Специфика мифологического мировоззрения в философии доклад

Обновлено: 28.04.2024

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир? Каковы место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель?

Содержание работы

Введение …………………………………. …..………………..3
1. Определение мировоззрения…………………………………..5
2. Мифологическое мировоззрение в древности………………..8
3. Мифологическое мировоззрение, формирование…………. 18
Заключение………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………32

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

1. Определение мировоззрения…………………………………..5

2. Мифологическое мировоззрение в древности………………..8

3. Мифологическое мировоззрение, формирование…………. 18

Список использованных источников……………………………32

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра гуманитарных дисциплин

Выполнила: В.С.Безумова, студент 2-го курса

заочной формы обучения факультета

таможенного дела, группа Т103

Проверил :_____________________________ __

(инициалы, фамилия преподавателя)

(ученая степень, ученое звание)

Человек пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что представляет собой окружающий мир? Каковы место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Может ли человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопросы называют мировоззренческими. Основной вопрос философии делит философов на материалистов, признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание - вторичным, производным от материи, и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествуют материи, творят ее. Идеализм близок к религии, философия интерпретирует Бога, но не исключает обоснования своих положений рациональными средствами, используя логические приемы аргументации.

Философское мировоззрение формировалось исторически. Мировоззренческие установки на дофилософском уровне у первобытного человека были представлены в форме мифов, преданий, сказаний и т. д. Они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации. 1

Мифологическое мировоззрение - такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающих его от науки, заключается в том, что миф объясняет все, ибо для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной формой мировоззрения.

Близкое к мифологическому - религиозное мировоззрение. Оно также апеллирует к фантазии и чувствам. В отличие от мифа религия не смешивает земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на противоположные полюса. В центре любого такого мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что эти ценности и ведущий к ним жизненный путь переносятся в трансцендентную, потустороннюю область - не в земную, а в вечную жизнь. Религия ближе к философии, чем мифология. Однако есть и различие. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия - всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Религия и мифология - естественное логическое и историческое предшествие философии.

1. Определение мировоззрения.

Определение мировоззрения в целом.

Мировоззрение - система представлений, понятий, взглядов об окружающем мире. Это ядро самосознания личности. Выступает как целостное понимание людьми мира, самих себя и своего места в мире. В мировоззрении выделяют 2 уровня: 1) рационально-теоретический, 2) жизненно-практический.

Мировоззрение включает 3 компонента:

1. Мироощущение, мировосприятие (эмоционально-чувственное составляющее мировоззрения) 2. Миропонимание (интеллектуальное составляющее мировоззрения, на уровне рационально-теоретического уровня представлено научными идеями) 3. Мироотношение (формируется на основе мироощущения и миропонимания). Мироотношение - совокупность ценностных установок человека по тем или иным жизненным вопросам.

Каждому обществу и эпохе присуще свое мировоззрение. Оно исторически конкретно. Мировоззрение каждой эпохи реализуется во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

Мифология - комплекс мифов, в которых излагается представление о возникновении и устройстве мира, человека. Миф - первая форма культурной деятельности человека. Космогонические мифы - о происхождении вселенной. Космологические мифы - о устройстве вселенной. Мифы - это своеобразное выражение и хранение исторической памяти. 2

Определение мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия;

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

3. в философии есть причинно-следственные связи.

2. Мифологическое мировоззрение в древности.

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы. В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу. 3

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

* Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

* Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей.

* Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

* Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

* Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у богов Промет еем" и т. д.

* Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде. 4

Мифологическое мировоззрение было древнейшей формой познания мира, космоса, общества и человека. Миф по необходимости возник из потребности индивида, его семьи, рода и социума в целом, в осознании окружающей природной и социальной стихии, сущности человека и передачи их единства через различные символические системы.

В мифологических системах человек и социум, как правило, не выделяют себя из окружающего мира. Космос, природа, общество и человек — различные проявления одного и того же божественного закона, передаваемого через символическую или символико-мифологическую системы. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное и единое, однако сами они внутри неоднородны и уже авторитарны, авторитаризм общества перенесён на всю природу.

Кроме того, миф, особенно на начальных стадиях своего развития (в долитературном виде), мыслит образами, живёт эмоциями, ему чужды доводы современной формальной логики. При этом он объясняет мир, исходя из ежедневной практики. Данный парадокс объясним тем, что социум, где преобладает мифологическое мировоззрение, напрямую соотносит особенности своего восприятия мира с реальным миром, индивидуальные психические процессы с природными и социальными явлениями, зачастую не делая различия между причиной и следствием, а часто меняя их местами.

Особенности, характерные для мифологической формы мировоззрения:

Антропоморфность — рассмотрение явлений природы по аналогии с человеком. Явлениям природы приписываются все те свойства, которые есть у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, страдание и т. п.

Дескриптативность — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и Боги в виде особых людей.

Синкретизм (слитность, нерасчленённость) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

Связь с магией свойственна более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооружённых зачатками научных знаний о теле человека, о животных и растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не связано с практикой, а является лишь пассивно-созерцательным.

Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей. Например: "человек стал смертным потому, что гонец (часто какое-то животное) неправильно передал волю божества", "человек начал использовать огонь потому, что тот был украден у Богов Прометеем" и т. д.

Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращённое вспять: движение от золотого века к серебрянному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение строится на религиозных представлениях, которые различны в разных формах религий. Христианство, буддизм, ислам - мировые религии. Им соответствуют христианское, буддийское, исламское (мусульманское) миропонимания. Они являются плодом исторического развития и представляют собой различные типы культур.

Религиозное мировоззрение выражено в форме притч, сказаний, которые оказывали и оказывают, по сей день, большое влияние на массовое сознание разных стран и регионов.

Религиозное мировоззрение помогает человеку в тяжелые минуты жизни и дает ответы на его вопросы о жизни и смерти и т. п.

Причины возникновения:

- недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;

- развитие способности человека к абстрактному мышлению;

- усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.

Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами.

Выделим такие:

- в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;

- мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.

- в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;

- особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;

- если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.

Существуют различные подходы философов к существованию Бога:

- теизм – Бог создал мир и продолжает в нём свою активность;

- деизм – Бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

- атеизм – отрицание веры в существование Богов.

Особенности:

- абсолютное существование в Бога/Богов или что-то сверхъестественное;

- религия опирается на вероучения;

- системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)

- имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;

- различает естественное и противоестественное;

- вера в сверх силу (Бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;

- основанием мира является дух, идея;

- для религии главным является достижение единства человека с Богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, место в этом мире, выражающееся в системе ценностей и идеалов личности.
Мировоззрение возникает как сложный результат взаимодействия психики человека с окружающей средой. Важной чертой мировоззрения являются социальные ценности и установки человека. Мировоззрение является фундаментальным социальным качеством человека, формируется с детства и закладывает ядро личности.
Синонимом мировоззрения является миропонимание, т.е. восприятие, ощущение, созерцание, оценка окружающего мира, природы, общества и человека.

Содержание

2.Влияние магии на формирования мировоззрения человека.

3.Мифология.
4.Определение мифологического мировоззрения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.docx

Серьезные коррективы в эту концепцию внес Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии. Впоследствии интерес в изучении мифологии сместился в область специфики мифологического мышления. Леви-Брюль считал первобытное мышление "дологическим", которым коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического мышления он относил. Несоблюдение логического закона исключенного третьего (объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим). Закон партиципации неоднородность пространства качественный характер представлений о времени и др. Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание интеллектуального своеобразия мифа как автономной символической формы культуры, особым образом моделирующей мир. В современном мире изучение мифа продолжается.

Определение мифологического мировоззрения

Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.

Характеристика мифологического сознания:

1. синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства;

2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия;

3. нет причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

В мифологическом сознании присутствуют:

б) ассоциации (дыхание душа, сон смерть)

в) телеологичность (связь не от причины к следствию, а от цели к причине)

г) символичность (оперирование не понятиями, а конкретными символами)

д) коллективность (миф - это всегда продукт коллективного сознания) е) авторитарность (мифы не оставляют возможности для личного проявления индивида и не допускают критики своих положений).

В отличие от мифа философия предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем:

1. вместо образа - рациональные понятия

2. философия несинкретична (четкое противопоставление субъекта и объекта)

3. в философии есть причинно-следственные связи.

Как известно, под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е. более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и что самое главное, положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части как человечество. Поэтому основной вопрос мировоззрения включает в себя вопросы о происхождении, сущности, первоначале и будущности мироздания как основы существования человечества. Мировоззрение - нечто большее, чем религия, философия или мифология, будучи плодом всей совокупности знаний и суеверий человечества.

Каковы основные черты мифологического мировоззрения, а именно таковым и являлось первоначальное мировоззрение древних людей? Мифологическое мировоззрение строится в основном из образов. Как подчеркивает Гегель, "миф есть всегда форма изложения, которая принадлежала к более древней стадии, вносит чувственные образы, изготовленные для представления, а не для мысли". Однако, образы мифологии необычны, необыденны. Ведь в отличие от народной легенды, миф не привязан к какому-нибудь историческому событию. Это своего рода обобщения. Будучи составной частью мировоззрения, они приобретают новый, в какой-то мере сверхчувственный смысл.

Мифологическое мировоззрение строится в основном на ассоциативных, а не на смысловых связях, которые первобытное сознание неспособно открыть. Ассоциации по сходству, по смежности и контрасту в мифологическом мировоззрении превалируют над смысловыми, объективными связями (открытие которых - все еще незавершенное дело науки). Поэтому в мифологическом мировоззрении несущественное оказывается существенным (например, имя предмета),а несвязанное - связанным.

Из ассоциации по сходству вырастает еще одна особенность мифологического мировоззрения: в нем превалируют умозаключения по аналогии, т.е. выводы, сделанные о свойствах одного предмета на основании его сходства с другим предметом.

Метод аналогии в мифологическом мировоззрении проявляется главным образом в том, что мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода. В этом и состоит центральная, главная особенность мифологического мировоззрения.

В результате такого перенесения природа и природные явления антропоморфизируются в широком смысле этого слова. Внешняя человекообразность здесь не обязательна, важно лишь то, что природные явления (небесные тела, ветер, море, пожар и т.п.) и животные представляются наделенными волей и действиями по сознательным мотивам. Полная антроморфизация - результат длительного развития мифологии, ее высшая ступень, антроморфизация - тоже одна из особенностей мифологического мировоззрения.

Но мифологическое мировоззрение строится на основе перенесения на природу не просто свойств человека, а человеческого рода. Родовой социоморфизм, как особенность мифологического мировоззрения, заключается в том, что природа объясняется не только по аналогии с поведением человека, но и по аналогии с родовой структурой общества.

Поскольку мифологическое мировоззрение формируется путем перенесения на природу чуждых ей свойств человеческого рода, возникает сверхприродное, сверхнатуральное (супранатуральное). Таким образом, супранатурализм оказывается одной из особенностей мифологического мировоззрения. На уровне фетишизма и анимализма (преанимизма) это сверхприродное еще смутно и не оформлено, на уровне тотемизма оно раскрывается как род животных. При этом необходимо отметить стихийно-материалистический характер персонатуралистического супранатурализма: мир богов также телесен, как и человеческий род.

Перенесение на природу свойства человеческого рода влечет за собой оживотворение природы (гилозоизм) и ее одушевление (анимизм, панпсихизм),что является неотъемлемой чертой мифологического мировоззрения. Первобытному анимизму присуща стихийная материалистичность. Понятия бездушной материальной вещи и чистого бесплотного духа, будучи результатом абстракции, появляются поздно, на уровне философского сознания. В.Холличер также подчеркивает, что, хотя исторически идеалистическое обособление идей примыкает к анимистической вере в духов, "эта вера сама по себе не была еще собственно дуалистической в полном смысле этого слова, так как дух считался лишь особенно утонченным видом тела". Это верно как в отношении древних, так и в отношении современных слаборазвитых народов.

Особенностью мифологического мировоззрения является генетизм. В мифологии нет еще понятия пребывающего, субстанционального первоначала. Если в мифологии и говорится о первоначалах, то как о генетических. При этом действует тот же закон перенесения на природу родовой структуры общества. Эволюционистские мифы дополняются креационистскими важнейшей формой мифологического генетизма.

Но так или иначе, мифологическое мировоззрение сводит объяснение к рассказу о происхождении. Мировоззренческий миф есть рассказ, отвечающий на вопрос, как произошло мироздание в целом и в своих частях, откуда что взялось. Это "объяснение" соответствует низкому уровню мифологического сознания, хорошо показывает его "детскость". Л. Фейербах замечает, что "вопрос что? ставит взрослый, вопрос - откуда? - ребенок". Мифологическое мировоззрение как раз и сводится к фантастическому ответу на вопрос: откуда? Откуда произошел мир и населяющие его живые существа? Г.В.Плеханов даже полагал, что основным вопросом, на который отвечает мифология, является вопрос не о том, кто создал человека и животных, а о том, откуда они пришли".

Мифологическое мировоззрение, можно, видимо, определить как такую картину мира, которая строится по принципам мифологического "мышления" ,т.е. на уровне эмоционально-чувственной ступени познания по законам воображения и методам аналогии, переноса на мироздание основных черт человеческого рода, в результате чего "мы" онтологизируется, а "оно" персонифицируется. Так возникает мифологический надприродный мир, а вместе с тем и основной вопрос мифологического мировоззрения - вопрос о взаимоотношении природного и сверхприродного. Этот вопрос решается мифологическим сознанием в пользу первенства сверхприродного перед природным (природа -результат организующей деятельности богов, человек - их творение). Возможность второго ответа на основной вопрос мифологического мировоззрения означает кризис последнего, а реализация этой возможности - появление философии.

Итак, мы выяснили, что о первоначальных формах мировоззрения можно говорить как о родовых формах мировоззрения. Отсюда вытекают все основные особенности этого мировоззрения и все его формы (фетишизм, анимизм, аниматизм и др.), которые не есть нечто самодовлеющее, а имеют свой исток в особенностях мифологизирующего сознания, которое, в свою очередь, определяется родовым строем, первобытнообщинной формацией. Мифологическое мировоззрение - это мировоззрение родового общества, которое основывается "на незрелости индивидуального человека, еще не оторвавшегося от пуповины естественнородовых связей с другими людьми. "

Развитая мифология содержит в себе мировоззрение, первобытную теорию мира. Возможность и необходимость такой "теории" была заложена в самой сущности человека как такой части природы, которая выступила по отношению к целому как активная, преобразующая сила, созидающая из бесчеловечного стихийного мира очеловеченный мир, из естественной среды - искусственную, и в этом смысле как бы творя мир. Переделывая мир, человек создавал и самого себя как мыслящее существо. С момента выделения человека из природы, раскола ее на активную и пассивную части встала необходимость определения взаимоотношения деятельного человеческого рода и неопределенного в своих границах и деталях предмета приложения этой деятельности. Так зародился основной вопрос мировоззрения - вопрос о соотношении "мы" и "оно". Но, начав выделяться из природы, становясь существом сознательным, человек оказывался тем самым в состоянии глубокого невежества. Между человеческим родом и природой образовалась брешь, которую нужно было чем-то заполнить. Это заполнение и совершается на единственно возможном тогда уровне - на уровне мифологии.

Разумеется, все это происходило постепенно. Мировоззренческие мифы, интересующие нас, и которые мы имеем прежде всего в виду, когда говорим о мифологии, сложились постепенно. Например, у австралийцев и индейцев Южной Америки имеются мифы о происхождении Земли и Вселенной не обнаружено.

Хотя в мифологии отношения между предметами выступают в отчужденной форме отношений между супранатуральными существами, мифологию нельзя отождествлять с религией. Во-первых, религия включает в себя не только мировоззренческую, мифологическую часть, но и культ (обряды), и объединение людей для совместного исполнения обрядов (религия всегда коллективна). Во-вторых, не все мифы были религиозными, не все они обслуживали культ. Поэтому мифологию нельзя сводить к религии, хотя и нельзя забывать о религиозном аспекте мифологии.

Особую проблему представляет собой вопрос о магии. Дж. Фрезер считал, что в магии "дикарь создал мировоззрение, которое является зародышем современного понятия о естественном законе , тогда как религия - это умилостивление или привлечение на свою сторону сил, стоящих выше человека. " Имеется существенное различие не только между магией и религией, но и между магией и мифологией. Мифология останавливается на объяснении, магия же связана с действием, с практикой. Магическое сознание противоречиво: преднаучный аспект (сознание однозначности и об"ективной необходимости в мире) тесно связан в нем с религиозным и донаучным.

Что такое мифология

Что такое мифология

Прежде, чем рассматривать мифологическое мировоззрение, давайте сперва ответим на вопрос, что такое мифология. Многие ученые по-разному трактуют определение мифологии. В целом они похожи, между собой, но в зависимости от той или иной трактовки, определения слегка расходятся.

Итак, чтобы не перегружать вас философскими определениями, мы немного упростим определение мифологии. Это одна из форм общественного сознания, которая позволяла людям в старину объяснять природные и социальные явления.

Именно поэтому мифология является одной из вариаций мировоззрения, причем одной из самых распространенных и подробных, ибо мифология полностью отвечает на основные вопросы, которые интересуют людей и по сей день, а именно: о происхождении мира, о его устройстве, о значении самого человека в мире и его происхождении, а также о явлениях природы и общественной жизни.

мифология как форма мировоззрения

Особенностью мифологического мировоззрения является то, что эта система взглядов обосновывалась на художественном и эмоциональном восприятии мира. А поддерживалась эта система иллюзорным и неадекватным восприятием мира целыми народами.

Все мы знаем, что любая мифология начинается с мифа о происхождении мира. Впоследствии этот миф дополнялся историями и легендами, в которых присутствовали зачатки религии, культуры, искусства, философии и истории. Все это поэтизировалось, обрастало метафорами и эмоциональным восприятием. Таким образом, в мифологическом восприятии мира все это перемешалось и объединилось.

Роль мифологического мировоззрения в истории

формы мировоззрения в философии мифология

На самом деле, мифологическое мировоззрение возникло именно тогда, когда человечество в нем нуждалось. Дело в том, что оно мифология выполняла самые разнообразные функции в жизни человека, причем настолько тонко, что люди этого и не замечали. Так, например, роль мифологии заключалась в следующем:

  1. Мифы связывали временные отрезки воедино. Т.е. люди не просто жили, у них было прошлое и будущее, которые, как раз, и связывались мифологией.
  2. Мифы формировали коллективные представления народов о мире и своих целях в нем.
  3. Мифы объединяли народы духовно, а также являлись поводом к поддержанию порядка.
  4. Мифы давали возможность людям сформировать свою систему ценностей. Так появились первые понятия о том, что такое добро и что такое зло.
  5. Мифы в полной мере утоляли жажду знаний древних людей. Именно мифы выстраивали подробные цепочки о возникновении мира и его строении.

Таким образом, можно дополнить определения мифа. Помимо всего, что мы сказали ранее, мифология сочетала реальные, причем достаточно точные, наблюдения с вымыслами. Т.е., мифология стала духовным символом, который объединял материальный мир с миром духовным.

Мифологическое мировоззрение

В нашей статье о происхождении мифов, мы постарались достаточно подробно раскрыть тему происхождения мифов. Если вкратце, то мифы зародились примерно в те дни, когда люди стали формировать первые поселения и даже города, когда они осознали свое положение на планете. Но раз они нашли себя, значит надо было и познать свое место в мире, что они и попытались сделать при помощи мифологии.

На самом деле, подобные вопросы явно говорили о том, что люди достигли нового витка духовного развития. Как мы уже сказали выше, люди стали замечать некоторые схожести и закономерности в процессах окружающей среды и собственного поведения. Это дало им возможность предположить, что не только они познают мир, но и мир познает их, что сами люди являются объектом наблюдения.

Рекомендуем по теме

Таким образом, все, что окружало человека, получило свои имена, а точнее – своеобразные начала. Впоследствии это привело людей к первым проявлениям религии. Т.е., недостатки знаний и информации стали дополняться придуманными фактами и ложными знаниями. Так начали появляться и первые боги. Причем, заметьте невероятные сходства в различных мифологиях. Например, в каждой мифологии мира упоминаются солнце, молнии, дожди и грозы, плодородие и многое другое. Соответственно, за каждым из этих явлений стоял бог. И пусть имена их были разными, в различных уголках планеты, но по сути – все они выполняли одну и ту же задачу – отвечали за какое-то природное или социальное явление. Так и появились первые боги и невиданные существа, которые впоследствии и сформировали целые отрасли мифологии.

Кроме того, успех других людей в той или иной отрасли также ассоциировался с мифологическим влиянием. Намного легче было объяснить успехи человека его божественным происхождением, чем просто наличием таланта. Шли годы, истории становились легендами и обрастали новыми, уже более мифическими подробностями. Так и происходило переплетение реальности с выдумкой.

Вот так постепенно, значение мифологии расширялось во многих исторических центрах. Постепенно появилось мифологическое мировоззрение, которое объединило воедино все такие легенды и представления, а также сформировало отношение людей к окружающему миру.

мифология как историческая форма мировоззрения

Впоследствии представление людей об окружающем мире переформировались. Чем больше люди узнают об окружающем мире, тем меньшим влиянием стали обладать мифологические персонажи. Впоследствии мифологическое восприятие миро сильно изменилось. Представления о множестве богов трансформировались в поклонение единственному и всесильному Богу, который обладает безграничным авторитетом, силой и властью. Так, постепенно, начал формироваться новый тип мировоззрения – религиозный. Как и в случае с мифологическим мировоззрением, духовный аспект жизнедеятельности человека преобладает над его физическим аспектом, но существуют также и различия.

На этом наша статья подходит к концу. Надеемся, что она помогла вам найти ответы на вопросы, которые вас интересовали. Мы же прощаемся с вами, всем удачи и до новых встреч.

Читайте также: