Как сохранить зрение школьника доклад

Обновлено: 17.05.2024

Школа становится настоящим испытанием для зрения ребенка. Современные нагрузки на детей в школе, даже на первоклашек, не то что не полезны, но зачастую даже вредны для их здоровья, особенно для глаз.

В последнее время самым распространенным глазным заболеванием глаз у детей является так называемая школьная близорукость. В большинстве случаев близорукость у ребят появляется именно в первые школьные годы - от 8 до 10 лет.

В канун нового учебного года хочется напомнить родителям о том, что ПРЕДУПРЕДИТЬ нарушения зрения у детей проще, чем впоследствии лечить их. Поэтому родители должны обязательно уделять большое внимание состоянию здоровья своих детей и, в частности, здоровью детских глаз и следить за тем, чтобы острота зрения не ухудшалась.

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!
Следует знать о том, что отправлять ребенка в школу лучше в возрасте полных 7 лет. К этому времени глазная система заканчивает свой рост и формирование (в том числе и цилиарная мышца, отвечающая непосредственно за зрение вблизи).

Если в семье распространены такие заболевания, как близорукость и астигматизм, лучше отдавать ребенка в обычную общеобразовательную школу, а не специализированную, с углубленным изучением предметов. Обучение в музыкальной и художественной школах также желательно отодвинуть на более старший возраст.

Не рекомендуется учить ребенка грамоте до 6-7 лет. В последнее время стало традиционным очень рано начинать готовить ребенка к школе, начиная с 3-4 лет. В результате мы видим так называемую школьную близорукость у детей уже в возрасте 4-5 лет. Это очень страшная тенденция, которой не наблюдалось еще 5-7 лет назад. Если у ребенка начала развиваться близорукость в пятилетнем возрасте, то в будущем это кандидат на инвалидность по зрению.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ШКОЛЬНИКА
В первую очередь у ребенка должно быть правильно оборудовано рабочее место для занятий. Нагрузка на опорно-двигательный аппарат ребёнка при обучении в школе возрастает значительно, так как и в школе и дома приходится длительное время соблюдать статичную сидячую позу, сидя за столом.
Детская мебель должна соответствовать росту ребенка. Ребёнок не должен работать за очень высоким письменным столом на неудобном стуле. Существуют определённые нормативы размера мебели для приготовления уроков, которые зависят от роста вашего ребёнка. При росте ребёнка 115-130 см высота над полом крышки стола должна быть 52 см, а высота над полом переднего края сиденья стула – 30 см. При росте ребёнка 130-145 см стол – 58 см, стул – 34 см.
Идеальный вариант письменного стола для школьника – это парта. Но, к сожалению, в большинстве школ в настоящее время от парт отказались, хотя парта идеально учитывает все особенности физиологического развития ребенка и работы органа зрения. Дело в том, что благодаря наклонной поверхности парты сохраняется оптимальное расстояние от глаз до тетради, и мышцы спины не переутомляются. Когда ребенок сидит за столом, у него подняты плечи, лопатки напряжены. За партой же ребенок сидит свободно – плечевой пояс расслаблен, руки лежат на парте.

Очень важно с раннего детства сформировать у ребенка правильную осанку. Не забывайте контролировать позу ребёнка при выполнении домашних заданий и чтения. Приучите малыша держать книгу или тетрадь на расстоянии не менее 35 см от глаз. Книгу лучше всего располагать на подставке, так будет легче соблюсти правильное расстояние от глаз до книги. Объясните ребенку, что нельзя читать лежа, так как в таком положении глаза будут сильно уставать. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

Также одним из основных условий организации детского рабочего места является плавильное освещение. Помимо основного верхнего искусственного освещения у ребенка обязательно должна быть настольная лампа мощностью не менее 60 Ватт. Для правшей она должна располагаться слева, у левшей - справа. Её задача - освещать тетрадь, когда ребенок пишет, но свет при этом должен падать не через руку, а с противоположной стороны. Рабочий стол лучше всего поставить рядом с окном, т.к. помимо искусственного освещения, в комнату должен поступать естественный дневной свет.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА
Родители младших школьников должны создать ребенку правильный режим труда и отдыха. В детском возрасте очень важно чередовать нагрузки с отдыхом. Ребенок не должен часами заниматься зрительной работой.
Ученик начальных классов после каждых 20 минут работы обязательно должен делать перерыв. Взрослый ученик – после каждых 30-40 минут. При этом перерыв должен составлять хотя бы 10 минут. В это время ребенку не стоит читать книжку, смотреть телевизор или играть в компьютер, а полезнее всего будет посидеть с закрытыми глазами, подойти к окну и рассматривать удаленные предметы, а также сделать гимнастику для глаз, т.е. дать зрительным органам отдохнуть.

СКОЛЬКО РЕБЕНКУ МОЖНО СМОТРЕТЬ ТЕЛЕВИЗОР?
Дети не должны смотреть телевизор с утра до вечера. Помимо того, что он очень вредно влияет на глаза, но и отрицательно сказывается на состоянии нервной системы ребенка в целом: приводит к астении и неврозам.
Трехлетнему ребенку в день можно показать короткий мультик на 10-15 минут и не более того.
Для школьника просмотр телевизора и компьютерные игры в день не должны превышать в общей сложности 30-45 минут.

ДЕТИ И КОМПЬЮТЕР
Сейчас тяжело представить жизнь без компьютеров. Но к работе с информационными устройствами необходимо подходить разумно. Чем позже ребенок начнет заниматься компьютером, тем лучше. Младшим школьникам вообще не рекомендуется работать за компьютером, а старшим только по мере необходимости.

При работе за компьютером важно, чтобы экран был большого размера. Изображение должно быть четким - чем больше количество пикселей, тем лучше. Расстояние от глаз до компьютера должно быть максимальным, не менее 30 см. При длительной работе нужно делать перерыв на 5-10 минут.

СОВРЕМЕННЫЕ ГАДЖЕТЫ СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМ СО ЗРЕНИЕМ

Постоянное использование гаджетов (планшеты, смартфоны, игровые приставки) увеличивает нагрузку на наши глаза. Как правило, если мы берем листок с четко напечатанным текстом, то глаз правильно фокусируется. В гаджетах, особенно некачественных, изображение мелкое, состоит из пикселей, вдобавок применяются шрифты, которые их сглаживают. Следовательно, глаз видит нечеткое изображение и вынужден постоянно напрягаться. К тому же, при использовании планшетов и смартфонов никогда не соблюдается необходимо расстояние от глаза до текста, что дополнительно способствует развитию близорукости.

КАКУЮ КНИГУ ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ, ЧТОБЫ НЕ ИСПОРТИТЬ ЗРЕНИЕ: ЭЛЕКТРОННУЮ ИЛИ БУМАЖНУЮ?
Чтобы не портить зрение и испытывать дополнительную нагрузку на глаза, изображение должно быть четким и статичным. Поэтому обращайте внимание, чтобы в традиционной книге текст был четко напечатан и не был слишком мелко.

Если сравнивать между собой электронные носители, то электронные книги с экраном E Ink (электронные чернила), конечно же, лучше, чем непредназначенные для чтения гаджеты. Необходимо установить запрет на чтение во время езды в транспорте. Результатом тряски является постоянное изменение расстояния от устройства до глаз. Таким образом, зрение не успевает адаптироваться, а из-за этого оказывается слишком большая нагрузка на этот анализатор.

ВРАЧ НАЗНАЧИЛ ОЧКИ. ЧТО ДЕЛАТЬ?
Если у ребенка обнаружены проблемы со зрением и окулист прописывает ему ношение очков, этого ни в коем случае не надо пугаться. В детстве очки выполняют очень важную функцию – они создают условия для правильной работы детского глаза. Далеко не всегда, если в детстве ребенок надел очки, он будет носить их всю жизнь. Наоборот, если маленький ребенок вовремя надел очки, то с возрастом, когда у него сформируется орган зрения, он эти очки сможет снять. Если он в детстве их не наденет, то последствия могут очень серьезными.

ОЧКИ ИЛИ КОНТАКТНЫЕ ЛИНЗЫ?
Как у любого лекарства, у контактных линз есть и показания и противопоказания. Это не универсальное средство. Кому-то контактные линзы нужны, показаны, и иногда их рекомендуют даже с самого раннего детства. Есть дети, кому контактные линзы противопоказаны. Это зависит от заболеваний века, состояния конъюнктивы, роговой оболочки. Поэтому в каждом конкретном случае обязательно надо проконсультироваться у окулиста, который скажет, можно вашему ребенку носить контактные линзы или нельзя.
По ношению контактных линз у близоруких детей существует ряд ограничений, чаще всего по возрасту. Как правило, лучше надевать и носить контактные линзы детям старшего возраста – после 12-15 лет. До этого возраста дети хуже переносят контактные линзы: они боятся надевать и снимать их, недостаточно хорошо за ними ухаживают. Поэтому инфекционные осложнения, которые могут развиться из-за неправильного ухода за контактными линзами, у детей младшего возраста развиваются гораздо чаще.
Вообще, контактные линзы – средство коррекции повышенной опасности. Ведь они надеваются непосредственно на глаз и, следовательно, должны быть абсолютно чистыми, поверхность должна быть абсолютно гладкой и неповрежденной. Только тогда они не принесут вреда. Если же на линзу попала инфекция или поверхность её поцарапалась, краешек надорвался, то она может повредить поверхность глазного яблока.

В заключение еще раз хочется сказать, что ответственное отношение родителей к здоровью ребенка поможет предупредить ухудшение зрения и развитие заболеваний глаз.

Перед школой необходимо обязательно посетить врача-офтальмолога и проверить остроту зрения. Первый признак снижения зрения - ребенок начинает щуриться, когда смотрит на далеко расположенные предметы.

Проходить профилактический осмотр у детского офтальмолога следует не реже 1 раза в год. Это позволит выявить различные заболевания глаз и нарушения зрения на раннем этапе, что значительно облегчит и ускорит лечение.

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни ребенка развитие еще не полностью сформированных органов зрения, очень легко нарушить чрезмерной нагрузкой, усугубляющейся отсутствием режима труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике ВОЗ, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением только небольшой части из них носят наследственный характер – большинство же страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня ребенка.

Чтобы сохранить зрение школьника острым, офтальмологи советуют принять во внимание несколько основных правил, которые позволят снизить риск появления глазных болезней у ребенка.

1. Не отдавайте в школу раньше 7 лет

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

232

2. Ограничьте зрительные нагрузки

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15 минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер или заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. В эти периоды лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше полутора часов в учебные дни и 3 часов – в выходные дни. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8 утра, и заканчиваться позднее 8 вечера.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы различной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

232

3. Установите график работы за компьютером

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей, которое, будучи бесконтрольным, может привести к возникновению компьютерного зрительного синдрома: нарушения, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т.д. Длительное напряжение зрения, усилившееся пульсацией экрана, может стать основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенку следует соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером, установленные СанПиН:

  • Для младших классов – 15 минут;
  • Для средних классов – 25 минут;
  • Для старших – 40 минут.

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение ребенка:

  • Линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • Оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • На монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • Нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Источнику освещения при этом лучше находиться слева от ребенка.

Коварство компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

232

4. Организуйте рабочее место школьника

Во избежание проблем со зрением рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате должны присутствовать искусственные источники света в виде основного (люстры) и дополнительного - настольной лампы мощностью 40-60 Вт. Располагать ее для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что нужно учитывать при выборе письменного стола ребенку. Кроме того, во время работы школьник не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

232

5. Обогатите рацион витаминами

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион ребенка, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза, что поможет школьнику поддержать свое зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).

232

6. Делайте зарядку для глаз

В перерывах между занятиями желательно не просто расслабиться, а выполнить несколько простых упражнений для глаз. Гимнастика позволит предупредить появление миопии, а близоруким детям – предотвратить ее дальнейшее развитие. Пятиминутные упражнения улучшают кровообращение, расслабляя глазодвигательные мышцы и избавляя глаза усталости.

  • Зажмурить глаза на 2-3 секунды, затем открыть на такое же время. Повторить 5-7 раз;
  • Поворачивать глаза поочередно влево и вправо. Голова при этом должна оставаться неподвижной;
  • Отставить палец на расстояние 30-35 см от глаз. Посмотреть на его кончик. Опустить руку. Повторить 3-5 раз;
  • Закрыв глаза, массировать веки. Наверху – от носа до наружного края глаза, внизу - наоборот.

Важно, чтобы упражнения выполнялись с удовольствием и без напряжения – в этом случае ежедневная зарядка станет отличной профилактикой проблем со зрением у школьника.

232

7. Позаботьтесь о здоровом сне ребенка

Иногда усталость глаз возникает из-за недостатка ночного сна, во время которого ребенок не успевает отдохнуть и восстановиться. Важно, чтобы школьник не ложился спать позже 22 часов, и не вставал раньше 7 утра. В некоторых случаях дефицит ночного сна можно компенсировать дневным отдыхом после школы.

Чтобы усталость глаз не появилась в жизни ребенка вместе с продолжительными уроками и компьютерными играми, родителям следует организовать распорядок дня школьника, чередуя сон и бодрствование, игру на свежем воздухе и уроки, занятия спортом и пассивный отдых. Если грамотно спланировать день ребенка, наполнив его интересным досугом, проблем со зрением не будет.

В связи с началом нового учебного года Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю напоминает, что необходимо обращать внимание на развитие зрения у детей. Очень важно максимально расширять профилактические мероприятия с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения.

Организм ребенка восприимчив ко всякого рода воздействиям, поэтому именно в детском возрасте следует заниматься развитием зрения и профилактикой заболеваний глаз.

Хорошее зрение зависит от множества самых разнообразных факторов как внутренних (наличие болезней, характер питания, наследственная предрасположенность и т.д.), так и внешних (различные ушибы, падения, травмы глаза, плохие условия зрительной работы и т.д.).

Параллельно с ростом и развитием всего детского организма наблюдается большая изменчивость всех элементов глаза и формирование его оптической системы. Этот процесс особенно интенсивно протекает в период от 1 года до 5 лет жизни ребенка. В этом возрасте значительно увеличивается размер глаза, его преломляющая сила, вес глазного яблока.

Сказывается это на изменении остроты зрения (способности глаза видеть предметы четко) и рефракции (преломляющей силе глаза). Острота зрения, равная 1,0 (т.е. норма) формируется у детей не сразу, а колеблется в зависимости от их возраста. Большинство детей при рождении имеет дальнозоркую рефракцию, которая в дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет) всё ещё значительно преобладает над нормальной. И только с 6 лет наблюдается тенденция к уменьшению числа детей с дальнозоркостью.

В возрасте от 3 до 7 лет причиной понижения остроты зрения бывает и близорукость. По данным многих авторов, число близоруких детей в дошкольном возрасте увеличивается почти в 2 раза: 1,5% - в 3 года и 3,0% - в 7 лет.

Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Нарушение остроты зрения у таких детей приобретено не в школе, а еще в дошкольном возрасте.

Увлечение родителей ранним приобщением детей дошкольного возраста к буквам, чтению, чрезмерное увлечение гаджетами, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.

Если раньше дети дома больше занимались рисованием, лепкой, читали, писали или играли с конструктором, то сейчас эти занятия вытесняет увлечения телевидением и играми на электронных устройствах. Такие занятия требуют постоянного активного участия зрения.

Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются косоглазие и близорукость. Лучший способ избежать глазных болезней у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3 лет - 1 раз в полугодие, а от 4-7 лет - 1 раз в год). Важно помнить, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем прогноз лечения благоприятнее.

Как сохранить или улучшить зрение ребенка

В предупреждении зрительных расстройств ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребенка должен быть определенный распорядок жизни без напряженной длительной зрительной нагрузки в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели). Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.

Правильные зрительные привычки у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на зрение.

Для охраны зрения детей необходимо правильно организовать занятия в домашних условиях. Чтобы сохранить или улучшить зрение ребенка, нужно подобрать для него соответствующие игрушки и игры. Полезна любая игрушка, которая прыгает, вертится, катится и движется. Полезны любые игры с использованием мяча. Целесообразно уменьшить время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, шашки, головоломки и т.д.).

Общая продолжительность занятий ребенка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха.

Следует давать детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Длительность непрерывного просмотра или занятий для дошкольников не должна превышать 30 минут, оптимальное расстояние для зрения - 2,0-5,5 м от экрана телевизора, и 40 см от экрана компьютера, сидеть необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате при этом должно быть обычное естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал в глаза. Во время занятий свет должен падать на книгу, бумагу, тетрадь равномерно, в то же время голова и лицо ребенка должны оставаться в тени. Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение. Особенно это важно в темное время дня. Нужно избегать наклона головы близко к предмету работы, лучшее расстояние для зрительной деятельности - 30-35 см. Желательно исключить из поля зрения ребенка во время работы различные бликующие или отражающие поверхности. И, конечно, не надо забывать о правильном положении тела - стараться сидеть достаточно расслабленным, не сутулиться, делать гимнастику для глаз.

Наступила осень, а это значит, начинается новый учебный год. Как сохранить хорошее зрение у ребенка при современных нагрузках и как предотвратить ухудшение уже имеющихся нарушений? Эти вопросы волнуют многих родителей. Расскажем вам о пяти базовых правилах для сохранения хорошего зрения школьников.

Аппарат для диагностики зрения

Причины для внеочередного обращения к специалисту

5 базовых правил сохранения хорошего зрения для школьников

1) Вся зрительная работа (работа на близком расстоянии) выполняется ребенком, сидя за столом.

2) При работе необходимо хорошее освещение, не только общий свет, но и локальный (лампа на столе). Если ребенок правша, то лампа должна находится слева, если левша, то справа от ребенка.

3) Выполнение домашнего задания, особенно для детей младших классов, необходимо осуществлять под присмотром взрослых. Контролируется расстояние от глаз до тетради (не менее 30-40 см), осанка, наклон головы.

4) Вся зрительная нагрузка ребенка дозируется, т.е. необходимы перерывы во время работы (это касается не только уроков, но и любимых занятий: сбор лего, пазлов, бисера и другое).

Для детей 6-7 лет единовременная нагрузка для близи - не более 30 мин с последующим перерывом в 15 мин;

12-13 лет нагрузка до 60 мин, перерыв 10-15 мин;

14-15 лет нагрузка до 80 мин, перерыв 10 мин;

16-18 лет нагрузка до 90 мин (не более), перерыв 10 мин.

5) Минимизируем присутствие гаджетов (телефонов, планшетов) в зрительных нагрузках ребенка (особенно важно для детей до 7 лет). Если ребенок не может без электронных игр, рекомендовано воспользоваться компьютером. В этой ситуации также нагрузку дозируем, соответственно возрасту, и осуществляем сидя, соблюдая расстояние до глаз.

правила для школьников

Прогулки на свежем воздухе и физическое развитие также актуальны для гармоничного и полноценного развития органа зрения и всего детского организма в целом.

Читайте также: