Доклад на тему успенский собор и монастырь острова града свияжск

Обновлено: 28.03.2024

История обители

Монастырь в Свияжске основал в 1555 году архимандрит Герман (Садырев-Полев) — потомок смоленских князей. Он же был его первым настоятелем. Монастырь был самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии: уже в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень. В 1764 году, когда в силу вступила монастырская реформа Екатерины II, Успенскую обитель зачислили в первый класс — монастырь вошел в 20 самых богатых и известных монастырей в стране. Вплоть до 1809 года он был единственным первоклассным монастырем в Казанской епархии. Несмотря на этот статус, у монастыря все-таки конфисковали церковные земли.

В XIX веке обитель стала приходить в упадок. Численность монахов сократилась, стали падать и доходы монастыря. А после революции был убит последний настоятель — епископ Свияжский Амвросий. Монастырь упразднили, на его месте размещался концлагерь, колония для малолетних преступников, психиатрическая больница. Возродили обитель в 1997 году.

Никольская церковь

Никольская церковь — самое древнее здание монастыря, ее построили в 1556 году. В XVII веке над ней возвели четырехъярусную колокольню высотой 43 метра. В Никольской церкви сохранилась келья святителя Германа. До начала XX века здесь оставались его личные вещи, но после упразднения монастыря они были утрачены.

Успенский собор

Успенский собор заложили в 1556 году, его строительство продолжалось до 1560 года. Возводили собор лучшие мастера того времени — бригада псковских зодчих под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя.

Несмотря на последующие переделки, сегодня в соборе угадывается псковский стиль. Это одноглавый храм, квадратный в плане. В XVII веке к западной стене Успенского собора пристроили кирпичную трапезную. А в XVIII веке к собору добавили новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников.

Это один из самых больших православных храмов Татарстана. На остров-граде его заложили в 1896 году, достроили собор через 10 лет, в 1906 году. Храм в неовизантийском стиле возвел архитектор Федор Малиновский. Собор похож на многоярусную башню — так получилось из-за формы купола. Под полусферическим сводом располагается кольцо из 16 окон.

В 1914 году расписали стены собора. До наших дней дошел лишь один ряд пятиярусного иконостаса — остальная живопись не сохранилась.

Выбор места для постройки крепости Свияжска во время отступления после очередного неудачного похода русского воинства во главе с Иваном Грозным на Казань. Специфика история строительства Свияжска, историческое и архитектурное значение Успенского Собора.

Рубрика Строительство и архитектура
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.11.2014
Размер файла 1,2 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра теории и истории архитектуры

Выполнила: Хамидуллина Л.Э.,

Проверила: Нугманова Э.И.

1. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СВИЯЖСКА

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА

3. АРХИТЕКТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы Успенского монастыря, самая большая церковь и уникальный памятник Свияжска, заложен весной 1556 года предположительно псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя, и представляет большой интерес для изучения. Собор был освящен 12 сентября 1561 года.

Однокупольная церковь из белого тесаного камня, выполненная в чисто псковских архитектурных традициях, вызывает исключительный интерес архаикой своих архитектурных форм, более соответствующих новгородско-псковскому зодчеству XIV-XV веков, нежели середине XVI века. Первоначально Успенский собор по своему архитектурному облику был подобен церкви Николая Чудотворца с Устья (XV век). Имелась наружная фресковая роспись, ныне почти полностью утраченная.

В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века облик храма значительно изменился: века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена на новый купол в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. крепость свияжск строительство собор

1. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СВИЯЖСКА

Место для постройки крепости Свияжска было выбрано во время отступления после очередного неудачного похода русского воинства во главе с Иваном Грозным на Казань в 1550 г. Царю и его воеводам понравилось географическое положение острова, находился он в устье р. Свияги и имел небольшое расстояние от неприятельской, неприступной крепости Казань. Строительство придавалось особенно большое значение, т.к. это была бы первая крупная военная крепость в Поволжье.

За постройкой крепости наблюдал сам царь Иван Грозный. Процесс строительства военной крепости был очень сложным и требовал немало усилий и умений человека XVI в. После возвращения царских войск в Москву в углические леса, был отправлен выдающийся военный инженер Иван Выродков, которому было поручено подготовка чертежей и строительного лесоматериала для будущей военной крепости Свияжска. По чертежам Выродкова в Угличе были сооружены элементы крепостных стен, башен, оборонительных и хозяйственных построек. Затем эти элементы зданий были разобраны и сложены на плоты, и переплавлены по Волге к месту назначения, вместе с армейскими частями и артиллерией.

К 24 мая 1551 г. строительный материал был уже доставлен на остров. В этот же день воеводой крепости был назначен Семен Микулинский, при котором и началось строительство. В течение трех недель крепость была возведена. При сборке стен заготовок оказалось недостаточно и в дело пошла местная древесина, что росла на холме.

Крепостная стена достигла 1200 сажень (1 сажень примерно 2 метра). В стене было устроено 7 ворот: Никольские, Рождественские, Сергиевский, Николо-Можайские, Пятницкие, Жилецкие, Малые. Для военных действий были сооружены три тайника: два к р. Свияге и один к р. Щуке. Главные воротами считались Рождественские, расположенные с северо-восточной стороны главного въезда.

После взятия Казани в 1552 г. на Острове-граде продолжается строительство, не только военных укреплений, но и гражданских

С северо-востока и юго-востока крепость окружал посад. На посаде выделялась царская светлица с тремя дворами. На одном останавливались царские воеводы, на другом - городские таможенники, на третьем делали ямчугу и селитру. На берегу Свияги располагался Гостиный двор.

Неотъемлемой чертой, которая сопровождала всю историю строительства Острова-крепости, было строительство церквей. Первой церковью, которая появилась на острове, была Троицкая, построенная из дерева в 1551 г. Потом были построены церкви Никольская, Константина и Елены, Богоматери Всех Скорбящих Радости, Сергиевская, Успенский собор и т.д. Кроме церквей на острове продолжалось и строительство гражданских зданий, которые были построены, начиная с XVI в. и заканчивая XX в.

2. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА

Успенский собор 1555--1561 гг. постройки, даже без учета его живописи представляет собой огромную ценность. Образно говоря, вся история монастыря (да и города Свияжска) вращалась и вращается вокруг него, как вокруг некой священной оси.

3. АРХИТЕКТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА

Собственно же архитектурная его роль также уникальна. Строился он в формах псковско-новгородского стиля и псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также авторами проектов Благовещенского собора Казани и Покровского собора Москвы. Это самый южный на Руси памятник классического псковско-новгородского стиля, и, практически самый поздний по времени (наряду с Благовещенским собором Казани). Форма и структура его сохранившихся ниш поразительно напоминают церковь Спаса на Ильине (1374 г.) -- один из величайших храмов Новгорода, отнесенный к памятникам архитектуры мирового значения. Его от нашего собора отделяют не только около 1000 км расстояния, но и почти два века по времени постройки. А гораздо более близкие к нам по времени и расстоянию остатки церкви Спаса Нерукотворного (тоже XVI век) при Спасской башне Казанского кремля до сих пор еще хранят на своих стенах подобные ниши. Когда-то каждый из четырех фасадов свияжской и новгородской церквей был наверху треугольным. Кровля сходилась почти под прямым углом к вершине центральной ниши. Более низкие боковые ниши волнисто обозначали крутые скаты кровли над ними. Барабан со своими узорами тоже почти полностью повторял аналогичный барабан Спаса на Ильине. Таким образом, можно было сказать, что почти два века на свияжской Круглой горе стояла буквально копия храма Спаса на Ильине, причем копия слегка увеличенная.

Особенно красив собор со стороны алтаря. Это традиционно для большинства древних храмов. Его трем великолепным полукруглым апсидам, центральная из которых самая большая, мог бы позавидовать любой древнейший храм Новгорода или Пскова. Сочетание мощно выгнутых каменных полукругов, типично псковско-новгородской резьбы по их верху (поясков из мелких объемных треугольников) с празднично-легкими наличниками явно в стиле рубежа XVII--XVIII вв. создает не эклектику, а удивительную гармонию строгости и нарядности (тяжести древних стен и легкости более молодых, но прекрасно вписанных украшений). Из-за них сам храм кажется более кружевным и воздушным. Огромную роль при взгляде снизу играют крылато нависающие (черные на белом) ярусы карнизов: I ярус над апсидами, II ярус над основным объемом и его кокошниками и III ярус выступающей кровли между барабаном и мощным куполом, по толщине превосходящим барабан. Из-за всего этого древний храм со стороны алтаря кажется ступенчато-пирамидальным и даже как бы летящим. Наличие четвертой апсиды более молодого южного придела также не нарушает гармонию, а создавшаяся от этого легкая асимметрия кажется даже нужной для наблюдателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свияжск - яркая страница древнерусского зодчества. Воплощенный в камне при участии известного мастера-белокаменщика Ивана Ширяя и замечательного зодчего Постника (Ивана) Яковлева Бармы, он воспринял прекрасные архитектурные формы древнего Пскова.

Архитектура Свияжского Успенского собора - явление неповторимое на Среднем Поволжье. Лишь два памятника можно сравнить с ним: Никольскую церковь того же монастыря, стоящую рядом, и Спасскую церковь Казанского Кремля. Оба этих памятника неоднократно перестраивались, но даже сейчас по сохранившимся архитектурным деталям и конструкциям видно, что они сооружены одной и той же артелью псковских белокаменщиков.

Свияжский Успенский собор является уникальным архитектурным памятником. Он воспринимал на себе влияние различных эпох, которые оставили на нём свой отпечаток, что, при изучении собора, позволяет составить более полное мнение об архитектурных стилях.

Уникальны и фрески собора, по следующим причинам:

2. Святой Христофор изображающийся обычно с собачьей головой, на этих фресках изображен с головой лошади. Что позволило предположить некоторым исследователям, что фрески были сделаны рукой крещеных татар (по мнению А.Липницкого это предположение откровенная спекуляция).

Архитектура Свияжского мужского монастыря имеет высокую историческую ценность. Равных ему в Среднем Поволжье нет до сих пор.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Кокглюгин Н. Крепость на горе Круглой / Н. Кокглюгин // Казань. - 2000. - 2/3. С. 119 - 125.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема 1. Краткая информация о Свияжске

Рис.1. Свияжск в середине 18 в. Гравюра

Рис. 2. Успенский собор в начале 20 века. Из фотоархива В.В.Чумакова

Рис.3. Интерьер собора

Рис.4. Собор до реставрации

Рис.5. Собор до реставрации

Рис.6. Собор до реставрации

Рис.7. Уникальное изображение св. Христофора

Рис.8. Интерьер собора

Подобные документы

История основания и строительства, особенности архитектуры и интерьера Успенского собора Московского Кремля — православного храма, сооруженного в 1475—1479 гг., расположенного на Соборной площади Московского Кремля. Венчание на царство Ивана IV в соборе.

презентация [891,7 K], добавлен 15.03.2015

Особенности архитектуры Архангельского собора: крестово-купольная система, декорированный фасад, полукруглые закомары. Композиция и геометрия шедевров русского зодчества: Церкви Вознесения в Коломенском, Храма Василия Блаженного, Успенского собора Кремля.

презентация [1,7 M], добавлен 06.04.2012

Проектирование и строительство архитектурного ансамбля Казанского Собора. История строительства Собора. Памятники Кутузову и Барклаю-Де-Толли, ограда и фонтан у Казанского Собора (парк Воронихина), Казанский мост. Внешнее и внутреннее убранство Собора.

реферат [28,7 K], добавлен 01.07.2014

Первые упоминания об Успенском соборе, его построение Аристотелем Фиораванти, архитектурные и технические особенности. Пути реставрации здания, периоды упадка и возрождения в его развитии. Совмещение функций музея и храма в памятнике исторической Москвы.

реферат [1,5 M], добавлен 31.01.2011

История строительства и главные создатели собора Нотр-Дам. Использование готического и романского стилей в его архитектуре. Основной принцип работы строительной конструкции сооружения. Фасад здания. Декорации порталов собора Парижской Богоматери.

История Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря


Пять веков назад на Круглой горе древние жители часто видели старика, в одной руке держащего образ, а в другой — крест, пел он тихонько молитвы да кропил землю водицей. Черемисы всегда видели его издали, а когда подъезжали ближе — видение исчезало. После того, как появилась на острове церковь, а в ней первая икона преподобного Сергия Радонежского, язычники узнали в нем того старца. И сегодня преподобный Сергий — один из почитаемых святых в святой обители.


Летом 1552 года, по преданию, 75 тысяч служивых людей строило на острове крепость. За первые сутки поставили Троицкую церковь. Она и сейчас, спустя пять веков, стоит на своем месте: двери дубовые, прошитые кованым железом, светлый брус, лавки в метр шириной; но главное чудо — это сладкий запах дерева: за века он не выветрился. По величине и надежности крепость не уступала Новгородскому и Московскому кремлю: стены 2,5 на 5 метров, 7 ворот, 18 смотровых башен. Три подземных хода — спуск к берегу реки. Не верится, но город был построен за 4 недели!

История свидетельствует: именно с основания Свияжска началось масштабное расширение Руси, осознание государства как империи. На штурм Казани витязи шли, причастившись в стенах Троицкой Свияжской церкви — самой восточной церкви на Руси.


. Келья святителя Германа являлась главным объектом паломничества на Свияжске, нередко в ней происходили чудеса исцелений. Узники концлагеря, размещенного в страшные годы на территории обители, вспоминали, что из нее иногда доносилось ангельское пение или горел тихий, теплый свет. Наверное, душа первокрестителя молилась о загубленной святой обители и несчастных ее узниках.



Наместник монастыря уделял большое внимание обустройству. При нем были заложены духовные традиции, началось бурное строительство, и хозяйственные дела без внимания не оставались. После взятия Казани многие семьи оставили свои земли, их щедро раздавали приезжим из Московии. Свияжский Успенский монастырь приобрел их значительное количество, удивительно, что уже через 10 лет все они были густо населены. Здесь возникло свыше 60 сел и деревень: Нижние Вязовые, Исаково, Большое Ходяшево, Соболевское, Тихий Плес и город — Мамадыш.


Древнейшей постройкой на территории монастыря считается Никольская церковь, вытесанная из известняка в 1556 году. С высоты ее сорокаметровой четырехъярусной колокольни открывается звенящий волжский простор с видом на братскую Макарьевскую обитель.





С Божией помощью возродилась во всем неповторимом изначальном блеске православная волжская обитель. На протяжении последних десяти лет в Успенском храме обители под руководством Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан продолжались реставрационные работы, завершенные в начале 2019 года. В 2017 году архитектурный ансамбль Свияжского монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Небольшая братия монастыря постоянно находится в работе и движении, перемещаясь от одного старинного собора к другому. Подворье Свято-Успенского монастыря — бывшая женская обитель, созданная во имя Иоанна Предтечи. Женский монастырь на острове появился в конце XVI века и располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Но после сильных пожаров середины XVIII века был перевезен в помещения упраздненного мужского Троице-Сергиева монастыря.


Каждый, кто ступает на остров, понимает, что это особенное место. Особенно для православного человека. Здесь каждый камень, каждый клочок земли умеет говорить языком наших предков.

Свияжск, заложенный на острове в 1551 г касимовским ханом Шигалеем (Шах-Али-ханом - здесь я писала о его текийе (гробнице) в Касимове), находившемся на службе у московского государя Ивана IV, - с целью подготовки к штурму Казани, является древнейшим русским форпостом на земле Татарстана. В то время эти земли были населены черемисами (чувашами), которые стали переходить на службу к русскому царю. Памятники здешние больше характерны для Центральной России: монастыри, окруженные высокими стенами с башнями, древний белокаменный собор с росписями XVI в, деревянная Троицкая церковь. В общем, все как у нас, только далеко и на острове :) Но качество объектов от того не хуже, конечно. Но обо всем по порядку.
Свияжск был главной целью еще моей предыдущей поездки 6-летней давности. Но тогда меня ждало разочарование – за несколько месяцев до того храм закрыли на реставрацию, так что его росписи я смогла разглядеть лишь немного через открытое окно. В общем, полное фиаско.
И в этот раз мы приняли решение о поездке в Казань лишь только после того, как появилась информация о том, что на Пасху 2019 года Успенский собор Свияжска, наконец, открыли после многолетней реставрации.

Причалив к пристани острова, мы сразу, не теряя времени, отправились к главной цели нашей поездки – Успенскому монастырю. На территории монастыря помимо великолепного Успенского собра, где сохранился довольно полный цикл фресковых росписей XVI века, есть другие примечательные здания: древнейшая на территории Свяжска Никольская церковь (1555-1556 гг) с колокольней XVII в, церковь Германа Казанского и Митрофана Воронежского (1799 г), братский корпус (XVII-XIX вв), архиерейский корпус (XVII-XVIII вв) с красивым выносным крыльцом и надвратная Вознесенская церковь (1700 г, восстановлена в 2012 г). Можно подняться на обходную галерею на ее втором ярусе – отсюда виды на монастырь и окрестности еще лучше.

Успенский собор (1556-1561 гг) выстроен псковскими мастерами Иваном Ширяквым и Постником Яковлевым. За ним Никольская церковь - древнейшая на острове (1555-1556 г), ее колокольня возведена в кон. XVII в.

Успенский собор (1556-1561 гг) выстроен псковскими мастерами Иваном Ширяквым и Постником Яковлевым. За ним Никольская церковь - древнейшая на острове (1555-1556 г), ее колокольня возведена в кон. XVII в.

Никольская церковь (155-1556 гг) и Успенский собор (1556-1561 гг) с трапезной XVII в - вид с галереи Вознесенской церкви.

Никольская церковь (155-1556 гг) и Успенский собор (1556-1561 гг) с трапезной XVII в - вид с галереи Вознесенской церкви.

Читайте также: