Доклад межведомственное взаимодействие органов системы профилактики

Обновлено: 28.06.2024

Презентация на тему: " Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений Малмыжского района при выявлении и организации." — Транскрипт:

1 Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений Малмыжского района при выявлении и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении Докладчик: Колупаева Елена Александровна – заместитель главы администрации Малмыжского района по профилактике правонарушений, правовым и социальным вопросам, председатель КДН и ЗП

2 МАЛМЫЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛМЫЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Площадь территории – 2196,39 кв.км 18 поселений: (1 – городское, 17 сельских) Численность населения района Сельское население – (71 %) Городское население (29 %) Несовершеннолетних – (19 %)

4 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА 14 дошкольных образовательных организаций 14 дошкольных образовательных организаций 12 средних общеобразовательных школ 12 средних общеобразовательных школ (в том числе 2 городские школы) (в том числе 2 городские школы) 12 основных общеобразовательных школ 12 основных общеобразовательных школ 4 начальные общеобразовательные школы 4 начальные общеобразовательные школы 1 коррекционное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат VIII вида 1 коррекционное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат VIII вида 3 учреждения дополнительного образования 3 учреждения дополнительного образования

7 Нормативные акты, обеспечивающие межведомственное взаимодействие Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного неблагополучия, оказанию ребенку и его семье своевременной помощи на территории Малмыжского района (утвержден постановлением администрации Малмыжского района от ) Механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению фактов насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на территории Малмыжского района (утвержден постановлением администрации Малмыжского района от ) Схема оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних на территории Малмыжского района (утверждена постановлением КДН и ЗП от )

9 Межведомственный банк данных Семей СОП Семей ТЖС

10 Несовершеннолетние, состоящие на учете в банке данных

12 Дополнительные способы выявления семей СОП Дни профилактики на базе поселений Телефон доверия Межведомственные рейды и социальные экспедиции

14 Телефон доверия – Изготовление закладок, наклеек, методичек, календарей, расписаний уроков с информацией о телефонах доверия, телефонов специалистов субъектов профилактики Малмыжского района

16 Состав Консилиума Председатель члены КДН и ЗП специалисты субъектов профилактики представитель общественной организации депутат Районной Думы Зам. председателя Секретарь

17 Организация индивидуально профилактической работы с семьей СОП КДН и ЗП (Постановление о постановке на учет в единый межведомственный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении) Ответственные лица субъектов профилактики (10 дней на разработку Планов ИПР) Межведомственный социальный консилиум (30 дней на разработку Межведомственной программы ИПР) КДН и ЗП (Постановление об утверждении Межведомственной программы ИПР, контроль каждое полугодие)

18 Постановление КДН и ЗП о постановке семьи на учет в межведомственный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении

19 Постановление КДН и ЗП об утверждении межведомственной программы ИПР с семьей, находящейся в СОП

20 Количество выявленных семей СОП месяцев Количество снятых с учета семей СОП месяцев

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

ВложениеРазмер
mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx 24.69 КБ

Предварительный просмотр:

в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

Одно из таких направлений – профилактика раннего семейного неблагополучия.

Особое внимание школа уделяет профилактике раннего семейного неблагополучия, выявляя на раннем этапе обучения семьи с признаками неблагополучия, ненадлежащего воспитания, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и требующие социальной поддержки.

Профилактика семейного неблагополучия в школе построена на взаимодействии с органами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • выявление и дифференцированный учет семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке,
  • осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей,
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних,
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
  • социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
  • ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете в школе, с регистрацией причин неблагополучия,
  • привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи: материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной,
  • организация досуга детей из неблагополучных семей.

Для эффективности работы с семьями и усиления адресности социальной поддержки важно ориентироваться на социальный запрос. С этой целью нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума первоклассников и вновь поступивших учащихся. Анализируя анкетные данные, информацию от классных руководителей, результаты обследования семей с подозрениями на неблагополучие и ненадлежащее воспитание, комплектуются группы родителей по видам социального запроса.

Далее следует своевременное информирование о выявленных фактах КДНиЗП и МВД, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения.

Информирование происходит на стадии выявления и проявления первых признаков неблагополучия в семье. Администрация школы направляет в органы МВД, КДНиЗП, Отдел социальной защиты, Отдел опеки и попечительства сведения о подростках, находящихся в социально опасном положении, о фактах ненадлежащего ухода за детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих, о ненадлежащем поведении родителей и несовершеннолетних.

Сотрудниками данных структур организуется проверка информации и в случае необходимости осуществляется защита прав и здоровья детей от всех форм небрежного отношения, жестокости , применяются меры, определяемые законодательством Российской Федерации.

С целью своевременного реагирования на негативные случаи существует единая база данных, ежеквартально сверяется информация по несовершеннолетним и родителям.

После выявления неблагополучная семья ставится на учет в ПДН, КДН и ЗП, органы социальной защиты, органы опеки с целью организации системной работы по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации данной семье.

Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его социальной дезадаптации.

Хотелось бы отметить еще одно направление, в котором происходит межведомственное взаимодействие специалистов – это внеурочная занятость несовершеннолетних, и особенно трудных подростков.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Весьма важно чтобы деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное реализовать потребность в самоутверждении.

Понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, школьные кружки и секции, профильные смены, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации.

Особо хочется отметить взаимодействие с детскими спортивными школами. Увлечения спортом позволяют ребятам встать на путь исправления, заслужить уважение и одобрение сверстников.

Опыт в профилактической работе не с одним подростком позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации и ведущим из них является – изучение интересов и способностей; вовлечение в кружки и спортивные секции; поощрение любых видов художественного, технического творчества и спортивных достижений.

Кроме выше обозначенных структур школа осуществляет совместные мероприятия и с другими организациями.

Помимо сотрудничества с врачами наркологического кабинета осуществляется совместная профилактическая деятельность с врачами-педиатрами: вычитываются лекции по ЗОЖ, проводятся профилактические беседы с учащимися.

Администрация школы поддерживает регулярную связь с Центром социальной защиты населения в вопросах оказания социальной помощи семье и детям. Руководство Центра немедленно реагирует на просьбы о помощи подросткам и семьям, предлагает социальную и материальную помощь.

Администрация школы обращается за помощью к сотрудникам прокуратуры, они участвуют в правовой декаде, правообразовательной акции, антинаркотической акции. Огромную помощь оказывает старший следователь по делам несовершеннолетних Ершова О.Ю., она проводит беседы с учащимися по просьбам социального педагога и классных руководителей, также оказывает консультативную помощь в вопросах профилактики. Следователи прокуратуры приходят на уроки ОБЖ при изучении уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Но особо хочу отметить совместную работу с инспекцией ПДН . С участием инспектора в школе систематически проводится

Инспектор ПДН регулярно участвует в заседаниях Воспитательной комиссии Совета школы с проведением индивидуальной профилактической работы с учащимися, регулярно нарушающими Устава школы, с родителями данных учащихся.

Взаимодействие по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних происходит постоянно с помощью телефонной связи:

  • обмениваемся оперативной информацией по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, неблагополучия в семьях учащихся;
  • регулярно предоставляем сведения об обстановке в неблагополучных семьях учащихся школы;
  • обсуждаем план и результаты работы с подучетными подростками и семьями.

По оценке администрации школы взаимодействие педагогического коллектива с инспекторами ПДН проходит на должном уровне, своевременно и систематически.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется на должном уровне и в тесном взаимодействии со структурами и организациями, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо.

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально.


Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками.

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Городское методическое объединение социальных педагогов

Социальный педагог МБОУ СОШ №1

Стулова Ольга Валерьевна

Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью. Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.

Девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида). Деликвентное поведение — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений. Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации — семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия. Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы. Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

Причины появления детей с девиантным поведением.

недостаточное взаимодействии семьи и школы

формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;

запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;

так же школьник в условиях традиционно организованного образовательного процесса не всегда имеет достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта.

слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; школьная и социальная дезадаптации; проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Формы девиантного поведения

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство. Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Основной целью организации этой работы является взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для продуктивной профилактической работы детьми в школе необходимо организовывать сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ПДН по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально — опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения школьников ведется в соответствии с общешкольным планом работы, планами классных руководителей, социального педагога, медицинского работника.

создание банка данных на обучающегося;

изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования) и профилактические беседы;

контроль за посещением родительских собраний родителями;

систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;

обеспечение учебниками, беседы с учителями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

индивидуальные беседы с обучающимся;

вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в школьных мероприятиях, контроль за проведением досуга и свободного времени;

приглашение на Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимся, а также профилактическая работа совместно с ПДН;

обеспечение горячим питанием в школе;

организация летней и каникулярной занятости (путёвки в загородные лагеря и лагеря санаторно-курортного типа)

профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы.

Для осуществления профилактической работы с семьёй и подростком составляется индивидуально-профилактический план, по которому ведётся целенаправленная работа. Он включил в себя: беседы о поведении и успеваемости, контроль над посещаемостью и готовностью к учебным занятиям, вовлечение в кружковую работу и во внеурочную деятельность. Основная нагрузка в работе с данным подростком и семьёй ложится на классного руководителя, социального педагога, ПДН отделения полиции МВД России, которые ведут постоянную индивидуальную работу, рейды в семью, профилактические воспитательные мероприятия.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем — добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения. Цели работы социального педагога с проблемными семьями — это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

Основная задача здесь — помочь семье удержаться на плаву, чтобы ребенок мог повзрослеть и вырасти все-таки в домашней обстановке. В отношении данной семьи осуществляются ежемесячные плановые обследования ЖБУ семьи, а также контрольные посещения. Составляются акты, протоколы. Регулярный патронаж семьи, постоянное наблюдение в определенной мере дисциплинирует её, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Приглашаем по мере необходимости семью на Совет по профилактике правонарушений.

Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика ( Виктимология — учение о жертве. В центре внимания виктимологии — жертва преступления, которая рассматривается не в формально-юридическом (процессуальном) плане, а в контексте ее фактической роли в механизме преступления. ), правовое предупреждение.

Вывод: достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех субъектов профилактики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема семейного неблагополучия требует постоянного межведомтвенного контроля ивзаимодействия.

ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения

Межведомственное взаимодействие с другими субъектами профилактики в рамках профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

(разработка для методического объединения)

Ибрагимова Мария Владимировна

Семья в современных условиях не всегда самостоятельно находит выход из сложных жизненных ситуаций, что приводит к росту числа неблагополучных семей. Семейное неблагополучие находит выражение в конфликтных отношениях между родителями, между детьми и родителями, антисоциальном поведении. Неблагополучная семья нуждается в помощи со стороны. Объектом государственной защиты и поддержки может стать ребенок из семьи любого типа. Однако степень нуждаемости в социально-педагогической защите и поддержке у разных категорий детей будет различна. Особенно уязвимыми являются несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении (СОП).

Сегодня семье уделяется пристальное внимание со стороны всех социальных институтов, занимающихся проблемами воспитания. Это объясняется пониманием того, что семье принадлежит приоритет в воспитании детей. Недостатки семейного воспитания можно преодолеть лишь в том случае, если меры воздействия на родителей выбраны в соответствии с особенностями ситуации в семье и осуществляются в рамках межведомственного взаимодействия.

Взаимодействие - одно из главных направлений, отражающих процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения.

I. Принципы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие должно быть основано на принципах:

- разграничения компетенции между субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

- исключения дублирования процедур сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия;

- индивидуального подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- обеспечения конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации.

В соответствии с положениями Семейного кодекса Российской Федерации воспитание ребенка для родителей является неотъемлемой составляющей частью осуществления родительских прав, поэтому органам и учреждениям системы профилактики при выявлении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рекомендуется в первую очередь признавать и уважать права и обязанности родителей, несущих по закону ответственность за ребенка.

II. Субъекты (участники) межведомственного взаимодействия

Субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия являются:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- органы управления социальной защитой населения;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Создаваемые в указанных органах учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, другие органы, учреждения и организации могут участвовать в межведомственном взаимодействии в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и(или) законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также постановлениями комиссий субъектов Российской Федерации и(или) территориальных (муниципальных) комиссий.

Председатели комиссий субъектов Российской Федерации, председатели территориальных (муниципальных) комиссий несут персональную ответственность за организацию работы соответствующих комиссий по координации вопросов межведомственного взаимодействия.

III. Формы межведомственного взаимодействия

Межведомственное взаимодействие может быть организовано в следующих формах.

1. Межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование используются в целях сбора сведений (информации), необходимых для выявления проблем в организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Межведомственный анализ направлен на совместные аналитические разработки субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, где на основе полученных результатов может строиться дальнейшее прогнозирование результативности профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Совмещение потоков информации, организуемых различными субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия, позволяет предвидеть появление новых проблем в семье, являющейся объектом межведомственного взаимодействия (например, возможные конфликты между несовершеннолетним и его родителями [иными законными представителями]).

Следующие формы взаимодействия:

2. Проведение заседаний комиссии субъекта Российской Федерации, территориальных (муниципальных) комиссий, а также созданных ими совещательных органов: рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных органов.

3. Совместная разработка руководящих указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами (участниками) межведомственного взаимодействия при их совместной работе, установление которых до начала совместной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, влияет на конечный результат взаимодействия.

4. Согласование документов, необходимых как для организационных аспектов реализации межведомственного взаимодействия, так и для осуществления самой совместной профессиональной деятельности.

5. Проведение совместных комплексных целевых мероприятий, проверок, проектов, операций и т.д.

Данная форма может иметь две разновидности.

Во-первых, это комплекс мероприятий, рассчитанных на длительный срок с последовательным накоплением информации, профессионального опыта по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и поэтапным введением сил и средств различных субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (реализация межведомственных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении).

Во-вторых, это краткосрочные, единичные совместные действия субъектов (участников) межведомственного взаимодействия (например, обследование жилищно-бытовых условий, в которых проживает семья).

6. Выработка единой стратегии совместного взаимодействия (например, в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Результаты совместной выработки стратегии могут быть реализованы в предложениях при подготовке различных организационно-тактических мероприятий, комплексных операций, совместных планов работы, ведомственных актов (приказов, постановлений) или локальных решений.

7. Рабочие встречи руководителей либо иных представителей субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, которые организуются для повышения оперативности взаимного информирования, реагирования на возникшую проблему (например, борьбу с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями не совершеннолетних).

На таких встречах достигаются договоренности о координации действий и обмене информацией, готовятся планы совместных мероприятий.

Данная форма позволяет проводить сетевые консультации, вебинары, селекторные совещания, телеконференции.

При организации межведомственного взаимодействия одновременно могут применяться различные формы межведомственного взаимодействия.

IV. Информационное межведомственное взаимодействие

Условия обмена информацией, требования к ее содержанию и формам представления, в том числе в электронном виде, рекомендуется закрепить в порядке (регламенте) межведомственного взаимодействия, который может иметь статус нормативного правового акта либо утверждаться постановлением комиссии субъекта Российской Федерации и(или) территориальной (муниципальной) комиссии.

При разработке требований к содержанию, формам и условиям обмена информацией, в том числе в электронном виде, целесообразно предусмотреть:

- создание (определение) оператора системы межведомственного взаимодействия, который будет осуществлять обеспечение ее функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;

- возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационных систем, подключенных к системе межведомственного взаимодействия. Доступ участников межведомственного взаимодействия к электронным сервисам для осуществления межведомственного взаимодействия рекомендуется предоставлять для получения информации, содержание и объем которой необходимы в целях реализации полномочий, возложенных на субъекты (участников) межведомственного взаимодействия;

- защиту передаваемых документов и(или) информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанных документов и (или) информации в систему межведомственного взаимодействия;

- хранение документов и(или) информации, содержащейся в электронных сервисах информационных систем субъектов (участников) межведомственного взаимодействия, подключенных к системе межведомственного взаимодействия и мониторинга работоспособности электронных сервисов;

- условия организации межведомственного взаимодействия;

- форму представления межведомственного запроса и ответа на данный запрос;

- ответственность за несвоевременное предоставление документов и(или) информации в рамках межведомственного взаимодействия.

Несомненно, проблема семейного неблагополучия остается актуальной и требует постоянного межведомственного контроля и взаимодействия в ее решении. Чем эффективнее организована межведомственная работа с семьей, тем реже возникают ситуации, связанные с необходимостью отобрания детей у родителей, меньше требуется государственных средств на их содержание. Все участники взаимодействия должны быть заинтересованы в положительном результате, который можно улучшить, если объединить или скоординировать усилия всех, кто участвует в воспитании ребенка или может оказать ему социально-педагогическую и психологическую поддержку.


Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо

Огромное большинство окружающих нас людей живут нормальной жизнью.

Они работают, учатся, отдыхают, ходят в театр, ездят за город, чтобы полюбоваться природой, любят своих близких и друзей, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Их действия подчинены нормам, принятым в нашем обществе. Но иногда это нормальное взаимодействие людей с окружающей средой нарушается и очень часто это происходит в детском или подростковом возрасте.

Девиантное поведение — отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как деликвентное, так и другие виды нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицида).

Деликвентное поведение — цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от уголовно наказуемых, серьёзных правонарушений и преступлений.

Факт отклоняющегося поведения подростков есть реальность, с которой практически каждый день сталкиваются педагоги, родители. Актуален как никогда стал комплекс проблем воспитания детей с асоциальным поведением, изучение его структуры и динамики, определение путей и средств своевременной коррекции проявлений девиантности, агрессии и других негативных качеств.

Состояние перехода социально-экономической системы России на новый уровень развития вызвало ряд дестабилизирующих процессов в обществе, которые не могли не отразиться на школьном образовании и потребовали изменения некоторых его функций. При смене экономической формации школа столкнулась с рядом социальных болезней: токсикоманией, алкоголизмом, подростковым рэкетом и другими проявлениями девиантного поведения детей и подростков. Как следствие кризиса общества и основных институтов социализации — семьи и школы, резко выросла кривая роста числа социальных сирот.

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена тем, что в сферу организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних. Криминализация молодежной среды лишает общество перспективы установления в скором будущем социального благополучия.

Чтобы предостеречь несовершеннолетнего и помочь ему во многих школах, создаются программы по профилактике и предупреждению преступлений и правонарушений среди учащихся, и каждое учебное заведение старается найти свой подход к этой работе и использовать те методы, которые будут эффективны для данной школы.

Такая ситуация вызвала необходимость перестройки воспитательной системы школы и смещения акцента с общих воспитательных мероприятий на постановку и решение задач профилактики деструктивных явлений в подростковой среде: безнадзорности и правонарушений школьников.

Причины появления детей с девиантным поведением.

- Недостаточное взаимодействии семьи и школы

- Формальное исполнении учебно-воспитательной работы, недостатки в её организации;

- Отсутствие преемственности и непрерывности воспитания учащихся;

- Подмена воспитательных воздействий администрированием, сдерживание личной инициативы и социальной активности участников образовательного процесса, включая родителей;

- Запущенности и принижении значимости внешкольной и внеклассной работы;

- Слабое или одностороннее взаимодействии школьных специалистов с органами и ведомствами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; школьная и социальная дезадаптации; проблемы управления профилактической работой.

Школа наряду с семьёй является основным институтом социализации ребёнка. Вся система образования направлена не только на обучение, но и на передачу образцов культуры и социального опыта от поколения к поколению. Дезадаптированные дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам и часто прогуливают уроки.

Учебная дезадаптация может иметь следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Неподчинение детей, критика действий взрослых, отрицательное отношение к учёбе. Ношение «вызывающей одежды, причёсок, украшений

Нарушение правил поведения в школе, срывы уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий. Курение. Грубость, сквернословие

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки, нанесение телесных повреждений. Употребление алкоголя, пьянство.Унижение других. Проба наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Следование воровским законам. Воровство. Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление наркотиков

Основной целью организации этой работы является взаимодействия со структурами профилактики в решении проблем несовершеннолетнего, обеспечение целенаправленного педагогического, психологического, правового влияния на поведение и деятельность подростков.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Для продуктивной профилактической работы детьми в школе необходимо организовывать сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Ежегодно в начале учебного года ОУ составляет совместный план работы с ПДН по выявлению несовершеннолетних, совершивших правонарушения, а так же находящихся в социально — опасном положении, не посещающих занятия в школе или систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам.

Социально-педагогическая работа по профилактике девиантного поведения школьников ведется в соответствии с общешкольным планом работы, планами классных руководителей, социального педагога, психолога, медицинского работника.

- создание банка данных на обучающегося;

- изучение особенностей семьи обучающегося, плановые и контрольные посещения семьи (составление актов обследования) и профилактические беседы;

- контроль за посещением родительских собраний матерью;

- систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью обучающегося;

- обеспечение учебниками, беседы с учителями-предметниками с целью выяснения уровня подготовки обучающихся к знаниям, оказание помощи в ликвидации пробелов в знаниях;

- индивидуальные беседы с обучающимся;

- вовлечение в кружки, секции, общественно-полезную деятельность, участие в школьных мероприятиях, совместных с СДК, контроль за проведением досуга и свободного времени;

- приглашение на Совета профилактики по предупреждению правонарушений обучающимся, а также профилактическая работа совместно с УУП;

- обеспечение бесплатным горячим питанием в школе;

- профилактика вредных привычек через различные акции, классные часы.

Для осуществления профилактической работы с семьёй и подростком составляется индивидуально-профилактический план, по которому ведётся целенаправленная работа. Он включил в себя: беседы о поведении и успеваемости, контроль над посещаемостью и готовностью к учебным занятиям, вовлечение в кружковую работу и во внеурочную деятельность. Основная нагрузка в работе с данным подростком и семьёй ложится на классного руководителя, социального педагога, УУП отделения полиции МОМВД России, которые ведут постоянную индивидуальную работу, рейды в семью, профилактические воспитательные мероприятия.

Одним из базовых прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и интересов детей, включая Конвенцию о правах ребенка, а также в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен лишь активизировать ее усилия на решение своих проблем — добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного разрешения. Цели работы социального педагога с проблемными семьями — это прежде всего укрепление семьи, а также максимальное использование ее социального и педагогического потенциала.

Основная задача здесь — помочь семье удержаться на плаву, чтобы ребенок мог повзрослеть и вырасти все-таки в домашней обстановке. В отношении данной семьи осуществляются ежемесячные плановые обследования ЖБУ семьи, а также контрольные посещения. Составляются акты, протоколы. Регулярный патронаж семьи, постоянное наблюдение в определенной мере дисциплинирует её, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Приглашаем по мере необходимости семью на Совет по профилактике правонарушений.

Необходимы дальнейшие шаги по совершенствованию системы профилактики семейного неблагополучия, улучшению координации деятельности различных структур, входящих в систему профилактики, а также по раннему выявлению семейного неблагополучия и формированию позитивного отношения общества к данным проблемам. Особого внимания требуют вопросы усиления ответственности родителей за воспитание и обучение их несовершеннолетних детей, совершенствования законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, использования современных технологий работы с семьей.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними всех субъектов профилактики.

1. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками. — М.: Знание, 1979.

2. Антонян Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). — М., 1975.

3. Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. — М., 1994.

4. Беличева С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. — 1987.

5. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

6. Бестужев-Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.

7. Ветров Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи. — М., 1986.

8. Волков Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения. — Каз., 1985.

9. Данилин Е. М. Использование системы А. С. Макаренко в деятельности ВТК. — М., 1991.

10. Зюбин Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. — М., 1982.

11. Игошев К. Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. — М.: Юрид. Лит., 1980.

12. Кочетов А. И., Верницкая Н. Н. Работа с трудными детьми. — М.: Просвещение, 1986.

14. Шляпочников А. С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, социальный педагог, девиантное поведение, профилактическая работа, семья, школа, орган управления, правонарушение, РФ, Российская Федерация.

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения подростков.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Социально-педагогическая профилактика девиантного.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог.

Роль социального педагога в организации профилактики.

девиантное поведение, социальный педагог, социальная работа, подростковая среда, подросток, социальный контроль, профилактическая работа, организация профилактики, педагог, Камышинский.

Отечественный и зарубежный опыт профилактики.

Сапрунов А. Г. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних.

Саратовская область, дело, комиссия, защита, правонарушение, Российская Федерация, орган управления, профилактика безнадзорности, Ребенок, орган.

Управление процессом профилактики правонарушений.

Управление процессом профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях общеобразовательной школы.

5. Конфликт в учебном коллективе. Для устранения такого поведения подростков нужна профилактическая работа.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

отклоняющееся поведение, уличная социальная работа, подросток, социальный педагог, профилактика отклонений

Цель работы – обоснование путей профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе учета возрастных особенностей формирования.

Международно-правовое регулирование профилактики.

Пути профилактики девиантного поведения детей. Девиантное поведение человека определяется как устойчивая форма

профилактика, профилактика преступлений, российская Федерация, физическая культура, мера предупреждения, орган управления.

Роль неполной семьи в профилактике девиантного поведения.

профилактика., девиантное поведение, неполная семья, современные подростки.

Пути профилактики девиантного поведения детей.

Специфика социальной работы с девиантными подростками.

Актуальные проблемы педагогической профилактики.

Российская Федерация признает детство важным этапом жизни человека.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетний, профилактика, подросток, школа.

Ключевые слова: несовершеннолетние, преступность, профилактика, предупреждение, девиантное поведение.

Читайте также: