Философия как познание и образ жизни доклад

Обновлено: 06.05.2024

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Содержимое работы - 1 файл

Философия как образ жизни +.docx

Философия — это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение — это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему приходится взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика — в том, что они позволяют предельно широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события и при этом руководствоваться в своих действиях краеугольными для данной цивилизации ценностями.

Исследуя мир в целом и положение человека в нем, философия выполняет мировоззренческую функцию, общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы он соответствовал человеку? Каким должен быть сам человек, чтобы соответствовать миру? Достоин ли мир того, чтобы в нем жить? Достоин ли сам человек того, чтобы выступать от имени жизни, понимает ли он ее ценность?

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические и материалистические в зависимости оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается.

Несомненной заслугой современной философской мысли является выдвижение ее представителями новых ценностей. К ним относятся общегуманистические, экологические ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его здоровья и счастья не так важен уровень жизни, как ее качество. Оно определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными отношениями в обществе, социальным равенством.

1. Философия как образ жизни

Произведения Платона - это диалоги, беседы его учителя Сократа с: друзьями. В этих беседах, как правило, обсуждается вопрос: что есть справедливость? что такое мужество? что такое прекрасное? что такое знание? и т.д. В ходе беседы выясняется, что обычные традиционные представления противоречивы и неясны, у различных людей существуют различные мнения об одном и том же предмете. Сократ раскрывает эту внутреннюю противоречивость обыденных представлений. В беседе с одним из самых богатых афинян Критобулом Сократ доказывает, что это именно он, Сократ, достаточно богат, а Критобул очень беден, так что Сократу даже жаль его. Критобул смеется и спрашивает, сколько Сократ может выручить, продав свое имущество. Сократ отвечает, что, наверное, раз в сто меньше, чем Критобул может выручить за свое. Но богатства Сократа хватает для того, чтобы у него было все в достаточном для него количестве, а для роскошного образа жизни Критобула не хватило бы и втрое больше того, что он имеет.

Так постепенно выясняется относительная ценность таких вещей, как богатство, здоровье, красота и т.д., которые полезны человеку, если он умеет пользоваться ими разумно, но могут принести несчастья и вред, если пользоваться ими неразумно. Именно разум выставляется как истинная и абсолютная ценность для индивида, разум, который постигает сущность вещи и позволяет человеку действовать в соответствии с этой сущностью, который сдерживает и обуздывает страсти, направляет к истинному благу и справедливости.

В общем, это и есть работа философии: изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь, требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия - это попытка понять, что самое важное в жизни, к чему надо стремиться. Она дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще.

Человек, склонный к философствованию избирает смыслом своей жизни переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования, изменение отношения человека к миру. Результатом этой работы мышления является новое представление человека о мире и о самом себе, новое мировоззрение. Философия - это самоизменение, самосовершенствование человека, изменение сознания и самосознания.

Философия - это наука. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему философия - это теоретическое мировоззрение, система взглядов. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеке. Важно подчеркнуть, что для философского мышления характерно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Проблема “мир -- человек” является, по сути, универсальной, выступает как абстрактное выражение практически любой философской проблемы и может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Без знаний, нельзя стать философом, но этого нельзя достичь и с помощью одних лишь знаний. По мнению И.Канта, ". мудрость. вообще-то больше состоит в образе действий, чем в знании. ". Подлинный философ, на его взгляд,-- это философ практический, наставник мудрости, воспитывающий учением и делом. Потому так важна нравственная сторона философского мировоззрения. Философия в самом высоком ее значении воплощает в себе, по Канту, идею совершенной мудрости. Она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностями людей, прежде всего - с нравственными ценностями. И.Кант писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". А самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье, достоинство, высокий нравственный долг.

С развитием науки и формированием научной картины мира – детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания, ставил своей целью отказ от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза.

Содержание

1. Философия и наука – проблема сосуществования.

2. Философствование в структуре личности

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Философия и философствование.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

1. Философия и наука – проблема сосуществования.

2. Философствование в структуре личности

Список использованной литературы

С развитием науки и формированием научной картины мира – детерминистской, упорядочивающей все явления и процессы, право философии быть самостоятельной наукой подверглось сомнению. Например, позитивизм как философское направление, согласно которому позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) познания, ставил своей целью отказ от философии ("метафизики") в качестве познавательной деятельности, оставляя ей лишь функцию обобщения и прогноза. Поэтому целью данного реферата будет выяснение вопроса об особенностях философского мышления и значения философии для системы научного знания.

В соответствии с поставленной целью можно сформулировать две задачи исследования:

определить взаимоотношения философии и науки, выделить основные различия научного и философского видения мира;

выявление качеств, которые требуются для философствования, особенности философии в структуре личностного мировоззрения.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описывается сущность взаимоотношений философии и науки, особенности философского видения мира, в третьем излагается сущность философствования как особого, личностного отношения к миру, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы.

1. Философия и наука – проблема сосуществования

В истории человечества право философии на самостоятельное существование как научной дисциплины не раз подвергалось сомнению. Однако, по моему мнению, подобные сомнения не обоснованны. Философия не противостоит ни науке, ни искусству, ни практике. С каждой из трех сфер деятельности человека философия находится в теснейшей координации. Наука, искусство, практика более фрагментарны, чем философия. Наука имеет дело с истиной, ценности искусства и практики хотя и не преданы забвению, но отодвинуты в сторону. Сходным образом ведут себя деятели искусства и практики. В первом случае под светом юпитеров оказывается красота, во втором - добро, все остальное затенено. Философия же избегает фрагментарности, последняя противопоказана ее природе. Философия есть реализация полноты жизни человека. Она объединяет ценности истины, красоты и добра в единое целое. В этом состоит ее особенность, как способа духовного освоения мира.

Иногда задают такие вопросы: что лучше - философия или наука, философия или искусство, философия или практика? Подобные вопросы неправомерны. Дело в том, что философия, наука, искусство, практика взаимодополняют друг друга, они имеют различные назначения, реализуют различные функции. Философия ведет себя подобно многоборцу в легкой атлетике, который уступает в беге бегунам, в прыжках прыгунам, в метаниях метателям, но, тем не менее, неплохо смотрится в беге, прыжках и метаниях, а в гармоничности развития ему нет равных. Философ - это многоборец в деле единства истины, красоты и добра.

В идеале философия должна быть высокоемкой как в научном, так и в эстетическом и этическом отношениях. Но реализовать этот идеал очень трудно, ибо у каждого из философов обычно доминирует одна сторона их творчества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что среди различных философских направлений мы встречаемся: с научно-ориентированной философией (такова философия Аристотеля, Декарта, Гегеля, Гуссерля, многих современных философов из числа так называемых аналитиков); с эстетически-ориентированной философией (такова философия Бердяева, Шопенгауэра, Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, многих современных философов из числа герменевтов и постмодернистов); с практически-ориентированной философией (такова философия Канта, Маркса, Пирса).

Второй период: происходит специализация знаний, формирование все новых конкретных наук, их отделение от философии. Одновременно шло развитие философии как особой области знания, ее размежевание с конкретными науками. Этот процесс длился многие века, но наиболее интенсивно происходил в XVII-XVIII веках. Но даже в этот период наука и философия не разделялись. Философия рассматривалось как знание, полученное с помощью разума. Она противопоставлялась знанию, содержащемуся в Святом Писании.

Третий период: происходит окончательное формирование и отделение от философии конкретных научных дисциплин. Начавшийся в XIX веке третий период переходит затем в XX век. Это время, когда многие теоретические задачи, до сих пор решавшиеся лишь в умозрительной философской форме, наука уверенно взяла на себя. А попытки философов решать эти задачи прежними способами оказываются все более наивными, безуспешными. Все яснее сознается, что универсальную теоретическую картину мира философия должна строить не чисто умозрительно, не вместо науки, а вместе с наукой, на основе обобщения конкретно - научных знаний. Это остро ставит на повестку дня проблему научности самой философии.

Провозглашается, что зрелая наука — сама себе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решать запутанные философские вопросы, мучившие умы в течение столетий. Позитивизм в дальнейшем широко распространяется среди ученых.

Среди профессиональных философов различных стран такие взгляды сегодня уже не очень популярны. Но они еще бытуют среди специалистов конкретных областей знания и практики, выдвигающих в заслугу своей позиции примерно такие аргументы: у философии нет ни одной своей предметной области, все они со временем попали в ведение конкретных наук; у нее нет экспериментальных средств и вообще надежных опытных данных, фактов, нет четких способов отличить истинное от ложного, иначе споры не растягивались бы на века. Кроме того, в философии все расплывчато, неконкретно, наконец, не видно ее воздействия на решение практических задач.

Философия возникает как разумное, доказательное, теоретическое знание. Одновременно это мудрость - знание о самом ценном и важном для человека, знание высшей цели, смысла человеческого существования. Философия, как и наука, имеет теоретическую форму, но философия не наука. Она рождается и живет как самосознание человека, самосознание культуры в целом, как познание человеком самого себя, своего места в мире, поиск смысла, истинных целей человеческого существования.

2. Философствование в структуре личности

ФИЛОСОФИЯ КАК ПОЗНАНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ - тема научной статьи по философии из журнала Вопросы философии

К ИТОГАМ XXIII ВСЕМИРНОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА

Философия как познание и образ жизни

А. Н. ЧУМАКОВ, А. Д. КОРОЛЕВ

Авторы рассматривают итоги работы XXIII Всемирного философского конгресса.

Authors consider results of work of the XXIII World philosophical congress.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Всемирный философский конгресс, философия как познание, философия как образ жизни.

KEY WORDS: The World Congress of Philosophy, philosophy as inquiry, philosophy as way of life.

4-10 августа 2013 г. в Афинах (Греция) состоялся XXIII Всемирный философский конгресс "Философия как познание и образ жизни", организаторами которого были Международная федерация философских обществ (the International Federation of Philosophical Societies) и Греческий организационный комитет (the Hellenic Organising Committee), который был образован Греческим философским обществом (президент - Иоаннис Потта-кис). Президентом МФФО и президентом Конгресса был Уильям Л. Макбрайд, президентом Греческого организационного комитета - Константинос Будурис. Председателем Программного комитета Конгресса и председателем Исполнительного комитета Конгресса был Дермот Моран.

Согласно официальной статистике Греческого организационного комитета, в работе Конгресса приняли участие 3114 философов из 100 стран. От Греции участвовали 678 человек (358 мужчин и 320 женщин); из России приехали 334 докладчика (161 мужчина и 173 женщины), чьи выступления были включены в официальную программу Конгресса, а абстракты опубликованы; вместе с гостями от России на Конгрессе присутствовало 467 человек. Третье место заняли США - 224 докладчика (174 мужчины и 50 женщин), четвёртое место - Китай (185 человек). Далее следуют Индия - 144, Германия - 106, Мексика -101, Япония - 101, Испания - 83, Бразилия - 79, Италия - 77, Аргентина - 66, Канада - 62, Турция - 59, Польша - 49, Колумбия - 44, Франция - 42, Финляндия - 38, Румыния - 36, Тайвань - 33, Израиль - 27, Австралия - 24, Корея - 24, Швейцария - 23, Нидерланды -22, Португалия - 22, Украина - 19, Дания - 18, Латвия - 18, ЮАР - 17, Австрия, Казахстан, Перу, Уругвай и Швеция - по 16 человек, Чили - 15; Бельгия, Великобритания и Норвегия - по 13 человек; Ирландия и Венесуэла - по 12; Нигерия - 11, Азербайджан и Филиппины - по 10; Кипр - 9 человек. Остальные 55 стран - менее 9 человек от каждой страны.

© Чумаков А.Н., Королев А.Д., 2014 г.

Официальная статистика подтвердила, что из зарубежных делегаций Россия занимала первое место по количеству человек, принявших участие в работе Конгресса, а также по количеству докладчиков, включённых в программу Конгресса и прочитавших свой доклад.

В материалах Конгресса1 опубликовано 3137 абстрактов представителей 84 стран. Рабочими языками Конгресса были английский, французский, русский, немецкий, испанский, китайский, греческий.

Всемирные философские конгрессы проводятся с 1900 г. один раз в пять лет, русский язык всегда является одним из официальных языков конгресса. XXIII Всемирный философский конгресс проходил на родине философии в год, когда весь мир отмечал 2400 лет со дня открытия Академии Платона, внесшей значительный интеллектуальный вклад в историю далеко не только Европы. Достижения греческой философии заложили фундамент европейской цивилизации и культуры. Как отметил в своём обращении к участникам Конгресса Константинос Будурис, "вероятно, это самый подходящий момент, здесь, в Афинах, обратиться к проливающим свет истокам философии, чтобы с чутким вниманием прислушаться к наследию греческих философов, актуализируя его для открытия новых перспектив миссии и работы философии нашего времени".

Церемония открытия проходила под открытым звездным небом в знаменитом древнегреческом амфитеатре Ироду Аттику (Odeum of Herodes Atticus) на южном склоне Афинского Акрополя. Звуки живой классической музыки вызвали глубокое волнение у каждого из присутствовавших участников конгресса. Значимость события подчеркивалась вниманием со стороны греческих властей и СМИ. С приветственными речами выступили президент Греческого организационного комитета профессор К. Будурис, президент Конгресса профессор У. Л. Макбрайд, мэр города Афины профессор Георгиос Каминис, глава региона Аттики Яннис Сгурос. Открыл конгресс Премьер-министр Греции Антонис Самарас. У.Л. Макбрайд подчеркнул в своём выступлении, что конгресс рождает чувство общности у настоящих философов, приехавших со всех концов земного шара, позволяет возродить веру в то, что философия является наставницей нашей жизни. После этого состоялся грандиозный концерт Афинского симфонического оркестра с участием Афинского сводного муниципального хора и ансамбля танцев. Открытый древний театр с высеченными из камня сидениями, чистейшее голубое афинское небо, тепло, исходящее от величественных колонн и мрамора, великолепная музыка и стремительные греческие танцы создавали неповторимую ауру, незабываемое состояние души, сопричастность к вечности и гармонии.

Греческие СМИ и Euronews освещали события проходившего Всемирного форума. К сожалению, в России данное мероприятие не вызвало интереса ни со стороны официальных лиц, ни со стороны СМИ (за исключением единственного упоминания в РИА-

1 XXIII World Congress of Philosophy "Philosophy as Inquiry and Way of Life": Abstracts (Athens, 04-10 August 2013). Athens: Militos Publications, 2013. 818 p. Общие итоги XXIII Всемирного философского конгресса (мнения и суждения его участников) см. в журнале "Вестник РФО" № 3 (67), № 4 (68) за 2013 г.

Основные мероприятия Конгресса проходили в Школе философии Афинского университета, в университетском кампусе Зографос. Школа философии считается одним из самых больших философских факультетов мира. Аудитории факультета позволяют проводить одновременно до 60 крупных мероприятий в одном монументальном здании, в котором свободно размещалось более трёх тысяч участников, многочисленных волонтеров и гостей конгресса. Работа конгресса начиналась с 9 утра и заканчивалась в 8 вечера, после чего можно было принять участие в открытии художественных выставок или в театральных спектаклях на философскую тематику. Заседания разбивались на двухчасовые сессии, так что за один день можно было принять участие в работе нескольких секций конгресса.

Уровень конгресса определялся не только количеством участников, но и выступившими с докладами философами мирового масштаба: Юрген Хабермас (Германия), Умберто Эко (Италия; к сожалению, из-за болезни он не смог приехать, текст его доклада был зачитан), Константинос Будуридис (Греция), Эвандро Агации (Италия - Мексика), Иоанна Ку-чуради (Турция), Кристин Шрадер-Фречет (США), Воркине Келбесса (Эфиопия), Дзюни-ти Мурата (Япония), Александер Ниэмас (США), Дермот Моран (Ирландия), Лука Мария Скарантино (Италия), Георгиос Анагностопулос (США - Греция), Джон МакДауэлл (Южная Африка - США), Ханс Ленк (Германия), Хулиана Гонсалес (Мексика), Томас Кальво (Испания), Томас Робинсон (Канада), Деметриос Маттопулос (Греция), Дагфинн Фолле-сдаль (Норвегия - США), Чэнь Лай (Китай) и многие другие.

Россия была представлена сотрудниками Института философии Российской академии наук, деканами философских факультетов, профессорами, доцентами, аспирантами и студентами вузов подавляющего большинства регионов страны от Калининграда до Владивостока. В конгрессе приняли участие академики РАН А.А. Гусейнов, В.С. Степин и В.А. Лекторский, члены-корреспонденты РАН И.Т. Касавин и Б.Г. Юдин, профессора М.Т. Степанянц, И.К. Лисеев, А.Н. Чумаков, Н.С. Автономова, М.Д. Щелкунов, Э.А. Тай-сина, В.С. Диев, В.В. Целищев, Р.Г. Апресян, В.Г. Федотова, Б.И. Пружинин, В.Г. Горохов, Е.О. Труфанова, А.Ф. Яковлева, М.И. Билалов, Т.В. Бернюкевич, Л.Е. Гринин, В.Н. Порус, Н.М. Смирнова, В.Н. Шевченко, К.М. Долгов, В.И. Кудашов, В.В. Мантатов, А.В. Масли-хин, В.В. Павловский, Л.А. Тронина, И.С. Бакланов, И.В. Вишев, Л.А. Дёмина, В.М. Диа-нова, В.Ф. Дружинин, З.И. Иванова, Л.И. Кирсанова, Н.Н. Кожевников, Г.Г. Коломиец, В.И. Красиков, Б.И. Кудрин, Т.В. Кузнецова, В.А. Кутырев, М.М. Кучуков, О.В. Малюко-ва, Е.М. Махаров, Т.В. Панфилова, А.Г. Пырин, М.С. Солодкая, Г.В. Сорина, Л.Г. Титова, Г.Ф. Трифонов, Г.С. Широкалова, Ю.В. Ярмак, писатель М.И. Веллер, президент ТД "Биб-лио-Глобус" Б.С. Есенькин и многие другие. Русская школа выделялась фундаментальностью исследований и глобальным взглядом на актуальные проблемы современности.

Несколько секций Конгресса возглавляли учёные из России: Андрей Лебедев руководил секцией "Древнегреческая философия - досократовская философия" (секция 21), Борис Юдин - "Биоэтика" (секция 3), Мариэтта Степанянц - "Сравнительная и межкультурная философия" (секция 8), Борис Пружинин - "Философские традиции в Европе" (секция 34), Александр Чумаков - "Философия развития" (секция 48), Валентина Федотова - "Философия глобализации" (секция 51), Виталий Горохов - "Философия техники" (секция 64), Рубен Апресян - "Философия ценностей" (секция 68). Впервые на конгрессе была секция "Русская философия" (секция 71), которой руководил Алексей Козырев (МГУ имени М.В. Ломоносова). Специальной сессией "Рациональность как культурная ценность" руководил Владислав Лекторский, а Илья

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

ДАХИН АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, КОРОЛЁВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ, ЧУМАКОВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ — 2013 г.

Познание в философии – это, в первую очередь, приобретенные знания человека о мире вокруг, о законах окружающего его мира. Кроме этого, познание в философии – это житейские знания, знания человека о самом себе.

Теория познания

Познание в философии

Познание в философии – это полученные человеком знаний об окружающем мире и самом себе. Тему изучали философы древней Греции и Рима, однако сам термин был введен лишь в 1854 г. шотландским профессором Дж. Феррером.

Субъект и объект познания

Элементами процесса постижения являются субъект и объект. Субъект — это тот, кто осуществляет процесс познания на практике. Объект – это то, на что направлено познавательная деятельность субъекта.

Например, человек, как индивид, является субъектом, а его внутреннее самосознание, которое он познает всю жизнь, является объектом.

Основные виды познания

Теоретическая структура познания, как предмета философии, состоит из видов постижения, добытых практическим путем, которые по определенным критериям были выделены в конкретные группы.

Формы познания

Основные виды познания:

Житейское - основано на наблюдении и кругозоре человека. Согласовано с жизненным опытом. Основу вида составляют здравый смысл. Житейский вид разный у каждого поколения, потому что на него влияет научный прогресс, развитие культуры.

Рациональное - строится на трех формах: понятие, суждение и в конце происходит умозаключение.

Интуитивное - структуру интуитивного познания составляет.

Интуиция при первом контакте с предметом - мгновенное чувство.

Интуиция, основанная на интеллектуальном аспекте.

Интуиция, полученная зрительным способом.

Древняя Греция и Древний Рим

Платон

Познание по Платону

Согласно Платону, все, что доступно для процесса постижения, можно разделить на две формы:

Чувственное восприятие, которое помогает на первом этапе познавать предметы, хоть и не всегда достоверно.

Познание с помощью ума – способ, помогающий узреть истину.

Эпикурейцы

Познание по Эпикуру

Филон Александрийский

Филон Александрийский считал, что конечным фактом нашего знания является то, что мы ничего не знаем. Согласно ему человек никогда не узнает настоящую истину.

Философия Филона Александрийского

Объект, который он подразумевает как истину, на самом деле лишь ее проблеск среди хаоса вероятностей.

Плотин

Плотин, как и Платон, считает, что познать истину можно двумя способами:

с помощью чувств;

при помощи умственных способностей.

Философия Плотина

Однако согласно Плотину, чувство нельзя считать первоначальным постижением, а все варианты умственного познания не могут привести к чему-то единому.

Каждый предмет – это Единое, и имеет Душу. Если постижения Души и Единого совпадают, то в конечном результате и происходит истинное постижение объекта.

Типы познания - их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Типы познания

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем.

Мифологическое познание

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог.

Религиозное познание

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом.

Научное познание

Сущность научного познания выражается в:

разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

точном обобщении всех фактов;

том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем.

Философское познание

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире. Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Чувственное познание

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия.

Моторное познание

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа - действие.

Заключение

Как и в древнем мире, современные философы и ученые пытаются найти и познать настоящую истину. Возможно ли человеку вообще ее познать?

На самом деле сущность изучения теоретической части познания в философии претерпела небольшие изменения, как и практическая часть.

Человечество продвинулось в научном плане, но эти функции не очень помогают постижению. Познание доступно только самому человеку.


Читайте также: