Круговорот веществ в природе 3 класс окружающий мир доклад

Обновлено: 18.05.2024


В 3 классе ребята узнают о природных круговоротах. Статья поможет вспомнить известный материал, узнать новое и подумать о знакомых явлениях.

Какие бывают круговороты?

В мире существует множество круговоротов, часть присущи природе, часть – человеческой деятельности. В таблице представлены 3 самых известных круговорота веществ в природе.

Тип круговорота

Продолжительность

Начнем с биологического, который часто называют великим круговоротом жизни.

Великий круговорот жизни

В природе взаимодействуют 3 типа организмов: производители (растения), потребители (животный мир), разрушители (грибы, бактерии).

Например, олень питается травой, в его желудке бактерии перерабатывают траву, отходы жизнедеятельности попадают в почву, где грибы и другие бактерии их разлагают вместе с отмершей травой и опавшей листвой. В результате образуется перегной, который обогащает почву, делает ее плодородной. Чем плодороднее почва, тем больше растений вырастет.

Великий круговорот жизни, схема

Рис. 1. Великий круговорот жизни, схема.

В современных грибных теплицах устраивают цеха, которые производят компост (перегной) из соломы. На этом компосте определенное время растут шампиньоны, затем его отдают в хозяйства, где занимаются зерновыми культурами. Эти хозяйства обеспечивают теплицы соломой.

Геологический круговорот

Извержение вулкана

Рис. 2. Извержение вулкана.

Постепенно породы остывают, под действием ветра и воды разрушаются. Так образуются скалы причудливой формы на берегах морей. Со временем скалы превращаются в обломки разного размера, песок, глину. Часть останется на пляже, часть смоют волны. Пройдут миллионы лет, эти участки начнут погружаться в глубины планеты, переплавятся там и в виде расплавленного материала по гигантским трещинам поднимутся к поверхности. В результате появится новый вулкан или проснется прежний.

Человек добывает железную руду и выплавляет из нее сталь. Из стали производятся машины, рельсы, трубы и другие изделия. Когда они приходят в негодность, их можно вновь переплавить и получить новые вещи. Для этого не требуется вновь добывать железную руду.

Круговорот воды

Круговорот воды не имеет начала и конца. Дождь (снег, град) пополняет водоемы, откуда вода испаряется и вновь выпадает дождем.

Водный круговорот связывает биологический и геологический круговороты. Вода разрушает горные породы, часть песка и глины входят в состав почвы. Почва – основа жизни растений и животных. Из растений древнего леса 300-350 млн лет назад сформировались огромные залежи каменного угля.

Круговорот воды в природе, модель

Рис. 3. Круговорот воды в природе, модель.

Участие человека

Участие современного человека в круговороте веществ в природе часто приводит к проблемам. Вырубка лесов, осушение болот, горы мусора – все это нарушает экологическое равновесие. Для исправления ситуации требуется много средств и времени, а также объединенные усилия многих стран.

Что мы узнали?

В 3 классе ребята узнают о природных круговоротах. Статья поможет вспомнить известный материал, узнать новое и подумать о знакомых явлениях.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Какие бывают круговороты?

В мире существует множество круговоротов, часть присущи природе, часть – человеческой деятельности. В таблице представлены 3 самых известных круговорота веществ в природе.

Тип круговорота

Продолжительность

Начнем с биологического, который часто называют великим круговоротом жизни.

Великий круговорот жизни

В природе взаимодействуют 3 типа организмов: производители (растения), потребители (животный мир), разрушители (грибы, бактерии).

Например, олень питается травой, в его желудке бактерии перерабатывают траву, отходы жизнедеятельности попадают в почву, где грибы и другие бактерии их разлагают вместе с отмершей травой и опавшей листвой. В результате образуется перегной, который обогащает почву, делает ее плодородной. Чем плодороднее почва, тем больше растений вырастет.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 1. Великий круговорот жизни, схема.

В современных грибных теплицах устраивают цеха, которые производят компост (перегной) из соломы. На этом компосте определенное время растут шампиньоны, затем его отдают в хозяйства, где занимаются зерновыми культурами. Эти хозяйства обеспечивают теплицы соломой.

Геологический круговорот

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 2. Извержение вулкана.

Постепенно породы остывают, под действием ветра и воды разрушаются. Так образуются скалы причудливой формы на берегах морей. Со временем скалы превращаются в обломки разного размера, песок, глину. Часть останется на пляже, часть смоют волны. Пройдут миллионы лет, эти участки начнут погружаться в глубины планеты, переплавятся там и в виде расплавленного материала по гигантским трещинам поднимутся к поверхности. В результате появится новый вулкан или проснется прежний.

Человек добывает железную руду и выплавляет из нее сталь. Из стали производятся машины, рельсы, трубы и другие изделия. Когда они приходят в негодность, их можно вновь переплавить и получить новые вещи. Для этого не требуется вновь добывать железную руду.

Круговорот воды

Круговорот воды не имеет начала и конца. Дождь (снег, град) пополняет водоемы, откуда вода испаряется и вновь выпадает дождем.

Водный круговорот связывает биологический и геологический круговороты. Вода разрушает горные породы, часть песка и глины входят в состав почвы. Почва – основа жизни растений и животных. Из растений древнего леса 300-350 млн лет назад сформировались огромные залежи каменного угля.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 3. Круговорот воды в природе, модель.

Участие человека

Участие современного человека в круговороте веществ в природе часто приводит к проблемам. Вырубка лесов, осушение болот, горы мусора – все это нарушает экологическое равновесие. Для исправления ситуации требуется много средств и времени, а также объединенные усилия многих стран.

Что мы узнали?

1. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.

Модель, показывающую великий круговорот в природе, можно выполнить в виде рисунка или коллажа. Мы покажем все виды организмов, участвующих в этих процессах.

Пример модели круговорота веществ в природе:

Круговорот веществ в природе

Слева покажем растения, организмы-производители. Над ними покажем животных — организмы-потребители. Справа покажем грибы и бактерии, это организмы-разрушители. И внизу покажем перегной, питательный слой почвы, на котором растут растения. Из перегноя они получают нужные им для роста вещества.

Связи между этими организмами покажем стрелочками.

Обсудим!

1. Представьте, что на Земле исчезло какое-ни­будь из звеньев круговорота. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

а) расте­ния;

б) животные;

в) грибы и бактерии;

г) почва.

Что будет, если исчезнут на Земле растения?

Если исчезнет растительность, некому станет производить питательные вещества из воды и углекислого газа, а значит животным нечего будет есть и они вымрут. А далее погибнут многие из бактерии, которые питаются исключительно на животных.

Что будет, если на Земле исчезнут животные?

Если они исчезнут, то некому станет потреблять питательные вещества, производимые деревьями или травами, а значит начнут вымирать некоторые грибы и бактерии, которым нечего будет разрушать. Растения будут получать меньше минеральных солей. Вымрут те из них, чьё распространение и размножение зависит от животных.

Но в целом, природа сможет приспособиться к отсутствию животных и великий круговорот пойдёт тогда по короткому пути. На нашей схеме этот путь показан стрелкой от производителей к разрушителям.

Что будет, если на Земле исчезнут грибы и бактерии?

Если исчезнут грибы и бактерии, некому станет разрушать органические останки, и растения окажутся лишены минеральных солей, а значит большая их часть быстро вымрет. А следом вымрут животные, которым будет нечего кушать.

Что будет, если на Земле исчезнет почва?

Если не будет почвы, не на чём станет расти растениям, неоткуда им окажется брать минеральные соли, нигде не смогут жить микроорганизмы и грибы. Нарушится сразу несколько звеньев круговорота, и все живые организмы постепенно вымрут.

Проверь себя

1. Перечисли звенья круговорота веществ.

  • Первое звено: растения. Производители органических веществ.
  • Второе звено: животные. Потребители органических веществ.
  • Третье звено: грибы и бактерии. Разрушители органических останков.

2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?

Только растения могут производить органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому они названы производителями.

Животные потребляют вещества, произведённые растениями. Поэтому они названы потребителями.

3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?

Разрушителями называют грибы и микроорганизмы, бактерии. Эти организмы разрушают мёртвые останки других объектов живой природы.

4. Какова роль почвы в круговороте?

Почва — это плодородный слой, в котором находятся минеральные питательные соли, необходимые для роста травы и деревьев.

Задание для домашней работы

По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте жизни на земле.

Все живые организмы на Земле связаны между собой.

Растения обладают важной способностью получать, производить новые органические соединения, используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ. То есть производят пищу для всех других организмов.

Ими питаются животные, и потому их называют потребителями. Даже хищники, поедающие других животных, зависят от растительности. Ведь если не будет травы, деревьев, плодов, не окажется и животных, которых едят хищники. Так лев Симба не сможет съесть антилопу, если антилопа не поест травы.

Растения и животные умирают, они оставляют после себя останки жизнедеятельности. Эти останки разрушают грибы и микроорганизмы, превращая их в неорганические вещества — минеральные соли. Эти соли жизненно необходимы растениям для роста и развития.

Накапливаясь в почве, останки растительности и животных, а также различные соли, образуют питательный слой, который называется перегноем.

На перегное возникает новая растительность, и круговорот начинается заново.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ 3 класс.pptx

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Великий круговорот жизни Учитель начал.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок окружающего мира в 3 классе Тема: Великий круговорот жизни Учитель начал.

Найдите лишний гриб. Объясните, почему вы так думаете. Масленок, опята, пога.

Найдите лишний гриб. Объясните, почему вы так думаете. Масленок, опята, поганка. Сморчок; это весенний гриб, растет в лиственных лесах. Груздь и рыжик растут в хвойных лесах, созревают в конце лета. Поганка; это ядовитый гриб. Подберезовик, подосиновик, белый гриб. Подосиновик, так как у него красная шляпка. Или белый гриб, так как он на срезе не чернеет.)

- Что такое грибница? - Какие правила сбора грибов вы выполняете? - Из чего с.

- Что такое грибница? - Какие правила сбора грибов вы выполняете? - Из чего состоит гриб?

На какие группы можно разделить живую природу? Расте­ния Грибы Животные По.

На какие группы можно разделить живую природу? Расте­ния Грибы Животные По каким признакам различают растения и животных? В зеленых клетках растений происходит фотосинтез, они запасают органические вещества. Животные потребляют органические вещества, сами производить их они не умеют.

Можно ли грибы назвать растением? Нет, так как у них нет хлорофилла, они не.

Можно ли грибы назвать растением? Нет, так как у них нет хлорофилла, они не образуют органических веществ. Гри­бы потребляют готовые органические вещества, но в отличие от животных они пищу не заглатывают, а всасывают ее.

Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся, Головой кивнул три раза, По.

Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся, Головой кивнул три раза, Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке пошел, Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик! Физкультминутка

Основу круговорота составляют три группы организмов: 1) организмы-производит.

Основу круговорота составляют три группы организмов: 1) организмы-производители …………… 2) организмы-потребители …………….. 3) организмы-разрушители (животные) (грибы, бактерии). Производители: осока, осина. Потребители: утка, лось, бабочка, росянка, стриж, стрекоза, человек. Разрушители: подберезовик, бактерии, жук-навозник.

Бактерии - микроскопические организмы, которые можно рассмотреть только под.

Бактерии - микроскопические организмы, которые можно рассмотреть только под микроскопом. Многие из них подвижны, так как имеют один или несколько жгутиков. Жгутики вращаются, и бактерии передвигаются. Питаются они в основном органиче­скими веществами. Живут бактерии везде: в пресной и соленой воде, в воздухе, в почве, в продуктах питания, в организме лю­дей, животных, растений. Молочнокислые бактерии питаются сахаром, который есть в молоке. Они превращают молоко в про­стоквашу, а сливки — в сметану. Также они квасят овощи. Бо­лезнетворные бактерии вызывают разные болезни в организме человека. Почвенные бактерии разлагают органические вещества но минеральных, и их используют растения. Бактерии гниения вызывают порчу и гниение продуктов питания.

Роль почвы в круговороте Огромную роль в круговороте жизни играет почва. Вы.

Рефлексия Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звень­ев кругово.

Рефлексия Представьте, что на Земле исчезло какое-нибудь из звень­ев круговорота веществ. Опишите, что будет происходить, если исчезнут: - растения травоядные животные (не станет пищи, кислорода) (растений станет много, они не смогут расти, исчезнут хищники); хищные животные (травоядные съедят все растения); грибы и бактерии (никто не будет разрушать тела умер­ших, начнутся эпидемии); (не сможет образовываться перегной, а из перегноя — соли, которыми питаются растения). - почва

- Назовите основные звенья круговорота веществ. Подведение итогов урока Вывод.

- Назовите основные звенья круговорота веществ. Подведение итогов урока Вывод: все живые организмы и почва - участники единого кру­говорота веществ на нашей планете

Читайте также: