Права заключенных в рф доклад

Обновлено: 05.07.2024

14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций были утверждены основные принципы обращения с заключенными. Первый и пятый принципы провозглашают, что все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей. За исключением тех ограничений, необходимость которых явно обусловлена фактором заключения в тюрьму, все заключенные пользуются правами и фундаментальными свободами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах и Факультативном протоколе к нему, а также правами, которые изложены в других пактах Организации Объединенных Наций.

Статья 2 Конституции Российской Федерации объявляет человека, его права и свободы высшей ценностью. Государство тем самым законодательно определило свое отношение к гражданам, в том числе и к лицам, преступившим закон. Права и свободы осужденных подлежат такой же защите со стороны государства, как и права и свободы правопослушных граждан. Недаром в статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации отмечено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. Часть 2 статьи 7 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

Именно в уважении личности осужденного, его человеческого достоинства должна проявляться сила России как демократического и правового государства.

Международно-правовые акты, а также национальное уголовно-исполнительное законодательство не включают в себя положений, дающих возможность причинить осужденному излишние страдания, мучения, унижение. Более того, в период отбывания наказания государство берет на себя обязанность обеспечить такие условия отбывания наказания и такое обращение с осужденными, которые в полной мере соответствовали бы достойному существованию человека. Эта обязанность проистекает и из положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, установившей, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

При этом необходимо отметить, что за период деятельности Уполномоченного у него сформировались достаточно тесные деловые взаимоотношения с управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, а также с органами прокуратуры в области обеспечения прав и законных интересов следственно-арестованных и осужденных.

В развитие Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в Хабаровском крае и управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю от 10 июля 2007 года был разработан план совместных посещений в 2008 году учреждений исправительной системы, находящихся на территории края. В результате Уполномоченный и сотрудники его аппарата побывали во всех следственных изоляторах и исправительных учреждениях края (4 СИЗО и 10 колониях), ознакомились с условиями содержания заключенных, их медико-санитарным обслуживанием, проблемами трудовой занятости, а также оказанием помощи в социально-трудовой адаптации освобождаемых граждан.

В каждом СИЗО и исправительном учреждении были организованы личные приемы Уполномоченного, на которых осужденные, об-виняемые и подозреваемые могли высказать свои жалобы, заявления и предложения. После каждого посещения в адрес руководителя УФСИН направлялся подробный анализ состояния дел по соблюдению прав и условий содержания лиц, находящихся в СИЗО и исправительных колониях.

В 2008 году в адрес Уполномоченного поступило 459 заявлений и жалоб от лиц, содержащихся в следственных изоляторах и учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний (в 2007 году - 181 обращение). С одной стороны, это говорит о наличии проблем, возникающих у заявителей и требующих разрешения с участием Уполномоченного, а с другой стороны, такое количество обращений и жалоб свидетельствует о реализации начальниками учреждений и руководством управления ФСИН по краю прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных на подачу предложений, заявлений и ходатайств.

На диаграмме 10 указан основной характер обращений.


Плановые выездные посещения СИЗО и исправительных учреждений, содержание письменных и устных обращений, с которыми подозреваемые, обвиняемые и осужденные обращались к сотрудникам аппарата и лично к Уполномоченному во время приемов свидетельствуют о том, что в большинстве учреждений уголовно-исполнительной системы есть значительные проблемы при реализации гражданами своих прав и законных интересов.

В ежегодном Докладе Уполномоченного о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории Хабаровского края за 2007 год уже отмечалось, что одной из основных и острых проблем, которые возникают при обеспечении прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах и исправительных колониях, является превышение лимита, находящихся в них лиц. За прошедший год данная ситуация коренным образом не изменилась.

Все это порождает правомерные жалобы граждан. Например, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного А. (дело № 858/А от 01.09.2008) о превышении лимита лиц, содержащихся в камерах СИЗО №1 и отсутствии спальных мест.

После запроса Уполномоченного прокуратурой Кировского района г. Хабаровска на имя начальника управления ФСИН по краю были внесены представления о нарушении действующего законодательства.

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю пытается решить данную проблему путем направления подозреваемых и обвиняемых для содержания в помещения, функционирующие в режиме следственного изолятора (ПФРСИ), созданных при исправительных колониях. Однако особого эффекта такие действия не приносят.

Основные причины переполнения следственного изолятора остались теми же - это длительное рассмотрение судами уголовных дел, неприменение иных мер пресечения при совершении гражданами незначительных преступлений и преступлений средней тяжести, содержание в СИЗО №1 транзитно-пересыльных осужденных, ожидающих отправки в исправительные учреждения.

Улучшить условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственном изоляторе позволит недавно принятый в эксплуатацию новый режимный корпус СИЗО №1 на 300 мест.

Подобный недостаток характерен и для исправительных учреждений. Так, на день посещения Уполномоченным и сотрудниками аппарата исправительных колоний №№ 5, 12 и 13 было установлено значительное превышение лимита осужденных.

Такое состояние дел является нарушением части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, а в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров.

Необходимо отметить, что главными целями наказания являются исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений, возвращение обществу социально полезной личности, а отнюдь не месть за ранее совершенное преступление. Эти цели должны достигаться широким комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые необходимо применять к осужденным в период отбывания наказания, так и после их освобождения.Статья 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации к основным средствам исправления осужденных относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие.

Однако, такое важное средство исправления осужденных, как общественно полезный труд, слабо используется управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю. По данным Управления Министерства юстиции по Дальневосточному федеральному округу, за I полугодие 2008 года к оплачиваемым работам привлекалось 1745 осужденных, что составляет 16,1 процента от общего количества спецконтингента. За аналогичный период 2007 года к труду было привлечено 20,1 процента.

Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания необходимо уделять самое серьезное внимание трудовому и бытовому устройству осужденных, оказанию им психологической помощи. Привлечение осужденных к общественно полезному труду необходимо в первую очередь для привития им способности обеспечивать свое существование за счет общественно полезной деятельности, а не совершения преступлений. Кроме того, решение этой проблемы позволит значительно усилить качество исполнения решений судов по взысканию долгов истцам и потерпевшим, выплате алиментов на детей, в том числе детям, находящимся в детских домах и интернатах, погасить затраты на содержание самого осужденного.

Вызывает беспокойство и тот факт, что администрации исправительных колоний продолжают нарушать законодательство об оплате труда и отдыха работающих осужденных.

По-прежнему часто поступают к Уполномоченному жалобы по вопросам медико-санитарного обеспечения осужденных. Особенно многочисленны жалобы из женской исправительной колонии № 12. Посещение Уполномоченным этого учреждения (январь 2008 года) показало что, руководство колонии не владеет информацией об организации деятельности и материальной обеспеченности медицинской службы учреждения, неудовлетворительно организовала работу по информированию осужденных о порядке реализации их прав на медицинское обеспечение.

По результатам служебной проверки, проведенной управлением Федеральной службы исполнения наказаний по краю, начальник медицинской части и начальник учреждения ИК №12 были привлечены к дисциплинарной ответственности.

К сожалению, сложившаяся система здравоохранения в исправительных учреждениях не позволяет в должной мере обеспечить право осужденных на охрану здоровья, включая получение медико-санитарной и специализированной помощи. В колониях и лечебно-исправительных учреждениях просто отсутствует необходимая медицинская техника для проведения операций и оказания помощи пациентам.

Приведем пример. В адрес Уполномоченного обратился осужденный Т. (дело № 101/Т от 04.02.2008) о неоказании ему в исправительной колонии своевременной медицинской помощи. В своем ходатайстве он указывает, что за время пребывания в СИЗО №2 г. Комсомольска-на-Амуре он перестал видеть правым глазом. При поступлении в ИК № 8 врач определил необходимость операции и осужденного Т. этапировали в ФГУ ЛИУ №2 Еврейской автономной области для дальнейшего обследования. Однако в связи с тем, что в данном лечебном учреждении отсутствует необходимое медицинское оборудование, в хирургической операции было отказано.

Проблема по обеспечению медицинской техникой наблюдается и в СИЗО №3 г. Николаевска-на-Амуре. Там нет рабочего рентген-аппарата, стоматологическое кресло имеет 100-процентный износ. При плановом посещении сотрудниками аппарата Уполномоченного этого изолятора (июль 2008 года) было установлено, что журнал амбулаторного приема пациентов и медицинские карточки следственно-арестованных и осужденных ведутся с грубейшими нарушениями, отсутствуют записи об осмотре пациентов врачом и рекомендуемом лечении.

Продолжает оставаться на контроле Уполномоченного проблема по обеспечению прав осужденных на получение копий материалов по уголовным делам. Жалобы на отказ судов предоставить необходимые копии процессуальных документов продолжают поступать в адрес Уполномоченного.

Так, поступила жалоба осужденного В. (дело № 135/В от 11.02.2008), в которой было указано, что Краснофлотский районный суд г. Хабаровска отказал осужденному представить копии процессуальных документов по его уголовному делу, а также сообщить какую государственную пошлину он должен заплатить для их получения. Данные документы нужны были осужденному для дальнейшего обжалования приговора суда. При повторном обращении в суд осужденный снова получил отказ. Главная причина - на судебные органы законом не возложена обязанность по ксерокопированию уголовных дел. Осужденный В. полагал, что такое бездействие суда нарушает его право на доступ к правосудию, а также ему не предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. После вмешательства Уполномоченного все необходимые документы были высланы осужденному.

На взгляд Уполномоченного, при рассмотрении такого рода обращений необходимо руководствоваться не только формальными нормами закона, но и понимать, что само нахождение осужденных в местах лишения свободы, длительное получение копий процессуальных документов, отсутствие денежных средств для уплаты государственной пошлины создают серьезные, порой непреодолимые, трудности при реализации прав граждан на доступ к правосудию и судебную защиту.

Медленно решается проблема по выдаче осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях, паспортов граждан Российской Федерации. Согласно статье 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации паспорт освобождаемого от ограничения свободы, ареста или лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии этих документов в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения должна заблаговременно принимать меры по их оформлению. В случае необходимости получения нового паспорта, расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у него нет средств на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

В итоге в 2008 году 1652 осужденным оформлены паспорта, 639 человек освобождены из мест лишения свободы без документирования паспортом гражданина Российской Федерации (данные УФСИН по краю). Отсутствие у осужденных паспортов при освобождении создает серьезные трудности по их дальнейшей социальной и трудовой реабилитации, бытовому устройству, будет способствовать совершению новых преступлений.

К Уполномоченному регулярно поступают жалобы осужденных, которым по решениям судов отказано в условно-досрочном освобождении от дальнейшего наказания. По данным управления Федеральной службы исполнения наказаний по краю, в 2008 году 908 осужденным было отказано в применении условно-досрочного освобождения (1245 человек освобождено с применением УДО).

Регулярные посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного исправительных колоний убеждают, что многие права, которые предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством страны, просто не предоставляются осужденным либо произвольно ограничиваются администрациями учреждений. Отдельные дополнительные услуги, которые могут предоставляться осужденным исправительными учреждениями, не востребованы, так как у осужденных нет собственных средств либо они не осведомлены о своих правах. Это касается, прежде всего, решения бытовых вопросов.

Так, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений предусматривают, что для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Посещение исправительных колоний показывает, что в большинстве из них ежедневно работающих магазинов нет.

Кроме того, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения. Как свидетельствуют обращения осужденных, администрации исправительных учреждений неохотно идут на удовлетворение дополнительных просьб осужденных.

Так, в адрес Уполномоченного поступила жалоба осужденного С. (дело № 654/С от 03.08.2008) об отказе начальника колонии ИК № 11 сделать необходимые ксерокопии судебных документов. Свои действия начальник колонии обосновал тем, что совершать такие действия не положено и закон не обязывает его удовлетворять такие заявления. Осужденный был вынужден обратиться за защитой своих прав к Уполномоченному.

Комсомольская-на-Амуре прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях провела проверку по обращению Уполномоченного. Факты нарушения начальником ИК №11 прав осужденного нашли свое подтверждение. В адрес руководства прокуратурой было вынесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Халатность и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей работниками исправительных учреждений приводят к нарушению прав осужденных. В адрес Уполномоченного поступает достаточное количество обращений из исправительных учреждений края, в которых содержатся просьбы об оказании юридических консультаций, разъяснении положений законодательства о правах осужденных и их детей, порядке обжалования судебных постановлений, процедуре обращения в Европейский Суд по правам человека. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае по каждому обращению дают подробные разъяснения и консультации. В том числе с выездом для решения вопросов на местах.

Особое внимание в 2008 году Уполномоченный уделил проблеме обеспечения прав и законных интересов лиц, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел края. За год сотрудники аппарата Уполномоченного посетили ИВС УВД по краю, ИВС ОВД по муниципальному району имени Лазо, Николаевскому, Ванинскому, Советско-Гаванскому, Амурскому, Солнечному муниципальным районам и ИВС УВД по г. Комсомольску-на-Амуре. Руководители краевого УВД активно пошли на взаимодействие с институтом Уполномоченного. В результате 23 июля 2008 года было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое определило согласованный порядок и основные формы взаимодействия этих государственных органов по соблюдению, восстановлению нарушенных прав и свобод жителей края.

Посещение изоляторов временного содержания показало, что во многих из них условия содержания задержанных не соответствуют требованиям действующего законодательства.

По этим и другим нарушениям Уполномоченный направлял на имя начальника УВД по краю письма об устранении выявленных нарушений. Должностные лица органов внутренних дел, виновные в нарушении законодательства, а также за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, привлекались к дисциплинарной ответственности. Конечно, данные меры существенно не повлияли на изменение ситуации с соблюдением прав и законных интересов лиц, содержащихся в изоляторах, но Уполномоченный продолжит свои усилия по обеспечению и защите прав данной категории граждан. Плановые посещения сотрудниками аппарата Уполномоченного изоляторов временного содержания органов внутренних дел будут продолжены в 2009 году.

Активная работа Уполномоченного по обеспечению и защите прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных убеждает, что такая деятельность должна носить постоянный и системный характер.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ / INTERNATIONAL STANDARDS OF PRISONERS' TREATMENT / ОСУЖДЕННЫЕ / ОБРАЩЕНИЯ / ЖАЛОБЫ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / THE HUMAN RIGHTS COMMISSIONER OF RUSSIA / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / FOREIGN CITIZENS OR APATRIDES / CONVICTS / CLAIMS / REQUESTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна, Хван Татьяна Сергеевна, Васильева Елизавета Борисовна

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коробова Ирина Николаевна, Хван Татьяна Сергеевна, Васильева Елизавета Борисовна

Места размещения (проживания) осужденных к лишению свободы: проблемы правового регулирования и идентификации жилых помещений

Контроль региональных уполномоченных по правам человека за соблюдением прав осужденных в уголовно-исполнительной системе (на примере Кемеровской области)

Особенности гражданско-правовой ответственности сотрудников пенитенциарных служб за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия с точки зрения международного права

Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов региональной власти по вопросам социальной адаптации осужденных на примере УФСИН России по Астраханской области

PROBLEMS OF ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF CONVICTED PERSONS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA: PROCEEDINGS OF THE HUMAN RIGHTS COMMIS- SIONER OF RUSSIA

ИРИНА НИКОЛАЕВНА КОРОБОВА,

ЕЛИЗАВЕТА БОРИСОВНА ВАСИЛЬЕВА, курсант 4-го курса юридического факультета, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РОССИИ: ПО МАТЕРИАЛАМ ДОКЛАДОВ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Существует ряд острых проблем в учреждениях уголовно-исполнительной системы, связанных с соблюдением прав и свобод осужденных, такие как: неправомерное применение сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств к осужденным; ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных; неудовлетворительные условия содержания в исправительных учреждениях; перевод в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников.

© Коробова И. Н., Хван Т. С., Васильева Е. Б., 2018

Для надлежащего медицинского обеспечения и привлечения более широкого круга специалистов по различным профилям в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы апробируется механизм дистанционного лечения.

Внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и введение в действие новых Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений направлено на гуманизацию условий содержания в исправительных учреждениях России с учетом международных стандартов.

Ключевые слова: права и свободы человека, международные стандарты обращения с заключенными, осужденные, обращения, жалобы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Существующая система защиты прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, нуждается в развитии и совершенствовании. Более 20 лет назад начал функционировать институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, одним из направлений деятельности которого является надзор за соблюдением прав осужденных и заключенных.

Институты несудебной защиты прав и свобод человека и гражданина призваны дополнить существующий судебный механизм и способствовать комплексному решению этой проблемы.

В соответствии с рекомендациями ООН в последние годы развитию несудебной защиты прав человека уделяется повышенное внимание как на международном, так и на национальном уровне.

В основном круг поднимаемых заявителями проблем неизменен: нарушение прав на жизнь, личную безопасность, на свободу от пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, на медицинскую помощь и судебную защиту.

На основе анализа докладов Уполномоченного по правам человека в РФ за последние 5 лет нами был сформирован круг проблемных вопросов, которые выявлены исходя из обращений, заявлений, жалоб осужденных и их представителей. Прослежено, какие шаги для решения указанных проблем уже сделаны в настоящее время и определены направления дальнейшего совершенствования.

Очевидно, что Уполномоченный по правам человека в РФ является одним из субъектов обеспечения прав осужденных.

Один из способов информирования общества о деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ - его ежегодные доклады.

На основании анализа докладов Уполномоченного по правам человека в РФ за последние три года в УИС можно выделить ряд проблем, связанных с соблюдением прав и свобод лиц, отбывающих наказание. Наиболее острые из них следующие:

1) неправомерное применение сотрудниками УИС физической силы и специальных средств к осужденным;

2) ненадлежащее медицинское обеспечение осужденных;

3) неудовлетворительные условия содержания в исправительных учреждениях;

4) перевод в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места проживания до осуждения или проживания родственников.

В то же время часть вышеперечисленных проблем на сегодняшний день находят свое решение.

По условиям содержания в исправительных учреждениях (ИУ) был внесен целый ряд изменений в УК РФ, в том числе введены в действие новые Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений [4]. Так, увеличилось время прогулки для осужденных к пожизненному лишению свободы, к тому же им предоставлено право длительного свидания; осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также мужчинам, являющимся единственным родителем ребенка до 14 лет, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни вне пределов ИУ, а также дополнительное длительное свидание осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания.

Наиболее остро стоит вопрос о переводе осужденных в исправительное учреждение, расположенное поблизости от места их проживания до осуждения или проживания их родственников. Эта проблема была указана в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ еще в 2015 г., что послужило толчком к поиску ее решения.

Так, в сентябре 2015 г. по инициативе Уполномоченного по правам человека в РФ распоряжением Правительства РФ в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция развития УИС) было включено требование, касающееся выработки алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления.

При этом количество жалоб по данному вопросу в адрес Уполномоченного по правам человека в РФ в 2016 г. увеличилось (если на 2015 г. их было 450, то на 2016 г. -уже 531). К тому же, согласно официальным статистическим данным ФСИН России за 2017 г., одним из основных вопросов является перевод в исправительное учреждение ближе к месту жительства, количество обращений осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их родственников составляет 7283 [4].

Международные правовые акты, регулирующие вопросы распределения заключенных по пенитенциарным учреждениям и их последующей реабилитации, устанавливают, что принятие решения о распределении не должно создавать необоснованных трудностей для заключенных и их семей, включая детей заключенных, которые нуждаются в доступе к ним [2]. Все они должны содержаться как можно ближе к месту жительства или иному месту, которое наилучшим образом подходит для их социальной реабилитации.

Анализ правоприменительной деятельности позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на закрепление в российском законодательстве принципа отбывания наказания по месту жительства, имеется ряд нарушений в сфере его реализации. Данные факты порождают массу жалоб как самих осужденных, так и их родственников на неправомерность отбывания наказания в субъектах, отдаленных от места их проживания или осуждения. Отбывание осужденными наказания за несколько тысяч километров от дома нарушает их права и законные интересы, так как практически лишает их возможности свидания с родственниками. Кроме того, в данной ситуации абсолютно не учитываются социально-экономические условия нашей страны, а также уровень жизни основной массы населения.

В наихудшем положении находятся осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства, которые отбывают наказание в виде лишения свободы на всей террито-

уменьшить затраты по перевозке осужденных и лиц, содержащихся под стражей; создать условия для сохранения социально полезных связей осужденных, наилучшим образом реализовать права на длительные и краткосрочные свидания;

создать более благоприятные условия для общения и уменьшить расходы родственников; привлечь родственников и близких к участию в исправлении осужденных и оказанию положительного воздействия на них, особенно на нарушителей условий отбывания наказания;

Исправительное учреждение с изолированными участками с различными видами режимов - это не что иное, как мультирежимное (гибридное или комплексное) учреждение. Таким образом, количество материальных затрат на строительство новых учреждений может быть сведено к минимуму.

В течение нескольких последних лет в России отмечается тенденция к сокращению числа исправительных колоний. Так, в 2011 г. было ликвидировано 22 учреждения, в 2012 - 12, 2013 - 19, 2014 - 19, 2015 - 15, в 2016 г. - 3. Это привело к необходимости перемещения осужденных в другие исправительные учреждения, часто находящиеся в других субъектах Российской Федерации.

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере соблюдения прав, законных интересов и человеческого достоинства лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

создание условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, с учетом международных стандартов, в том числе стандартов Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, решений Европейского Суда по правам человека, а также требований Европейских пенитенциарных правил;

пересмотр ведомственных нормативных правовых актов с грифом ограничения доступа к документу в целях исключения указанного грифа из актов, затрагивающих права и обязанности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либо исключения этих положений из указанных актов.

3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. А. Крымова; науч. ред. А. П. Скибы. М., 2018. 759 с.

5. Уткин В. А. Гибридные исправительные учреждения и международные стандарты // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 7-11.

6. Хван Т. С. Международные стандарты обращения с осужденными - иностранными гражданами и лицами без гражданства // Уголовно-исполнительное право. 2017. Т. 13(1-4). № 2. С. 93-229.

1.Концепции понимания и трактовки преступности

уголовно-правовых запретов. При этом теоретически исключить нельзя существование тех людей, которые не предрасположенных к совершению преступлений. Однако этого об обществе в целом сказать нельзя.
Преступность – это закономерность, в силу которой совершается множество преступлений, при том, как преступления – это внешняя форма ее выражения. Поэтому в строгом смысле слова преступность нельзя называть явлением. Из понимания преступности в качестве неотъемлемого свойства человеческой истории неизменно вытекает концепция сосуществования с ней, а также государственной реакции на нее.
Под противодействием преступности принято понимать такой общественный механизм, который стимулирует правопослушность человеческого поведения, а также ослабление причин совершения преступлений, снижение опасности преступности. По мнению Д.А. Шестакова, реальная судебная практика, где преобладает такой вид наказания, как лишение преступника свободы, в определенной степени не согласовывается с провозглашенными в законе основными целями перевоспитания, исправления, а также предупреждения. В ней находит свое проявление пристрастие к устрашению. В сущности, она оступившегося человека превращает во врага общества. В действующем сегодня УК РФ предусмотрены следующие цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, а также предупреждение совершения новых преступлений (согласно ст. 43).
Укажем, что научные исследования в области противодействия преступности формируются, в основном, по двум направлениям, которые вызваны потребностями правоприменительной, в их числе и правотворческой деятельности, а также потребностями научно-исследовательских коллективов либо отдельных специалистов в плане разработки и/или создании ряда новых криминологических теорий. В некоторых случаях базовые направления развития научных исследований, закрепляются ведомственными нормативными актами. При этом имеет место постоянного обновления перечня перспективных направлений, а специалисты весьма критически относясь к уже имеющимся научным наработкам, вырабатывают новые направления как в виде отдельных криминологических отраслей, так и частных криминологических теорий. Такого рода научно обоснованные криминологические направления свое понимание и поддержку находят в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе, в котором и зародилась, в частности, современная российская отраслевая криминология. Процесс криминологического правотворчества сегодня не останавливается, а число принимаемых законов постоянно растает. Это обстоятельство актуализирует вопрос о значимости систематизации российского криминологического законодательства, отдельные варианты которого ранее предлагались представителями Невско-волжской криминологической школы.
На современном этапе особую актуальность также приобретают проблемы, которые связаны с реализацией гарантированных государством прав, свобод, а также законных интересов личности, в том числе осужденных.

2. Основная система прав осужденных

Осужденные в нашей стране остаются гражданами своего государства и наделены такими правами и обязанностями, реализация которых имеет свои отличительные особенности. Те проблемы, которые напрямую связаны с реализацией прав, законных интересов, а также обязанностей осуждённых ещё продолжительное время оставаться будут перспективным направлением российской уголовно-исполнительной политики, напрямую зависящей как от социально-экономического, так и нравственного уровня развития государства, а также стабилизации обстановки в стране.
Необходимо указать, что под конституционными правами и свободами человека и гражданина принято понимать закрепленные в Конституции РФ возможности индивида совершать определенные действия, самостоятельно избирать вид и меру поведения, пользоваться всеми предоставленными благами непосредственно для удовлетворения своих потребностей и интересов.
В свою очередь принципы и нормы национального и международного права признают осужденных к любой без исключения мере уголовно-правового характера гражданами государства, личностью и, соответственно, на них имеет распространение общегражданских прав и обязанностей, установленных Конституцией РФ, с теми ограничениями, степень которых напрямую зависит от меры и вида, назначенного им наказания.
Осужденные не могут освобождаться от исполнения своих непосредственно гражданских обязанностей, за исключением тех случаев, которые были установлены федеральным законом (см

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

1.Концепции понимания и трактовки преступности

уголовно-правовых запретов. При этом теоретически исключить нельзя существование тех людей, которые не предрасположенных к совершению преступлений. Однако этого об обществе в целом сказать нельзя.
Преступность – это закономерность, в силу которой совершается множество преступлений, при том, как преступления – это внешняя форма ее выражения. Поэтому в строгом смысле слова преступность нельзя называть явлением. Из понимания преступности в качестве неотъемлемого свойства человеческой истории неизменно вытекает концепция сосуществования с ней, а также государственной реакции на нее.
Под противодействием преступности принято понимать такой общественный механизм, который стимулирует правопослушность человеческого поведения, а также ослабление причин совершения преступлений, снижение опасности преступности. По мнению Д.А. Шестакова, реальная судебная практика, где преобладает такой вид наказания, как лишение преступника свободы, в определенной степени не согласовывается с провозглашенными в законе основными целями перевоспитания, исправления, а также предупреждения. В ней находит свое проявление пристрастие к устрашению. В сущности, она оступившегося человека превращает во врага общества. В действующем сегодня УК РФ предусмотрены следующие цели наказания: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, а также предупреждение совершения новых преступлений (согласно ст. 43).
Укажем, что научные исследования в области противодействия преступности формируются, в основном, по двум направлениям, которые вызваны потребностями правоприменительной, в их числе и правотворческой деятельности, а также потребностями научно-исследовательских коллективов либо отдельных специалистов в плане разработки и/или создании ряда новых криминологических теорий. В некоторых случаях базовые направления развития научных исследований, закрепляются ведомственными нормативными актами. При этом имеет место постоянного обновления перечня перспективных направлений, а специалисты весьма критически относясь к уже имеющимся научным наработкам, вырабатывают новые направления как в виде отдельных криминологических отраслей, так и частных криминологических теорий. Такого рода научно обоснованные криминологические направления свое понимание и поддержку находят в Санкт-Петербургском международном криминологическом клубе, в котором и зародилась, в частности, современная российская отраслевая криминология. Процесс криминологического правотворчества сегодня не останавливается, а число принимаемых законов постоянно растает. Это обстоятельство актуализирует вопрос о значимости систематизации российского криминологического законодательства, отдельные варианты которого ранее предлагались представителями Невско-волжской криминологической школы.
На современном этапе особую актуальность также приобретают проблемы, которые связаны с реализацией гарантированных государством прав, свобод, а также законных интересов личности, в том числе осужденных.

2. Основная система прав осужденных

3.Ограничение личных конституционных прав и свобод осужденных
Подавляющее большинство ограничений осужденных в правах, а также те особые обязанности, которые на них возлагаются, устанавливается в приговоре суда, а также в УИК РФ. Подчеркнем в этом отношении, что лица, которые лишены свободы, в большей мере, в сравнению с осужденными к другим мерам уголовно-правового характера, являются ограниченными в личных, неотъемлемых правах и свободах. При этом даже те лица, которые приговорены к смертной казни, до приведения данного приговора в исполнение (в случае, если мораторий на её исполнение будет отменен) в соответствии с УИК РФ наделены правами (см. ст. 184, 185).
В этом плане личные права и свободы осужденных к наказаниям, которые не связаны с изоляцией от общества, ничем прямо не ограничены. Они только косвенно испытывают не во всех случаях корректное отношение к себе. В свою очередь личные права и свободы осужденных, которые реально, а не условно отбывают наказание в виде лишения свободы, заметно ограничены. Такого рода ограничения или прямо предусмотрены в действующем законе либо ином нормативном акте (это, например, в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений), или же связаны с самим фактом необходимости пребывания данного виновного в условиях изоляции от общества. Это связано с необходимостью предоставления администрации исправительных учреждений действенных правовых рычагов с целью эффективного достижения целей наказания, а также обеспечения дисциплины и порядка в деятельности исправительных учреждений, предупреждения новых преступлений среди осуждённых и иного рода правонарушений, а также исправления осужденных.
Как известно, основным естественным, а также неотчуждаемым правом человека выступает его право на жизнь

Какие права есть у осужденных и заключенных?

Правительство РФ охраняет и уважает права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств, их исправление, правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с ограничениями и изъятиями, что установлены уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не освобождаются от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Права осужденных, которые не являются гражданами РФ, не имеют гражданства, регламентируются международными договорами РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом соблюдаются все изъятия и ограничения, предусмотренные уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Конкретный объем прав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, устанавливает Уголовно-исполнительный кодекс, исходя из вида отбываемого наказания.

Кодекс также устанавливает базовые права заключенных:

Какие права есть у осужденных и заключенных?

Правозащитные организации обеспечивают защиту прав заключенных. Запрещаются медицинские, научные или иные опыты, связанные с испытанием лекарственных препаратов, новых диагностических методов, профилактики и лечения заболеваний, а также проведение биомедицинских исследований.

Осужденным гарантируется свобода вероисповедания и совести. При этом религиозные обряды не должны нарушать правила нахождения в исправительном учреждении.

Допускается кино- , фото- и видео съемка заключенных только после получения их согласия в письменной форме.

Защита прав заключенных

Защита прав заключенных

Одним из основных признаков правового государства является его способность обеспечить соблюдение прав и свобод своих граждан, в том числе и осужденных.

Но в силу специфики правоотношений, которые возникают в процессе исполнения уголовных наказаний, правового и социального статуса, осужденные относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан с точки зрения наличия возможностей самостоятельно отстаивать свои права и свободы.

Это одна из причин, по которой нарушение прав лиц, пребывающих в местах лишения свободы, продолжают оставаться достаточно распространенными.

Существуют и другие обстоятельства, которые оказывают негативное влияние на защиту прав осужденных в местах лишения свободы:

  1. Недостаточный уровень грамотности заключенных с правовой точки зрения. Он является одним из важных условий для осуществления эффективной защиты и восстановления ими своих прав и свобод.
  2. Осужденные плохо осведомлены о широком комплексе предоставляемых международными актами и иным законодательством прав, свобод и законных интересов. Администрация исправительного учреждения их не всегда информируют об этом надлежащим образом.

Правозащитные организации активно направляют свою деятельность на защиту прав заключенных. Она состоит в следующем:

Защищать права осужденных немаловажно, поскольку, если у человека в тюрьме будут приемлемые условия существования, он не озлобится еще сильнее и у него будет надежда на достойную социальную жизнь в будущем.

Право заключенных на образование

Международное сообщество признает право осужденных на образование, как и каждого человека. Оно направлено на развитие личности и достоинства гражданина, дает возможность стать полезным для общества, способствует взаимопониманию, терпимости и дружбе всех народов. Образование должно быть доступно всем.

Комитет по защите прав заключенных способствует соблюдению их прав и законных интересов. В современных исправительных учреждениях функционируют вечерние общеобразовательные школы и учебно- консультационные пункты, которые обеспечивают реализацию прав осужденных на получение образования.

Профессиональное обучение осужденных — это второй вид образования, который обеспечивается в местах лишения свободы за счет бюджетных средств. Оно направлено на получение осужденными знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов трудовой деятельности.

Имеют ли право голосовать заключенные

Имеют ли право голосовать заключенные

Каждый гражданин России имеет право голосовать. Но в соответствии с законодательством существуют некоторые ограничения. Поэтому следует разобраться, имеют ли право голосовать заключенные.

Статья 32 Конституции РФ предусматривает запрет на участие в выборах недееспособных граждан, а также тех, кто находится в местах лишения свободы по приговору суда.

Осужденные, на момент пребывания в тюрьме не могут воспользоваться правом голоса. Данное правило не распространяется на заключенных в следственных изоляторах временного содержания, поскольку их вина еще не доказана судом.

Чтобы проголосовать в СИЗО, заключенному нужно получить открепительный талон по месту прописки. Для этого следует написать доверенность на человека, который сможет получить открепительное удостоверение за него и подать заявление в избирательную комиссию с просьбой выдать открепительный талон. Заверить доверенность может администрация СИЗО.

Если вина заключенного будет признана, он лишается права голоса на весь срок пребывания в местах лишения свободы. После выхода на свободу право голоса возвращается автоматически.

Если заключенный неизлечимо больной

Если заключенный неизлечимо больной

Довольно часто оказывается, что заключенный неизлечимо больной. Верховный суд России обязывает освобождать смертельно больных осужденных, несмотря на то, как они себя ведут за решеткой.

Если человек страдает заболеваниями, которые изначально неизлечимы или достигли такой стадии, когда уже медицина помочь не может, его нельзя держать в тюрьме.

Суды не вправе отказать в освобождении от отбывания наказания по основаниям, не указанным в законе, в том числе таким, как тяжесть совершенного преступления и условия содержания.

Условия труда осужденных

Условия труда осужденных регулируются трудовым законодательством, прежде всего, правилами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

В соответствии с законодательством РФ о труде, осужденные имеют право на оплачиваемый отпуск. Устанавливается продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Осужденные теряют право на льготы, связанные с непрерывным трудовым стажем. Но время оплачиваемой работы засчитывается им в общий трудовой стаж.

При систематическом уклонении осужденного от выполнения работы, три или более раз на протяжении месяца, данный месяц исключается по решению администрации из общего трудового стажа. Осужденный имеет право обжаловать данное решение в суде.

Условия труда осужденных

Право осужденных на ежегодный оплачиваемый отпуск:

  1. Отбывающие лишение свободы в иных исправительных учреждениях — 12 рабочих дней.
  2. Отбывающие лишение свободы в воспитательных колониях — 18 рабочих дней.

Зарплату осужденных следует отличать от реальной суммы денег, которая зачисляется им на лицевой счет. Поскольку з заработной платы, пенсии или иных доходов производится удержание для возмещения расходов по их содержанию, в которые входит стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены.

Правом на отпуск осужденные могут воспользоваться по истечению шести месяцев работы в исправительном учреждении. При этом время содержания осужденного в штрафном изоляторе, одиночной камере, помещении камерного типа в срок предоставления отпуска не засчитывается.

Отпуска предоставляются с выездом за пределы мест лишения свободы или без выезда. Данный отношения регулируются не только УПК РФ, но и Трудовым кодексом.

Таким образом, люди, пребывающие в местах лишения свободы, относятся к особой категории граждан, которые нуждаются в правовой поддержке. Лица, совершившие преступление и нарушившие закон, тоже могут иметь право на защиту.

В результате нахождения за решеткой у человека появляется возможность переосмыслить свое поведение. Независимо от степени наказания должна соблюдаться определенная совокупность прав, законных интересов и юридических запретов. Они правовое положение лиц, отбывающих срок.

Читайте также: