Выксунский иверский монастырь доклад

Обновлено: 18.05.2024

Основан в 1864 года как богадельня послушником Гефсиманского скита В. И. Меркуловым, жителями с. Выкса юрод. Димитрием Пивоваровым (+ 5 апреля 1868), супругами Е. В. и Н. Я. Кокиными, А. Я. и Е. П. Бородачёвыми. В 1860-1862 годах Пивоваров под влиянием бесед с Меркуловым обратился от старообрядчества в Православие и поселился в хижине на кладбище, в 4 верстах от Выксы. В начале 1860-х годов Кокины и Бородачёвы решили основать близ Выксы обитель для бедных девиц и вдовиц и в 1863 году по рекомендации блж. Димитрия посетили Гефсиманский скит Троице-Сергиевой лавры. По преданию, митр. Филарет (Дроздов) благословил создание обители, а руководство сестрами поручил Меркулову (скончавшийся в 1862 году духовный наставник Меркулова схим. Григорий завещал ему основать женскую обитель.)

В октября 1863 года Меркулов приехал в Выксу. На арендованных у гр. Шереметева пяти десятинах земли в версте от села Меркулов отслужил молебен, установив крест в знак будущей обители. Посвящение монастыря связано с принесением крестным ходом в Выксу в конце ноября 1863 года чудотворной Оранской иконы Божией Матери. Согласно записям иером. Иова, он благословил чудотворным образом предполагаемое место строительства обители, а в ночь на 29 ноября увидел в тонком сне возведение монастырского храма монастыря, которое сопровождалось пением тропаря Иверской иконе Божией Матери. По благословению Нижегородского еп. Нектария (Надеждина) на пожертвования жителей Выксы с 1864 года были построены три келейных корпуса, шатровая звонница, трапезная, деревянная ограда, хозяйственные постройки. Трапезная одного из корпусов служила молельной комнатой, 23 июня 1868 года была освящена домовая Иверская церковь, в которой находился список с московской Иверской иконы Божией Матери. В 1864 года в богадельне проживало 12 сестер во главе с начальницей Неониллой Честновой, к 1868 года - около 50 сестер.

Варнава (Меркулов) составил для монастыря общежительные правила. Сестры проживали в кельях по одной, не имели никакой собственности, запрещалось держать домашних животных, певчих птиц. Строгость питания была исключительная, молочное и елей дозволялись лишь в субботу и воскресенье. Собирать пожертвования в городах запрещалось, богадельня существовала исключительно на средства привлеченных о. Варнавой купцов-благотворителей, в т. ч. Рыбакова и Яковлевой (в 1873 капитал общины составлял около 15 тыс. р., в 1886 - 31 950 р., в 1916 - 738 211 р.). Сестры называли преподобного Варнаву "Кормильчик". Он регулярно переписывался и с начальницей, и с каждой сестрой, 6-7 раз в год посещал обитель.

18 мая 1874 года, когда число сестер превысило 100 чел. (среди них была схим. Дария (Меркулова), мать прп. Варнавы), богадельня была переименована в выксунскую Иверскую женскую общину, начальницей которой стала Мария, дочь Д. Пивоварова. Около 1878 года между прп. Варнавой и Пивоваровой, которая проявила своеволие и непослушание старцу, возник конфликт, приведший к раздорам. По благословению еп. Нижегородского Макария (Миролюбова) Пивоварова изгнала из обители 150 сестер, преданных прп. Варнаве. Управляющий Выксунскими заводами Мешков и выксунский мировой судья приютили изгнанниц. В общине осталось 50 чел. В конце января 1880 года посетивший монастырь прп. Варнава ненадолго примирил начальницу с сестрами. Вскоре, нарушив заповеди преподобного не отправлять сестер на сборы денег, начальница отправила двух насельниц собирать пожертвования, но они потеряли сборные книги. По возвращении сестры были немедленно изгнаны из обители. 28 июня 1881 года в общину приехал еп. Макарий и по настоянию начальницы удалил из обители еще часть сестер. После ревизии, проведенной комиссией Св. Синода, в нач. 1882 года Пивоварова была отстранена от настоятельства, общину возглавила опытная мон. Митрофания (Крюкова), переведенная из рыбинского Софийского монастыря. После кончины в 1892 года игум. Митрофании (похоронена за алтарем Успенской церкви) настоятельницей была избрана бывш. казначея игум. Павла (Кокушкина).

На пожертвования главным образом московских и петербургских купцов и дворян Г. Ф. Шустова, Н. А. Журавлёва и А. И. Решетникова, В. Н. Муравьёва в монастыре были построены каменные пятиглавый Иверский собор с пещерной церковью (1872-1877), колокольня со св. вратами (1874-1876, 1894), двухэтажный больничный корпус с богадельней и домовой пятиглавой Успенской церковью (1884-1887). Благодаря арочному проему, соединявшему больницу с храмом, тяжелобольные могли слушать службу, не вставая с постели. Больница и богадельня были построены во исполнение просьбы схим. Дарии (Меркуловой).

8 июля 1886 года община получила статус третьеклассного монастыря, где проживала 151 сестра. Средства обители составляли 31 950 р., усадебной земли было 19 десятин. В монастыре построили каменный двухэтажный трапезный (1886-1889, 1894), игуменский (1890) и певческий (1897) корпуса. Под трапезной располагались две пневматические печи, отапливавшие здание. В 1897-1902 годах к востоку от Иверского храма по проекту архит. П. А. Виноградова возведен четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор, главный престол которого освящен в 1909 году, Вознесенский и Всехсвятский приделы - в 1912 году. В 1913 году был поставлен металлический позолоченный иконостас, все живописные работы выполнены палехской артелью Н. М. Сафонова. Собор, площадью ок. 1600 кв. м., вмещал 4 тыс. чел. После смерти в 1906 году прп. Варнавы пожертвования резко сократились, строительство не велось.

В обители почитались икона прп. Сергия Радонежского с частицей древа от его гроба и икона Божией Матери "Скоропослушница", привезенная с Афона.

К начале XX века на территории монастыря (20 га) имелись паровая машина, водопровод, баня, два пруда, несколько колодцев, скотный двор (60 голов крупного рогатого скота), конный двор (20 лошадей), фруктовый сад и цветники, огороды с парниками. Для прп. Варнавы в сосновом бору был построен двухэтажный деревянный дом, для паломников - гостиницы на 400 чел. В 10 км от обители находился участок земли в 150 десятин с лесом, пасекой на 150 ульев и 4 деревянными флигелями для сестер. Рядом с обителью был построен завод, на котором изготавливался обожженный кирпич. Монастырю принадлежали два жилых доходных дома в Москве, часовня в Санкт-Петербурге. На средства монастыря были построены церковноприходские школы в Выксе (на 60 учеников) и в дер. Мотмос. В монастыре занимались иконописанием, переплетным и башмачным ремеслом, было освоено златошвейное дело, имелись книжная лавка, библиотека, фотомастерская, аптека. В 1915 году монастырь принял из Курляндской губернии эвакуированное Иллукстское православное училище.

9 мая 1919 года посетивший монастырь архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы мон. Маргариту, 10 мая 1919 года совершил иноческий постриг 56 сестер. В 1920 году в монастыре проживало 424 чел.

В 1921 году часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 года монастырь был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов монастырь, в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей. В 1923-1927 годах были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская церковь, ограда, три верхних яруса колокольни, которую приспособили под водонапорную башню. Другие постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и другим организациям. В 1937-1938 годах по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывш. насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины.

17 февраля 1997 года монастырь был официально открыт. Во время восстановления Троицкого собора регулярные богослужения совершались в одном из его приделов. Был отремонтирован домик прп. Варнавы, двухэтажный корпус.

Среди святынь монастыря - частица мощей прп. Варнавы и сохранившаяся Иверская икона Божией Матери.

К марту 2005 года в монастыре проживало 15 сестер и настоятельница.

Настоятели

  • Неонилла (Честнова) (1864 - ?), начальница богадельни
  • Мария Пивоварова (1874 - 1882), начальница женской общины
  • Митрофания (Крюкова) (1882 - 1892)
  • Павла (Кокушкина) (1892 - ?)
  • Маргарита (9 мая 1919 - 1924)

Литература

  • Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1006. Л. 32-42, 43 об., 51;
  • ГА Нижегородской обл. Ф. 583 [Иверский Выксунский жен. мон-рь]; Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 575, 612; Ф. 5. Оп. 49. Ед. хр. 1119; Ф. 2209, следств. дела № 10768, 15058, 16567;
  • ЦА Нижегородской обл. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 9;
  • Миловидов И. Краткое сказание об основании и устроении Иверской жен. общины, находящейся в Ардатовском у. Нижегородской губ.: С прил. писем основателя общины священноинока о. Варнавы к сестрам оной. М., 1879;
  • Кельцев С. А. Иверская Выксунская жен. община и основатель ее иером. Варнава. М., 1884, 2001p;
  • Описание Иверско-Выксунского жен. мон-ря, Нижегородской губ. Ардатовского у., за 30-летнее его существование. М., 1895;
  • Кудринский Ф. Речь произнесенная при закладке нового соборного храма в Иверском Выксунском мон-ре (17 авг. 1897 г.) // Нижегородские ЕВ. 1897. № 17 (отд. изд.: Н. Новг., 1897);
  • Дмитриев Д. С. В обитель старца Варнавы: Путевой очерк. М., 1898;
  • Иверско-Выксунский жен. мон-рь. Серг. П., 1900;
  • Виноградов В. И. Обозрение преосв. Назарием, еп. Нижегородским и Арзамасским, Выксунского Иверского жен. мон-ря и церквей с. Выксы, Ардатовского у. Н. Новг., 1901;
  • Ефрем, иером. На Выксу: Из моих воспоминаний // ДЧ. 1911. Ч. 2. № 7/8. С. 259-264;
  • он же. Иверский, что на Выксе, жен. мон-рь и ее основатель иером. Варнава. Серг. П., 1912;
  • Троицкий А. Духовное торжество в Иверском Выксунском жен. мон-ре 17-го авг. Н. Новг., [1913];
  • Старец-утешитель: Иером. Варнава - основатель Иверской обители. М., 1914;
  • Агафонова И. С., Эллинский О. Г. Ансамбль Выксунского Иверского мон-ря - памятник архитектуры периода эклектики // Верхнее Поволжье: Памятники истории, архитектуры, градостроительства: Мат-лы и исслед. к СПИК. Горький, 1990;
  • Обитель на Выксе и ее устроитель прп. Варнава. М., 2001;
  • Букова О. В. Иверский жен. мон-рь г. Выкса // Рус. мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 433-447;
  • Коротков А. В. Закрытие Выксунского Иверского мон-ря как выражение политики гос-ва по отношению к Церкви в 20-е и 30-е годы: Дипл. работа / Нижегородская ДС. Н. Новг., 2003. Ркп.;
  • Раков А., Старшинов С. Иверский мон-рь в Выксе // Культурно-просветительная работа: (Встреча). 2003. № 1. С. 24-31, № 2. С. 30-34.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.


Глава I

Находящийся на северо-восточной окраине современного города Выксы в Нижегородской области, сохранившийся ансамбль Иверского женского монастыря, прежде являлся одним из значимых среди женских обителей, расположенных в древнейших Муромских лесах.

История его начинается с 1864 года, когда на расстоянии всего в одну версту от крупнейшего горнозаводского села Выкса, была основана небольшая богадельня на 12 человек. Основателем же данной богадельни являлся известный в дореволюционной России всенародный старец-утешитель из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры – преподобный Варнава (Меркулов).


Близость столь многолюдного села сильно смущала в первое время отца Варнаву. Не раз заставляла его подумывать о приискании для монастыря другого, более уединенного места. О том, что положило конец всем сомнениям, старец рассказывал так:


Истовое, продолжительное монастырское богослужение, при стройном пении и внятном чтении инокинь, приветливая обходительность и участливое отношение ко всем богомольцам и посетителям, а также распространение по самым умеренным ценам, а иногда и даром, картин, образков, религиозно-нравственных брошюр, Троицких и Афонских листков, нередко противораскольнического содержания, – все это производило на народ благотворное влияние и влекло его снова идти в святую обитель.

В дни храмовых праздников и знаменательных в жизни обители событий храмы монастырские не вмещали и половины всех богомольцев. В продолжение всего великого поста в обители бывало много исповедников и причастников. Три большие гостиницы при обители с обширным странноприимным домом на 400 человек, где богомольцы-посетители и странники пользовались даровым приютом и сытной монастырской трапезой, также много способствовали к привлечению их в обитель.

Деятельность Иверского монастыря не ограничивалась воздействием на религиозно-нравственную сторону темного люда только в стенах ограды монастырской; она простиралась и за пределы ее. Так в конце 1892 года обитель приняла живое и деятельное участие в противодействии расколу местного отделения Братства святого Креста. Она помогла ему материальными средствами, полемическими пособиями. На средства обители в одной из более зараженных расколом деревень Мотмосе, Владимирской губернии, построена деревянная церковь-школа.

Выксунский Иверский женский монастырь

Выксунский Иверский монастырь основан в 1864 году в городе Выксе Нижегородской области. Принадлежит Выксунской епархии Русской Православной Церкви.

Содержание

Место для будущей обители отметил веточкой преподобный Варнава Гефсиманский осенью 1863 года. В 1864 году на этом месте на средства купцов была выстроена богадельня на 12 человек. Община увеличивалась, появлялись новые постройки, и преподобный Варнава прислал Иверскую икону Божией Матери, благословив общине называться Иверской. В начале XX века в иконописной мастерской монастыря был сделан список размерами полтора на два метра. Список с иконы прославился как чудотворный, икона подаренная отцом Варнавой не сохранилась.

В 1887 году община возведена в степень третьеклассного монастыря. Троицкий собор был построен в 1895—1903 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова.

Ко времени закрытия в 1919 году монастырь был одним из крупнейших и насчитывал 1000 насельниц. Летом 1927 года взорваны Собор Живоначальной Троицы и три верхних яруса колокольни. При взрыве в пещерных кельях были заживо погребены сёстры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель.

После закрытия монастыря чудотворный список был вывезен, а затем был найден сторожем в подсобном помещении Христорождественской церкви города Выксы, когда тот пошёл на детский плач. Икона хранилась в доме сторожа до открытия Христорождественской церкви.

Монастырь возобновлен в октябре 1996 года. 9 октября 1996 года по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в здании бывшей Купеческой гостиницы открыто духовное училище. На Пасху 1997 года чудотворный список был возвращён в монастырь. Сестры Серафимо-Дивеевского монастыря помогли отреставрировать икону и сделать новый список, который сёстры монастыря возят на православные ярмарки.

В 2011 году велось исследование фундамента Троицкого собора для определения возможности восстановления на нём здания. В этом же году началось восстановление колокольни.

8 февраля 2012 года на территорию монастыря вертолётом Ми-8 был доставлен купол для Успенского храма.

2 апреля 2012 года митрополит Георгий совершил чин освящения крестов и куполов для Успенской церкви и чин освящения колоколов. Восстановление внешнего убранства Успенского храма к этому времени уже было завершено и вскоре планировалось начать реставрацию его внутренних помещений. Колокола же были подняты на восстанавливаемую колокольню только 1 июня. Перед этим епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил молебен на начало всякого доброго дела.

Летом 2012 года, в связи с созданием новой Выксунской епархии и необходимости решения вопроса о финансировании, работы в Троицком соборе и Успенском храме приостановлены.

23 октября епископ Выксунский и Павловский Варнава совершил чин освящения купола и креста. В этот же день они были установлены на строящуюся колокольню.

9 февраля 2016 года епископ Выксунский и Павловский Варнава освятил Великим чином храм в честь Успения Божией Матери.

1304335910

Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 году преподобным Варнавой Гефсиманским. Обитель началась с богадельни, правительницей которой признавалась и в течение десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова.

Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи.

С середины 1874 до 1882 года, на протяжении семи лет, обителью управляла Мария Пивоварова. При ней был построен первый каменный храм, колокольня, а также сложена фасадная стена ограды.С 1882 года начальницей общины назначена монахиня Софийского Рыбинского монастыря старица Митрофания (Крюкова). При ней в 1887 году Иверская община была возведена в степень третьеклассного монастыря, а настоятельница – в сан игумении. Следующей настоятельницей с 1892 года стала монахиня Павла. При ней 17 августа 1897 года совершилась закладка величественного собора в честь Живоначальной Троицы. А с 1907 года и до самого закрытия обителью управляла игумения Серафима.

Ансамбль монастыря составляли: Успенская больничная церковь, величественный Иверский храм, собор Живоначальной Троицы, внешним видом напоминавший храм Христа Спасителя, колокольня, самый большой колокол которой весил 1076 пудов, а также белокаменные жилые и хозяйственные корпуса и прочие монастырские постройки. Стены храмов расписывались художниками знаменитой палехской мастерской Сафонова. Даже расположение зданий имело символический смысл, вызывая ассоциации с небесным градом Иерусалимом.

После Октябрьской революции Иверский монастырь не избежал участи других российских монастырей. В 1919 году обитель закрыли. Церковное имущество, иконы и утварь были национализированы. Монастырские строения и некоторые храмы использовались советскими организациями или были отданы под жильё. В 1927 году были взорваны колокольня и разрушен собор Живоначальной Троицы. Сестры-схимницы, не пожелавшие покинуть обитель во время взрыва, были заживо погребены в пещерных кельях.

1304335706

Радостным событием стало возвращение в монастырь Иверской иконы Божией Матери. Святыня находилась в плачевном состоянии, необходимую реставрацию выполняли сестры Дивеевского монастыря. Рассказывают, что, когда иконы Троицкого собора были сброшены в груду недалеко от приготовленного к разрушению храма, верующие слышали раздававшийся оттуда плач. Он прекратился только после того, как из груды тайно извлекли изображение Иверской Божией Матери. При расчистке завалов в Троицком соборе из-под обломков кирпича была извлечена Тихвинская икона Божией Матери, что еще больше укрепило веру в Небесную Покровительницу.

В 1997 году община была переименована в монастырь, первой настоятельницей которого становится монахиня Феофилакта (Левинкова). В этот год первые сестры монастыря начали читать Неусыпаемую Псалтирь. Постепенно обители передаются бывшие монастырские здания, в частности бывшей Купеческой гостиницы, в которых размещается епархиальное духовное училище.

27 ноября 2003 архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин освящения притвора в честь преподобного Варнавы Гефсиманского. С этого времени здесь проходят ежедневные утренние и вечерние богослужения. Сюда были перенесены и главные святыни монастыря – чудотворная Иверская икона Божией Матери и ковчежец с частицей мощей преподобного Варнавы. 17 августа 2004 указом правящего архиерея монахиня Антония (Миронова) назначена настоятельницей Иверского женского монастыря с возложением наперсного креста.

1304335731

21 июня 2007 владыка Георгий совершил освящение дома для проживания детей, взятых под опеку Иверским женским монастырем. Обитель в Выксе стала первым монастырем, настоятельница которого взяла под опеку сирот. Первые ребятишки появились здесь в апреле 2005 года — сейчас в обители проживает 13 девочек.

Храмы монастыря

Иверская икона Божией Матери
Частица мощей прп. Варнавы Гефсиманского
Частица мощей Петра и Февронии Муромских
Частица мощей святителя Николая
Частица мощей святителя Луки Войно-Ясенецкого
Частицы мощей оптинских старцев
Частица мощей Симеона Верхотурского
Частица мощей прп. Федора Санаксарского и др.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Формируется музей истории монастыря.

Социальное служение

Монастырь ведет обширную социальную деятельность. Еженедельно священнослужители обители посещают дом милосердия, где служат молебны, причащают престарелых и больных.

Также монастырь оказывает благотворительную помощь осужденным, пересылая им продукты, духовную литературу, иконы, предметы личной гигиены, одежду, обувь.

Адрес: 607060, г. Выкса, Нижегородская область, ул. Краснофлотская, д. 58

Читайте также: