Стремление системы экономить энергию как принцип действия механизма самосохранения доклад

Обновлено: 05.07.2024

Сложность как одна из существенных сторон действительности как проблема современности. Сложная система как открытая, динамическая, стохастическая система с трудно прогнозируемыми исходами при переходе из одного состояния в другое. Число состояний системы как мера разнообразия. Разнообразие как мера сложности в кибернетике. Количественные признаки сложных систем (наличие большого числа элементов и связей). Качественные черты сложных систем (сложный характер связей между элементами, сложность функций отдельных элементов и системы, сложный характер взаимодействия с внешней средой, необходимость сложноорганизованной системы управления).

Каковы основные характеристики сложной системы?

Назовите основные принципы управления.

В чем особенности принципа иерархии управления, и иерархии связей?

Какова роль закона необходимого разнообразия в управлении?

В чем принципиальные особенности кибернетической системы?

Какова роль обратной связи в процессах управления, адаптации и самоорганизации?

В чем особенности внутреннего и внешнего описания системы?

Тема 6. основные законы и принципы управления

Управление как процесс перевода системы в новое состояние путем воздействия на ее параметры. Стремление системы экономить энергию и принцип действия механизма самосохранения. Принцип экономии энтропии. Переход системы в такое новое состояние, которому соответствует минимум рассеяния энергии, в соответствии с принципом экономии энтропии, или принципом наименьшего действия.

Порядок и организация как средство против деструкции, разрушения системы в результате действия внутренних, негативных процессов и внешних возмущений. Необходимость управления , (причем чаще всего сложно организованного в соответствии с принципом У. Р. Эшби), как средства против деструкции (разрушения), для обеспечения устойчивости системы. Принцип многофункциональности. Принцип централизации управления. Жесткие элементы управления. Децентрализация управления. Самоуправление и саморегуляция. Закон усиления регулирования и управления. Регулирование, регулятор, самоорганизация, принцип обратной связи. Влияние усилительных свойств системы по отношению к управляющему параметру на осуществимость ее управления.

Основные понятия и термины: принцип наименьшего действия, устойчивость, управляемость, принцип экономии энтропии, принцип полифинальности, принцип эквифинальности, закон самосохранения, централизация управления, децентрализация управления.

Какие принципы управления отражают стремление системы экономить энергию?

Раскройте понятия устойчивости системы и равновесного состояния системы.

Каков характер взаимодействия динамической системы с внешней средой в соответствии с принципом Ле Шателье?

Какие факторы влияют на управляемость систем?

В чем достоинства и недостатки централизации и децентрализации управления?

В чем проявляется действие закона усиления регулирования и управления?

Каков характер влияния принципов полифинальности и эквифинальности на адаптацию и эволюцию (развитие) системы?

Какова связь между законом самосохранения и принципом экономии энтропии?

В чем проявляется принцип наименьшего действия?

Тема 7. управление сложными организационными системами

Принцип обратной связи , или взаимозависимость как основной принцип регулирования, как фундаментальное общенаучное понятие в теории управления. Управление сложными системами при наличии обратной связи в цепи регулирования. Возможности регулятора с обратной связью компенсировать возмущения не только определенного вида, но и произвольные возмущения. Типы обратных связей. Положительные и отрицательные обратные связи. Гладкие и пороговые (линейные и нелинейные) обратные связи. Двухсторонние и односторонние обратные связи. Мгновенные (безынерционные), запаздывающие (инертные), опережающие обратные связи. Способы использования обратных связей - автоматические, автоматизированные.

В чем особенности взаимоотношения между управляющей и управляемой системами в соответствии с принципом обратной связи?

Какие особенности характерны для системы управления как субъектно-объектного отношения?

В чем специфика режима функционирования системы управления?

Каково назначение отрицательной обратной связи в процессе функционирования организации?

Какова роль положительной обратной связи в развитии организации, какое влияние она оказывает на управляемость организации?

Приведите примеры реализации принципа обратной связи в социальной сфере.

В чем особенности режима развития системы управления?

В чем особенности управления с упреждением (стратегического управления)?

Какие задачи решают системы адаптационного управления?

Тема 8. эффективность управления

Понятие эффективности. Эффективность как содержание управления организацией. Эффективность и производительность Методы повышения эффективности управления. Эффективное использование ресурсов административными организациями как основная задача управления. Влияние определенных условий внешней среды на эффективность функционирования системы. Зависимость эффективности от стоимости ( затрат на разработку и эксплуатацию системы). Понятие критерия эффективности. Двойственность определения критерия эффективности. Внешняя эффективность как характеристика степени достижения целей. Внутренняя эффективность, или рациональность использования ресурсов.

Техническая эффективность как свойство системы, отражающее характер оцениваемой деятельности, как свидетельство того, что делаются нужные вещи. Экономическая эффективность как свойство системы, характеризующее то, насколько умело (экономично) используются ресурсы (в процессе деятельности).

Эффективность работы персонала. Развитие желания и умения каждого работника работать с максимальной отдачей как самый надежный способ повысить эффективность. Высокая профессиональная подготовка исполнителей как основа умения. Развитие желания трудиться на основе психологической подготовки персонала.

Целенаправленность как основное свойство социальных систем. Понятие цели управления . Соотношение целей управления с требованиями среды, ресурсами и возможностями социальной системы. Комплексный характер целей управления. Связь целей управления с методами, функциями и организационной структурой управления. Целевой подход и его содержание. Цель как набор характеристик желаемой системы. Выбор цели как разработка системы ценностей. Ценность как выбор того, что является важным, стоящим, что привлекает внимание, интерес человека.

Назовите основные пути и методы повышения эффективности управления.

В чем отличие понятия технической эффективности от экономической эффективности?

В чем специфика использования метода «дерева целей для декомпозиции главной цели?

Чем объяснить многоцелевой характер социально-технических систем?

В чем специфика технологического пути повышения эффективности?

В чем суть целевого подхода в управлении?

Тема 9. управляющая система и ее особенности (субъект управления)

Субъект управления. Виды (типы) субъектов управления. Орган управления. Управляющая система. Организация как субъект управления. Коллективный (коллегиальный) орган управления. Информационно-управляющая система. Руководитель как субъект управления. Власть и ответственность в управлении. Архетипы руководителей (классификация И. Ансоффа). Формально регламентированные права и обязанности руководителя. Юридическая ответственность руководителя за функционирование коллектива. Право руководителя располагать строго определенными возможностями санкционирования (наказания и поощрения) подчиненных. Основные задачи руководителя.

Делегирование, полномочия и ответственность. Делегирование как инструмент передачи задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Ответственность как обязательство исполнителя выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Организационные полномочия. Виды полномочий. Линейные полномочия, и иерархия управления. Полномочия и власть. Цепи команд. Власть и влияние , инструменты лидерства как основные средства руководителя, необходимые для разрешения проблемных ситуаций. Управленческие роли руководителя (классификация Г. Минцберга). Руководство и принцип необходимого разнообразия. Стили руководства по К. Левину. Классификация стилей руководства по Т. Коно.

Власть как способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств. Власть (в экономике), основанная на владении землей. Власть, основанная на капитале. Власть, основанная на владении информацией, на знаниях и опыте. Типология власти по М. Веберу. Законная (бюрократическая, рациональная) власть. Традиционная власть. Харизматическая власть.

Аппарат государственный (управленческий) как основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления. Понятие структуры государственного аппарата. Управленческая, организационная деятельность как содержание деятельности государственного аппарата и его подразделений. Административный аппарат. Государственные служащие и их властные полномочия для реализации функций государственной власти. Типы административного аппарата.

Основные понятия и термины: лидерство, влияние, власть, стиль руководства, субъект управления, управляющая система, звено управления, полномочия, делегирование, ответственность, структура управления, масштаб управляемости, норма управляемости, аппарат управления, администрация.

Каково назначение и особенности управляющей системы (субъекта управления)?

В чем специфика управления и руководства в организации?

Каковы организационные роли руководителя (классификация Г. Минцберга)?

В чем достоинства и недостатки линейных и функциональных структур управления?

Стремление системы экономить энергию как принцип действия механизма самосохранения. Принципы управления, отражающие стремление системы экономить энергию (принцип минимума роста энтропии и принцип наименьшего действия).

1. Стремление системы экономить энергию как принцип действия механизма самосохранения.

Срок существования системы ограничен во времени, в течение которого она располагает энергией для воспроизводства и замещения выбывающих элементов и для поддержания связей между всеми образующими ее элементами. Система только тогда способна к самодвижению и изменению, когда она обладает свободной энергией. Свободная энергия – это мера разности потенциалов двух подсистем.

Любая система обладает запасом энергии, заключенным в разнообразии ее элементов, напряженности связи между ними. Благодаря энергии связей элементы удерживаются внутри системы, сохраняя ее целостность. Наличие свободной энергии в организованных системах является условием их стабильного функционирования.

Основной закон существования систем - стремление к самосохранению. Без соблюдения этого закона существование систем немыслимо. Каждая система благодаря своей организации стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал. Она стремится сохранить себя как целостное образование и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость - это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения.

Можно сформулировать выводы, характеризующие механизм действия закона самосохранения следующие. Во-первых, самосохранение есть выживание системы через поддержание ее целостности, состояние подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ее потенциала. Во-вторых, самосохранение непосредственно связано с адаптацией системы. В-третьих, необходимым условием самосохранения выступает развитие организации.

В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию.

V1i - ресурс внешнего разрушительного воздействия.

V2i - ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.

Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Левая часть в формуле называется "энергией удержания", а правая - "энергией, ликвидации". Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.

В условиях простого воспроизводства получаемая энергия направляется на возмещение израсходованной в процессе производственной деятельности. Но в условиях меняющейся среды необходимо также осуществлять действия, направленные на приспособление организации к изменившимся условиям: изменять технологию, переходить на выпуск новой продукции, повышать ее качество, устранять недостатки и т. д. Но для этого необходима дополнительная энергия. Эта энергия может появиться у организации только в результате ее производственной экономии. Экономить энергию можно многими способами: за счет сокращения производства, увольнения части работников, продажи оборудования и т. д. Но такой путь экономии приводит организацию к разрушению и гибели. Закон самосохранения требует экономии другого рода – за счет роста эффективности, повышения производительности труда, сокращения потерь и т. д.

Рассмотрим принципы управления, отражающие стремление системы экономить энергию: принцип минимума роста энтропии и принцип наименьшего действия).

1. Принцип минимума роста энтропии.

В БСЭ Энтропия (от греч. entropнa -- поворот, превращение) Понятие энтропии впервые возникло в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии и было введено в науку Клаузиусом в 1865 г. как логическое развитие термодинамики Карно. Понятие быстро перешагнуло границы физики и проникло в другие дисциплины. Так, в теории управления – это мера неопределённости состояния или поведения системы в данных условиях. Энтропия, представляет собой количественную меру беспорядка в системе. Она характеризует соотношение дезорганизованности и организованности систем различной природы, предопределяет поведение людей в сложных искусственных системах, в экономике, политике, межнациональных отношениях и других реальных сложных системах. Тема об энтропии и антиэнтропии в управлении - актуальная тема на данный момент потому, что она полностью связана с жизнью. Энтропия находится во всем. В природе, в обществе, в различных науках.

Понимание процессов в открытых сис­темах можно осуществить с учётом принципа роста минимума энт­ропии. Под произ­водством энтропии понимают отношение изменения энтропии dS к единице объема системы. Степень упорядоченности откры­той системы можно определить по этому принципу производст­вом энтропии.

Общее изменение энтропии можно представить в виде формулы:

dS = dSi (внутреннее) + dSe (внешнее),

где dS — полное изменение энтропии в системе,

dSj — измене­ние энтропии, обусловленное происходящими в системе внут­ренними необратимыми процессами;

dSe — энтропия, перене­сенная через границы системы из внешней среды.

Стремление к самоорганизации присуще системам независи­мо от физической природы и иерархии построения системы. Ха­отичность и нерегулярность могут создавать поря­док, отличающийся от упорядоченности равновесных систем. Неравновесные упорядоченные системы существуют лишь при условии постоянного обмена с окружающей средой, а равновесные — без обмена.

Знание параметров системы и соответствующие цели управления воздействия на неё позволяет управлять развитием или деградацией любой организационной (живой) системы.

Это утверждение, в частности приводит к тому, что:

- необходима иерархическая организация и разделение полномочий, причем полномочия (потоки информации и управляющие воздействия) лиц, принимающих решения, ограничены составом подчиненных им элементов и их функциями;

- должно выполняться условие наименьшего взаимодействия, то есть взаимодействие (информационное, управляющее и т.д.) участников системы должно быть минимально возможным, обеспечивающим достижение поставленных целей и требуемый уровень устойчивости функционирования системы;

- должна происходить локализация внешних воздействий, то есть изменение условий и/или целей функционирования части элементов системы должно минимально затрагивать другие элементы системы, и т.д.

Для конкретизации условия рациональной централизации необходимо рассмотреть факторы, влияющие на эффективность управления в многоуровневых иерархических системах.

Пусть имеется некоторая организационная система с фиксированной структурой подчиненности и механизмом управления (совокупностью правил принятия решений). Будем называть децентрализацией любое изменение ее элементного состава и/или связей между ее элементами, приводящее к тому, что взаимодействие (управляющее, информационное и т.д.) каждого из элементов с другими элементами уменьшается или, по крайней мере, не возрастает. Примером децентрализации является увеличение числа как управляющих органов, так и управляемых элементов (при выполнении требования сокращения взаимодействия), введение дополнительных уровней иерархии, разбиение управляемых элементов на подсистемы и т.д. Обратное изменение, приводящее к возрастанию или, по крайней мере, к неубыванию взаимодействия, будем называть централизацией. Примером централизации является сокращение числа управляющих органов (при выполнении требования неуменьшения взаимодействия), объединение подсистем, сокращение числа уровней иерархии и т.д.

Отметим, что децентрализация или централизация не обязательно подразумевают изменение структуры системы - например, в рамках фиксированной структуры может быть изменен механизм управления за счет сокращения информационных потоков и т.д. Децентрализация или централизация некоторой системы соответствует "переходу" к новой системе. Сравнивая максимально возможные (в рамках заданных ограничений) эффективности управления этими системами можно говорить о целесообразности централизации или децентрализации - если эффективность не уменьшилась, то "переход" целесообразен. Умея сравнивать результаты всех допустимых "переходов", можно выбирать наилучшую структуру и механизм управления.

Принципы государственного управления представляют собой руководящие правила, отражающие содержание законов и закономерностей. Практическое значение принципов государственного управления также высоко.

Переход к эффективным организациям и управлению, построенным на научных принципах, не только необходим, не только возможен, но и становится главным условием успешного осуществления экономических реформ.

Таким образом, такое рассмотрение закона самосохранения, принципа его действия, которое сделали выше, убеждает в том, что его действия обусловлены не только объективной логикой, но формами субъективного реагирования на его проявления.

Государственное управление — целенаправленная деятельность, ее универсальным принципом является высшая целесообразность действия управляющего субъекта. Этот принцип органически связан с принципами экономии энтропии и наименьшего действия, представляет их логическое продолжение, дополнение и конкретизацию.

Понимание физического смысла энтропии затруднено тем обстоятельством, что его значение не может быть измерено никаким прибором, но зато вычисляется. Таким образом, оказалось, что понятие энтропии является одним из фундаментальных свойств любых систем с вероятностным поведением. Обеспечение устойчивого изменения системы, перехода ее в новое состояние — основная цель государственного субъекта.

Переход управляемого объекта в планируемое состояние, который обеспечивает принцип наименьшего действия, осуществляется с наименьшими разрушениями. Это исключает резкие, одноразовые скачки, объективно неоправданные революционные перевороты и предполагает выбор промежуточных этапов, составляющих постепенный, эволюционный процесс развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гапоненко А.Л. Теория управления, М.: Изд-во РАГС, 2005. - с. 558

2. Локтионов М.В. Системный подход в менеджменте. – М.: Генезис, 000. – 288 с.

3. Мысин Н.В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран. – СПб.: Изд-во СЗАГС:,изд-во «Образование-Культура, 2000. – 496 с.

5. Прангишвили B.В. Системный подход и общесистемные закономерности, Синтег, М - 2000.

6. Салла В.А Управление изменениями Государственное управление. Электронный вестник Выпуск № 39. Август 2013 г.

Читайте также: