Россия правовое государство доклад

Обновлено: 05.07.2024

Правовое государство - это государство, в котором господствуют конституция и закон. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Понятие правового государства……………………………………….. 4
2. Признаки правового государства……………………………………… 6
3. Построение правового государства в России…………………………. 8
4. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности……………………………….
9
5. Проблемы и перспективы становления правового государства в России……………………………………………………………………….
11
Заключение………………………………………………………………. 20
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

Введение………………………………………………………… …………. 3
1. Понятие правового государства……………………… ……………….. 4
2. Признаки правового государства……………………… ……………… 6
3. Построение правового государства в России…………………………. 8
4. Основные признаки современной конституционной модели российской правовой государственности………………………………. ..
9
5. Проблемы и перспективы становления правового государства в России………………………… …………………………………………….
11
Заключение…………………………………………………… …………. 20
Список используемой литературы 21

Правовое государство - это государство, в котором господствуют конституция и закон. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом. Высшая власть в правовом государстве - власть закона, которому в равной мере подчиняются все: от высших должностных лиц государства, органов государственной власти до рядовых граждан. Человек как субъект права свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, призвано максимально раздвинуть границы, сковывающие личность.

Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни. На протяжении целого ряда поколений конца XVIII и середины XIV века корифеи отечественной мысли М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, П.И.Пестель, А.И.Герцен поднимали вопрос о реорганизации Российского общества. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты во время правления Александра II : 1861 г. отмена крепостного права; 1864 г. начало судебной реформы, результатом которого стало более независимое судопроизводство. Революционные события 1905 года дали толчок реформированию: учреждение Госдумы, столыпинские реформы. В это время отечественные правоведы Н.М.Коркумов, Г.Ф.Шершеневич, С.А.Котлеровский, обобщили исторический опыт западноевропейских мыслителей и создали более современную концепцию правового государства, применимую к Российской действительности.

Теория правового государства занимает достойное место среди достижений человеческой цивилизации, потому, что она сориентирована на утверждение такого государственного союза, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на строгих основах права и исключали бы взаимный произвол.

Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство это совсем особый тип взаимоотношений права и государства.

Первые представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политикоправовые идеи и институты Древней Греции и Рима.

Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

В период буржуазных революций возникают новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права. Значительный вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIIIXIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Термин "правовое государство" ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.

Русская концепция правового государства сложилась в работах видных правоведов и философов предоктябрьского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития. Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

2. Признаки правового государства.

В качестве основных признаков правового государства обычно выделяются следующие:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;

- принцип разделения властей;

- реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития;

- взаимная ответственность государства и личности.

Рассмотрим вышеперечисленные черты правового государства подробнее.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону. Подзаконные акты при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но ни в коем случае не "совершенствовать", не "поправлять", не "изменять" закон.

Основной закон правового государства - конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции — неотъемлемая черта правового государства. Поэтому правовое государство — это конституционное государство.

2. Принцип разделения властей

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно- правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.

Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Обязанность "невмешательства" государственной власти соответствует праву индивида требовать соблюдения этого. В случае нарушения данного права оно обеспечивается судебной защитой. В этих условиях фактическая свобода превращается в право свободы. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Его реальное проявление охватывается формулой: "Все, что не запрещено индивиду, ему дозволено", и наоборот: "Все, что не дозволено власти, ей запрещено".

4. Взаимная ответственность государства и личности.

Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях.

Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

- ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутатов);

- ответственность правительства перед представительными органами;

-дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

3. Построение правового государства в России

Без органического согласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построить невозможно. Так или иначе, об этом знали и помнили там, где правовое государство в той или иной степени построено, будь то Великобритания или США, Германия или Япония. В этих странах осуществлён принцип господства права и, таким образом, выстроены прочные правовые пирамиды жизни общества и государства.

Читайте также: