Организация железнодорожных перевозок туристов в россии доклад

Обновлено: 30.04.2024

Под железнодорожным туризмом понимается путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от 24 часов до одного года, либо менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.

Прикрепленные файлы: 1 файл

транспортное обслуживание.doc

Существует устоявшееся мнение, что любая железнодорожная поездка, тем более продолжительная, утомительна и не приятна. Трудно даже представить, что она может быть не просто вынужденным перемещением из одного пункта в другой, а увлекательнейшим путешествием. Однако эту истину уже давно осознали зарубежные, а с недавних пор и отечественные турфирмы и операторы, предлагающие специализированные железнодорожные туры.

Действительно, большинство стран мира охвачены сетью железных дорог, обеспечивающих доступность практически всех географически и исторически интересных для туристского освоения районов. Благодаря этому имеется значительный потенциал в развитии и роста популярности железнодорожного туризма. Под железнодорожным туризмом понимается путешествие, совершаемое по железной дороге на специализированном железнодорожном транспортном средстве, физическими лицами продолжительностью от 24 часов до одного года, либо менее 24 часов, но с ночевкой, в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, религиозных и иных целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью.

В связи с тем, что железнодорожный туризм в нашей стране сравнительно новый вид отдыха, и не пользуется высоким спросом среди населения, возникает необходимость более детального рассмотрения и анализа роли и форм использования железнодорожного транспорта в туристском бизнесе.

  1. Железнодорожный транспорт и его использование в туристском бизнесе.

В развитии техники оказалось, что рельсовый транспорт стал развиваться существенно раньше безрельсового, и железные дороги были созданы и построены почти на пятьдесят лет раньше автомобиля. Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях.

В сфере транспортного обслуживания железнодорожные перевозки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случаев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими видами перевозок. К таким особенностям относятся:

    • Большая провозная способность железнодорожного транспорта;
    • Способность преодолевать большие расстояния;
    • Достаточно высокая скорость доставки из пункта отправления в пункт назначения;
    • Регулярность перевозок независимо от погодно – климатических условий, сезона, года или времени суток;
    • Возможность широкого обзора местности и комфортные условия, предоставляемые туристам во время путешествия и др.

    До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX века и в первой половине XX века железная дорога была одним из основных способов перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну. Со времени интенсификации технического прогресса автомобильный транспорт и воздушные перевозчики приняли значительную долю перевозок на себя. Однако создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность.

    В пределах основных европейских стран – Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании – путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете. Поездка из Милана в Рим занимает всего не более двух часов при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.

    При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения на железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500-600км. В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2-3 часа, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно пребывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что минимизирует трансфер и создает существенное преимущество по сравнению с авиацией. Если к этому прибавить в несколько раз более низкую ( по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно не большие расстояния) очевидны. При расстоянии перевозок меньше 500 км более эффективно использовать автомобильный транспорт, а при больших 1000 км – воздушные перевозки.

    Роль железнодорожного транспорта в Российской Федерации и на территории постсоветского пространства остается традиционно большой. Данный вид транспорта неизменно пользуется большой популярностью у подавляющего большинства населения стран и используется в качестве основного вида транспорта при реализации как внутренних ( в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится 47% пассажирских и 85% грузовых перевозок.

    1. Организация железнодорожных перевозок в Европе

    Железные дороги являются достаточно востребованным видом транспорта в зарубежных странах и особенно в европейских. Это связано с наличием густой и разветвленной сети железнодорожных линий, развитием высокоскоростного движения, высоким уровнем обслуживания в пути следования, применением большого числа льгот, скидок и льготных тарифов. Кроме того, в большинстве стран Европы действует единая согласованная система обслуживания. В Западной Европе железнодорожный транспорт наиболее популярен при проведении туристских путешествий. На его долю приходится около 30% общего объема перевозок всеми видами транспорта.

    В Европе принята следующая классификация поездов:

    • TD – межконтинентальный экспресс;
    • IC – международный экспресс;
    • ICL – скоростной суперэкспресс;
    • TEE – фирменный экспресс;
    • EC – скоростной экспресс;
    • E – скорый поезд;
    • RSB – пригородный поезд и т.д.

    Высокоскоростные магистрали завоевали популярность как наиболее удобный, быстрый и относительно не дорогой вид транспорта. Развитие высокоскоростного движения в мире идет в основном в трех направлениях:

    1. Техническое совершенствование подвижного состава и рельсового пути;
    2. Строительство скоростных линий, комбинирующихся с имеющейся железнодорожной сетью;
    3. Строительство изолированных высокоскоростных магистралей.

    В соответствии с планами, разработанными Сообществом европейских железных дорог и Международным Союзом железных дорог, предусматривается создание общеевропейской сети протяженностью более 30 тыс. км в ближайшие 3-4 года, в частности, прокладка 10 тыс. новых дорог, 10 тыс. усовершенствованных и 11 тыс. связующих дорог. В последнее время деловые путешественники все чаще используют простые поезда между деловыми центрами Европы, которые заметно улучшили обслуживания пассажиров (например, пользуется популярностью маршрут Париж – Амстердам). Количество пассажиров заметно увеличилось и в направлении Восточной Европы, например, между Веной и Будапештом, Веной и Прагой.

    Этот вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в бывшие республики СССР. В режиме внутреннего туризма железнодорожный транспорт конкурентоспособен при реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях. По сравнению с водным транспортом, железная дорога имеет более разветвленную транспортную сеть с гораздо большим количеством остановочных пунктов. Практически все города СНГ и туристские объекты досягаемы железнодорожным транспортом, а при кооперации с автобусным транспортом имеет неограниченные туристские возможности. Это еще раз подчеркивает значительную роль железнодорожного транспорта в туристском бизнесе. Становится очевидным, что необходима грамотная организация железнодорожных перевозок туристов, ведь быстрота и удобство передвижения, возможность за короткое время увидеть много интересных мест, познакомится с историей, культурой, современными достижениями – все это привлекает к путешествиям на поездах.

    Большинство зарубежных стран с развитой сетью железнодорожных магистралей имеют высокий уровень сервиса пассажиров. Это касается, прежде всего, частоты курсирования поездов и организации продажи билетов.

    Особенность организации железнодорожного движения в Европе состоит в том, что большинство пассажирских поездов являются дневными. Поэтому во всех поездах имеются вагоны с сидячими местами. Спальные и скоростные поезда ходят обычно ночью. В них имеются купейные и плацкартные вагоны.

    Спецификой путешествий за рубежом по железной дороге является разграничение вагонов на классы (первый, второй и туристский), а купе – на мужские, женские и семейные, курящие и некурящие, люкс, одно- , двух-, трех-, четырехместные и туристские (до 6 мест).

    Практически все железные дороги развитых государств охвачены электронными системами бронирования. Билеты можно купить у кассира или в автомате. Железнодорожные билеты зарубежных стран отличаются своими особенностями оформления.

    В частности на европейских железнодорожных билетах отсутствуют 2 детали: дата поездки и номер места. В Европе продажа проездного документа, бронирование места на конкретную дату или предоставление спального места считаются отдельными услугами железной дороги. Поезда редко бывают заполнены даже наполовину, поэтому бронировать заранее билет на определенную дату и место в Европе не принято. Дата на билете в большинстве стран все же ставится, но это дата его приобретения. Пустить билет в ход вы можете в любой день, пока не истек срок действия (обычно 2 месяца).

    1. Организация обслуживания туристов на железнодорожном транспорте на Дальнем Востоке

    Железнодорожные перевозки представляют собой эффектив­ный инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвиже­нии на малые и средние расстояния. Наибольшее применение же­лезнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных, экскурсион­ных туров и туризма выходного дня.

    Железные дороги установили образец мобильности и сделали; возможным связь между отдаленными частями стран. Строи­тельство железных дорог стало самым крупным бизнесом после сельского хозяйства.

    Курорты, которые были удалены от населенных центров, ока­зались доступными благодаря железным дорогам. Горные курорты первыми почувствовали влияние туристских путешествий на поез­де. Железнодорожные компании построили отели в Европе, Кана­де и США. Железные дороги Canadian Pacific и Canadian National до сих пор управляют большим числом отелей и курортов.

    В последующие годы поезда стали более безопасными, быст­рыми и комфортабельными. К 1900 г. железные дороги могли предложить все удобства современного быта, включая электри­ческое освещение, паровое отопление, спальные вагоны, ваго­ны-рестораны и даже ванные комнаты.

    В Норвегии популярны туристские маршруты на специаль­ном поезде с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире.

    В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимо­сти, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

    Рейсовые поезда подразделяются на пригородные, местные и дальние.

    Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах не нумерованы.

    Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстояние в пределах до 700 км. В ряде случаев различие между пригородными и местными поез­дами достаточно условное и существенно зависит от географиче-

    Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделя­ются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

    Поезда и вагоны также подразделяют на разные категории.

    Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, ско­ростной.

    Категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спаль­ный, вагон-ресторан.

    При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рей­совый маршрут в определенном направлении, насчитывающий в среднем до 17 вагонов; при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

    Стандартные железнодорожные туры условно можно разде­лить на три самостоятельные категории:

    · непродолжительные (2—3 суток);

    · многодневные (от 5 дней и более).

    Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вече­ром того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до конкретной станции, где для них подготов­лена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

    Непродолжительные туры, как правило, предлагают прожива­ние туристов в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.

    Многодневные туры отличаются большим разнообразием. В за­висимости от маршрута и экскурсионной программы туристы час­то находятся в пути и в дневное время.

    Организация железнодорожных перевозок осуществляется Учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фир­ма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты

    для перевозки туристов. Эти билеты могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого железные дороги предостав­ляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованному графику и маршруту движения.

    Как отмечалось выше, осуществление туристских перевозок железнодорожным транспортом в основном производится ско­рыми и пассажирскими поездами регулярного следования и специальными туристскими поездами. В последнее время для пере­возок туристов в Японии, Бразилии, Южной Корее, России, странах Европы используются скоростные железные дороги.

    Согласно долгосрочному прогнозу, к 2010 г. доля высокоско­ростного железнодорожного транспорта в путешествиях по Ев­ропе составит 23 %, в то время как авиационного — 20 %. Под­тверждением тому может служить тот факт, что уже сейчас на линиях Париж—Лион число пассажиров, пользующихся скоро­стными поездами, в 9 раз выше, чем тех, кто летает самолетами.

    Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами. Он обеспечивает нормальное, бесперебойное развитие экономики любого государства, а также является одним из основных видов туристического транспорта. В сфере туристического обслуживания железнодорожный транспорт имеет ряд привлекательных особенностей перед другими видами транспорта:

    – Большая провозная способность;

    – Способность преодолевать большие расстояния;

    – Достаточно высокая скорость перевозок;

    – Регулярность перевозок вне зависимости от сезона, метеоусловий и времени суток;

    – Возможность широкого обзора местности, что повышает познавательный характер перевозок;

    – Возможность создания комфортных условий, которые предоставляются пассажирам при длительных перевозках. Особенно велика роль железнодорожного транспорта при реализации внутреннего туризма по территории РФ и в страны, непосредственно граничащие с Россией. В настоящее время на долю данного вида транспорта приходится 46 % пассажирских перевозок.

    1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом.

    Основными документами, регулирующими железнодорожные перевозки по территории России, являются:

    – Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

    – Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта.

    Классификация подвижного состава.

    В зависимости от скорости движения поезда делятся на: пассажирские, скорые, скоростные. Пассажирские поезда имеют маршрутную скорость до 50 км/ч. Они делают много остановок в пути, при этом стоянки достаточно длительные. Пассажирские поезда формируются из вагонов меньшей комфортности – в них отсутствуют вагоны мягкие и больше плацкартных вагонов. Скорые поезда характеризуются более высокой скоростью на маршруте (не менее 50 км/ч). Делают остановки только в крупных городах, проходя без остановок до 200 – 300 км, стоянки не превышают 15 минут. Скорые поезда имеют больше вагонов повышенной комфортности (спальных и купейных) и, как правило, имеют более удобное расписание. Скоростные поезда способны развивать скорость от 140 до 200 км/ч, при этом маршрутная скорость не должна быть менее 85 км/ч.

    Перевозочные документы.

    Во всех нормативных актах данный вид перевозок относится к услугам, а значит, к ним должны применяться правила об оказании услуг, установленные ГК РФ с некоторыми особенностями, которые существуют для железнодорожных перевозок. Кроме этого, ГК РФ содержит в главе 40 основные положения договора перевозки, которые распространяются и на перевозку пассажиров. По договору перевозки пассажиров перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи им багажа так же доставить багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз. ГК в качестве отдельного вида договора упоминает и перевозку багажа. Согласно ст. 786 ГК по договору перевозки багажа перевозчик обязуется доставить вверенный ему пассажиром багаж в указанный пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется за провоз багажа уплатить установленную перевозчиком плату. Заключение договора на перевозку удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией. Эти документы являются провозочными документами, к которым может относиться и грузобагажная квитанция. Договор считается заключенным с момента выдачи ему провозочного документа (билета).

    По виду и способу оформления проездные документы бывают:

    – бланковые билеты ручной выписки,

    – бланковые билеты системы «Экспресс ,

    – разовые билеты для пригородных поездок,

    Тарифы. Льготы. Сборы.

    – лица, занимающие определенные должности в государственных органах (депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, судьи),

    – заслуженные граждане страны (Герои Советского Союза и РФ, Герои Социалистического Труда и награжденные военными и трудовыми орденами, ветераны),

    – инвалиды и участники войны,

    – лица, сопровождающие определенные категории инвалидов, § школьники, § студенты дневных и ВУЗов и ССУЗов и др.

    Запрещается перевозить в составе багажа: деньги, облигации, документы и другие ценности, бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор, телевизоры, приемники и т. п.), упакованные пассажиром или отправителем среди других предметов багажа, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, предметы и вещи, которые могут причинить вред приемосдатчику багажа, багажу других пассажиров или железной дороге. Перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения в определенный договором срок. Это связано с причинением пассажиру неудобств, невозможностью воспользоваться им своевременно, поэтому срок доставки багажа является обязательным условием договора перевозки. В том случае, если багаж не прибыл в установленное время на станцию назначения, ответственное лицо на последней должен сделать отметку на багажной квитанции о его неприбытии. При этом пассажир пишет заявление, в котором он указывает свой адрес и способ уведомления о прибытии багажа, а сама станция начинает розыск багажа в установленном порядке. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивает пени в размере 3% стоимости за каждые полные и неполные сутки просрочки, но не более размера платы за доставку багажа. Просрочка исчисляется с 24 часов суток, в которые должен прибыть багаж. Уплата штрафа производится начальником станции на основании акта, составленного по требованию пассажира работниками железнодорожного транспорта. При некоторых обстоятельствах пени не выплачиваются. К ним относятся: непреодолимая сила (стихийные бедствия, землетрясения, обвалы и т.д.), военные действия, блокады, эпидемии и др. Железная дорога несет имущественную ответственность за утрату и несохранность багажа после принятия его для перевозки и до выдачи его получателю багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые железная дорога не могла предотвратить, и устранение которых от нее не зависело. Багаж считается утраченным, если он не прибудет на станцию назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки. При этом не имеет значения, действительно он утрачен или только задержался в пути. Ущерб, причиненный при перевозке багажа, возмещается железной дорогой в случаях: утраты или недостачи багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего багажа; повреждения (порчи) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, при невозможности восстановления поврежденного багажа – в размере его стоимости утраты багажа, сданного для перевозки с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости багажа; если на багаж не объявлена ценность и стоимость багажа документально не подтверждена, то возмещение производится за каждый недостающий килограмм в размере, установленном МПС РФ. Если все же багаж прибыл после истечения 30 суток, то получатель может его получить, но при этом обязан вернуть перевозчику выплаченную сумму. Железная дорога наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, возвращает получателю багажа плату за перевозку багажа, а также иные причитающиеся получателю багажа платежи, взысканные за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа.

    Перевозка животных

    Пассажиры могут перевозить мелких домашних животных, собак и птиц в пассажирских вагонах. Они должны быть помещены в корзины, коробки и свободно размещаться на местах для ручной клади. Кроме того, пассажир должен иметь ветеринарное свидетельство. Собаки должны быть в намордниках и на поводке. Плата производится из расчета 20 кг багажа, а массой более 20 кг по фактической массе. Собаки-поводыри перевозятся слепыми пассажирами бесплатно в вагонах всех категорий.


    Исходя из актуальности темы исследования целью работыявляется:рассмотрение железнодорожного туризма в России и Омской области, а также рассмотрение форм, способов и видов железнодорожных туристических поездок.

    Для достижения поставленной цели целесообразно решить ряд задач:

    Ознакомится с литературой железнодорожного туризма;

    Обработать информацию по туристическим поездкам на сайте РЖД;

    Рассмотреть формы, способы и виды железнодорожных туристических поездок.

    На сегодняшний день железные дороги обеспечивают более высокий уровень надежности по сравнению с воздушным и автомобильным транспортом и точным соблюдением графика передвижения.

    Этот вид туризма имеет большие перспективы, поскольку наша страна имеет не только богатые рекреационные ресурсы, но и хорошо развитую сеть железных дорог.

    В связи с развитием новых технологий, появлением более быстрых и комфортных видов транспорта, регулярной организацией чартерных рейсов, доставляющих туристов из одной точки планеты в другую за считанные часы и сравнительно небольшие деньги, железнодорожный туризм утратил своё былое величие. Тем не менее, богатейший опыт, накопленный в советское время, может стать основой для возрождения этого вида отдыха и его развития на совершенно новом качественном уровне, если к этому приложить немалые усилия в современном мире.

    В последние годы руководство РЖД предпринимает некоторые попытки к возрождению железнодорожного туризма, но преобладание ведомственных интересов не способствует привлечению широких туристских бизнес-структур в этот вид туризма [2]. В железнодорожном ведомстве страны накопилось достаточно проблем, и вместо того чтобы решать их, идя навстречу потребителю и повышая эффективность своей деятельности, там не видят иных путей как переложить свои проблемы на плечи потребителей. Последние годы объемы пассажирских перевозок на поездах дальнего следования постоянно снижаются, а если брать более длительный период, то объемы перевозок сократились в разы. И все-таки, железнодорожный транспорт все еще преобладает в перевозке пассажиров на дальние расстояния. Поездами дальнего следования перевозится внутри России 120 миллионов пассажиров, для сравнения – авиатранспортом 30 – 40 миллионов.

    В России существует три способа отправится в путешествие по железной дороге[4].

    Билеты на такие поезда можно приобрести в кассах любого вокзала или на сайте ОАО РЖД. Ничего нового в подобных поездках вы для себя не откроете. Стандартные купейные и плацкартные вагоны, как правило, старого образца и без удобств.

    Туристические поезда ОАО РЖД

    Эти поезда следуют по уже определённым туристическим маршрутам и располагают всеми стандартами качества. Однако опять же эти поезда рассчитаны на более состоятельную целевую аудиторию, поскольку имеют в своём составе преимущественно вагоны класса СВ. и VIP.

    30000 тыс. и выше

    В России, где на долю железных дорог приходится более 40% пассажирских перевозок, развитие железнодорожного туризма, безусловно, должно представлять особый интерес.

    В ходе исследований было опрошено 3000 пассажиров. При этом на вопрос, как Вы относитесь к развитию железнодорожного туризма, положительно ответили 74%, или 2210 человек, отрицательно - 6% (182 человека), затруднились с ответом 20%, т.е. 608 человек.

    Интересы пассажиров кол(%)

    Отдых на природе

    Непродолжительные (2-3 сут.) маршруты

    Многодневные (отели на колесах)

    Не интересны маршруты

    Результаты проведенного опроса говорят о том, что большинство испытуемых положительно относятся к развитию железнодорожного туризма. При этом наиболее популярными видами они считают отдых, культурно-познавательный и пляжный туризм, к которым железнодорожный транспорт имеет непосредственное отношение. Значительный интерес для путешественников представляют непродолжительные железнодорожные туристские маршруты на 2-3 дня. Это могут быть поездки выходного дня, тематические экскурсии. Однодневные маршруты также весьма популярны. К сожалению, сегодня в России нет достаточного количества специализированного подвижного состава для путешествий по железным дорогам, поэтому железнодорожный туризм экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Чтобы сделать путешествия по железной дороге востребованным продуктом придется преодолеть проблемы сервиса, недостатка инфраструктуры и ряд стереотипов, как в потребительской, так и в туроператорской среде[1, с. 33].

    Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом обслуживании пассажиров руководство железнодорожного транспорта России приняло решение о создании на железных дорогах единой сети сервис-центров. Объединение сервис-центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть - сама перевозка.

    Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма. Создание единого органа управления туристскими перевозками, в ведении которого должны быть все вопросы их организации, позволит качественно изменить уровень железнодорожных туристских перевозок.

    В России подобная деятельность практически не развита, хотя спрос на неё существует. И опять же позволить себе такую роскошь может далеко не каждый турист со средним достатком. Несмотря на это, данная деятельность существует. Поэтому в заключении хочется отметить, что данная отрасль туризма является одной из самых востребованных и перспективных для развития. Но ряд такие проблем, как отсутствие общедоступности, не знание людей о существовании альтернативных видов железнодорожных услуг и простые российские стереотипы значительно тормозят его.

    Егорова Н. Е., Цыганков Д. А. Методы и инновации в планировании развития внутреннего туризма в регионе // Экономика и предпринимательство. 2013.- 88с.

    Ильина Е.Н. организация железнодорожных путешествий. Учебно - методическое пособие. – М.: Советский спорт, 2006, - 104с.

    Сенин В.С. Организация международного туризма.-М.: Финансы и статистика, 2004.-400 с.

    Гост

    ГОСТ

    Состояние железнодорожного туризма в России

    Говоря о железнодорожном туризме, необходимо обратиться к его историческим истокам, и указать, что железнодорожный туризм начал развиваться вместе с железной дорогой. В частности, ещё в 1841-м году английский предприниматель Томас Кук организовал путешествие для первых семидесяти человек по железной дороге. Эта поездка включала в себя не только услугу передвижения, но и питание, для развлечения путешественников использовался духовой оркестр. Смело можно сказать, что данный вид туризма является одним из первых видов туризма на транспорте.

    В нашей стране железнодорожный туризм активно развивался в период существования Советского Союза. На сегодняшний день он стал не так популярен в связи с развитием иных видов транспорта, доступностью автомобильных и авиаперевозок, которые значительно сокращают время в пути. Однако многие туристы предпочитают именно железнодорожный вид транспорта, связывая путешествие по железной дороге – размеренное, неторопливое – с романтической обстановкой. Многие сегодня используют железнодорожный транспорт только для передвижения между объектами. Однако и в современный период имеется любители железнодорожного туризма, которые предпочитают совершать путешествия на данном виде транспорта.

    Самым популярным маршрутом в Советском Союзе считались всесоюзные железнодорожные путешествия. Они начинались во Владивостоке, маршрут проходил через Сибирь, Москву, Ленинград, Ригу, Таллин, Вильнюс, Киев и Крым. Кроме того, организовывались и поездки в зарубежные страны. Однако после распада Советского Союза железнодорожный туризм утратил свой массовый характер, так как начали развиваться новые технологии и виды транспорта. Тем не менее, богатый опыт, который был накоплен в советский период, а также другими странами, может популяризировать данный вид туризма.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Востребованность железнодорожного туризма

    Помимо услуги передвижения железнодорожный транспорт должен предлагать и другие услуги, которые сделают передвижение на железнодорожном транспорте максимально комфортным. Это должны быть не только услуги питания, возможность осуществления гигиенических процедур, например, принятия душа, но услуги по развлечению.

    Рисунок 1. Вагон-ресторан. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Развитие железнодорожного туризма в России

    Читайте также: