Государственный доклад о состоянии окружающей среды оренбургской области

Обновлено: 19.05.2024

О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т АН О В Л Е Н И Е

25.12.2014 г.Оренбург № 1006-п

О подготовке и распространении ежегодногогосударственного доклада о

состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области

1. Утвердить положение о подготовке ираспространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охранеокружающей среды Оренбургской области согласно приложению.

2. Контроль заисполнением настоящего постановления возложить на министра природныхресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Костюченко К.П.

3. Постановление вступает в силу со дня егоподписания.

от 25.12.2014 № 1006-п

о подготовке ираспространении ежегодного государственного доклада

о состоянии и об охранеокружающей среды Оренбургской области

1. Настоящее Положение определяет порядокподготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии иоб охране окружающей среды Оренбургскойобласти (далее – доклад), в том числе сроки его подготовки и распространения,требования к содержанию и материалам, необходимым для его подготовки.

2. Доклад является официальнымдокументом, подготавливаемым в целях обеспечения реализации прав граждан надостоверную информацию о состоянии окружающей среды и информированиятерриториальных органов федеральных органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти Оренбургской области, органовместного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее –органы местного самоуправления), общественных и иных некоммерческихобъединений, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей омероприятиях, направленных на сохранение и восстановление природнойсреды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов,предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности наокружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Доклад служит основой для определения приоритетныхнаправлений природоохранной деятельности в Оренбургской области, а такжеразработки мер, направленных на предупреждение и сокращение негативноговоздействия на окружающую среду природных и антропогенных факторов.

II . Содержание и структура доклада

3. Докладпредставляет собой документированный систематизированный свод аналитическойинформации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природнойсреды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах,явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей средыпод влиянием природных и антропогенных факторов, совершенствовании системыэкологического просвещения населения, а также развитии сети особо охраняемыхприродных территорий регионального уровня.

4. Доклад содержит:

основные показатели фактического состояния окружающейсреды;

сведения о природных и антропогенных факторах, в томчисле основных отраслях экономической деятельности, влияющих на состояниеокружающей среды;

анализ, тенденции и прогноз воздействия указанныхфакторов на
окружающую среду и принимаемые меры по ее охране;

сведения об осуществляемых экономических, правовых,социальных и иных мерах в области охраны окружающей среды.

5. При подготовке доклада используются:

аналитические материалы территориальных органовфедеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функциигосударственного регулирования в области охраны окружающей среды, и органовгосударственной власти Оренбургской области;

данные государственной статистики и отчетности;

информация и материалы о состоянии и охране окружающейсреды в Оренбургской области;

данные научных исследований, связанных с оценкойсостояния окружающей среды в Оренбургской области.

6. Доклад готовится в соответствии с критериями,приведенными в методических рекомендациях, утвержденных Министерствомприродных ресурсов и экологииРоссийской Федерации (далее – Минприроды России).

7. Объем внутреннего блока ежегодного докладасоставляет не более 300 страниц.

8. Доклад готовится в соответствии с типовойструктурой государственного ежегодного доклада о состоянии и об охранеокружающей среды Оренбургской области согласно приложению к настоящемуПоложению.

III . Подготовка и распространение доклада

9. Подготовка доклада осуществляетсяминистерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее – министерство).

10. Министерство осуществляет редактирование,оформление разделов доклада для егопредставления в типографию.

11. Ежегодно, в срок до 1 июля текущего года, с цельюорганизации общественного обсуждения доклада на официальном сайте министерства размещаются:

а) текст доклада;

порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по докладу;

сроке , в течение которого будет проводиться общественноеобсуждение доклада.

Срок общественного обсуждения доклада определяетсяминистерством, но не может составлять менее 30 дней со дня размещения докладана официальном сайте министерства.

12. Доклад по итогам предыдущего года издаетсяежегодно в срок до 1 октября текущего года.

13. Министерство обеспечивает распространение доклададо 31 декабря текущего года территориальным органам федеральных органовисполнительной власти Оренбургской области, органам исполнительной изаконодательной власти Оренбургской области, органам местного самоуправленияОренбургской области, библиотекам, школам, высшим учебным заведениям,общественным организациям, средствам массовой информации.

14. Доклад ежегодно направляется в Минприроды России иполномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжскомфедеральном округе.

от 25 декабря 2014 года N 1006-п

О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях обеспечения органов государственной власти, организаций и населения на территории Оренбургской области объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности:

1. Утвердить положение о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Костюченко К.П.

3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 25 декабря 2014 года N 1006-п

Положение о подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области (далее - доклад), в том числе сроки его подготовки и распространения, требования к содержанию и материалам, необходимым для его подготовки.

2. Доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения реализации прав граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и информирования территориальных органов федеральных органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Оренбургской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области (далее - органы местного самоуправления), общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей о мероприятиях, направленных на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Доклад служит основой для определения приоритетных направлений природоохранной деятельности в Оренбургской области, а также разработки мер, направленных на предупреждение и сокращение негативного воздействия на окружающую среду природных и антропогенных факторов.

II. Содержание и структура доклада

3. Доклад представляет собой документированный систематизированный свод аналитической информации о состоянии окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, о происходящих в них процессах, явлениях, результатах оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием природных и антропогенных факторов, совершенствовании системы экологического просвещения населения, а также развитии сети особо охраняемых природных территорий регионального уровня.

4. Доклад содержит:

основные показатели фактического состояния окружающей среды;

сведения о природных и антропогенных факторах, в том числе основных отраслях экономической деятельности, влияющих на состояние окружающей среды;

анализ, тенденции и прогноз воздействия указанных факторов на окружающую среду и принимаемые меры по ее охране;

сведения об осуществляемых экономических, правовых, социальных и иных мерах в области охраны окружающей среды.

5. При подготовке доклада используются:

аналитические материалы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного регулирования в области охраны окружающей среды, и органов государственной власти Оренбургской области;

данные государственной статистики и отчетности;

информация и материалы о состоянии и охране окружающей среды в Оренбургской области;

данные научных исследований, связанных с оценкой состояния окружающей среды в Оренбургской области.

6. Доклад готовится в соответствии с критериями, приведенными в методических рекомендациях, утвержденных Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).

7. Объем внутреннего блока ежегодного доклада составляет не более 300 страниц.

8. Доклад готовится в соответствии с типовой структурой государственного ежегодного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области согласно приложению к настоящему Положению.

III. Подготовка и распространение доклада

9. Подготовка доклада осуществляется министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство).

10. Министерство осуществляет редактирование, оформление разделов доклада для его представления в типографию.

11. Ежегодно, в срок до 1 июля текущего года, с целью организации общественного обсуждения доклада на официальном сайте министерства размещаются:

а) текст доклада;

порядке направления гражданами на соответствующий сайт замечаний и предложений по докладу;

сроке, в течение которого будет проводиться общественное обсуждение доклада.

Срок общественного обсуждения доклада определяется министерством, но не может составлять менее 30 дней со дня размещения доклада на официальном сайте министерства.

12. Доклад по итогам предыдущего года издается ежегодно в срок до 1 октября текущего года.

13. Министерство обеспечивает распространение доклада до 31 декабря текущего года территориальным органам федеральных органов исполнительной власти Оренбургской области, органам исполнительной и законодательной власти Оренбургской области, органам местного самоуправления Оренбургской области, библиотекам, школам, высшим учебным заведениям, общественным организациям, средствам массовой информации.

14. Доклад ежегодно направляется в Минприроды России и полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе.

Приложение
к положению
о подготовке и распространении
ежегодного государственного
доклада о состоянии и об охране
окружающей среды
Оренбургской области

Типовая структура ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области

Список используемых сокращений

Часть I. Качество природной среды и состояние природных ресурсов

Метеорологические особенности года

Состояние и охрана атмосферного воздуха

Критерии санитарно-гигиенической оценки состояния воздуха

Характеристика загрязнения атмосферного воздуха в промышленных городах Оренбургской области

Поверхностные и подземные воды

Общая характеристика водно-ресурсного потенциала

Перечень выполненных мероприятий, связанных с охраной водных ресурсов

Почвы и земельные ресурсы

Почвенный покров Оренбургской области

Земельный фонд и его структура

Государственный мониторинг земель, анализ качественного состояния земель

Использование полезных ископаемых, основные результаты геологических работ

Характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды

Радиационные аномалии и загрязнения на территории области

Радиационные аварии и происшествия

Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Часть II. Состояние растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории

Состояние растительного мира

Леса, их использование, воспроизводство и охрана

Лесовосстановление, лесоразведение и уход за лесом

Охрана лесов от пожаров и лесонарушений

Платежи за пользование лесным фондом

Государственный лесной контроль и надзор

Непромысловые животные, в том числе редкие и исчезающие виды

Охотничьи ресурсы Оренбургской области

Государственное управление в области охраны, воспроизводства и регулирования охотничьих ресурсов

Использование, регулирование и охрана объектов животного мира

Основные мероприятия, направленные на сохранение животного мира

Рыбные запасы, состояние, использование, охрана и воспроизводство

Фонд рыбохозяйственных водоемов Оренбургской области

Состояние водных биоресурсов

Осуществление контрольно-надзорных функций в области охраны рыбных запасов

Особо охраняемые природные территории

Часть III. Влияние экологических факторов на сохранение культурного наследия

Влияние экологических факторов на памятники истории и культуры

Часть IV. Воздействие отраслей экономики на окружающую среду

Воздействие отраслей экономики на окружающую среду

Отходы производства и потребления

Промышленные и транспортные аварии

Часть V. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования

Государственная экологическая политика

Экологические программы и их реализация

Государственный контроль в сфере природопользования и экологической безопасности

Государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов

Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

Государственный контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти Оренбургской области переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов

Государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов)

Государственный контроль и надзор в сфере использования и охраны земельных ресурсов

Государственный контроль и надзор в сельском хозяйстве Оренбургской области

Государственный экологический контроль, осуществляемый министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области

Обеспечение исполнения природоохранного законодательства органами прокуратуры

Государственная экологическая экспертиза

Нормирование в области охраны окружающей среды

Государственный экологический мониторинг

Экономическое регулирование и финансирование природоохранной деятельности

Наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2009 году

Правительство Оренбургской области. - 2009 г. - 276 с.
В докладе представлена систематизированная аналитическая информация о состоянии окружающей среды и деятельности природоохранных служб, ведомств и природно-ресурсных организаций оренбургской области в 2009 году. рассмотрены важнейшие экологические проблемы и пути их решения, различные аспекты экологической обстановки в Оренбургской области, а также особенности воздействия на окружающую среду и здоровье населения отраслей экономики.

Государственный доклад О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2010 году

  • формат doc
  • размер 3.11 МБ
  • добавлен 01 июля 2011 г.

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области. - 2011г. - 199с. Содержание. Общая характеристика Иркутской области. Характеристика природных ресурсов. Качество природной среды и состояние природных ресурсов. Влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду. Региональные экологические проблемы. Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования на территории Иркутской области.

Марфенин Н.Н. Экокультура: В поисках выхода из экологического кризиса (хрестоматия по курсу охраны окружающей среды)

  • формат gif, htm, jpg
  • размер 373.59 КБ
  • добавлен 21 августа 2010 г.

В сборнике текстов (хрестоматии) представлены современные сведения по основам рационального природопользования, дополняющие содержание основных учебных пособий, в том числе: статистические данные, нормативные документы, выдержки из ежегодных Государственных докладов о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации, а также фрагменты наиболее удачных популярных статей. Материалы сборника текстов соответствуют содержанию государственно.

Охрана окружающей среды Чувашской Республики в 2007 году

  • формат doc
  • размер 20.7 МБ
  • добавлен 09 августа 2009 г.

Понятова Т.И., Запасова М.Л. и др. Охрана окружающей среды Чувашской Республики в 2008 году

  • формат doc
  • размер 8.2 МБ
  • добавлен 16 февраля 2011 г.

Понятова Т.И., Запасова М.Л. и др. Охрана окружающей среды Чувашской Республики в 2009 году

  • формат pdf
  • размер 859.36 КБ
  • добавлен 16 февраля 2011 г.

Ревелль П., Ревелль Ч. Среда нашего обитания. Книга 3. Энергетические проблемы человечества

  • формат djvu
  • размер 7.68 МБ
  • добавлен 02 октября 2010 г.

Изд.: Москва. "Мир"; Год: 1995; Стр. : 296, с илл. ISBN: 5-03-002896-X, 5-03-002893-5, 0-86720-072-3 Книга американских авторов — популярное в США руководство по охране окружающей среды, сочетающее ясное, систематизированное изложение фундаментальных основ с описанием случаев экологических катастроф и аварий и путей выхода из кризисных ситуаций. На русском языке выпускается в виде 4-х отдельных книг. В книге 3 показана экологическая цена использо.

Сорокин Н.Д. и др. Практическое руководство для предприятий Санкт-Петербурга по важнейшим природоохранным проблемам

  • формат pdf
  • размер 1.08 МБ
  • добавлен 11 апреля 2011 г.

Сорокин Н.Д. Охрана окружающей среды на предприятии в 2009 году

  • формат djvu
  • размер 10.01 МБ
  • добавлен 12 ноября 2010 г.

СПб, Библиотека интеграла, 2009. - 696 с. Справочное издание для руководителей и лиц, принимающих решения в области охраны окружающей среды. Полезный справочник для инженеров-экологов предприятий, проектировщиков, специалистов, нуждающихся в справочной информации по охране окружающей среды. В книге отражены нормативно-правовые акты, существовавшие на период 1 января 2009 года. С тех пор в законодательстве произошли некоторые изменения, но в цело.

Учебная программа обучения по вопросам охраны окружающей среды

  • формат doc
  • размер 13.94 КБ
  • добавлен 03 декабря 2008 г.

Программа обучения по вопросам охраны окружающей среды включает в себя: организационно-правовые основы охраны окружающей среды; государственный экологический контроль; отходы производства и потребления; экологическая регламентация хозяйственной деятельности; особенности организации охраны окружающей среды на предприятия и др. Курс рассчитан на повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов в различных отрас.

Фёдоров А.В. Российское природоохранное движение 2007

  • формат pdf
  • размер 322.44 КБ
  • добавлен 21 августа 2010 г.

Российское природоохранное движение 2007 (крупнейшие экологические объединения России межрегионального уровня). - М.: НИА-Природа, 2007. 100 с. Справочник содержит информацию о крупнейших российских общественных организациях (объединениях) межрегионального уровня, ставящих и решающих задачи по охране окружающей среды. Изложенная в справочнике информация может послужить установлению новых связей и партнерств между организациями государственного се.

Оренбургская область входит в 30-ку наиболее крупных областей РФ по площади занимаемой территории. В пределах этого одного субъекта федерации можно наблюдать различные ландшафты, растительность, представляющую разные природные зоны; здесь уместно вспомнить и про хребет Малый Накас, густо покрытый лесами, и про очаровывающие своей мощью степи.

Не меньше природных богатств находится под землей, скрытые от человеческого глаза – энергетические ресурсы, например, нефть и газ, около сотни месторождений уже разработано.

А где есть полезные ископаемые, там развивается промышленность, не исключение и Оренбуржье, поэтому тема экологических проблем для Оренбургской области не теряет своей актуальности, а, скорее, наоборот, с каждым годом становится все более насущной для обсуждения.

Экологическое состояние природной среды Оренбуржья

состояние природной среды Оренбуржья

Водные ресурсы. Через территорию области протекает несколько рек, среди них Урал, Самара, Тобол, Илек и Сакмара. При этом местные жители гордятся и озерной системой, особенно крупным озером Шалкар-Ега-Кара, которое является памятником природы на уровне региона.

Основные источники водоснабжения для области – это подземные воды. Испытывая антропогенное воздействие, качество воды постоянно ухудшается. Среди распространенных загрязнителей: нефтепродукты, фенолы, металлы (цинк, медь, железо), селен, бром и фтор.

Наиболее загрязненной рекой региона является приток Сакмары – река Блява. По причине соседства с индустриальными областями воды реки Урал на территорию области попадают уже с большим количеством вредных для биосистемы загрязняющих веществ.

Атмосферный воздух. Южноуральская горноперерабатывающая компания, Медногорский медно-серный комбинат, газоперерабатывающий и гелиевый заводы – перечень подобных объектов, функционирующих на территории Оренбуржья, может быть длинным, однако и его начала достаточно, чтобы представить, насколько в связи с такой промышленностью обостряется экологическая ситуация. Сильно загрязняют воздушный бассейн Каргалинская и Сакмарская ТЭЦ (их суммарная доля загрязнения более 7%).

Атмосферный воздух

Если сравнивать по годам, то в конце 90-х – начале 2000-х количество вредных выбросов сократилось более чем на 60%, что, к сожалению, объясняется не улучшением технологий, а спадом в промышленном производстве.

Но при этом увеличилось количество личного автомобильного транспорта, среди которого никак не электромобили, а привычные для нас машины – по сути, передвижные источники СО2.

Морально и физически устаревшее оборудование на заводах приводит к постоянным неполадкам, к аварийным выбросам в атмосферный воздух вредных газов, веществ. Наглядным примером является авария, произошедшая более 10 лет назад на Гелиевом заводе, который расположен недалеко от областного центра.

Почвы. Упомянутая промышленность наносит вред не только воздуху, но и земельным ресурсам. Предприятия химической и металлургической индустрии загрязняют почвы тяжелыми металлами, неудовлетворительная их концентрация наблюдается в Кувандыкском, Медногорском промышленных районах.

Почвы

В почвах обнаружено превышение допустимых норм содержания меди, свинца, кадмия, серы, ртути, мышьяка, бензапирена.

В сельском хозяйстве также не соблюдаются экологические нормы. Чрезмерная распаханность земель вызывает деградацию почв, снижается их способность к самовосстановлению. Одни недобросовестные предприниматели используют запрещенные агрохимикаты, другие не соблюдают правила хранения и использования разрешенных удобрений.

Экология Оренбурга

Упомянутые выше экопроблемы являются экологическими проблемами и для Оренбурга – города однозначно промышленного. Но здесь следует поднять вопрос о твердых бытовых отходах, который в предыдущих пунктах не затрагивался, хотя доля мусора в загрязнении природных сред также существенна.

Экология Оренбурга

В городе с населением более полумиллиона человек скапливается большое количество отходов потребления, среди них больше всего упаковочной бумаги, тары. Однако не каждый житель задумывается, что более половины всех ТБО можно повторно переработать, ведь в административном центре функционируют компании, скупающие вторсырье.

К сожалению, в области работает лишь мусоросортировочный завод (а не перерабатывающий), большинство мусора, попав на свалку, там и остается.

Повышать экологическую грамотность (образовательные программы, мероприятия экологической направленности, волонтерские движения и т.п.), а это повлечет положительные изменения: население осознает, что сортировать отходы – это улучшать свою же жизнь; предприниматели могут прийти к выводу, что ресурсосберегающие современные технологии не только экологические, но и экономичные, если смотреть в будущее; владельцы мелких фермерских хозяйств также узнают, насколько они вредят окружающей среде пестицидами и какие нынче популярные (и дорогостоящие) экопродукты.

Читайте также: