Современные теории развития личности доклад

Обновлено: 14.05.2024

начало здесь
Современные теории личности. Фрейдизм и неофрейдизм. Гуманистическая теория личности. Теория социального научения. Феноменологический подход. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Новейшие тенденции в теоретической разработке психологических проблем личности.

Формирование и развитие личности. Зависимость решения вопроса о развитии личности от того, в русле какой теории он рассматривается. Тенденция к интеграции различных точек зрения. Концепция развития личности Э.Эриксона, основания и принципы, на которых она строится. Две линии развития: нормальная и аномальная. Стадии развития и его возрастные этапы. Краткая характеристика основных личностных новообразований процесса развития, возникающих на каждой стадии. Общая оценка концепции Э.Эриксона. Понимание личностного развития по Э.Фромму.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности, весьма популярную в странах Запада, можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы. Самосознание человека З.Фрейд сравнивал с вершиной айсберга. Он считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить. Основная же часть его опыта и личности находится вне сферы сознания, и только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволяют проникнуть в нее.

5. Проекция. Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

6. Интеллектуализация. Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллекгуализированных терминах.

7. Замещение. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым способом.

Теория личности З.Фрейда и концепции неофрейдистов неоднократно подвергались критике и в нашей, и в зарубежной литературе. Эта критика касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его социального поведения с биологическими потребностями животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. К этому следует добавить и то, что теория Фрейда по существу является умозрительной. Многие из содержащихся в ней и в работах неофрейдистов положений, несмотря на то, что кажутся интересными и жизненно правдивыми, нельзя считать научно доказанными. Вряд ли допустимо, например, строить столь широкие теоретические обобщения, какие делал З.Фрейд, только на основании клинических наблюдений за несколькими пациентами.

Вместе с тем не следует умалять и действительных заслуг З.Фрейда и неофрейдистов в разработке общепсихологической теории личности. Они, к примеру, касаются проблемы бессознательного и защитных механизмов, их роли в детерминации поведения.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс. Концепции первого мы специально коснемся далее, а сейчас кратко остановимся только на характеристике теории К.Роджерса.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А.Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.

К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
– активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
– принятие себя и других людей такими, какие они есть;
– непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
– сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
– обладание чувством юмора;
– развитые творческие способности;
– неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
– озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
– способность к глубокому пониманию жизни;
– установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
– способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;
– непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;
– предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
– открытое и честное поведение во всех ситуациях;
– готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
– способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;
– приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
– умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского . Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович.

Теорию, предложенную Л.И.Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

А.Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации, теорию А.Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэкспериментальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону , в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере в виде заметных следов) в течение всей жизни.

Сами личностные новообразования, по Э.Эриксону, возникают не на пустом месте – их появление на определенной стадии подготовлено всем процессом предшествующего развития личности. Новое в ней может возникнуть и утвердиться, лишь когда в прошлом уже были созданы соответствующие психологические и поведенческие условия.

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные качества, но и недостатки. Детально представить в единой теории всевозможные варианты индивидуального личностного развития по всевозможным сочетаниям положительных и отрицательных новообразований практически невозможно. Имея в виду эту трудность, Э.Эриксон изобразил в своей концепции только две крайние линии личностного развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти не встречаются, но зато вмещают в себя всевозможные промежуточные, варианты личностного развития человека (табл. 12).

Таблица 12
Стадии развития личности по Э.Эриксону

Э.Эриксон выделил восемь стадий развития, один к одному соотносимых с описанными выше кризисами возрастного развития. На первой стадии развитие ребенка определяется почти исключительно общением с ним взрослых людей, в первую очередь матери. На этой стадии уже могут возникнуть предпосылки к проявлению в будущем стремления к людям или отстранения от них.

Вторая стадия определяет формирование у ребенка таких личностных качеств, как самостоятельность и уверенность в себе. Их становление также в значительной степени зависит от характера общения и обращения взрослых с ребенком.

Заметим, что к трем годам ребенок уже приобретает определенные личностные формы поведения, и здесь Э.Эриксон рассуждает в согласии с данными экспериментальных исследований. Можно спорить о правомерности сведения всего развития именно к общению и обращению с ребенком со стороны взрослых (исследования доказывают важную роль в этом процессе предметной совместной деятельности), но тот факт, что ребенок трехлетнего возраста уже ведет себя как маленькая личность, почти не подвергается сомнению.

Третья и четвертая стадии развития, по Э.Эриксону, также в целом совпадают с представлениями Д.Б.Эльконина и других отечественных психологов. В данной концепции, как в уже рассмотренных нами, подчеркивается значение учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка в эти годы. Отличие взглядов наших ученых от позиций, на которых стоит Э.Эриксон, заключается только в том, что он акцентирует внимание на формировании не операциональных и познавательных умений и навыков, а качеств личности, связанных с соответствующими видами деятельности: инициативности, активности и трудолюбия (на положительном полюсе развития), пассивности, нежелания трудиться и комплекса неполноценности в отношении трудовых, интеллектуальных способностей (на отрицательном полюсе развития).

Следующие стадии личностного развития в теориях отечественных психологов не представлены. Но вполне можно согласиться с тем, что приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи, и в этом, по-видимому, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте, следующем за юностью.

Вместе с тем вызывает возражение линия аномального развития личности, очерченная Э.Эриксоном для этих возрастов. Она явно выглядит патологично, между тем как это развитие может обретать и иные формы. Очевидно, что на систему взглядов Э.Эриксона оказали сильное влияние психоанализ и клиническая практика.

Кроме того, на каждой из выделенных им стадий развития автор указывает лишь на отдельные моменты, объясняющие его ход, и только на некоторые личностные новообразования, характерные для соответствующего возраста. Без должного внимания, например, на ранних стадиях детского развития осталось усвоение и использование ребенком речи, причем в основном только в аномальных формах.

Тем не менее значительная доля жизненной правды в данной концепции содержится, а главное, она позволяет представить себе важное значение периода детства во всем процессе личностного развития человека.

В заключение отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, – это система, которая не на словах, а на деле создает экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности – это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, – важнейшая задача воспитания.

Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает неподвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Будущее демократии зависит от реализации индивидуализма в том положительном его понимании, которое смыкается с понятием индивидуальности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.читать дальше.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Данная тема выбрана в связи с ее актуальностью и значимостью.

Психология прочно проникает во все сферы нашей деятельности. Без знаний психологии невозможно полноценное общение, невозможно обучать детей, вести деловые переговоры. Не зная психологических особенностей личности, мы сталкивается с непониманием, конфликтами, обидами. В связи с этим, особую значимость приобретает психология развития личности [1].

Психология личности как самостоятельная дисциплина и отдельное направление исследований, включает большое разнообразие теоретических направлений, которые помогают понять, почему люди ведут себя так, как они это делают в действительности.

Сегодня существует большое разнообразие теорий развития личности, в которых отражены различные взгляды, подходы к изучению человека, его поведения. Одни из них взаимно дополняют друг друга, другие же остаются противоречивыми. Поэтому, в настоящее время актуальным остается анализ и изучение теорий развития личности различных авторов, с различных позиций [1; 3; 4; 10; 11].

Целью исследования является изучение основных теорий развития личности.

1. Психоаналитическая теория

2. Биологическая теория

3. Теория поведения

6. Гуманистическая теория

7. Теория В.Н. Мясищева

Основоположником психоаналитической теории был Зигмунд Фрейд. При изучении его теорий необходимо исходить из того, что он был психиатром. Соответственно, он анализировал клинические случаи, с которыми ему приходилось сталкиваться на практике, на основании чего он и формулировал свои выводы. Человека он рассматривал как биологическое и как социальное существо. Соответственно, его поведение определяется как биологическими, так и социальными факторами. В большинстве случаев, природа берет верх над социумом, поэтому биологическое начало подавляет социальное начало. Если же такое невозможно, и мы вынуждены постоянно контролировать свою биологическую сущность, впоследствии, это приводит к неудовлетворенности, фрустрации, и является причиной развития неврозов, психозов.

Зигмунд Фрейд утверждал, что подсознательное скрыто от нашего сознания и понимания, но он утверждал, что именно подсознание определяет наше поведение, мотивы, желания. Как правило, люди не осознают сове бессознательное, поэтому, их поведение кажется им необъяснимым [9].

По мнению З. Фрейда, каждый человек в процессе своего развития проходит 5 основных стадий психосексуального развития. Как утверждал З.Фрейд, сексуальность присуща каждому из нас. Однако это понятие он рассматривал значительно шире. Так, в понимании З. Фрейда, сексуальность представляет собой стремление любого существа к получению удовольствия. При этом удовольствие, удовлетворение может быть получено различными способами. В зависимости от стремлений человека, характера протекания личностного развития, Фрейд рассматривал 5 стадий. Он считал, что в определенные периоды развития личности, ее интересы сосредоточены на той или иной части тела. И эта часть тела выступает в качестве источника для получения удовольствия. Кратко охарактеризуем каждую из них.

Первая стадия – оральная. Она начинается с момента рождения, и продолжается примерно до 1 года. Мир ребенка, который только недавно родился, сосредоточен вокруг рта. Поэтому все потребности, интересы, вкусы сосредоточены также в области рта: на губах, языке, позже – на зубах. Для удовлетворения основных потребностей необходимо задействовать эту зону. Через рот ребенок получает питание, все новое, незнакомое ребенок пробует на вкус, тянет в рот. Именно в это зоне сосредоточена основная энергия ребенка, получившая название либидо.

С детских времен у каждого взрослого сохраняется много оральных привычек. Люди постоянно стремятся к тому, чтобы задействовать эту зону. Для многих людей весьма значимыми остаются оральные рефлексы, например, постоянная еда во время стресса, причмокивание, облизывание, покусывание губ. С этим связано множество вредных привычек, в том числе, курение, переедание, привычка грызть ногти. Такие привычки связаны с фиксацией внимания на оральной стадии и застревании человека на этой стадии. Соответственно, проявляется личностная незрелость.

Вторая стадия – анальная. Эта стадия приходится на 2-3 года. Именно в это время ребенка обычно приучают к туалету. Также в это время у ребенка появляется естественное стремление к познанию самого себя, собственного тела. Основное внимание сосредотачивается именно на выделениях, испражнениях. Ребенок, сходивший правильно на горшок, гордится тем, что его за это похвалили, получает удовольствие. Если человек успешно прошел эту стадию, он хорошо развит, отличается развитым мышлением, великодушием, хорошей адаптацией к различным условиям. Также такой человек аккуратен. Эти черты сохраняются в течение всей последующей жизни человека. Если же на этой стадии ребенок испытывал трудности, страх, если его жестко приучали к туалету, ребенок будет зациклен на чистоте, гигиене. Они чрезмерно привержены к соблюдению гигиенических правил. Это люди слишком педантичны. Если же не уделять вообще никакого внимания тому, как и где ребенок справляет свои естественные потребности, во взрослом состоянии человек будет анархичным, стремится к повышенному лидерству.

Третья стадия – фаллическая, которая приходится на возраст 4-5 лет. В это время у детей происходит половая дифференцировка, они впервые осознают свою половую принадлежность. У детей проявляется повышенный интерес к половым органам, проявляется симпатия к одному из родителей и антипатия к другому родителю. Если дети успешно прошли эту стадию, то они в дальнейшем могут легко решать свои проблемы, отождествляя себя с родителем своего пола. Дети копируют их образцы поведения. Если же дети испытывали трудности на этой стадии, у них проявляется застенчивость, пассивность. Часто при наличии проблем на этой стадии, в будущем из детей становятся гомосексуалисты. Если же ребенок застрял на этой стадии, в будущем он стремится к поиску такого партнера, который бы заменил одного из родителей.

Четвертая фаза – латентная. Латентная стадия приходится на период 6-12 лет. Это скрытый период, когда либидо ни на чем не сконцентрировано. В это время у детей могут быть различные интересы. Происходит идентификация с представителем своего пола.

Генитальная стадия приходится на 12 – 18 лет. Эта стадия начинается вместе с половым созреванием подростка. Его внимание вновь сосредоточено на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, т. к. утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в 5 – 6 лет.

Пр. Многие из вас наверняка наблюдали сценку, когда во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка –мать. Лоренц обнаружил, что только что вылупившиеся утята могут пойти за любым предметом, человеком или животным – лишь бы они двигались. Более того, потом бесполезно пытаться заставить их пойти за настоящей матерью.

Эти экспериментом, вернее на его основе англичанин Джон Боулби и американцы Клаус и Кеннелл ответили на наш вопрос. Они доказали, что существует в жизни человека такой критический период, что если в этот период ребенка разлучить с родителями, то впоследствии с большим трудом формируется у него чувство привязанности и доверительное отношение с родителями. Ученые полагают, что тот самый период – это 1,5 ч. После рождения.

1. Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, в процесс которого используются лишь безусловные рефлексы. Ребенок, как и детеныш животных, в ходе обучения чисто автоматически реагируют на внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

2. Оперантное обусловливание, которое разработал американский психолог Скиннер. Он родился в 1904 году в штате Пенсильвания, в благополучной семье провинциального юриста. В детстве он любил что-нибудь строить, конструировал управляемые корабли, плоты и даже настойчиво пытался собрать планер. После окончания Института Гамильтона он получил диплом специалиста, но его постигла неудача. Тогда он решал изучать психологию в Гарвардском университете, куда впоследствии вернулся работать.

3. Обучение посредством наблюдения.

Появился метод объективного наблюдения, который фиксирует внешнее воздействие и ответную реакцию.

Эксперименты с вживлением электродов в мозг крысы показали, что возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью.

Бихевиоризм оказал большое воздействие на педагогичность новации. Приёмы оперантного научения (закрепление полезных реакций) были перенесены на обучение людей.

Вся система образования изменилась под воздействием программированного обучения, техники пошагового овладения, тестового контроля.

Одним из наиболее известных ученых-теоретиков в сфере бихевиоризма, был Б.Ф. Скиннер. В соответствии с его представлениями о развитии личности, можно утверждать, что развитие человека обусловлено внешней средой. Он утверждает, что о развитии личности можно сулить по ее поведению. Также в основе его теории лежит предположение о том, что поведение человека в большей степени зависит от социального окружения. То есть, человека формирует его окружающая среда, воздействию которой он сильно подвержен. Поведение, по мнению Скиннера, детерминировано объективными факторами. Именно это предположение и легло в основу инвайронментаризма, основной идеей которого является обоснованное влияние окружения на основные психологические процессы личности, и в первую очередь, на ее поведение.

Скиннер не только наблюдал за поведенческими реакциями, но и проводил экспериментальные исследования. Например, определенный интерес представляют исследования поведения крыс и голубей, выполненные экспериментальным методом. Он установил, что поведенческие основы общие как у человека, так и у животных. Ряд практических экспериментов на крысах и голубях позволил Скиннеру открыть основные принципы поведения. Позже он доказал, что эти принципы едины для всех животных, в том числе, и для человека. Также им было показано, что опираясь на определенные принципы, можно решить проблему обучения, научения, можно различным образом воздействовать на поведенческие реакции. Это сделало существенный вклад в развитие психологии и педагогики, существенно расширило представления о воспитании, воспитательном процессе. Также он показал, что реакции и поведение человека можно контролировать и прогнозировать. Для этого особую значимость приобретает возможность манипулирования переменными окружающей среды. Скиннер рассматривал факторы окружения как независимые переменные, а поведение человека, как зависимый фактор [6].

Таким образом, стержень гуманистической идеи – это оптимистический взгляд на природу человека.

Наибольший взгляд в развитие гуманистической теории внёс Абрахам Маслоу.

Согласно Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума – к его самореализации – открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Всем известна пирамида Маслоу, представленная 5 уровнями.

1 уровень. Выживание или биологические потребности.

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т. п.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план.

2 уровень. Безопасность и уверенность в будущем.

По-другому можно назвать потребность в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т. п.).

3 уровень. Потребности в принадлежности к социальной группе, поддержка.

4 уровень. Потребность в уважении и признании.

5 уровень. Потребность в самовыражении.

Анализируя взгляды В. Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности [4].

Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А. Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В. Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В. Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом. Сами отношения личности формируются под влиянием общественных отношений, которыми личность связана с окружающим миром в целом и обществом, в частности.

В основе любых межличностных отношений лежат основополагающие механизмы [4]:

Фрейд полагал, что мы (люди) проходим 5 стадий психосексуального развития. Сексуальность он понимал шире – как стремление к получению удовольствия. Характер протекания каждой из них оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств. Принцип, по которому происходит деление на стадии, заключается в том, что на каждой стадии интересы человека (ребенка) и окружающих его людей (родители, врачи, братья и сестры, дедушки и бабушки и т.д.) сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года).

Мир родившегося младенца сосредоточен вокруг рта, так как все потребности и их удовлетворение сосредоточены на губах, языке и позже на зубах ребенка. Какое основное побуждение ребенка? Это потребность в питание. Рот является первой частью тела, которой ребенок может управлять самостоятельно. На этой стадии большая часть энергии либидо (libido) сосредотачивается в этой области.

У нас (взрослых) осталось много оральных привычек и постоянный интерес к поддержанию оральных удовольствий. Но часто мы говорим о вредных привычках, таких как привычка грызть ногти, курение, переедание. Всё это может быть связано с частичной фиксацией на оральной стадии и неполнотой зрелости на этой стадии. Из-за чего это происходит? Из-за неприятных ощущений неудовлетворенности в этот период.

2. Анальная стадия (от 2 до 3 лет).

На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Кроме того, у ребенка появляется естественный интерес к открытиям себя. Внимание его сосредоточено на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети быстро усваивают то, что их хвалят родители за то, что они вовремя успели на горшок. Люди, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряжённое с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок, «зациклится на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. (Педантичность упрямства)

И наоборот, если родители не обращают внимание на то, как и куда ребенок оправляет свои естественные потребности, делает ли это в горшок, в ползунки, на пол, то во взрослом возрасте наблюдается склонность к негативизму, анархичности, к желанию лидерства.

3. Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет).

На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы. Именно здесь дети осознают свою половую принадлежность (мальчик/девочка). У детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ним пола.

Дети, успешно преодолевшие данную стадию, обычно легко разрешают конфликты (комплексы) посредством отождествления себя (идентификации) с родителями того же пола. Они начинают копировать образцы их поведения, интонации речи, прически и т.п.

Возможные конфликты на этой стадии Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек).

Согласно Фрейду, эта трагедия должна иллюстрировать то, что в психологическом плане движет развитием мальчика во второй период его детства.

Отцом Электры был Агамемнон – легендарный царь Микен и Аргоса, в Троянской войне вставший во главе греков. Клитемнестра, его супруга, за время долгого отсутствия мужа завела себе любовника Эгиста, с которым сговорилась погубить Агамемнона по его возвращении из похода и занять трон. У Агамемнона и Клитемнестры был сын Орест и две дочери, Ифигения (которую Агамемнон принес в жертву богине Артемиде) и Электра. Узнав о преступных замыслах своей матери, Электра никак не смогла воспрепятствовать драме. Тогда она решила отомстить за смерть отца, убедив брата убить свою мать Клитемнестру и ее сообщника Эгиста.

Подобная склонность к образу отца больше доходящая до символического уничтожения матери, по мнению психоаналитиков, должна драматически переживаться большинством маленьких девочек.

4. Латентная стадия (от 6 до 12 лет).

В этом возрасте либидо не концентрируется в какой-либо определенной части тела, а сексуальные потребности как бы дремлют в состоянии бездействия. Дети успешно идентифицируют себя с представителями того же пола, начинают усваивать нормы, принятые в обществе. На первый план выдвигается школьное обучение, социализация, освоение социальных ролей.

5. Генитальная стадия (12 - 18 лет).

Эта стадия начинается вместе с половым созреванием подростка. Его внимание сосредоточено на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям З. Фрейд уделял мало внимания, т. к. утверждал, что основные личностные характеристики закладываются в 5 - 6 лет.

2. Биологическая теория

Этология – научное направление, занимающееся изучением животных и людей в естественных условиях их существования. Особое внимание этологов привлекает вопрос о том, какие формы поведения животных и человека имеют под собой биологическую основу, а какие –определяются воздействием внешней среды.

Многие из вас наверняка наблюдали сценку, когда во главе вереницы утят, медленно и осторожно переваливаясь с ноги на ногу, шествует утка мать. Лоренц обнаружил, что только что вылупившиеся утята могут пойти за любым предметом, человеком или животным – лишь бы они двигались. Более того, потом бесполезно пытаться заставить их пойти за настоящей матерью.

На основе этого англичанин Джон Боулби доказали, что существует в жизни человека такой критический период, что если в этот период ребенка разлучить с родителями, то впоследствии с большим трудом формируется у него чувство привязанности и доверительное отношение с родителями. Ученые полагают, что тот самый период – это 1,5 ч. после рождения.

3. Теория поведения

1. Классическое обусловливание – это простейший тип обучения, в процесс которого используются лишь безусловные рефлексы. Ребенок, как и детеныш животных, в ходе обучения чисто автоматически реагируют на внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Например, 9-тимесячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания. Дж. Уотсон заметил, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появляется, он вздрагивал и потом начинал плакать. По терминологии бихевиоризма, громкий звук называется безусловным стимулом (S), а испуг и плач - безусловным ответом (реакцией) - R.

Ученый задался целью ответить на вопрос: можно ли научить Альберта реагировать на белую мышь так же, как на громкий звук? Малышу показали игрушечную белую мышь и дали потрогать её, никаких реакций она у ребенка не вызвала. Затем дали прикоснуться к ней, и как только он дотронулся, у изголовья раздался резкий звук. После повторного опыта малыш плакал, увидев только мышь.

2. Оперантное обусловливание, которое разработал американский психолог Скиннер. Суть оперантного обусловливания в том, что человек контролирует своё поведение, ориентируясь на вероятные последствия. Например, он учил крыс нажимать на задвижку клетки, давая им пищу. В следующий раз, когда вы будете в цирке, понаблюдайте за поведением животных, как они реагируют на задания дрессировщика.

Точно так же люди перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, посредством методов обучения оперантного обусловливания – подкрепления и наказания.

3. Обучение посредством наблюдения.

Американский психолог Альберт Бандура считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: дети смотрят как ведут себя дедушки, бабушки, мамы, папы и другие люди, и стараются воспроизводить их поведение. Копируя поведение взрослых, ребёнок вовсе не ожидает какого-либо поощрения или наказания за это.

Появился метод объективного наблюдения, который фиксирует внешнее воздействие и ответную реакцию.

У животных вырабатывали сложные условные рефлексы. Фиксировали, что крыса поучается (открыть клетку) быстрее, если тренировать её не 1, а 5 раз в день; если прорабатывается 1, а не несколько заданий; что увеличивает пищевое поощрение после каждого шага.

Эксперименты с вживлением электродов в мозг крысы показали, что возможно самостимулирование организма, когда поведение определяется не внешними стимулами, а внутренней потребностью.

Бихевиоризм оказал большое воздействие на педагогичность новации. Приёмы оперантного научения (закрепление полезных реакций) были перенесены на обучение людей. Вся система образования изменилась под воздействием программированного обучения, техники пошагового овладения, тестового контроля.

5. Гуманистическая теория

Наибольший взгляд в развитие гуманистической теории внёс Абрахам Маслоу. В начале научной карьеры он испытал сильное влияние психоанализа и был убежден, что с его помощью можно объяснить все мотивы человеческого поведения. Когда в семье Маслоу родился первый ребенок, ученый обнаружил серьезный пробел в своих знаниях. Он долгими часами наблюдал за малышом и убедился, что сын – не просто живой организм, а нечто несравнимо большее. Он понял, что в бихевиоризме также существует пробел и создал свою теорию, в которой был сделан акцент на уникальности каждой личности.

Согласно Маслоу, путь к осуществлению потенциальных возможностей индивидуума – к его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей.

Введение
Глава 1. История и современные теории личности
1.1 Теория личности 3. Фрейда
1.2 Теория личности А. Адлера
1.3 Концепция личности Г. Айзенка
1.4 Психология личности Юнга
1.5 Теория личности А. Г. Маслоу
Глава 2. Классификация и содержание новейших теорий личности
2.1 Классификация новейших теорий личности
2.2 Модель личности К.К. Платонова
2.3 Теория Э. Берна
2.4 Теория личности А.Н. Леонтьева
Заключение
Список использованной литературы

Введение

1. История и современные теории личности

1.1 Теория личности 3. Фрейда

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной обще­принятой теории личности, но существует великое множество различных тео­рий, концепций и моделей личности, имеющих значительное влияние и большое число сторонников.

Существуют теории личности, которые известны не только психологам, но и популярны в широких слоях населения. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. По Фрейду, личность образует­ся тремя структурными компонентами: ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-Я). Сфера ид — это инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты, находящи­еся в сфере ид, требуют своей реализации и определяют (прямо или косвенно) поведение личности. В целом функционирование сферы ид подчиняется прин­ципу удовольствия. В психодинамической теории Фрейда выделяются два ос­новных инстинкта — сексуальный инстинкт, трактуемый еще как инстинкт жиз­ни (либидо, эрос), и деструктивный, разрушительный инстинкт, трактуемый как инстинкт смерти (мортидо, танатос). Такая форма человеческого поведения, как агрессия, рассматривается в данной концепции в качестве инстинктивной формы поведения, в качестве проявления деструктивного инстинкта личности.

1.2 Теория личности А. Адлера

Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности или индивидуальная психология. Эту теорию также традиционно относят к психоаналитическому направлению (Адлер — один из первых и любимых учеников Фрейда), хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Теория А. Адлера, как это ни парадоксально звучит, по своему духу и основным концептуальным положениям может быть рассмотрена как предвестник и предтеча современной гума­нистической психологии.

Фиктивный финализм. По Адлеру, основные цели человека, т.е. те цели, ко­торые и определяют направление жизни личности, представляют собой фиктив­ные цели — их соотнесенность с реальностью невозможно проверить. Но, не­смотря на фиктивность, именно наличие таких финальных целей является ре­альным стимулом активности человека и объясняет его поведение.

Индивидуальная психология решительно настаивает на том, что психоло­гические феномены невозможно понять, не основываясь на принципе финализ­ма. Причины, силы, инстинкты, побуждения не могут быть основой для объяс­нения. Только финальные цели могут объяснить человеческое поведение.

Чувство неполноценности и компенсация. Чувство неполноценности — это чувство, возникающее в связи с переживанием собственной социальной или психологической несостоятельности. Оно возникает из ощущения дефектности или несовершенства в любой жизненной сфере. Чувство неполноценности при­суще практически всем людям. По существу, в основе всего, что делают люди, лежит стремление к преодолению ощущения собственной неполноценности и к упрочению чувства превосходства. Следовательно, чувство неполноценности не является признаком патологии. Напротив, оно является причиной совершен­ствования человека. Вместе с тем чувство неполноценности при определенных обстоятельствах (например, связанных с неправильным воспитанием) может усиливаться и достигать аномального уровня.

В этом случае говорят о формиро­вании комплекса неполноценности. Адлер выделял три вида страданий, испы­тываемых в детстве, которые могут привести к развитию комплекса непол­ноценности: неполноценность органа, чрезмерная опека, отвержение со стороны родителей. Стремление к компенсации неполноценности ведет человека к разви­тию — либо в той сфере, в которой ощущается неполноценность, либо в другой. В качестве классического примера компенсации неполноценности органа мож­но вспомнить Демосфена, который в детстве страдал заиканием, а впоследствии стал одним из величайших ораторов. Однако в определенных случаях компенсация может уступить место гиперкомпенсации, в результате чего развитие может пойти по аномальному пути и привести к формированию компенсаторного ком­плекса превосходства.

1.3 Концепция личности Г. Айзенка

Интровертированный тип характеризует направленность личности на себя, на явления собственного мира. Для таких людей характерна низкая общитель­ность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии. Прежде чем взяться за что-либо, они анализируют условия, ситуацию, задачу; склонны к планирова­нию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не свидетельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее спра­ведливо обратное.

За годы существования данной концепции по всему миру проведено огром­ное количество исследований, целью которых было выявление различий между типами. Эмпирически установлено, что:

• экстраверты значительно более терпимо относятся к боли, чем интроверты;

• экстраверты делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и по­пить кофе, чем интроверты;

• интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связан­ной с людьми;

• интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстравер­ты — по вечерам; соответственно, интроверты лучше работают утром, а эк­страверты — во второй половине дня;

• интроверты чаще признаются в практике мастурбации, чем экстраверты; но при этом экстраверты вступают в половые связи в более раннем возрас­те, более часто и с большим числом партнеров, чем экстраверты.

Значительно позже того, как Айзенк описал экстраверсию, и интроверсию, он ввел в свою теорию еще одно измерение — психотизм.

Таким образом, в насто­ящее время в теории Айзенка выделяются не два, а три ортогональных (незави­симых) измерения личности. Люди с высокой степенью выраженности такой суперчерты, как психотизм, являются эгоцентричными, импульсивными, равнодушными к другим, склонны к асоциальному поведению, трудно контактируют с людьми и не находят у них понимания, отличаются конфликтностью и неадекватностью эмоциональных реакций.

1.4 Психология личности Юнга

1.5 Теория личности А.Г. Маслоу

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор. Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности. Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и, наконец, сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье. Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность: потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела; в безопасности, надежности и защите; в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых; потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении; в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации. Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитарные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.

Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение. Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов. Примерами метапотребностей являются потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности. Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.

Глава 2. Классификация и содержание новейших теорий личности

2.1 Классификация новейших теорий личности

Таким образом, анализирую новые теории личности можно сказать, что некоторые из них представляют собой продукт чистой психологии (Платонов, Берн), а другие больше относятся к сплаву генетика-психология (Леонтьев).

2.2 Модель личности К.К. Платонова

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер. Все подструктуры различаются между собой по степени представлен­ности в них социального и биологического, спецификой их развития и формиро­вания в процессе жизнедеятельности, а также соотнесением их с конкретным уровнем психологического анализа.

2.3 Теория Э. Берна

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто, они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

2.4 Теория личности А.Н. Леонтьева

Говоря об индивиде и личности, Леонтьев отмечает, что, изучая особый класс жизненных процессов, научная психология необходимо рассматривает их как проявления жизни материального субъекта. В тех случаях, когда имеется в виду отдельный субъект (а не вид, не сообщество, не общество), мы говорим особь или, если мы хотим подчеркнуть также и его отличия от других представителей вида, индивид.

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Потому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза из менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Об этом писал, в частности, и С.Л. Рубинштейн.

Леонтьев говорит о подходе к личности, в основу которого кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения: ее опосредствований и порождаемых ею форм психического отражения.

Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует устойчивый базис личности, от которого и зависит, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности.

Заключение

На сегодня в психологии нет какой-либо единственной общепринятой тео­рии личности. Тем не менее, существуют такие теории, которые имеют значи­тельное влияние и большое количество сторонников. Одной из таких концепций является психодинамическая теория личности 3. Фрейда. Теория личности А. Адлера известна как индивидуальная теория личности, или индивидуальная психология.

Эта теория также относится традиционно к психоаналитическому направлению, хотя в действительности большинство положений индивидуальной психологии развивались как антитезисы теории Фрейда. Широкое распро­странение получила в психологии концепция личности Г. Айзенка, в которой выделяются два измерения личности: интроверсия -экстраверсия и нейротизм — стабильность.

В целом, в настоящее время существует множество теорий личности, которые развиваются в рамках таких направлений, как психоанализ, неофрейдизм, когнитивно-бихевиоральный подход, гуманистическая психоло­гия, структурно-типологическое направление.

Читайте также: