Существует ли язык животных философия доклад

Обновлено: 28.04.2024

Большинство животных могут общаться друг с другом, но никто из них не может говорить, как это делает человек. То есть ни одно животное не пользуется словами.
Птицы кричат и произносят звуки, которые хорошо понятны другим птицам. Животные прибегают к помощи запаха, движений, звуков для общения, они могут выражать радость, гнев, страх.
Человеческая речь — очень сложный процесс и ни одно животное не может воспроизвести его. Одна из причин этого в том, что у человека существует целая серия органов, при помощи которых он произносит звуки, из которых состоят слова. Особым образом вибрируют наши голосовые связки, особым образом настраиваются гортань, ротовая и носовая полости, двигаются губы, зубы, нижняя челюсть, язык и небо. Все устроено для того, чтобы произносить гласные и согласные звуки, чего не могут сделать животные. Они не могут произнести целую серию звуков, чтобы составить слово и предложение.
Целью данной работы является рассмотрение языка животных и языка человека.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать литературу по данной теме;
раскрыть особенности языка животных и человека;
рассмотреть возможность диалога с животными с помощью языков-посредников.

Содержание
Работа содержит 1 файл

реферат по зоопсихологии.doc

2. Особенности языка человека……………………………………………6

Большинство животных могут общаться друг с другом, но никто из них не может говорить, как это делает человек. То есть ни одно животное не пользуется словами.

Птицы кричат и произносят звуки, которые хорошо понятны другим птицам. Животные прибегают к помощи запаха, движений, звуков для общения, они могут выражать радость, гнев, страх.

Человеческая речь — очень сложный процесс и ни одно животное не может воспроизвести его. Одна из причин этого в том, что у человека существует целая серия органов, при помощи которых он произносит звуки, из которых состоят слова. Особым образом вибрируют наши голосовые связки, особым образом настраиваются гортань, ротовая и носовая полости, двигаются губы, зубы, нижняя челюсть, язык и небо. Все устроено для того, чтобы произносить гласные и согласные звуки, чего не могут сделать животные. Они не могут произнести целую серию звуков, чтобы составить слово и предложение.

Целью данной работы является рассмотрение языка животных и языка человека.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать литературу по данной теме;
  • раскрыть особенности языка животных и человека;
  • рассмотреть возможность диалога с животными с помощью языков-посредников.

1 Язык животных

Языки животных – это совокупность конкретных сигналов, которые действуют в данной ситуации и непроизвольно отражают состояние животного в данный конкретный момент. Язык человека функционирует всегда под контролем воли и сознания, а звуки животных часто бывают следствием инстинктов. Сигналы в языках животных видоспецифичны.

Они в общих чертах одинаковы у всех особей данного вида, а их набор практически не подлежит расширению. Сигналы, используемые животными большинства видов, достаточно разнообразны и многочисленны. Сигнализация большинства видов животных включает следующие категории:

- сигналы, предназначенные половым партнерам и возможным конкурентам;

- сигналы, обеспечивающие обмен информацией между родителями и потомством;

- сигналы, помогающие поддерживать контакт между членами стаи;

- сигналы-"переключатели", предназначенные для того, чтобы подготовить животное к действию последующих стимулов, так называемая метакоммуникация. Так, характерная для собак поза "приглашения к игре" предшествует игровой борьбе, сопровождающейся игровой агрессивностью;

- сигналы-"намерения", предшествующие какой-либо реакции: например, птицы перед взлетом производят особые движения крыльями;

- сигналы, связанные с выражением агрессии;

- сигналы неудовлетворенности ( фрустрации) [2].

Важную роль в обмене информацией играет язык поз и телодвижений, а в нём самом — хвост и уши. Их многочисленные положения говорят о более тонких оттенках настроений и намерений хозяина.

Важнейшим элементом языка зверей является язык запахов. У многих животных существуют специальные запаховые железы, выделяющие специфическое для данного вида сильно пахнущее вещество, следы которого животное оставляет на местах своего пребывания и тем самым как бы метит границы своей территории.

Звуковой язык имеет ряд преимуществ над двумя другими. Он позволяет животным общаться, не видя друг друга (что нужно для языка поз и телодвижений) или находясь на далёком расстоянии. Использование птицами звуковых сигналов в густых зарослях позволяет им общаться, хотя видеть друг друга они не могут[3].

2 Особенности языка человека

Системы коммуникаций, которыми пользуются животные, И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой. Он подчеркивал, что эта система является общей для животных и человека, поскольку для получения информации об окружающем мире человек использует фактически те же системы коммуникаций.

Язык человека позволяет передавать информацию также в отвлеченной форме, с помощью слов-символов, которые являются сигналами других, конкретных сигналов. Именно поэтому И.П. Павлов называл слово сигналом сигналов, а речь - второй сигнальной системой. Она позволяет не только реагировать на конкретные стимулы и сиюминутные события, но в отвлеченной форме хранить и передавать информацию об отсутствующих предметах, а также о событиях прошлого и будущего, а не только о текущем моменте.

В отличие от коммуникативных систем животных, язык человека служит не только средством передачи информации, но и аппаратом ее переработки. Он необходим для обеспечения высшей когнитивной функции человека - абстрактно-логического (вербального) мышления.

Язык человека - это открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен, в то же время число сигналов в репертуаре естественных языков животных невелико[4,5].

Звуковая речь, как известно, лишь одно из средств реализации функций языка человека, который имеет также и другие формы выражения, например различные системы жестов, т.е. языки глухонемых.

Ни одно из самых высокоразвитых живых существ, обладающих сложной системой звуковой связи, обитающих на Земле, не может сравниться в этом отношении с человеком. Речь человека - это непревзойденная по своей сложности и совершенству система абстрагирования от конкретных предметов и явлений окружающей действительности, обусловливающая такие наши чисто человеческие способности и потребности, как мышление, сознание и самосознание, науку, искусство, наивысшие формы общественного и социального поведения.

Пройдя долгий и сложный путь эволюционного развития, человек по своей природе представляет единство биологического и социального, материального и духовного, сознательного и бессознательного. Какую бы функцию человеческого организма мы не рассматривали - движение, питание, размножение и т.п., мы находим в ней черты как человека, так и животного. Не является исключением в этом смысле и наша речь. Наряду с чисто человеческими свойствами - возможностью передачи бесконечных объемов информации абстрактного характера, она обнаруживает и черты определенного сходства с системой звуковой сигнализации высших животных. Сходство это заключается в способности голоса человека в процессе речи передавать слушателю информацию о своем эмоциональном состоянии. Способность животных сообщать голосом о своем эмоциональном состоянии, хорошо известна. Так, мы ощущаем состояние дискомфорта, слыша тревожный крик ворон, а вечерняя песня зарянки действует на нас успокаивающе. Услышав раздраженное жужжание ос, мы стараемся отойти подальше. По голосу даже незнакомой собаки мы отлично понимаем, в каком настроении она в данный момент пребывает - в гневе, радости, страхе или в горе. Точно так же собака, как и многие другие животные, не понимая человеческой речи, отлично понимает наши эмоциональные интонации. Весьма интересно, что язык животных носит явное сходство с языком эмоций человека. Так, значение, например, возгласа "Ах!" мы понимаем только в зависимости от ситуации. А что для нас означает плач ребенка или его смех? Это мы тоже выясняем по ситуации. На общность эмоционально-выразительных свойств человека и животных обратил внимание еще Чарльз Дарвин. В своих известных трудах "Выражение эмоций у человека и животных" и "Происхождение человека и половой отбор" он приводит этот аргумент в пользу животного происхождения человека[4].

3. Языки посредники

Применение языков-посредников для диалога с животными — поистине революционное направление в этологии и психолингвистике — ведет начало с экспериментов Алена и Беатрис Гаpднеpов, обучивших шимпанзе американскому варианту жестового языка глухонемых[6].

Наиболее известны два языка-посредника: амслен, и йеркиш.

Амслен - язык жестов, с помощью которого общаются глухонемые в США.

Обучение обезьян и амслену, и йеркишу было успешным. Успех был обеспечен тем, что использованные методы были вполне адекватны для выяснения вопроса, в какой мере такой язык может стать средством коммуникации обезьяны и человека, а также обезьян между собой[2].

Первая ученица Гарднеров, шимпанзе Уошо, появилась у них в 1966 г. (в возрасте одного года). В течение четырех лет она освоила 132 жестовых знака и самостоятельно научилась их комбинировать в цепочки из 2—5 слов. Первыми такими комбинациями были "открой" и "дай сладкого" [6,7]. Обезьяны понимают смысл жестов и используют их в переносном смысле. Усвоенную систему знаков обезьяны могут использовать как средство классификации предметов и их свойств, могут комбинировать знаки для обозначения новых предметов. Обезьяны способны использовать знаки в отсутствие предмета, передавать информацию о прошлых и будущих событиях. Таким образом, в основе употребления знаков у шимпанзе лежит не просто образование ассоциаций, но формирование внутренних представлений о соответствующих знакам предметах и действиях.

Йеркши – второй из наиболее известных языков-посредников. В нём используются особые значки-лексиграммы. Этому языку обезьян обучал Румбо.

Шимпанзе научились общаться с помощью знаков с человеком и друг с другом, научились отвечать на вопросы и воздействовать на поведение друг друга и окружающих, стремились к наименованию предметов по собственной инициативе. Усвоенные знаки приобрели свойства символов (обезьяна могла называть предметы в их отсутствии). При создании с раннего возраста языковой среды, шимпанзе может понимать устную речь человека.

Исследователи вступили в прямой диалог не только со своими ближайшими родственниками — антропоидами, но и успешно применили этот метод для общения с другими животными.

Каждый сигнал соответствовал отдельному предмету или действию с этим предметом. Экспериментатор демонстрировал животным жесты, стоя на краю бассейна. После того, как дельфины усвоили соответствие жестов, предметов и действий, они получали инструкции: например, нырнуть за кольцом, поднять его со дна бассейна и положить сверху на мяч. Порядок действий, совершаемых дельфинами, соответствовал порядку слов в обращенных к ним фразах. Анализ достигнутых результатов привел специалистов к выводу о том, что дельфины, подобно антропоидам, реагируют на синтаксические признаки предложений [7].

Люди для общения и передачи информации говорят. Даже на разных языках, используя переводчики и словари, но всё равно общаются друг с другом, понимают друг друга. А как же обходятся животные? Ведь они говорить не умеют.

Язык животных. Способы общения, позы, запах, звуки

Существует ли язык животных

Долгое время учёные сомневались, можно ли говорить о языке животных как таковом. Всё-таки говорить они не умеют, а то, что каким-то загадочным способом могут обмениваться информацией - так это ещё не показатель.

Впрочем, исследования многих биологов и зоологов, подтвердили гипотезу о том, что у животных существует определённый "код", позволяющий информацию передавать. Причём задействует этот код три канала связи:

  • Обонятельный. Нюх у животных развит значительно лучше, чем у людей. Многие виды животных имеют специальные железы, которые выделяют специфические для данного вида сильно пахнущие вещества, следы которых животное оставляет на местах своего пребывания и таким образом метит границы своей территории.
  • Зрительный. Так же как и люди, большую часть информации животные получают визуально. Поэтому наблюдение за позой и телодвижениями позволяет практически любому животному узнать о намерениях другого представителя животного мира. Больше всего сведений дают движения хвоста и ушей другого животного.
  • Слуховой. Этот канал связи важен для животных вот по какой причине: обмен информацией может производиться дистанционно или в условиях плохой/отсутствия видимости. К примеру, птицы в прибрежных зарослях передают информацию, воздействуя исключительно на слуховой канал своих соседей.

Особенности языка животных

Самой главной особенностью животной коммуникации является её эмоциональный характер. Практически все элементы языка животных имеют ярко выраженную эмоциональную окраску. Если переводить звуки, издаваемые животными в разных ситуациях, на человеческий язык, окажется, что это экспрессивные возгласы вроде "Внимание!", "Опасность!", "Спасайтесь!", "Поберегись!", "Убирайся прочь!".


Говорить об алфавите применительно к животной коммуникации крайне затруднительно, однако многие виды животных общаются с помощью, примерно, 10 - 20 базовых звуковых сигналов, комбинации которых позволяют, в зависимости от ситуации, передавать самую разнообразную информацию.

Если говорить об отдельных видах животных и птиц, то набор сигналов в их "алфавите" весьма разнообразен:

  • лягушки – 6,
  • курицы и петухи издают по 13 разных звуков и 15 соответственно,
  • свиньи – 23,
  • дельфины – 32,
  • лисицы – 36,
  • обезьяны – более 40,
  • синицы – 90,
  • грачи – 120,
  • лошади – около 100 звуков,
  • вороны – до 300.

Общение различных животных


Выражение "нем, как рыба" не совсем верно. Как ни странно, рыбы далеко не настолько "безголосые" создания, как мы привыкли думать. К примеру, ставрида может издавать звуки весьма похожие на лай, морской налим умеет выразительно урчать и хрюкать. При этом сила звука некоторых морских рыб очень велика и нередко издаваемые ими звуки приводили к взрыву акустических мин во время Второй Мировой войны.

Учёные выделяют три типа сигналов, использующихся рыбами:

  • угроза — как предупреждение сильного слабому;
  • предупреждение — даётся сильному от слабого;
  • боевой клич — используется во время драк.

Есть и сигнал опасности, специфичный для каждого вида. Также очень разнообразны нерестовые звуки рыб, они разносятся очень далеко.


Язык птиц значительно богаче. В нём насчитываются десятки звуковых сигналов: бедствия, предостережения, пищевые, ухаживания, спаривания, агрессивные, стайные, гнездовые и так далее.

Птичья песня имеет достаточно большое количество смыслов и может пониматься другой птицей по ситуации. Одна и та же песня может служить сигналом привлечения самки или сигналом занятости территории.

Язык хищников сочетает в себе как язык телодвижений, так и развитую звуковую коммуникацию. "Хоровое пение" устраивают такие стайные животные как волки, гиены, шакалы и другие.

Особо нужно отметить язык общения, характерный для приматов. Учёные пришли к выводам, что эмоциональное значение голосовых звуков обезьян практически полностью совпадает с человеческим. В обезьяньем языке также имеется немало звуковых элементов, сходных по звучанию с фонетическими элементами человеческой речи.


Что же до попыток научить обезьян разговаривать - они оказались безуспешными. Это связано с тем, что голосовой аппарат и центры управления им в головном мозге у обезьян устроены совершенно иначе. Зато был проведён ряд довольно успешных экспериментов по обучению приматов (главным образом шимпанзе и горилл) языку глухонемых.

Общение животных между собой ориентировано на цели и задачи, отличные от человеческих, однако оно вполне успешно осуществляется и его можно наблюдать и изучать, открывая мир живого с самых неожиданных сторон.

Если у наших читателей есть свои наблюдения на эту тему - просим поделиться.


Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 13


Введение____________________________________________________3
Глава 1.Язык и речь животных________________________________________________________ 4
Глава 2.Язык обезьян, дельфинов,собак________________________________________________________ 8
Глава 3.Эксперименты по обучению человекообразных обезьян языкам-посредникам _____________________________________________ 11
Заключение______________________________________________18
Список литературы________________________________________19


Актуальность данной темы заключается в том, что на протяжении всей эволюции человек былблизок к природе и тесно связан с окружавшими его животными. Они издавна были его верными помощниками и друзьями, поэтому человек невольно переносил на них свои взгляды и привычки. Речевое общение человека с животными было важным фактором в их одомашнивании, оно вошло в привычку, стало неотъемлемым свойством связи между ними. Всем животным в доме люди давали имя, кличку или прозвище и, когда было нужно,звали их, словами выражая свой приказ или просьбу. И человек невольно задумывается о том, существует ли язык животных. Как бы было замечательно понимать своих четвероногих друзей, знать, что им требуется, и чему они радуются. В связи с этим проводится множество исследований с целью выявления особенностей языка и общения животных. Язык животных давно интересовал ученых. Но серьезно этим вопросомзанялись только в связи с развитием науки бионики. Однако, в последние 30 лет изучение языкового поведения животных открыло совершенно новые перспективы для познания их высших психических функций. Речь идет об использовании символов, категорий, и даже способностей скрывать свои “мысли” и “намерения”. На сегодняшний день можно сказать, что люди почти детально изучили язык животных, путем тщательногонаблюдения за ними.
Целью моего реферата является наиболее полно раскрыть тему возможности существования языка животных.
Итак, поставлю перед собой некоторые задачи:
1. Раскрыть сущность языка животных, насколько он изучен.
2. Привести примеры языков общения у разных групп животных.
3. Осветить достижения людей в обучении животных человеческому языку и языкам-посредникам.Глава 1.Язык и речь животных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Происхождение языка

Глава I . Происхождение языка………………………………………….2-8

Глава II . Учение Павлова о двух сигнальных системах………………9-11

Первая сигнальная система

Вторая сигнальная система

Библиографический список……………………………………………. 13

Язык есть важнейшее средство человеческого общения. Без языка человеческое общество невозможно, а без общения не может быть и общества, а тем самым и человека. Без языка не может быть и мышления, т.е. понимания человеком действительности и себя в ней. Язык и мышление образуют единство, так как без мышления не может быть языка и мышление без языка невозможно. Язык и мышление возникли исторически одновременно в процессе трудового развития человека.

Цель моей работы:

выяснить, каково значение языка в жизни человека и общества.

Задачи, стоящие передо мной:

Рассказать, как язык человека совершенствовался и развивался вместе с развитием человека разумного и общества.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА I . ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Иначе у человека. Первобытные люди отличались от животных прежде всего тем, что они подчиняли свое поведение, свои действия общим интересам. Первобытный человек, думая как бы загнать и убить, например мамонта, с самого начала знал свое место в коллективной охотничьей деятельности и понимал, что только строгое разделение трудовых обязанностей и умение временно поступиться своими непосредственными, личными интересами приведут охоту к успеху и обеспечат его пищей.

Итак, совместный, коллективный труд. Но чтобы его организовать, людям необходимо было общаться друг с другом.

Изучение речевой деятельности распадается на две части: одна из них,

Итак, все специалисты согласны в том, что речевая деятельность имеет психофизиологическую природу: это работа человеческого организма, прежде всего мозга, создающая речь. Речевая деятельность должна быть известна лингвисту, она даже может стать объектом косвенного лингвистического изучения (в пределах психолингвистики), она должна быть принята во внимание при построении лингвистических отображений языковой структуры и её функционирования, но она никогда не была и не может стать прямым объектом лингвистики. [1]

Обратите внимание ещё на одно важное обстоятельство. Когда человек говорит, то он планирует свою речь так же, как планирует свои практические действия.

ЯЗЫК ЧЕЛОВЕКА

И ни один из этих детей не умел говорить. Значит, умение говорить не врожденная способность человека. Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Поэтому и возникло представление о языке как о чём-то, имеющем самостоятельное существование. Для каждого человека язык как будто действительно что-то внешнее, но если бы не было человеческого общества, не было бы и языка. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. Но для чего же нужен язык?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т.е. он нужен как средство общения. Правда кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенный мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связанно с языком, выражается в языке и закрепляется в языке. [2]

ГЛАВА II . УЧЕНИЕ И.П. ПАВЛОВА О ДВУХ

СИГНАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Язык не только средство выражения, но и орудие формирования её.

Да, в таких случаях его замещает специальный, искусственный язык знаков, язык

ощущений, однако этот язык знаков и ощущений оказывается ничем иным, как особым заменителем обыкновенного языка, которым пользуется окружающий этих людей коллектив. Только в этом коллективе, при его постоянной помощи, при участии обычного языка глухонемой или слепоглухонемой учится думать, пользуясь своим особым языком, который не имел бы никакой силы, если бы за ним не стоял звуковой язык нормальных людей.

Великий русский физиолог И.П. Павлов помог языковедам и философам глубже понять роль языка в деятельности человеческой мысли.

Учение Павлова о двух сигнальных системах действительности, которыми располагает человек, даёт естественнонаучное объяснение функции языка как орудия формирования мысли.

ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

воздействие слов на наше мышление и шире – сознание. Всю совокупность человеческих ощущений И.П. Павлов назвал первой сигнальной системой действительности.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Всю совокупность косвенных, словесных воздействий на человека и совокупность слов И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой действительности.

Вторая сигнальная система, развившаяся в связи с трудом, выделила человека из среды животных. Первая сигнальная система не позволяет формировать понятия, суждения и умозаключения, она не даёт возможности сознательно оторваться от предмета: ведь ощущение и даже представление – это конкретные образы конкретных вещей.

В проведенном мною исследовании я попыталась рассказать о происхождении языка и пришла к следующим выводам:

2) Что рефлекс у животного и язык у человека ни одно и тоже. Это доказывает в своих работах русский физиолог И.П. Павлов. Язык в процессе развития человека и общества развивался и совершенствовался и продолжает развиваться и совершенствоваться в современном мире.

3) Язык – это общественное явление, занимающее своё особое место среди других общественных явлений и обладающее своими специфическими чертами.

4) Язык – достояние коллектива, он осуществляет общение членов коллектива между собой и позволяет сообщать и хранить нужную информацию о любых явлениях материальной и духовной жизни человека.

Читайте также: