Эффективные формы работы по зож и безопасности жизнедеятельности доклад

Обновлено: 04.05.2024

Материалы для выступления на тему: "Формирование здорового образа жизни на уроках основ безопасности жизнедеятельности в условиях реализации ФГОС".

ВложениеРазмер
formirovanie_zozh_na_urokah_obzh_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx 23.88 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной.

Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые дети творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождается практически здоровыми. Низкий материальный уровень жизни, нерациональный режим труда и отдыха, несбалансированное питание подрывают здоровье детей в дальнейшем. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза , число близоруких детей увеличивается к выпускным классам до 18 %, с нарушениями осанки до 45 % (по данным Института возрастной физиологии). Более 60% школьников имеют хронические заболевания и только 5% выпускников школ считаются практически здоровыми.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у обучающихся культуры здоровья.

Здоровьесберегающие технологии являются непременной составляющей всех уроков ОБЖ по формированию культуры здоровья. При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном) учитель стремится создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использует учебный материал для популяризации здорового образа.

Основой здоровьесберегающей технологии является соблюдение следующих принципов:

учет возрастно-половых особенностей;

учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности обучающихся (вводная часть, основная и заключительная);

использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма обучающихся.

Целевые установки здоровьесберегающей технологии на уроках ОБЖ следующие:

- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

- показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.

Организация уроков ОБЖ по формированию здорового образа жизни осуществляется с учетом основных направлений формирования культуры здоровья:

- выработка установки на сохранение, поддержание и укрепление собственного здоровья; определение своего отношения к собственному здоровью ,

- выработка активной жизненной позиции, позитивного мышления, навыка саморегуляции и рефлексивной деятельности и др.;

- формирование коммуникативной культуры личности; культуры выражения эмоций; культуры профилактики и преодоления факторов, разрушающих здоровье; культуры самообразования в вопросах здоровья как составные части системы мер по воспитанию общей культуры здоровья.

Чем же следует наполнить образ жизни, чтобы он стал здоровым?

Необходимо организовать ЗОЖ, опираясь на следующие принципы:

1. Принцип ответственности за свое здоровье . Только разумное отношение к нему позволяет человеку долгие годы сохранять бодрость, высокую работоспособность, социальную активность и достичь долголетия.

2. Принцип комплексности : нельзя сохранять здоровье по частям. Здоровье означает согласованное действие всех систем организма и личности. Чтобы обеспечить их гармоничное взаимодействие, необходимо уделять внимание всему комплексу обстоятельств, формирующих образ жизни человека.

3 . Принцип индивидуализации обусловлен тем, что каждый человек уникален как с точки зрения биологической (генотипической), так и психологической, и социальной. Поэтому у каждого из нас должна быть своя индивидуальная программа здорового образа жизни, учитывающая следующие особенности: генотипические факторы, психологические факторы, социальные факторы, семейно-бытовой статус, уровень культуры.

4. Принцип умеренности означает, что для тренировки функциональных систем должны использоваться умеренные нагрузки, вызывающие среднюю степень утомления.

6. Принцип рациональной организации жизнедеятельности .

Здоровье не дается человеку впрок, оно требует постоянных и упорных усилий.

Таким образом, обеспечение ЗОЖ возможно только при условии, что человек сам захочет быть здоровым.

Цель обучения учащихся здоровому образу жизни на уроках ОБЖ - это формирование у учащихся устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, ответственности за состояние своего здоровья, за собственное благосостояние и за состояние общества; формирование в детях социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.

- проведение тестирования, социологических опросов, анкетирование.

Одной из современных эффективных форм работы по формированию ЗОЖ на уроках ОБЖ считаю проектную деятельность обучающихся. Ученик, в ходе работы над учебном проектом, обучается реальным принципам сохранения здоровья, познает собственный потенциал здоровья, учится правильно использовать собственные ресурсы здоровья, обучается навыкам здорового образа жизни, формирует активную позицию ценности здоровья собственного, здоровья близких, нации.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках ОБЖ предполагает, что учитель своими действиями не наносит вред здоровью обучающихся, то есть после занятий его ученики не оставляют частичку своего здоровья. Учитель может и должен помочь школьнику в использовании полученных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.

На мой взгляд, этого количества часов явно недостаточно. Но спасают положение проводимые в школе акций, мероприятий, связанные с формированием ЗОЖ, Дни здоровья.

Учитель должен содействовать сохранению здоровья всеми возможными способами, такими как строгим соблюдением санитарно-гигиенических условий обучения, нормированием учебных нагрузок, применять образовательные технологии с учетом физиологических возможностей ребенка, организовать благоприятный эмоциональный и психологический фон занятий.

На уроках необходимо проводить физминутки . Физкультминуты можно проводить как учитель, так и ребенок. В физкультминутку нужно включать простейшие упражнения для глаз, так как они служат не только профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Практика работы по здоровьесбережению на уроках ОБЖ показала, что внедрение в урок форм, методов и приёмов работы, сочетающей умственную деятельность с физической активностью, приводят не только к укреплению и сохранению здоровья детей, но и позволяет активизировать познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию к обучению, сохраняет необходимый уровень формирования качества знаний.

1. Амосов по преодолению старости. – М.: АСТ, 2003.

2. , . Формирование здорового образа жизни российских подростков - М.: Владос, 2003.

3. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2009, №3.

4. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии.- Основы безопасности жизнедеятельности, 2010, №1.

5. Дрибинский П. Воспитание ценностного отношения к здоровью. - Воспитание школьников. – 2008, №8.

6. Ощепкова потребности в ЗОЖ у школьников.- Народное образование. – 2006, №8.

8. Ступницкая деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся. - М., 2004.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ


Выступление на заседании м/о классных руководителей: Чевоикной Е.А.

классного руководителя 2 класса

ГОУ ЛНР «Артемовская средняя

Выступление по теме:

«Формы и методы формирования знаний

Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

- темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы:

- Кто из вас хочет быть здоровым? Что такое здоровье?

- От чего и от кого зависит здоровье людей?

- Кто должен помогать здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

- Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

- Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе и почему? Помогает ли здоровью дружба?

Далее можно провести занятие, посвященное рисованию.

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья детьми. Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение в педагогическом арсенале учителя имеет игра.

Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик – учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д. Используя игру, учитель раскрывает большой потенциал, подчиняя правила игры своим образовательным и воспитательным задачам. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ.

Во-первых, это подвижные игры, закрепляющие навыки двигательной активности, а также обеспечивающие социализацию ребенка через коллективную деятельность. Как правило, такие игры не требуют никакого специального оборудования, инвентаря. Подвижная игра создает благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивая и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

В упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем.

Эффективными методами воспитания ЗОЖ являются уроки, которые проводятся с использованием компьютерных презентаций.

Наиболее частые методы и формы: беседа, лекция, круглый стол, анкетирование.

Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

В своей работе я активно применяю разнообразные формы и методы по формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.

На таких классный часах обсуждаются проблемы с которыми сталкиваются дети в повседневной жизни, какими вредными привычками страдают наши дети, приводятся статистические данные о курении, алкоголизме и наркомании. Выясняется, какие дети подвержены дурному влиянию окружающих и как с этим бороться. Дети узнают какое влияние оказывает алкоголь, наркомания и табакокурение на организм подростка и как бороться с вредными привычками. На классных часах затрагивается тема ЗОЖ не только со стороны вредных веществ и их влияния на организм человека, но и освещаются правила как сделать свой организм еще здоровее, а свою жизнь более интересной и насыщенной.

Беседы о правилах здорового образа жизни. На которых дети получают советы о ЗОЖ.

Игры, конкурсы рисунков и многое другое.

Цель такой разнообразной работы заключается в том, чтобы донести до детей всю важность не только сохранения, но и укрепления здоровья.

Ведь современный ребенок подвержен влиянию со стороны улицы, телевидения, реклам, средств массовой информации и наша задача обезопасить ребенка от дурного влияния, рассказать что хорошо, а что плохо, для того чтобы сохранить здоровую нацию и здоровую личность с перспективным будущим.

Подвожу итог, что одним из возможных решений проблемы ухудшения здоровья школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует успешному выполнению учебной, игровой, трудовой деятельности, общественных и бытовых функций, выполняемых оптимальных условиях, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности. Основное содержание процесса формирования здорового образа жизни младших школьников составляют комплексные оздоровительные мероприятия (оптимально организованный режим дня, систематические занятия физическими упражнениями, рациональное питание, медико-профилактические мероприятия), направленные на сохранение, укрепление здоровья и повышение работоспособности младших школьников, а также мероприятия направленные на профилактику вредных привычек.

В формировании знаний о здоровом образе жизни у школьника учитель может использовать различные активные группы форм и методов, используя их в построении учебно-воспитательного процесса, варьируя ими, однако наибольшей эффективности в воспитании можно ожидать лишь тогда, когда педагог будет сам являться примером для подражания, и когда работа будет проводиться в системе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формы и методы работы классного руководителя

по формированию здорового образа жизни обучающихся.

Справедлива мысль, что здоровье не все, но без здоровья все ничто.

Современный ритм жизни, экологические проблемы, последствия технического прогресса _ все это оказывает негативное влияние на здоровье людей и, прежде всего, на здоровье молодежи. В современном мире имеет место опасная тенденция к снижению мотиваций здорового образа жизни среди широких слоев населения, в том числе и среди молодежи. В результате отмечают неутешительную динамику нарушений состояния здоровья подрастающего поколения. Следовательно, необходимы срочные меры по созданию системы охраны здоровья и формирования привычек здорового образа жизни молодежи. Формирующийся образ жизни молодого человека – явление чрезвычайно сложное. Это процесс, который совершается на наших глазах сегодня и сориентирован в завтрашний день.

Много сложных задач приходится решать молодому человеку на пороге взрослой жизни. Но иначе не может быть.

В последние десятилетия жизнь старшеклассников заметно усложнилась. Возрастают требования к человеку, его ответственности, растет цена ошибок. Тяжелее становятся последствия необдуманного поступка. Следовательно, надо предупредить запоздалые раскаяния и досаду на себя. Поэтому моя роль как классного руководителя состоит в том, чтобы предупредить, оказать своевременную помощь, дать необходимые ориентиры на этом нелегком пути взросления.

Целью моей работы является воспитание человека готового и способного к позитивному изменению, умеющему контролировать себя, человека, который осознает необходимость ЗОЖ, испытывает устойчивое стремление к регулярным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи, которые ставлю перед собой:

- информировать учащихся о негативном влиянии на здоровье вредных привычек (пьянства. Курения, наркомании, токсикомании);

-научить противостоять вредным привычкам;

-воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;

-воспитывать стремление к физическому здоровью и физическому совершенству;

-воспитывать и развивать потребность в здоровом образе жизни;

-создать в классе культ здоровья и здорового образа жизни;

-информировать учащихся о принципах здорового питания;

-вовлекать родителей учащихся в активную работу по формированию здорового образа жизни.

Чтобы максимально реализовать педагогические возможности относительно данной проблемы, воспитательные средства должны быть взаимосвязаны и упорядочены.

Я отказываюсь от всяческих всеохватных акций, бессмысленных попыток объять необъятное. Использую только те методики, которые принимают мои дети.

Работаю в тесном контакте с педагогом – психологом. Социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы, семьей.

Для изучения проблемы склонности к проявлению вредных привычек в своем классном коллективе провожу анкетирование.

Дети участвуют в конкурсах плакатов, бюллетеней, создают карикатуры, встречаются с врачами, с работниками милиции, посещают выставки, организованные школьным библиотекарем с целью пропаганды специальной литературы по ЗОЖ. Проводятся видео – классные часы, снимают видеоролики.

В воспитании здорового образа жизни не должно быть постоянных, бесконечных, нудных лекций, которые ведут к отторжению информации. Они должны быть заменены современными и интересными приемами, которые смогут заинтересовать ребенка. Дать возможность ему самому говорить, выражать свое видение проблемы.

С целью воспитания критического отношения к вредным привычкам использую технологию развития критического мышления и технологию групповой дискуссии.

Идеальным же вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.

Организую встречу родителей с врачом – педиатром, с медицинским работником школы по вопросам контроля за здоровьем детей. Велика роль родительских общественных патрулирований.

Дети активно участвуют в различных спортивных мероприятиях.

Способствую включению школьников в различные творческие объединения по интересам (секции, клубы, кружки).

Для меня – личность школьника – главная ценность и основной объект моей заботы.

В результате моей работы по формированию ЗОЖ ни один ребенок не курит, не стоит на внутришкольном учете и на учете в детской комнате милиции. Нет нареканий ни со стороны администрации школы, ни со стороны правоохранительных органов.

Содержание работы классного руководителя

по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение :

- состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;

- оснащенность кабинета необходимым оборудованием;

- питание в школьной столовой;

- наличие справочной и художественной литературы в кабинете.

II блок – организация учебного процесса:

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;

- использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;

- соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;

III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:

- беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:

- эффективная работа с учащимися на уроке физкультуры;

- организация подвижных игр (динамической паузы);

- организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;

- проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

- регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;

- ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;

- привлечение медработника к просвещению родителей.

Деятельность классного руководителя по здоровьесбережению :

- сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.

- организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.

- использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.

- организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.

- проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.

- формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.

Примерный план работы классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

1. Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания.

2. Организация работы с комплексом физкультпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.

3. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:

- создание интерьера класса

4. Работа с паспортом здоровья учащихся класса.

5. Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.

6. Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.

7. Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.

8. Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.

9. Составление вставки книг по вопросам здоровья.

10. Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.

11. Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.

12. Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.

13. Консультирование родителей.

14. Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.

15. Создание уголков по правилам безопасного поведения, правилам противопожарной безопасности, правилам дорожного движения.

16. Организация встреч родителей и учащихся с инспекторами ГАИ, пожарной службы.

17. Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.

18. Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.

19. Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.

20. Организация кружковой работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся

1. В семье растет сын.

2. В семье растет дочь.

3. Детский травматизм на дорогах.

4. Досуг в семье.

5. Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании младших школьников.

6. За здоровый образ жизни.

7. Каким будет ваш ребенок.

8. Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.

9. Причины быстрой утомляемости младших школьников.

10. Психологическая поддержка младших школьников.

11. Физические и душевные травмы.

Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья

17. Лекция профессора Знайки о правильном питании

18. Малые Олимпийские игры

19. Маскарад вредных привычек

20. На дворе у нас игра

21. Приглашает Королева Спорта

24. Старты надежд

25. Три С (сила, смекалка, сноровка) – спортивная игра

Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.

2. Байбородова, Л.В. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009.

3. Виноградов П.А., Душанин А.П. Основы физической культуры и здорового образа жизни. -М: Инфра-М, 2010г.


Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

 корригирующая гимнастика после сна;

 спортивные досуги, праздники;

 подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы:

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приёмы:

 рассказы и беседы воспитателя;

 моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 пальчиковая и дыхательная гимнастика;

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;

 Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;

 Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;

 Совместные походы и туристические прогулки на природу;

 Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;

 Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, дошкольный возраст, игра, ребенок, утренняя гимнастика, детский сад, дыхательная гимнастика, здоровье детей, оздоровительная работа, физическое воспитание.

Похожие статьи

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы.

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности.

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30.

Организационно-педагогические условия приобщения детей.

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух.

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста.

дошкольное учреждение, родитель, физическое воспитание, ребенок, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, детский сад, здоровый ребенок, здоровье детей, семья.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа.

ребенок, физическая культура, здоровый образ жизни, здоровье, жизнь ребенка, вид деятельности, физическое воспитание, пальчиковая гимнастика, дошкольный возраст, родитель воспитанников.

Оздоровление детей через нетрадиционные формы и методы.

физическая культура, ребенок, релаксация, занятие, умение детей, физическое воспитание, нервная система, детский сад, двигательная активность, упражнение.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего.

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

При разработке комплексов дыхательной гимнастики я учитывала: - эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения; - доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста

Современные методики здоровьесберегающей деятельности.

детский сад, здоровый образ жизни, дошкольное образование, педагогический процесс, здоровье, ребенок, дошкольный возраст, индивидуальный подход, воспитательно-образовательный процесс.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений. Если на физическое здоровье общественное воспитание может повлиять лишь в 20 %, т. к. 20 % — наследственность, 30 % — роды, 30.

Организационно-педагогические условия приобщения детей.

образовательный комплекс, Здоровый образ жизни, детский сад, ребенок, воспитание основ, привитие навыков, родитель, дидактическая игра, выходной день, личная гигиена.

Читайте также: