Декорации в балете доклад

Обновлено: 14.05.2024

Но балет - это не только красота, а тяжкий труд. Девочки, мечтающие стать балеринами, ежедневно изнуряют себя многочасовыми тренировками, всю жизнь придерживаются жесткой диеты, балерина за год снашивает от двухсот пар пуантов. Взрослые балеруны за один спектакль поднимают вес, приблизительно равный тонне. И, все равно, многие мечтают посвятить свою жизнь балету.

Балет состоит из разных видов танца и пантомимы. Танец может быть сольным и групповым, вместе с кордебалетом.

Существуют разные виды балета. Классический балет отличается высшей степенью хореографии и придерживается строгих правил: музыку исполняет только симфонический оркестр, сценарий тщательно продуман, костюмы великолепны. Часто на сцене разыгрывается какая-то одна история с помощью пантомимы и пластики.

Современный балет существенно отличается от классического. Движения более свободны, возможна импровизация. Конкретной истории нет. Иногда танцоры просто двигаются под музыку в соответствие с мелодией и своим настроением.

Русские и российские балеруны и балерины, такие, как Нуриев, Барышников, Васильев, Ваганова, Кшесинская, Плисецкая, Уланова, Павлова и Васильева единодушно признаны лучшими мировыми танцорами балета. Проходят годы, а балет так и остается блестящей классикой, которую мы будем любить, пересматривать и которой будем всегда восхищаться.

Доклад №2

Человеку, впервые попавшему на балет, происходящее на сцене может показаться странным и непонятным. Слов нет, только музыка и балерины, порхающие по сцене. Однако все это выглядит чарующе и прекрасно. Это и есть магия балета.

Что же такое балет?

Балет - это жанр театрально-музыкального искусства. Основа балета – сценарий, музыка и танец.

Танец – основное художественно-выразительное средство в балете. В танце балерины и танцовщики раскрывают характеры, чувства и действия героев балета.

Однако, потребовалось 400 лет, прежде чем балет стал напоминать то что в наше время называется балетом.

В 1661 году открылась Королевская академия танца в Париже. Возглавил ее Пьер Бошам, который впоследствии разработал пять классических позиций ног в балете.

Изначально балет был сугубо мужским, женщинам танцевать не разрешалось. Переодетые мужчины исполняли все женские партии. Первой женщиной, выступившей в сольном танце как балерина, стала мадмуазель Ла Фонтен. Это произошло в 1681 году.

В России также интересовались балетом. Первая балетная школа открылась в 1738 году в Петербурге.

Значительное влияние на развитие русского балета и обретение им мировой известности внесли Сергей Дягилев и Михаил Фокин.

Яркими представителями русского балета второй половины 20 века стали – Марис Лиепа, Екатерина Максимова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Майя Плисецкая, Галина Уланова.

Балет 21 века интенсивно развивается. Наряду с классическими постановками, появляются новые, открываются театры и балетные школы. Балет как вид искусства не теряет своей популярности у зрителя. Это вселяет надежду на дальнейшее блестящее будущее балета.

Балет доклад

Творчество писателей Балета всегда отличалось от других авторов, которые занимались созданием различных творческих проектов и продолжают это делать.

Балет представляет собой отдельный вид искусства, который позволяет еще глубже понять мировую культуру и почувствовать реальные эмоции, которые можно испытать только во время балета.

Творчество Балета можно разделить на несколько уровней. Для того, чтобы разобраться в нем детально нужно начинать с самых азов, которые некоторые школьники проходят еще во время обучения в школах и колледжах. Данное направление искусства является довольно необычным, но при этом дает возможность проникнуть в суть произведения буквально с первых минут.

В русской литературе балет является отдельным направлением, которое хорошо сочетается между собой с другими вариантам творческой деятельности. Балетные произведения по мотивам русских сказок являются самыми простыми для восприятия, но, однако и их можно трактовать совершенно по-разному.

Одним из самых ярких произведения является балет Щелкунчика, который несмотря на свою детскую наигранность способен легко передавать эмоции и чувства, в том числе любовь, преданность и так далее. Впервые данный балет был представлен в 1982 году. С того момента его неоднократно меняли и совершенствовали, но тем не менее он остается одним из самых востребованных.

К ярким произведениям балета можно отнести: Спящую красавицу, Конек-Горбунок, Золушку, Каменный цветок, Жар-птицу, Шехерезаду и так далее. Все они были детскими произведениями, но в балет смогли показаться с новой стороны, став довольно интересными и запоминающимися балетными этюдами.

Творчество писателя Балет всегда было невероятно интересным. Все дело в том, что авторам в балете удавалось передать всю суть каждого произведения. Всемирная известность позволила Балету стать интересным направлением творческой деятельности, которое продолжает оставаться популярным и в наши дни.

На сегодняшний день далеко не все могут оценить Балет и понять его суть. Вот только, именно этот вид глубокого искусства является очень интересным и разнообразным. Понимать его можно без слов, просто чувствуя то, что происходит на сцене своей душой. Писатели неоднократно старались проникнуть именно в душу будущих поклонников и сделать это у них вполне удавалось, учитывая ошеломляющий результат произведений, которые становились легендарными и пользовались успехом у поклонников.

Творчество писателя Балет было многогранным и весьма непростым на первый взгляд. Но оно позволило раскрепостить души многих людей, дав им возможность мыслить шире и понимать то, что происходит в глубине сердца.

7, 8 класс по музыке, 5 класс

Балет

Балет

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, что такое бег и не использовал его в своей повседневной жизни. Кроме этого он еще является и самым древним. Конечно, еще существует и акробатический бег, вот только это не все виды бега, а только те,

Широколиственные леса получили такое название из-за крупных листьев. Они простираются в умеренной климатической зоне Земли. Такие леса произрастают в большинстве стран Западной и Восточной Европы, в Северной Америке,

Любой обработкой металлов занимается отрасль металлургия. Это достаточно трудоемкий процесс, когда из обычного металла, путем сложнейшей обработки получается изделие. Больше половины всех имеющихся металлов, которые присутствуют в природе,

Декорации - неотъемлемая часть любого спектакля на сцене академического театра, а искусство сценографии зародилось примерно тогда же, когда и театр, поэтому одно без другого сегодня представить невозможно. Декорации визуализируют место действия, воссоздают на сцене архитектуру, ландшафт и даже эпоху. Можно представить, насколько это должно быть масштабно! Именно поэтому одни из самых дорогих этапов создания балетного спектакля - это производство и оформление, над которыми трудятся художники-декораторы и мастера производственных цехов.

Создание декораций начинается с изучения эскизов, которые подготовил художник. Далее работники производства продумывают варианты осуществления замысла художника, именно они предлагают варианты материалов, из которых планируется сборка кулис и объемных декораций, а затем занимаются поисками способов работы, чтобы результат был максимально приближен к задумке. Способ осуществления замысла может быть любым, но что для этого нужно сделать - всегда вопрос, который нужно решить наиболее удачным способом как с точки зрения оригинальности, так и с финансовой стороны. Именно поэтому окончательный вариант декорации получается далеко не с первого раза.

Летом 2021 года в театре Урал Опера Балет состоится премьера балета "Конек-горбунок" , в котором встретятся старинная известная сказка и ее новые рассказчики - рэперы. Специально для этого балета была написана музыка, почти завершена работа над хореографией, но довольно медленно движется создание декораций. Производство остановилось прошлой весной из-за эпидeмиoлoгической обстановки, но сейчас возобновляется с новой силой, поскольку завершить работу нужно к середине лета.

Декорационный цех

Здесь создаются плоские фрагменты декораций (например, задний фоновый занавес и кулисы) в натуральном размере. Прямо сейчас слева завершается оформление части декораций к балету "Неаполь", справа - в самом разгаре работа над одним из фоновых занавесов к новому спектаклю "Конек-горбунок" по эскизам художника Анастасии Нефёдовой.

Художники-декораторы в балете

Балет – синтетическое искусство. Эту фразу многие знают из энциклопедий, школьной программы, журналов. Синтез – это соединение. В балетном спектакле соединяется хореография, музыка и изобразительное искусство. А если вдуматься глубже, художники в балете – это равноправные создатели спектакля, в котором музыкально-хореографическое действие визуально воплощается через декорации, костюмы и освещение. Условия танцевального действия требуют свободного пространства сцены. Поэтому в балетных спектаклях, в отличие от драматических и оперных, очень редко встречаются сложные, загромождающие сцену декорации. Основной замысел художественного решения балета получает задний план, кулисы и портальное обрамление.

Художник-декоратор балета также часто является автором световой партитуры спектакля, разрабатывая ее в соответствии с эмоциональной атмосферой действия. В общую картину, создаваемую на сцене художником, входят также бутафория и реквизит, иногда играющие существенную роль в сюжете. На современном языке это называется сценография.

В XVII-XVIII века – период становления европейского балета в качестве самостоятельного искусства – в художественном оформлении были типичны архитектурные или парковые декорационные фоны, свойственные и драматическому театру периода барокко и классицизма. Затем в комедийные балеты эпохи Просвещения вошли декорации, изображающие быт. Довольно значительные преобразования произошли в театрально-декорационном искусстве романтизма, впервые поставившего задачу исторической правды, национального колорита, противопоставления реальных и сказочных миров. Но при этом работе художника-декоратора не придавалось большого значения. И только в XX веке декораторов стали воспринимать как полноправных создателей балетного спектакля в значительной мере благодаря влиянию художников дягилевской антрепризы. В балетном театре осуществили декорационные работы художники высокого класса – Пикассо, Шагал, Матисс, принесшие в балет тенденции модернистских направлений.

Более подробно расскажем о художниках-декораторах русского балета.

Иван Всеволожский

Художники-декораторы в балете

Художники-декораторы в балете

Он родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье театрального механика Федора Карловича Вальца. Карл учился в Германии у мастеров своего времени – профессора декорационной живописи Отто Рама и театрального декоратора Карла Гропиуса.
По возвращению в Россию приехал в Москву, так как с 1856 года здесь работал его отец на службе постройки механизма при возобновлении Большого театра после пожара. И юный Карл стал помогать отцу, набираясь опыта. В 15 лет Карл Вальц был зачислен в штат Императорских театров в Москве, где прослужил 65 лет. Вальц отвечал за все художественное оформление спектаклей – декорации, свет, сценические эффекты. В то время обязанности декоратора были очень широкими – нужно было быть и сценографом, и механиком, и электриком. Вальц активно внедрял на сцене технические новинки, в том числе такие, как электрическое освещение.

Художники-декораторы в балете

Такие выдающиеся люди, как Карл Вальц, чаще остаются в мире закулисья. Ведь их находки сразу же входят в сценическую практику, как будто так было всегда. Да и самоотверженная служба в театре не предполагает всеобщего признания. Хорошо, что в XIX веке в практике Императорских театров были бенефисы, которые были оговорены в договоре. Карл Вальц получал личный бенефис в первое воскресенье Великого поста (хотя время это было совсем не театральное). Успех бенефиса всегда превосходил все зрительские ожидания.
Интересно, что сам Карл Вальц был очень скромным человеком. Он столько всего сделал для развития сценической техники – заменил масляное освещение газовым, а химический дым – паром, применял электричество, ввел новую систему подъема декораций. Но сам Вальц в своих мемуарах упоминает о всех новшествах в нескольких строчках. Зато не перестает восторгаться своими современниками – Островским, Ермоловой, Шаляпиным, Коровиным, Всеволожским, Горским.

Карл Вальц очень поддерживал новое поколение художников-декораторов, которые могли обновить театральные формы, но не разрушать традиции.

Художники-декораторы в балете

Рубеж веков

Константин Коровин и Александр Головин

Художники-декораторы в балете

Как уже было сказано выше, на рубеже XIX и XX веков появились художники, которым стал интересен театр, которые уже воспринимали балет на равных с музыкой и живописью. Эти художники стремились привнести что-то новое и свежее в застывшее на тот момент искусство хореографии. И первооткрывателями стали Константин Коровин и Александр Головин, о которых так тепло отзывался сам Карл Вальц.

Константин Коровин работал над оформлением спектаклей Большого, Мариинского и театра Ла Скала в Милане. Он создавал и декорации, и костюмы. Коровин был прекрасным живописцем. А дар театрального декоратора проявился у него в 1885 году в работах для Русской частной оперы Мамонтова. В 1900 году Константин Коровин возглавил театрально-декорационную мастерскую Императорских театров. За два десятилетия художник создал декорации и костюмы более чем к 80 спектаклям – балеты, оперы, драмы. Сценические образы для примы Большого театра того времени Екатерины Гельцер заслужили всеобщее признание.

Художники-декораторы в балете

Художники-декораторы в балете

Александр Бенуа

Художники-декораторы в балете

Николай Рерих

Художники-декораторы в балете

Художники-декораторы в балете

Пабло Пикассо

Художники-декораторы в балете

Тема художников-декораторов очень интересна и объемна. После триумфальных сезонов Дягилева за рубежом европейское и советское искусство пошли разными дорогами. И в следующем материале мы расскажем о театральных художниках советского времени и современной России.

К остюмы и сценография отвечают за успех постановки не меньше, чем ее автор и исполнители. Как создается спектакль вне репетиционных залов? Кто ответственен за театральные зрелища и где происходит настоящая закулисная магия? Balletristic побывал на художественно-производственном комбинате и выяснил, как рождаются новые спектакли Национальной оперы Украины.


Обувь


Раньше в обувном цехе производили и пуанты: варили специальный клей, создавали форму носка, наслаивая кусочки мешковины, а после выстукивали поверхность специальным молоточком, чтобы ее разгладить. Мастерами становились прямо на месте, практикуясь на комбинате. У каждой солистки балета была своя колодка, но с советского времени технология изготовления не менялась, и сегодня танцовщицы покупают себе готовые пуанты самостоятельно.









Бутафория

Здесь все производится вручную и зависит от видения главного художника – в цеху все делают строго по эскизу. Мастера умеют резать по дереву и даже металлу на специальных станках, если требуется для спектакля. Всего на комбинате работает 8 мастеров бутафории и начальник цеха. Команда признается: чтобы создать качественные декорации, необходимы качественные материалы – краски, клеи, кисти – а также время. С последним часто возникают проблемы. Задачу могут поставить всего за месяц до премьеры, тянуть с закупкой материалов, и тогда приходится работать по ночам и выходным. По словам мастеров, на сцене можно воплотить любую задумку: нет материалов, которые не подошли бы для работы. Все можно обыграть с помощью освещения, потоков воздуха и других технических средств. Сегодня ремеслу бутафории в Украине не учат, все познается на практике – главное, уметь держать в руках кисть. Но пока, признаются сотрудники цеха, молодежь не спешит устраиваться на работу на комбинат.






Костюмы








Сценография








Художник-декоратор Валентин Черный прежде, чем попасть на комбинат, создавал сценографию для Киевского театра оперетты. По его словам, перемена помогла ему вырасти как художнику, так как пришлось научиться работать с другими масштабами и для другой аудитории. Параллельно Валентин изучает современное искусство и признается, что работа со сценографией помогает понять тонкости создания инсталляций и перформансов.





Создатель изобразительного оформления балета (декорации, костюмы, освещение и т. д.), в котором музыкально-хореографич. действие получает зримое воплощение в соответствии с идейной концепцией спектакля. Х. в б. работает в единстве с др. участниками балетной постановки (прежде всего с балетмейстером), добиваясь художеств. целостности спектакля, единства оформления со всеми др. компонентами. В задачу Х. в б. входит изображение среды действия и создание его эмоциональной атмосферы, воплощение в изобразит. решении идейного смысла основного конфликта, характеров действующих лиц. Но в отличие от драматич. театра в балете всё это получает специфич. преломление, диктуемое музыкально-хореографич. образностью.

Музыка выражается в изобразит. оформлении балета благодаря общности их действенного и эмоционального содержания, единству колорита, ритма, динамики. Условия танцевального действия вызывают необходимость освободить планшет сцены для развёртывания хореографич. композиций. Поэтому сложные пространственные решения с обилием станков и загромождением сцены объёмными декорациями в балете встречаются значительно реже, чем в драме или в опере. Центр тяжести в художеств. решении декораций балета падает преим. на разработку заднего плана, кулис, падуг, портального обрамления сцены.

Х. в б. является также автором световой партитуры спектакля, разрабатывая её в соответствии с изобразит. характерностью и эмоциональной атмосферой действия. В общую изобразит. картину, создаваемую на сцене Х. в б., входят также бутафория и реквизит, порой играющие существенную роль в движении сюжета.

Костюм в балете должен не только выявлять историч., социальную, национальную, индивидуальную характерность того или иного персонажа, но и быть лёгким, удобным для танца, подчёркивать структуру тела и танц. движения. Основу балетного костюма составляет танцевальная "униформа" (трико, колет, "купальник", тюник, пачка), изобразительно разрабатываемая в зависимости от конкретных образов и содержания спектакля. Особенности работы Х. в б. вытекают не только из внешних требований хореографии, но и из необходимости согласования изобразит. решения со спецификой её образности (музыкальностью и симфонизмом танц. действия, его обобщённостью, эмоционально-лирич. наполненностью, а нередко и метафорич. значением). Так, натуральность декораций и костюмов может вступать в противоречие с условностью хореографич. действия, и наоборот, отвлечённость и схематизм изобразительного решения - противоречить жизненной наполненности и эмоционально-психологич. конкретности хореографии. Задача Х. в б. - выразить идейное "зерно" спектакля, создать среду и внешний облик действия в формах, отвечающих образной сущности хореографии. В этом случае достигается художеств. целостность спектакля, в котором изобразительное решение воплощает драматургию, музыку и хореографию в их единстве.

В период возникновения европ. балета в 17-18 вв. в качестве самостоят. искусства, как придворно-аристократич. зрелища преим. мифологич. характера, для него были типичны перспективные архитектурные или парковые декорационные фоны, свойственные театру периода барокко и классицизма. В комедийные балеты эпохи Просвещения вошла бытовая декорация, распространённая в театре того времени. Значительные преобразования произошли в театрально-декорац. искусстве романтизма, впервые выдвинувшего задачу историч. конкретности, локального колорита, противопоставления реальных и сказочных миров в оформлении не только драматич. и оперных, но и балетных спектаклей. В зап.-европ. искусстве 2-й пол. 19 в. работе Х. в б. не придавалось большого значения. Её роль повысилась в искусстве 20 в. в значит. мере благодаря влиянию художников дягилевской антрепризы. Ряд работ в балетном театре осуществили П. Пикассо, М. Шагал, А. Матисс, А. Дерен, принёсшие в балет тенденции модернистских направлений, но нашедшие и некоторые плодотворные приёмы решения совр. спектаклей. В дальнейшем в зап.-европ. балете видное место заняли работы М. Верте, Ж. Вакевича, Ж. Кокто (Франция), С. Федорович (Великобритания), Р. Гуттузо (Италия), А. Клаве (Испания) и др. Наряду с живописной декорацией широкое применение получили светопись, фрагментарные декорации и т. д.

На первых этапах развития рус. балетного театра Х. в б. не играл существенной роли (исключение - барочно-классицистские работы П. Гонзаго в кон. 18 - нач. 19 вв.). Роль эта повысилась во 2-й пол. 19 в. В 1860-80-е гг. славу "мага и волшебника" феерических эффектов (полётов, бурь, превращений, пожаров и т. п.) приобрёл декоратор Большого театра К. Ф. Вальц. В этом же русле протекала деятельность А. Ф. Гельцера, в творчестве которого были черты романтизма, особенно проявившиеся в оформлении "Спящей красавицы" (1899). В это время балеты оформлялись чаще всего из сборных типовых декораций, что способствовало возникновению рутины и штампов.

В нач. 20 в. в муз. театр пришли выдающиеся художники: К. А. Коровин, А. Я. Головин (работавшие главным образом в императорских театрах), А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Н. К. Рерих и др. (связанные преим. с антрепризой С. П. Дягилева). Они обогатили балетный театр достижениями совр. изобразит. искусства, принесли в него высокую живописную культуру, добились целостности живописной картины на сцене в пределах каждого акта и всего спектакля, стремились к единству декораций, освещения и костюмов, к воплощению в оформлении особенностей музыки. Этапное значение приобрели работы "Дон Кихот" (1900) и "Лебединое озеро" (1901) Коровина и Головина, "Павильон Армиды" (1907) и "Петрушка" (1911) Бенуа, "Шехеразада" (1910) Бакста, "Половецкие пляски" (1909) и "Весна священная" (1913) Рериха, "Саламбо" Коровина (1910), "Жар-птица" Головина (1910) и др. Традиции этих художников, связанных с объединением "Мир искусства", были продолжены и развиты в сов. балете. В 1920-е гг. наряду с развитием живописной декорации (Бенуа, Головин, Ф. Ф. Федоровский, М. И. Курилко) балет подвергся некоторому влиянию конструктивизма (А. А. Экстер, Н. А. Мусатов, Л. А. Фёдоров), который не привился, однако, в балете из-за своей образной безликости и отвлечённости. В 1930-40-е гг. балетное искусство испытало сильное воздействие драматич. театра. Декорации и костюмы спектаклей - "Пламя Парижа" (худ. В. В. Дмитриев, 1932), "Бахчисарайский фонтан" (В. М. Ходасевич, 1934), "Ромео и Джульетта" (П. В. Вильямс, 1940), "Медный всадник" (М. П. Бобышов, 1949) и мн. др. - отличались историч. достоверностью, жизненной конкретностью, но были в большей мере связаны с сюжетно-сценарным, чем с музыкально-хореографич., содержанием балета. Новый этап синтеза искусства в балетном спектакле, единства художеств. оформления с музыкально-хореографич. действием был достигнут в творчестве С. Б. Вирсаладзе, оформившего все балеты, поставленные Ю. Н. Григоровичем (начиная с "Каменного цветка", 1957). Работы Вирсаладзе не сводятся к покартинной характеристике места действия, а несут в себе вместе с тем обобщённое выражение образного "зерна" спектакля и характеризуются своеобразным "живописным симфонизмом", отвечающим музыке и хореографии и создающимся динамическим взаимодействием декораций, освещения и костюмов. Обладая мастерски достигнутым единством изобразит. характеристики и танцевальности, костюмы Вирсаладзе обычно развивают живописную тему декораций, динамизируя её в соответствии со структурой и ритмами музыки.

Значительные работы созданы в балетном театре также В. Ф. Рындиным ("Паганини" на муз. С. В. Рахманинова, 1960; "Ночной город" на муз. Б. Бартока, 1961; "Икар" С. М. Слонимского, 1971) и новым поколением художников, пришедших в балетный театр в 60-70-е гг. (В. И. Доррер, В. Я. Левенталь, Э. Г. Стенберг и др.). К художеств. вершинам Х. в б. приходят, преодолевая как бытовой натурализм, так и отвлечённость и схематизм, достигая специфич. образности, воплощающей музыкально-хореографич. действие.

Читайте также: