Политическая власть история и современность доклад

Обновлено: 02.07.2024

Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Политическая власть – особая разновидность социального взаимодействия политических субъектов, а также специфическая форма социальной коммуникации между субъектами и объектами политической деятельности по поводу получения, хранения, воспроизводства и модификации политической информации с целью выработки адекватных или неадекватных политическим ценностям общества решений.

Власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа.

Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.

Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.

Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка. И этот этатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединения разнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественного бытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первую очередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступает универсальная и автономная государственность. Это — конфликт между государственностью и регионализмом, государственностью и национальными культурными традициями, государственностью и социальными общностями.

И поэтому характер российского общества в отличие от западноевропейского определяется не столько соглашением подданных и государственной власти об обоюдном соблюдении законов, сколько молчаливым сговором об обоюдной безнаказанности при их нарушении. Поэтому в российской цивилизации, где стороны перманентно нарушали законы, государство выступало не примиряющим, а усмиряющим началом, а подданные — безмолвствующим большинством или бунтарями.

Таким образом Россия перешла от эволюционного к мобилизационному типу развития, который осуществлялся за счет сознательного и насильственного вмешательства государственной власти в механизмы функционирования общества.

Мобилизационный тип развития представляет собой один из способов адаптации социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира и заключается в систематическом обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам для достижения экстраординарных целей, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.

Государственная власть играла в истории России двойственную роль. С одной стороны, она превратила Россию в великую державу, при этом перманентно прибегая к антигуманным средствам управления, зачастую от имени народа уничтожая многие тысячи и даже миллионы людей.

С другой стороны, в России сама государственная власть становилась непосредственной причиной кризиса государственности и даже развала государства. За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой смуты 1598—1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917—1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Отчужденность общества и государственной власти во многом объясняет то равнодушие, с которым российское общество воспринимает падение политических режимов, и ту способность русских людей отвернуться от власти в трудную для нее минуту, и ту их готовность проявить себя самым неожиданным и радикальным образом на крутых поворотах истории. Так было и в начале XVII века, и во время свержения самодержавия в России, и в период крушения коммунистического режима в СССР.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Особенностью кризиса легитимности государственной власти в России, является утрата национально-государственной идеи, или эта идея перестала выполнять присущие ей функции: 1) быть социально-интегрирующим фактором; 2) служить оправданием существующего политического режима и социального порядка; 3) формулировать консолидирующие цели общества. В целом же урегулирование кризисов легитимности должно строиться с учетом конкретных причин снижения поддержки политического режима в целом или его конкретного института, а также типа и источника поддержки.

Легитимность политической власти в СССР, например, определялась рядом факторов, которые сплачивали советский народ и оправдывали действия власти. Таким важнейшим фактором являлась национально-государственная идея, которая носила сакральный характер. А сакральный характер этой идее придавала вера в то, что социализм является необходимой и неизбежной стадией развития человеческого общества, и эта истина уже доказана марксистско-ленинской наукой и исторической практикой.

В советское время в качестве аргументов легитимации широко использовалась акцентирование внимания на успехах социалистического строительства как доказательстве эффективности партийно-государственной власти и способности ее к руководству. Такой способ легитимации был достаточно эффективен в условиях временной самоизоляции советского государства и фальсификации дореволюционной истории. По мере того как советские люди получали все большие возможности для расширения контактов с Западом, а советские историки — для более объективного освещения прошлого, легитимация через успех превращалась в фактор делегитимации партийно-государственной власти.

легитимность государственной власти начала падать, и ее охватил системный кризис.

Кризис легитимности государственной власти вызван несколькими факторами:

1.использованием реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируется на положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностные ориентации, духовные интенции жизнедеятельности людей скрываются за их достижениями;

2.проведением реформ на основе нормативистского, программно-целевого подхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможности управляемой системы;

3.иллюзией о всесильности власти.

В начале 1996 г. рейтинг Президента РФ достиг критически низкой отметки, что свидетельствовало о кризисе легитимности государственной власти в стране.

С цивилизационной точки зрения кризис легитимности государственной власти в России вызван кризисом этатизма и патернализма, как основных принципов нормативно-ценностного порядка, сливающегося в российской цивилизации с государственностью.

В социальном плане кризис легитимности политической власти в России обусловлен скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностью государственной власти, а также политических партий, представляющих конкретные группы интересов; слабостью самой власти, ее неспособностью эффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.

Государственная власть в России, чтобы быть легитимной, должна соответствовать в той или иной мере разным культурным типам: архаическому — древнерусскому народному типу; традиционалистскому — православно-славянскому и общественно-социалистическому; современному — либерально-западному типу культуры.

Легитимность политической власти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа, связанных с личностью президента, установлением политической стабильности, демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей, постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономического развития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоям населения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этих преобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительной ветвей власти.

Такие шаги, подкрепленные реальными результатами, являются необходимым условием для признания со стороны граждан России права власти руководить государством.

Изучить понятие политической власти в истории и современности.

Задачи:

1) Исследовать происхождение власти.

2) Проанализировать соотношения понятия власти и политической власти.

3) Выявить особенности политической власти .

Предметом:

моей работы является история власти.

Объектом:

моего исследования является соотношение власти и политической власти, а также современность политической власти в России.

Проблемой:

Исследования является соотношение легитимность и делигитимация политической власти в России.

Вопрос о власти всегда интересовал многих. Он затрагивает все сферы общественной жизни. От того будет ли власть легитимной зависит все будущее страны, поэтому данная тема является – актуальной.

Работа состоит из:

Введения, основной части, заключения и использованных источников литературы.

Основная часть состоит: из 3 пунктов, в которых рассматривается история происхождении и понятия власть. Акцентируется внимание на понятие политическая власть ее особенности в условиях современной России.

При написании работы были использованы:

Интернет ресурсы, учебники.

Что такое власть и история происхождения.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Рационализа́ция (лат. rationalis — разумный) — приведение чего-либо к рациональному, разумному виду.

Рационализация политических представлений, наблюдаемая в I тысячелетии до н.э., означала отход от мифологической идеологии, формирование научных подходов к проблеме власти.

· В Китае большую роль сыграло философское учение Конфуция (551 - 479 гг. до н.э.), Мо-Цзы (479 - 400 гг. до н.э.), Лаоцзы (VI - V вв. до н.э.) - основоположника даосизма, идеи легизма (Шан Ян, 390 - 338 гг. до н.э.). -В Индии - учение Будды, в Персии - Заратустры.

· Весьма радикальным и плодотворным был процесс рационализации первоначально религиозно-мифологических воззрений на власть и политику в Древней Греции (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и др.).

По мнению Цицерона простые формы власти как царская власть, воля аристократии и народная власть не являются благом для общества в силу их односторонности и неустойчивости.

Понятие политической власти.

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство.

Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной. Содержание политической власти гораздо шире, а государственная власть является центральным институтом.

Политическая власть в отличие от других форм власти имеет свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

· верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

· всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

· легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· широчайший спектр используемых средствдля завоевания, удержания и реализации власти.

Процесс власти приводит в движении все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Политическая власть: история и современность. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

С чего все начиналось Государство образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве оплаты. Часть земель, завоеванных в ходе войн и военных походов, отдается в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия. Князь ― вотчинники ― бояре ― мелкие держатели земель Период самодержавия ― советский период ― президентская республика

Что такое политическая власть Это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов (индивидов, социальных групп и общностей) подчинять своей воле деятельности других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, региональная, международная и т.д.

Средства осуществления власти К средствам осуществления власти относят право, авторитет, поощрение, убеждение, традиции, манипуляции, принуждение, насилие.

Ресурсы власти К ресурсам власти относят совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта: экономические ресурсы силовые ресурсы социальные ресурсы информационные ресурсы политико-правовые ресурсы демографические ресурсы

Типы власти Традиционная власть основывается на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка. Такой тип легитимности власти характерен для монархического способа правления. Легальная рациональная власть опирается на закон, конституционный порядок, связана с демократическими выборами представителей власти или с назначениями должностных лиц в соответствии с законом. Харизматическая власть основывается на вере в исключительные качества и величие личности вождя (талант, дар, харизма).

Функции политической власти управленческая интегрирующая (интеграция общественных интересов) мотивационная мобилизационная контролирующая (обеспечение правопорядка) культурная

Политическая власть в современной России Современное Российское государство является доминирующим по отношению к гражданскому обществу и характеризуется авторитарной вертикальной власти. Являясь основным субъектом современной российской политической системы, государство диктует правила поведения остальным политическим субъектам, используя политическую власть. Политическая власть в современной России разделена на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную, которые отделены друг от друга, самостоятельны, то есть субстациональны. Политическая власть по своим характеристикам приобретает авторитарный характер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Политическая власть, история и современность ГБПОУ «Нижегородский автом.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Политическая власть, история и современность ГБПОУ «Нижегородский автом.

Содержание: Определения Функции политической власти Политическая власть в сов.

Содержание: Определения Функции политической власти Политическая власть в современной России

Определения: Власть - это возможность навязать свою волю, управлять или возде.

Определения: Власть - это возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей, даже вопреки их сопротивлению. Политика - понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Определение Политическая власть — способность одного человека или группы лиц .

Определение Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Функции политической власти: управленческая интегрирующая (интеграция обществ.

Функции политической власти: управленческая интегрирующая (интеграция общественных интересов) мотивационная мобилизационная контролирующая (обеспечение правопорядка) культурная

Политическая власть в современной России Политическая власть в современной Ро.

Политическая власть в современной России Политическая власть в современной России включает в себя классические черты. На основании этого можно утверждать, что имеет место ее воспроизводство в новых условиях. Во все времена власть носила персонифицированный характер. И рассматривая любую временную эпоху, ее всегда связали с каким-либо носителем, в качестве которого выступал царь, император, генсек, президент. В нашей стране присутствовали и представители от народа, целью которых было укрепление власти. Этот факт позволяет говорить о том, что отечественная историческая традиция была лишена народного представительства в народном понимании.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси Государство образовал.

Зарождение общественно-политического строя Древней Руси Государство образовалось в конце 10 века на территории восточных славян. Во главе становится князь из династии Рюриковичей, который обещает покровительство и защиту окрестным феодалам. Взамен на это, феодалы отдают в пользования князя части своих земель в качестве платы. В то же время, часть земель, завоёванных в ходе войн и военных походов, отдаётся в пользование боярам, которые получают права взымать дань с этих земель. Для снятия дани нанимаются дружинники, которые могли поселиться на территории, к которой были прикреплены. Таким образом начинает формироваться феодальная иерархия. Князь –> вотчинники –> бояре –> мелкие держатели земель.

В нашей стране главным представителем политической власти является президент.

В нашей стране главным представителем политической власти является президент Р.Ф - В.В.Путин.

История политической власти: Период самодержавия Советский период Президентск.

История политической власти: Период самодержавия Советский период Президентская республика

До периода самодержавия Новгородское Вече (республика) Существовала разрознен.

До периода самодержавия Новгородское Вече (республика) Существовала разрозненное княжеское правление (власть)

Вывод: Мы ознакомились с понятием политическая власть, узнали о её истории и.

Вывод: Мы ознакомились с понятием политическая власть, узнали о её истории и посмотрели что она представляет на данный момент.

Политическая власть, ее суть, структура и ресурсы. Принцип разделения властей. Понятие "легитимность власти". Характеристика основных периодов российской политической истории при помощи классификации типов легитимного политического господства М. Вебера.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2013
Размер файла 29,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

(Финуниверситет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

Контрольная работа

Выполнила: Бойко Е.Ю.

Преподаватель: Бершадская О.В.

Проблема власти и властных отношений изучается рядом наук, в том числе политологией. В фокусе внимания политологии находятся особенности функционирования власти вообще и политической власти в частности, условия ее стабильности, адекватного достижения общественно значимых целей.

Политические знания и культура нужны сегодня любому человеку, независимо от его профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими людьми и государством. Без обладания такими знаниями личность рискует стать разменной монетой в политической игре, превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных в политическом отношении сил.

Власть - ключевой вопрос политики, поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

1. Политическая власть, ее сущность и отличительные признаки

Политическая власть - это определяющее влияние, основанное на отношении господства руководства с целью волевого воздействия на деятельность и поведение людей с помощью методов принуждения, убеждения, интереса. Политическая власть необходима для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и стабильности общества.

Власть в обществе имеет свои параметры:

- масштабы власти - характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти;

- время власти - период функционирования данной власти, данного органа государственной власти;

- объем власти - количество власти, сосредоточенное в данных руках или органах;

- пространство власти - определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или формально функционирует.

Ядром политики является власть. Власть-это форма социальных отношений, отличающаяся способностью одной стороны влиять на характер и назначение деятельности и поведения другой с помощью экономических, социальных, правовых и других механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Она является одним из фундаментальных принципов политического развития общества.

Характерные признаки политической власти:

- верховенство власти - обязательность властных решений для всего общества;

- публичность (действует на основе права от имени всего общества);

- легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны);

- моноцентричность власти - существование единого государственного центра принятия политических решений;

- всеобщность власти - функционирование власти на основе права от имени всего общества;

- наличие многообразия ресурсов власти - экономических, нравственных, социальных, культурных и т. д.

Политическая власть выполняет ряд функций:

-выработка стратегии управления обществом;

-разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития общества

-оперативное управление и регулирование общественными процессами;

-контроль за важнейшими параметрами стабильности и направленности общества.

Концепции политической власти бывают:

- институциональная: власть рассматривается, как способность социальных институтов выполнять свои функции;

- бихевиористская: власть контролирует поведение граждан;

а) способность правительства управлять;

б) согласие граждан подчиниться;

- социологическая: власть как общественные отношения между крупными социальными структурами.

Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

легитимность власть политический господство

Структура политической власти:

1.Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Это могут быть отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Субъекты власти обычно подразделяются на 1) первичные - индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 2) вторичные - общественно- политические организации и движения, партии, политические элиты и другие участники политической жизни.

2.Объект власти - это те, на кого направлено воздействие субъекта власти. Качества объекта политического властвования определяются, прежде всего, политической культурой населения.

3.Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта власти на объект.

Ресурсами политической власти могут выступать также различные конкретные организационные, традиционные, образовательные и иные факторы. Среди них: занимаемая должность, престижное образование, личностные связи, имидж, общественно - политический и иной опыт и многие другие

4.Источники власти - это то, что дает власти исходное начало, ее силу и действенность. В общем плане источником власти является народ, его потребности, интересы, воля. Выделяют также конкретные источники политической власти, такие, как законодательство о власти, воля властвующих, общественные потребности в самоорганизации людей и другие.

Основные виды ресурсов политической власти:

Ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

Принудительные ресурсы - это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы.

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы - это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы - это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Исполнительная власть представлена Президентом РФ и Правительством РФ. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Это призвано предотвратить монополизацию публично-властных полномочий каким-либо одним из этих институтов и тем самым резко уменьшить вероятность злоупотреблений ею со стороны аппарата государственной власти.

Принцип разделения властей, точнее реализация этого принципа - одно из важнейших условий предотвращения узурпации власти и культа личной власти. Разделение властей предполагает разграничение их функций, компетенции, создание системы противовесов. Однако разделение не означает разобщенности в деятельности органов власти. В противоречивом взаимодействии и единстве функционируют государство и гражданское общество, власть и свобода, права человека и его обязанности, ответственность перед обществом. Достижению относительной гармонии в сочетании этих противоречивых сторон жизни общества во многом способствует эффективная реализация принципа разделения властей.

Порядок формирования, отношения, компетенция и функции трех ветвей власти в каждой демократической стране определяются Конституцией. Как конституционное закрепление, так и практическая реализация принципа разделения властей и разграничения их компетенции в разных странах имеют свои особенности. Но опыт всех демократических стран показывает, что данный принцип предполагает при целостности государственной власти необходимость разделения трех ветвей и четкого разграничения их компетенции и функций.

Для современной России характерно противостояние двух тенденций: с одной стороны принятая на референдуме Конституция и принцип разделения властей в его современном западном варианте. С другой стороны, неуклонно набирают силу и требуют участия во власти финансовая олигархия, завладевшая СМИ и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти. Кто из вышеназванных сил победит покажет ближайшее будущее.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок

Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы).

Признаки легитимности власти:

Признаки легитимности тесно связаны между собой и практически неразделимы. Такие признаки, как вера в незыблемость и правомерность существующего политического режима предопределяется системой ценностных ориентаций, и укрепляется одобрением политики.

Такие признаки, как наличие беспорядка, хаоса в стране, нарушение сложившихся норм взаимоотношений между властью и гражданами и, как следствие, возрастание роли карательных органов, в том числе полиции, пытающихся силой подчинить массы государственной власти.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти, поэтому можно говорить о кризисах легитимности.

В настоящее время можно выделить следующие признаки кризиса легитимности власти:

-невозможность органов власти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия

-отсутствие военных конфликтов и гражданских войн

-невозможность правительства адаптироваться к изменяющимся условиям

-разрушение конституционного порядка.

От легитимности следует отличать легальность власти.

Легальность власти означает, что власть имеет законное происхождение, власть осуществляется посредством закона не путем произвола, власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти.

Легальность - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Уровень легитимности политической власти современной России:

В большей мере легитимность политической власти в современной России приобретена благодаря правильному способу формирования властных институтов. В ходе которых, в известной мере произошло дистанцирование должности от ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранении должности Президента. Кризис легитимности политической власти в современной России обусловлен также тем, что сама власть располагает ограниченными возможностями использования тех или иных факторов легитимации.

3. Используя классификацию типов легитимного политического господства М. Вебера, охарактеризуйте последовательно основные периоды российской политической истории

За четыре столетия российская цивилизация пережила три национально-государственные катастрофы: в ходе первой смуты 1605--1613 гг. прекратили существование и династия Рюриковичей, и российская государственность; вторая смута 1917-1921 гг. покончила с монархическим государством и династией Романовых; результатом третьей смуты 1990-х гг. стал развал СССР.

Власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия. Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Обобщая всё вышесказанное можно сделать вывод: политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения, предает им статус политических, является источником и основой политики.

1. Авдийский В.И. Феномен власти: истоки ее силы и слабости. - М.: Экономика и жизнь, 2002.

2. Буренко В.И. Социальное регулирование политической власти: история идей и современные подходы. - М.: Нац. ин-т бизнеса, 2001.

Читайте также: