Моя малая родина алтайский край доклад для 1 класса

Обновлено: 03.07.2024

Алтайский край располагается на юге Западной Сибири. Существует он больше чуть больше 80 лет, 28 сентября 1937 году был образован. Город Барнаул является столицей края. На территории расположено 11 городских округов, но также есть и сельские поселения, насчитывается 60 сельских районов. Проживают на Алтайском крае 2 376 659 человек, разных национальностей. В основном там проживают русский, по статистическим показателям их насчитается около 92 %, остальные 8 % поделили между собой немцы, казахи, армяне, украинцы, белорусы, азербайджанцы, татары, а также мордва. Большинство из них женского населения, чем мужского.
Климат на Алтайском крае умеренный резко континентальный, чаще преобладает большое количество солнечных дней. В летнее время температура в среднем поднимается до +28, максимально до-40 градусов. Что касается зимны, то тут максимальная температура опускается до -50, а средняя зимняя температура -24 градусов. Западная равнинная часть алтайского края является наиболее жаркой и сухой. Снег ложится только в конце декабря,а таить начинает в апрели.

Край богат реками, там протекает 17085 рек. Основными и главными реками являются: Обь, Алей, Чарыш, Бия, Катунь. Обь является ведущей рекой, она имеет протяженность 493 км. Также помимо рек водой обеспечивает и озера, которых там также много. На Алтае разнообразен животный мир, насчитывается более 320 видов птиц, около 90 видов млекопитающих. Территория края представлена, лугами, лесами, тундрами, степями, болотами. 21% всей территории края леса.

Также Алтайский край многообразен минерально-сырьевыми ресурсами. Там добывают, железную руду, бурый и каменный уголь, хром, титан, марганец, никель, гипс и многое другое.

Алтай славится туризмом, там активно применяют нетрадиционные формы туризма. Большим спросом пользуется альпинизм и горнолыжники, так как там большое количество гор. На территории края находится множество археологических и этнологических памятников. Туристы имеют возможность побывать на экскурсиях на курганных и грунтовых могильниках, посетить пещерные стоянки каменного века, а также увидеть горные выработки меди и золота.

Алтайский край располагает минеральными водами и лечебными грязями, на основе которых получила развитие санаторно-курортная система. Список лечения разнообразен, каждый может найти, то, что ему необходимо. В санаториях вы можете вылечить заболевания системы кровообращения, органов пищеварения, мочевыводящих путей, эндокринной системы. Женщины могут проверить свое женское здоровье, вылечить гинекологические заболевания. Лечение происходит с помощью лечебной грязи и радоновыми водами.

Главной промышленностью является машиностроение. На заводах создают гусеничные трактора и плуги, для работ на полях. А также грузовые магистральные вагоны, буровые станки, паровые котлы, дизеля, кузнечно-прессовые машины, шины для автомобилей и другой технике. Выпуск алкогольной продукции и безалкогольной является пищевой промышленностью. Выполняются работы по переработки зерновых, мясной и молочной продукции.

На высоком уровне развита сельскохозяйственная деятельность. На Алтайском крае традиционно производят молоко и мясо, выращивают лен, сахарную свеклу, подсолнечник, хмель, а также картофель.

На данный момент край развивается и так как естественный ландшафт не сохранился в планах государства создание заповедников, парков, памятников природы и заказников.

На южной территории Западной Сибири расположился Алтайский край. Он граничит с некоторыми областями и республиками. Большая часть Алтайского края расположилась на равнине. Здесь преобладают черноземы и горно-подзолистые почвы. Некоторую часть занимают леса и распаханные земли. В этих краях хорошо развивается текстильная и легкая промышленность. Набрала оборотов деревообрабатывающая промышленность, металлургия, пищевая и химическая промышленность. Сельское хозяйство решило не отставать от остальных сфер. Здесь хорошо развито животноводство, этому способствуют местные степи. Люди заняты разведением птиц, растений, многие содержат пасеки и продают мясо.

Животный и растительный мир Алтайского края довольно разнообразный. Многие представители и того, и другого мира занесены в Красную книгу. Нашли свой дом в этих краях разнообразные насекомые, беспозвоночные и земноводные. Много здесь птиц, которые отлично приспособились и привыкли гнездоваться. Большое внимание отводиться пушным и копытным зверям. Из-за деятельности человека сильно уменьшилось количество многих животных. Мало в природе осталось белок, медведей, лося, выдр и бобров. Все это может привести к исчезновению этих животных в Алтайском крае. Богата и растительность, которая представлена кустарниками, лугами, лесами и степями. Здесь растет много лишайников, сосудистых растений и мхов. Богаты алтайские земли полезными ископаемыми. Здесь много залежей угля, золота и руд. Цветные камни и минералы, бокситы и лечебные грязи – это все самые настоящие богатства, имеющиеся здесь.

2, 3, 4 класс, кратко


Природа Алтая

Горный Алтай — край нетронутой природы.

Каждый сможет найти среди гор Алтая именно свою воплощенную мечту об идеальной красоте! Горный Алтай — страна гор. Это самая высокая горная область Сибири. Многие горные хребты поднимаются на высоту более 3000-4000 м над уровнем моря, их вершины круглый год покрыты снегом, со склонов спускаются ледники. Неповторима по красоте самая высокая вершина Алтая — двуглавая Белуха (4506 м), которую можно легко найти практически на любой карте мира!


Горный Алтай — страна голубых озер! В Горном Алтае находится несколько тысяч озер. Небольшие горные озера придают природным ландшафтам неповторимую живописность. Самое большое озеро Алтая — Телецкое озеро — расположено среди высоких горных хребтов и со всех сторон окружено тайгой. Это одно из самых глубоких озер России и мира (более 325 м), Телецкое озеро традиционно считается символом Алтая. На территории Алтайского района Алтайского края, в 200 метрах от границы с Республикой Алтай находится озеро Ая. Это одно из самых живописных озер Алтая, знаменитое благодаря своей прозрачной и теплой воде. Озеро Ая — одно из немногих озер Горного Алтая в в котором в летнее время можно купаться.


Горный Алтай — страна ледников! На территории Горного Алтая находится 1402 ледника общей площадью 910 кв. км. Ледники являются гигантскими резервуарами пресной воды. Наибольшая концентрация ледников наблюдается близ массива Белухи. Эта часть Горного Алтая чрезвычайно популярна у альпинистов и туристов. Горный Алтай — страна пещер! Здесь насчитывается свыше 430 карстовых пещер. Пещеры представляют собой неповторимые объекты природы со своеобразными подземными ландшафтами, особенным микроклиматом, фауной и флорой. На Алтае находится самая глубокая пещера Сибири шахта Экологическая, глубиной 345 м. Такие пещеры, как Туткушская, Музейная, впечатляют своим подземным убранством, сталактитами, сталагмитами и колоннами — сталагнатами, кальцитовыми цветами и уникальными подземными галереями.


Горный Алтай — страна дикой нетронутой природы! Здесь Вы сможете найти огромные пространства, не тронутые цивилизацией буквально в двух шагах от главной автомобильной артерии Горного Алтая — Чуйского тракта и на себе ощутить первозданность природы прожив несколько дней в безлюдной дикой местности.


Горный Алтай — страна для первооткрывателей! Здесь Вы сможете увидеть собственными глазами множество курганов, исторических памятников, древних стел. Вы сможете увидеть даже самые настоящие петроглифы, высеченные древними людьми на скалах! Горный Алтай просто создан для отдыха! Благодаря своей уникальной нетронутой природе, высоким горам, богатым ягодами лесам, бурным рекам, Алтай каждому может предложить тот тип отдыха, который ему больше подходит. Конечно, в любом случае отдых в Горном Алтае будет включать некий элемент авантюризма, экзотики и экстремальности, но ведь в этом и вся прелесть. Зато, пожертвовав пятизвездочным отелем, вы сможете побывать в алтайском традиционном жилище, вместо изысканной европейской кухни вам предложат пожаренного на сковородке наисвежайшего налима, а бассейн с джакузи заменят теплая вода озера Ая. К поездке в Горный Алтай надо хорошо подготовиться, предусмотреть все, взять с собой необходимую экипировку, и, можете быть уверены: отдых в Горном Алтае станет одним из незабываемых впечатлений в вашей коллекции воспоминаний!


Горный Алтай. Это прекрасная и древняя страна высоких гор, стремительных чистых рек, прозрачных озер, огромной вечнозеленой тайги хвойных пород, раскинувшаяся на стыке двух частей Великой Степи – мира монгольского и мира тюркского.



В Горном Алтае расположены древнейшие оазисы природного и культурного наследия, делающие Горный Алтай одним из интереснейших, загадочных мест на Земле. Белуха – самая высокая вершина Сибири – символ мирного соседства трех мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Величественные горные перевалы с чистейшим воздухом, наполненным хвойным ароматом.


Белуха – святая для алтайцев гора. По индийским источникам – страна Шамбала. В трудах Рериха содержится утверждение о том, что с самой высокой вершины Горного Алтая – Белухи – существует связь с космосом.




Леса на Алтае занимают площадь 42 тысячи км2. В основном это хвойные породы. Наиболее ценное дерево – покрытый легендами кедр – священное дерево для северных народов. От кедра целебная и питательная пища — кедровые орехи, привлекающая не только людей, но и диких зверей. В кедровом лесу, как показывают исследования воздуха на бактерицидность, можно делать полосную операцию. По этой причине охотники на Алтае предпочитают ночевать под кедром – не заболеешь простудными заболеваниями. Дом, отделанный кедром, охраняет хозяина от болезней и продлевает жизнь.


На территории Республики преобладают высокогорные луга, где произрастают травы, по своим лечебным качествам не уступающие альпийским. На Алтае встречается более 40 видов плодово-ягодных растений, которые богаты витаминами и лекарственными свойствами. Поэтому почти все они применяются в фармакологии и народной медицине. Животный мир Республики Алтай поражает разнообразием видов. В лесах и степях Алтая обитают: снежный барс, горностай, заяц, лиса, росомаха, рысь, бурый медведь, косуля, лось, олень, различные виды грызунов. По статистике, в Республике Алтай обитают 80 видов млекопитающих, 300 видов птиц, 44 вида рыб, 11 видов земноводных и пресмыкающихся. В Западной Сибири Горный Алтай – наиболее лучший охотничий регион. Редкие виды рыб и животных, обитающих на Алтае, занесены в Красную книгу.

Алтай – таинственная и неизвестная страна. Она, как огромный магнит, всегда притягивала к себе людей. По преданию крестьян-староверов в горах Алтая спряталась благодатная страна – Беловодье, где все люди живут свободно и привольно, где леса полны зверя, а реки – рыбой. Где земля родит богатый урожай, где все люди равны.



Рассказы учащихся 2 "б" класса по теме " Моя малая Родина "

Датой основания Барнаула считается 1730 год. Статус город Барнаульский завод получил в 1806 году, а в 1846 году был утверждён герб города.Многие из городов Сибири получили свои имена от названия реке, на берегах которых они возникли. Наш город тоже не был исключением. До середины 18 века нынешняя Барнаула называлась рекой Барнаул. Именно от этого варианта имени реки получил своё название построенный на ней демидовский завод, а позднее горный город Барнаул.

У каждого человека есть одна Родина! Алтайский край – это моя Родина. Мне нравиться природа края: поля, леса, рощи. У меня есть любимое место. Это дом в посёлке Спутник. Там живут мои бабушка и дедушка. Все каникулы я провожу там. У них есть кошка, с которой я играю. Я люблю помогать деду в мастерской, ездить с ними на машине.

Родина – это земля, на которой я родился и вырос. Для меня нет ничего дороже моего дома, моих друзей, школы. Родители учителя прививают нам любовь к нашему родному краю. Красива и необычайна наша природа. Наш край имеет все четыре времени года. Ничто не заменит мне наших степных пейзажей, водоёмов и рыбалку, которую мы с папой так любим. Я не забуду свою малую Родину, никогда не смогу забыть свой край, свой дом.

Я живу в Индустриальном районе. Индустриальный район – самый молодой район Барнаула. Он образован 5 апреля 1978 года. Район граничит с Павловским и Калманским районами Алтайского края, а также Железнодорожным, Ленинским и Центральным районами города Барнаула.

Мне нравиться мой район, в котором я живу. Здесь красиво и уютно, посажено много деревьев. Ухоженные дворы с новыми качелями и горками. А скоро в нашем районе построят аквапарк

Моя малая Родина – Барнаул. В Барнауле есть много музеев, кинотеатров. В Барнауле протекает река Обь. Она очень большая. У нас очень красивый город. Мне нравится моя родина.

Я родилась в Барнауле в роддоме №2. В этом же родильном доме родились мои мама и папа. Я живу в трёхкомнатной квартире на улице Панфиловцев. Я живу с мамой, бабушкой и дедушкой. Я очень люблю город Барнаул.

Барнаул самый красивый город. В Барнауле живут много людей и им нравится в нём жить. В Барнауле есть много музеев, театров и кинотеатров. В Барнауле много высоких домов. Барнаул – самый лучший город!

Моя Родина – это место, где я родился. Моя малая Родина – город Барнаул. Здесь я счастлив со своими родителями и братом. Я люблю свой двор, где всё мне кажется родным.

Я родился в городе Барнауле. Барнаул – это столица Алтайского края. Барнаул очень красивый город. Мой город расположен на берегу реки Обь. В Барнауле много заводов и фабрик. Город очень зелёный: много деревьев, цветов, летом много красивых цветочных клумб. В Барнауле есть Дворец Спорта, театр Драмы, и ещё много других театров, есть парки развлечений и скверы.

Я живу в девятиэтажном доме, а есть ещё и пятиэтажные дома. В девятиэтажных домах есть лифт, а в пятиэтажных домах лифта нет. В нашем Индустриальном районе есть парк, а в нём - зоопарк есть, где живут разные животные: лисы, волк, зайцы, медведь, петухи, верблюд, белки, пони.

Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился. Моя малая Родина – Барнаул – это столица Алтайского края. Он расположен на берегу реки Обь. Основателем Барнаула является А. Демидов, который начал здесь строительство завода.

Я люблю свой город. Он красив в любое время года. Летом город весь зелёный, много деревьев, клумб с цветами и красивых фигур из травы и цветов. А зимой на площади всегда есть на площади прекрасный ледяной городок и большая горка. В центре площади устанавливают огромную ёлку с ёлочными игрушками.

В Барнаул приезжают много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы и достопримечательностями города.

Презентация "Моя малая Родина – Алтайский край" может быть использована при проведении воспитательных занятий, классных часов.

ВложениеРазмер
altayskiy_kray.rar 541.4 КБ

Подписи к слайдам:

Алтай славиться производством зерна, особенно пшеницы.
Общая площадь зерновых полей считается самой большой в России.
Герб Алтайского края
Обь

На Алтае производится облепиховое масло.
Т
акая
продукция, как
облепиховое масло, натуральные
соки, различные медицинские препараты, произведенные на основе облепихи, отправляются и в другие страны.
Моя малая Родина –
Алтайский край

Большие территории Алтайского края заняты садами, где выращиваются виноград, яблоки, смородина, малина и т.д.

Катунь
В
ыращивание
овощей (к примеру, картофеля)
Бия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой край, моя малая Родина" (материалы для составления программы внеурочной деятельности)

Данная статья содержит информацию, которая поможет составить программу внеурочной деятельности по краеведению. Здесь представлена цель про.

Родной край – малая Родина.

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса.

КРАЙ НАШ УРАЛЬСКИЙ- МАЛАЯ РОДИНА.

Кл. час. Презентация.

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ

Презентация о Ставропольском крае, г. Ставрополе.

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"

Программа предметного курса "Алтаские жарки" направлена на расширение знакомства учащихся с произведениями алтайских писателей для детей, обогащает нравственно-эстетический и познавательный опыт ребён.


Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки"

Рабочая программа предметного курса по литературе Алтайского края "Алтайские жарки".

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;

3. формирование межличностных отношений и т. д.

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.

• Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.

• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Алтайский край.

• Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.

• Познакомить с культурой и традициями Алтайского края.

• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

• пополнить знания педагогов и родителей об Алтайском крае, о городе.

• создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края

1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.

2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

3. Дошкольники приобретут навыки социального общения со взрослыми.

4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.

5. Педагоги и родители пополнят знания об Алтайском крае, о городе.

Продукт проекта : пополнение материалом уголка по патриотическому воспитанию, уголок природы

Участники проекта

Сроки реализации сентябрь - май

1 этап Информационно-накопительный:

• Изучение интереса детей для определения целей проекта.

• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

2 этап. Разработка проекта

1. Анкетирование родителей. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.

2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)

3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.

4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

5. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех педагогов.

3 этап Выполнение проекта

Формы и методы работы с педагогами

4. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)

6. аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы

3. Пополнение среды: картотека дидактических игр в патриотическом уголке, изготовление игры ходилки по достопремечательностям алтайского края, пополнение материалом патриотического уголка.

6. Анкетирование для родителей по патриотическому воспитанию.

8. Беседы на тему Моя малая Родина.

Алтайский край — жемчужина России. Фотоотчёт

Алтайский край — жемчужина России. Фотоотчёт Алтайский край – Райский уголок, гордость Сибири, жемчужина России. Алтай всегда привлекал и привлекает к себе внимание. Мы съездили один.

Моя Родина Республика Алтай

2. Развивать аналитические способности, словесно-логическую память, устойчивость внимания, зрительное восприятие; обогащать активный словарь детей.

3. Воспитывать чувство любви к родному краю, уважение к труду.

Словарь: кокошник, ухват, чугунок, прялка, ухват, сковородник.

Ход занятия

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете,

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой березки,

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете есть Родина своя.

Беседа о том, где мы живём. (Глобус, карта Алтайского края) Это карта нашего края. (Рассматривание и беседа )

- Сегодня наш рассказ об Алтае . 76 лет тому назад образовался Алтайский край. Алтай велик и огромен. Но что, же означает слово Алтай. Дети хотите послушать легенду о том, почему наш край назвали Алтайским?

Было это давным-давно. Не было здесь ни городов, ни сел, ни фабрик, ни заводов, а только бескрайние степи, чистые реки и озера, вокруг которых паслись многочисленные стада лошадей. И жили здесь народы, которые все время между собой воевали. Каждый раз народ – победитель давал свое название этому краю. И вот однажды главные ханы решили устранить эту неразбериху. Они примирились на один день и стали думать, как же назвать эти земли. Ведь нельзя чтобы такая богатая и красивая земля не имела единого названия. “Алтай”: – вдруг сказал один хан, что в переводе на наш язык означало – золотой. “Алтай”: – подтвердили все ханы, золотая земля, оттого и воюем.

Много лет прошло с тех пор.

Что такое Алтай?

Вы спросите об этом геолога.

Вам геолог расскажет,

Геолог расскажет про золото.

От забытых веков,

С незапамятных пор Э

то край золотых, К

рай невиданной щедрости гор.

Что такое Алтай? Вы спросите теперь зверолова,

И услышите – золото,

То же услышите слово – Это лисы и выдры,

Горностаи и соболя, Это мягкое золото,

То, что таежная дарит земля.

Что такое Алтай? Вы спросите о том чабана.

- Это золото, – скажет он, - Край золотого руна.

Хлебороба спросите – Комбайнера и тракториста.

- Это золото, – скажут, - Да золото во поле чистом.

Что же означает слово Алтай? (ответы детей). Правильно, золото – это богатство. С давних пор люди знали, что наш край очень богат.

- А давайте вспомним чем же богат наш край? (ответы детей)

- Когда говоришь “Алтай” – то представляешь себе степи и леса, горы и голубые горные озера, быстрые реки.

- Наш макет разного цвета… Как вы думаете, что означает каждый цвет? (коричневый – горы, зеленый – леса, желтый – степи, голубой – реки).

-В нашем крае очень много городов, сел, деревень. Какие из них вы знаете?

- Почему этот город на макете обозначен звездочкой. (это главный город края,столица) - Как называется столица Алтайского края? (Барнаул). Знаете, почему он так называется? А называется он так потому, что когда-то в этой местности находилось озеро и называлось оно Бороно-ур – “Волчье озеро”. А может кто-то догадался, почему это озеро так называется? (в этих местах водилось много волков)

- Что означают синие ленточки на макете. (реки).

- Это река Бия. А это – река Катунь.

- Кто знает, какая река образовалась от слияния этих двух рек. (образовалась могучая рек Обь.) - Кто знает, какая рыба водится в реках Алтая.

- А еще в них водится ценная рыба: семга, таймень, хариус, стерлядь

- Что означает желтый цвет на макете? (степи) В Алтайском крае много степей. Это Кулундинские степи. Их название произошло от слова кулун – жеребенок, потому, что когда-то здесь в Кулундинских степях паслись стада лошадей.

Лесовичек. Здравствуйте, здравствуйте! А вы меня узнали? Да, я Лесовичек. Живу в лесу. А сегодня пришел к вам в гости.

- А кто из вас знает, что такое лес. Правильно, лес – это много-много деревьев. Это – берёзовый лес. А это тайга,- густой, непролазный лес (показ слайдов).Здесь растут разные деревья. Одно из них – кедр… (слайды с изображением кедра, кедровых орехов, птицы кедровки, которая любит лакомиться кедровыми орешками).

- А вы знаете, ребята, некоторые люди порой бывают так жестоки по отношению к животным. Очень часто они уничтожают их для своих целей: Из шкур шьют шубы, шапки, из рогов делают украшения. Постепенно животных остается все меньше и меньше. Люди стали задумываться: как остановить это безумие. .Как вы думаете, что они придумали? (Правильно, они создали Красную Книгу).

- Почему именно Красную? (Это цвет надвигающейся опасности. «Внимание! Остановись! Не губи природу. )

- Каких животных заносят в Красную книгу? (редких, исчезающих)

- В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. (Показ иллюстраций: соболь, марал, лось, выдра, северный олень, дрофа, лебедь).

- Ребята, мы посмотрели какой наш край богатый – все это природные богатства. Но самое большое богатство – это люди, проживающие в этом крае. Наш край многонациональный. Почему мы говорим про Алтайский край – многонациональный? (ответы детей) - В нем проживают украинцы, немцы, казахи, но основное население – это русские, со своей культурой, бытом, традициями.

- Тот, кто умеет трудиться, нигде не пропадет. Давайте, ребята, вспомним пословицы и поговорки о труде. (Ответы детей).

- Славен наш Алтай лесами,

Славен удалью речной,

Песней славится, стихами

И частушкой озорной.

Спойте, дети, для Лесовичка наши алтайские частушки.

На Алтае мы живем, Вкусны шанежки печем. И частушек много знаем, Все сейчас для вас споем.

Горькое, Горькое, Соленая вода. Кто купался в нашем Горьком Не забудет никогда.

По Оби-реке широкой Лодка с парусом плывет. У миленка нос курносый, Аж до неба достает.

- Ну, что повеселили тебя наши ребята?

- Я предлагаю вам сейчас окунуться в прошлое и познакомиться с некоторыми традициями русского населения на Алтае. Я расскажу вам немного об истории строительства домов на Алтае. Кто знает, как раньше называли дом? Назывались они избами. В старину на Алтае строили избы только из дерева, прочно, основательно. Тут нужен был особый талант, опыт и мастерство (показ фото). Стоит перед нами рубленая изба, светится на солнце. Сколько в ней красоты и поэзии, как все талантливо придумано и хитро сделано. Еще издавна люди так про свой дом говорили…. (дети говорят пословицы):

Домом жить – не лукошко шить!

Домом жить – не развеся уши ходить! Домом жить – обо всем тужить! Дом вести – не лапти плести!

- Проходи, Лесовичек. Посмотри, как я живу, какая у меня изба добротная….

- Давай, Лесовичек, посмотрим, чей дом лучше – твой или мой. Вот я первой и начну. В доме моем главные хозяева люди. Днем люди работают, а вечерами песни поют, рукодельем занимаются. В моём доме живет красота, не простая, а рукотворная. Каждую вещь хозяева стараются украсить. Хочу показать урало-сибирскую роспись…. (Рассматривают изделия народных мастеров).

Лесовичек. У тебя в дому, Хозяюшка, красота рукотворная, а у меня в лесу природой созданная. Столько разных деревьев растет! Мой дом – лес всех кормит. Дам я вам заданье трудное: угадайте, про какие растения я загадаю вам загадки:

Растет зеленая, Поспеет черная, Помогает от болезней И для зрения полезна. (Черника)

Красненька матрешка Беленько сердечко. (малина)

На лесной поляне Красуется Татьяна Алый сарафан, Белые крапинки (земляника)

Сидит на палочке В красной рубашке, Брюшко сыто, Камешками набито (Шиповник)

- А что кроме ягод можно в лесу собирать? (грибы, лекарственные травы)

- Да, еще каждый год лес дарит нам грибы. Какие вы знаете грибы? Посмотрите, вот они. (Дети называют грибы по картинкам.)

- Назовите лекарственные травы.

Хозяюшка. Да что мы с тобой, Лесовичек, спорим? Давай у ребят спросим, чей дом лучше? Ребята рассудите наш спор.

Ребенок. Да, что вы спорите друзья, ведь все мы живем в Алтайском крае, а наш край самый лучший, потому, что мы здесь родились, живем – это наша малая родина.

- Я хочу пожелать всем вам сибирского здоровья, благополучия, достатка, пусть ваша душа остается такой же широкой и щедрой, как наши бескрайние поля

Лесовичек. Мне пора прощаться с вами, друзья.

- У меня волшебный закуток есть. В нем спрятаны вещи, которые своими руками люди сделали, чтобы облегчить свою жизнь. -А кто из вас знает, что такое закуток? (Угол за печкой, где хозяйка хранила свою утварь) Ну-ка, ребятишки! Кто из вас смелый? Кто нам расскажет, для чего нужны эти вещи. (Дети по очереди достают из закутка предметы домашнего обихода, называют их и рассказывают, для чего они служат (ухват, чугунок, прялка, туесок, корзинка, крынка и т.д.).

- Угощение готово: чай да пироги. Пироги румяные, красивые, аппетитные. Дети вместе с гостями пьют чай.

Читайте также: