Стрессы в общении доклад

Обновлено: 05.07.2024

Материал информационного характера,для педагогов-психологов.

ВложениеРазмер
munitsipalnoe_kazennoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx 29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Влияние стресса на сферу общения людей

Лиана Игоревна Чокова

Влияние стресса на сферу общения людей

Общие подходы к рассмотрению проблемы. Как отмечает Л.А. Китаев-Смык, индивидуальное сознание и телесная обособленность человека могут создавать у него иллюзорное представление о своей полной социальной обособленности и независимости.

Комбинация индивидуальных различий людей – один из факторов, обеспечивающих сохранение и развитие их жизнедеятельности.

Напряжение душевных сил людей, неизбежное при мобилизации их индивидуально-различных способностей, в процессе взаимодействия может требовать как положительных, так и отрицательных эмоциональных переживаний. Не случайно эмоции общения рассматриваются как ведущий фактор эмоционального стресса.

Первые фундаментальные исследования социально-психологического синдрома стресса были проведены на Западе в середине ХХ в. Стимулом к проведению данного исследования стал рост преступности и числа суицидальных проявлений.

Основную причину возникновения стресса западные ученые видят в том, что стремясь к удовлетворению своих биологических и социальных потребностей, человек сталкивается со значительными социокультурными изменениями, препятствующими удовлетворению этих потребностей. В результате возникают отрицательные эмоции, спровоцированные этим социальным дисбалансом.

В последние годы исследования в области социально-психологического влияния стресса осуществляются и в нашей стране. Так, Ю.В. Татура относит область человеческих взаимоотношений к главному фактору стресса. Ученый отмечает, что в своей жизни и деятельности человек постоянно встречается как с людьми, которые вызывают у него положительные эмоции, так и с людьми, вызывающими эмоции отрицательной модальности. Очень часто в силу индивидуальных личностных особенностей человек негативно относится к людям более успешным. Успех окружающих может вызвать целый спектр негативных эмоций и переживаний, которые могут спровоцировать стресс. Вместе с тем, ученый отмечает и тот факт, что сознание может провоцировать не только стресс, как реакцию на негативное общение, взаимодействие с окружающими, но и может приводить к позитивному изменению взаимоотношений.

Структура изменения общения в ситуации стресса. Как отмечалось выше, стрессовые ситуации и состояния могут кардинально изменить характер общения, взаимодействия людей между собой. Как показывают результаты исследований (В.А. Бодров, В.А. Китаев-Смык, М.А. Новиков и др.), при этом может проявляться многообразие форм человеческого общения. Отличительной чертой общения при стрессе, по мнению ученых, является эмоциональность, которая может резко усиливать или, напротив, подавлять активность взаимодействия людей; делать его приятным, желательным или, напротив, мучительным и невыносимым. Стресс может побуждать в людях как гуманное отношение друг к другу, так и бесчеловечность, цинизм и т.д.

Изменения общения при стрессе проистекают из сложнейшей интеграции влияния стрессогенных факторов и различных психических функций, таких как мышление, воля, эмоции. Эти изменения обусловливаются индивидуальными, личностными особенностями общающихся людей, а также социокультурными, национальными, этическими нормами, принятыми в обществе, к которому принадлежат общающиеся люди. При этом очень важным является то, что именно стресс рассматривается учеными как фактор испытания этих норм, испытания того, насколько эти нормы прочны и устойчивы, включены ли они в структуру личностных особенностей человека.

Несмотря на общую зависимость характера общения в ситуации стресса от социокультурных, национально-этнических и прочих факторов, которые были названы выше, в своих исследованиях В.А. Китаев-Смык и М.А. Новиков выделяют ряд закономерностей, в значительной мере общих для многих людей и для разных стрессогенных ситуаций. Установлено, что развитие общения обусловлено взаимодействием факторов внешней среды (физических, социальных) и внутренней среды индивида (психологических, физиологических, биологических). Многообразие факторов, влияющих на общение, как отмечают ученые, придает каждому конкретному случаю общения неповторимые черты. Ситуация стресса придает общению адаптационную направленность, одновременно являясь катализатором, ускоряющим развитие взаимоотношений общающихся людей.

М.А. Новиковым и его коллегами было проведено исследование, направленное на изучение влияния стресса (изучалась ситуация длительной изоляции группы людей) на характер общения. Результатом данного исследования явилось выделение стадий развития общения .

Первая стадия – ознакомление (первые 2-3 дня взаимодействия). Ярко выражена и характеризуется активизацией внимания членов группы друг к другу, а также повышенной корректностью обращения.

Вторая стадия – стадия дискуссий. Продолжительность данной стадии от нескольких дней до 2-3-х недель. Члены группы активно общаются друг с другом на разные темы, выясняют взаимные взгляды на разные проблемы, вопросы. Общение на данной стадии носит не только активный, но и, как правило, положительно направленный характер. Как считает М.А. Новиков, общительность здесь определяется:

  1. характером предварительного знакомства;
  2. личностными факторами;
  3. опытом взаимодействия.

Вместе с тем, на этом этапе общения уже зарождаются коалиции, определяются (распределяются) функциональные обязанности и ролевые ориентации.

Пятая стадия развития общения при стрессе. Она может характеризоваться как увеличением активности общения, так и снижением этой активности.

При стрессовой активизации общения могут преобладать компоненты:

- либо межличностного взаимодействия, консолидирующие группу (социально-позитивные);

- либо дезорганизующие группу (социально-негативные).

В межличностном взаимодействии, консолидирующем группу, выделяется следующие три основные компонента общения:

В общении, дезорганизующем группу, также выделяется три компонента:

Понятие, природа, причины, признаки и фазы стресса. Синдром опустошения, пути преодоления стрессов в деловом общении. Занижение уровня чувствительности к разного рода внешним раздражителям. Вертикаль делового общения между руководителем и подчиненным.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.03.2016
Размер файла 56,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления

Стресс и его влияние на процесс делового общения

Студент: Солдаткина Анастасия Андреевна

1. Понятие и природа стресса

2. Причины стресса

3. Признаки стресса

5. Виды профессиональных стрессов

6. Что такое стрессоустойчивость и как ее развить?

7. Синдром опустошения

8. Пути преодоления стрессов в деловом общении

стресс чувствительность раздражитель

Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от его социального статуса и материального уровня. В России, на сегодняшний день, нет точной статистики, но по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса.

Причины такого явления всегда разнородны. Для кого-то сильный стресс может быть вызван потерей близкого человека, а для кого-то поступлением в новое учебное заведение.

Давайте разберемся, что из себя представляет стресс и каким образом он оказывает влияние на деловое общение между людьми, а также попытаемся понять, какие способы наиболее эффективно помогают избежать рассматриваемое явление.

1. Понятие и природа стресса

По своей сути стресс-это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Дальнейшее изучение стресса последователями Г.Селье было посвящено психологическим механизмам проявления стресса,а также их роли в развитии болезней, возникающих в результате эмоционального перенапряжения.

2. Причины стресса

Большинство людей отождествляют факторы, вызывающие стресс, с неприятными событиями, такими как тяжелый график работы, потеря чего-либо важного и ценного. К таким факторам также необходимо отнести и положительные ситуации - получение награды, брак, увеличение зарплаты и др. Это хорошие моменты, но несмотря на это, они все равно обуславливают причины стресса. Положительные или отрицательные факторы стресса вызывают его в той мере, в какой человек воспринимает этот фактор. В случае если наше отношение к женитьбе спокойное, мы воспринимаем стресс в меньшей степени, в отличие от случая, когда брак - это самое долгожданное событие в жизни. Если человек воспринимает неудачи - как опыт жизни, от которого он сможет научиться чему-то новому, то стресс проявится в форме небольшого волнения. Если же неудача воспринимается слишком близко к сердцу, то стресс чреват серьезными проблемами для здоровья организма, вплоть до депрессий и изменения сознания, поэтому причины стресса носят относительный характер и для каждого человека индивидуальны.

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние - это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины находятся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Это деление условное,оно сделано лишь для удобства понимания рассматриваемых причин.

Выполнила:студ. Гр.фк1-18, Маренова Е.В.

Проверила: доц. Бекетова Е.Е.

I. Понятие и природа стресса………………………………………….4

1.1. Причины и источники стресса…………. ……………………….4

1.2. Виды и фазы стресса……………………….……………………. 7

II. Управление стрессами…………………………………………. 10

2.1. Профилактика стрессов в деловом общении…. 10

2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения………………………………………………………..…….15

Библиографический список………………………………………. 19

Избежать конфликтов в сфере делового общения практически невозможно.

Множество конфликтов приводят достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

В целом стресс – явление, часто встречающееся. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс создает проблемы как для личности, так и для организаций, сложности в выполнении поставленных задач.

Эта тема является актуальной для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице и дома. Особенно, значима эта тема для управленцев, ведь стрессы, переживаемые работниками, могут оказать разрушительное воздействие как на них самих, так и на организацию в целом.

Глава I : ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СТРЕССА.

1.1. Причины и источники стресса.

По своей сути стресс – это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательного фактора. По классическому определению Г. Селье, стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям. Современные жизненные ситуации приводят к резкому возрастанию психологических нагрузок на человека. Важной предпосылкой создания учения о стрессе явилась необходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов.

Однако стресс – это не просто нервное напряжение. У человека самым распространенным стрессором, т.е. фактором, вызывающим стресс, является эмоциональный раздражитель.

Причины стресса. Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессов могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ. Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Можно выделить следующие организационные факторы, способные вызвать стресс (см. приложение №1):

-перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;

-конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);

-неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);

-неинтересная работа (обследование 2000 рабочих – мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);

-плохие физические условия (шум, холод и пр.)

-неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;

-плохие каналы обмена информацией в организации и др.

-страх не справится с работой;

-страх допустить ошибку;

-страх быть обойденным другими;

-страх потерять работу;

-страх потерять собственное Я.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ: Стрессогенами также являются неблагоприятный морально - психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействующие на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

1.2. Виды и фазы стресса.

ВИДЫ СТРЕССА.

В обыденной жизни выделяют два вида стресса: эустресс и дистресс. Эу­стресс предполагает возникновение желательного, т.е. положительного эф­фекта, а дистресс – отрицательного.

Обычно стресс связан с приятными и неприятными переживаниями. При­ятное и неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возраста­нием физиологического стресса.

По гипотезе всемирно известного канадского физиолога Г.Селье, отсутст­вие раздражителей (депривация), а также избыток раздражения в равной сте­пени сопровождается возрастанием стресса. Отсутствие стресса, с точки зре­ния Г.Селье, означает смерть. Избежать его не представляется возможным.

Один и тот же раздражитель действует на разных людей не одинаково в зависимости от индивидуальности внешних и внутренних условий, опреде­ляющих реактивность каждого.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в фи­зиологических реакциях. Наличие прямой корреляции между физиологиче­скими реакциями организма и психологическими характеристиками стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объ­ективного показателя психологического (эмоционального) стресса.

Стресс может возникнуть в результате определенного социального воздействия. Средством защиты от стрессов в этом случае могут быть социальные преобразования и перестройка человеческих взаимоотношений.

Стрессогенные условия являются следствием определенных требований и ограничений, налагаемых на человека работой, семейными отношениями и др. Вместе с тем, действие стрессов может иметь внутренние причины и возникать в результате невозможности удовлетворить насущные потребности.

ФАЗЫ СТРЕССА.

Стресс характеризуется наличием трех фаз: тревоги, фазы сопротивляемости и фазы истощения. Люди с устойчивой эмоциональной психикой в состоянии преодолеть фазу тревоги. Эмоционально неустойчивых людей охватывает сразу тревога, которая затем переходит в страх. Затем у таких людей наступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния.

Устойчивость к стрессовым факторам может обеспечиваться двумя путями: эмоциональной тренировкой и тщательным обучением с применением проигрывания сложных ситуаций и др.

Психологические резервы людей кроются в его психике и, прежде всего, в эмоциональной сфере. Под эмоцией понимается переживание человеком своего личного отношения к действиям других людей и к самому себе.

Человек живет в мире положительных и отрицательных эмоций, зависящих от жизненных ситуаций.

В отличие от настроения, страсть - более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние. Страсть мобилизует человека на достижение поставленных им целей. Она может положительно сказываться на человеческой личности, но может также и разрушать личность.

Аффект - это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности его состояния в том, что аффект носит бурное внешнее проявление, характеризуется кратковременностью, поведение при этом носит безотчетный характер. Любые эмоции могут при определенных условиях доходит до аффекта. Отрицательные аффективные состояния обычно приводят к неблагоприятным последствиям для организма человека.

По имеющимся научным данным, отрицательное воздействие стресса в наше время уносит все больше человеческих жизней. Сейчас принято разделять стресс на эмоциональный и информационный. Информационный стресс связан с невозможностью справится с лавинообразным потоком информации.

Стресс может возникать не только в условиях действия одного сильного раздражителя, но при проявлении мелких постоянных отрицательных воздействий, вызывающих у человека состояния угрозы, тревоги, обиды, опасности.

Действие стресса сопровождается различными реакциями: от состояния повышенной активности до ухода в депрессию.

В проявлении стресса имеют значения индивидуальности людей. Нет двух людей, у которых реакция на стресс были бы совершенно одинаковыми. Большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим.

В превращении большинства раздражителей в стрессоры определенную роль играют когнитивные и аффективные реакции, относящиеся к стимулам. Если раздражитель не интерпретируется как угроза или вызов по отношению к личности, то стрессовая реакция вообще не возникает.

Глава II : УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ

2.1. Профилактика стрессов в производственных ситуациях.

Антистрессовое руководство. Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.

-Почаще задумывайтесь над точностью оценки способностей и склон­ностей ваших работников. Соответствие этим качествам объ­ема и сложности поручаемых заданий – важное условие профилак­тики стрессов среди подчиненных.

-Не раздражайтесь, если работник отказывается от полученного зада­ния, лучше обсудите с ним основательность отказа.

-Как можно чаще демонстрируйте свое доверие и поддержку подчи­ненным. (По данным одного из американских исследований, со­трудники, испытывавшие значительный стресс, но чувствовавшие поддержку начальника, в два раза меньше болели в течение года, чем те, кто такой поддержки не замечал).

- Используйте стиль руководства, соответствующей конкретной произ­водственной ситуации и особенностям состава сотрудников.

-При неудачах сотрудников оценивайте в первую очередь обстоятель­ства, в которых действовал человек, а не его личные ка­чества.

-Не исключайте из арсенала средств общения с подчиненными ком­промиссы, уступки, извинения.

-Запретите себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.

- Если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускайте из виду правил конструктивной и этической критики.

-Периодически задумывайтесь о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлече­ний и т.д.

Выполнение руководителями этих несложных рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе.

Антисрессовое подчинение. Одновременно в тех же целях навстречу на­чальникам предлагается сделать и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов на работе, обычно предлагают такой перечень минимизации стрессов на работе.

-Если вас не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организаци­онные факторы, постарайтесь тщательно проанализировать, на­сколько реальны возможности вашей организации по улучшению этих параметров.

-Обсудите ваши проблемы с коллегами, с руководством. Позаботь­тесь при этом, чтобы не выглядеть обвинителем или жалующимся – вы просто хотите решить рабочую проблему, которая, возможно, касается не только вас.

-Не стесняйтесь требовать от руководства и коллег полной ясности и определенности в сути поручаемых вам заданий.

- При напряженной работе ищите возможность для кратковремен­ного отключения и отдыха. Опыт свидетельствует, что двух 10-15 - минутных периодов расслабления в день вполне достаточно, чтобы сохранить высокую степень работоспособности.

-Полезно также помнить о том, что неудачи в работе редко бывают фа­тальными. При анализе их причин лучше сравнивать себя не с ка­натоходцем, не имеющим право на ошибку, а с футбольным фор­вардом, у которого из десятков попыток обыграть защитников удач­ными оказываются от силы одна - две, но и такого их числа порой бывает достаточно. Набираться опыта на собственных ошибках - естественное право любого человека.

-Обязательно разряжайте свои отрицательные эмоции, но в общест­венно - приемлемых формах. Социально - одобряемое управление своими эмоциями заключается не в подавлении их, а в умении нахо­дить подходящие каналы для их отвода или выпуска. Находясь в сильном раздражении, не хлопайте дверью и не кричите на коллег, а найдите способы выплеснуть свой гнев на что-нибудь нейтральное: сломайте пару карандашей или начните рвать старые бумаги, имеющиеся, как правило, в любой организации в немалом количе­стве. Дождитесь вечера или выходных и дайте себе любую физиче­скую нагрузку - лучше такую, где надо по чему-нибудь бить (фут­бол, волейбол, теннис, на худой конец выбивание ковров подойдет).

-Старайтесь не смешивать личные и служебные отношения и т.д.

Суть данной ситуации была истолкована так, что семьи работников ока­зывают им несколько не ту поддержку, которая требуется для преодоления стрессов на работе. В то время как производственная ситуация требует от них дисциплины или мобилизации всех сил, семья может поддерживать не самые уместные в такой момент качества - обиды на коллег и руководство, жалость к себе, перекладывание вины на других или на обстоятельства и т.д. Вывод очевиден: не всякая поддержка семьи может служить надежным убежищем от стресса.

Перечисленные выше рекомендации по предупреждению стрессов в рабо­чих группах поневоле носят достаточно общих характер. Конкретная стрес­совая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь опре­деляется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпе­раментом, характером, стилем общения и пр.). Кроме того, наша восприим­чивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизнен­ного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрес­совых ситуаций, порождаемых общесоциальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. По­этому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и не­приятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессио­нальными стрессовыми ситуациями.

Таким образом, одним из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.

2.2. Индивидуальная стратегия и тактика стрессоустойчивого поведения.

Ведь стресс — это в любом случае психофизиологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения. В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:

• оценку стрессогенного события;

• физиологические и биохимические сдвиги в организме;

• изменение поведения человека.

Таким образом, стрессовая реакция — это по большей части социальный феномен. И значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология.

Небезызвестный факт, что отрицательные эмоции плохо сказываются на нашем здоровье. Они буквально подстрекают нашорганизм к саморазрушительным реакциям. Их нужно решительно устранять, пусть даже за счет эмоционального обеднения. Заболевшим политикам запрещают читать газеты, схвативших инфаркт руководителей оберегают от информации об их коллективах, ну а всех прочих граждан стараются просто не нервировать плохими новостями.

B.C. Ротенберг и В.В. Аршавский считают, что защитным средством является поисковая активность, направленная на изменение неблагоприятной или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих факторов или обстоятельств. Поисковой такая активность названа потому, что определенность конечных результатов практически всегда отсутствует. Субъект никогда не может быть уверен, что он найдет путь к успеху. Именно сам отказ от поиска, а не неприемлемая ситуация как таковая и вызываемые ею отрицательные эмоции, делает организм более уязвимым ко всевозможным вредностям.

При этом организм так мощно мобилизует все свои ресурсы, что

Это психологические методы, которые содержат в себе следующие элементы:

· изменение окружения, в котором существует стресс;

· изменение познавательной оценки окружения;

· изменение поведения для изменения окружения.

Здесь консультации и психотерапия, развитие социальной поддержки, планирование своей жизни. Также можно использовать релаксацию, медитацию и саморегуляцию в борьбе со стрессом.

Есть и физиологические методы к управлению стрессами, которые основаны на улучшении физического состояния человека с целью повышения эффективности борьбы со стрессом.

Также не маловажна роль организации в управлении стрессом. Здесь и оздоровительные программы для сотрудников и, изменение рабочего окружения, проведение тренингов по стресс - менеджменту.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной курсовой работы была достигнута и, управлять стрессом можно и нужно.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

10. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995г.

11. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.

[1] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и дополн. – М.: АЗЪ, 1995 г.

[3] Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. Феникс, 1995 г.

Стресс от общения с людьми

Разновидности стрессов

Ежедневно обычный человек контактирует с большим количеством людей. Такое взаимодействие вызывает определенные эмоции: положительные, негативные, либо проходит нейтрально. В редких случаях человеку сложно вести диалог с кем-либо, подобное явление имеет название – стресс общения. В статье рассмотрены причины данного состояния и способы преодоления.

Причины возникновения стресса при общении

Трудности взаимодействия с другим человеком часто обусловлены наличием ошибок воспитания и развития. К страху общения с людьми предрасполагают факторы:

  1. Сложности во взаимоотношении со сверстниками в детстве. Если ребенка дразнили другие дети, не хотели играть, вероятность развития во взрослом состоянии трудностей в коммуникации увеличиваются.
  2. Неуверенность, наличие комплексов, связанных с неправильным воспитанием. Критикующие мама и папа, скупые на похвалы и комплименты в адрес собственного ребенка, провоцируют формирование закомплексованной личности.
  3. Развод родителей. Ребенок подсознательно делает выводы о том, что не достоин любви, формируется неуверенность.
  4. Ситуация травмирующая во взрослом состоянии, когда человек был выставлен в неприятном свете.
  5. Предрасположенность наследственная. Специалисты сходятся во мнении: влияет генетическая предрасположенность, модель жизни родителей.

Стресс от общения с людьми не обязательно содержит страх. Возможны негативные эмоции от беседы: человек испытывает неприязнь, раздражительность, злобу, желание скорее завершить разговор. Подобное состояние довольно легко преодолеть самостоятельно, с помощью специалиста.

Страх общения причины

Страх общения причины

Что такое страх общения с людьми

Боязнь контакта с человеком переживается труднее, чем просто раздражительность и злоба. Страх сопровождается учащением пульса, сердцебиения, повышением артериального давления, повышенной тревожностью. В выраженных случаях подобный страх может протекать в виде панических атак, когда пациента могут беспокоить такие симптомы:

  • приступ выраженного страха;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • стеснение в груди;
  • скованность в теле;
  • ощущение покалывания по телу;
  • нарушение речи;
  • потливость;
  • тошнота;
  • тремор.

В конкретном случае страх беседы с человеком может сопровождаться индивидуальными проявлениями.

Специалисты выделяют разновидности боязни контакта — важно с точки зрения выбора последующей терапии.

Страх общения с начальством и высокопоставленными людьми

Стрессы в деловом общении являются нередким явлением. При контакте с коллегами, партнерами часто возникают разногласия, требующие немало сил для преодоления. При условии, что решение задачи расходует много энергии и эмоций, повторный контакт с данным партнером часто вызывает негативные переживания. Страх беседы с начальством встречается чаще, это связано с моментами:

  • человек, находящийся на высокой должности, может позволить себе разговор неуважительный;
  • беседа с директором может носить поучительный, негативный, обвинительный характер;
  • итогом разговора с начальством может быть лишение премий, дополнительная нагрузка на работе.

Профилактикой стрессов в деловом общении послужит своевременное выполнение собственных обязательств. При разговоре с начальством важно вовремя пресечь попытки повышения голоса и неуважительного тона. Это сократит в последующем приступы проявления гнева со стороны начальства.

Страх контакта с противоположным полом

Состояние, характерное для лиц переходного возраста, может быть связано с неудачной попыткой построения отношений. В последующем, как правило, подростки учатся взаимодействовать с противоположным полом. Но иногда проблема требует вмешательства психотерапевта. В противном случае человек может пронести фобию через всю жизнь, не имея возможности обрести семью.

Страх телефонных разговоров

Наличие большого количества гаджетов для общения стало нормой в наши дни. Боязнь разговора по телефону встречается реже. Как правило, страх связан при необходимости беседы с незнакомым человеком.

Страх выступлений перед аудиторией

В малой степени боязнь публичного высказывания присутствует у всех. При выраженном страхе человека перед аудиторией может сковывать, он не может произнести ни слова. Многочисленные примеры показывают: с трудностью можно и нужно справляться. Истории известны случаи, когда личность, испытывающая животный страх перед аудиторией, в последующем становился замечательным оратором.

Страх публичных выступлений

Страх публичных выступлений

Как устранить повседневный стресс от общения

В легких случаях решение проблемы возможно самостоятельно. Специалисты рекомендуют при наличии стресса от общения с другим человеком выполнить ряд мер.

Управление своей интонацией

Специалисты утверждают, что неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо, спотыкаясь. К счастью, хорошо работает правило и в обратном направлении. Если человек представит себя уверенной и сильной личностью, изобразит голос и интонацию сильного человека, такое поведение прибавит уверенности в себе!

Исключение вредных людей из своей жизни

Если определенный человек провоцирует на выплеск негативных эмоций регулярно, такую личность из круга общения необходимо исключить. Конечно, данное правило не будет касаться родственников.

Изменение своих реакций

Если связь с определёнными людьми прекратить не удалось, стоит изменить реакцию на поведение подобных личностей. Например, человек пришел к вам с негативными эмоциями, разговаривает на повышенных тонах. В таком случае стоит предупредить о том, что поговорите с ним, когда он успокоится.

Верность своим убеждениям и потребностям

Социофобия: признаки, разновидности

При выраженных проявлениях страха общения с окружающими специалисты говорят о наличии патологического состояния. Оно имеет свое название – социофобия. Вот какие признаки имеет данная патология:

  • боязнь общения — может быть легкой степени, контакт с человеком сопровождается неуверенностью;
  • социофобия тяжелой степени вынуждает человека сидеть дома, избегая всяческие контакты;
  • боязнь выполнения действий под наблюдением другого человека, боязнь взглядов на улице, вплоть до ужаса;
  • общение с людьми сопровождается повышенной потливостью, тревожностью, скачком давления, тахикардией, появлением кома в горле, заиканием, дрожанием голоса, тремором;
  • развитие патологии происходит до 20 лет;
  • социофоб постоянно обеспокоен тем, как выглядит и какое впечатление производит на окружающих;
  • если пациент сделал ошибку, попал в курьезную ситуацию, он может неделями прокручивать в голове беспокоящий момент и серьезно тревожиться по данному поводу.

При наличии социофобии обязательна консультация психотерапевта. Для избавления от нее врачи практикуют когнитивно-поведенческую психотерапию.

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как - понятие и природа стресса, механизм стресса, причины и источники стресса, профилактика стрессов в деловом общении, индивидуальная стратегия и тактика поведения при стрессе.

Оглавление

Введение.
1. Понятие и природа стресса.
2. Механизм стресса.
3. Причины и источники стресса, стресс в деловом общении.
4. Профилактика стресса. Индивидуальная стратегия и тактика поведения при стрессе.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

стресс, его влияние на деловое общение. Профилактика стресса..doc

Факультет Управления Бизнесом

Психология деловых отношений

Выполнил студент
3 курса группы ДБ (5,5) - 10
Панова Ольга Андреевна
Проверил преподаватель:
МОСКВА 2009

1. Понятие и природа стресса.

2. Механизм стресса.

3. Причины и источники стресса, стресс в деловом общении.


4. Профилактика стресса. Индивидуальная стратегия и тактика поведения при стрессе.

Стресс - вкус и аромат жизни /Г. Селье/

Вряд ли найдется человек, никогда не испытавший стресса. Особенно часто в такое состояние повергает нас быстротечное и напряженное время. Но, по-видимому, нечто подобное испытывали в экстремальных ситуациях и наши далекие предки. Иначе не объяснишь, почему древние ученые искали средства, с помощью которых человек сам себе помогал успокоиться, снять последствия стресса.

Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. Это связано со многими факторами и угрозами, в том числе политическими, информационными, социально-экономическими, экологическими, природными.

В отечественной психологии проблема жизненных ситуаций разрабатывается многими авторами, опирающимися на такие понятия, как стратегии совладения с трудными жизненными ситуациями, посттравматическое стрессовое расстройство. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов.

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Стресс – это по своей сути еще один вид эмоционального состояния, это состояние характеризуется повышенной физической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях, это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние. При неблагоприятных условиях, в состояние нервно – эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов.

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как - понятие и природа стресса, механизм стресса, причины и источники стресса, профилактика стрессов в деловом общении, индивидуальная стратегия и тактика поведения при стрессе.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИРОДА СТРЕССА.

Подобие этого существует в наших электробытовых приборах, например, холодильник, обогреватель, лампа, звонок. По-разному меняют физическую среду (холод, тепло, свет, звук), но их работа обусловлена единым фактором — электроэнергией.

В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:
1. Реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма.
2. Фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями.
3. Фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.

Физиологическая и биохимическая природа стрессов изучена к настоящему времени достаточно хорошо.

Стрессовое состояние опасно не само по себе, а тем, что способно провоцировать целый букет органических нарушений в виде сердечно - сосудистых, аллергических, иммунных и прочих заболеваний. Не говоря уже о том, что резко падает работоспособность человека, его жизненная и творческая активность. Беспричинная вроде бы вялость, пассивность, бессонница или не дающий отдыха сон, раздражительность, недовольство всем миром это типичные симптомы стресса. Здесь естественным образом возникают вопросы

  • можно ли со всем этим что-нибудь поделать?
  • можно ли избежать стрессов?

Ответ на этот вопрос отрицательный. Стрессов избежать нельзя в принципе. Ибо природа их рефлекторна. Это автоматическая реакция организма на трудные или неблагоприятные ситуации. Такие реакции представляют собой механизмы естественной биологической защиты человека, чисто природный способ приспособления к меняющейся среде. Разрушить их — значит погасить в человеке жизнь, сделать его бесчувственным к внешним раздражителям.

стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды. Вместе с тем было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него.

2. Механизмы стресса.

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе (будь то болезнь, боль, физическое страдание или эмоциональное потрясение – сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие нервные механизмы. Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, его гложет несправедливая обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он и рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем ему легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не мешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно и какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя значимость этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.

3. ПРИЧИНЫ И ИСТОЧНИКИ СТРЕССА, СТРЕСС В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.

Перечень причин стрессов необъятен. В качестве стрессоров могут выступать и международные конфликты, и нестабильность политической обстановки в стране, и социально-экономические кризисы.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением наших профессиональных обязанностей. Авторы популярного пособия по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

- перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка.

- конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования).

- неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают).

- неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой).

Читайте также: