Совершенствование педагогического мастерства доклад

Обновлено: 18.05.2024

Качество образования, в первую очередь,
определяется качественно подготовленными
преподавателями [1].

Успешная реализация Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы в условиях интеграции в мировое образовательное пространство всецело зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Несомненно, современный учитель обладает ценнейшим опытом, багажом эффективных методик, педагогических приемов. Однако, как показывает практика, формула успеха педагога – это постоянное совершенствование своей компетентности.


Профессиональное развитие учителя новой формации в значительной степени зависит от мотивации к непрерывному педагогическому образованию. Концепция непрерывного образования приобрела ключевое значение.


Непрерывность профессионального образования учителя является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост профессионального мастерства и педагогической культуры учителя идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства учителя является специально организованная в школе система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам.


Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у педагога много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии - это отношение к ее отдельным сторонам.


Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами (установлением дисциплины, организацией коллектива, выяснением взаимоотношений с администрацией школы и т.д.).
Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой педагогической деятельности, что побуждает учителя критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно-целостное отношение к профессии. Педагогическая рефлексия выражает умение учителя дать объективную оценку себе и своим поступкам, понять свою роль и значение в педагогическом процессе, понять то, что он является ключевой фигурой в таком ответственном деле, как формирование личности учащегося.


Рефлексивное отношение учителей к своей деятельности является одним из важных факторов глубокого осмысления, осознания самого себя и на основе этого конструктивного самосовершенствования. Управляя педагогическим процессом, учитель анализирует собственные действия, их закономерности по отношению к другим субъектам объекта своей деятельности. [6,60-61].
Опыт работы над собой в плане самосовершенствования меня, как педагога, профессионально самовоспитывает, направляет на сознательную работу по развитию своей личности как профессионала. Современность выдвигает перед нами такие требования как постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.


Профессиональное развитие учителя - это не только рост, становление, личностная реализации в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, но и главное - это качественное преобразование учителем своего внутреннего мира.[7,55-60].


В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием [8,319].


Для достижения успехов в профессиональной деятельности учитель должен стараться максимально развивать свои внутрение силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности.


От того, насколько человек умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности.


Учитель, обладающий рефлексией, является менеджером по отношению к самому себе и своим поступкам и исследователем по отношению к учащимся [2,59-62].


Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого учителя строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование учителя зависит от его умения самосовершенствоваться


Сейчас в институтах повышения квалификации Республики, в том числе и в нашей области на базе Института повышения квалификации создана новая модель повышения квалификации, ведущим принципом которых является принцип личностного развития взрослых людей. В таких моделях педагоги и руководители образования учатся технологии процесса, механизму действия и мышления. Ими приобретаются способности действовать, строить знания о действии, создавать проекты действий, использовать интеллектуальные средства самоорганизации деятельности. Ведущей формой при этом выступает моделирование/проектирование индивидуальной деятельности и деятельности организаций образования.


Результатом здесь являются коллективные проекты-разработки, которые проходят практическую проверку, обобщаются и используются на практике. Главной целью творческих объединений педагогов является разработка технологий перевода обучаемых в режим саморазвития. Изменения в системе повышения квалификации педагогов связаны с внедрением курсов нового формата, построенных на основе программы Кембриджского университета и предполагающих обучение учителей с использованием активных и интерактивных методов обучения через сознательный подход к решению проблем. Основная задача Программы – помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику.


Программа на подсознательном уровне формирует убеждение учителя в необходимости знания состояния учеников, характере социального окружения, доступности и уровне их возможностей. Курсы рассчитаны на подготовку учителя направляющего и влияющего, а не руководящего, с энтузиазмом занимающегося преподаванием и изучением, осознающего, как ученик думает, как выстраивать понимание предмета, знающего цели и критерии успешности урока, умеющего развиваться от единственной идеи к множеству идей, понимающего, что важна не передача готовых знаний, а построение учениками этих знаний и идей на деятельностной основе.

Программа Кембриджского университета дает учителю мощную систему для самоанализа собственной педагогической деятельности, формирует его как рефлективного практика, развивает у учителя критическое мышление, как процесс целеустремленного, саморегулируемого суждения, использующего рассмотрение доказательств, контекста, методов и критериев. Теоретические основы Кембриджского подхода к преподаванию нашли активное применение и в школах нашего района. 59 преподавателей, получившие сертификаты, активно внедряют в практику подходы, основанные на конструктивистких теориях. 20 педагогов обучаются. Курсы нового формата заставляют перестроиться педагогов полностью. Меняется мировоззрение, ментальность, начинают думать по-новому: «Курсы нового формата, изменили мои взгляды на преподавание и обучение воспитанников. Курсы заставили взглянуть на себя и свою каждодневную работу совершенно с другой стороны, а их практическая часть позволила мне в своей школе апробировать основные идеи семи модулей программы.


В районе действует сетевое сообщество учителей. Целью работы сетевого сообщества является: обмен опытом учителей, дистанционное взаимодействие всех педагогов, где все участники сетевого сообщества выступают в роли партнеров. Сертифицированные учителя стали проводниками перехода от традиционной модели, построенной по структуре науки, к модели, позволяющей воспитать личность лидера, обладающего всеми ключевыми навыками социализации, адаптации и самореализации. С уверенностью могу сказать, что данное направление в работе помогает учителям посмотреть на себе со стороны найти ответ на вопрос – как научить ученика тому, как учиться.


Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. Создать условия для развития тех, кто открыт для творчества, – это уже большое дело. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить критически через поиск. Поэтому, как учитель русского языка и литературы, я применяю на уроках приемы критического мышления, так как считаю, что технология развития критического мышления через чтение и письмо развивает интеллектуальные способности учащихся.

Данная технология во многом была принята мной и стала частью проблемного обучения на уроках.
На мой взгляд, наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании методик активного обучения, когда все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают преобладание какого-то одного мнения над всеми прочими. Ученики в процессе учатся мыслить критически, сопоставляя, анализируя информацию, оценивая разные мнения, общаясь с другими и принимая ответственные решения. К эффективным технологиям развивающего обучения относится и технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо). Технология эффективна и дает хорошие результаты, с каждым применением я убеждалась все больше. Главное для меня в этом - свобода творческой фантазии и учителя, и учащихся, возможность дать детям высказывать свое личное мнение, возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов.


Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.


-Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме или, скажем, теме.
-Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме, теме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).


-Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.


-Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).


-Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно "сбрасывать” факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.


Технология "критическое мышление" предлагает педагогический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

  • Знаком "галочка” (v)отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности не имеет значения.
  • Знаком "плюс” (+)отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком "минус” (-)отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком "вопрос” (?)отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Затем задаётся второй вопрос и заполняется вторая строчка. Здесь нужно двумя словами сказать об особенностях рассказа.
Третья строка – и три слова о месте и времени действия.

На седьмой строке надо попытаться дополнить первую уже семью словами.
Восьмая – при помощи восьми слов рассказать о личном восприятии рассказа или о том, посоветуют ли ребята прочитать его своим друзьям.


Эту часть урока можно делать на доске и в тетрадях (особенно поначалу, когда прием ещё не знаком детям) можно – только индивидуально или в группах.


Работая в русле критического мышления, следует уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения. Таким образом, удастся значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни, протекающей за стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.


Развитие рационального, критического мышления на протяжении последних десятилетий является одной из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные взвешенные решения.


Что же это за система и откуда она взялась? По признанию самих американцев, разработавших эту систему, от идей Жана Пиаже и Льва Выготского. В основу ее положены идеи великих психологов о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу, чтобы воспитать их не потребителями информации, а активными творческими людьми.

Учителя, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

Доклад "Совершенствование педагогического мастерства педагогов через самообразовательную деятельность в условиях перехода на Федеральные образовательные стандарты".

Подготовила заместитель директора по НМР Данилова Татьяна Витальевна

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня. Есть те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий педагог-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает самообразовательная и методическая деятельность.
Мы с вами учимся всю жизнь, сначала школа, затем вуз. Но и теперь не должны прекращать образование т.к. внедрение ФГОС связано с серьёзными изменениями в жизни общества и обусловлены современными условиями стремительного развития науки и техники. Речь идет не только о смене культурной эпохи, но и о смене типа человека. Всё это выдвигает принципиально новые требования к образованию.
Основные критерии профессионализма педагога давно всем известны. Это знание методики и его усовершенствование, знание психологии воспитанников для организации эффективного взаимодействия, знание преподаваемого предмета и постоянный поиск, самосовершенствование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

С переходом на ФГОС приоритетной задачей методической работы является помощь педагогам в повышении качества и эффективности образовательного процесса, создавать благоприятные условия для развития самообразования педагогов,.
Для учреждения образования нового типа, которое работает в режиме развития, такому как наш техникум, очень важно, чтобы все педагоги были вовлечены в творческую деятельность, которая основана на самообразовании.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, к мероприятию, олимпиаде и др.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто как ведет урок, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят в образовательное учреждение, хотят определить его к сильному педагогу. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);
  • психологическое (Работать над своим имиджем, уметь сам и учить общению, владеть искусство влияния, лидерские качества и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
  • правовое
  • эстетическое (гуманитарное); Чувство прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки! Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?
  • историческое; (Должен знать историю своего техникума, республики, страны…)
  • политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)
  • информационно-коммуникативные технологии;(электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания по учебной практике ) Что умеем мы. Как далеко отстали.
  • охрана здоровья; ( Научить детей забоится о своем здоровье -наша забота. Мы должны быть не только учителями, но и врачами.)
  • интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакго интереса – не интресен)

В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Определим источники получения знаний:

  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • интернет;
  • видео, аудио;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер - классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • путешествия.

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Если представить деятельность педагога в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.Все это может реализоваться через различные виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала;
  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.
В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.
Результаты самообразования педагога отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов;
  • педагогических разработок;
  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Как показывает практика и наблюдения в этой области далеко не все педагоги способны самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности, иногда они нуждаются в помощи. Педагог далеко не всегда умеет расставить акценты на главном, т.е. на том, что обеспечивает ему успех в деятельности, что влияет на её результат и что в ней взаимодействует; как его измерить, диагностировать; отмечаются трудности в переводе педагогических идей и задач на практический уровень.
Поэтому очень важно знать: готовы ли наши педагоги к самообразованию как к виду деятельности, способствующему повышению профессионального мастерства, которое необходимо для повышения качества образовательного процесса и повышения имиджа.

Система работы по организации самообразования начинается с аналитической работы, то есть с диагностики. Именно с этой целью было проведено анкетирование. На анализе их результатов мы сейчас и остановимся.

Эффективная работа над собой требует не только необходимых знаний и умений, но и высокой мотивации. Необходимо помнить, что быть личностью - это значит постоянно строить себя, стремиться к саморазвитию, самореализации, самоактуализации.

Способность учителя к саморазвитию" (диаграмма 4) актуальное саморазвитие отмечено у 12 % педагогов. У данной категории педагогов преобладают внутренние мотивы, которые возникает из потребностей самого педагога воспитывать, передавать знания другим, поэтому они трудятся с удовольствием, без внешнего давления. А так же положительная внешняя мотивация, к которой относятся: одобрение коллектива, престиж, возможность продвижения по службе, т.е. стимулы, ради которых педагог считает нужным приложить свои усилия. А также позитивное влияние на снижение зависимости способности к саморазвитию у педагогов от внешних факторов может оказать проведение цикла тренинговых занятий "Управление эмоциональным состоянием педагогов". Так же следует чаще практиковать нетрадиционные формы организации методической работы с педагогами, такие как фестивали, праздники успехов педагогов, которые содействуют сплочению коллектива и раскрытию творческого потенциала педагогов, созданию в коллективе творческой атмосферы. Есть необходимость систематически проводить дни психологической разгрузки для педагогов
Факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога.

Самообразование будет продуктивным, если учитель удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии. По результатам микроисследований, проведенных, мы выявили факторы, которые препятствуют саморазвитию педагогов. К сожалению, в ходе диагностики, выявлено у 70% педагогов способность к самообразованию и саморазвитию ниже среднего. Если их расположить их в порядке убывания, то получится следующая картина:

  • неудовлетворенность заработной платой (80 %);
  • условия для полноценного досуга, отдыха (60%);
  • условия для продолжения образования, повышения квалификации (50%);
  • условия, которые создает администрация для самообразования и самореализации педагогов (50%);
  • уровень и качество медицинского обслуживания в учреждении (40%);
  • уровень организации методической работы (30%).
  • бытовые условия (20%);
  • наличие необходимой психолого-педагогической, методической литературы (20%); нравственно-психологический климат в коллективе (10%);

Чтобы самообразование стало продуктивным влияние данных факторов нужно стремиться свести к минимуму. К сожалению, есть факторы, воздействие которых на стремление педагога к саморазвитию минимизировать мы не в силах.

Но мы можем повлиять на другую сторону процесса, а именно на факторы стимулирующие саморазвитие педагога.
К этим факторам можно отнести следующие:

  • Интерес к работе;
  • Возрастающая ответственность за результаты труда;
  • Пример коллег;
  • Новизна деятельности;
  • Обучение на курсах;
  • Пример и влияние администрации;
  • Организация методической работы;
  • Возможность получения признания в коллективе.

Именно на последнем факторе хочется остановиться подробнее. В техникуме разработать рейтинговую систему оценки деятельности педагогов. В конце года провести оценку результативности профессиональной деятельности всех категорий педагогов . При этом у нас нет такого критерия как "Результативность самообразовательной деятельности". Поэтому есть необходимость внести изменения в оценочные листы, включив в него именно этот критерий "Результативность самообразовательной деятельности".

Оценить 655 0

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

Педагогическое мастерство — это высокий уровень профессиональной деятельности педагога. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы.

Воспитанники простят своим педагогам и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение.

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до определенного уровня. Есть те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование профессионализма педагога оказывает самообразовательная и методическая деятельность.

Основные критерии профессионализма педагога давно всем известны. Это знание методики и его усовершенствование, знание психологии воспитанников для организации эффективного взаимодействия, знание преподаваемого предмета и постоянный поиск, самосовершенствование.

Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает.

Педагоги, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят как и над чем надо работать, как саморазвиваться.

Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений,

б) курсы повышения квалификации.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога:

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение занятий.

Для достижения целей и педагогического мастерства эти направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога.

Важным моментом в развитии мастерства педагога является уровень притязаний и отношения к самому себе, собственная самооценка. Любит он себя, равнодушно к себе относится или ненавидит себя? По каким полярностям можно это дифференцировать? а) я гений - я бездарный человек, б) я все могу - я ничего не могу, в) я могу многое - так как многие это могут, г) я ничего не могу - так как многие это не могут.

Важнейшими навыками педагога являются:

- навыки изучения воспитанников, их деятельности, состояний и качеств, взаимоотношений в коллективах, успехов, достижений, трудностей, ошибок в учебе и т. д. Сюда относятся навыки наблюдения за поведением в группе и отдельных воспитанников, за внешним выражением внимания.

- навыки подготовки и проведения различных форм занятий (навыки изучения литературы, составления и использования конспектов, навыки распределения внимания, оценки времени и т. д.);

- речевые навыки (построение фраз, свободное использование выразительных средств языка, произношения, ударений);

- навыки управления коллективной и индивидуальной деятельностью детей (управление вниманием, мышлением, психическими состояниями), навыки организаторские (поддержание дисциплины, распределение заданий и т. д.);

- навыки высококультурного внешнего поведения (владение позой, жестом, мимикой, выражением глаз, педагогическим тактом в обучении и т. д.).

Навыки педагога — это одно из условий его творчества.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта.

Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает активную позицию, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется творческий профессиональный поиск.
Одним из главных условий совершенствования профессионального мастерства педагога является специально организованная в учреждении система методической работы. Методическая работа может в значительной мере удовлетворить запросы педагогов по совершенствованию научно -методической подготовки, если сделать значительный отступ от укоренившейся практики к совершенно новым подходам.

Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Возникает необходимость поиска и анализа новой информации для подготовки занятия, выступления, мероприятия, и т.д.
- Желание творчества. Педагог - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должна появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие не только себе, а прежде всего детям. (Дети знают, кто и как ведет занятие, передаются из поколения в поколение. К одному идут с удовольствием, от другого сбегают).

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
- Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.

психолого-педагогическое (ориентированное на воспитанников и родителей: рекомендации по воспитанию и обучению);

психологическое (Работать над своим имиджем, уметь самому и учить общению, владеть искусством влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

эстетическое (гуманитарное); Чувству прекрасного должен прививать на каждом занятии, поэтому должен владеть современной информацией в области кино, театра, музыки!

Знаем ли мы, какая музыка интересует наших детей? Что им интересно сегодня?

историческое; (Должен знать историю своего района, края, страны…)

политическое; (Быть в курсе политических событий и беседовать с детьми, просвещать их)

информационно-коммуникативные технологии; (Электронные презентации уже устарели, педагоги создают ролики, электронные тесты, виртуальные задания для занятий ) Что умеем мы. Как далеко отстали.

охрана здоровья; ( Научить детей заботиться о своем здоровье - наша забота. Мы должны быть не только воспитателями, но и врачами.)

интересы и хобби. (Педагог, который не имеет никакого интереса – не интересен для детей)

Двигатель совершенствования собственной личности - это отношение к себе как к Богу, любовь к себе, а не себялюбие во вред другим. Изменение отношения к себе на этой основе способствует раскрепощению личности, развитию в себе творческого начала.

В чём заключается суть процесса моего самообразования? Я самостоятельно добываю знания из различных источников, использую эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

Мои источники получения знаний:

литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

семинары и конференции;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

курсы повышения квалификации;

Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Самообразование будет продуктивным, если педагог удовлетворен своей работой, а в процессе самообразования реализуется его потребность в саморазвитии.

Факторы стимулирующие саморазвитие педагога.


К этим факторам можно отнести следующие:

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство воспитателя?

Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации, по его мнению, это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Список используемой литературы:

Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. - М., Педагогика, 1987 г. - ст. р. 87-99.

Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М. ,1990 Курс практической психологии, или Как научиться работать,добиваться успеха: Учеб.пособие /Автор-составитель Р Р Кашапов. - Ижевск.: Изд-во У дм.ун-та, 1997

"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма.

Автор многих методических пособий для педагогов высказал непреложную истину "Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить" Настоящий учитель-профессионал находится постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность.

Эта деятельность предполагает :

- постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;

- изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

- ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания;

В современном обществе возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод это:

- гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

На современном этапе качественным может считаться такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.

Процесс самообразования должен :

- планируется, управляется и контролируется самим человеком,

- необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию :

- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.

- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.

профессиональное (предмет преподавания);

психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);

методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);

эстетическое (гуманитарное);

интересы и хобби.

Составляющие процесса самообразования педагога :

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования. .

систематический просмотр определённых телепередач;

чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;

обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;

решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;

посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

изучение информационно-компьютерных технологий;

посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;

ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;

программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

Результаты самообразования учителя отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) :

- повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

- педагогических разработок;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Выбор темы по самообразованию.

Тема самообразования определяется, исходя из:

1) единой методической темы школы;

2) актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов;

3) педагогического стажа;

4) уровня профессиональной компетентности педагога;

Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Важное значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы прочитанного, развернутый план или аннотацию.

Факторы, препятствующие саморазвитию

- Разочарование в результатах имевшихся ранее неудач;

- Недостаточная поддержка со стороны администрации;

Факторы, стимулирующие саморазвитие учителя.

Интерес к работе;

Возрастающая ответственность за результаты труда;

Новизна деятельности;

Обучение на курсах;

Пример и влияние администрации;

Организация методической работы;

Возможность получения признания в коллективе.

Современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условия.

Индивидуальная тема по самообразованию - адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Направления работы Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой Сроки Форма представления

результата своей работы Где, когда, кем заслушивается Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении

Профессиональное - Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

- Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

- Разработать рабочие программы по своим предметам в соответствии требований ФГОС.

- Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

- Повышение квалификации на курсах для учителей начальных классов.

- Участие в конкурсах профессионального мастерства

В течение всего срока реализации ИОМ. • Выступление с докладом на районной научно – практической конференции (2017 – 2018 учебный год).

• Выступление на областной научно – практической конференции со стендовым докладом (2017 – 2018 учебный год).

• Прохождение курсов повышения квалификации при НИПКиПРО (2017 – 2018 учебный год)

• Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

• Изучение нового УМК и учебников, уяснение их особенностей и требований.

• Участие в конкурсах профессионального мастерства Рабочие программы 2 класса (второй год обучения) по предметам:

Рабочие программы по Музыке, пению, (танец) для 1-4 классов УУО.

Психолого – педагогическое - Изучение и систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы. В течение всего срока реализации ИОМ.

Методическое - Знакомиться с новыми формами, методами и примами обучения.

- Повышение своего уровня педагогического мастерства для продолжения работы в качестве участника ШПМПк.

- Изучать опыт работы лучших дефектологов, учителей через Интернет.

- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

- Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

- Создать собственный УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке.

- Совершенствовать структуру самоанализа урока.

- Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний обучающихся.

- Представление опыта работы через открытые уроки на школьном уровне.

- Посещение семинаров. Выступление перед коллегами на МО, педсоветах, конференциях.

- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

- Подготовка к аттестации на защиту квалификационной категории.

В течение всего срока реализации ИОМ. • Участие в работе педсоветов, конференциях, спецсеминаров, МО учителей начальных классов (2016 – 2021 учебные годы).

• Посещение семинаров, конференций проводимых ТПМПК в Сузунском районе.

• Посещение открытых уроков, РМО (2016 – 2021 учебный год).

• Проведение открытых уроков (2016 – 2021 учебный год).

• Участие в работе ШПМПк (2016 – 2021 учебный год).

• Создание собственного УМК лучших разработок уроков, занятий, интересных приемов и находок на уроке (2016 – 2021 учебный год).

• Защита на первую квалификационную категорию (2018 – 2019 учебный год).

• Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом (2016 – 2021)

Посещение открытых занятий (2016) :

- учителя начальных классов Балагановой Г. М. ,

- учителя - логопеда Чувьюровой Т. Ю.

Информационно – компьютерные технологии - Изучать информационно компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

- Совершенствовать навыки работы на компьютере.

- Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.

- Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

- Освоение новых компьютерных программ и ТСО (мультимедийный проектор).

- Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя.

- Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов

- Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом

- Участие в конкурсах в Интернете.

- Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

В течение всего срока реализации ИОМ. Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.

Создание персонального сайта на Нетфолио. ру (2017 – 2018 учебный год)

Участие в интернет конкурсах (2016 – 2021 учебный год)

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете (2016 – 2021 учебный год).

Составление мультимедийных презентаций о работе в качестве учителя начальных классов, классного руководителя (2016 – 2021)

Разработать комплект сценариев уроков, родительских собраний с применением информационных технологий и формировать копилку методических материалов (2016 – 2021)

Разработать комплект тематических занятий, родительских собраний, внеклассных предметных мероприятий в электронном варианте и использовать их в процессе воспитательной работы с классным коллективом (2016 – 2021)

Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. В течение всего срока реализации ИОМ. Соблюдение охранительного режима.

Использование Су – Джок терапии.

Использование Песочной терапии.

Развитие и совершенствование основных видов движений через подвижные игры В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Читайте также: