Теоретические и методологические проблемы современного образования доклад

Обновлено: 02.07.2024

Главная Методические статьи Теоретические и методологические проблемы современного образования-2011

Современное образование должно в полной мере подготовить школьников к обучению в вузе, к научно-исследовательской работе. Введение профильного обучения дает возможности по формированию навыков научно-исследовательской работы и правильного оформления ее результатов еще на этапе школьного образования. Во многих школах во внеурочное время для школьников организованы разнообразные кружки, секции по развитию исследовательской деятельности. Еще большие возможности в этом направлении у системы дополнительного образования детей. Знаковым этапом деятельности участников таких творческих объединений являются конкурсы и олимпиады, которые дают оценку деятельности школьникам, выявляют их уровень подготовленности, создают условия для общения со сверстниками.

Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, теоретико-обобщающий, экспериментально-аналитический, результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследовательских умений.

- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;

- информационно-поисковом: библиотечно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные; составлять библиографическое описание источника литературы на основе действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение для организации исследования);

- теоретико-обобщающем: правильно выделять те теории, на которые будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть сущность теорий, обобщить теоретические положения, установить их взаимосвязь, правильно использовать на различных этапах работы;

- экспериментально-аналитическом: обращение с лабораторной посудой, распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение лабораторных операций и др.; умения синтезировать вещества, вести наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества, делать выводы на основе наблюдений);

- результативно-оценочном: умение интерпретировать полученные результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение выступить с докладом).

В содержании исследовательских работ можно выделить два направления:

· мониторинговые исследования составных частей геосферы,

· исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и др.).

Педагогическое воздействие школьных исследовательских работ заключается в том, что они способствуют глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний, являясь результатом создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса, формирования потребности к самообразованию.

Данный перечень не является окончательным, и при поступлении на конкурс работ других направлений в достаточном количестве, будут организованы другие секции.

На конкурс не принимаются работы, содержащие результаты исследований, полученные не самостоятельно и выдаваемые за свои (например, в лабораториях при предприятиях, СЭС и др.). Эти результаты могут быть использованы в работе в качестве эталона для сравнения с самостоятельно полученными результатами.

Требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, обзор литературы, методы проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, список печатной литературы по теме, Интернет-публикации и приложения.

За пять лет в конкурсе приняло участие около 630 школьников из 150 образовательных учреждений и представивших на суд жюри 415 работ. В вузы на специальности, связанные с экологией, природопользованием, естественными науками и медициной поступило свыше 20 победителей конкурса.

В настоящее время в образовательной системе происходят существенные изменения, поскольку готовится к внедрению и реализации федеральный стандарт нового поколения. В связи с этим к педагогам предъявляется ряд требований по подходам к обучению, предметно-окружающей среде и образовательным учреждениям в целом.
Нововведения обнажают теоретические и методологические проблемы современного образования, такие как отставание модернизации технологической базы, неэффективность классно-урочной системы, слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий, невосприимчивость интерактивного обучения, консерватизм и многое другое.

Отставание модернизации технологической базы – насущная проблема, ведь Россия сейчас переживает кризис в образовании: недостаток педагогических кадров, отставание качества образования от потребностей личности и общества, а также изменений, происходящих в мире. Скудное финансирование тоже даёт о себе знать. Следовательно, уровень образования людей становится ниже, а значит у страны будет меньше шансов в чём-то преуспеть. В маленьких городах и деревнях педагоги зачастую преподают несколько предметов, а то и большинство. Всё больше и больше детей становятся больными.

Как мы решаем эти проблемы? Лично я перерабатываю материал учебников, добавляю в уроки что-то своё, дополняю занятия. Использую здоровьесберегающие технологии, чтобы дать детям немного отдохнуть и снять напряжение во время урока. Мы выполняем гимнастику для глаз.

Неэффективность классно-урочной системы – ещё одна проблема, требующая решения. У современный детей количество уроков доходит до шести-восьми в день. Если взрослого человека поставить в такие условия, он может не выдержать. Слишком частые смены видов деятельности и маленькие перерывы между ними! Гораздо лучше, по мнению многих, было бы модульное планирование, где одному предмету уделялось бы, например, 4 урока в день, и проходили бы такие занятия менее напряжённо, но более плодотворно. В старших классах выпускники могли бы сосредоточиться на профильных предметах, домашнего задания почти не было бы, так как всё успевали бы сделать на уроках. Результаты ЕГЭ были бы намного лучше.

Слабое развитие учебной литературы и мультимедийных пособий также даёт о себе знать. Многие современные книги – это просто переизданные старые. Порой трудно найти стоящий материал. Мультимедийные пособия очень дорогие, да и показывать их особо негде, если у учителя в кабинете нет компьютера. Очень малое количество детей может заниматься по ним дома.

Хотелось бы отметить невосприимчивость интерактивного обучения некоторыми педагогами. Они всё ещё не могут перестроиться на диалог.

Консерватизм в таком преподавании преобладает. В своей работе я использую интерактивные методы. Это сближает меня с учениками и помогает добиться большей эффективности уроков. Я не даю готовые ответы, а побуждаю учащихся самих их найти. Также в своей деятельности я использую технологии развития критического мышления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о современных проблемах системы образования и возможные пути решения.

Основные теоретические и методологические проблемы современного образования.

Болтова Юлия Петровна

Отт Елена Владимировна

учитель английского языка,

МБОУ СОШ № 22, г. Междуреченск,

учитель групп предшкольного класса,

МБОУ Балыксинская СОШ

На систему образования в России оказывают влияние множество факторов: геополитические, социально-экономические, демографические, технологические и другие. Центральной задачей модернизации системы образования является обеспечение единства образовательного пространства, путем формирования общей гражданской культуры и предоставления каждому равных возможностей для получения качественного образования.

В настоящее время успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является доступность образования, формирование условий для комфортного и доступного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных и информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения[1].

Но все же в системе российского образования существует ряд проблем, которые необходимо обозначить.

Одной из главных проблем является снижение качества образования, которое происходит по многим причинам. На сегодняшний день, учащиеся больше направлены на теоретические знания, чем на практические, а ведь главное в образовании – это умение применять знания на практике.

Учащиеся стали меньше рассуждать, искать альтернативные пути решения проблемы, проще все ответы найти в интернете в готовом виде. Вся информация в свободном доступе и зачастую система ЕГЭ становится не настолько информативной и эффективной, как должна быть. Речевые навыки учащихся ухудшаются, если раньше нужно было все учить наизусть и очень многое искать самому, рассуждать и додумывать, то сейчас не обязательно, в этом минус информационных технологий. Конечно, современные технологии, в то же время, открывают море возможностей, но их нужно уметь применить, нужна систематизированная схема, как правильно использовать ресурсы, как с помощью технологий заставить рассуждать и включать критическое мышление. В этом, система образования ставит рамки: в плане ЕГЭ, в плане самой структуры урока, учебников, которые нам диктует система. Мы говорим об личностно - ориентированном подходе, но в то же время не можем использовать зачастую ту программу, которая подошла бы данному классу, т. к. ее нет в списке программ, и лучше было бы использовать разные программы для учащихся. Тут мы сталкиваемся еще с одной проблемой системы образования – нехватка бюджетных средств. В этих условиях проблемы, связанные с содержанием и качеством образования, уходят на второй план, так как они вызваны в первую очередь недостатком финансовых ресурсов. Школа не может себе позволить такое количество программ, учебников и соответствующего оснащения в кабинетах. Нехватка денежных ресурсов приводит к сокращению учебных заведений и высококвалифицированных кадров. Кроме того, недостаток в денежных средствах может повлечь за собой снижение уровня образования и как следствие, падение экономического роста в целом, что негативно отразится на социально-экономическом развитии государства.

Еще одной важной проблемой системы образования является нехватка квалифицированных специалистов, причиной которой не редко становится низкая оплата труда при большой нагрузке. Чтобы получать достойную зарплату учитель вынужден брать много часов, качество образования при этом снижается, ведь кроме часов еще и множество бумаг, планов, отчетов, при этом с каждым годом система контроля усложняется и учитель становится заложником ситуации. Учителю не под силу решить эти проблемы самому, нужна поддержка государства, муниципалитета, модернизация всей системы образования в целом. Нужно постараться разгрузить как учителей, так и детей, изменить образовательную программу так, чтобы в ней уделяли внимание не только основным предметам. Школа должна подготовить всесторонне-развитую личность в разных направлениях и выполнять не только обучающую, но и воспитательную функцию, что чаще откладывается на второй план, а ведь это так важно. Возможно, если уровень воспитанности молодого поколения будет выше, то уровень жизни общества тоже.

Конечно, проблем в современном образовании много, и одному учителю их не решить, нужна слаженная система, но все же учитель может и своим примером, и использованием методов, игр поднять уровень заинтересованности учащихся, их мотивацию, что является залогом успешного качества образования, ведь именно мотивация заставляет учащихся к чему-то стремиться, что-то изменить. На своих уроках я уделяю много времени этой проблеме, подбираю различные задания, игры, методы и формы в соответствие с индивидуальными особенностями учащихся. Если ученик заинтересован, то ему проще запомнить и у него лучше получается, он готов идти вперед, совершенствоваться и улучшать свои знания.

Система образования не совершенна, но нужно стараться решить хотя бы те проблемы, которые способны повысить качество образования.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и общее будущее страны. Именно поэтому решение проблем образования имеет столь актуальный характер.

Список используемой литературы.

Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. / Д.Е.Морковкин. – 2013. – № 2. – С. 74–80

Статья посвящена проблемам современного образования, которые присутствуют на всех уровнях.

ВложениеРазмер
esse.docx 20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы современного образования

Качество образования – это важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская образовательная школа являлась одной из лучших и полностью соответствовала своему времени. Однако, время не стоит на месте, она исчерпала себя, но на смену не пришло ничего достойного. Действующая система образования отстает от процессов, происходящих в обществе. На кризис российской системы образования все больше влияет усиливающаяся глобализация.

Организация учебной деятельности в современной России во многом перенята от советской системы образования. Нынешний век- век информации. Мир развивается в условиях глобализации, а это диктует необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. Требуют обновления принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Необходимо внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений современной техникой. Подготовка учеников должна быть направлена не на заучивание информации, а на ее понимание и умение применить полученные знания на практике. 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, учебные материалы для образовательных учреждений очень быстро устаревают. Необходимо регулярное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

К следующей проблеме можно отнести слабую практическую направленность. Нынешняя система образования по большей части направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, а не на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом не перекликаются с практикой. Ученики, зачастую,не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.Большинство людей, окончивших вуз, говорят о том, что не готовы приступить к практике. Причины этому- плохая практическая подготовка, и слабая связь между теоретическим материалом и практикой.

Низкий уровень финансирования образования в России является одной из насущных проблем государства. Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, из-за низких заработных плат в сфере образования. Для того, чтобы повысить качество образования, обеспечить ее доступность для всех слоев населения, обеспечить нужными ресурсами образовательные учреждения, необходимо, в первую очередь, разработать систему эффективного финансирования образования. Недостаток финансовых ресурсов может в образовательной сфере повлечь за собой как снижение самого уровня образования, так и произвести упадок экономического роста.

Главной проблемой образования, на мой взгляд является слабое законодательство в этой сфере, от которого во многом зависит качество образования. Существует явная потребность развития механизма правового регулирования образования в государстве. На сегодняшний день в России количество нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную сферу, только на федеративном уровне более 500 документов. Это влечет заметные трудности в регламентации деятельности образовательных организаций, органов по управлению образованием, осложняет деятельность руководства учебных организаций, а так же формирует случаи для проявления юридических коллизий и неосновательных проблем людей, которые возникают при реализации ими образовательного права. Все это так же подводит к необходимости появления единого нормативно-правового документа.

Высшее образование как самоцель.
Около 80% выпускников школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают низкую мотивацию студентов-первокурсников и нежелание погружаться в предмет обучения.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного поверхностного подхода. Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.

Не менее важной проблемой дошкольных учреждений является переполненность групп. В настоящее время все чаще дошкольные учреждения переходят на подиумы вместо спален. Безусловно, подиумы увеличивают пространство для игр детей. Но, с увеличением свободного пространства в группах увеличивается и численность детей в них. А как же личностно-ориентированный подход? Как оказать педагогическую поддержку всем детям и создать для них благоприятные условия для развития индивидуальности, учитывая темперамент, характер ребенка, уровень знаний и умений, помочь им приобрести уверенность, когда в группе от 30 до 40 детей? В данных условиях педагогам необходимо использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как: разноуровневое обучение, модульное обучение, развивающее обучение, метод проектов и др. Эти технологии требуют от педагога знаний и мастерства. Социализация и индивидуализация в растущем человеке является необходимым условием для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого педагога есть предназначение – помочь детям их раскрыть.

Итак, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Главными критериями является социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе. Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Это стало возможным благодаря внедрению в работу педагогов ФГОС ДО. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекают в работу дошкольных учреждений много нового. Это создает новые возможности для детей и педагогов в новых условиях, но и создает определенные проблемы. П роблемы в современном образовании есть и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей и ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Более эффективное обучение детей происходит в личностно-ориентированном стиле. Инклюзивное образование детей в ДОУ создает как проблемы и трудности для педагогов, так и предоставляет возможности для развития и воспитания всех детей в ДОУ на равных условиях. А выявление и развитие одаренных детей открывает возможности для их полноценного и всестороннего развития. В заключение, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных психолого–педагогических условий для воспитания и развития детей, среди которых определяющими являются активное взаимодействие педагогов с родителями, а так же креативный и нестандартный подход каждого педагога к своей работе, способствующий развитию детей и внедрению в практику дошкольных образовательных учреждений новых методик и технологий.

Читайте также: