительна для каждого человека. Ее состав, в значительной степени зависит от его психических особенностей, культурного уровня и благосостояния.

В зависимости от масштаба времени определяются повседневное окружение (географическое пространство пределов, которых индивид может достичь в рамках суточного цикла жизнедеятельности) и жизненное окружение (арена действий индивида в течение его жизни).

Формой описания индивида в пространстве-времени является путь (траектория), берущий начало в точке рождения и заканчивающейся в точке смерти данного индивида. Это одно из центральных понятий. Оно отражает факт непрерывности в последовательной смене ситуаций. Выделяются суточная, недельная и жизненная траектории.

В окружающем траекторию индивида пространстве и времени, выделяются колеи доступности (трубки). Их радиусы отражают способность индивида передвигаться и общаться с внешним миром. Первое кольцо доступности заключает пространство, находящееся в пределах непосредственной досягаемости. Второе - определяется параметрами слуха и зрения. Третье - заключает в себе все точки пространства, где индивид может побывать в течение дня, а также его жилище.

Используется понятие острова, под которым понимается пространство передвижения индивида в течение дня, за пределы которого он не может выходить, при условии обязательного ежевечернего возвращения домой. Его пределы колеблются в зависимости от доступных человеку транспортных средств.

Благодаря учету временного параметра, деятельность индивида рассматривается не в двумерном, а трехмерном пространстве и времени. Благодаря этому, вместо понятия острова получается понятие призмы человеческой жизнедеятельности.

Под станцией понимается точка в пространстве, где индивидом совершается длительная остановка для участия в процессе общественной деятельности или потребления. Понятие гибкое. Станцией является город, в котором живет индивид, место его работы и т.д.

Teрмином ''domеin'' обозначается другое понятие. На русский язык термин переводится как владение, имение, область, сфера. Но дословный перевод не раскрывает полностью сути обозначенного понятия. Поэтому разумно использовать термин без его буквального перевода. Под домэйном понимается пространственно-временная ячейка, в пределах которой предметы и события находятся под контролем данного индивида или группы. Примером домэйна может служить рабочий стол, жилище и т.д. Некоторые из них сохраняются силой привычки, другие системой юридических положений. Существует иерархическая связь домэйнов.

Под связкой деятельности понимаются объединения людей, механизмов и материалов, возникающие в определенное время, определенном месте и с определенной целью. Значительная часть связок имеет строгую пространственно-временную локализацию.

Фундаментальное значение имеет понятие проекта, охватывающее всю совокупность видов деятельности, индивидов и параметров, которые должны участвовать в достижении какой-либо определенной цели.

Т. Хегерстрандом введено и другое столь же общее понятие - диорамы. Диораму можно рассматривать как своего рода ''живой ландшафт'', включающий людей, являющихся инициаторами проектов, с их внутренним миром. Понятие диорамы практически не ограничено в объеме и может отождествляться с понятием общества. Жизнедеятельность людей в рамках диорамы определяется ''задающим темпом'' (временными доминантами с четкой ритмичностью, например, деятельностью предприятий, школ, поездов и прочих объектов, имеющих фиксированное время функционирования).

Проблемами было исследование диффузии нововведений, миграций населения и роста городов. Сторонники теории изучили также такие проблемы как разрастание сети шведских городов, развитие новой застройки в городах, распространение информации и многое другое. Для целей территориального планирования в Швеции и ряде других стран ведутся исследования пространственной доступности медицинских и культурных заведений. Анализируется способность отдельных лиц выполнять ежедневные трудовые операции в различных районах города, влияние повседневной деятельности на различные виды передвижения в разных районах города и т.д. Делаются попытки применить подход ''временной'' географии к исследованию регионов и эволюции ландшафтов.

ТЕОРИИ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ (Т. Хеггерстаанд)


ТЕОРИИ ДИФФУЗИИ ИННОВАЦИЙ (Т. Хеггерстаанд)


Торстен Хеггерстаанд — шведский географ, автор теории пространственной диффузии инноваций. В 1960г. в Лунде состоялась международная конференция, посвящённая моделированию развития городов, после которой идеи Хеггерстаанда стали "разноситься по миру". В 1967г. его книга была переведена на английский язык и издана в Чикаго под названием "Диффузия инноваций как географический процесс".


Диффузия инновации процесс, средством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответственного хозяйствующего субъекта. Другими словами, диффузия - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новейших условиях либо местах внедрения.


Что связываем с диффузией инноваций? это этап инновационного процесса, в ходе которого происходит массовое распространение материализованных знаний в виде новых продуктов или технологий, полученных на предыдущих этапах инновационного процесса. это процесс, посредством которого инновация распространяется по коммуникационным каналам во времени и в пространстве среди участников социальной системы.


Распространение инновации это информационный процесс, форма и скорость которого зависит от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их возможностей к практическому использованию данной информации и т. п. Это обусловлено тем, что хозяйствующие субъекты, действующие в настоящей экономической среде, проявляют неодинаковое отношение к поиску инноваций и разную способность к их усвоению. Объектами диффузии инноваций являются: - новый или усовершенствованный продукт; - новый или усовершенствованный технологический процесс.


Основные положения теории могут быть сведены к следующему: Территориальная диффузия инноваций имеет определенные законы распространения и может быть смоделирована Диффузия инноваций является решающим фактором в определении социального эффекта (прежде всего, миграционного) для центр-периферийных отношений Скорость диффузии зависит не от геометрического расстояния, а от трансляционной способности отдельных городов, через которые она осуществляется, от того, насколько интенсивны и эффективны там контакты между людьми


Виды диффузии: Диффузия - распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.). Согласно теории, диффузия может быть трех типов: 1) диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения) 2) диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) 3) смешанный тип.

Читайте также: