Доклад на педсовете учителя истории и обществознания

Обновлено: 18.05.2024

Одной из наиболее спорных тем, связанных с современной российской школой является Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ.

Свои суждения высказывают родители, учащиеся школ, учителя и преподаватели вузов, а также известные политики и деятели культуры. Мнений много и они очень разнообразны.

Наиболее частым предметом по выбору является обществознание.

Общегосударственный экзамен (ОГЭ) – это форма проведения обязательных выпускных экзаменов в 9-м классе школы.

Целями ОГЭ являются оценка качества общеобразовательной подготовки выпускников основной школы по обществознанию и дифференциация экзаменуемых по степени готовности к продолжению обучения в профильных классах средней школы или в учреждениях начального и среднего профессионального образования

Сдать экзамен по обществознанию не просто ещё и потому, что обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.

Первым шагом должно стать знакомство выпускников 9 класса со спецификой экзамена и самих заданий. Здесь важна совместная с учителем и самостоятельная работа.

В начале работы следует решить демонстрационную версию одного из вариантов, чтобы понять по каким темам есть существенные пробелы. Обучающихся следует познакомить с литературой: сборники, справочники, интернет-ресурсы.

Основную работу в подготовке к экзамену следует строить на основе повторения материала. После решения каждого тренировочного материала важно большое внимание уделять анализу, т. е. разбору заданий, где есть ошибки или затруднения, просмотреть аналогичные задания и отработать их решение. Решение данной задачи на уроке может достигаться с помощью различных методов работы.

1. Использование на уроке и в качестве Д/З рабочих тетрадей к учебнику по обществознанию.

2. Систематическая работа на уроке с понятиями и определениями (запись в тетрадях, работа по карточкам, задания на приведение примеров с использованием понятий и определений).

3. Использование тестовых заданий к учебнику по обществознанию, с тестами на каждый параграф, в качестве проверки Д/З. Такие тесты обычно состоят из 3х частей. 1 и 2 части используются в качестве опроса на уроке (на их выполнение даётся 10 минут, 3-я часть задаётся как Д/З тем, кто планирует сдавать экзамен и желающим получить дополнительные навыки, знания, компетенции, оценку.

4. В качестве Д/З постоянные задания по подбору материалов по теме из СМИ с умением их презентовать на уроке.

5. Проведение контрольных и проверочных работ с использованием материалов из открытой базы вопросов КИМов ФИПИ, т. к. практика показала, что многие ученики не пользуются ею для самостоятельной подготовки.

6. Отдельное внимание нужно уделять работе с текстом, составлению плана, использованию контекстных знаний для приведения примеров на предложенную тему (составить план пункта параграфа, текста из открытой базы ФИПИ) как на уроке, так и в качестве Д/З.

Очевидно, что представленные формы работы на уроке не являются единственными и не охватывают все формы заданий КИМ по предмету. Однако, систематическое использование данных форм работы на уроке позволяет помочь ученикам понять структуру КИМ, вариативность заданий, оценить свой уровень знаний и умений.

Опираясь на опыт других педагогов и свой личный опыт, были сделаны выводы, что подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по обществознанию и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки. Таким образом, была разработана следующая система подготовки к ОГЭ по обществознанию, которая включает

4 этапа: вводный, диагностический, функциональный и контрольно-оценочный.

I Этап – вводный. На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий государственной итоговой аттестации по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Некоторые учащиеся начитают более серьёзно относиться с самоподготовке, к выполнению предложенных Д/З и к перспективе сдачи экзамена.

Начиная подготовку к экзамену, учащиеся замечают, что при прочтении столкнулись с главной проблемой: понимание терминологии.

Поэтому уже с 6 класса я веду работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого учащиеся могут вести специальные словари терминов, по которым следует проводить регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий при ответе у доски. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума, как отдельным учеником, так и класса в целом. Однако в особую группу понятий уместно выделить многозначные понятия (общество, культура, сферы общества и др.).

Не зная терминов будет сложно ответить на вопрос КИМА. А зачастую необходимо не только знать значение термина, но и иметь представление о характеристиках, видах, формах, которые может иметь данное понятие.

Знание терминологии и умение ею оперировать – это главный способ избежать массы сложностей на экзамене. Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать.

Задание – форма территориального устройства страны Y – унитарное государство. Это значит, что…

1) в государстве Y реализуется принцип демократических выборов;

2) в регионах государства Y могут существовать собственные правительства;

3) в государстве Y функционирует двухпалатный парламент;

4) регионы государства Y не имеют самостоятельности.

Данная цепочка мыслительных действий должна соблюдаться при выполнении всех заданий КИМА ОГЭ по обществознанию.

При анализе результатов экзамена часто замечают, что очень простые задания оказываются, выполнены неправильно. В чем проблема? При выяснении причин неправильного выбора, чаще всего выясняется, что ученик не дочитывает вопрос до точки. Видя правильность утверждения в первой половине предложения, часто даже дальше не дочитывает его и дает ответ.

Верны ли суждения о принципах избирательного права в РФ:

А. Голосование в РФ тайное, что обозначает, что участник голосует анонимно и имеет право только на один голос.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения не верны.

При анализе задания мы видим, что первая часть утверждения А соответствует действительности. И если учащийся не дочитывает задание до точки, то ошибочно соглашается с утверждением. Дочитав задание до конца, ученик понимает, что возможность иметь только один голос, это не принцип тайны голосования, а принцип – равенства голосования. Соответственно, и утверждение является неверным. Записываем на черновике суждение А – неверно. Суждение Б также может быть принято учащимся как правильное, если не дочитать задание до конца. В данном задании суждение Б неверно, так как для участия в голосовании не требуется справка об отсутствии судимости. Записываем на черновике, суждение Б – неверно. Оба суждения неверны. Правильный ответ на это задание – 4.

Абсолютным условием правильности выполнение задания является полное прочтение текста задания.

При подготовке к экзамену учащемуся нужно обратить внимание на то, задания по каким темам вызывают у него затруднение и, конечно, уделить больше внимания именно на эти темы курса обществознания. При этом, согласно анализу работ разного уровня и, конечно, результату анализа экзамена к таким проблемным темам, относятся следующие темы:

-экономика (налоги, формы организаций предпринимательской деятельности, инфляция, безработица, бюджет);

-духовная сфера (уровни школьного и профессионального образования);

-право (характеристики отраслей права);

-государство (гражданское общество, формы государственно – территориального устройства: федерация, унитарное, типы режимов).

Важнейшим моментом подготовки к ОГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т. е. соответствующего данной формулировке.

Отдельно следует остановиться на задании по обществознанию 26. Оно требует составления плана по конкретной теме курса.

Учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Методисты считают, что основная работа по этому направлению, должна проводиться в 5-7 классах, быть систематической и последовательной.

На уроках и во внеурочной деятельности я применяю проектные технологии, которые способствует развитию ключевых компетентностей обучающихся (учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, что повышает самооценку ребенка и помогает ему самореализоваться. В ходе проектной деятельности формируются и развиваются следующие умения: ставить цель, планировать и выбирать виды деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т. д., используя для этого возможности компьютера. Проекты часто выходят за рамки предметного содержания и носят характер междисциплинарного исследования, следовательно, переходят на уровень социально-значимых результатов.

Таким образом, при подготовке к ОГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ОГЭ. Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем.

Итак, подводя итог, следует отметить, что в работе по подготовке к ОГЭ важна системность, которая предполагает следующие принципы:

- постоянное решение тестовых заданий;

-умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;

Приходим к выводу, что успех будет гарантирован, если при подготовке к ОГЭ вы учтете рекомендации:

- Учить терминологию и тренироваться мыслить логически – это первая ступенька к успеху на экзамене.

3. Киба О. В, Чернышенко Е. Г. Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию // Электронный журнал Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2013. – № 3. – С. 16-21.

4. Крицкая Н. Ф. Задания по обществознанию в системе подготовки к ГИА // Преподавание истории в школе. 2010. – № 10. – С. 16-20.

5. Лазебникова А. Ю., Котова О. А. Государственная итоговая аттестация по обществознанию : первые результаты // ОКО. Оценка качества образования. – 2008. – № 2. – С. 30.

9. Лазебникова А. Ю. ,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Бутырки

Лысогорского муниципального района

Доклад на педагогическом совете

Кузнецова Елена Анатольевна,

учитель истории и обществознания

Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности по программе Нищевой Н. В Выступление на методическом объединении в МБДОУ детский сад № 19 «Система работы учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности.

Опыт коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребёнком с ТНР в логопедической группе ДОУ комбинированного вида Существует множество руководств и практических пособий, посвященных проблеме коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Система работы по подготовке к обучению грамоте учителя — логопеда в ДОУ Цель. Обучение детей грамоте в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения. Задачи: Фонетика. 1. Развивать у детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом

Активизация познавательной и мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания

Для человека, который умеет хотеть,

нет ничего невозможного.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. В связи с изменениями, которые происходят в образовании, вопрос, о том, какой должен быть урок, очень актуален сегодня.Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.

Вера в ребенка, его возможности, в его творческий потенциал и постоянная поддержка успеха – вот та основа, на которой строится работа педагога. Главная сложность – нащупать, определить индивидуальное пространство, в котором ученик будет раскрывать свои способности, о которых возможно, не подозревает.

В своей работе опираюсь на основные принципы творчества педагога-новатора И.П. Волкова:

Знание – фундамент творчества;

Строгий отбор учебного материала;

Формирование интереса к учению через разнообразные виды творчества;

Индивидуальный подход в обучении.

Одна из основных потребностей человека – потребность в познании себя, других и мира в целом. Поэтому необходимо вооружить школьника знаниями, накопленными человечеством в разных областях жизни. Чем больше выпускник учебного заведения будет знать, тем лучше он будет подготовлен к жизни и труду в обществе. Любое обучение, по своей сути есть создание условий для развития личности.

Задачу учителя в современном обществе я вижу не столько в передаче детям максимально возможного объема знаний, сколько в том, чтобы научить детей умению учиться. Выполнить эту задачу мне позволяет применение элементов различных педагогических технологий.

Сущность методической разработки заключается в повышении мотивации, уровня обученности и качества образования обучающихся на основе активизации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Новизна методической разработки заключается в совершенствовании образовательного процесса посредством использования инновационных технологий, проектной и исследовательской деятельности, дистанционного обучения. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование творчески мыслящей личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самовыражению.Важно, чтобы обучающиеся учились не просто запоминать то, что говорит им учитель, не просто учили то, что им объясняют, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.

Цели методической разработки:

- Изучить особенности познавательной деятельности учащихся;

- Апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.

Задачи методической разработки:

- выявить наиболее эффективные приемы, методы, формы и технологии активизации познавательной деятельности учащихся;

- повысить интерес к преподаваемым предметам (история и обществознание);

- развивать мотивацию учебной деятельности;

- повысить результативность обучения (ГИА, ОГЭ);

- активизировать подготовку и участие учащихся к предметным олимпиадам, творческим конкурсам, научно-практическим конференциям.

Ожидаемые результаты:

- высокая активность и результативность участия в исследовательской, проектной деятельности; повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов деятельности;

- ценность творческого открытия, понимания личностных смыслов и целей своей учебной, социально-проектной, учебно-профессиональной деятельности и развития творческих способностей как овладение системой образовательных результатов, основанных на применении методов и средств творческого мышления;

- ценность образовательных результатов как изменения в личностных ресурсах обучаемых (мотивационных, инструментальных, когнитивных), которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.

Каждому педагогу необходимо учитывать тот факт, что обучающиеся разных возрастных категорий, будут по-разному проявлять активность на уроке. Старшеклассники обычно проявляют свою активность с волевой и интеллектуальной стороны, а для младших школьников активность опосредуется эмоциональной окраской, которая во многом зависит от установки учителя. Соответственно можно говорить об уровнях познавательной активности.

Познавательная пассивность – характеризуется отсутствием желания учиться. Нужен постоянный контроль и напоминание учителя. Здесь учитель должен проявлять терпение: давать время на обдумывание, не перебивать ученика во время ответа; стараться установить добрые отношения.

Активный уровень – характеризуется наличием активности, но только в эмоционально-привлекательных учебных ситуациях. Знания, умения и навыки не имеют системного характера. В этом случае учителю необходимо уметь поддерживать активность ученика на протяжении всего урока.

Творческий уровень – характеризуется готовностью школьников самим ставить задачи и находить поиск их решений. В этом случае учитель должен уметь создать творческую атмосферу.

У одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность может резко изменяться, в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его профессионального мастерства.

Критерии степени профессиональной подготовки учителя:

Умение создать учебно-познавательную атмосферу.

Используемые методы обучения.

Деятельность и активность учащихся на уроке.

Контроль и коррекция деятельности учащихся.

Речь учителя и её значение на уроке.

Взаимоотношения учителя и учащихся.

Воспитывающая сторона урока.

Систематическое внедрение определенных педагогических методов и приёмов, помогающих переходу учащихся с одного уровня познавательной активности на другой, способствует и повышению профессионализма самого учителя. Поэтому педагогам необходимо иметь представление о тех, условиях, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности, о специфике работы с разными группами учащихся, о роли учителя в этом процессе.

От педагогического мастерства учителя зависит, насколько полно реализуется активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. А помогают активизации различные приемы и методы, которые реализуются на разных формах и этапах урока.

На каждом уроке я совмещаю элементы не менее трёх образовательных технологий.

Технология проектного обучения.Метод мини-проектов

Одним из эффективных методов, по сравнению страдиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение.

Чем этот метод лучше?

Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами.

В-третьих, выполняя проекты, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.

В полном объеме данная методика может быть применена в основном в старших классах и во внеурочное время, но отдельные элементы метода проектов вполне успешно могут внедряться при обучении истории уже в 5-9 классах. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы и методики, направленные на развитие социально-коммуникативных компетенций обучающихся. Мини-проекты отличаются от больших проектов рядом особенностей:

во-первых, они должны отвечать уровню психофизического развития подростков данного возраста, поэтому должны обязательно включать игровой, творческий момент;

во-вторых, они не должны занимать слишком много учебного времени, должны быть рассчитаны на быструю их реализацию;

в-третьих, проекты должны подразумевать разнообразную форму их воплощения, создающую для каждого индивидуальные условия для творческой самореализации.

Мини-проект должен быть основан на прочном знаниевом фундаменте, и в то же время подразумевать индивидуальное представление и личностное отношение к изучаемому периоду истории. По способам своей реализации мини-проекты можно разделить на несколько видов: творческие домашние задания, проблемные задачи на уроке, индивидуальные, групповые. Вид мини-проекта зависит от нескольких моментов: от уровня подготовленности учащихся, от содержания изучаемого материала.

В своей педагогической практике на уроках истории чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие.

Хочу предложить вам несколько примеров применения метода мини-проектов на уроках истории из своей практики работы.

По сути, моя технология обучения представляет систему, которая включает в себя 3 этапа:

1. Подготовительный этап.

На данном этапе учащиеся 5–6-х классов обучаются представлять исторический материал в различной форме (с помощью анализа, систематизации, творческого переосмысления):

– составляют кроссворды, опорные конспекты, иллюстрированные книжки;

– представляют описательный текст с помощью рисунка, поделки;

2. Переходный этап.

Учащимся 6–7-х классов предлагается, по желанию, принять участие в подготовке к урокам; формируется система домашних заданий, предполагающая обращение к дополнительным источникам информации, которые углубляют и расширяют исторические знания учащихся, их образное восприятие исторических личностей, а также формируется ИК культура, т.к. ребята активно обращаются к сети ИНТЕРНЕТ. На этом этапе продолжают формироваться предметные и информационные компетенции обучающихся, которые оформляются в определённую систему. Ребята осваивают навыки работы в группе, формируется их готовность к самообразованию, к социальному взаимодействию.

Вашему вниманию предлагаются выполненные группой ребят 6-го класса, макеты средневекового замка, с помощью которых они представили описательный текст о Средневековом замке – жилище рыцаря и феодала.

Третий этап можно, условно, назвать заключительным, т.к. предполагается продолжение развития проектной деятельности на качественно новом уровне в 10-х и 11-х классах.

3. Заключительный этап.

При выполнении проектной работы необходимо, на мой взгляд, придерживаться следующих рекомендаций:

во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать ребят, желательно поощрять их самостоятельность;

во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и дополнительный материал;

в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах.

Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны писать, рисовать рисунки, вырезать, наклеивать, изготовлять, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии, оформлять свои работы на компьютере в программах MicrosoftOffice.

Нужно отметить, что для организации учебных мини-проектов нужна предварительная подготовка, поэтому о нём объявляется заранее (3-4 недели. От учителя требуется не только умение организовать детей, но и помочь с определением подходящих источников, рационально распорядиться временем урока, в соответствии с возрастными нормами, применять техническое обеспечение урока, составлять домашние задания.

Проектирование – это особый, творческий вид деятельности, который нравится школьникам, видимо, потому что помогает им реально раскрыть свои творческие возможности, заложенные в них природой, стать активными участниками процесса обучения.

Проекты по форме могут быть индивидуальными игрупповыми, а по характеру их условно подразделяют по основе преобладающей деятельности и называют исследовательскими, творческими, информационными, прикладными, игровыми. Предлагая конкретный проект, учитель ориентируется на возраст обучающихся, образовательный уровень их подготовки. В процессе проектной деятельности осуществляется формирование практических учебных умений в индивидуальной и групповой работе, считаясь с мнением других, переживая успех и неудачи, отстаивая свои убеждения и взгляды.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Волжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя

Курская область, Советский район, д. Волжанец

на заседание педагогического совета

Негуляева Ольга Алексеевна,

учитель истории и обществознания

д. Волжанец, 2021 год

Воспитание духовности, нравственности, патриотизма у детей в ходе преподавания истории, обществознания

Мне хотелось начать своё выступление с таких строк:

Историческое значение каждого русского человека

измеряется его заслугами Родине, его человеческое

достоинство – силой его патриотизма.

Н.Г.Чернышевский

На сегодняшний день одной из приоритетных государственных задач, осуществляемых школой, является воспитание нравственной, патриотичной личности .

Можно сказать, что акцент, в основном, делается на воспитании гражданской идентичности, терпимости к другим и развитию морального сознания у школьников. Нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, а история и обществознание занимают основополагающее место в системе духовного воспитания личности.

Основная задача учителя - раскрыть способности каждого ученика. Учитель должен воспитывать порядочного и патриотичного человека.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам проанализировать отрицательное в прошлом и постараться не допустить в настоящем, предотвратить в будущем.

- Или урок в 9 классе на тему "Тайные общества". Я начала с показа репродукции картины "Восстание декабристов на Сенатской площади". Я описываю ее: "Зимний день. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой". Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения движения декабристов среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Благодатным материалом для воспитания патриотизма является Отечественная война 1812 года. Героизм не только русской армии, умение и талант ее полководцев, а и мужество всего русского народа.

При изучении темы " В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели " по истории Средних веков в 6классе дети узнают об этических нормах рыцарей. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Рыцарям приписывали высокие моральные качества. Провела с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке.

Бывает, я предлагаю детям "перенестись" назад и предложить своё развитие событий, конечно, прошу как можно подробно объяснить свою точку зрения.

Например, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы:

- как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, но привела эту страну к Смуте?

- как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами?

Дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у них происходит формирование духовных ценностей. Настоящее воспитание историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей примерять на себе исторические роли. Ярким примером для детей служат тексты исторических документов, древнерусские летописи, сказания. Например, описание русского князя Владимира Великого. Каким страшным язычником он видится окружающим его людям, и совершенно противоположным человеком после принятия христианства. Князь Святослав "В повести временных лет" предстаёт идеальным мужем, храбрым воином, а в описании Льва Диакона, византийского историка, он дан как грубый варвар. Анализ подобных фактов заставляет учащихся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой - войти в круг тех, кто эти роли оценивает.

Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем — и в ужасах войны
Друзьям, отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь — где узы плена,
Иль смерть — где русские знамена?
В героях быть или в рабах?

такие приемы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. Полному погружению в тему урока. Осознание важности события.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные проблемные задания, которые даются в начале урока в 8 классе:

"Парижская коммуна: бунт или подвиг?"

"Петр I:кто он - злой гений или отец нации?"

Такие задания помогают активизировать мыслительную деятельность учащихся, сопереживать и сострадать – то, что необходимо на уроке.

На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

В 5 классе учащиеся изучают историю Древнего мира, где они получают первые знания о государстве, демократии, законах, гражданском обществе.

Одним из направлений деятельности учителя является внеклассная работа. Уже традиционными в нашей школе стали мероприятия посвященные дню рождения Конституции РФ, памятным датам и событиям Вов, совместное с детьми празднование Великой Победы, шествие Бессмертный полк. Считаю важным, чтобы школьники усвоили: их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству, обществу и государству, в котором они живут на примере подвига соотечественников и близких родственников.

Большую роль в воспитании духовности, нравственности, патриотизма занимает личность учителя . Воспитание личностью есть воспитание своим примером. Педагог должен стремиться к максимальному раскрытию всех своих положительных сторон. Учащиеся очень внимательны и чутки к самым мельчайшим деталям человеческой натуры. Характерные речевые обороты, манеры, привычки одеваться – все это в тонкостях подмечается детьми. Я стараюсь демонстрировать детям уважительное отношение к окружающим меня коллегам и ученикам, обсуждать с детьми актуальные вопросы, связанные с современными событиями, показывать им свою любовь и уважение к Родине.

Воспитать нравственного человека - сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, классный руководитель.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

«Роль предметов (истории и обществознания) гуманитарного цикла

Слайд 1

Слайд 2

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли
дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

Уроки истории и обществознания обладают возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Уроки можно организовать таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятий ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана IV или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Опыт показывает, что обучающиеся по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.

Работа по воспитанию духовно нравственной личности продолжается и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, посвящённых выдающимся личностям прошлых лет, о памятных датах истории, проектной деятельности, посвящённой изучению родословной своей семьи и др.

Слайд 3

Процесс становления личности учащегося тесно связан с формированием мыслительных умений и навыков, развитие которых зависит от правильного выбора приёмов, средств, форм и методов обучения. Оттого, насколько успешно они сформированы у школьников, зависит эффективность учебного процесса в целом.

Чтобы предметы – история и обществознание выполняли свою роль средства становления ученика как личности, необходимо, чтобы ученик научился усваивать эти предметы с учетом возраста и индивидуальных способностей. А для этого надо создать условия, которые бы помогли ученику усваивать учебный материла.

Реальные трудности в осуществлении такого подхода таит в себе обучение истории, в процессе которого мы постоянно сталкиваемся с формальным усвоением знаний учащегося.

Естественно, возникает вопрос о причинах этого явления и о том, как помочь ученику в учебном процессе, чтобы впоследствии у него не было ощущения недостаточности знаний. Любой учитель может сказать о колоссальном различии в восприятии учебного материала учащимися, о различии их интересов и потребностей. Стало быть, мы не можем ориентироваться на один способ усвоения знаний, один тип мышления, а должны учитывать самые разносторонние индивидуальные особенности детей.

На уроках истории обычно уделяется внимание развитию понятийного, словесно-логического мышления, то есть делается ставка в основном на его вербальную сторону, часто в ущерб другому, не менее важному компоненту мышления – невербальному (образному).

Слайд 4

Какие при этом возникают трудности?

1. Формальное усвоение истории;

2. История усваивается в виде словесных выражений;

3. За словесными выражениями не стоят образы реальных фактов.

Отсутствие четких образов не позволяет наполнить исторические понятия, законы общественного развития и конкретным содержанием. Идея развития образного мышления в процессе обучения истории не нова. Предлагается шире использовать наглядность для красочного эмоционального изложения материала.

Нетрадиционные формы уроков часто производят на учащегося сильное впечатление, но когда речь заходит об изученном на уроке материале, не все могут даже воспроизвести название темы урока, назвать факты, имена, сделать обобщения и выводы.

Между тем развитие образного мышления должно стать и целью и средством обучения. Обучение истории и другим предметам, не адресованные к образному мышлению не только способствует развитию, но и, в конечном счете, подавляет его.

Для реализации данной педагогической задачи учителю важно знать структуру этого процесса, чтобы решать проблему конструктивно и целенаправленно. Как же устроено образное мышление?

Слайд 5

Согласно исследованиям в нем три мыслительных процесса:

1. Создание образа;

2. Оперирование им;

3. Ориентация в реальном и воображаемом пространстве.

Дети, создавая образы на всех уроках не знают, что эти процессы имеют общую основу. Это должны знать учителя. Основа эта зависит не от предмета, а от типа тех пространственных отношений, которые превалируют у учащегося при работе с образом или наглядным объектом, от того, какая из подструктур образного мышления является доминирующей.

Слайд 6

2) Проективная подструктура – учащийся распознает, оперирует и ориентируется среди пространственных объектов или графических изображений самостоятельно выработанного положения, а также устанавливает соответствие между пространственным объектом и его различными проекциями.

Например, учащиеся с ярко выраженной проективной подструктурой успешно справляются с описанием того или иного исторического события, если ведут его от имени одного из участников.

Слайд 7

3) Порядковая подструктура – сопоставление образов и их элементов, установление порядка по различным основаниям больше-меньше, длиннее-короче, ближе-дальше, выше-ниже (это размер и расстояние); прямоугольный, круглый (форма); положение в пространстве (справа-слева) и т. д.

Например, у некоторых учащихся ответы четки, кратки и лаконичны. Подробно рассказать, о каком-то событии для учащегося мука. Но зато этот учащийся хорошо выделяет главное в учебном материале. Порядковые отношения помогает многим прекрасно ориентироваться по карте (примеры Др. Египта, северо-восток Африки, Нил и т. д.).

4) Метрическая подструктура – установление в объектах и их компонентах количество, характеристик, определение конкретных числовых значений, измерение расстояний, протяженности, удаленности и т. д.

5) Композиционная (алгебраическая) подструктура – осуществление прямых и обратных операций над образами, соблюдение законов композиции и оперирование ими, замена нескольких операций одной, объединение блоков в один и т. д.

Например, некоторые учащиеся (9 класс) любят, когда строят схемы, где все компоненты логически связаны между собой. (Схема как бы вырастает, выстраивается.) В готовом виде ее трудно было бы воспринимать (композиционная подструктура).

Все пять подструктур в образном мышлении человека существуют не изолированно, они пересекаются и находятся в определенной иерархии по степени значимости в интеллекте. Индивидуальные особенности человека обуславливают преобладание у него той или иной подструктуры. В соответствии с этим человек по-разному воспринимает, перерабатывает и воспроизводит различную информацию, в том числе и историческую.

Слайд 8

Три описания феодального замка (корректировка):

1. Наша экскурсионная группа находится в древней столице Шотландии – Эдинбурге. Мы подходим к древнему феодальному замку. На пути подъемный мост. Если посмотреть с моста вниз, то мы увидим глубокий ров. Из башен обозревала окрестность стража, зорко следя, не приближается ли враг. Глядя на мощные стены, убеждаешься в том, что они служили надежной защитой

(проективная подструктура).

2. Феодальный замок чаще всего возводили на холме или высокой скале, окружали его высоким рвом с водой. Через ров был перекинут подъемный мост. Мощные стены служили защитой от врагов. Главная башня – донжон. Она возвышалась над всеми постройками. Ниже в сыром же подземелье томились узники замка

(порядковая подструктура).

3. Во-первых, замок был жилищем феодала; во-вторых, его крепостью. Об этом свидетельствует большое количество укреплений. Мост поднимался на двух толстых цепях. Для защиты сооружали не одну, а множество стен и т. д.

(метрическая подструктура).

Так чаще всего навязываем школьнику способ мышления адекватный нашей доминирующей подструктуре. Для одних понятно объяснение учителя, для других нет. Следствие – формальное отношение к истории, как к предмету. А переформировать главенствующую подструктуру ученика можно, хотя и трудно. Вот только будет ли это гуманным. Надо не ломать, а учитывать в процессе обучения индивидуальные особенности каждого ребенка и его доминирующую подструктуру. В этом залог не только успешного обучения, но и общего развития личности учащегося.

Обучение и воспитание детей - рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи - горе несравнимо ни с каким другим. (Демокрит)

Доклад на педагогическом совете на тему

В данном докладе рассказывается о личном опыте работы учителем истории и обществознания с детьми с ограниченными возможностями здоровья и как данные предметы можно интегрировать с другими учебными предметами

Доклад на тему:

«Интегрированные технологии на уроках истрии и обществознания"

Показ през ентации:

(Слайд 1) Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, конкурентоспособной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин разобщенности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

(Слайд 2) Уроки истории и обществознания это гуманитарные уроки. На уроках истории, где происходит обмен опытом между поколениями и культурами, происходит патриотическое воспитание учащихся, достигается свобода в суждениях и ответах. На уроках обществознания изучаются общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. И обществознание и история связаны со многими предметами, то интеграция уроков приобретает особую актуальность.

Интегрированные межпредметные уроки являются одном из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса. История является наиболее объединяющим предметом учебной системы. Используя новые методы интеграции и другими предметами можно доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом нашей Родины.

(Слайд 7) Пример: проект Хузина Рамазана

(Слайд 10) Знания учащихся по предмету история также значительно усиливаются при различных внеурочных мероприятиях, таких, как: экскурсии в музеи, экскурсии по городу, возложение цветов и многое другое.

В заключении своего доклада, хотелось сказать, что интегрировать уроки обязательно нужно, нужно не бояться выходить за рамки своих уроков.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом в течение всего занятия, усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.

Таким образом, на своем примере я убедилась, что подготовка интегрированных уроков тоже имеет педагогическую ценность: она не только интересна учителю и ученикам, это еще и дополнительный стимул. Детям нравится участвовать в процессе подготовки: они ищут информацию по теме, предлагают свои идеи, чувствуют себя причастными к созданию урока, глубже осознают и усваивают материал.

Читайте также: