Древний крит легенды и история доклад

Обновлено: 04.07.2024

Греция . Эллада. Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры. Крит – самый крупный и самый южный остров Греции, по форме напоминающий летящего дракона, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была той самой Атлантидой, о которой писал Платон.

Содержание

1) Введение……………………………………………………стр.2
2) Минойская цивилизация………………………………стр.2-5
3) Греческие мифы………………………………………..стр.5-10
4) Подтверждение мифа…………………………………стр.10-12
5) Периодизация истории Крита…………………………..стр.13
6) Заключение…………………………………………….стр.14-17
7) Список используемой литературы……………………..стр.18

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Культурологии.doc

Московский институт экономики политики и права

Выполнила: Кароль С.В.

Студентка 1 курса,

Приняла: Еремина Ж.Ю.

Содержание:

1) Введение…………………………………………………… стр.2

2) Минойская цивилизация……………………… ………стр.2-5

3) Греческие мифы………………………………………. .стр.5-10

4) Подтверждение мифа……………………………… …стр.10-12

5) Периодизация истории Крита………… ………………..стр.13

6) Заключение……………………………………………. стр.14-17

7) Список используемой литературы……………………..стр.18

Введение

Греция . Эллада. Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры. Крит – самый крупный и самый южный остров Греции, по форме напоминающий летящего дракона, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была той самой Атлантидой, о которой писал Платон.

На острове Крит развилась одна из древнейших цивилизаций – минойская (2800 – 1150 гг. до н.э.), сыгравшая основополагающую роль в формировании ранней культуры Древней Греции. Около 2300 года до н. э. на Крите начинается подъем экономики и культуры, который приводит к расцвету общества в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа, создавшего высокую эгейскую культуру на острове Крит, неизвестно до сих пор. Центрами критской цивилизации были дворцы.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновников. Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Критская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениями. Дома знати возводились по одинаковому плану: вход через световой колодец, в нижнем этаже — приемные комнаты и домашнее святилище, в верхних этажах — жилые помещения. Окна обычно располагали в верхних этажах домов и лишь изредка — в нижних. Здание строилось из крупных или мелких камней на растворе из глины. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило, красной. Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с цветными рельефными изображениями. Улицы критских городов были вымощены камнем; разные уровни их часто соединялись ступенями. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных канав обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища. На Крите были высоко развиты ремесла: изделия из камня, бронзы, слоновой кости, глины, фаянса и дерева украшают лучшие музеи мира. Из бронзы критские мастера делали оружие (клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел), предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки). Предметы роскоши в обиходе царей и знати, а также культовые принадлежности изготовлялись из золота и серебра.

Критяне были отличными мореходами и построили флоты, состоявшие из парусно-гребных кораблей, способных совершать дальние морские походы. Критяне изобрели киль и шпангоуты, чем придали большую прочность корпусу судна. Крит стал первой морской державой на Средиземном море, его общество можно охарактеризовать как восточную деспотию, где земля принадлежала государству. О его патриархальном укладе свидетельствуют групповые гробницы и двухэтажные жилища. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца. К изящным ремеслам надо отнести резьбу по камню и изготовление поделок из слоновой кости. Критские резчики украшали печати высокохудожественными рисунками. Глубокое восхищение у специалистов вызывают хрисоэлефантинные скульптуры критян, т. е. скульптуры, сделанные из слоновой кости и золота.

На протяжении 16 веков минойцы воздвигали великолепные дворцы-города: Кносс, Фестов, Малья, Закрос. Древнейшие греческие мифы рассказывают, что здесь, в одной из пещер был рожден и вскормлен Великий Зевс, который и стал отцом первых царей Крита. Еще за 4-5 тыс. до н. э. на острове жили современники египетских богов. Как и в Египте, на Крите были родовые общины, занимавшиеся земледелием, скотоводством и рыболовством. Об этом рассказали орудия из шлифованного камня. Не зря, видно, мифы изображают Зевса пещерным жителем, вскормленным козой.

Цивилизацию Крита отличал культ священного быка. (Тавромахия – бой с быком, и по сей день популярна в Испании и Латинской Америке). Приняв облик прекрасного мощного быка, Зевс похитил дочь финикийского царя красавицу Европу и, переплыв море, доставил ее на своей спине на остров Крит, где и сделал своей женой, Дети Зевса и Европы – Минос, Сарпедон и Радамант – стали правителями Крита. Вопрос о личности Миноса настолько запутан, что трудно сказать, имел ли он вообще какой-нибудь реальный прототип.

Когда Зевс победил Крона и принял на себя бремя власти, беззащитная Европа осталась на Крите одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя – медного великана Тала, выкованного по его поручению Гефестом. Утром, днем и вечером обходил он Крит дозором и огромными каменными глыбами топил все приближающиеся корабли. Если же их было несколько, Тал гостеприимно давал чужеземцам возможность высадиться на берег, становился в костер, раскалялся в нем докрасна и заключал их в свои жаркие объятия. Главными соперниками Миноса были гегемоны моря – финикийцы, но он, сын финикиянки, похищенной его отцом, отважно бросил им вызов. Тал выполнял сразу две функции: заманивал на Крит и уничтожал соперников Миноса и охранял остров от вторжений. Возможно, мифотворца вдохновило здесь то, что Крит лежит в сейсмическом поясе и нередко подвергается землетрясениям. Потопление кораблей каменными глыбами напоминает эпизод с Одиссеем и Полифемом (сыном Посейдона и тоже великаном), и это может навести на мысль об общности источника. При раскопках в Кноссе археолог Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город не имел стен. Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита. По-видимому, Тал неплохо справлялся со своими обязанностями.

Цивилизация Крита, названная в честь легендарного царя Миноса минойской, возникшая на острове – была не земледельческой, а морской. Крит поддерживал тесные контакты с Египтом: Кефтиу – Крит – очень часто упоминается в египетских папирусах, с Двуречьем: на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры, и возможно, и с третьей великой цивилизацией Востока, – протоиндийской. В трудах античных авторов, таких как Геродот, Диодор, Аристотель, Платон, Фукидид, говорится о правлении царя Миноса на Крите – мудрого и дальновидного правителя, строившего города и дворцы, издавшего первые писаные законы. Минос царствовал с 9-летнего возраста. Во время его правления принадлежностью к Криту гордились как особым отличием. Плутарх упоминает о суровых, но справедливых законах Миноса и пишет, что некоторые из них послужили Ликургу основой для создания законов Спарты. Геродот считает Миноса царем критских ахейцев, известных еще Гомеру, и упоминает о его походах в Сирию и Египет. “Когда-то Минос, – вспоминает Платон, – заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было немного корабельного леса”.

Здесь же творил великий мастер Дедал, ставший учителем античных скульпторов, художников и умельцев. С ним связывается строительство многоэтажных каменных домов, изобретение отвеса, рубанка, ватерпаса, движущихся статуй и других полезных вещей, воздвижение в Кноссе храма Зевса.

Резиденцией верховного правителя Крита был Кносс, город близ северного побережья острова. В 1900 г. выдающийся английский археолог А. Эванс приступил к раскопкам г. Кносса. Ему удалось открыть обширный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и полностью перестроенный около 1700 года до н.э.

Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о ЛАБИРИНТЕ. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель МИНОС. У него был подземный дворец - Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище МИНОТАВР - полубык-получеловек.

Одна из легенд говорит о том, что еще до прибытия Дедала на Крит жена Миноса Пасифая сошлась с самим Посейдоном в облике морского быка, и родилось у нее существо с человечьим туловищем и головой быка. Его назвали Астерий (Звездный), но в историю он вошел под именем Минотавра, что означает “бык Миноса”. Так критяне стали родственниками Посейдона, безраздельными властителями морей, а в критские легенды пришел ещё один бык – Минотавр, и он остался в них до конца существования царства.

У Миноса был любимый сын Андрогей – умный, ловкий, красивый, неизменный чемпион Крита во всех спортивных состязаниях. Однажды Минос послал его в Афины на только что учрежденные Эгеем Панафинейские игры. Андрогей стал чемпионом и в Афинах, но Эгей, не в силах быть свидетелем поражения своего сына Тесея, убил чужеземца в припадке зависти. В отместку Минос покорил и разрушил 7 главных городов Эллады и наложил на них страшную контрибуцию: каждые девять лет они должны были отправлять из Афин на Крит 7 своих лучших девушек и столько же юношей (по паре от каждого покоренного города) на съедение Минотавру. Это продолжалось до тех пор, пока Тесей не избавил мир от чудовища, убив его в поединке. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.

“Все критяне – лгуны”. До второй половины XIX в. этой фразой философа и жреца, причисляемого иногда к семерке греческих мудрецов, Эпименида ограничивались в основном наши знания о Критском царстве. Мифы на первый взгляд подтверждали это высказывание: Минотавр, Тал, Лабиринт – все это явные сказки, верить им нельзя. Выдающийся английский археолог Артур Эванс, посвятил свою жизнь изучению прошлого. Как к хранителю музея в Оксфорде, к нему попала редкая печать, подарок одного англичанина, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины, и обнаружил еще несколько подобного же рода печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Все владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на острове Крит. Сюда-то и направился Эванс. И с той поры вся его долгая жизнь, а прожил он 92 года, была связана с Критом. Сначала он собрал множество предметов, относящихся к эпохе воспетого Гомером царства Миноса. Древние печати и геммы, за которыми он охотился, были любимыми украшениями и амулетами крестьян и крестьянок, живущих на Крите. В марте 1900 г. он начал раскопки древней столицы Крита – города Кносс. и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса! – руины монументального сооружения, имевшего несколько этажей

Дворец состоял из большого числа помещений, выбраться из которых, не зная дороги, как из огромной ловушки, было нелегко – отсюда и родилась легенда о лабиринте. Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Площадь дворца-лабиринта равна 16 тыс. кв. м – для описания его самому Эвансу понадобилось четыре объемистых тома. Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не книзу, а кверху. Во дворце имелись тронный зал, парадные помещения, комнаты для отдыха, бассейны, хозяйственные помещения и водопровод, первый в Европе. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса.

Имелись в Лабиринте и кладовые, где хранились когда-то зерно, оливковое масло, вино. Огромные сосуды, пифосы, достигали роста человека. Найденные при раскопках дворца вазы, кубки, чаши из камня, металла, глины были не просто предметами домашнего обихода: их украшали великолепные красочные росписи. Большое внимание уделялось и самой форме сосуда: вазы, как правило, делались в форме цветка на стебле, чаши имели вид раскрытых бутонов. Неподалеку от Лабиринта располагались монументальные гробницы владык Крита, а также жилища знати, которые в миниатюре повторяют царский дворец, подобно тому, как египетская знать стремилась повторить пирамиды фараонов.

Крит фигурировал во многих античных мифах и легендах. Миф о царе Миносе и Минотавре, как показали раскопки, отражал реальные события: зависимость ахейской Греции от Крита, а затем победу эллинов над великой морской державой. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит. Ко времени разрушения минойской цивилизации относится миф о том, что в стаде Миноса был особый бык, столь прекрасный, что царь опрометчиво обязался принести его в жертву Посейдону. Но когда подошло время жертвы, ему стало жалко расстаться с чудесным животным, и он заклал на алтаре другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, и обезумевшее животное, изрытая из пасти пламя, носилось по Криту до тех пор, пока не разорило остров. Оно продолжало наводить ужас на критян, пока его не поймал Геракл и не увез в Микены к царю Эврисфею. Но Эврисфей отпустил его на свободу, после чего истосковавшийся в неволе бык переключил свое внимание на Аттику и изрядно опустошил ее. Вот этого-то быка и поймал Тесей на Марафонском поле, укротил и принес в жертву Аполлону в Дельфах – Афины навсегда освободились от ига обессиленного Крита. Погиб флот, были разрушены корабельные стоянки Гераклей и Амнисий близ Кносса, многие города и дворцы. Пострадал и кносский дворец Миноса – символ и гордость Крита. Эванс обнаружил на его стенах следы пожара. Дедалу удается бежать с Крита и обрести убежище в Сицилии, не подвластной Миносу. Местом гибели самого Миноса миф называет Сицилию. Миносу пришлось даже осаждать ее, чтобы вернуть Дедала: с ним критяне связывали представления о своем расцвете и благополучии. Дальнейшие легенды рисуют безотрадную картину.

Древний Крит: Раннеминойский период XXX-XXII вв. до н.э.

Заселение острова Крит началось ещё со времён неолита, но тесные связи между жителями различных районов устанавливаются только в конце раннеминойского периода.

Вплоть до середины II тысячелетия Крит не знал вторжений иноземных племен, и минойская культура, насколько можно судить по имеющимся данным, на протяжении примерно полутора тысяч лет развивалась самостоятельно. Но внешние связи, несомненно, существовали и оказывали известное воздействие на развитие культуры древнейшего Крита.

Крит представляет собой узкий остров, расположенный почти на равном расстоянии от Европы, Азии и Африки. Остров длинной в 250 и шириной от 12 до 57 км делится перешейками на три части: восточную, центральную и западную. Последняя часть была мало заселена вплоть до середины I тысячелетия до н.э. Почти весь остров покрыт горными хребтами и их отрогами, доступными только пешеходам и вьючным животным. Небольшая плодородная равнина имеется лишь на юге центральной части острова.

Основным занятием жителей были рыбная ловля, скотоводство и частично земледелие. В течение восьми веков, охватывающих раннеминойский период, на Крите постепенно распространяется употребление металлов, в основном меди. Местные жители в то время пользовались медными кинжалами, топорами, ножами. Применение металлических орудий повлекло за собой улучшение техники обработки каменных сосудов и развитие других отраслей ремесла. Значительную эволюцию прошло гончарное дело; улучшается техника обжига, возникает и развивается роспись на керамике, хотя сосуды в ней ещё изготовлялись вручную. Под египетским влиянием появляются первые вырезанные из камня печати; на одной из таких печатей имеется изображение ладьи. Из внешних связей — по-видимому, довольно редких—удалось проследить лишь связи с Египтом.

Населенно Крита жило ещё первобытнообщинным строем. Во всяком случае, имущественные и общественные различия не были сколько-нибудь существенными. Об этом свидетельствуют единообразие погребений, остатки коллективных домов и коллективные же круглые гробницы диаметром от 4 до 13 м.

Карта острова Крит с указанием современных и древних городов

Карта острова Крит с указанием современных и древних городов

Больших успехов достигает изобразительное искусство. Обилие прекрасных, сделанных в реалистической манере дворцовых фресок свидетельствует о прогрессе самобытного местного искусства. Даже в росписи глиняных сосудов заметен переход от простых геометрических орнаментов к ярким изображениям сначала растений, а затем и животных. Уже в начале среднеминойского периода возник вид многокрасочной росписи сосудов, названный камарес, по имени поселения, вблизи которого в пещере были найдены первые сосуды с таким орнаментом. Эта своеобразная роспись получила большое распространение на Крите и за его пределами. Всё чаще встречаются различные печати и резные камни.

В первой половине II тысячелетия экономическое и социальное развитие Крита продвинулось далеко вперёд. Характерной чертой этого времени является распространение бронзы. В различных местностях были найдены бронзовые резцы, много больших и малых топоров и секир, долота, тонкие скобели, кинжалы, наконечники копий, длинные мечи. Широкое применение бронзы отрыло путь к общему подъему производства. Развивается строительство крупных зданий, иногда в несколько этажей. Возникают первые дворцы в Кноссе, Фесте и Маллии; Кносский дворец в это время трижды перестраивался; в конце периода был построен дворец в Агиа Триаде.

Длившаяся около двух столетий борьба за преобладание между отельными центрами Крита окончилась победой Кносса. Осязаемым результатом этой победы была проложенная с севера на юг и снабжённая сторожевыми постами большая дорога, идущая от Кносса к Фесту и далее до гавани Комо.

К началу среднеминойского периода относится находка древнейшей в Европе четырёхколёсной повозки (в селении Палекастро). Введённый в то же время гончарный круг на протяжении этого периода по крайней мере дважды подвергался серьёзным усовершенствованиям. Критские мастера овладели также техникой изготовления фаянса, применение которого быстро распространилось.

Важнейшим изобретением этого времени является письменность. Она возникла сначала в качестве пиктографического (рисуночного) письма, по вскоре приобрела вид иероглифов, во многом подобных египетским. Древнейшие образцы критского письма представляют собой рисунки, вырезанные на печатях, и метки на каменных блоках, из которых были построены дворцы. Под конец среднеминойского периода в обиход вошли уже чернила. В связи с распространением письменности иероглифы постепенно упрощались. В конце периода появляется уже линейное письмо А, названное так условно в отличие от несколько более позднего, тоже линейного, письма Б.

Значительный рост производительных сил наряду с усилением имущественного неравенства даёт основание полагать, что именно в среднеминойский период критское общество, по крайней мере, в ведущих, “дворцовых”, центрах, становится обществом классовым. Кносский и Фестский дворцы, судя по капитальному характеру построек, обилию предметов роскоши, богатству фресок, наконец, применению письменности для учёта продуктов и для нужд управления, несомненно, были местонахождением правителей ранних рабовладельческих государств.

Проведение дороги, соединяющей Кносс с Фестом, по-видимому, свидетельствует о каком-то политическом объединении этих центров. Отсутствие сколько-нибудь значительного количества ввозных вещей указывает на то, что первые критские государства, несомненно, возникли вследствие постепенного внутреннего социально-экономического развития общества Крита, а не в результате какого-либо внешнего воздействия.

Древний Крит: Позднеминойский период XVI – XII вв. до н.э.

Вес это было обусловлено прежде всего дальнейшим подъёмом производства, особенно замочным в кораблестроении. Если судить по изображениям на печатях, прежние ладьи превращаются теперь в относительно большие палубные корабли; на одной из печатей показана перевозка лошади, погруженной на корабль.

В это время устанавливаются оживлённые связи Крита с Египтом, Сирией и особенно микенской Грецией. В ряде мест на Крите найдены медные слитки, имеющие форму бычьей шкуры, служившие, может быть, деньгами. Их вес (29 кг) соответствует более поздней греческой единице веса — таланту.

Период примерно с 1600 по 1100 г. (так называемый позднеминойский) характеризуется максимальным развитием критской культуры; он охватывает также время её постепенного упадка вплоть до окончательного крушения. В XVI в. население Крита было, вероятно, более многочисленным, чем когда-либо в последующий период древности. По всему острову прокладывается сеть дорог со сторожевыми постами. Одновременно расширяются и дворцы, украшенные с небывалой до того времени роскошью.

К этому времени относятся лучшие памятники критской архитектуры и искусства, такие, как “тронный зал”, рельеф “царя-жреца”, фрески, изображающие процессии, статуэтки, изображающие борьбу с быками, и др. Характерной чертой этого времени является рост богатства знати. Раскопанный частный дом кносского богача, так называемый “Южный дом”, был двухэтажным. Это было здание с портиком, колоннами, священной площадкой, погребом и кладовой, в которой найдены различные бронзовые орудия. В этот период семейные гробницы знати, сделанные в скалах, расширяются и приобретают вид роскошных усыпальниц. Изображённые на фресках одежды знатных лиц и жрецов отличаются нарядностью.

В это время появляется новое линейное письмо, так называемое линейное письмо Д. По-видимому, и первой половине XV в. до н.э. Крит был завоёван греческим племенем ахейцев. Документы из Кносса, написанные линейным письмом Б, составлены на греческом языке. Однако в других областях Крита вплоть до конца позднеминойского периода продолжает употребляться явно негреческое линейное письмо А. Ко времени господства ахейцев относится, очевидно, и купольная гробница в Агиос Теодорос, построенная по образцу купольных гробниц, известных нам по раскопкам в Малой Азии и в Микенах.

В XIV—XII вв. до н.э. заметен постепенный упадок критской культуры, просуществовавшей еще вплоть до нового, дорийского завоевания Крита, которое произошло, по-видимому, на рубеже XII и XI вв. К этому времени почти полностью прерываются внешние связи, угасает торговля, ремесленных изделий при раскопках встречается все меньше.

В орнаментации глиняных сосудов вместо ярких реалистических изображений теперь появляются сильно стилизованные образы растений и морских животных.

Реконструкция Кносского дворца на Крите. Даже по современным меркам, впечатляющее зрелище

Реконструкция Кносского дворца на Крите. Даже по современным меркам, впечатляющее зрелище

Социально-экономические отношения древнего Крита

При существовавшем в то время уровне развития производительных сил критское общество не могло быть никаким иным, кроме как рабовладельческим. В первой половине II тысячелетия до н.э. ведущие критские общества, несомненно, уже распались на классы. Такие гигантские здания, как Кносский дворец периода расцвета и аналогичные ему, хотя и меньших размеров, дворцы в Фесте, Малии и Агиа Триаде, убедительно доказывают существование государственного аппарата. Об этом свидетельствуют наличие темниц-тюрем в Кноссе, критский иероглиф, обозначающий ручные оковы, изображения вооружённых негров, по-видимому, дворцовой стражи, наконец, наличие большого централизованного дворцового хозяйства с развитой системой учёта.

И уж конечно, сооружения наподобие Кносского дворца в то время вряд ли могли быть в то время построены без применения в значительной мере труда рабов. Упоминание в греческом мифе о Тесее и Минотавре, о ежегодных поставках юношей и девушек на Крит, возможно, являлось далеким воспоминанием о дани рабами, которую уплачивали Криту подчинённые племена.

В кносских документах содержатся явные указания на существование в то время довольно значительных групп рабов. Название одной из групп критских рабов — мноиты, дошедшее до нас в сочинениях более поздних античных авторов, ставится некоторыми исследователями в связь с именем легендарного критского царя Миноса.

Все имеющиеся данные позволяют утверждать, что на Крите в минойское время уже существовало рабство. Однако уровень развития рабовладения в то время был, по-видимому, не очень высок. Здесь не было больших ирригационных систем, как во многих древневосточных деспотиях. Земельные участки, по-видимому, не имели больших размеров. Ремесло достигло столь высокого уровня, что во многих случаях позволяет предполагать глубокий личный интерес производителя к качеству продукта его труда; такого рода непосредственные производители должны были быть лично свободными людьми.

О формах собственности на древнем Крите у нас имеется очень мало данных. Обилие печатей, которыми иногда клеймили пифосы (крупные глиняные сосуды для хранения продуктов), свидетельствует, вероятно, о значительном развитии частнособственнических отношений, однако печати могли принадлежать и должностным лицам, обслуживающим это огромное царское хозяйство. В позднеминойский период заметно уже серьезное имущественное расслоение; дома богачей, их грандиозные гробницы, широкие внешние сношения Крита, наконец, использование драгоценных металлов в торговле — всё это указывает на развитие частной собственности.

Громадное дворцовое хозяйство, по-видимому, обслуживалось многими сотнями рабов, свободных ремесленников и земледельцев в порядке повинностей.

Что древние критяне умели - так это создавать удивительные по красоте фрески. Тут им не было равных.

Что древние критяне умели – так это создавать удивительные по красоте фрески. Тут им не было равных.

Культура древнего Крита

Распространение письменности на Крите, насколько можно судить, было тесно связано с нуждами больших дворцовых хозяйств. Письмена обнаружены в основном на длинных и узких глиняных табличках, своими очертаниями напоминающих пальмовые листы. Таких табличек найдено очень мною; немалое количество надписей дошло до нас на печатях, сосудах и некоторых других предметах. Несомненно, еще большое количество надписей делалось на менее стойких материалах, например на пальмовых листьях, возможно, на папирусе и т. д. Отмеченное выше употребление чернил также свидетельствует в пользу относительно широкого распространения письменности.

Одним из важнейших достижений минойской культуры была письменность, которая последовательно прошла весь путь развития от пиктографического через иероглифическое к линейному письму. Если иероглифическое критское письмо, возможно, зависело в некоторой степени от египетской письменности, то линейное письмо было столь же своеобразным, как вся минойская культура. Как уже указывалось, первоначальное линейное письмо А затем развилось в Кноссе и материковой Греции в линейное письмо В (XV—XII вв.). На Кипре на основании этого линейного письма было создано кипро-минойское письмо (XV—XI вв.) и, наконец, кипрское слоговое письмо (VII—IV вв. до н.э.). Знакомство с кипрским слоговым письмом во многом облегчило расшифровку линейного письма Б.

В результате долголетних усилий целого ряда ученых линейное письмо Б теперь уже расшифровано, что дает возможность, прочесть свыше 2 тыс. кносских, около 1 тыс. пилосских (найденных при раскопках Пилоса в юго-западной части Пелопоннеса) и примерно сотню других табличек со знаками этого письма.

Линейное письмо Б состоит из 88 знаков, обозначающих гласные и слоги; кроме того, в этом письме имелось много знаков для понятий. Система счета была десятичной. Язык прочитанных надписей оказался греческим, лишь немного отличающимся от языка древнего эпоса греков. Отсюда следует, что греческий язык гораздо древнее, чем предполагалось раньше, так как кносские таблички были составлены и середине II тысячелетия, за 600 лет до предполагаемого времени сложения эпоса. Расшифровка линейного письма Б неопровержимо доказывает, что уже в то время Кноссом правили говорившие на греческом языке ахейцы, которые и приспособили линейное письмо А к греческому языку.

Своеобразным было и минойское искусство. От простейших точечных и линейных орнаментов через яркие многоцветные сложные геометрические фигуры критские художники постепенно перешли к реалистическому изображению растительного и животного мира. Фрески на стенах дворцов, особенно в Кноссе, смело могут быть поставлены в один ряд с лучшими художественными произведениями древнего мира. Минойские художники середины II тысячелетия до н.э. искусно воспроизводили даже облик и детали туалета участников пышных процессий, знатных женщин и т. д. Именно благодаря реалистической манере критских мастеров произведения изобразительного искусства того времени приобретают для нас значение важнейшего исторического источника. Несмотря на наличие в критском искусстве религиозных тем, оно имело более светский характер, чем египетское или вавилонское.

Историческое значение минойской культуры в целом определяется тем, что на Крите на пять столетий раньше, чем в других областях Эгеиды, возникло классовое общество и государство. В первой половине и в середине II тысячелетия как материальная, так и духовная культура Крита оказывала влияние на племена материковой Греции и содействовала их более быстрому развитию. Достижения критской культуры были переняты и далее развиты ахейцами.

Боги Олимпа

Очень давно, когда боги еще ходили среди людей, а могучие герои сражались с не менее могучими чудовищами, в море, которое позже назовут Средиземным, был остров Крит, священный как для богов, так и для людей.
Чтили его по одной причине – именно этот маленький участок суши, омываемый четырьмя морями, подарил миру первых греческих божеств, и стал местом их первых великих подвигов.

Давайте окунемся в глубокое прошлое, в период, когда еще только рождалась сама история, вместе с богами, занявшими намного позже свои места в греческом Пантеоне и на горе Олимп.
Перелистнем знакомые с детства мифы и пройдемся по древнему Криту, чтобы понять – не всегда после мифов остаются только лишь слова.

Устраивайтесь поудобнее и попробуйте представить себе время, когда на далекой континентальной Греции, на вершине горы Олимп, стояли золотые троны великих богов, когда храбрые и немного безумные герои сражались с порождениями людских пороков и божественного гнева, время, когда Солнце было богом, а гроза – свидетельством ярости величайшего сына Крита. С него и начнем.

Диктейская пещера

Диктейская пещера Крит

Это лишь первая легенда из многих, связанных с Критом, однако она на удивление хороша.

По преданию, богиня Рея не могла родить своего ребёнка на Олимпе, ведь её муж, титан Кронос (он же Сатурн) пожирал своих детей – ему было предсказано, что один из его сыновей свергнет его и заточит навеки. Богиня бежала в поисках укрытия, которое она нашла в Диктийских горах на Крите.

В паутине глубоких пещер она родила маленького Зевса, но, так как Рея знала, что муж её найдёт везде, то она вернулась на Олимп, оставив малыша и козу-кормилицу в пещере.

Рея обманула мужа, подсунув ему завёрнутый в пелёнки камень, а сам Зевс вырос на Крите и позже пришёл на Олимп, чтобы начать величайшую войну в мире – Титаномахию, войну титанов и первых Богов, закончившуюся воцарением Богов на Олимпе.

Рея отдает Кроносу завернутый камень

Конечно, рождение Зевса – всего лишь легенда, однако в этой истории есть доля правды. Сеть пещер в Диктийских горах действительно обширна – именно там прятались греческие повстанцы в период оккупации Греции фашистской Италией.

И пещера Зевса там тоже есть, правда назвали её так только в XVIII веке, когда заметили, что пещера, расположенная неподалёку от деревни Псиро очень похожа на описанную в первых легендах.

Предприимчивые греки тут же организовали к ней туристические экскурсии и это стало одной из причин последовавшего за этим расцвета Крита как туристической Мекки. Пещера расположена на высоте 1024 метров над уровнем моря и в неё можно спуститься по удобной металлической лестнице с вершины горы. Благодаря уникальным природным условиям и очень красивой форме каменных образований, она оставляет непередаваемые впечатления, вне зависимости от того, как вы относитесь к греческим богам, героям и легендам вообще.

Кносский дворец

Кносский дворец

Кносский дворец – наиболее великая тайна острова Крит. Это величественное сооружение, которое то ли и впрямь было легендарным лабиринтом, где по коридорам бродил несчастный, но слишком уж кровожадный монстр Минотавр, то ли очень сильно повлияло на легенду о нём. Архитектура дворца просто поражает своим великолепием, а тот факт, что подобная красота существовала в XV веке до н. э. (а по мнению многих археологов, ещё и раньше), заставляет задуматься о легендарной Атлантиде и её отождествлении с Критом.

Дворец был покинут своими обитателями после извержения вулкана Санторин, а огромное цунами, последовавшее за этим, разрушило его практически до основания.

Похищение Европы

История самого Минотавра весьма символична, однако, чтобы понять её, нужно вернуться на некоторое время назад.

Когда Зевс влюбился в прекрасную, но отвергавшую его ухаживания Европу, он принес ее на Крит, чтобы показать насколько красива подданная ему земля. Девушка была очарована и вскоре уступила грозному богу, который похитил ее, обратившись в быка.

С годами разногласия между братьями стали все более заметными и вскоре Радамант, как более разумный из двоих, отправился в экспедицию на континент на нескольких кораблях, где и основал поселение, мудро правил там и просвещал окрестных варваров. С годами он всё больше уставал и в конце концов ушел на покой в Беотию, где и провел свои последние годы вместе с вдовой Амфитриона и матерью Геракла – Алкменой.

Тогда царь Минос запер монстра в огромном лабиринте, построенном другом правителя – архитектором Дедалом – и приказал обложить все окрестные земли данью в виде их молодежи, которых и скармливали Минотавру.

Когда много лет спустя, Тезей – один из таких жертвенных даров – при помощи дочери Миноса отрубил Минотавру голову и вышел из лабиринта, царь приказал перестроить лабиринт во дворец, в котором и жил вместе со своими потомками. Тезей же вернулся домой с наградой (и дочерью Миноса, которую он бросил на одном из островов по пути), а вот о строителе лабиринта и дворца – Дедале – мы еще поговорим.

Остатки лабиринта Кносского дворца

В XIX и XX веках дворец был частично восстановлен археологом Артуром Эвансом, превратившим месторасположение дворца в странную феерию развалин и восстановленных (по рисункам самого Эванса) построек, которая, впрочем, даёт возможность понять, как выглядело это место в эпоху своего расцвета.

Конечно, об исторической достоверности реставраций можно спорить до хрипоты…

Остров Икария

Пещеры Икарии

Этот маленький островок, на котором живет не более десяти тысяч человек, является настоящей Меккой для спелеологов и любителей старинных легенд.

Спелеологи прибывают сюда для того, чтобы исследовать многоуровневые пещеры острова, которые даже после более полусотни лет работы ученых, хранят свои секреты, а вот вторая часть визитеров прибывает взглянуть на последнее пристанище первого воздухоплавателя.

Дедал был непросто великим архитектором, он был также известным скульптором и изобретателем, придумавшим такие вещи как сверло и ватерпас.

Легендарный Дедал

Конечно, его талант скульптора – вещь спорная, так как, с одной стороны, созданные им статуи чудовищ были настолько реальны, что даже герой Геракл принял их за врагов и начал кидать в них камни (правда, победитель Лернейской гидры в то время был мертвецки пьян).

С другой стороны, по прошествии нескольких веков они начали вызывать у греков только смех, причем смешны они были настолько, что практически все статуи были спрятаны или уничтожены.

В любом случае Дедал был признанным ученым и именно поэтому его пригласил к себе царь Минос, которому Дедал и представлял свои изобретения.

Прошли годы и Дедал, который успел на Крите жениться, стать отцом и овдоветь, попросил Миноса отпустить его обратно, так как он скучал по дому. Минос просьбе удивился – Дедал был его доверенным лицом и знал слишком много секретов, однако он был еще и его другом, которого царь не мог убить. В конце концов, Минос запретил великому греку покидать остров и закрыл гавани.

Памятник Дедалу и Икару в Агиа Галини на Крите

Тогда Дедал осуществил свой самый великий и самый трагичный план – скрепив воском перья могучих альбатросов и орлов, он получил огромные крылья, способные держать человека в воздухе. Вместе со своим сыном Икаром, архитектор спрыгнул со скалы, обращенной к Сицилии, но перед этим предупредил Икара, что крылья распадутся от жара, если он будет лететь высоко, и размокнут от морской воды, если он будет лететь слишком низко.

Но Икар, очарованный красотой Солнца, поднялся высоко в небо и как подкошенный рухнул вниз, на небольшой остров у берегов Крита. Опечаленный отец спустился за ним, но всё что он мог сделать, это похоронить сына на острове, который позже назовут Икарией, а окружающее море – Икарским (в русскоязычных странах – Эгейским). Сам Дедал успешно достиг Сицилии и даже стал причиной войны между двумя государствами, но так никогда и не вернулся на Крит.

Добраться до Икария можно самолетом – на острове есть маленький аэропорт для частных аэропланов – или кораблем, что займет примерно 20 часов, если отплывать от Крита. Стоимость билетов меняется в зависимости от сезона.

Аптера

Развалины древнего города Аптера

Аптера – самый могущественный город-рабовладелец из существовавших на территории Крита в XI-X веках до нашей эры.

Другая версия происхождения названия города связана с царем Птером, который правил им примерно во время Троянской войны. От царя остались только немногочисленные свидетельства, трактующиеся двояко, но эта версия поддерживается некоторыми именитыми учеными.

Былое величие легендарного города Аптера

В наши дни руины Аптеры являются одним из наиболее популярных туристических маршрутов Крита, причём раскопки там проводятся до сих пор.

Большая часть города стоит в законсервированном состоянии – археологов не так уж много, особенно в последние годы, когда археология, как и другие не особо прибыльные науки, пострадала от кризиса.

Для туристов, при условии соблюдения определённых правил, открыта вся уже изученная часть Аптеры, чего вполне достаточно чтобы застрять там на несколько часов – территория этого старого города по-настоящему огромна.

Достопримечательности острова Крит

Читаем также о других достопримечательностях острова Крит.

О богине любви в Древней Греции Афродите, мифах и местах, которые с нею связаны вы узнаете из этой статьи.

Подробно о погоде на острове Крит вы можете прочитать здесь.

Могила Зевса

Предполагаемая могила Зевса

Довольно символичным кажется тот факт, что эра богов закончилась там же, где началась. И могила величайшего из них находится не так уж далеко от места его рождения.

На самом деле, изначально могила эта принадлежала критянину Олимпу, воспитавшему Зевса и обучившему верховного бога воинскому искусству.

Но Олимп предал своего приемного сына и заключил союз с титанами, которые должны были убить Зевса.

Покушение провалилось и бог уничтожил своего приемного отца за несколько лет до начала Титаномахии, но не захотел отрицать влияние этого человека на свою жизнь и в итоге дал своё имя могиле, похоронив Олимпа лично.

Гора Юхтас в Греции

Могила находится на горе Юхтас и открыта для туристов, причем вокруг постоянно крутятся местные экскурсоводы, которые с удовольствием расскажут об Олимпе, Зевсе и титанах на всех известных им языках.

Уже давно отгремела Титаномахия и древние Боги, даже если они существовали, покинули этот мир, оставив нам только красивые легенды о героях прошлого – их величайших потомках.

Дети Зевса привели Грецию в ее золотой век, дали стране культуру, покорившую впоследствии весь мир, и навсегда впечатали свои имена в историю.

Ничто не уходит бесследно. Греческая культура по-прежнему жива! Особенно ярко это видно на Крите, счастливо избежавшем безумия, творившегося на материке. Если вы хотите почувствовать себя частью той удивительной истории, наследником былых веков – приезжайте на Крит и вы увидите, что несмотря на прошедшие тысячелетия, остров свято хранит следы живших здесь людей, богов и титанов. И будет хранить, пока живет память о тех, кто правил этим миром до нас.

Около трех с половиной тысяч лет назад на территории Европы, а именно в южной части Балканского полуострова проживал греческий народ. Племена греков населяли страну, которую называли Грецией.


Сады Древней Греции

Греческие города

Греция занимает территорию с очень разнообразным, живописным ландшафтом, который в основном состоит из многочисленных гор и обрывистых скал. Именно из-за каменных великанов страна Греция была разделена на несколько отдельных друг от друга областей.

Рек на территории Греции практически нет. Почти со всех сторон окруженная морями, Древняя Греция насчитывала в своем составе и некоторые близлежащие острова. Одним из таких островов, который был еще и самым крупным, являлся остров Крит.


Расположение островов Греции

Хоть Греция и являлась единым государством, большинство ее городов обладали независимостью и существовали достаточно обособленно. Такими городами являлись Микены, Тиринф, Афины и Пилос. Во главе городов стояли цари. Мифы древней Греции повествуют о том, что царь Афин был подчинен царю острова Крит и даже выплачивал ему дань.

Миф о Минотавре

Существует в греческой мифологии знаменитая легенда, повествующая о Тесее и Минотавре. В ней рассказывается, что каждые девять лет афиняне отправляли семь юношей и семь молодых девушек на остров Крит. На острове жил страшный монстр — Минотавр. У чудища было человеческое тело и голова свирепого быка.


Минотавр

Когда пришло время в очередной посылать на остров молодых греков и гречанок, к жителям Афин воззвал мудрый царь Эгей. Он призвал афинян выбирать, кто же отправится на верную смерть во владения жестокого Минотавра. Эту участь обычно определял жребий, но жители Афин возмутились. Их волновало то, что молодой сын царя Эгея не участвует в жеребьевке.


Афины

Все было готово к отправлению, поднялись ввысь черные паруса корабля. Эгей печалился из-за случившегося и, подойдя к сыну, стал прощаться. “Если останешься жив, замени черный парус на белый. Пусть белый парус издалека возвестит о твоей победе”,- сказал отец Тесею. После этого, вместе с остальными избранниками, Тесей отправился на корабле в сторону острова.

По прибытию на остров молодым грекам нужно было зайти в запутанный лабиринт. Из него было невозможно выбраться, тем более без какой-либо посторонней помощи. В лабиринте и жил бездушный Минотавр, нагоняя ужас на любого, кто попадет в его “паучью сеть”.

Лабиринт — это структура, состоящая из запутанных путей к выходу.

Всех прибывших в гавань пригласили в прекрасный дворец царя Миноса, в котором жила и его дочь — царевна Ариадна. Она с первого взгляда полюбила отважного Тесея и всем сердцем пожелала спасти его от смертельной участи.


Древняя Греция

Ариадна решила обратиться к талантливому мастеру Дедалу, который и строил тот самый лабиринт. Дедал сам когда-то жил в Афинах и поэтому согласился помочь девушке. Он дал ей меч и клубок ниток, а Ариадна втайне передала их в руки Тесея.

Царевна попросила возлюбленного привязать один конец нити у входа в лабиринт. Проходя все дальше, Тесей должен был разматывать клубок, чтобы потом найти обратный путь, ведущий к выходу из лабиринта.

Благодаря помощи Ариадны, Тесей смог героически одолеть Минотавра. Увидев грозное чудовище, Тесей взял его за один рог, а другой рукой пронзил мечом сердце Минотавра. Монстр был побежден, а Тесей выбрался из лабиринта по нитке из клубка.


Минотавр и Тесей

Все на острове ликовали, а спутники Тесея благодарили его за спасенные жизни. Тесей взял с собой Ариадну и отправился на родину. Торжествуя, Тесей совсем позабыл о просьбе отца Эгея и не поменял черные паруса на белоснежные.


Эгей на скале

Эгей каждый день подолгу стоял на обрывистом берегу моря и ждал возвращения сына. Завидев однажды на горизонте корабль, он попытался различить цвет парусов. Когда Эгей понял, что парус на корабле остался прежним, то ощутил боль утраты, думая, что сын погиб на острове. Мучаясь от горя, он сбросился с крутой скалы прямо в бушующее море и погиб. С тех самых пор это море называется Эгейским.

Миф о Дедале и Икаре

Минос, царь Крита, догадался, кто мог помогать Ариадне в деле по спасению Тесея. Он вызвал Дедала и возмутился такому предательству со стороны подданного. Дедалу грозила казнь. Уплыть в другие края у старика не было никакой возможности: повсюду орудовала береговая стража Миноса.


Дедал мастерит крылья

Дедал сообщил о своей грядущей участи сыну Икару. Икар отчаялся и безнадежно произнес: “Путей к спасению нет: суша и море принадлежат Миносу!”. На это отец ответил “Ты забыл про воздух, сын мой!”. Дедал, будучи талантливым изобретателем и скульптором, смастерил из перьев, ниток и воска могучие крылья.

Когда Дедал и Икар собирались взлететь в воздух, мудрый отец сказал сыну: “Будь осторожен во время полета. Не спускайся слишком низко к морю, чтобы соленые брызги волн не смочили твоих крыльев. Не подымайся и близко к солнцу: жара может растопить воск, и разлетятся перья”.


Дедал и Икар

И вот два беглеца взлетели в небо, паря в облаках и удаляясь от острова все дальше. Увлеченный чувствами и захватывающими ощущениями, Икар позабыл о предупреждении отца. Приблизившись к солнцу, Икар взмахнул руками. Но крыльев за ним не было: лучи солнца растопили воск и разрушили их. Икар стал падать вниз.

Испуганный Дедал, потеряв из виду своего сына, звал его и растерянно оглядывался по сторонам. Но никто не отвечал ему. Только перья от крыльев покачивались на волнах.

Древний Крит

Археологи начали заниматься раскопками на острове Крит около века назад. Неподалеку от города Кносса ученые нашли роскошный дворец. Несмотря на поражающие размеры здания и его богатую архитектуру, в нем практически не было окон. Свет попадал в помещения сквозь световые колодцы, которые представляли из себя отверстия на крыше.

Световой колодец — архитектурный элемент в древних дворцах, предназначенный для поступления свежего воздуха и дневного света в помещение.

Стены во дворце были украшены росписью. Настенные шедевры скорее всего были выполнены искусными художниками. Одна из нарисованных картин рассказывает о популярном на то время критском развлечении — игре с быками.


Световой колодец

Но что представляли собой игры с быком во дворе критского дворца? Во время таких игр царь Крита занимает зрительское место около дворца, откуда открывался самый удачный вид на двор. Спустя некоторое время во двор влетает свирепый и разъяренный бык. Удивительно, но на рогах дикого зверя висит девушка, а на спине быка стоит юноша.

Закончив акробатический элемент, юноша и девушка изящно спрыгивают на землю, а зрители остаются в глубоком удивлении от проделанных трюков. Все восхищались талантом смелых акробатов, которые рисковали своими жизнями.


Игры с быком

Крит славился своими мореходными подвигами. Критяне считались самыми опытными моряками. Правительство Крита занималось созданием мощнейшего военного флота, что помогало царям Крита властвовать на всём Эгейском море.

Еще одной интересной находкой археологов на острове Крит является множество глиняных табличек с письменами. До сих пор ученые и историки не могут разгадать смысл этих древних надписей. Об истории Крита даже сейчас известно немного: например язык, на котором говорило население острова по-прежнему не определен.


Извержение вулкана

Критскую цивилизацию в конце концов погубило природное бедствие. В 15 веке до н.э. на острове Фера, который располагался в северном направлении от Крита, произошли сильнейшее землетрясение и мощное извержение вулкана.

Последствия извержения были разрушительными: волна цунами обрушилась на берег острова, а огромные тучи пепла затянули небо над городами Крита. Многочисленные постройки были разрушены. Катастрофа положила конец критскому царству, а позже на опустевший остров переселились греческий народ.

Читайте также: