Доклад на тему читательская грамотность на уроках русского языка и литературы

Обновлено: 13.05.2024

1. Умение найти и извлечь информацию из текста;

2. Умение интегрировать и интерпретировать прочитанного;

3.Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

Влияние чтения на успеваемость обучающихся

Педагоги и ученые уже не первый год бьют тревогу по поводу резкого снижения общей культуры, в том числе и любви к чтению у современных школьников. При этом хуже всего ситуация с чтением обстоит у ребят старше 10 лет. Если в младшей школе дети еще читают с удовольствием, то к 15 годам о любви к книге говорят уже не более 9% подростков. Исследования также показали, что отчасти вина за отсутствие у детей любви к чтению лежит на их семье.

Итак, ребята не читают, и это сказывается на образовании. Согласно международным результатам исследования PISA в 2018 году, Россия по направлению Читательская грамотность на 31 месте. На результаты теста ориентируются российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. У нас уже проводятся многочисленные ВПР, НИКО,ОГЭ, ЕГЭ. А теперь еще и PISA. Что же можно сделать?

Формирование читательской грамотности обучающихся

Принципы отбора текстов для определения читательской грамотности:

1. тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта;

2. тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.

Заключение

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Можно и не обращаться к исследованиям, достаточно посмотреть на результаты итогового собеседования в 9 классе, станет понятно, затруднения вызывает и пересказ текста, и построение монологического высказывания, и учет речевой ситуации. Проблема формирования читательской грамотности сегодня становится как никогда актуальной.

В Федеральном государственном образовательном стандарте определена основная задача образования - развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися образовательных программ в качестве результата рассматривается формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает сформированность у учащихся читательской грамотности .

В практике работы учителя русского языка и литературы существует огромный арсенал приемов, техник и технологий развития читательской грамотности. Остановимся лишь на некоторых.

Все приемы формирования читательской грамотности, используемые мною на уроках русского языка и литературы, я условно разделила на три группы: приемы и технологии графической переработки текста, творческое чтение, приемы и технологии развития творческих способностей.

Итак, приемы и технологии графической переработки текста. Формировать читательскую грамотности не просто. А в школе дистанционного обучения, где я работаю, это труднее вдвойне. Во-первых, с учащимися приходится взаимодействовать удаленно, не всегда есть возможность проконтролировать, что в данный момент делает ученик (например, возможности интернета не позволяют включить видеосвязь). Во-вторых, у учителя нет привычной классной доски. В-третьих, дети имеют непростые диагнозы, имеют проблемы с памятью, вниманием, анализом и др. Такие учащиеся нуждаются в постоянной мотивации учебной деятельности, и приемы графической переработки текста в этом помогают.

t1636281212aa.jpg

t1636281212ab.jpg

t1636281212ac.jpg

t1636281212ad.jpg

t1636281212ae.jpg

t1636281212af.jpg

t1636281212ag.jpg

Рис.7

t1636281212ah.jpg

t1636281212ai.jpg

К приемам интерпретации художественного текста относится словесное рисование: выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка; сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений; обобщение; формулирование собственной читательской позиции.

Автор методики - Новосёлов С. А., доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ. Сергей Аркадьевич - действительный член Европейской академии естествознания, академик Академии профессионального образования, автор тридцати двух изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами. Свою технологию ученый и изобретатель создавал, прежде всего, для развития технического творчества учащихся. Но технология настолько интересна и проста в использовании, что ее полюбили учителя литературы, педагоги дополнительного образования.

Содержательная основа технологии дизайн искусственных стихов состоит из трех организуемых педагогом этапов:

2 этап - визуализация поэтических образов, визуальное проектирование;

3 этап - поиск и решение новой технической задачи, связанной с образами, порожденными созданными стихами и визуальными проектами.

Ива склонилась и спит,

И кажется мне, соловей на ветке –

Это её душа. (Басе)

Эти элементы содержания, элементы-образы, эмоции можно изменять, добавлять. Следующий этап - дети рисуют картину, пытаются найти новый смысл и новые образы: ветка, соловей, вечер, слушаю, любуюсь, радостно, хорошо на душе и так далее. Затем следует этап построения стихотворения с рифмой и ритмом:

Соловей на ветке под моим окном,

Обычно он щебечет поздно вечерком.

Он весело летает и весело поет,

Из моей ладошки он водицу пьет. (С.П.)

Одно и то же японское стихотворение рождает у детей совершенно разные ассоциации и образы. Например, трехстишье Мацуо Басе:

Желтый лист плывет.

У какого берега, цикада,

Вдруг проснешься ты?

Учащиеся переосмысливают образы, наполняют их собственными переживаниями:

Листик осенний плывет по реке,

Капля дождя течет по руке,

Грустно немного смотреть вдаль реки,

Каждый момент жизни ты береги! (В.М.)

Плывем по жизни мы реке,

Там будущее вдалеке,

Не знаем мы наверняка,

Куда течет эта река.

Плывем сквозь ветер и туман,

(А это ложь или обман),

Нам освещает путь луна,

Нам дарит свет она одна,

Но день настанет, и тогда

Мы будем счастливы всегда!

Иногда, для того, чтобы задать определенный ритм, рифму, педагог или сами учащиеся придумывают первую строчку стихотворения. Предлагаем хокку Басе:

Я поднялся на холм,

Полон грусти - и что же:

Там шиповник в цвету!

Пришла весна, а мне все грустно.

Весна старается искусно,

А мне не до нее совсем,

Ведь у меня полно проблем! (К.С.)

Пришла весна, а мне всё грустно.

Пойду по лужам прыгать я.

Спрошу тогда у воробья:

Пришла весна, а мне все грустно,

И на душе не тает снег.

Весна ж, красавица, искусно

Цветенья начинает век. (Л.Г.)

Детские стихи, написанные по мотивам японских трехстиший, как правило, наполнены философским смыслом, в них грусть и одиночество, надежда и стремление к счастью.

Осенью в поле завяли цветы

Жаль, не увидим мы их красоты,

Холодной зимой вспомним мы лето,

Пока покрывалом земля не одета.

Когда дарят радость нам эти цветы,

Яркие краски и зелень листвы.

Наступит весна, морозы пройдут,

Вновь для людей цветы расцветут (Н.З.)

Природа просыпается раннею весной.

Лес окутан нежной зеленой красотой.

В небе зазвенели птичьи голоса,

К нам идет счастливая жизни полоса!

Мир окутан солнечным ласковым теплом,

И от этой радости на душе светло! (Л.Г.)

t1636281212aj.jpg

Далеко не все сочиняют стихи. Кроме того, у учащихся нашей школы наблюдается и языковой минимализм, ограничена память, снижено внимание, не развито воображение. И связано это не только с диагнозами детей, и не только с отсутствием нормальной коммуникации в социуме. Сейчас много пишут и говорят о так называемом клиповом мышлении, дети много времени проводят у экранов телевизора и в Интернете. И как следствие - неспособность воспринимать длинные тексты, информация воспринимается частями и отрывками, наблюдается тезисное изложение мыслей. В этой ситуации становится важным заинтересовать ребенка, повысить мотивацию в обучении, и этому способствуют приемы и технологии формирования читательской грамотности.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.

Беляева Н. В. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017 —256 с.

Дизайн искусственных стихов: Проект Сергея Новоселова. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003.

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19–21.

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приёмы формирования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Штрейденберг О.И, учитель

русского языка и литературы

Цель: представить систему работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы посредством определенных методических приёмов;

Задачи: развитие умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, пользоваться разными стратегиями при её переработке, отвергая ненужную и неверную.

Педагогика здравого мысла / под ред.

А.А.Леонтьева. М.:Баалас, 2100)

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность, математическую, естественно-научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность и т.д.

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

· выделять главную мысль всего текста или его частей;

· понимать информацию, содержащуюся в тексте;

· преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

· применять информацию из текста в изменённой ситуации;

· критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

· постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

· построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

· создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

· конструирование собственных высказываний о прочитанном

Я покажу несколько эффективных, на мой взгляд, приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Прием «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста или параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:

Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило, по группам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Что входит в функциональную грамотность.

Читательская грамотность – один из компонентов функциональной грамотности.

Проблемы читательской грамотности российских школьников.

Пути их решения

Сегодня выделяют следующие компоненты функциональной грамотности:

Какие есть сложности с функциональной грамотностью?

Регулярно в мире проходит оценивание функциональной грамотности школьников с помощью таких тестов, как PIRLS, TIMSS, PISA. Традиционно Россия находится в середине рейтинга PISA: 30-37 место из 74. Причины невысоких показателей — оторванность школьных заданий от реальности и недостаточное количество материалов для подготовки.

Разработать материалы для международного тестирования непросто — они должны соответствовать ряду критериев. Например, информация должна быть новой для школьников, но не привязанной к содержанию других предметов. Задания должны проектировать жизненную ситуацию и быть доступными для детского восприятия.

Под читательской грамотностью понимается способность человека воспринимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

По результатам международных исследований уровня читательской грамотности PISA cредний балл российских учащихся в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.

В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:

• Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.

• Обратить особое внимание на чтение мальчиков.

О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР.

Исходя из вышесказанного, современный учитель должен поставить цель научить школьников вдумчивому чтению, а отработка заданий, проверяющих уровень читательской грамотности, помогут учителю диагностировать результаты и отследить динамику.

Читательская грамотность (по PIRLS и PISA) определяется по уровню сформированности трех групп читательских умений:

 Ориентация в содержании текста и понимании его целостного смысла, нахождение информации.

 Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Первая группа связана с общими умениями работать с текстом: понимание содержания текста и ориентация в нем.

Вторая группа умений направлена на глубокое и детальное понимание содержания и формы текста.

Третья группа умений включает в себя использование информации, выделенной из текста, для достижения разнообразных целей, решения поставленных задач с использованием или без использования дополнительных знаний.

Для того, чтобы каждый ребенок владел всеми этими умениями, учитель должен знать приемы и способы их формирования.

Таким образом, одна из главных задач современной школы заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению, создать условия для воспитания компетентного читателя, способного отбирать, понимать, организовывать информацию и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Это бесспорно актуальная проблема, которая требует пристального внимания и действенного решения и побуждает к поиску стратегий работы с разными видами текстов, изучению техник активно-продуктивного чтения и алгоритмов работы с несплошными текстами.

Работа направлена на формирование основных читательских умений:

- находить и извлекать информацию;

- осмыслить и оценить содержание и форму текста.

К текстам представлены различные по формату задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом)

Но мы хотим остановиться на биографии Р.Курбана.

Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Битаман Высокогорского района. Писатель, драматург, общественный деятель, он внес огромный вклад в развитие национальной культуры, в сохранение истории родного края. Вечер открыли дети. Они спели песню, автор которой - Рафис Курбан. Перед вами два текста о жизни и творчестве Р.Курбана. Прочитайте и ответьте на вопросы?

Поэт, писатель, драматург, он черпал энергию у родного края. Воспевал его, делал достоянием каждого.

Родился он 60 лет назад в деревне Малый Битаман. Новый сельский дом культуры, открывшийся прошлым летом, будто ждал творца.

- Секрета здесь никакого нет. Я здесь родился. Сегодня здесь очень много гостей со всей России. Я их хочу познакомить с моей деревней, моим краем, - подчеркнул Рафис Курбан

Гости приехали из Казахстана, Кабардино-Балкарии, Чувашии, Марий-Эл, Якутии. Все пришли высказать слова благодарности и почтения выходцу из Высокогорского района.

- Рафис Курбан - выдающийся поэт, писатель. Он мой ученик. Мы оба пишем для детей. Он продолжатель традиций Габдуллы Тукая, Шауката Галиева. Он очень разносторонний. Это человек, который внес огромный вклад в социальную жизнь татарского народа, - подчеркнул поэт, журналист, политический деятель Роберт Миннуллин.

Со сцены звучали поздравления, слова благодарности и признания. Обычно на дни рождения именинники лишь получают подарки. Рафис Курбан отличился. К своему 60-летию он выпустил две книги. Одна из них - о выходцах из бывшего Дубъязского района; 40 библиотек Высокогорского района пополнятся новым изданием. Это еще один весомый вклад в сохранение истории нашего края.

Курбанов Рафис Харисович (Рафис Курбан) родился 1 января 1957 года в деревне Малый Битаман Высокогорского района. После окончания Большебитаманской средней школы учился на отделении журналистики Казанского государственного университета.

Задание №1: Какую информацию нашли вы в текстах? Отметьте правильный ответ. (11 слайд)

А. Юбилейный вечер Рафиса Курбана прошел на днях в селе Малый Битаман Высокогорского района.

Читайте также: