Стимулирование экономического роста доклад

Обновлено: 17.05.2024

По моему мнению, стимулированию экономического роста могут способствовать структурные реформы и прекращение конфронтации с Западом.

Игорь
Голубев Промсвязьбанк, Руководитель направления анализа долговых рынков

В целом даже без негативной ситуации для России на геополитической арене экономика России в 2014 году показала бы слабость. Проблемы российской экономики находятся глубоко в корне и являются структурными.

На текущий момент первостепенным является стимулирование инвестиций, которые достаточно давно показывают негативный тренд. Отметим, что на следующий год большинство российских компаний заявляло о весомом сокращении инвестиций. При этом немногие компании планируют сохранить уровень капитальных затрат в объемах прошлого года.

Наиболее сложной и важной задачей является улучшение инвестиционного климата в России, который за последний год значительно ухудшился. Однако вернуться к уверенным темпам роста в экономики без ресурсов извне будет довольно сложно.

Юрий
Тулинов Росбанк, Руководитель управления рыночных исследований и аналитики

Способы поддержать экономический рост в РФ на долгосрочную перспективу известны давно. Это диверсификация экономики, большая открытость для иностранного капитала и технологий, работа над повышением производительности труда и т.д.


Следует, прежде всего, отметить, что текущий экономический спад в России начался не в 2014 году и не был спровоцирован исключительно санкциями, падением стоимости нефти и т.п. Проблемы нарастали постепенно в течение нескольких лет, их первыми проявлениями стали падение инвестиций в основной капитал, увеличение оттока капитала частного сектора, некоторое ухудшение параметров бюджета. В результате, можно говорить не просто о циклическом спаде в экономике, а об исчерпании потенциала той модели роста, на которую опиралась Россия в "нулевых". Теперь нельзя просто "раскрутить" экономику, наращивая социальные расходы (и стимулируя тем самым потребление), одновременно подталкивая инвестиции через государственные инфраструктурные программы и рост сырьевых секторов. К сожалению, следует признать, что момент плавного перехода к новой экономической формации был упущен, поэтому простого пути преодоления спада не существует.

Перспективным способом стимулирования экономики остаются институциональные преобразования, которые позволяют уничтожить барьеры для развития малого и среднего бизнеса, поддержка конкурентной среды, которая позволит повысить эффективность экономической деятельности. Здесь речь может пойти и об ограничении роли крупных корпораций, и о снижении налоговой нагрузки. Одновременно государство может быть вынуждено ограничить рост социальных выплат, снизив тем самым давление на цены, однако, в итоге, позволив ЦБ вести более мягкую монетарную политику. Кроме того, для следующего этапа развития необходимы трудовые ресурсы, поэтому государству, возможно, придется пойти на сокращение бюджетных расходов и уменьшение численности различных административных структур.

 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".

Предмет работы – методы стимулирования экономического роста.
Целью работы является исследование основных характеристик экономического роста и методов его стимулирования.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие экономического роста
2.Рассмотреть типы и модели экономического роста
3.Темпы и методы стимулирования экономического роста.

Содержание работы

Введение. 2
1. Основные подходы к определению понятия экономического роста, его типы и основные модели. 4
1.1. Понятие экономического роста в современной экономической науке. 4
1.2. Типы экономического роста 7
1.3 Модели экономического роста. 13
2. Стимулирование экономического роста. 17
2.1. Темпы и эффективность экономического роста. 17
2.2. Основы механизма экономического роста и методы его стимулирования. 24
Заключение. 30
Список литературы. 32

Содержимое работы - 1 файл

Экономический рост и методы его стимулирования.docx

Санкт-Петербургский Государственный Университет Информационных Технологий,

Механики и Оптики

Кафедра экономической теории и бизнеса

Выполнил(а): ст. гр. 1444

Ф.И.О. Трегубова Е. М.

(звание, должность, Ф.И.О.)

1. Основные подходы к определению понятия экономического роста, его типы и основные модели. 4

1.1. Понятие экономического роста в современной экономической науке. 4

1.2. Типы экономического роста 7

1.3 Модели экономического роста. 13

2. Стимулирование экономического роста. 17

2.1. Темпы и эффективность экономического роста. 17

2.2. Основы механизма экономического роста и методы его стимулирования. 24

Список литературы. 32

Проблемы экономического роста занимают в настоящее время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущихся представителями разных наций, народов и правительств. Дело в том, что растущий объем реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему, с которой сталкивается любая хозяйственная система: ограниченностью ресурсов при безграничности человеческих потребностей. Раздвигая границы наличных ресурсов, экономический рост способствует одновременному решению задач, связанных как с ростом текущего потребления, так и осуществлением новых инвестиций.

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют именно экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития. Экономический рост есть составляющая экономического развития. Быстрый или, наоборот, нулевой и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит о быстром экономическом развитии, топтании на месте или экономической деградации.

Актуальность данной темы объясняется тем, что экономический рост является одной из центральных задач экономики, а именно, достижение непрерывного и устойчивого экономического роста

Чтобы понять, как осуществляется эта цель, важно выявить внутренний механизм увеличения производства экономических благ в масштабе страны. Такой механизм можно обнаружить в самой структуре национального хозяйства, которая способна обеспечить сбалансированное расширенное воспроизводство.

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Экономический рост, его темпы, качество и другие показатели зависят не только от потенциала национального хозяйства, но в значительной степени от внешнеэкономических и внешнеполитических факторов.

В трудах отечественных и зарубежных исследователей представлен разносторонний анализ проблем экономического роста, его факторов, современных тенденций, условий его устойчивости; отдельное внимание уделяется политике государства, направленной на стимулирование темпов роста, повышения его качественной определенности.

Взгляды представителей зарубежной экономической мысли, касающиеся различных аспектов экономического роста, роли и функций государства в его регулировании, отражены в работах Дж. Гэлбрейта, Е. Домара, Дж. Кейнса, С.Кузнеца, Г. Мэнкью, Г. Мюрдаля, Я. Корнаи, Д. Норта, П. Самуэльсона, Р. Солоу, Дж. Стиглица, Я. Тинберген, Ф. Хайека, Р. Харрода, Й. А. Шумпетера, Л. Эрхарда, У. Ростоу, В. Леонтьева и др. В работах этих экономистов обосновывается необходимость и механизмы государственного регулирования экономического роста, пути сокращения государственного вмешательства в рыночные процессы посредством самого государства и другие проблемы.

Объектом курсовой работы является процесс экономического роста. Предмет работы – методы стимулирования экономического роста.

Целью работы является исследование основных характеристик экономического роста и методов его стимулирования.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие экономического роста
  2. Рассмотреть типы и модели экономического роста
  3. Темпы и методы стимулирования экономического роста.

1.1. Понятие экономического роста в современной экономической науке.

Параметры экономического роста, их динамика широко используются для характеристики развития национальных хозяйств, в государственном регулировании экономики. Население оценивает деятельность высших хозяйственных и политических органов той или иной страны (например, парламента, Президента, Правительства Российской Федерации) прежде всего на основе рассмотрения показателей динамики экономического роста, динамики уровня жизни.

Экономический рост является наиболее важным и сложным процессом в экономике, следовательно, определение данного понятия будет весьма многогранным.

Родоначальниками теории экономического роста являются Ж.Б. Сэй, Н.Г. фон Тюнен и К. Маркс. Позднее в ее разработку внесли вклад У. Джевонс и Дж.Б. Кларк. Анализ факторов экономического роста получил развитие в трудах С. Кузнеца, В. Леонтьева, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Д. Джоргенсона, А. Меддинсона, Я. Тинбергека, Р. Солоу, а также А.И. Анчишкина, В. Дадаяна, В. Камаева, В. Немчинова, С.С. Шаталина и др. [13; 37]

Нужно отметить, что чисто количественная интерпретация экономического роста, выдвижение на первый план технико-экономических характеристик этого процесса приводит к пренебрежению его социально- экономической стороной. В связи с этим, различают два аспекта этого явления - чисто количественный и учитывающий как количественные, так и качественные изменения.

В большинстве современных западных учебников экономический рост рассматривается как увеличение реального ВНП, чистого национального продукта (ЧНП) или темпов роста экономического благосостояния - национального дохода на душу населения за определенный период времени.

В качестве основных показателей экономического роста обычно рассматриваются темпы роста реального ВНП, ВВП, национального дохода, объемов промышленного производства в валовом выражении или на душу населения. При этом рассмотрение темпов роста на душу населения для большинства стран позволяет исключить влияние роста населения на экономическую динамику.

Экономический рост - это особый вид экономической динамики, при котором происходит увеличение показателей, характеризующих объемы национального производства. В качестве таких показателей могут выступать номинальные или реальные величины ВНП, ВВП, объемов промышленного производства, национального дохода, как в валовом выражении, так и на душу населения [1; 177].

По определению В.И. Лоскутова, экономический рост означает количественное увеличение результатов производства. Основными макроэкономическими показателями, используемыми для исчисления экономического роста общественного хозяйства, являются валовой национальный продукт (ВНП) и национальный доход (НД). Соответственно показателями экономического роста являются отношения реального ВНП или НД одного периода к аналогичным объемным показателям другого периода. Эти показатели измеряются в процентах и называются темпами роста (или прироста). Для достижения большей точности результатов анализа показатели экономического роста рассчитываются на душу населения. Экономический рост измеряется годовыми темпами роста в процентах [5].

Итак, категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека. В наиболее упрощенном варианте, - экономический рост означает поступательное движение экономики, её прогресс и развитие.

1.2. Типы экономического роста

Экономический рост не всегда обеспечивает устойчивое развитие национальной экономики. Кроме того, и сам экономический рост может быть различным. Он может обеспечиваться за счет использования большего количества ресурсов, а может - за счет повышения их производительности. В связи с этим выделяют различные типы экономического роста.

В зависимости от соотношения между темпами роста объемов национального производства и темпами роста количества применяемых факторов производства. Обычно выделяют два типа экономического роста - экстенсивный экономический рост и интенсивный экономический рост.

Экстенсивный экономический рост - увеличение объемов национального производства, достигаемое за счет использования большего количества факторов производства. При этом производительность этих факторов остается постоянной. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, то есть увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.

При экстенсивном (от лат. Extensivus - расширяющий) типе экономический рост достигается за счет трех факторов: основного капитала (фондов); рабочей силы; материальных затрат (природного сырья, материалов, энергоносителей) [16; 580] .

Для выяснения роли каждого из указанных факторов в умножении выпуска продукции применяется эконометрика (научная дисциплина, изучающая количественные процессы в экономике). С ее помощью создаются эконометрические модели роста национального хозяйства. Так, при рассмотрении макроэкономического роста лауреат Нобелевской премии Роберт Солоу (США) использовал формулу производственной функции [12; 265] .

Как известно, производственная функция показывает количественную зависимость (F) выпуска продукции (Y) от основного капитала (К), труда (L) и “земли” (природных, материальных ресурсов - N):

Р. Солоу установил, что модель экономического роста при отсутствии технического прогресса (то есть при экстенсивном расширении производства) обладает свойством постоянной отдачи от масштаба увеличения факторов:

Гост

ГОСТ

Теории экономического роста

Экономический рост представляет собой комплексное явление в экономике, предполагающее повышение объемов национального производства и рост уровня жизни населения. Экономический рост является неотъемлемой составляющей экономического развития страны, и поскольку он способствует решению важнейших социально-экономических задач, требует проведения активной и грамотной государственной политики.

Выделяют три основных направления экономической мысли по поводу экономического роста:

Государственное стимулирование экономического роста

Достижение высоких, стабильных и устойчивых темпов экономического роста является одной из важнейших задач государственной политики. При стимулировании экономического роста государство может использовать следующие инструменты:

  • улучшение инвестиционного климата (различные договоренности между странами, отсутствие двойного налогообложения, стимулирование деятельности предпринимательского сектора в различных регионах страны и пр.);
  • повышение доступности кредитных ресурсов (снижение ставки рефинансирования, государственно-частные программы банковского сектора поддержки предприятий и организаций);
  • содействие решению инфраструктурных проблем, мешающих эффективному развитию партнерских отношений субъектов экономики;
  • повышение производительности труда (рациональное размещение предприятий на территории страны, содействие национальной занятости населения и пр.);
  • увеличение доходов экономических субъектов.

Политика государства, направленная на стимулирование экономического роста, в первую очередь должна включать в себя:

Готовые работы на аналогичную тему

  • содействие переподготовки трудовых ресурсов для обеспечения необходимого числа работников с требуемой квалификацией;
  • меры по уменьшению государственного контроля в промышленной отрасли для снижения степени монополизации и повышения конкурентной среды;
  • обеспечение возможности мобильности рабочей силы путем региональной миграции;
  • улучшение системы соцобеспечения, создание стимулов для роста производительности труда;
  • стимулирование рынка капиталов путем обеспечения конкуренции в финансовом секторе;
  • увеличение инвестиций в наукоемкие отрасли, а также разработку новой техники и технологий, содействие внедрению новаций в производственный процесс.

Современные экономисты выделяют несколько направлений государственного стимулирования экономического роста, рассмотрим их подробнее.

Изменение структуры ВВП, снижение экспортных поставок энергоносителей. Цены на нефть и другие важнейшие ресурсы, экспортируемые нашей страной заметно упали, поэтому торговля ими стала менее выгодной. Для обеспечения экономического развития необходим поиск других источников роста.

Стимулирование инновационного развития. Прямые государственные инвестиции в инновации являются неэффективной мерой, необходимо применение инструментов налоговой политики.

Границы государственного вмешательства в экономику

Рыночный механизм не всегда способен обеспечить эффективное функционирование экономики, и в некоторых сферах деятельности необходим контроль и регулирование со стороны государственных органов. В первую очередь, это денежно-кредитная система, включающая в себя меры по обеспечению доступности кредитных ресурсов для различных субъектов экономики, а также проведение антиинфляционной политики. Во-вторых, существуют некоторые коллективные блага, которые должны распределяться с помощью государства: энергетическая система, национальная оборона, государственное управление, национальные коммуникации, обработка питьевой воды, вакцинация и пр. В-третьих, регулирование международной торговли не может обойтись без вмешательства на государственном уровне.

Читайте также: