Социальное устройство римской империи доклад

Обновлено: 14.05.2024

Социально-экономический и политический строй поздней Римской империи

Драконовские законы против рабов имели целью подавить сопротивление и других категорий трудящихся, прежде всего колонов, значение которых в сельском хозяйстве поздней империи продолжает возрастать. Насколько в сельском хозяйстве поздней империи колон стал более характерной фигурой, чем раб в классическом понимании этого термина, показывает, между прочим, такой любопытный штрих: по законам III в. всякий нищий бродяга, происхождение которого не было установлено, считался беглым рабом, по законам IV в.— беглым колоном. В основном колонами, а не рабами становились теперь пленные; именно колонам, а не рабам уделяет основное внимание законодательство. В IV в. колон, независимо от того, был ли он первоначально посаженным на землю рабом, пленником, неоплатным должником или наследственным арендатором, был обязан землевладельцу натуральной рентой и отработками на его земле.

В IV в. закон равно запрещал продавать и колонов, и сельских рабов без земли, к которой они были приписаны по земельной описи — цензу. Прикрепление к земле колонов и сельских рабов было использовано государством в фискальных целях, поскольку землевладелец был обязан податями и повинностями в соответствии с количеством принадлежащей ему земли и приписанного к ней населения. Многочисленными эдиктами императоры старались бороться с попытками обойти этот закон —фиктивными продажами, представлениями подставных колонов, покупкой большого числа работников с малым количеством земли и т. п. Даже всякий взявший к себе рабов, разбредшихся из заброшенного имения, был обязан вносить подати за ту землю, на которой они прежде жили.

Упадок городов

Всё возраставшие муниципальные повинности, к которым добавлялись еще и общегосударственные, были бичом большей части городского населения. Согласно учению тогдашних юристов, повинности делились на имущественные, требовавшие затрат, и личные, требовавшие труда. К первым причислялся сбор налогов с сограждан, а также устройство зрелищ и раздач для городского плебса, доставка перевозочных средств и фуража для войска и чиновников и т. п. В личные повинности входили ремонт дорог, общественных зданий, водопроводов, надзор за перевозками натуральных поставок для города и государства, производство ценза, вербовка рекрутов и т. п.

Кроме того, существовали ещё многочисленные экстраординарные повинности в связи с военными экспедициями, государственной почтой, посольствами к императорам и т. д. За уклонение от повинностей или недостаток в сумме податей членов городских советов, называвшихся теперь куриалами, сажали в тюрьму, нещадно бичевали, а впоследствии даже казнили. Включение в число куриалов стало в IV в. рассматриваться как несчастье, почти равное ссылке на рудники. Куриалы пытались поступить на должность чиновников или в армию, бежали в крупные имения, где становились колонами или, женившись на рабынях, даже рабами, но цх неизменно приказывали возвращать в родные города. Всё же курии катастрофически пустели. За IV в. число куриалов уменьшилось в 10 раз и.более, несмотря на то, что в их ряды с середины IV в. автоматически включался любой имевший или арендовавший более 25 югеров земли.

Из создавшегося положения извлекала выгоду только небольшая группа самых богатых куриалов, которые, пользуясь связями и подкупая чиновников, умели переложить всю тяжесть повинностей на своих менее состоятельных коллег, а затем скупали по дешёвке их имущество или эксплуатировали их, как неоплатных должников. Нажим государства на городских землевладельцев вёл к тому, что рабы и колоны их имений, подвергаясь ещё более жестокой, чем прежде, эксплуатации, в свою очередь бежали к крупным собственникам, искали покровительства, так называемого патроциния, сильных людей, чиновников, военных, которые становились их патронами и за соответственное возмещение деньгами или натурой защищали их от бывших господ. Это ещё более ускоряло разложение средних хозяйств, увеличивая концентрацию земли и рабочей силы в руках немногих собственников.

Положение, в которое попали куриалы, повлияло на положение солдат и ветеранов, из которых раньше пополнялись ряды декурионов. Правда, Константин и его преемники подтвердили и даже расширили привилегии ветеранов. Эти последние получали на пустующих землях имения, освобождённые от большего числа повинностей, зерно, инвентарь, деньги или рабов из заброшенных имений. Эти условия были бы весьма заманчивы в те времена, когда имение с 10—20 рабами обеспечивало владельцу достаточный доход и почётное положение в городе. Но в период упадка рабовладельческого хозяйства ветераны мало могли извлечь выгод из своих имений. Уже при Константине редкий ветеран мог дать своему поступавшему в армию сыну двух коней или коня и раба, что обеспечивало ему службу в более привилегированной части, а сын и преемник Константина Констанций писал, что многие ветераны, побросав свои хозяйства, обратились к разбою. К тому же сыновья ветеранов, если они не шли в армию, зачислялись в курию, и тогда все полученные их отцами привилегии сводились на нет.

Всё это лишало военную службу привлекательности, случаи самоувечья рекрутов и дезертирства становились всё чаще. Добровольный набор в армию был в основном заменён обязательной поставкой землевладельцами рекрутов из числа колонов. Землевладельцы часто старались подсунуть вербовщикам самых малосильных и нетрудоспособных людей; многие предпочитали вносить установленную за рекрута денежную сумму. Солдаты, набиравшиеся из числа презираемых колонов, не могли теперь рассчитывать дослужиться до командных должностей; разница между командиром и солдатом, несколько стиравшаяся в III в., снова стала очень велика. Командиры присваивали солдатское жалованье, распродавали отпущенный на армию провиант и обмундирование, использовали солдат для личных услуг. Всё это крайне понижало боеспособность римской армии.

Развитие крупного землевладения

К концу IV в. патроциний по всей империи принял такие размеры, что императоры начали с ним жестокую борьбу, налагая на патронов штраф в 25—40 фунтов золота за каждого принятого ими крестьянина. Несмотря на это, свободное население быстро исчезало. К крупным частным владельцам уходили не только крестьяне, но и рабы и колоны императорских сальтусов, хотя императоры предоставляли им некоторые льготы. Так, они могли вступать в законный брак со свободными, не терявшими при этом свободы, их могли судить только императорские управляющие — рационалы или судьи в присутствии рационалов, они были освобождены от экстраординарных повинностей и налогов на торговлю. Вместе с тем, штраф за удержание беглого императорского колона равнялся 1 фунту золота, что более чем вдвое превышало штраф за удержание частного колона. Тем не менее бесконтрольное, жестокое управление рационалов, наживавшихся на своих должностях, делало положение императорских колонов очень тяжёлым, вследствие чего они старались перейти под патроциний магнатов.

Эти земельные магнаты были единственным сословием, процветавшим при доминате. Теперь все крупные землевладельцы, высшее чиновничество и высший командный состав армии входили в наследственное привилегированное сословие сенаторов, причём принадлежность к нему, в отличие от времён ранней империи, не предполагала обязательного участия в делах и заседаниях сената. В число сенаторов Константин включил и богатейших куриалов, чем нанёс тяжёлый удар платёжеспособности курий. Сенаторы были свободны от всяких повинностей и от всяких связей с городами. Они вносили непосредственно в казну поземельный налог, определявшийся в зависимости от их состояния от 2 до 8 фунтов золота в год. В юбилеи императоров они были обязаны делать им богатые подарки, и, наконец, на них возлагались значительные затраты (до 4 тыс. фунтов серебра) на игры, постройки и т. п. в связи с отбыванием ими претуры.

Особенности развития западных и восточных провинций


Общий для всей империи процесс развития кризиса имел свои особенности в отдельных областях государства. Различия между провинциями, несколько сгладившиеся в период рас- цвета рабовладельческого строя и связанной с ним муниципальной организации, снова выступили на поверхность. Особенно велико было различие между западными и восточными провинциями, но и каждая из этих частей империи была далеко не однородна.

В части западных районов, где рабство было менее развито,— в Британии, придунайских провинциях, северо-восточных частях Галлии, в Нумидии, Мавретании — большую роль играло свободное крестьянство, в ряде случаев ещё сохранившее общинное устройство. С наступлением кризиса рабовладельческого способа производства разложение общины стало приводить уже не к развитию рабства, а к закабалению крестьян крупными землевладельцами. Формирование элементов феодализма шло здесь более прямым путём. Оно вызывало резкое ухудшение положения свободного сельского населения, которое повсеместно поднималось на борьбу. Здесь быстрее развиваются не связанные с городами крупные имения, владельцы которых сами создают аппарат принуждения для подавления эксплуатируемых и начинают всё меньше нуждаться в ослабевшей империи, в которой видят лишь бесполезного претендента на часть прибавочного продукта, созданного их колонами и рабами. Разгоравшиеся революционные движения масс и оппозиция земельной знати римскому правительству, проявлявшаяся во всё учащавшихся с середины IV в. мятежах, делали в этих областях позиции империи особенно непрочными.

Районы, где рабство достигло высокого развития,— юго-восточные части Галлии, Испания, проконсульская Африка и, наконец, Италия—значительно сильнее пострадали от кризиса и приходили во всё больший упадок. Ещё сохранявшиеся здесь города влачили жалкое существование, курии быстро пустели. Императорское правительство пыталось опереться на более состоятельных куриалов, давая им некоторые привилегии, так как стремилось во что бы то ни стало сохранить города, служившие его фискальным интересам, но было бессильно восстановить их былое значение. Такие города Запада, как Медиолан (Милан), Августа Треверов (Трир), Арелата (Арль), были обязаны своим процветанием лишь тому, что служили императорскими резиденциями или центрами торговли, удовлетворявшей потребность знати в импортных предметах роскоши. В этих областях значительная часть колонов состояла из посаженных на землю рабов. Все институты рабовладельческого общества и самая империя сохраняли здесь глубокие корни, но вследствие прогрессирующей экономической деградации этих областей они не могли на долгое время обеспечить ей прочную базу.


Более сложным было положение в восточных провинциях. Развитие некоторых областей, таких как, например, Ахайя и западные береговые районы Малой Азии, где господствовал античный рабовладельческий полис и где рабство ещё до римского завоевания вытеснило.все остальные отношения, зашло в тупик. В ряде глубинных частей Малой Азии, Сирии, Египта, в большинстве районов Фракии, отчасти в Македонии городская организация и рабство существенной роли не играли. Колонатные отношения развивались здесь на основе разложения сельской общины и старых, переживших эллинизм форм эксплуатации.

Особое место занимали те из областей Малой Азии, Сирии, Египта, где довольно высокое развитие рабства сочеталось со значительной ролью в производстве свободного населения — арендаторов земли и ремесленников. Города, земли которых возделывали колоны, оказались более устойчивыми; огромную роль играло и то, что многие города восточных провинций были важнейшими центрами ремесла и торговли, не только внутренней, но и внешней. Между тем, если торговые связи населения западных городов с зарейнскими и задунайскими народами почти совершенно прервались, то торговые сношения восточных провинций с Персией, Аравией и другими соседними странами в первый период домината вновь оживились. Этому оживлению способствовали временное умиротворение на восточной границе и проведённая Константином денежная реформа, более удачная, чем реформы его предшественников. Жизнь таких центров, как Антиохия, Никея, Никомедия, Александрия, не считая более мелких, была интенсивной и оказывала значительное влияние на весь строй провинций. Атак как античная культура была прежде всего городской культурой, то она не претерпела на Востоке такого упадка, как на Западе, хотя развитие кризиса нанесло и ей существенный удар и значительно модифицировало её. Таким образом, экономический и культурный центр империи стал перемещаться на Восток.

Вместе с тем социальные противоречия в восточных провинциях были сложнее. Наряду с борьбой между эксплуатируемым сельским населением и крупными землевладельцами чрезвычайно острыми были здесь и столкновения между различными социальными группами в городах — между более и менее состоятельными куриалами, между городскими землевладельцами и окрестными колонами, обрабатывавшими их земли и земли городов, между купцами, наживавшимися на дороговизне, и плебсом, требовавшим дешёвого хлеба, между владельцами мастерских и обслуживавшими их свободными и рабами. Наконец, города противостояли земельным магнатам, стремившимся захватить городские земли и подчинить себе сидевших на них колонов. Лавируя между этими группами, опираясь то на одну, то на другую и прибегая к социальной демагогии, императорское правительство чувствовало себя здесь прочнее, чем на Западе, где его социальная база постепенно сужалась.


В результате всего этого столица империи была перенесена на восток. Уже Диоклетиан жил в Никомедии; Константин в 330 г. превратил в столицу старый торговый город на берегу Боспора — Византии, получивший теперь название Константинополя. Город отличался выгодным географическим положением и естественными укреплениями, делавшими его почти неприступным. В новой столице был создан свой сенат, существовавший параллельно с римским, константинопольский плебс за счёт египетского хлеба получал те же раздачи, что и плебс Рима. Переселявшимся в Константинополь сенаторам давались земли и привилегии; стекавшиеся сюда купцы и ремесленники сделали вскоре город крупнейшим экономическим центром Востока. На украшение новой столицы, её дворцов, цирка, ипподрома со всей империи свозились лучшие памятники искусства. Постепенно Константинополь, как императорская резиденция, затмил собою старый Рим.

Возвышение Константинополя было внешним выражением того факта, что империя уже не составляла единого целого. Различные пути развития кризиса в её отдельных областях, обусловленные разницей в их экономическом и социальном строе, привели к фактическому расколу империи сначала на восточную и западную половину, а затем и на более мелкие части.

Политический строй поздней империи

Цари принижали значение патрицианской знати также путем установления общеримских культов и жреческих коллегий. Военные акции осуществлялись силами родовых отрядов, поэтому важнейшей заботой царей было создание независимого от родовых ополчений войска. Античные авторы передают, что Сервий поделил все мужское население Рима, т. е. и патрициев, и плебеев, на шесть имущественных разрядов. Каждый имущественный разряд выставлял определенное число войсковых единиц, центурий (сотен.)Но реформа Сервия Туллия имела не только военное значение. На основе центуриатного порядка вырос новый вид народных собраний - центуриатные комиции, где центурия была голосующей единицей. На долю 1-го разряда приходилось 98 голосов из 193, то есть дела в центуриатных собраниях решались голосами наиболее богатых, как патрициев, так и плебеев. Вместе с тем появление новых комиций оттеснило на задний план куриатные собрания, в ведении которых остались преимущественно дела, связанные с родовыми культами. Это ослабляло значение патрициев в обществе и усиливало царя.

Общественный строй Древнего Рима в период республики

509г. до н.э. – установление республиканского строя после изгнания Тарквиния Гордого.

Высшим государственным органом считается народное собрание. У народного собрания было три вида комиций: куриатные; центруриатные; трибутные

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов. Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались цензоры, консулы(военная власть) и преторы(судебная власть). Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).

Квесторы – помощники консулов ведали государственной казной, хранили государственные архивы, т.е. распоряжались финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел.

Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.

Коллегии "26 мужей" (5 коллегий) надзирали за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы), легионы (командовали военные трибуны), отряды конницы (командовали декурионы).

Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Общественный строй Древнего Рима в период империи

В 212 г. н.э. император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Империи. Привилегированное положение самого Рима было подорвано.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия. Первым и самым знатным было сословие нобилей. Оно сформировалось еще в IV–III вв. до н.э. из патрицианско-плебеанской поместной знати. При империи нобили – господствующее сословие, доминирующее и в обществе, и в государстве. Экономическую основу нобилитета составили огромные земельные владения, обрабатываемые массой рабов и зависимых крестьян-пекулиантов. Из сословия всадников –выходили ответственные чиновники и офицеры.

Управление городами империи осуществлялось декурионами – сословием, представленным бывшими магистратами. Это были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились по-прежнему рабы. При Августе с целью защиты интересов рабовладельцев были введены специальные меры, отличавшиеся крайней жестокостью. В частности, были резко сокращены возможности предоставления рабам воли, восстановлен закон, по которому подлежали казни все те рабы, которые находились в доме в момент убийства их господина (на расстоянии окрика) и не пришли ему на помощь.

Между тем, экономическая ситуация свидетельствовала о невыгодности труда рабов. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за которые хозяину следовало платить определенную заранее долю продукта (обычно половину урожая). Одновременно с этим в Римской империи совершается такой немаловажный процесс, как превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика – колона. Обязательства колона носили как денежный, так и натуральный характер. Закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Так в еще рабовладельческом Риме зарождается феодальный порядок, феодальные производственные отношения.

Социальная структура Древнего Рима

лат. Structurae socialis Antiquae Romae


Тога, показанная на статуе с головой Нервы, была отличительное одеянием римских граждан мужского пола

Социальный класс в Древнем Риме был иерархическим, но существовали множественные и перекрывающиеся социальные иерархии, и относительное положение индивида в одном могло быть выше или ниже, чем в другом. Статус свободно рожденных римлян во время республики устанавливался:

— родословной (патриций или плебей);

— рангом ценза (ordo), основанном на богатстве и политических привилегиях, с сенаторскими и всадническими рангами, возвышающимися над простыми гражданами;

— гражданством, которое оценивалось различными правами и привилегиями.

Население Римской республики, а позднее — Римской империи, делилось на следующие группы:

Римские граждане (Рим) — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право).

Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью.

Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия (например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина). Вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину.

Права римского гражданина сильно менялись с течением времени и зависели от социального статуса личности и её заслуг перед государством. Римское право периода Республики предусматривало следующие основные права римского гражданина:

Ius suffragiorum. Право голосовать в народном собрании. Практически отмерло в I в. до н. э.

Ius honorum. Право гражданской и военной службы.

Ius commercii. Полное право собственности и заключения сделок.

Ius gentium, понятие о котором было разработано в III в. до н. э. Использовалось при разрешении споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами).

Ius connubii. Право на законный брак, предоставлявший права Pater familias и автоматическое римское гражданство детям, рождённым в таком браке.

Ius migrationis. Право сохранения полного римского гражданства при переезде в полис сопоставимого статуса, то есть в римские колонии и провинции. Аналогичные права имели латинские граждане. Если гражданин переезжал в латинскую колонию или зависимое царство, его статус понижался до уровня латинского гражданина.

Иммунитет от местных правовых норм и законов.

Право на предъявление судебных исков.

Право на суд (в том числе и на самозащиту).

Право на обжалование судебных решений, в том числе в суде нижестоящих инстанций.

К римскому гражданину не могли быть применены пытки и телесные наказания, а также смертная казнь в случае государственной измены. Не распространялось на военнослужащих в период несения действительной службы.

Обвиняемый в государственной измене римский гражданин имел право на суд в Риме.

На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий — патрициев и плебеев.

Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов и включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium). После выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия, предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

С конца VI века до н. э. патриции превратились в господствующий класс — сословие Римской республики; экономической основой их могущества было исключительное право на пользование общественной землёй (ager publicus).

Плебс (плебеи) (лат. plere — наполнять) — население Древнего Рима, первоначально не пользовались политическими правами в отличие от патрициев.

Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы.

Клиенты — наследственное сословие лично зависимых людей патрициев.

С течением времени появились всадники — лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства.

Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет.

Однако нобилитет не был единым. В соответствии с римскими представлениями, знатность (лат. nobilitas) рода, к которому принадлежит человек, определяла степень уважения к нему. Каждый должен был соответствовать своему происхождению, и одинаково порицались как недостойные занятия (например, торговля) человеком знатного происхождения, так и незнатные лица, достигшие высокого положения (их называли лат. homo novus — новый человек). Граждане стали также делиться на лат. cives nati — граждан по рождению и лат. cives facti — граждан, получивших права по определённому закону. В Рим также начали стекаться люди различных национальностей (прежде всего греки), не обладавшие политическими правами, но игравшие важную роль в жизни общества (перегрины). Появились вольноотпущенники (лат. libertinus — либертины), то есть рабы, которым была дарована свобода.

Перегрины (лат. peregrinus — иностранец, чужеземец) — категория населения Римского государства — лично свободные, но не имеющие римского гражданства лица, в основном — обитатели покорённых Римом областей. После Латинской войны 340—338 гг. до н. э. из числа перегринов были исключены также лица, имеющие латинское гражданство. Вначале это были жители союзных Риму, а позднее и подчинённых римлянами городов Средиземноморья, то есть италики до Союзнической войны 90-88 годов до н. э. и провинциалы. После эдикта Каракаллы в 212 году количество перегринов значительно сократилось. При Юстиниане же на положении перегринов остались лишь жители отдалённых пограничных районов Римской империи.

Перегрины были лишены права пользоваться ius civile (гражданским правом Рима), но могли завязывать юридические отношения с римскими гражданами, то есть могли пользоваться ius gentium. Соответственно, перегрины получали юридическое признание, которого не имели чужестранцы (не подданные). Кроме того, в своих внутренних частных отношениях они продолжали пользоваться своим национальным правопорядком.

Суды, рассматривающие споры между римскими гражданами и перегринами, в своей деятельности исходили из соображений не норм права, а справедливости и здравого смысла (лат. Ex aequo et bono).

Перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те, кто во время поздней республики имел не менее 400 000 сестерциев, столько же сколько и всадники при Октавиане Августе в первые годы принципата, а для сенаторов он поднял требования до 1 000 000 сестерциев.

Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Сенаторы и всадники образовали малочисленную элиту численностью около 10 000 человек, которые монополизировали политическую, военную и экономическую мощь в империи общим населением около 60 миллионов жителей.

Число сенаторов неоднократно менялось:

во времена ранней республики (до 88 до н. э.) — 300

со времён Суллы — 600

при Цезаре — 900

со времён Августа — опять 600

в период поздней античности (домината) — 2000.

Первоначально в сенат входили только члены исконно римских фамилий, но с I века до н. э. это право получили и италики, а во времена империи — даже знатные провинциалы.

С 313 года до н. э. в члены сената принимал цензор — он составлял список из лиц, занимавших или занимающих магистратуру, с определённым имущественным цензом (например, при Августе (I век н. э.) — 1 млн сестерциев). Во времена империи это стало прерогативой императора.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, чья собственность была оценена ниже 11000 ассов = 2750 сестерциев.

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами. Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина.

Читайте также: